виды жертвоприношений в ветхом завете

Зачем приносят жертвы?

Жертва как необ­хо­ди­мость

Многие, навер­ное, помнят стран­ный фильм Андрея Тар­ков­ского (может быть, самый стран­ный из всех его филь­мов) – “Жерт­во­при­но­ше­ние”. Живет себе обыч­ная запад­ная семья, довольно состо­я­тель­ная, У нее отлич­ный дом в кра­си­вом месте. Правда, маль­чик в этой семье почему-то не гово­рит – то ли он немой, то ли стра­дает аутиз­мом. Да и все осталь­ные не слиш­ком любят и пони­мают друг друга. Но это вовсе не мешает им радо­ваться жизни, что-то празд­но­вать в пого­жий летний день. И вдруг посуда на столе начи­нает дро­жать от гула про­ле­та­ю­щих само­ле­тов, по теле­ви­зору граж­дан при­зы­вают сохра­нять спо­кой­ствие, и все пони­мают, что сбы­ва­ется страш­ный сон тех лет: сейчас нач­нется ядер­ная война, в кото­рой не будет ни побе­ди­те­лей, ни уце­лев­ших. Перед этой угро­зой все теряет смысл. Но оста­ется надежда: может быть, еще обой­дется? И тогда глав­ный герой бор­мо­чет что-то невра­зу­ми­тель­ное, что даже нельзя назвать молит­вой. Это просто стон чело­века, кото­рый меч­тает, чтобы страш­ный сон все же остался сном, и наутро жизнь вер­ну­лась бы к своему обыч­ному тече­нию. Если бы это было воз­можно! Он засы­пает… и его жела­ние испол­ня­ется. На сле­ду­ю­щее утро мир вос­ста­нов­лен, никто и не вспо­ми­нает о про­изо­шед­шем. И тогда герой под­жи­гает соб­ствен­ный дом. Его увозят в пси­хушку, его родные и близ­кие про­дол­жают радо­ваться жизни. И вдруг его малень­кий сын обре­тает дар речи.

И еще одна вещь уди­ви­тельно точно пока­зана в этом фильме. Жертва, даже на первый взгляд бес­смыс­лен­ная, пара­док­саль­ным обра­зом все же пре­об­ра­жает мир: пусть никто из родных не понял глав­ного героя, но самый доро­гой для него чело­век, его сын, нако­нец обрел дал речи.

Жертва как пир

Вер­немся к древ­нему Изра­илю. Его рели­гия была на удив­ле­ние про­стой. Другие народы древ­но­сти, напри­мер, вави­ло­няне или егип­тяне, знали слож­ные риту­алы и запу­тан­ные обряды, и жрецы хра­нили таин­ства от глаз непо­свя­щен­ных. У изра­иль­тян же был просто огром­ный шатер (пока они были кочев­ни­ками) или огром­ный камен­ный дом (когда пере­шли к осед­лому образу жизни) – сим­во­ли­че­ское место оби­та­ния Бога среди Его народа. И в бла­го­дар­ность за все, что Он давал им, они отда­вали Ему то, чем обла­дали сами – стро­или Ему жилище из самых лучших мате­ри­а­лов, при­но­сили лучшее мясо, хлеб, вино и масло. Ничего осо­бен­ного, таин­ствен­ного или непо­нят­ного: в свя­ти­лище было все то же, что и в обыч­ном доме, только несрав­ненно рос­кош­нее и обиль­нее. Два раза в сутки, утром и вече­ром, на жерт­вен­ник отправ­лялся годо­ва­лый бара­шек, словно изра­иль­тяне при­гла­шали Гос­пода к соб­ствен­ной тра­пезе.

Впро­чем, это не совсем так: при­гла­ша­ю­щей сто­ро­ной были не люди, а сам Гос­подь. Ведь это Он дал Моисею подроб­ные ука­за­ния – что, как и когда можно при­но­сить в жертву. В отно­ше­ниях Бога и чело­века все опре­де­ляет Бог, а не чело­век, кото­рому только кажется, что своими риту­аль­ными дей­стви­ями он побуж­дает Бога ока­зать необ­хо­ди­мую помощь. На самом деле Бог изна­чально подает чело­веку все, что ему дей­стви­тельно нужно, а чело­век может только выра­жать свою бла­го­дар­ность, жерт­вуя Богу первые и лучшие плоды.

Этот прин­цип строго выдер­жи­ва­ется в Ветхом Завете. Богу при­над­ле­жат пер­венцы от вся­кого чистого скота, Ему же при­но­сятся первые плоды нового урожая. Даже маль­чики-пер­венцы счи­та­лись при­над­ле­жа­щими Ему, и роди­тели выку­пали их, при­нося в храм опре­де­лен­ную плату.

Впро­чем, чело­век мог совер­шить жерт­во­при­но­ше­ние и по соб­ствен­ной воле. В бла­го­дар­ность за какое-то особое собы­тие в своей жизни, или просто для того, чтобы выра­зить свою пре­дан­ность Богу, он мог при­не­сти жертву все­со­жже­ния – когда живот­ное сжи­га­лось на жерт­вен­нике пол­но­стью, без остатка. Конечно, всякий раз сжи­гать все, что у тебя есть, как в фильме Тар­ков­ского, было бы довольно глупо, но лучший (обя­за­тельно лучший!) баран из стада сим­во­ли­зи­ро­вал: чело­век пре­дает в руки Бога себя самого и все, чем он вла­деет на земле.

Другой вид доб­ро­воль­ной жертвы – мирная жертва (это не совсем удач­ный термин, в новых пере­во­дах встре­ча­ется другой: пир­ше­ствен­ная жертва). По сути дела, это сов­мест­ный пир, когда неко­то­рая часть жерт­вен­ного живот­ного сжи­га­лась как “доля Бога”, а осталь­ное мясо шло на уго­ще­ние всех собрав­шихся. Ведь из того, что при­но­си­лось в скинию или храм, далеко не все уни­что­жа­лось на жерт­вен­нике: что-то шло на про­пи­та­ние свя­щен­ни­ков, у кото­рых не было иного дохода, а часть мяса (в случае пир­ше­ствен­ной жертвы) воз­вра­ща­лась жерт­во­ва­телю, но и она счи­та­лась свя­щен­ной – ее нельзя было выбра­сы­вать или отда­вать “нечи­стому” чело­веку (напри­мер, языч­нику).

Сов­мест­ная тра­пеза у всех наро­дов древ­но­сти озна­чала заклю­че­ние союза. Рас­ска­зы­вают исто­рию времен граж­дан­ской войны в Сред­ней Азии: одна­жды учи­тель­ница заблу­ди­лась и слу­чайно вышла к лагерю бас­ма­чей. Пони­мая, какая опас­ность грозит ей, пред­ста­ви­тель­нице совет­ской власти, если ее опо­знают, жен­щина просто тихонько подо­шла и при­села к бли­жай­шему костру. Какой-то незна­ко­мый боро­дач про­тя­нул ей кусок лепешки, и с этого момента она стала непри­кос­но­венна – ведь эти люди пре­ло­мили с ней хлеб.

Точно так же заклю­чался в свое время и дого­вор, Завет между Богом и людьми – совер­ша­лось жерт­во­при­но­ше­ние, и кровью жерт­вен­ных живот­ных окроп­лялся и алтарь Гос­пода, и весь сто­яв­ший перед ним народ. Они ста­но­ви­лись как бы сотра­пез­ни­ками, и забыть об этом – озна­чало совер­шить пре­да­тель­ство.

Жертва за грех

Но был и другой важный аспект вет­хо­за­вет­ных жерт­во­при­но­ше­ний. И прежде чем перейти к нему, вспом­ним еще об одном недо­уме­нии, кото­рое часто воз­ни­кает у совре­мен­ных людей. Ну хорошо, гово­рят они, пре­дан­ность Богу – это все заме­ча­тельно, но в чем вино­вато несчаст­ное живот­ное? Зачем его резать? Не лучше ли, как делают инду­и­сты и буд­ди­сты, при­но­сить своим боже­ствам фрукты и цветы? Неужели нужно было обя­за­тельно про­ли­вать кровь?

Да, было нужно. Как ска­зано выше, в жертву при­но­сили и первые плоды, и муку, и масло, но глав­ной жерт­вой всегда оста­вался непо­роч­ный (без малей­шего изъяна) бара­шек, коз­ле­нок или целый бык. Исто­рия о Каине и Авеле пока­зы­вает, что так поже­лал сам Гос­подь: Он принял кро­ва­вую жертву от Авеля, но отверг пло­до­вое при­но­ше­ние Каина.

Дело в том, что всякий чело­век грешен, и жертва при­звана пре­одо­леть про­пасть между гре­хов­ным чело­ве­ком и святым Богом. Пока Адам и Ева нахо­ди­лись в раю, у них не было нужды в жерт­во­при­но­ше­ниях – они обща­лись с Богом напря­мую. Но после изгна­ния из рая все стало иначе. Даже сама скиния, сам храм – мате­ри­аль­ный символ боже­ствен­ной свя­то­сти на земле – нуж­да­лись в еже­год­ных очи­ще­ниях. И весь народ участ­во­вал в еже­год­ном скорб­ном тор­же­стве – Дне Уми­ло­стив­ле­ния – когда при­но­си­лись жертвы за грехи всего народа, и козел отпу­ще­ния (кото­рого вовсе ни в чем не обви­няли, а просто про­го­няли в пустыню) словно бы уносил прочь эти грехи. Но глав­ным сред­ством очи­ще­ния от греха ста­но­ви­лась кро­ва­вая жертва. Иудеи до сих пор отме­чают этот день под назва­нием Йом Кипур.

Были и особые случаи, когда отдель­ные люди должны были при­но­сить жертву повин­но­сти или жертву за грех – если они пре­сту­пили запо­веди или просто ока­за­лись риту­ально нечи­стыми, только такая жертва могла вер­нуть им состо­я­ние чистоты. Почему?

Смерть – нака­за­ние за грех. Или его есте­ствен­ное след­ствие – кому как при­выч­нее это назы­вать. Еще в Эдем­ском саду Адаму и Еве было ска­зано, что нару­ше­ние запо­веди станет при­чи­ной их смерти (до этого они не должны были уми­рать). И жерт­вен­ное живот­ное ста­но­ви­лось своего рода выку­пом, заме­ной. Перед тем, как его зака­лы­вали, воз­ла­гал на него руки чело­век и тем самым как бы гово­рил: “Я достоин смерти за свои грехи и при­знаю это, я не могу при­бли­зиться к Тебе, но, Гос­поди, вместо своей крови я при­ношу кровь этого барашка и прошу у Тебя про­ще­ния”. Вот почему иску­пи­тель­ная жертва обя­за­тельно должна была быть кро­ва­вой.

Изра­иль­тяне вообще счи­тали кровь носи­те­лем жизни (соб­ственно, так оно и есть) и потому почи­тали свя­щен­ной. Ника­кую кровь нельзя было упо­треб­лять в пищу, ее сле­до­вало обя­за­тельно выли­вать на землю. Что же до стра­да­ний невин­ных живот­ных, то в те вре­мена таким вопро­сом просто не зада­ва­лись.. Ели мясо, делали из шкур и кожи одежду и пред­меты быта и не заду­мы­ва­лись о фило­со­фии веге­та­ри­ан­ства. Соб­ственно, боль­шин­ство людей и сейчас живут так.

Жерт­во­при­но­ше­ние сына

Неко­то­рые стра­ницы Вет­хого Завета оста­нутся для нас непо­нят­ными, если вырвать их из кон­тек­ста рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний других древ­них наро­дов. Зачем, напри­мер, Гос­подь потре­бо­вал от Авра­ама при­не­сти в жертву его един­ствен­ного сына Исаака? Да, конечно, это было всего лишь испы­та­ние, Гос­подь оста­но­вил зане­сен­ную руку Авра­ама, но все равно – зачем?

Воз­можно, рас­сказ об Авра­аме и Исааке был при­зван объ­яс­нить, почему изра­иль­тяне кате­го­ри­че­ски отка­за­лись от такой прак­тики. Дело вовсе не в том, что они были слиш­ком изне­жены или недо­ста­точно ува­жали своего Бога – Бог Сам отверг чело­ве­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние.

Есть, впро­чем, в Библии еще один рас­сказ – о неосто­рож­ном судье (т. е. пра­ви­теле) Иеффае, кото­рый в бла­го­дар­ность за даро­ван­ную Богом победу над вра­гами обещал при­не­сти Ему в жертву первое, что выйдет из ворот его дома. Первой навстречу отцу выбе­жала радост­ная дочь… Иеффай испол­нил свой обет, хотя мог этого и не делать. Что ж, во все вре­мена были люди, слиш­ком бук­вально сле­до­вав­шие соб­ствен­ной рели­гии.

Библия тем самым пока­зы­вает нам: един­ствен­ный сын и в самом деле – наи­выс­шая из всех воз­мож­ных жертв, но от чело­века она не тре­бу­ется.

Жертва как Новый Завет

Зато такая жертва при­но­сится Самим Богом. Те, кто думают, что самое глав­ное в Новом Завете – учение Христа или его нрав­ствен­ный пример, оши­ба­ются. Вовсе нет! Боль­шая часть того, чему Он учил, уже была в Ветхом Завете. И хотя в Еван­ге­лии все это изло­жено более ясно и связно, уни­каль­ность его вовсе не в про­по­ве­дях и прит­чах. В конце концов, другие духов­ные учи­теля чело­ве­че­ства тоже оста­вили мно­же­ство пре­крас­ных настав­ле­ний и изре­че­ний.

Что же это была за жертва? Кровь живот­ного про­ли­ва­лась во искуп­ле­ние грехов одного чело­века, группы людей, пусть даже целого народа, но все равно это было очи­ще­ние вре­мен­ное и частич­ное. Пол­но­стью смыть грехи всего чело­ве­че­ства, все, какие только совер­ша­лись и еще совер­шатся, могла только совер­шен­ная жертва, кровь един­ствен­ного Без­греш­ного – Сына Божьего. И тогда уже неважно, велик или мал этот грех, ведь дело уже совсем не в нем, а в совер­шен­ной и без­греш­ной жертве. Когда зна­ме­на­тель дроби стре­мится к нулю, ее зна­че­ние стре­мится к бес­ко­неч­но­сти; так и здесь “ноль греха в зна­ме­на­теле” дает бес­ко­неч­ное, полное про­ще­ние.

Такое пред­став­ле­ние хри­стиан о жертве на Гол­гофе вызы­вало и вызы­вает немало вопро­сов и даже споров. Во-первых, почему, если Бог поже­лал про­стить людей, Он не мог сде­лать этого просто так? Разу­ме­ется, мог. Но что это было бы за про­ще­ние? Попу­сти­тель­ство, амни­стия всем подряд – и тем, кто рас­ка­ялся, и тем, кто заду­мы­вает новые пре­ступ­ле­ния. Но грех – это дей­стви­тельно серьезно. Это как горная лавина, вызван­ная неосто­рожно бро­шен­ным камнем. Бог принял эту лавину на Себя, закрыл от нее чело­века. Но Он не поже­лал просто взять и отме­нить лавину, сде­лать недей­стви­тель­ной при­чинно-след­ствен­ную связь. Ведь и Хри­стос ничего не пред­при­ни­мал спе­ци­ально, чтобы взойти на крест – но мир, пора­бо­щен­ный греху, сам вытолк­нул Его как нечто чуже­род­ное, как вода вытал­ки­вает наду­тый воз­ду­хом мяч. Под­лин­ное, насто­я­щее добро в падшем мире не может при­ве­сти никуда, кроме Гол­гофы, но отныне всякий вос­хо­дя­щий на нее видит, что он там не один – Хри­стос пришел туда первым и взял все самое тяжкое и страш­ное на Себя.

Еще много спорят о фор­му­ли­ров­ках: кто, кому и за кого принес эту жертву? Пожа­луй, пра­виль­ным будет такой ответ: Бог и чело­век Иисус Хри­стос принес в жертву Отцу Самого Себя за каж­дого чело­века, в том числе и за нас с вами. От нас теперь зави­сит – при­нять или отверг­нуть спа­си­тель­ные плоды этой Жертвы.

Не слу­чайно с крест­ной смер­тью свя­зано глав­ное таин­ство хри­сти­ан­ства – Евха­ри­стия. Нака­нуне рас­пя­тия Хри­стос собрал уче­ни­ков на Тайную вечерю и за тра­пе­зой заклю­чил с ними Новый Завет. Так соеди­ни­лись два глав­ных смысла жерт­во­при­но­ше­ния: сов­мест­ное пир­ше­ство Бога с людьми и искуп­ле­ние чело­ве­че­ских грехов. Сего­дня всякий раз, когда хри­сти­ане совер­шают Евха­ри­стию, они при­но­сят бес­кров­ную жертву, при­со­еди­ня­ясь к тому, что про­ис­хо­дило две тысячи лет назад за пас­халь­ным столом в Пале­стине.

“Кровь Его на нас и на детях наших” – кри­чала обе­зу­мев­шая толпа во дворе Понтия Пилата. Заду­ма­емся вот о чем: это же Кровь Завета! Точно так же, как Моисей при заклю­че­нии Вет­хого Завета кропил народ кровью жерт­вен­ного агнца (барашка), так и теперь кровь Агнца, беру­щего на себя грехи всего мира – Христа – окро­пила и всех, кто стоял на этой пло­щади, и вообще всех людей в этом мире.

Вет­хо­за­вет­ные жертвы, вре­мен­ные и частич­ные, посте­пенно гото­вили изра­иль­ский народ, а через него и все чело­ве­че­ство, к этой уди­ви­тель­ной тайне, зара­нее рас­кры­вая ее смысл, пред­ве­щая неиз­беж­ность Креста и непо­бе­ди­мую силу Вос­кре­се­ния. И уже одно это при­дает им больше смысла, чем всем другим обря­дам и таин­ствам всех рели­гий и духов­ных тра­ди­ций, какими бы пре­крас­ными они нам ни каза­лись.

Источник

Жертвы в Ветхом и Новом Заветах

виды жертвоприношений в ветхом завете

Благодаря смерти Христа старая система жертвоприношений была изменена на новую.

Старая система жертвоприношенийНовая система жертвоприношений
Была временной (Послание Евреям 8:13)Постоянна (Послание Евреям 7:21)
Первосвященник Аарон (Левит 16:32)Первосвященник Иисус (Послание Евреям 4:14)
Из колена Левия (Послание Евреям 7:5)Из колена Иуды (Послание Евреям 7:14)
Служение на земле (Послание Евреям 8:4)Служение на небесах (Послание Евреям 8:1-2)
Использовалась кровь животных (Левит 16:15)Используется кровь Иисуса Христа (Послание Евреям 10:4-2)
Требовалось много жертв (Левит 22:19)Требуется одна жертва (Послание Евреям 9:28)
Нужны были совершенные животные (Левит 22:19)Нужна совершенная жизнь (Послание Евреям 5:9)
Входить в скинию следовало осторожно (Левит 16:2)Подходить к престолу нужно с уверенностью (Послание Евреям 4:16)
Существовала в ожидании новой системы (Послание Евреям 10:1)Означает конец старой системы (Послание Евреям 10:9)

В Послании Римлянам 12:1 Павел умоляет нас принести наши жизни в жертву Богу! Но это уже не жертва для прощения грехов и восстановления отношений с Богом, так как Христос за нас принес все эти жертвы. Но наша жертва мирная, добровольная, выражает нашу благодарность Богу и воздает Ему невероятную славу!

Источник

Жертва Богу

виды жертвоприношений в ветхом заветеСовременный человек, читая Ветхий Завет, часто задается вопросом: в чем смысл жертвоприношений Богу? Неужели Господь, который есть Бесплотный Дух, нуждается в крови тельцов или хлебном приношении? И чем же тогда отличается богослужение древних евреев от идолопоклонства язычников? На эти вопросы в своей статье отвечает преподаватель курса Священного Писания Ветхого Завета Саратовской православной духовной семинарии А.С. Кашкин.

Жертва являлась важнейшей формой богообщения не только у евреев, но и у всех народов древности. Возникает вопрос: почему Господь не назначил для Израиля особой, духовной формы богослужения, но разрешил жертвоприношения, тем более что внешне жертвенный кодекс израильтян имел сходство с языческими жертвоприношениями? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, указывают на то, что религиозное сознание израильтян было слишком грубым и привязанным к материальным формам богослужения, и показательным в этом отношении стало изготовление золотого тельца (Исх. 32). «Когда они (израильтяне), – поясняет свт. Ириней Лионский, – решились сделать тельца… то получили прочее служение, сообразное с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом» (Против ересей, IV,15,1). «Не жертвоприношения и заколание жертвы, – пишет блж. Иероним, – преимущественно требовались Богом, а то, чтобы они не были приносимы идолам и чтобы от плотских жертв мы, как бы через образ и подобие, переходили к духовным жертвам». Таким образом, Господь предлагает народу тот вид богослужения, который он был готов принять.

Жертва являлась важнейшей формой богообщения не только у евреев, но и у всех народов древности. Возникает вопрос: почему Господь не назначил для Израиля особой, духовной формы богослужения, но разрешил жертвоприношения, тем более что внешне жертвенный кодекс израильтян имел сходство с языческими жертвоприношениями? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, указывают на то, что религиозное сознание израильтян было слишком грубым и привязанным к материальным формам богослужения, и показательным в этом отношении стало изготовление золотого тельца (Исх. 32). «Когда они (израильтяне), – поясняет свт. Ириней Лионский, – решились сделать тельца… то получили прочее служение, сообразное с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом» (Против ересей, IV,15,1). «Не жертвоприношения и заколание жертвы, – пишет блж. Иероним, – преимущественно требовались Богом, а то, чтобы они не были приносимы идолам и чтобы от плотских жертв мы, как бы через образ и подобие, переходили к духовным жертвам». Таким образом, Господь предлагает народу тот вид богослужения, который он был готов принять.

Важно отметить, что, несмотря на внешнее сходство обрядовой стороны жертвоприношения у Израиля и язычников, понимание сущности жертвоприношений было различным. В религии Месопотамии жертвам не усваивалось внутреннего смысла, они были лишь средствами поддержания жизни божества, ежедневным «кормлением» идола. Если же люди по каким-то причинам не приносили жертвы, то боги испытывали голод. Также в Ассирии и Вавилоне ритуальное заклание совершалось с целью получения внутренностей, необходи­мых для предсказания будущего.

В Ветхом Завете мы встречаем принципиально иное отношение к жертве. В частности, совершенно отрицается зависимость Бога от жертвоприношений: пророки ясно говорят о том, что Бог не нуждается в жертвах и тем более не питается ими (Пс. 49,13; Ис. 1,11 и др.). Таким образом, жертвоприношения приобретают исключительно духовный смысл, интерпретируются в свете ветхозаветных представлений о святости и становятся средствами осознания греха перед Богом, скорби о нарушении Завета и очищения от нравственной и ритуальной скверны.

Слово жертва (евр. «корван») – общее обозначение приноше­ний и даров, которые народ мог приносить Богу. Термин «корван» происходит от глагола «карав», что означает «приближаться», т.е. жертва воспринималась как средство приближения к Богу. В Септуагинте термин «корван» обычно передается словом δώρον, что означает «дар» (также и в Мк. 7,11). Слова когда кто из вас хочет принести, находящиеся в Лев. 1, 2, указывают на то, что жертвоприношения израильтян носили добровольный характер. Действительно, только жертва за грех и жертва повинности в четко определенных обстоятельствах были обязательными, в то время как жертва всесожжения, хлебное приношение и мирная жертва приносились по желанию самого человека. Эта свобода в принесении жертв означала, что Богу были угодны добровольные намерения людей.

Основными предметами жертвоприношений были продукты питания. Принося в жертву пищу или животное, человек отдавал Богу самое важное, он делил с Господом то, что составляло основу его жизни. Однако следует отметить, что животными, пригодными для жертвоприношений, были только домашние животные из числа крупного и мелкого скота, т. е. запрещалось приносить в жертву диких животных, даже тех из них, которых можно было употреблять в пищу. Смысл этого установления заключался в следующем. Во-первых, дикие животные, не являясь чьей-либо собственностью, не могли отождествляться с приносителем жертвы в той мере, в какой отождествлялись с ним те или иные домашние животные из числа принадлежащего ему крупного или мелкого скота. Во-вторых, только домашнее животное представляло подлинную материальную ценность для человека. Как заметил уже царь Давид, жертва, которая ничего не стоила тому, кто ее приносил, в принципе не могла быть жертвой (2 Цар. 24, 24). Однако ценность жертвы имела не абсолютный, а относительный характер, потому для бедняков закон предусматривал более доступные виды жертв (приношение птиц или хлебное).виды жертвоприношений в ветхом завете

Наконец, животные, приносимые в жертву Богу, не должны были иметь порока, т.е. какого-либо физического недостатка: Никакого животного, на котором есть порок, не приносите Господу, ибо это не приобретет вам благоволения (Лев. 22, 20). Сущность этого запрета имеет духовный характер. Во-первых, жертва была выражением любви и преданности Богу, в то время как принесение в жертву негодных животных было оскорблением Господа, выражением презрения и непочтительного отношения к Богу. Пророк Малахия в качестве иллюстрации к этому предписанию закона использует понятный всем житейский пример: никакой человек не решится принести худое животное в дар начальнику (Мал. 1, 8), тем более в дар Богу, Во-вторых, принесение негодного животного, не имевшего ценности для самого приносителя, не могло считаться жертвой по своей сути, так как жертва предполагает отдачу того, что является дорогим и важным для человека.

Смысл жертвоприношений

Понятно, что каждый вид жертвоприношения имеет собственный духовный аспект, однако имеются и общие идеи, присущие всем видам жертв (или большинству из них).

1) Жертва – признание высшей власти Бога над миром. Бог – Всевышний Владыка, Которому принадлежат все существа и материальные ценности данного мира (Пс. 49, 9 –10). Следовательно, прежде чем пользоваться всеми благами, которые даровал Господь, человек должен платить Ему некую дань. При этом посвящение жертвы Богу всегда связано с убийством животного (для кровавых жертв) и с полным (или частичным) уничтожением приносимого. Это необходимо для того, чтобы приносящий лишился возможности использовать для себя то, что он приносит.

2) Жертва – знак благодарности и преданности воле Божией. Жертвованием части своего имущества человек благодарил Бога за дарованное ему благословение и просил о даровании благ в дальнейшей жизни.

3) Жертва выражала осознание греха человеком, была тесно связана с покаянием. Об этом аспекте ясно говорится в Евр. 10, 3: жертвами каждогодно напоминается о грехах. Жертва напоминала человеку о тесной связи между грехом и смертью, вводила его в сознание своих грехов.

Основные виды жертв

1) Всесожжение. Название этой жертвы означает, что огню предавались все части животного, кроме кожи, которая отдавалась священнику (Лев. 7, 8). Основное назначение жертвы всесожжения – искупление греха, о чем говорится в Лев. 1, 4: приобретет он благоволение, во очищение грехов его. Кроме того, эта жертва характеризовала всецелую преданность человека Богу и имела значение благодарения Богу за его милость.

2) Мирная жертва свидетельствовала об установлении и поддержании мира между Богом и людьми и была приносима как выражение благодарности Богу, при исполнении обета, а также в любом случае, если человек решил употребить в пищу мясо животного. При совершении этой жертвы тук животного сжигали, грудь и правое плечо отдавали священникам, остальное мясо возвращалось самому приносителю, который устраивал жертвенную трапезу. Приноситель готовил мясо и устраивал радостное праздничное пиршество, в котором участвовали члены его семьи и, возможно, другие израильтяне. Важно отметить, что именно мирная жертва среди всех видов жертв в наибольшей степени была прообразом Таинства Евхаристии, так как мирная жертва сопровождалась трапезой и слова Иисуса Христа на Тайной Вечери сие есть Кровь Моя Нового Завета (Мк. 14, 24) напоминают Исх. 24, 8, где кровь мирных жертв называется «кровью завета».

3) Жертва за грех приносилась в том случае, если человек грешил по ошибке (Лев. 4, 2), что подразумевает невольный грех, т. е. когда человек в момент совершения действия не осознавал его греховности и лишь впоследствии понимал, что совершил преступление против закона Божия. Этот невольный грех не был преднамеренным актом неповиновения Богу, а являлся проявлением греховной испорченности людей, связанной с грехом прародителей. В случае принесения жертвы за грех простого человека тук животного сжигали, а мясо отдавали священникам в пищу. Если же приносилась жертва за грех первосвященника или всего общества, то кровью жертвенного животного кропили само святилище, а тушу его сжигали вне стана.

4) Жертва повинности имеет много общего с жертвой за грех (во всяком случае, повторяется тот же ритуал), отличаясь от предыдущей только тем, что эта жертва непременно сопровождалась уплатой материальной компенсации пострадавшему от проступка виновного человека (Лев. 5,14 – 6,7).

5) Хлебное приношение часто предлагалось вместе с другими жертвами, особенно с жертвой всесожжения (Числ. 15,1–16, 28,1–10), однако могло быть приносимо и в качестве самостоятельной жертвы (в случае крайней бедности приносителя). Чаще всего эта жертва приносилась в виде муки (Лев. 2, 1– 3) или в виде хлеба, приготовленного одним из трех способов: в печи, на сковороде или в глиняном горшке (стт. 4 – 8).

Небольшая порция предложенного хлеба сжигалась, тогда как остальная часть шла в пищу священникам (ст. 10).

Прообразовательное значение ветхозаветных жертв

Алексей Кашкин, преподаватель СПДС

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *