вивьен вествуд панк икона активист
Рецензия на фильм «Вествуд: Панк, икона, активист»
Сугубо хвалебный, но все равно любопытный документальный портрет британской женщины-дизайнера Вивьен Вествуд
Британская женщина-дизайнер Вивьен Вествуд прославилась в 1970-х, когда стала одним из основателей стиля «панк». Почти полвека спустя Вествуд все еще выпускает коллекции, которые создает вместе со своим бывшим студентом, а ныне мужем и арт-директором Андреасом Кронталером. Британская документалистка Лорна Такер провела четыре года, снимая Вествуд дома и на работе, а также записывая интервью с ней и с ее близкими и подчиненными.
Кадр из фильма «Вествуд: Панк, икона, активист»
Подзаголовок новой документальной картины обещает нам три лика Вивьен Вествуд: «Панк, икона, активист». Это точное перечисление того, как Вествуд обычно воспринимается, но это совсем не то, что на самом деле предлагает фильм Лорны Такер. «Вествуд» лишь краем затрагивает панковское прошлое дизайнера, проводит всего несколько минут, наблюдая за борьбой Вивьен с глобальным потеплением, и почти не содержит реплик дизайнеров младшего поколения, для которых Вествуд – богиня и икона. Вместо всего этого Такер ищет и находит женщину, обычно прячущуюся под броскими масками. И «Вествуд» смотрится не как фэшн-иконопись, а как психологический этюд об уникальном и противоречивом человеке.
Кадр из фильма «Вествуд: Панк, икона, активист»
С помощью откровенных интервью, семейных фотографий, новостной хроники и собственных съемок документалистка прослеживает многолетнее превращение девочки из рабочей семьи, которая еще в школе сама шила себе платья, в эпатирующую гранд-даму моды, чьи бутики разбросаны по всему миру. Мы узнаем об ее коротком первом браке, о знакомстве с Малкольмом МакЛареном, о зарождении панка, о разочаровании в панковском бунтарстве и в МакЛарене… Такер ведет нас сквозь взлеты и падения Вествуд (в какой-то момент она с двумя сыновьями жила на госпособие!), а также знакомит с людьми вроде Андреаса Кронталера, которые стали верными сподвижниками дизайнера. И, уже в современных фрагментах, мы видим нынешнюю Вествуд – удивительно разную, но всегда органичную. Она предстает то въедливой начальницей, то сварливой бабулей, то любящей женой, то погружающейся в самоуничижение британкой, то сохранившей свой задор королевой стиля и моды.
Кадр из фильма «Вествуд: Панк, икона, активист»
Такер проводит немало времени за кулисами бренда Vivienne Westwood и демонстрирует, как придумываются коллекции, как рождаются платья, как ведет себя Вествуд во время модных показов и презентаций «для своих». Но даже в самые «профессиональные» мгновения ленты очевидно, что документалистке интереснее Вествуд-человек, чем Вествуд-творец. Какие бы аспекты жизни заглавной героини лента ни изображала, она снова и снова возвращается к загадке души Вивьен.
Конечно, полутора часов недостаточно для того, чтобы в полной мере охватить полвека карьеры Вествуд и все ее человеческие проявления. Кроме того, портрет у Такер получился исключительно однобокий – то есть сугубо комплиментарный, без единого интервью тех, у кого на Вествуд зуб. Тем не менее это довольно увлекательное и заставляющее задуматься зрелище. Причем не обязательно следить за модой, чтобы заинтересоваться перипетиями жизни и причудами характера Вивьен Вествуд. Она определенно из тех людей, кто куда занимательнее, чем их профессии.
Панк. Икона. Активист. Каким получился фильм о Вивьен Вествуд
Удивительно, что о таком ярком персонаже, как Вивьен Вествуд, все еще не было снято ни одного документального фильма. У дизайнера настолько богатое прошлое, что ее история вполне могла бы стать сценарием оскароносного байопика. Интересно и то, что режиссер фильма Лорна Такер в молодости успела побродяжничать, потом стала моделью, а затем переквалифицировалась в клипмейкера. Возможно, такое противоречивое прошлое подкупило Вествуд, и она дала добро на съемки фильма, предоставив Такер карт-бланш: открыла двери своего офиса, подключила команду и семью и решилась окунуться в не самые приятные воспоминания.
В фильме Такер пытается раскрыть три личности Вествуд – панка, модной иконы и активистки. Если с первыми двумя пунктами она справляется весьма успешно, то из-за образа Вествуд-активистки разгорелся небольшой скандал. «Этот фильм – банальность. А я нет», — отрезала Вивьен. Ее сын Бен, принимавший участие в съемках, тоже остался крайне недоволен результатом, заявил, что Такер ни внимания экологии не уделила (самая важная для Вествуд тема), ни историю бренда толком не раскрыла, и посоветовал режиссеру в знак извинения внести пожертвование в один из фондов дизайнера.
С последним утверждением можно поспорить: наверное, человеку, на чьих глазах зарождалась империя Vivienne Westwood, рассказанная история могла показаться банальной, но рядовой зритель точно оценит фильм.
Дорога Вествуд на пути к успеху была не просто тернистой, она не оставляла надежд на спокойную жизнь ни ей, ни близким. Бунт, протест и несогласие у нее в крови с детства. В картине не рассказывается о периоде, когда Вествуд, оставшись с двумя детьми на руках, вынуждена была жить в крошечном трейлере и питаться дикорастущими ягодами. И ведь подобных моментов было много, и они не ограничиваются парой-тройкой лет и несколькими эпизодами. Постоянные проблемы с властью, аресты, нападения, безденежье и разгромы ее магазина на Кингз-Роуд превратились в рутину.
Сегодняшняя Вествуд – все тот же панк из 1980-х: матерится, увидев неудачную вещь из коллекции, выходит к байерам и спокойно заявляет, что деньги ее не интересуют и что она будет продавать только те вещи, которые ей нравятся.
Смягчается дизайнер, только когда речь заходит о ее третьем муже, Андреасе Кронталере. «Могу сказать, что мне больше нравится жить с ним, чем жить одной», — немного смущенно говорит она.
У дизайнера всегда были непростые отношения с британской прессой и телевидением. Ее принимали в Италии, любили во Франции, а на родине ей приходилось отстаивать право на место в модном мире. Такер включает в фильм фрагмент английской передачи Сью Лоули, где дизайнера, конечно, не травят (попробовал бы кто проделать такое с Вествуд), но высмеивают в довольно отвратительной манере. Стоит отдать должное – Вествуд хватило выдержки и самообладания, чтобы не послать телестудию куда подальше.
Британский модный совет тоже делал все возможное, чтобы принизить достижения дизайнера. «Они вручали проклятую премию кому угодно, но только не ей», — говорит Джо Корр. Тем не менее Вествуд стала единственным британским дизайнером, удостаивавшимся награды два года подряд.
Модной иконой Вествуд стала уже в 1970-е годы. Дизайнер вспоминает, что ее прическу – короткий ежик — часто воспроизводили в модных съемках и что именно с ее подачи стиль панк попал на страницы журналов. Вообще, все, что носила и носит дизайнер, выглядит невероятно органично. Крупный кадр – Вествуд на просмотре коллекции идет в туфлях на огромных каблуках. А вот она вместе с Кронталером фотографируется в обтягивающем трико, поправляет корону из фольги. А вот вступительная сцена – Вествуд просыпается утром в простой полосатой пижамной рубашке.
Впрочем, иногда эксперименты и образы Вествуд выходили за рамки. В биографии, записанной Иэном Келли, один из сыновей Вествуд рассказывает, что ему хотелось сгореть со стыда, когда мама, в латексной юбке и ботфортах, навещала его в школе.
Кейт Мосс вспоминает, как однажды Вествуд подошла к ней на бэкстейдже и сказала, что если бы она была лесбиянкой, то запала бы на Кейт. «Я могла бы быть ее единственной лесбийской любовью», — смеется модель.
Сегодня Вествуд не очень довольна тем, как выглядит ее бренд, считая, что компания стала слишком большой. Кроме того, дизайнер открыто говорит, что проблемы экологии и продвижение кампании «Climate revolution» волнуют ее гораздо больше. Между открытием магазина в Нью-Йорке и подготовкой доклада об экологических проблемах Вествуд выбирает второе. Идея противостоять некоему невидимому злу, по словам дизайнера, сопровождает ее с раннего детства.
В фильме она рассказывает, что узнав, как именно умер Иисус, поняла – взрослые вокруг врут, а зло повсюду. «Мода и проблемы экологии взаимосвязаны друг с другом. Я всегда знала это». Вествуд выступает за осознанное потребление, за то, чтобы покупать меньше одежды, но лучшего качества. Иногда кажется, что она и рада бы закрыть свое детище, но компания обеспечивает работой огромное число людей. Впрочем, от панка, иконы и активистки всегда можно ждать чего угодно.
Премьера фильма «Вествуд: панк, икона, активист» пройдет в рамках фестиваля кинотеатра «Пионер» и компании Mastercard «Бесценные города в кино».
Beatrice Magazine
YOU ARE MUSE
Beatrice
Magazine Photo
projects
«Главная бунтарка мира Моды» Рецензия на фильм «Вествуд: Панк, икона, активист»
В кинотеатре «Пионер», в рамках фестиваля «Бесценные города в кино», состоялась премьера фильма «Вествуд: Панк, икона, активист». Документальная картина режиссера Лорны Такер предстает ярким триптихом жизни британского дизайнера Вивьен Вествуд, чей вклад в мировую моду с трудом умещается на кинопленке.
Самый удобный способ для режиссера-документалиста познакомить зрителя с героем фильма заключается в предоставлении ему возможности говорить то, о чем он сам захочет, а не механически отвечать на извечные вопросы о своей жизни. Лорна Такер так и поступает в картине «Вествуд: Панк, икона, активист» и дает Вивьен Вествуд то личное пространство, в рамках которого она может открыто говорить, размышлять и иметь повод выговориться. И это не прилежная беседа с культовым модельером, где сохраняется культура приличий общения, с выбором наиболее цензурных выражений. Вествуд не сглаживает углы интересующих ее проблем: будь-то компания, отношения или окружающая среда. Она твёрдо уверена в своей позиции по тому или иному вопросу и не боится говорить об этом вслух. Здесь бойкий и «колючий» дизайнер у Такер раскрывается, как неравнодушный человек, способный улавливать натуральную чувствительность мира.
Действительно, Вивьен Вествуд обладает природным чутьем к переменам, тонко подмечает, когда необходимо принять решение, результат которого вызовет мгновенную реакцию у публики. Ее показы – перформансы в Париже, Флоренции и других «модных» мекках демонстрируют ее полную творческую свободу, которой дышит Вествуд. Даже сейчас в свои 77 лет она актуальна, неординарна и романтична, держит в руке карандаш и листок с эскизами. И Лорна Такер, понимая это, создает в «Вествуд: Панк, икона, активист» собственную вселенную для Вивьен, наполняя ее чисто английским духом. Стиль, музыка, обработанные под ретро фото и архивные видеозаписи, собранные в монтаже от Пола Карлина, сочиняют внутреннюю мелодичность фильма и передают специфически кинематографичную британскую эстетику, интенсивное действие которой прослеживается у Дэнни Бойла, Эдгара Райта и Гая Ричи – главных режиссерских лиц туманного Королевства.
С точки зрения изображения «Вествуд: Панк, икона, активист» формалистическое произведение, однако Такер преображает статичный кадр простым и однородным интерьером комнаты и ее направляющими линиями, минимизируя визуальный мусор, оставляя на экране только героев и вазу с цветами. И «Вествуд: Панк, икона, активист» за счет простых решений предстает эстетическим удовольствием, с ясным психологическим портретом женщины-революционерки.Придерживаясь традиционной драматургии, Лорна идет от маленького к масштабному и постепенно знакомит зрителя с вселенной Вивьен, сохраняя при этом общую экспозицию. Мы узнаем, как она из обычной учительницы становится гранд-дамой с панк-прической, как открыла свой первый магазин «Let It Rock», как сотрудничала с группой «Sex Pistols» и Малькольмом Маклареном,. И данные события произносятся больше не как биографический факт, а как отдельные сюжеты, претворяющие мечту в жизнь.
Та экспрессивность, с которой рассказывает о Вивьен ее муж Андреас Кронталера, демонстрирует, что для него она муза, эталон и бескрайняя любовь, значение которой ему трудно объяснить. Им для совместной жизни, работы, вдохновения не мешает существенная разница в возрасте. Они органично дополняют друг друга, являясь парой творцов, безнадежно преданных моде. Тарен доказывает это, показывая их мастерскую, их совместное создание и обсуждение новой коллекции. Да и в целом, режиссер много времени проводит в дизайнерском закулисье Вествуд. Проводя экскурсии по гримеркам и примерочным модных показов, оказываясь по обе стороны подиума, Лорна Тарен создает своего благородного «Бердмена» и фактически дает почувствовать себя участником грандиозных событий, когда Вивьен Вествуд вновь оказывается на пьедестале.
Настоящее искусство картины «Вествуд: Панк, икона, активист» заключено в рассказе не о персонажах в истории, а о ее героях, которые были действующими лицами нового времени. Демонстрация выставленной в музее коллекции «Пираты» говорит о значимости, вкладе и наследии Вивьен, о ее идеях, взглядах и современниках. Подтверждением этому служат и слова работников «Vivienne Westwood»: менеджеры по рекламе, личные помощники, портные. Модели Кейт Мосс и Наоми Кемпбелл так же восхищаются Вивьен Вествуд. Тем не менее, наблюдая за очевидной «любовью» Тарен к героине, она не позволяет критике в сторону своего кумира нарушить единство фильма, а использованные фрагменты из передачи, где Вивьен высмеивают, больше раскрывают некомпетентность ведущих, чем ее неудачу. И здесь от положительных комплементарных обращений возникает вопрос: Вивьен Вествуд ни разу не ошибалась?
В фильме «Вествуд: Панк, икона, активист» затруднительно найти ответ на данный вопрос, не слыша и видя ее соперников. Мы видим, как режиссер идеализирует Вивьен, при этом открывает для нас все новые стороны ее личности. Сейчас она предприимчивый активист, действующий за сохранение природы и переход на «зеленую» экономику. Порою у нее не хватает сил на полный контроль компании и на помощь ей приходит муж Андреас, который всегда ее поддерживает. Разумеется, Вивьен Вествуд больше чем идол, эталон или бренд. Своим подходом к моде и преданностью любимому творчеству она оказалась вне времени, где сочный и импульсивный мир Вествуд манит огнями большой жизни выдающегося дизайнера.
Вивьен вествуд панк икона активист
Вествуд выросла в семье рабочих — с прочно укоренившейся идеей о единственном мужчине на всю жизнь и «идеальной» семье. Поэтому, когда она встретила Дерека Вествуда, то быстро вышла за него замуж, но потом так же быстро развелась. «Мы жили в обаянии американской мечты: улыбающаяся жена-домохозяйка с ухоженной головой и в накрахмаленном передничке, все блестит, муж приходит домой с работы — а там его ждет идеальная семья. И вот ты это видишь — но потом американская мечта обрывается, — Вествуд горько усмехается: — Я вдруг поняла: нет, это все чушь собачья, это все унылая вчерашняя мутотень».
Первое, что приходит в голову при упоминании имени Вивьен Вествуд, — это зарождение панк-движения. Сейчас вещи из первых коллекций Вествуд хранятся в Музее Виктории и Альберта. В фильме показаны кадры из архивов музея, и сотрудники с нежностью, как о шедеврах, рассказывают о кофте с перевернутым распятием и ярких камзолах из коллекции «Пираты» — истории «не про сексуальную идентичность, а про радость бытия». Вествуд не скрывает, что в самом начале общество не воспринимало панк-движение: люди считали, что панки отвергают ценности предыдущих поколений и собираются их уничтожить, что для консервативной Англии было неприемлемым. Но наблюдая за тем, с какой скоростью подхватывается мода (например, Вивьен вспоминает, как за месяц вся субкультурная молодежь переняла ее манеру ставить волосы колючками), она сделала другой вывод: «Я поняла, что никакой борьбы со строем тут не было, а была борьба за выход на рынок».
Андреас — муж Вивьен и ее ближайший соратник. Он намного младше и когда-то был ее учеником, но это не мешает их браку и творческому союзу — Кронталер и Вествуд женаты без малого тридцать лет. И все это время работают над коллекциями Vivienne Westwood вместе. Появление Кронталера в команде поначалу воспринимали настороженно, но со временем убедились в его неоспоримом таланте. Больше всего волновался Джо Корр, младший сын Вивьен: «Поначалу Андреас показался мне очень подозрительным. Ну, типа, что это за хрен? По виду он был типичный гей и при этом хотел жениться на моей матери, которая в два раза его старше. В общем, тихий ужас!» По прошествии лет Джо кардинально изменил свое мнение: по его словам, он все эти годы спокоен за маму — Андреас очень о ней заботится.
Вивьен не стесняется в выражениях, особенно когда говорит о своем дизайне. «Я не понимаю, зачем такое дерьмо показывать! На кой ляд мне это все сдалось?!» — заявляет она, если что-то ей не нравится, и убирает вещи со съемки лукбука. В фильме немало сцен, показывающих быт фэшн-дизайнера: примерки, обсуждение макияжа и прически перед шоу — во всем Вествуд принимает непосредственное участие, поправляя вещи прямо на моделях. И в то же время она сетует, что компания чересчур разрослась и уже невозможно контролировать все процессы. Вествуд — дизайнер старой школы и не скрывает этого: она открыто говорит, что не знает, кто за что отвечает и чем вообще занимается команда маркетологов. Ей важнее собственная удовлетворенность качеством и видом вещей. С байерами она тоже не церемонится: «Деньги меня не интересуют, уж извините. Я решила, что эта компания будет продавать только те вещи, которые нравятся лично мне».
Над творчеством Вествуд нередко смеялись, английская общественность порой демонстративно воротила нос, а модная индустрия встречала в штыки. На телевидении ее сравнивали со «взрывоопасным бензобаком», но не считаться с ней как с дизайнером было уже невозможно. Британскую премию «Дизайнер года» Вивьен Вествуд получала два года подряд. По словам Джо Корра, иначе и быть не могло — на организаторов сильно давила пресса, требующая признать заслуги Вивьен на поприще моды. Позже она получит орден из рук королевы Елизаветы II, но индустрии потребовалось более 20 лет, чтобы принять этот «чужеродный элемент». Дизайнер Белла Фрейд работает в команде Вествуд еще с тех времен, когда бренд был в полнейшем упадке после расставания Вивьен и Макларена. И она очень точно подмечает особенность одежды Vivienne Westwood: «Получается, что ты делаешь вещи, которые наденут, а эти вещи сделают так, что ты откроешься миру с какой-то очень яркой стороны».
Хотя активистская деятельность Вествуд подчеркивается даже в названии фильма, в сюжете ей отведено довольно скромное время — но эффектность кадров от этого только усиливается. В ходе съемок Лорна Такер поехала вместе с дизайнером и организацией «Гринпис» за полярный круг, и мы видим Вествуд в нелепом свитере и войлочной шапочке с надписью Chaos на фоне тающих айсбергов и раскалывающихся торосов. Митинг, посвященный климатическим изменениям, накладывается на лондонскую неделю моды, — и Вествуд выберет первое: вместо доработки коллекции мастерская займется транспарантами. На открытии магазина Vivienne Westwood в Нью-Йорке редактор Vogue Андре Леон Телли с улыбкой рассказывает: «Я считаю верхом элегантности, что в день открытия своего бутика на Манхэттене Вивьен предпочла не лететь через Атлантический океан, а сидеть и работать над своим докладом о глобальном потеплении».
«Панк, икона, активист»: Вивьен Вествуд — 80
Вивьен Изабель Суайр родилась 8 апреля 1941 года в английском графстве Дербишир / REUTERS/Benoit Tessier
Её отец был сапожником, мать работала на хлопкопрядильной фабрике. В ранние годы Вивьен также трудилась на заводе, а затем устроилась учительницей в школу / REUTERS/Benoit Tessier
В 1962 году Вивьен Суайр вышла замуж за Дерека Вествуда. Союз продлился всего три года. От этого брака у дизайнера остался сын / Vivienne Westwood / globallookpress.com
Позже Вивьен Вествуд сошлась с Малкольмом Маклареном. В 1971 году они основали в Лондоне магазин Let It Rock, где продавали пластинки, винтажную одежду и футболки с собственным дизайном / REUTERS/Russell Boyce RUS/ASA
К концу 1970-х панк вошёл в массовую культуру, что разочаровало Вивьен Вествуд. В 1981 году дизайнер отшила коллекцию в пиратском стиле с этническими и историческими мотивами и провела свой первый показ мод / REUTERS/Neil Hall
С конца 1980-х Вествуд стала обращать внимание на наряды девушек, пародирующих стиль высшего общества. Также на рубеже десятилетий модельер вдохновлялась картинами, модой прошлого и британской текстильной индустрией / p97 / globallookpress.com
Среди знаковых коллекций Вествуд, выпущенных в разные годы, — Harris Tweed, Pagan I, Anglomania, Exploration / REUTERS/Suzanne Plunkett
В 1993 году Вивьен Вествуд вышла замуж за дизайнера Андреаса Кронталера. Он выпускает собственную линию одежды Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood / REUTERS/Toby Melville