владыка псково печерского монастыря
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
Тихон, митрополит Псковский и Порховский (Шевкунов Георгий Александрович)
Дата рождения: 2 июля 1958 г.
Страна: Россия Биография:
Родился 2 июля 1958 г. в Москве в семье служащих.
В 1982 г. окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа». В том же году поступил в Псково-Печерский монастырь трудником, затем послушником.
В августе 1986 г. митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом переведен в Издательский отдел Московского Патриархата, для работы по подготовке празднования тысячелетия Крещения Руси.
В июле 1991 г. в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. В том же году Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха.
В 1993 г. назначен настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в стенах бывшего Сретенского монастыря.
В 1995 г. возведен в сан игумена и назначен наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
В 1998 г. возведен в сан архимандрита.
В 1999 г. назначен ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в дальнейшем в Сретенскую духовную семинарию.
С марта 2001 г. ― председатель монастырского хозяйства ― сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском р-не Рязанской обл.
В 2004 г. экстерном закончил Сретенскую духовную семинарию.
Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 29) назначен сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 7) назначен ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре.
Распоряжением Президента РФ Д.А. Медведева от 16 марта 2010 г. включен в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
29 февраля 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин поставления архимандрита Тихона во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох.
Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 63) избран викарием Московской епархии с титулом «Егорьевский».
Наречен во епископа 23 октября 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
С октября 2015 г. по июль 2018 г. — управляющий Западным викариатством г. Москвы.
Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. (журнал № 57) назначен председателем Патриаршего совета по культуре.
Решением Священного Синода от 14 мая 2018 г. (журнал № 20) назначен Преосвященным Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии, с сохранением должности председателя Патриаршего совета по культуре.
17 мая 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.
19 мая 2018 г. распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла освобожден от обязанностей наместника Сретенского монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии.
Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 64) назначен священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря г. Печоры и священноархимандритом Благовещенского Никандровского монастыря с. Любовец Дубровенской волости Порховского района Псковской области.
Решением Священного Синода от 17 июня 2021 г. (журнал № 50) назначен и.о. ректора новообразованной Псково-Печерской духовной семинарии.
Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Председатель Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Член Общественного совета при Министерстве культуры РФ (с июля 2012 г.).
Научные труды, публикации:
Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского.
Я вам не «кис-кис», а Владыка. В чем секрет популярности кота митрополита Тихона
Владыка — самый известный кот в Псковской области. Его «владения» — целый Псково-Печорский монастырь, одна из самых крупных и древнейших мужских обителей России. В отличие от «ученого» литературного персонажа, у Владыки нет дуба с золотой цепью, он не заводит песнь и не говорит сказку. Зато в его Instagram почти 16,5 тыс. подписчиков, и их число растет с каждым днем. Каждая публикация кошачьего блогера набирает тысячи лайков и сотни комментариев
Пушистый красавец живет вместе со своим хозяином, тоже владыкой — митрополитом Псковским и Порховским Тихоном (Шевкуновым). Многие называют кота удивительным и мечтают увидеть вживую.
Без аллергии
Кот Владыка появился в обители примерно год назад — тогда его подарили митрополиту годовалым подростком. С тех пор рыжий мейн-кун стал постоянным спутником владыки Тихона. Без него не обходится практически ни одно монастырское совещание: ему разрешается лежать на столе среди важных бумаг или нежиться в архиерейском кресле. Кот встречает своего хозяина после богослужений или командировок. И это при том, что у владыки Тихона аллергия на кошек. На всех, кроме Владыки.
«Когда владыка работает, кот всегда лежит рядышком. К счастью, оказалось, что у мейн-кунов гипоаллергенная шерсть. По характеру, как владыка Тихон говорит, кот более серьезен, чем он сам. Он наблюдательный — любит лежать на балкончике и наблюдать за происходящим на Успенской площади. Владыка Тихон берет рыжего друга в рабочие поездки. Однажды тот даже полетел с хозяином в Москву на самолете и, на удивление, вел себя очень спокойно. Мейн-куны очень дружелюбны и преданны», — рассказал секретарь митрополита Тихона отец Антоний. Вместе с келейником Кириллом они ведут блог монастырского кота.
Фотография, где кот задумчиво смотрит в иллюминатор, вызвала у подписчиков в Instagram шквал комментариев и лайков. И это неудивительно — не каждый день коты в командировку летают.
Но большей полулярностью все же пользуются фото с обоими владыками — комментаторы даже утверждеют, что питомец очень похож на своего владельца. А еще удивляются истории о том, как кот сам выбрал себе кличку.
«Многие спрашивают, почему именно так назвали кота? А мы ни при чем, он сам себе выбрал это имя. Владыка Тихон попробовал его и Послушником назвать, но рыжий на этот призыв даже не пошевельнулся. Затем последовали Келейник, Викарий и другие — также безрезультатно. И даже на «кис-кис» он не отзывается, а вот на Владыку откликнулся сразу», — рассказывает отец Антоний.
Издержки популярности
Удивительным в монастыре называют не только самого кота, но и его популярность в интернете. После каждой публикации — несколько сотен новых подписчиков. Директ рыжего питомца буквально завален сообщениями.
«Число подписчиков увеличивается активнейшим образом, это вообще какой-то нереальный рост, такого не видел ни разу. Вчера я выложил публикацию, за сутки добавилось 300−400 человек. За полгода количество подписчиков увеличилось в три раза», — делится впечатлениями отец Антоний.
Однажды в монастыре решили проверить активность подписчиков и в Stories предложили задавать вопросы. Менее чем за сутки на кошачью «личку» обрушился шквал сообщений.
«Чего только не спрашивали: чем и как помочь, что он ест, где спит, все ли у него хорошо, почему долго не было публикаций. И разные сообщения — от хвалебных, невероятных дифирамбов до прагматических вещей. Можно проводить часы, просматривая директ, — мы никого не игнорируем, отвечаем всем. Я после этого перестал делать такие инфоповоды», — поясняет отец Антоний.
Популярность монастырского кота уже дошла до того, что в Сети начали появляться его фейковые аккаунты.
«Есть страницы, где контент безобидный, ничего страшного. Но если в аккаунтах собирают деньги, то, конечно, жалуемся и просим блокировать», — рассказывает отец Антоний.
Чтобы удивлять аудиторию, Владыка в буквальном смысле не щадит лап: он побывал уже на всей территории монастыря, даже там, куда обычно не заглядывает даже братия.
«Заглянули мы и в коровник, чтобы познакомиться с маленькими козлятами, а на Масленицу побывали на ярмарке у стен монастыря. Тогда Владыка и на верблюде прокатился, — рассказывает келейник Кирилл. — На Святой горке мы и крышу Успенского храма показали подписчикам, и познакомили их с часовым механизмом курантов в звоннице», — рассказывает келейник Кирилл.
Протянуть лапу дружбы
Кот Владыка — неравнодушный, понимает, что далеко не все его собратья живут в настоятельских покоях. Недавно он получил письмо от кошечки Малышки из псковского приюта для бездомных животных «Лесопилка», в котором она рассказала о своей жизни и попросила о помощи. Конечно, Владыка не оставил ее просьбу без внимания и обратился к своим подписчикам с просьбой о посильной помощи.
«Мы с радостью откликаемся на такие просьбы, а вот на предложения прорекламировать что-то — не соглашаемся. И радостно было узнать от представителей приюта, что от наших подписчиков пришла помощь! За что и мы их вместе с котом благодарим», — рассказывает отец Антоний.
У Владыки много друзей и в других регионах России. Недавно он слетал в Москву к своей подруге — таксе по кличке Донна Роза. У нее ответственная работа — охрана Патриаршего совета по культуре, главой которого является митрополит Тихон. А еще печорскому инстаблогеру удалось подружиться с Мостиком — самым известным котом в России.
«У нас были совместные публикации с котом Мостиком, который участвовал в строительстве Крымского моста и выступает как пресс-секретарь Крыма. Он обратил внимание на наш аккаунт и вышел на нас с предложением», — вспоминает отец Антоний.
Цветочные ароматы и никакого мяса
Владыка — этакий кошачий интеллигент: то наденет на шею красную бабочку, то заменит ее стильным галстуком.
«Он сам по себе очень харизматичный. И любая его поза — можно просто картины писать. И ляжет, и посмотрит, и повернется. Не надо его просить специально о каких-то ракурсах — он сам садится как заправская модель. В основном фотографии больше, конечно, непринужденные, естественные», — рассказывает отец Антоний.
В прохладное время года пушистый обитатель монастыря кутается в теплый плед, а весной наслаждается ароматом цветов. Причем не абы каких — выбирает исключительно изысканные сорта.
«Он очень чувствителен, очень любит запахи — особенно выделяет розу и ландыш. Часто задерживается на архиерейском балкончике. Может привстать на задние лапки, понюхать. К запахам он вообще неравнодушен», — рассказывает келейник Кирилл.
Но, если приходится, кот может и «характер показать».
«Он умеет за себя постоять. Сам-то он очень смиренный, первый никогда не полезет. Но если ты к нему начнешь придираться, он тебе даст отпор. Интересно, как он просит есть: подходит к своей чашечке, садится и просто молча на нее смотрит. По утрам прыгает на стол, к крану подходит и намекает, что его нужно включить», — продолжает келейник.
А еще Владыка следит за своей фигурой и строго соблюдает пост — практически не ест мясо, отдавая предпочтение растительной пище.
«Изначально его пробовали кормить мясом, но он показал себя как великий постник — как раз начинался Великий Пост. И парадоксальный момент — рядом с его тарелочкой стоял пророщенный овес, и он постепенно отдал ему предпочтение, а мясо перестал есть. А сейчас мы перевели его на специальный корм», — поясняет Кирилл.
В общении с людьми кот тоже весьма избирателен. С братией сдержан и терпелив. С незнакомцами — осторожен. Одним словом, характер — нордический. Теплые отношения у него только с самим митрополитом. С ним он, как говорят, сама покорность.
«Как-то кот пошел в очередной раз на балкон, нюхал цветочки. Владыка Тихон после службы пришел за ним и позвал: «Блудный сын, давай возвращайся в дом!» Кот мяукнул и сразу домой побежал. Постоянно владыку встречает: владыка заходит в корпус, он сразу выбегает ему навстречу», — делится наблюдениями келейник Кирилл.
Кот приглашает в гости
Живет Владыка практически в самом центре Псково-Печорского монастыря — в доме наместника обители. Проходя мимо этого уютного зеленого трехэтажного здания, тысячи паломников со всего света даже и не догадываются, что именно здесь находится резиденция популярного кошачьего интеллигента.
Отсюда буквально лапой подать до входа в одну из главных святынь монастыря — пещер Богом зданных, уникального комплекса карстовых подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова. Здесь же, под землей, и монастырское кладбище. Точное число захоронений неизвестно, но, по примерным подсчетам, в них покоятся более 10 тысяч человек.
«Вероятно, что некоторые подписчики аккаунта и не знали о нашем монастыре, а теперь захотят приехать и ближе познакомиться с его историей. Нам в директ присылают детские рисунки, где наш кот изображен на фоне монастыря, это очень приятно», — говорит отец Антоний.
Территория Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря. Справа — дом наместника обители, где живет кот Владыка. Фото: Алексей Семенов/ТАСС
Главная задача аккаунта, формулирует отец Антоний, — наполнять его смыслом, заниматься благотворительностью. Создавать легкий контент, в простой форме освещать жизнь обители, событий, связанных с монастырем.
«У нас есть официальный аккаунт монастыря с серьезной информацией, а аккаунт кота Владыки— для рассказа об обители более широкому кругу людей. Безусловно, мы будем продолжать поддерживать и благотворительные проекты», — добавляет отец Антоний.
В ансамбле монастыря — более десяти древних храмов. Входить туда коту не разрешается — это, пожалуй, единственный распространяющийся на него запрет.
«Хоть коты считаются «чистыми» животными, это известно еще из Ветхого Завета, их даже пускают в алтарь, ведь они ловят грызунов, но кота Владыку все же в храм не пускают», — рассказывает отец Антоний.
Зато он с удовольствием выступает в роли монастырского пресс-секретаря: рассказывает о важных церковных праздниках, инспектирует ярмарку на монастырской площади и делится впечатлениями о ней. И конечно, приглашает в обитель всех желающих. В начале весны рыжий красавец зазывал гостей на Масленицу: предлагал отведать монастырской сметаны, покататься на верблюде и даже посоветовал, как лучше добраться до Печор — на самолете или на «Ласточке».
«Владыка Тихон тоже активно принимает участие в наполнении аккаунта, присылая нам свои фото и видео, ведь он больше всех проводит времени со своим питомцем», — завершает беседу отец Антоний, отправляясь обдумывать новые темы и задания для кошачьей интернет-звезды.
«Будьте очень осторожны»: Владыка Тихон о Сталине, русском единстве и пророчестве старца Иоанна
Третья часть беседы телеканала Царьград с митрополитом Псковским и Порховским Тихоном (Шевкуновым), автором православного бестселлера «Несвятые святые», главой Псковской митрополии и Патриаршего совета по культуре.
В сегодняшней, третьей части нашей беседы владыка Тихон рассказывает о том, допустимо ли изображение Сталина в храме, о возможности преодоления разделения русских на красных и белых, ситуации с возрождением святынь возглавляемой им Псковской митрополии и об одном удивительном пророчестве-предостережении псково-печерского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Первую часть интервью можно прочесть здесь. Вторую – здесь.
Сталин, «Патриот» и точка в гражданской войне
«Царьград»: Владыка, к сожалению, сегодня всё чаще православных пытаются столкнуть друг с другом. Недавний случай. Парк «Патриот». Фактически уже возведён главный военный храм. И среди храмовых изображений была историческая фреска с изображением Сталина. Начался шум, что Церковь занимается апологией Сталина.
Мы ровно 13 лет назад воссоединились с Русской Зарубежной Церковью, известно, как много Вы для этого сделали. В прошлом году воссоединились с Западноевропейской Архиепископией, тоже эмигрантской частью нашей Церкви. Но до сих пор православных людей пытаются разделить на белых и красных. Вы, конечно же, следили за ситуацией с храмом в парке «Патриот», и как бы всё это прокомментировали? Как можно прекратить эту гражданскую войну столетней давности?
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мозги включать иногда. Вот именно для того, чтобы прекратить гражданскую войну, и многие другие проблемы, иногда включать мозги. При всём понимании, что Сталин – великий государственный деятель (никто этого, думаю, не отрицает, как и того, что Диоклетиан был великим римским государственным деятелем), его изображение в храме совершенно неуместно. В литургическом пространстве оно совершенно неуместно.
Как и изображение Владимира Владимировича Путина. Я когда это увидел, был абсолютно убеждён, что он отреагирует просто как опешивший человек. Собственно говоря, так примерно и получилось. В общем, повторюсь, надо мозги включать. И тогда меньше будет проблем. В другом месте – пожалуйста, есть историческая часть [парка «Патриот»]. Там есть музеи. Но в литургическом-то пространстве зачем всё это делать?
Ц.: Ну а можно ли всё-таки поставить точку в той гражданской войне?
Владыка Тихон: Думаю, что очень нескоро. Вот, американцы до сих пор не могут поставить точку в своей гражданской войне полторы сотни лет. Поэтому не думаю. Тем более, когда вдруг находятся люди, которые говорят о том, что поставить точку – это значит, примирить. Но как можно примирить Троцкого и Деникина, Ленина и Государя?
Помните, у Достоевского в «Братьях Карамазовых», когда Иван обращается к Алёше и рассказывает историю, как помещик затравил собаками ребёнка на глазах у матери, и говорит: «Как может примириться эта мать с этим зверем-помещиком?» Только в Царствии Небесном. Только Божией силой. Но нам на Земле примирять непримиримое – это становиться котами Леопольдами. «Ребята, давайте жить дружно». Дружно с кем? Не будет примирения, полного, здесь, на Земле. Будет прощение, если есть высокая душа, готовая простить. Но примирить остающегося на этих позициях. Если бы было полное примирение, то и ада бы не было.
Ц.: И здесь хотелось бы ещё раз вспомнить урок 13-летней давности, когда как раз на Вознесение, 17 мая 2007 года, произошло воссоединение с Зарубежной Церковью. Они ведь тоже нас долго называли «Красная Церковь», говорили «красные священники», «красные архиереи». А в итоге мы нашли общие позиции. Они поняли, что и мы не такие «красные», а мы осознали их правоту во многих вопросах. Насколько этот пример важен для нас и сегодня?
Владыка Тихон: Он важен. Хотя, на самом деле, мы в очень многих исторических вопросах не нашли примирения, то есть не встали на одну позицию. Но у нас есть один мир, один Альфа и Омега – Господь Иисус Христос. И мы стали едины не когда в философских беседах или в исторических дискуссиях пришли к консенсусу, и не тогда, когда стали уж настолько политкорректны, что решили: «Что белые, что красные – всё одинаково». Во многом мы остались, не понимая или не разделяя каких-то частных мнений, но мы стали едиными только тогда, когда мы увидели, что Господь Иисус Христос среди нас. Что Бог нас объединяет. Вот наше главное единство. А во второстепенном могут быть какие угодно расхождения.
Как возродить Псковские святыни
Ц.: Владыка, завершая, хотелось бы вам задать вопрос как главе Псковской митрополии. Когда-то Вы сказали, что когда рукополагают священника, а епископа это, в данном случае, касается вдвойне, он должен задуматься, что не только алтарю служит, но ещё и «прораб». Понятное, что у Вас сейчас огромная хозяйственная работа. Что удалось сделать за два года управления Псковской митрополией? Известно, что проблем огромное количество, и Вы об этом говорили прямо. Какова ситуация сейчас?
Владыка Тихон: Знаете, не сделано почти ничего, потому что для того, чтобы сделать, нужно всё всерьёз изучить, нужно создать концепцию, хороший проект. В частности, проект реставрации. Потом надо пройти все экспертные процедуры. Потом, прошу прощения, что опять и опять говорю об этом, надо средства изыскать. Потом – найти организации, которые смогут это всё воплотить в жизнь.
Поэтому сейчас идёт огромный предварительный процесс. Изучения, проектирования, согласования, и прочее, и прочее, и прочее. Мы начали укреплять аварийные склоны Псково-Печерского монастыря над пещерами. Это мы сейчас делаем, дренажи и прочее. Это – сверхсрочные работы. Также сейчас выходим на укрепление склонов в Святогорском монастыре, а там рушится целая стена, целый берег рушится в реку Великую, и даже целая башня уже нависает над рекой, вот-вот упадёт.
Псково-Печерский монастырь. Фото: официальный сайт Псковской митрополии
Но для того, чтобы это начать делать – надо финансировать. А для того, чтобы финансировать, даже если изыскали финансы, надо финансировать ту организацию, которой принадлежит этот берег. А берег, как выяснилось, не принадлежит никому. За 15 лет не нашли самого главного – собственника этого берега. Росприрода – не собственник, область – не собственник и так далее. Так вот, пришлось этот несчастный берег буквально силой навязать сначала одной организации, не буду уж называть, потом эта организация передала другой организации, а эта вторая организация передала уже Псковской области. И только сейчас, наконец, выделяется финансирование. И на всё это ушло, даже с моими небольшими возможностями, полтора года. А до этого 15 лет этого сделать не могли.
Поэтому всё непросто. Но сейчас идет мощнейшая работа по проектированию реставрации множества псковских памятников, наших храмов и монастырей. Кроме того, что это наши святыни, и это главное, это то, что будет десятилетия и столетия кормить и поить псковичей. Именно посмотреть на эти святыни, помолиться в них приезжает множество паломников и туристов из России и из-за рубежа. И именно эти средства пойдут в псковскую казну, на учителей, детей, на больных и так далее.
Ц.: Но ведь так должно быть не только в Псковской митрополии. Вообще вымирающая русская глубинка, огромное количество вымерших сёл и деревень, может, и она сможет возродиться таким образом?
Владыка Тихон: Ну, деревни, я не думаю, что возродятся. Потому что то экстенсивное сельское хозяйство, которое там велось, уже не сможет приносить тех урожаев. Просто людям из этих земель надо понемножечку делать какие-то «поместья». Для питерцев, для москвичей, всех, кто может взять эти земли и привести их в какой-то порядок, чтобы жить там.
Кстати, хорошее соседство, хорошие помещики здесь [на Псковщине] были прописаны: Александр Сергеевич Пушкин, например. То есть, хотите стать соседом Александра Сергеевича Пушкина – берите себе земельку в Псковской области, она недорогая. Приезжать сюда сейчас просто будет: уже и самолёты, и поезда. А что касается промышленности Пскова – она невелика, но постепенно всё налаживается. И остаются ребята, и возвращаются те, кто уехал в Москву или Питер. Не с той интенсивностью, с которой хотелось бы, но делается это.
Митрополит Тихон совершает заупокойную литию на могиле Александра Пушкина в Святогорском монастыре. Фото: официальный сайт Псковской митрополии
Сейчас мы проектируем огромный культурно-спортивный центр в самом Пскове. Там будут разные клубы по интересам, спортивные клубы для всех возрастов. Это будет и пространство, где люди смогут общаться, и, конечно же, церковная составляющая. Вот так надо делать жизненное пространство. И я вспоминаю одного из своих преподавателей по институту, Мераба Константиновича Мамардашвили, он сетовал, что в Москве нет жизненного пространства, где можно выпить чашечку кофе.
Так вот, это жизненное пространство, и церковное, и светское, должно в нашей стране возрождаться, и оно возрождается, оно уже существует. И расширяется. И вот тогда постепенно-постепенно всё наладится. Надо просто, помните, как сказал один великий дагестанец: работайте, братья! Вот это великое слово великого человека.
Ц.: Дай Бог, владыка. И дай Бог Вашего оптимизма, Вашей пассионарности и энергии и другим архиереям нашей Церкви, и нашим светским руководителям. Ну а поскольку мы начали нашу беседу «с конца», с Конца времён, хотелось бы и завершить подобным образом. Хотелось бы понять: когда же всё это закончится? Когда мы сможем посетить Псково-Печерскую обитель, где Вы сейчас находитесь, и в которой, к сожалению, последние месяцы нет паломников?
Владыка Тихон: В первую очередь, я хотел бы поблагодарить всех тех паломников из Москвы и Санкт-Петербурга, которые не приехали к нам. Ещё в феврале я обратился к вам с просьбой не посещать Псково-Печерский монастырь. Тогда многие не поняли и даже обиделись на такие слова. Но здесь у нас очень много престарелых людей. И наш город, Печоры, тоже, в основном, город людей «за 60».
Если бы сюда, как во многие места России, в том числе монастыри, завезли бы эту болезнь, то Псково-Печерский монастырь мог бы стать (слава Богу, этого не было) эпицентром болезни. Поэтому спасибо вам за понимание, сердечно благодарю и призываю на вас благословение Божие за ваше рассуждение, за вашу любовь и терпение. Терпением вашим стяжите души ваши. И никто из нас не стал невольным виновником болезни или чего худшего, по отношению к нашим ближним. Это самое-самое главное. Чтобы по нерадению или неразумию этого не произошло.
Уличное богослужение в Псково-Печерском монастыре в день Отдания Пасхи. 27 мая 2020 года. Фото: официальный сайт Псковской митрополии
Что касается того, когда. Не знаю. Сейчас мы служим на улице. Сегодня был замечательный солнечный денёк, и это было прекрасно. Вчера был дождливый день, и это тоже было прекрасно. Потому что мы служили, люди причащались, все под зонтиками. Но, всё равно, дух и ощущение таковы, что это по-настоящему непередаваемо. И я думаю, что, возможно, где-то в июле Псково-Печерский монастырь на какой-то период будет доступен для паломников.
Но, конечно, такие надежды – это гадание на кофейной гуще. Дай Бог, чтобы они сбылись. Но мы понимаем, что, скорее всего, будет и осенняя, и зимняя вспышка, как это всегда бывает с гриппами и ОРВИ. И к этому надо готовиться. Мы готовим и помещения, на всякий случай, для больных, и для наших монахов, и для жителей Печор. Дай Бог, чтобы это миновало, и эти приготовления были не нужны. Мы молимся об этом, но всегда надо быть готовым к тяжёлым испытаниям.
Предостережение отца Иоанна (Крестьянкина)
Ц.: Конечно, все мы переживаем, владыка. У каждого из нас уже есть знакомые или знакомые знакомых, которые уже пострадали от вспышки этого заболевания. Скажем прямо, страх существует. И мне бы хотелось, чтобы в заключение Вы обратились к нашим зрителям со словами архипастырского благословения. В том числе связанного с сегодняшней ситуацией.
Владыка Тихон: Я обращусь со словами отца Иоанна (Крестьянкина). В 2000 году мы услышали от отца Иоанна удивительную историю. Он сказал, что ему дважды подряд, две ночи, было видение, не сон, а видение. За его 96 лет с ним происходило такое всего два-три раза. И один из этих случаев был в декабре 2000 года. День за днём он видел какую-то страшную, тяжёлую картину, о которой не хотел нам говорить. Но сказал и записал слова, которые были ему сказаны:
Стой и смотри, что Я попустил для вразумления людей. Виновных не ищите. Виновных не ищите. Молитесь. Будьте всегда и во всём очень осторожны.
Что это было – мы не понимали. Спрашивали у батюшки, но он нам ничего не отвечал. И вот сейчас нам представляется, что это похоже, хотя я не могу сказать, что это 100% то, о чём говорил отец Иоанн, но очень похоже на то, что происходит сейчас. Запись этой цитаты отца Иоанна хранится в его келье. Мы её многократно публиковали, и в 2006-м, и в 2009 году. Вы можете найти келейные книги отца Иоанна, и там это всё опубликовано, вся эта фраза и вся эта история там есть. И мне нечего добавить в эти сложные времена.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в центре), архимандрит Тихон (слева) и архимандрит Анастасий (справа). Фото: pravoslavie.ru
Вот, вы сказали, что я оптимист, спасибо вам большое. Это высокое определение для сегодняшнего дня. Но мне самому кажется, что я всё-таки реалист. И именно отец Иоанн придал нам это направление поведения при нашем сегодняшнем испытании. Храни всех Господь. Христос Воскресе!