видные ученые дефектологи о реализации проблемы инклюзивного обучения детей с овз

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное (франц. Inclusive – включающий в себя, от лат.Include – заключаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах.

Инклюзивное образование представляет собой форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями посещают общеобразовательные школы. Обучаются в классах вместе с детьми одного возраста, имеющими индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели. Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование.

Лев Семенович Выгодский один из первых обосновал идею интегрированного обучения (1896-1934). Указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она погружает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в жизнь.

Как же работать педагогам с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья? Конечно современному учителю сложно, но разве учителю когда-нибудь было легко? Исходя из возможностей каждого ребенка, необходим дифференцированный подход.

Современная школа помогает учащимся достичь необходимого уровня, который в дальнейшем даст ему возможность легко адаптироваться к жизни, продолжить образование, найти призвание.

Тут на помощь любому педагогу (логопеду, психологу, дефектологу) должны прийти верные помощники — родители. Которые тоже являются педагогами, прошли сложный период развития и обучения своего ребенка.

Говоря об инклюзивном образовании, необходимо отметить, что не все так гладко в создании условий для обучения детей с ОВЗ.

Для создания специальной среды необходимо решить ряд проблем, таких как:

— проблема неприятия детей с ОВЗ;

— проблема в представлении и осуществлении подходов к обучению детей с ОВЗ;

— трудности в подготовке необходимой документации;

— трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;

-нежелание большинства родителей обучать своих нормально развивающихся детей совместно с детьми с ОВЗ;

— создание качественного психолого – педагогического сопровождения;

— негативное отношение нормально развивающихся детей к детям с ОВЗ.

Для преодоления этих проблем школа должна:

— обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

— обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами и специалистами, способными реализовать инклюзивный подход;

— создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;

— разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика);

— обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья.

Решение этих проблем, возникающих в условиях общеобразовательных учреждений, приведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах. В самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования. Все дети, несмотря на физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками.

1. Рудь Н. Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.– С. 4.

2. Кучмаева О. В., Сабитова Г. В., Петрякова О. Л. Проблемы развития инклюзивного образования в столице // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 3 – 11.

3. Назарова Н. М. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски развития: сб. научных статей IV международного теоретико- методологического семинара. М.: Логомаг, 2012.

Источник

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

видные ученые дефектологи о реализации проблемы инклюзивного обучения детей с овз Анастия Кочеткова
Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Кочеткова Анастасия Геннадьевна,

Барыленко Татьяна Сергеевна,

Аннотация: в статье раскрываются основные проблемы образования в контексте инклюзивного подхода, рассматривается влияние современных тенденций на уклад современной образовательной системы в России.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, формы обучения.

В наши дни становится все более актуальной тенденция инклюзивного образования детей с особыми потребностями. Само инклюзивное образование подразумевает под собой такое образование, которое направлено на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, совместно с детьми, имеющих нормальное развитие. Данная программа должна обеспечивать формирование допустимости условий образования для всех, в том числе и обеспечивать доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями. Конечно же говорить о том, что все дети инвалиды должны обучаться в равных условиях нельзя, ведь дети индивидуальны и к каждому требуется свой подход.

Все положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года [2].

В России в настоящее время традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Это связанно с тем, что рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья беден и не имеет достаточного финансирования [3].

Мы считаем, что можно выделить три основные проблемы,которые возникают при внедрении данной технологии:

1) Неготовность общества к инклюзии. Если рассматривать исторические аспекты, то по сравнению с Европой в Росси процессы принятия людей инвалидов происходило медленнее, а следовательно зарубежное общество и сейчас находится на более высокой ступени развития.

2) Недостаточная подготовка специалистов, их нехватка в системе образования, а так же неспособность реализовать инклюзивную программу.

3) Недостаточное количество технического оснащения для лиц с ограниченными возможностями [1].

Но не смотря на все проблемы с которыми сталкивается развитие инклюзивного образования, мы считаем, что оно должно продолжать свое существование, так как дает особые положительные возможности и навыки, как для детей с ограниченными возможности здоровья, так и для детей с нормальным развитием.

Таким образом, можно говорить о том, что внедрения инклюзивного образования в систему российского образования встречает целый ряд преград, основной причиной которого является неготовность государства к внедрению людей с ограниченными возможностями здоровья в социум.

1) Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.

2) Конвенция ООН «О правах инвалидов», от 13 декабря 2006 года.

3) Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. // Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Статья «ФГОС дошкольного образования-детям с ограниченными возможностями здоровья» 1 слайд «ФГОС дошкольного образования – детям с ограниченными возможностями здоровья» Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает.

«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального.

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

видные ученые дефектологи о реализации проблемы инклюзивного обучения детей с овзПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

видные ученые дефектологи о реализации проблемы инклюзивного обучения детей с овзСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Источник

Психолого-педагогические проблемы реализации инклюзивного образования

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования, обосновывается необходимость разработки новых методов, форм и образования, выявляются основные психолого-педагогические проблемы реализации инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, профессионально-педагогические отношения.

Реализация инклюзивного образования в общеобразовательных школах и детских садах является одним из требований деятельности образовательных организаций. Осуществление инклюзии сопровождается набором различных сложностей в организации образовательного процесса, материально-техническом оснащении, психолого-педагогическом сопровождении, о чём свидетельствуют публикации [1; 3; 5; 6; 8; 10; и др. ].

Организация инклюзивного образования должна учитывать, что его основой является учет индивидуальных особенностей детей, как в области их здоровья, психологии, так и образовательных потребностей, способностей, интересов и мотивов обучающихся. В этой связи обеспечение безбарьерной среды (доступной для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья) является только одним из фрагментов инклюзивного образования. На первый план выдвигается необходимость менять методы, формы и технологии педагогической работы и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Наиболее очевидной проблемой реализации инклюзивного образования заключается в разной направленности обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. При обучении здоровых детей педагог сосредоточен на реализации образовательных стандартов (ФГОС, достижении максимальных учебных успехов школьника. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно Н. В. Бабкиной [1], доминирует реабилитация и адаптация ребёнка к требованиям образования. А образовательная среда приспосабливается, преобразуется для выполнения этих функций.

Инклюзивное образованиеспециалистами обозначается в нескольких аспектах: 1) как принцип организации образования, 2) как социальная ценность, 3) как путь обеспечения доступа ко всему спектру образовательных ресурсов всех детей [2; 4; 6]. Развитие и преобразование психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании должно преобразовывать сложившуюся практику. А именно, в научных публикациях, как правило, обсуждаются вопросы обеспечения благоприятных условий обучения детей с ограниченными возможностями. Это создаёт не только сложности в работе со здоровыми детьми (оттеснёнными, по сути дела, на второй план, но и нарушает сам принцип инклюзии – взаимная включённость, единство социокультурной среды и др.

Обозначим данную особенность, сложившуюся в практике инклюзии как первую психолого-педагогическую проблему реализации инклюзивного образования: отражение в организации образовательного процесса интересов и потребностей всех субъектов (в том числе, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей) педагогического процесса.

Следующей проблемой в организации инклюзивного образования, являются профессионально-педагогические отношения в образовательной организации (отношения «педагоги – учащиеся», «педагоги – родители учащихся», «педагоги-педагоги», «педагоги – администрация образовательной организации», как преобладающий стиль научно-педагогического мышления и стиль педагогической деятельности. В идеале профессионально-педагогические отношения при организации инклюзивного образования опирается на следующие,декларируемые ценности: жизнь и здоровье каждого человека (субъекта педагогического процесса, их индивидуальность; оптимизм, самоуважение, ответственность всех участников образовательно-воспитательного процесса; совершенствование каждого субъекта; свобода и ответственность как проявления прав и обязанностей каждого участника образовательно-воспитательного процесса; сотрудничество в организации всех мероприятий в образовательном учреждении. Однако декларируемые ценности не всегда реализуются в практике.

В частности, опросы родителей (более 400 человек) и педагогов (26 человек) в детских садах г. Ставрополя, показали, что родители здоровых детей, хотели бы, чтобы дети со сложностями в обучении и/или ограниченными возможностями здоровья посещали специальные группы. Данную позицию разделяют две третьи части педагогов дошкольных учреждений, поскольку воспитатели вынуждены дифференцировать подгруппы детей с разной скоростью в освоении социального опыта и проводить одну и ту же работу многократно. Такая организация педагогического процесса не может быть обозначена как инклюзивное, поскольку именно «включения», «интеграции» в детском сообществе не происходит [2; 4; 7; 9]. А педагоги оказываются в ситуации ненормированных трудовых перегрузок. Эти трудовые перегрузки и негативное отношение родителей воспитанников к инклюзии составляют дополнительные две проблемы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

Только пятеро родителей здоровых детей в обследованной группе указали, что видят положительные аспекту инклюзивного образования. Практически все проявления социальной дезадаптации у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, приводит к негативным реакциям на них других детей и их родителей. Одним из самых провокационных явлений для здоровых детей и их родителей является более высокая оценка учебных успехов детей с ограниченными возможностями на фоне таких же или более существенных успехов здоровых детей (данные факты отмечались в общеобразовательной школе и детских садах). В этой связи возникает проблема дифференциации оценок детей с ограниченными возможностями и здоровых детей. Эта проблема нуждается в особом обсуждении как основной показатель диспропорциональности явлений в инклюзивном образовании, источник рассогласованного восприятия учебной успешности.

С нашей точки зрения, инклюзивному образованию предстоит решить не столько вопрос безбарьерной среды (на самом деле, это вопрос преимущественно материально-технического оснащения образовательной организации, сколько разработки технологии учебного процесса в группе детей разных образовательных возможностей и запросов. Самым простым механизмом здесь представляется разработка индивидуальных образовательных маршрутов для ребенка с ограниченными возможностями. В его маршруте могут сочетаться элементы домашнего обучения, индивидуальных занятий, учебных задания со всем классом или заданий с другими классами по отдельным предметам, локальное обучение в специализированном образовательном учреждении, обучение в учреждениях дополнительного образования, элементы дистанционного обучения.

Разработка такой схемы обучения, вероятно, должно сопровождать пересмотр служебных поручений воспитателя и учителя, оплаты его труда, а главное, методов работы. Кроме этого, при реализации индивидуальных образовательных маршрутов не обойтись без тьюторов, которые не предусмотрены в штатном расписании образовательных учреждений.

Опрошенные родители детей с ограниченными возможностями здоровья не только положительно оценивали возможность ребёнка общаться со сверстниками, эмоционально и социально развиваться, выполнять совместную учебную и игровую деятельность в рамках инклюзивного образования, но и отмечали наличие насмешек, пренебрежения и других негативных явлений. Иными словами, не только готовность педагога работать в рамках инклюзивного образования составляет проблему, но и подготовка детей группы ДОО ли класса принять в своё сообщество ребёнка с особыми нуждами.

Н. В. Борисова указывает, что инклюзия призвана обеспечить полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь образовательного учреждения [2], а Н. Н. Буковцова [3] рассматривает безбарьерное образование как исключение любой дискриминации. Как показывает практика, эти требования еще не реализованы в практике.

В выборку исследования был включён детский сад комбинированного типа, работающий со слабовидящими детьми в течение длительного времени. Для реализации инклюзивного образования здесь в комбинированные по контингенту детей группы размещают меньшее количество детей. Дети изначально дифференцированы на небольшие группы и занятия осуществляются в таких подгруппах (разная степень возможностей здоровья детей в каждой подгруппе). Поскольку дошкольное образование не предполагает объёмного эмпирического опыта и незначительный уровень теоретических знаний, то малочисленность групп является достаточным условиям для выполнения образовательных программ всеми детьми.

С другой стороны школьное обучение, особенно в старшей школе, предъявляет высокие требования к освоению учебного содержания, интенсивности учебных занятий интеллектуальных способностей. Простым делением на небольшие подгруппы вопрос решить не представляется возможным.

Главное в инклюзивном образовании – дети с разным состоянием здоровья и стартовыми возможностями обучения должны приобретать позитивный опыт взаимодействия с людьми с иными параметрами здоровья; получать опыт толерантности и заботы о другом человеке – нуждается в специально организованном психолого-педагогическом сопровождении. В обследованных учреждениях не были созданы такие специальные службы – администрация образовательных организаций считает, что всё само собой наладиться. При негативных явления предлагают классным руководителям «разобраться». А классные руководители, в свою очередь, не обладая специальной подготовкой дефектолога, психолога, медиатора, путём проб и ошибок ищу путь приспособления к сложной ситуации.

Успешность работы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования связана с решением ряда проблем:

• отражение в организации образовательного процесса интересов и потребностей всех субъектов педагогического процесса;

• формирование профессионально-педагогических отношений в образовательной организации адекватных задачам инклюзивного образования;

• трудовые перегрузки педагогов при реализации инклюзивного образования;

• негативное отношение родителей воспитанников образовательной организации к инклюзии;

• осуществление дифференциации оценок детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей;

• пересмотр служебных поручений воспитателя и учителя, оплаты его труда, методов работы;

• обеспечение профессиональной готовности педагога в реализации инклюзивного образования;

• подготовка детей к принятию в своё сообщество ребёнка с особыми нуждами;

• создание специальных служб психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

Преодоление выявленных проблем возможно при разработке индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых предусмотрено сочетание разных форм обучения и взаимодействия с педагогами и детским сообществом (сообществами, подготовка тьюторов.

1. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. – 2011. – № 4. – С. 12–17.

2. Борисова Н. В., Прушнинский С. А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. – М. : Инфра – М, 2011. – 205 с.

3. Буковцова Н. И. Инклюзивное образованиедетей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы – М. : МГППУ, 2011. – 286 с.

6. Корнеева А. Н. Безбарьерная среда, как условие эффективной реализации ФГОС с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. // http://doshkolnik.ru/smi.html

7. Музафарова Е. А. Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ // Образование и воспитание. – 2016. – №5. – С. 89-91. – URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1705/ (дата обращения: 10.09.2018).

10. Хитрюк В. В. Основы инклюзивного образования. –Барановичи: РИО БарГУ, 2014. – 136 с.

Организация инклюзивного образования в ДОУ Большое внимание организации инклюзивного образования уделяется в Белгородской области. Как правило, процесс вовлечение детей с умственными.

видные ученые дефектологи о реализации проблемы инклюзивного обучения детей с овзФотоотчет по неделе инклюзивного образования с 1 по 5 апреля в нашем МБДОУ с. Чистополье прошла неделя инклюзивного образования. Началась она 2 апреля с акции «Зажги синим». 2 апреля-Всемирный.

Изучение готовности сотрудников ДОУ к реализации инклюзивного образования Аннотация: В данной статье рассматривается уровень готовности педагогов к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Контроль организации инклюзивного образования в ДОУ В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 с. Кременкуль» Челябинской области функционируют группы компенсирующей и комбинированной.

Круглый стол «Современные вызовы и проблемы инклюзивного образования» Круглый стол по теме: «Современные вызовы и проблемы инклюзивного образования». На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало.

Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ В последнее время большое значение и внимание привлекает уровень изменения здоровья.

Психолого-педагогические основы проблемы развития мышления старших дошкольников Понятие мышления Мышление – это высокая форма отражения мозгом окружающего мира, в наибольшей степени сложный познавательный процесс, свойственный.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ Необходимо учитывать следующий спектр обеспечения условий инклюзивного образования детей с.

Взаимодействие логопеда и специалистов образовательного учреждения в ходе реализации инклюзивного образования (слайд 2). К сожалению, в последние годы в нашей стране и во всем мире сложилась стойкая тенденция к росту числа детей, имеющих так называемое,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *