влияние дистанционного обучения на психику детей
Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние учащихся
В современном мире обучение с помощью компьютера означает получение знаний в режиме онлайн через Интернет или офлайн, использование сетевых технологий для стимулирования, предоставления и облегчения обучения в удобное время и в удобном месте. Коронавирусная инфекция 2019 года (COVID-19) глубоко влияет на жизнь во всем мире. Изоляция и ограничение контактов полностью изменяют психосоциальную среду. Вынужденные меры ограничений и перехода на дистанционное обучение могут серьезно угрожать психическому здоровью подростков. В результате ограничительных мер отрицательные последствия, возможно, будут преобладать над положительными,такими как: личностный рост и сплоченность семьи. Основными проблемами является беспокойство, отсутствие контактов со сверстниками и ограниченные возможности для регулирования стресса.
Целью является изучение психоэмоционального состояния учащихся в связи с переходом на дистанционное обучение.
Предмет исследования: психологические особенности субъектов дистанционного обучения.
Объект исследования: учащиеся как субъекты дистанционного обучения.
1. Проанализировать влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние учащихся.
2. Проверить гипотезы о том, что дистанционное обучение оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащихся.
3. Выявить проблемы в сохранении и укреплении не только психического, но и физического здоровья учащихся.
4. Изучить исследования специалистов.
Ключевые слова: дистанционное обучение; психоэмоциональное состояние; образовательный процесс; развитие и формирование личности; коммуникация.
Методы исследования: для сбора данных использовалась Методика онлайн-опроса.
Вопросы опроса были сформированы по 3 блокам: учебная нагрузка, социальная коммуникация, общее состояние и настроение. Большую часть респондентов составили представители возрастной группы от 15 до 18 лет (60%, хотя опрос был разослан представителям и других возрастных групп. Отсюда можно сделать вывод о том, что старшие школьники в большей степени заинтересованы в оценке собственного восприятия форм организации образовательного процесса.
На вопрос о том, какие формы организации обучения использовались в период дистанционного обучения, 76,7% респондентов ответили, что преподаватели организовывали самостоятельную работу по предоставленным материалам (лекции, презентации, видеоуроки, то есть без непосредственного взаимодействия с педагогом; 56,7% респондентов указали, что занятия проходили в режиме онлайн посредством Skype, Zoom и других платформ для вебинаров и конференций. По этим результатам можно говорить о том, что дистанционное обучение основывалось в большей мере на самостоятельной работе учащихся.
Среди общих недостатков дистанционного обучения учащиеся отметили технические проблемы с интернетом (40%, а также сложность сосредоточения на учебной деятельности в домашней обстановке (38,3%).
Кроме прочего, 65% респондентов отметили, что увеличилась общая продолжительность выполнения домашних заданий, что повлияло на снижение физической активности и количество прогулок на свежем воздухе. Также 41% респондентов отметили большую рассеянность внимания по сравнению с очной формой, 56% отметили, что из-за отсутствия очной коммуникации запоминать материал стало значительно сложнее.
Мнения учащихсяна вопрос о самочувствии разделились: 40% ответили, что чувствовали себя дома лучше, чем, когда посещали школу; 39% респондентов уставали дома сильнее; 21% опрошенных отметили, что ничего не изменилось. Учащиеся, которые выполняли все задания качественно и в указанный срок, испытывали большую усталость на дистанционном обучении по сравнению с очной формой, поскольку основную часть времени проводили за компьютером или телефоном. В то же время, находясь дома, учащиеся не тратили время на дорогу до учебного заведения, а в определенных случаях увеличилось время сна, что способствовало улучшению самочувствия.
На вопрос о коммуникационных связях со сверстниками 61,7% респондентов ответили, что им не хватало реального общения с одноклассниками, работы в групповых и парных формах, непосредственного контакта; 38,3% объяснили, что им было достаточно общения через социальные сети. При этом у 35% настроение в период дистанционного обучения было хуже,чем обычно: «угнетающе», «ужасно»; 34,2% высказали мнение о том, что настроение было лучше, чем обычно, а оставшаяся часть респондентов отметила, что особых изменений не произошло.
В результате анализа полученных данных можно констатировать следующее:
1. В процессе дистанционного обучения увеличилась учебная нагрузка и продолжительность выполнения домашних заданий, однако конечный результат стал хуже.
2. В процессе дистанционного обучения учащимся было недостаточно коммуникации как с преподавателями, так и со сверстниками, что негативно отразилось на протекании таких психических процессов, как восприятие, внимание, память и мышление.
3. Обучение в режиме онлайн негативно сказалось на общем самочувствии респондентов, ухудшение настроения произошло более чем у трети опрошенных.
4. Большинство учащихся не желали бы использовать дистанционную форму обучения в дальнейшем.
Результаты анкетирования учащихся выявили проблемы в сохранении и укреплении не только психического, но и физического здоровья обучающихся в условиях дистанцирования как всей жизнедеятельности, так и образовательной деятельности. Все вышесказанное дает основание утверждать, что дистанционное обучение оказывает в большей степени негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащихся.
Дистанционное обучение негативно влияет на здоровье и психического состояние учащихся. Ученики испытывают наиболее острую необходимость в общении со сверстниками, в отсутствии которой, мотивация к обучению сильно снижается. При посещении дистанционных уроков учащиеся часто испытывают страх или стеснение при включении видеокамеры, учителям сложно учитывать психофизиологические, индивидуальные особенности; не несправедливое оценивание. С другой стороны, родители испытывают сложности с организацией режима дня, длительное пребывание за экраном телефона приводит к утомлению, что приводит к дополнительной нагрузке на здоровье.
По словам исследователей, сейчас детям больше всего необходима помощь специалистов. После продолжительного режима самоизоляции и дистанционного обучения 80% школьников пожаловались на возникновение депрессии, различных фобий, а также нарушения сна.
Однако, как объяснили «Газете. Ru» детские психологи, решение проблемы напрямую зависит от поведения родителей и требует проработки с их стороны.
На фоне дистанционного обучения в период пандемии более чем у 80% школьников развились психические проблемы. Согласно опросу, который провели специалисты Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава, депрессивные состояния выявили предположительно у 42,2% школьников, астенические состояния — у 41,6%.
На вопросы медиков ответили почти 30 тыс. школьников разных возрастов из 79 регионов России. Большинство из них — 69,2% — во время режима самоизоляции почти не выходили из дома.
В результате только каждый восьмой учащийся смог адаптироваться к новым условиям. У остальных, помимо депрессий также выявили ряд других психических расстройств: обсессивно-фобические состояния у 37,2%, синдром головных болей — у 26,8%, нарушения сна — у каждого второго учащегося (55,8%).
13,1% детей также испытывали подавленность, еще 44,2% замечали, что их настроение меняется несколько раз в день. В целом, подростки с трудом пережили режим самоизоляции — 21,2% назвали его невыносимым, 36,7% отнеслись к нему просто негативно. Нравилась самоизоляция лишь 16,8% опрошенных.
Полученные данные, отмечают авторы, говорят о необходимости массовой психологической поддержки детей и подростков. Однако, как заявил «Газете. Ru» директор Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий, сейчас в российских школах с этим существует большая проблема.
На важность вмешательства родителей в процесс восстановления школьников после режима самоизоляции и дистанционного обучения обратила внимание и внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы Анна Портнова.
Детский и подростковый психолог Татьяна Семенко отметила, что родителям стоит попытаться, в первую очередь, наладить контакт со своим ребенком, так как психологические проблемы рождаются из-за дефицита общения со сверстниками.
Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург, в свою очередь, призвал общественность не накладывать вину за психологические проблемы детей только лишь на дистанционное обучение. По словам педагога, для некоторых детей оно даже пошло на пользу, в том числе в вопросе их психического здоровья.
Согласно опросу Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава, у детей также были выявлены проблемы со здоровьем из-за регулярного использования смартфонов – непосредственно для учебы их ежедневно использовали 73,1% учащихся. Для разных целей каждый день к гаджетам обращались практически все школьники — 99,2%.
В целом из-за пандемии время школьников стало распределяться иначе – прогулки и физическая активность сократились более чем вполовину, в то время как компьютеру и смартфонам дети стали уделять на 46% времени больше.
Как результат — 18,1% стали жаловаться на покраснение глаз, еще 44,9% на общее утомление. Еще около 15% отметили шум в голове и заложенность ушей из-за постоянного использования наушников.
«При регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий смартфон следует рассматривать как серьезный фактор риска развития патологии зрения у детей и подростков», — подчеркнули авторы исследования.
Дистанционное обучение школьников показало, что современная цифровая школа не может предложить безопасные для здоровья технологии онлайн-обучения, заключают авторы.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что дистанционное обучение оказывает в большей степени негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащихся. Результаты исследования открывают перспективы для дальнейшего изучения проблем организации дистанционного обучения, а именно разработки педагогических условий, обоснования эффективности форм, методов и средств дистанционного обучения.
Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть первая Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт о творческих работах моих учеников, находящихся на дистанционном.
Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть третья Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Предлагаю Вашему вниманию третью часть фотоотчёта о творческих работах моих учеников, находящихся.
Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть вторая Дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию вторую часть фотоотчёта о творческих работах моих учеников, находящихся на дистанционном обучении.
Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.
Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.
Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.
Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.
Рисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Для меня, как и для многих моих коллег, организация образовательного процесса, с введением карантина по коронавирусу, стала приобретать.
Влияние дистанционного обучения на здоровье и психику школьников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Влияние дистанционного обучения на здоровье и психику обучающихся школьного возраста
В 2020 году дистанционное обучение так или иначе коснулось каждого. Существуют как сторонники, так и оппоненты новой формы организации обучения. Не поддерживая ни тех, ни других мы рассмотрим влияние так называемого «дистанта» на здоровье и психику обучающихся школьного возраста.
Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» Минздрава России провели весной масштабное исследование: «Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19)».
С помощью анонимного онлайн-анкетирования специалисты опросили более 29 000 школьников 5—11‑х классов из 79 регионов России, чтобы узнать, как они себя чувствовали на дистанционном обучении. Анализ ответов показал, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями и устройствами для онлайн-обучения.
В период самоизоляции, по данным исследования, у школьников значительно выросла продолжительность «учебных занятий» и время выполнения домашних заданий. Значительно увеличилось время работы с гаджетами
При этом более 68% детей отметили, что у них сократилось время на прогулки, более чем у половины школьников (55%) сократилась физическая активность. Также снизилось время на сон. Свыше 40 % школьников недосыпали от 2 часов и более. Всё это существенно ухудшило самочувствие, активность и настроение детей.
На фоне возросшей нагрузки, у детей начали проявляться проблемы со здоровьем. Более чем у 30 % опрошенных возникли проблемы со зрением, ещё у 4 % появились боли в запястье от длительной работы с мышкой. Кроме того, исследователи установили пагубное влияние онлайн-обучения на психическое состояние школьников. Почти у 84 % были отмечены «неблагополучные психические реакции пограничного уровня». Наличие депрессивных проявлений обнаружили у 42,2 % школьников, астенических состояний — у 41,6 %, обсессивно-фобические состояния проявились у 37,2 %, гиперкинетические реакции — у 29,2 % и тд.
За несколько месяцев дистанционного обучения мы получили достаточно пугающую картину, ситуацию, которая серьёзно угрожает физиологическому и психическому здоровью наших детей. И если в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки по стране мы не можем перейти к очному обучению, то снизить количество неблагоприятных факторов мы просто обязаны постараться ради подрастающего поколения.
Хотим мы того или нет, но перенос офиса или школы в дом первое, а для многих – долгое время воспринимается как нарушение границ. Ребенок в школе в норме не таков, как дома, у него есть своя жизнь, отношения, секреты. На дистанте большинство детей оказываются меж этих двух ролей и очень нервничают. В школе у него, может, образ крутого, а с мамой за спиной он не может так себя проявить и переживает за падение своего авторитета.
Что могут сделать родители? По возможности дать детям личное пространство. Если позволяет помещение, дайте ребенку полную автономию и границы на время его взаимодействия со школой и одноклассниками онлайн. Даже если вы не уверены, что это будет продуктивно.
Компьютер – это экранная нагрузка. Ребенок не так много смотрит по сторонам, как в обычном классе, вертеться ему особо некуда. Он напрягает глаза, если плохо видно презентацию учителя, просто напрягается, глядя в экран на тестировании, а это куда большая нагрузка, чем при взгляде на бумагу. Домашние задания – тоже с экрана и их отправка.
Что могут сделать родители? Помогать распечатывать все, что можно, работать с учебником столько, сколько можно.
Обязательно освойте гимнастику для глаз и делайте ее вместе между уроками – вам тоже полезно сделать паузу в вашей работе. Также по возможности организуйте занятия и игры, которые полезны для глаз. Это прежде всего настольный теннис, но и дома можно организовать игры на меткость, а на улице – подвижные игры, которые требуют ориентации в пространстве и зрительного внимания, не нацеленного в одну точку.
То время, что тратится на дорогу в школу, у детей освободилось, но чувствуют они себя более вялыми. На самом деле принудительное движение в школу, перемещение по школе – это тысячи шагов в день, которые у многих не компенсированы. Это серьезная проблема для растущего организма.
Что могут сделать родители? В квартире практически невозможно нахаживать те же метры и километры, что на улице. Постарайтесь организовать полезную деятельность для ребенка вне дома. Это прогулка с собакой, походы по району с полезной целью. Помогите детям организовать околоспортивные занятия в парке.
Не забывайте о том, что даже обычные физминутки могут значительно снизить усталость и добавить бодрости.
Что касается психологического комфорта, о личных границах мы поговорили, но только этого не достаточно. Любому ребёнку нужна поддержка, ему нужно чувствовать, что его обучение – это не его крест, что с этим можно справиться. Поощряйте ребёнка за достижения, при возникновении неудач анализируйте их, ищите способы преодоления трудностей и исправления ошибок, потому как ругань и принижение способностей ребёнка ничем ему не помогут, а только усугубят ситуацию.
Будьте открытыми для своих детей, слушайте их и поддерживайте, помогайте правильно организовать свой день. Да, это непросто, но никто не сделает это за вас, в конце концов это жизнь и здоровье вашего ребёнка, так позаботьтесь о его благополучии.
Цифровые технологии против детей: физиологические и психические последствия дистанционного обучения
Все глобальные изменения в обществе должны быть тщательным образом просчитаны. Взвешены все приобретения и издержки, установлено соотношение пользы и вреда внедряемых инноваций. Нововведение должно быть обсуждено с экспертами и обществом. И только тогда, когда нашелся общественный консенсус, когда необходимость и польза очевидны, а вред минимален, изменениям надо давать зеленый свет.
Глядя на то, как спешно и активно в нашей стране реализуется внедрение цифровизации образования, то есть онлайн-обучения, начинаешь недоумевать. Никакого общественного и экспертного обсуждения этого вопроса не было. Цифровизацию внедряют вопреки мнению экспертов и вопреки мнению большинства граждан России. Но самое ужасное, что так называемую дистанционку внедряют, не взирая на вопиющий вред, как здоровью и образованию детей, так и самому будущему нашей страны.
Однако уже имеющихся экспертных оценок вреда от цифровизации образования достаточно, чтобы поставить крест на этом начинании.
Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» Минздрава России провели весной масштабное исследование: «Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19)».
С помощью анонимного онлайн-анкетирования специалисты опросили более 29 000 школьников 5—11‑х классов из 79 регионов России, чтобы узнать, как они себя чувствовали на дистанционном обучении.
Анализ ответов показал, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями и устройствами для онлайн-обучения.
В период самоизоляции, по данным исследования, у школьников значительно выросла продолжительность «учебных занятий» и время выполнения домашних заданий. Значительно увеличилось время работы с гаджетами. Более 77% опрошенных школьников сообщили, что перед электронными устройствами они проводили не менее 4 часов в сутки. Более одной трети школьников (34,5 % ) проводили перед экранами свыше 7 часов в сутки.
При этом более 68% детей отметили, что у них сократилось время на прогулки, более чем у половины школьников (55%) сократилась физическая активность. Также снизилось время на сон. Свыше 40 % школьников недосыпали от 2 часов и более. Всё это существенно ухудшило самочувствие, активность и настроение детей.
Немаловажно, что более 73% опрошенных детей использовали для онлайн-обучения смартфон. Исследователи считают, что «при регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий, смартфон следует рассматривать как серьезный фактор риска развития патологии зрения у детей и подростков».
На фоне возросшей нагрузки, у детей начали проявляться проблемы со здоровьем. Более чем у 30 % опрошенных возникли проблемы со зрением, ещё у 4 % появились боли в запястье от длительной работы с мышкой.
Кроме того, исследователи установили пагубное влияние онлайн-обучения на психическое состояние школьников. Почти у 84 % были отмечены «неблагополучные психические реакции пограничного уровня».
Наличие депрессивных проявлений обнаружили у 42,2 % школьников, астенических состояний — у 41,6 %, обсессивно-фобические состояния проявились у 37,2 %, гиперкинетические реакции — у 29,2 %. Более четверти детей (26,8 %) сообщили о появлении головных болей. Свыше половины школьников (55,8 %) сообщили о нарушении сна. Каждый пятый ребенок (21,2 %) указал, что самоизоляция невыносима.
Вдумайтесь, с одной стороны государство заявляет о вреде онлайн-образования для здоровья детей, а с другой стороны даёт зелёный свет цифровизаторам на освоение школ.
В конце сентября российские школьники написали проверочные работы, так как наш президент попросил выяснить уровень знаний у школьников после дистанционного обучения. Результаты оказались очень плачевными. Огромное количество двоек, даже отличники написали работы на плохие оценки. Учителя рассказали, что в головах у ребят каша, и такое состояние вызвано совсем не каникулами, после которых детей удавалось восстановить за 2 недели. Падение уровня знаний стало результатом дистанта, считают учителя.
Далее я хочу затронуть более глубокую проблему цифровизации образования, о которой не часто говорят при обсуждении проблем онлайн-обучения, но на мой взгляд, она раскрывает весь ужас того эксперимента, который цифровизаторы планируют провести на наших детях. Причём об этой проблеме говорят сами цифровизаторы.
Курпатов с 2019 года работает в Сбербанке научным руководителем лаборатории нейронаук и поведения человека. В своем выступлении он рассказал о последствиях цифровизации для человека.
В начале доклада психотерапевт отметил, что цивилизация сегодня переживает фундаментальную трансформацию. «Мы переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации текста, системного мышления, мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного».
Таким образом, получается, что книга — это главный враг цифровизаторов образования, который будет уничтожен. Книгу нужно заменить на гаджет и дать каждому ребёнку персональный планшет. Это значит, что следствием цифровизации образования становится ликвидация у детей системного и аналитического мышления.
Далее Курпатов раскрывает то, как этот процесс происходит. Со ссылками на исследование американского невролога из Вашингтонского университета Маркуса Рейчела, он показал, что наш мозг работает в трех режимах. В одном режиме происходит потребление информации, за это отвечает центральная исполнительская сеть. В другом режиме происходит ориентация в ситуации, иначе говоря, включается сеть выявления значимости. В третьем режиме происходит мыслительная деятельность, исследователи именуют его дефолт-системой.
Курпатов объяснил, что это самый важный режим работы мозга, потому что с его помощью наш мозг просчитывает разные системные аспекты. «Именно в этих состояниях вам приходит самое интересное решение, инсайты. Именно в этот момент вы вскрикиваете: „Эврика!“»
Психотерапевт отметил, что формирование всех трех режимов работы мозга, которые отвечают за процесс мышления взрослого человека, происходит первые 25 лет его жизни. Особую значимость Курпатов отвёл обучению детей. По его словам, во время обучения ребенок «программирует свой мозг».
Далее эксперт ставит вопрос ребром: «В какой ситуации оказались нынешние молодые люди, которые занимаются программированием своего мозга, в ситуации, когда мы имеем гипер-информационную среду? И как это сказывается на их мышлении?»
Наипервейшая проблема при цифровизации, по словам Курпатова, заключается в подавлении работы дефолт-системы мозга. Ссылаясь на выводы исследователя из Стэнфордского университета Эшли Чен, Курпатов пояснил, что все три режима работы мозга являются в отношении друг к другу антагонистами. Если активизирована одна из систем, другие подавляются. «В ситуации, когда вы потребляйте контент постоянно, у вас активна центральная исполнительская сеть. Это значит, что энергия в ваши зоны мозга, отвечающие за мышление, не поступает. То есть, по сути дела, ваш мозг впадает в спячку».
Цифровизаторы сегодня предлагают совместить дистант с традиционным образованием. Это значит, что время для мыслительного процесса у детей сократиться ещё больше. Вместо осмысления знаний, полученных на уроках в рамках традиционного обучения, в голову ребенка будут напихивать массу визуальных образов через образовательные цифровые платформы, которые активно внедряли в качестве дополнительного обучения задолго до эпидемии коронавируса.
Также Курпатов рассказал, что нарушенная внедрением цифровизации функция мозга, отвечающая за мыслительную деятельность, ведет к разрушению социальных связей в обществе. Люди обособляются, предпочитая гаджет прямому общению с человеком.
Такое состояние общества, по словам эксперта, является эпидемией «цифрового аутизма», когда молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, не интересуются внутренним миром другого человека, не видят ценности каждого в отдельности.
Также Курпатов рассказал о развитии суицидальных наклонностей и депрессивных мыслей при использовании смартфонов, в результате которого у человека возникает «социальная настороженность, агрессия, внутреннее напряжение и соглашательство».
Но самая важная проблема, обозначенная Курпатовым, на мой взгляд, это так называемый «феномен дистального видения». По его словам, «если дефолт-система не работает, то дистальное видение, то есть возможность заглядывать вперед, у человека утрачивается». Мозг такого человека не способен конструировать образ будущего, поэтому человек «не может ставить перед собой цели».
Может быть, именно для этого и затевается вся цифровая революция в образовании? Человек, который не может владеть собой, станет, по сути, рабом, которым будут управлять другие. Кроме того, «оцифрованные» дети, став взрослыми, никогда не смогут даже задуматься об ином, более свободном и гуманном мире. Никто из людей уже не сможет двигать колесо Истории и стремиться выйти из царства необходимости в царство свободы.
Вдумайтесь, цифровизаторы, убийцы традиционного образования, хотят лишить наших детей возможности правильно сформировать свой мыслительный аппарат, который и определяет человека разумного. Посягательство на такой эксперимент в масштабах всей страны, на мой взгляд, является не меньшим, а то и большим преступлением, чем самые жуткие эксперименты на детях в концлагерях нацистов. Цифровизация образования сделает из наших детей тупых социопатов, рабов, не способных вершить свое будущее.
Скопина Ольга, РВС, Киров.
11 октября 2020 г., Межрегиональная конференция «Цифровая война с образованием»