влияние факторов на какие либо проявления в педагогической практике

Влияние факторов на какие либо проявления в педагогической практике

Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики реализуется в процессе их взаимодействия и взаимного обогащения (схематично это изображено на рисунке).

влияние факторов на какие либо проявления в педагогической практике

Поясним основные аспекты обогащения педагогической науки за счёт педагогической практики.

1. Эмпирические данные о педагогическом процессе.
Самые достоверные данные о педагогическом процессе можно получить только эмпирическим (опытным, практическим) путём. Педагогическая наука не может развиваться без постоянного поступления информации из практики работы педагогов: разнообразной статистики, сведений о результатах обучения и воспитания, о применении способов и средств организации педагогического процесса, об отношении к тем или иным педагогическим новшествам и т.д.

2. Экспериментальная проверка научных гипотез.
Любые научно-педагогические концепции остаются лишь гипотезами до тех пор, пока не найдут подтверждение на практике. Экспериментальная проверка научных гипотез – это важный аспект рассматриваемой взаимосвязи: практика влияет на теорию, «давая добро» новым научно-педагогическим разработкам или наоборот, обнаруживая их ошибочность или недостаточную разработанность.

3. Инновационный педагогический опыт.
Значительная часть научных открытий в педагогике берёт начало в педагогической практике. Бывает, что педагоги-практики, опираясь на опыт и интуицию, обнаруживают некоторую закономерность, придумывают новые способы и средства организации учебного процесса, начинают их использовать в своей работе, добиваясь высоких результатов. Этот инновационный педагогический опыт изучается педагогической наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших научных исследованиях.

Обогащение педагогической практики педагогической наукой заключается в следующих аспектах.

1. Разработка новых систем обучения и воспитания.
Педагогический процесс очень противоречив, на него влияет огромное количество разнонаправленных факторов. Наличие единой системы необходимо для того, чтобы упорядочить педагогический процесс, придать ему управляемость и сориентировать в направлении главных целей обучения и воспитания.
Система обучения или воспитания представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач педагогического процесса, способов и средств его осуществления, основных этапов и педагогических действий, взаимодействия педагогов с учениками, воспитанниками. Её разработка требует использования большого объёма научных знаний, а также больших усилий, связанных с осмыслением и поиском новых идей, с выстраиванием логичной структуры, объединяющей все компоненты педагогического процесса.
Практическая педагогическая деятельность сосредоточена преимущественно на достижении частных целей и решении оперативных задач, она не оставляет возможности для системного осмысление всего процесса. Поэтому разработка новых систем обучения и воспитания так необходима для обогащения педагогической практики.

2. Прогнозирование развития педагогического процесса.
Наука аккумулирует огромный объём знаний о педагогическом процессе. Это позволяет ей не только описывать и связывать между собой известные факты, но и обнаруживать нечто такое, что невозможно увидеть, решая только частные задачи практической педагогической деятельности. Возможность научного предвидения развития педагогического процесса – именно тот аспект, который позволяет подсказать оптимальные способы и средства педагогической деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и перспективах развития образования в стране и мире.

Источник

Взаимодействие педагогической науки и практики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимодействие педагогической науки и практики – это процесс их обогащения за счет взаимосвязи друг с другом.

Сущность взаимодействия педагогической науки и практики

Педагогическая наука и практика направлены на осуществление одной и той же функции, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к успешному и продуктивному участию в жизни современного общества, путем приобщения каждого учащегося (воспитанника) к общечеловеческой культуре, своевременного и всестороннего личностного развития. Именно в реализации данной функции и проявляется единство педагогической и практики в сфере образования. В этом случае имеется в виду единство таких видов деятельности как практическая и научная.

Таким образом, педагогическая наука и практика, в совокупности составляют единую систему, которая имеет конкретный состав, структуру и функции.

Ведущим исходным элементом системы является непосредственно сама педагогическая практика или практическая педагогическая деятельность. В связи с чем специальным объектом выступает только то, что действительно включено в педагогическую деятельность.

Первым шагом к построению системы взаимосвязи педагогической науки и практики является описание педагогической действительности, которое включает в себя результаты отображения и наблюдения, а также первичное обобщение реальной образовательной практики.

Данное описание называется эмпирическим, так как оно включает в себя только конкретные факты, которые можно получить путем непосредственного наблюдения и измерения. Состав эмпирического описания весьма разнообразно, в него могут быть включены любые знания и факты, которые отражают определенные элементы педагогической действительности, например, конкретные знания о психических процессах, которые протекают в определенных условиях педагогической действительности.

Готовые работы на аналогичную тему

Суть эмпирического описания заключается в том, чтобы не просто словами описать то, что происходит в каждом образовательном учреждении, но и выявить истинные основания педагогической деятельности, определить ее сущность и раскрыть ее закономерности. Определение закономерности является вторым шагом к построению системы взаимосвязи педагогической науки и практики.

Закономерности – это одна из наиболее общих форм воплощения теоретического знания.

Закономерность свидетельствует о наличии закона и осуществлении педагогической деятельности на его основании.

В настоящее время в педагогике определен конкретный ряд общих закономерностей, которые имеют место быть в педагогической деятельности, например, связь взаимодействия педагога и учащегося в процессе обучения. Без данной связи не может быть самого процесса. Связь является процессуальной и содержательной.

Таким образом, приоритетной функцией педагогики является научно-теоретическая, которая по отношению к конструктивно-технической является системообразующей. Данная функция предусматривает создание систем воспитания и обучения, которые научно обоснованы, а также на их основании создание новых учебных и методических материалов. Всё это осуществляется на основании педагогической действительности, способной качественно и полноценно обеспечить педагогическую науку и практику.

Основные аспекты обогащения педагогической науки за счет педагогической практики

Ведущие аспекты обогащения педагогической науки за счет педагогической практики:

Обогащение педагогической практики педагогической наукой

Обогащение педагогической практики педагогической науки заключается в следующих аспектах:

Разработка новых систем воспитания и обучения – заключается в том, что педагогический процесс по своему содержанию и «течению» весьма противоречив, так как на него оказывают влияние большое количество внутренних и внешних факторов. Наличие определенной системы необходимо для того, чтобы максимально упорядочить педагогический процесс, придать ему соответствующее направление и осуществлять качественное управления им.

Система воспитания и обучения представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач, способов и средств педагогического процесса, его основных этапов, действий и взаимодействия его участников. Разработка качественной системы требует вложения значительных сил, большого объема теоретических знаний, осмысление и анализ новых идей, выстраивание логичной структуры, которая способна объединить полноценно все компоненты педагогического процесса.

Практическая педагогическая деятельность в основном сосредоточена на достижении конкретных частных образовательных целей и оперативном решении задач. Именно она позволяет системно осмыслить и понять всю суть данного процесса.

Таким образом, с целью обогащения педагогической практики, большую значимость приобретает разработка качественно новых систем воспитания и обучения, осуществляемая педагогической наукой.

Прогнозирование развития педагогического процесса – представляет собой научное аккумуляцию большого объема знаний о педагогическом процессе. Это позволяет не только осуществлять полноценное описание уже известных фактов, но и выявлять и описывать вновь обнаруженные и установленные факты, тем самым решая многие частные задачи педагогической науки.

Возможность научного предвидения дальнейшего развития педагогического процесса является именно тем аспектом, которые позволяет показать наиболее оптимальные и эффективные средства и способы педагогической практики, предупреждать возможные ошибки и ориентировать педагогов-практиков на тенденции и перспективы развития системы образования.

Научное обобщение передового педагогического опыта – направлено на разработку новых уникальных авторских приемов, средств и даже методик. Значимость научного обобщения заключается в том, что передовой педагогический опыт несколько локален и связан со специализацией создателей. Научное изложение позволяет делиться собственным практическим опытом со всем педагогическим сообществом, тем самым не только позволяя другим воспользоваться результатами своего труда, но и усовершенствовать собственный.

В настоящее время изложение собственного педагогического опыта способствует тому, что педагог позволяет другим увидеть собственную методическую деятельность, поделиться своим опытом и успехом. Современные Интернет-технологии позволяют делиться своими практическими и научными педагогическими наработками не только с коллегами, но и с родителями учащихся (воспитанников), наглядно показать им собственную научную и практическую педагогическую деятельность.

Всестороннее изучение передового педагогического опыта даёт ответы на такие вопросы и позволяет представить опыт в обобщённом виде – в виде чётко структурированных описаний, методических пособий, рекомендаций, которые могут использовать очень многие педагоги, в том числе, возможно, и учителя других специальностей.

Источник

Педагогическая наука и педагогическая практика

Вопрос о взаимоотношении педагогической науки и педагоги­ческой практики — один из самых актуальных в современной пе­дагогике, поскольку от его решения зависит результативность педагогической деятельности.

Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существен­ные характеристики и взаимосвязи, которые придают практичес­кой педагогической деятельности законосообразный характер. Педагогическая практика, в свою очередь, служит объектом науч­ного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов (от греч. kriterion — средство для суж­дения).

Различия между научной и практической педагогической дея­тельностью приведены в табл. 1.

Сравнительный анализ научной и практической педагогической

Деятельности

Параметр сравненияНаучная педагогическая деятельностьПрактическая педагогическая деятельность
ЦельПолучить новое знание об образовании как особом феномене и о педагогическом процессе — его характеристиках, закономерностях, способах организацииСоздать условия для освоения подрастающими поколениями социокультурного опыта, для становления человека субъектом собственной жизни и деятельности, для стимулирования саморазвития ученика (воспитанника)
ОбъектОбразовательный (педагогический) процессУченик (воспитанник); специфика объекта практической педагогической деятельности — в его активности, т.е. он высту­пает одновременно в качестве субъекта
СредстваМетоды научно-педагогического познания (теоретические и эмпирические)Методы, организационные формы, приемы, технологии обучения и воспитания
РезультатНовые знания об усовершенствовании педагогического процессаСтановление человека субъектом собственной жизни и деятельности

Исследователи выделяют два основных способа влияния педагогической науки на совершенствование педагогической практики: прямой и косвенный. Прямое влияние на педагогическую практику оказывают исследования, отвечающие на вопрос «как?»: Каким образом организовать помощь ребенку в освоении им определенной области знаний, в становлении у него того или иного качества. Изучение того, как повысить уровень самой педагогической науки (методологические исследования), влияет на педагогическую практику косвенно, через совершенствование деятельности самих ученых.

Связь педагогической науки и педагогической практики можно представить через связь основных типов педагогических знаний:

знания о сущем, т.е. о том, что существует в настоящее время в педагогической действительности:

а) эмпирические — знания об объективных реальных фактах, которые можно зафиксировать (об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, об особенностях взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе их совместной деятельности, о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов и условий на результаты педагогической деятельности). Для получения такого знания используются, как правило, эмпирические методы исследования;

б) теоретические — знания о существенных связях и закономерностях педагогического процесса (о принципах воспитания функциях обучения, закономерностях формирования того или иного качества). Теоретическое знание не очевидно, оно требует глубокого научного обоснования, для чего применяются в комплексе теоретические и эмпирические методы. Теоретические выводы часто бывают парадоксальными, звучат непривычно для педагогов-практиков и не сразу принимаются педагогами-исследователями, поэтому их осознание и принятие требуют времени и формирования у педагогов установок на понимание и принятие
иной точки зрения;

знания о должном (нормативные знания), т.е. знания о нормах осуществления педагогической деятельности, о том, что и как нужно делать. Именно эти знания непосредственно внедряются Щ педагогическую практику.

Связь между этими типами знаний можно представить в виде своеобразного цикла, где первым звеном является получение эмпирических знаний, которые представляют собой целенаправленное описание системы педагогических фактов, характеризующих то или иное педагогическое явление (например, неуспеваемости школьников). Такое описание представляет собой результат эмпирического исследования педагогической действительности и первичных обобщений.

Следующее звено — получение теоретических знаний. Главное их содержание составляют законы и закономерности педагогическо­го процесса, которые служат объективным его основанием. Чтобы получить теоретическое знание, необходимо проанализировать, систематизировать и обобщить полученный фактический матери­ал п поскольку простое описание не дает оснований для понима­ния сущности того, что происходит в обучении и воспитании, каковы их движущие силы.

Далее необходимо осуществить переход от знаний о сущем к знаниям о должном (нормативным знаниям). Однако невозможно от законов и закономерностей сразу перейти к рекомендациям педагогам, как надо действовать в каждом конкретном случае (про­водить урок, классный час, родительское собрание). Поэтому пе­реход от теоретического знания к нормативному осуществляется на высоком уровне обобщения и представляет собой выражение закономерностей в наиболее общих нормах педагогической дея­тельности — принципах.

Принцип (от лат. prncpum — начало, основа) — основное исходное положение какой-либо теории, науки, мировоззрения; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. В филосо­фии принцип — первоначало, руководящая идея, основное пра­вило поведения. С точки зрения логики принцип — это централь­ное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той об­ласти, из которой данный принцип абстрагирован. Таким обра­зом, принцип может быть охарактеризован с двух сторон — объек­тивной и субъективной.

С объективной стороны важны следующие его харак­теристики: это руководящее требование, предписание, как дей­ствовать для достижения цели, норма деятельности; принцип вы­текает из понимания закономерностей педагогического процесса.

С субъективной стороны принцип — это внутреннее (а не навязанное извне) убеждение, принятое как руководящая идея, способ восприятия определенных явлений. Иначе говоря, из существующих принципов воспитания и обучения педагог мо­жет отбирать те, которые наиболее соответствуют его миропони­манию, стилю педагогической деятельности.

Принципы всегда действуют в системе, дополняя и развивая друг друга. В рамках разных педагогических концепций и парадигм один и тот же принцип может получать разное значение.

Принципы конкретизируются в правилах и требованиях педагогической деятельности, которые составляют следующий уровень конкретизации нормативного знания и следующее звено в цепочке, связывающей педагогическую науку и практику обра­зования.

Так, принцип наглядности, являющийся одним из ведущих в обучении, конкретизируется в правилах применения наглядности: виды наглядности в процессе обучения должны быть разнообразными; они должны соответствовать особенностям возрастного восприятия учащихся наглядность должна предъявляться в тог момент, когда она непосредственно востребована, но не раньше; не следует «перегружать» урок наглядностью.

От правил и требований осуществляется переход к методической системе, которая включает все описанные выше элементы, но касается определенного участка педагогической действительности и сферы педагогической деятельности (например преподавания географии или организации духовной деятельности детей). Это звено цепочки, соединяющей педагогическую науку и практику образования, уже самым тесным образом связно с практикой, учитывает конкретные особенности осуществления определенного вида практической педагогической деятельности.

Наконец, методическая система конкретизируется в проекте педагогической деятельности. В качестве проекта может выступать образовательная программа, учебник, план-конспект урока, план воспитательной работы на определенный период. Проект представляет собой наибольшую степень конкретизации нормативных знаний. Именно через проект педагогическая наука непосредственно связывается с практикой образования.

Проект воплощается в деятельности педагога-практика, который, реализуя его, совершенствует педагогическую действительность. Эта новая педагогическая действительность вновь становится объектом научного изучения — начинается новый цикля взаимодействия педагогической науки и педагогической практики.

Существуют различные формы взаимодействия педагогической науки и педагогической практики. Одна из них — учебно-научно-педагогические комплексы, которые представляют собой систему, включающую научно-исследовательские и образовательные учреждения. В такой комплект могут входить, например, педагогический университет, научно-исследовательские институты и лаборатории, педагогические колледжи и школы, где проводится опытно-экспериментальная работа и внедряются научные разработки. Еще одна форма взаимодействия педагогической науки и практики— участие педагогов-практиков в научных исследованиях. Взаимодействие науки и практики может осуществляться в рамках экспериментальных педагогических площадок, когда какое-либо образовательное учреждение становится базой для определения эффективности и внедрения новых научных разработок. Можно назвать и такую форму, как повышение квалификации педагогических кадров, имеющую целью ознакомление учителей и воспитателей с новейшими достижениями педагогической науки.

Основой единства педагогической науки и педагогической практики выступает гуманитарный характер педагогического знания, обращенность педагогики к проблемам человека.

Иногда возникает разрыв между педагогической наукой и пе­дагогической практикой. Происходит это в тех случаях, когда про­пущено какое-то из звеньев, связывающих науку и практику. Раз­рыв между наукой и практикой проявляется в двух формах. В первом случае эмпирические факты не подвергаются теоретическому обобщению. Во втором, наоборот, теоретические построения не подвергаются экспериментальной проверке.

По утверждению С.Л.Братченко, развитие толерантности как одной из основных проблем гуманитарной педагогики превращается для отече­ственного образования в стратегически значимую цель, и потому эта проблема в последние годы стала чрезвычайно популярна в педагогике. Работ по толерантности огромное количество, их тематика весьма раз­нообразна, однако большинство из них можно отнести к двум большим группам: теоретические разработки и прикладные исследования. При этом среди первых преобладают философские, культурологические и социоло­гические тексты высокого уровня абстрактности, а среди прикладных — педагогические разработки сугубо технологически-методического харак­тера. В результате между теорией и практикой образовался некий разрыв и очевидна нехватка теорий среднего уровня. В результате многие авторы пытаются практико-ориентированные подходы выводить напрямую из фи­лософских, этических, культурологических построений. Большинство пе­дагогических работ по толерантности исходят (явно или неявно) из про­светительской позиции: такую правильную идею толерантности и нена­силия достаточно лишь ясно, подробно и настойчиво изложить — и это само по себе обеспечит этой идее успех, она начнет «работать». При этом выпадает очень важное звено — содержание феномена толерантнос­ти, без понимания которого, а также соответствующих условий и меха­низмов ее развития трудно ожидать создания адекватных и эффективных педагогических стратегий. В этом случае возрастает риск свести все к нази­данию и декларациям на тему важности и нужности толерантности.

В последние годы в педагогической науке утверждаются новые методы исследования педагогической практики, постижения пе­дагогической реальности. Одним из таких методов является диало­гическое понимание. Понимание — универсальная форма освоения Действительности, постижение и реконструкция смыслового со­держания явлений исторической, социально-культурной, а так­же природной реальности. Понимание, в отличие от традицион­ного знания, предполагает определенное отношение к изучае­мому.

Метод диалогического понимания открывает широкие возмож­ности как перед педагогической наукой, так и перед педагогичес­ки практикой, выступая как одно из ненасильственных средств для разрешения разногласий и конфликтов.

Понимание другой концепции, точки зрения, позиции, глубинных оснований, готовность искренне и глубоко проникать в их сущность позволяют и исследователю, и практику подавить чувство неприятия, признать право «иного» на существование, в случае возникновения конфликтных ситуаций помогает найти территорию согласия, на которой возможно взаимопонимание плодотворное сотрудничество.

Источник

Педагогические факторы эффективного проведения занятия

Педагогические факторы эффективного проведения

Для того чтобы стать квалифицированным мастером производственного обучения по проблемам охраны труда необходимо иметь четкую личностно-профессиональную позицию, что проявляется в этических и психолого-педагогических установках 55. Особое значение приобретают из них следующие:

Важнейшим требованием к мастеру производственного обучения как учителя профессии является его профессионализм. Реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать своим подчиненным только тот мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством.

Профессиональное мастерство мастера производственного обучения не может ограничиваться только рамками программы, его знания, умения должны быть значительно шире и глубже.

Например, специфика работы мастеров производственного обучения ПТУ состоит в том, что им, кроме обучения учащихся, постоянно необходимо иметь дело с наладкой, регулировкой, ремонтом оборудования в учебных мастерских и лабораториях учебного заведения, обслуживать технику, тренажеры и другие технические средства обучения. Мастера управляют кружками технического творчества учащихся, вместе с преподавателями работают над изготовлением образцов продукции, репетиторов и других средств обучения с использованием ПК 59.

Следующей по степени значимости качеством мастера производственного обучения является его педагогическая эрудиция, уровень знаний педагогики, педагогической психологии, общей и частичной методики производственного обучения. Педагог, не обладает этими знаниями, использует различные методические рекомендации и указания, описание передового опыта как готовые, но «мертвые» рецепты, никогда не приводит к ожидаемому результату, не стимулирует творческого подхода к педагогической деятельности.

Успешность педагогической деятельности в значительной степени определяется наличием у мастера производственного обучения педагогических умений и свойств: развивать у учащихся интерес; объединять учеников вокруг себя; понимать их, вести за собой; завоевывать их доверие; осуществлять объективный контроль не только за формированием знаний, умений и навыков, но и тем, насколько ученики могут их эффективно использовать во время практики; быть образцом смелости, выдержки, сил и так далее.

Каждая педагогическая ситуация неповторима и требует своего педагогического подхода.

Наряду с этим можно выделить педагогические факторы, которыми должен обладать каждый педагогический работник как учитель и воспитатель. К ним необходимо отнести:

Говоря о личных качествах мастера производственного обучения, нужно обратить внимание на его нравственные качества, такие как: честность, правдивость, справедливость, незлопамятность, доброта. Очень важным качеством для мастера является его интеллигентность.

Настоящими мастерами производственного обучения становятся педагоги, имеющие аналитический, поисковый и в некоторой степени теоретический склад мышления. Они всегда стараются быть в курсе достижений педагогической науки, передовой педагогической практики, стремятся находить что-то новое и внедрять его в педагогическую практику.

Составляющие педагогического мастерства

Сложность работы мастера производственного обучения состоит в том, что ему необходимо принимать решение как учебного, так и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкции, ни учебниками по педагогике и методики. Педагогическая действительность ставит перед мастером вопрос ежедневно, и решать их нужно самому, используя собственные знания, педагогическое мастерство, опыт, интуицию.

Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учеников том, что знает и умеет сам мастер. Педагогическое мастерство проявляется прежде всего в том, что мастер уверенно владеет эффективными способами обучения учащихся, умеет воспитывать в них положительные качества личности, уважение к своей будущей профессии, умеет учить преодолевать трудности на пути к достижению цели. Такой педагог имеет высокий авторитет среди учеников.

Чем выше авторитет преподавателя, тем большее значение имеют его требования для учащихся.

Педагогическое мастерство формируется и развивается в активной, творческой педагогической работы на основе глубоких и разносторонних профессиональных знаний, умений, знаний педагогики, педагогической психологии, методики и организации обучения, умение использовать их на практике.

Мастер производственного обучения, который обладает высокой педагогическим мастерством, умеет эффективно управлять начальным процессом. Он заранее продумывает и планирует свой педагогическое воздействие на учащихся, тщательно подбирает учебно-производственные задачи, учитывает особенности восприятия учащимися материала, их ошибки, планирует способы их предупреждения и устранения, заблаговременно готовит необходимое оборудование, материалы, инструменты, документацию, рабочие места. Мастер должен эффективно организовывать учебный процесс: использовать различные методы обучения в комплексе, рационально сочетать коллективную, бригадную и индивидуальную работу учащихся поездом занятий, правильно распределять обязанности между учениками, учитывать их индивидуальные возможности и задатки [64].

При этом важно не только формировать профессиональные умения, расширить и закрепить знания, но и научить учащихся самостоятельно их приобретать и совершенствоваться, анализировать, сопоставлять, корректировать, оперативно обновлять и пополнять.

Каждый мастер имеет свой «педагогический почерк», по-своему организует работу, достигает цели обучения и воспитания с помощью собственной системы, проявляя при этом свой личный педагогический стиль. Педагогическое мастерство мастера тесно связана с его творческой активностью.

Для творчески работающих мастеров производственного обучения характерны следующие качества:

• широкие технические (профессиональные) и педагогические знания, способность быстро восстанавливать их в памяти;

• постоянное развитие и активность мыслей, развитие творческого мышления;

• независимость во взглядах, которые основываются на вере в собственные знания, профессиональное мастерство, свои силы, возможности;

• умение быстро и всесторонне разобраться в сути дела, понять проблему, наметить пути ее решения;

• трудолюбие, скромность, бескорыстие, высокое чувство ответственности.

Одной из наиболее важных составляющих педагогического мастерства, которые определяют авторитет мастера, является умение его устанавливать и поддерживать верные взаимоотношения с учениками и членами педагогического коллектива учебного заведения. Опытного педагогау взаимоотношениях с учениками отличает выдержка, настойчивость, целеустремленность.

Опытный мастер больше учит, дает советы, уверяет, внушает и меньше предписывает, дает наставления, выговаривает и одергивает.

Педагогический стиль, педагогический такт, педагогическая техника мастера

Эти составляющие педагогического мастерства отдельно выделены в силу их вы-тельно значимости в педагогической деятельности мастера производственного на-обучения [65].

В педагогической действительности у каждого преподавателя, мастера производственного обучения эти стили проявляются по-разному, но не в «чистом» виде, а в зависимости от ситуации.

Самым является общение педагога с учащимися на основе использования идей «педагогики сотрудничества».

В аспекте организации и методики обучения можно выделить следующие характеристики положительного педагогического стиля:

• целостность, насыщенность содержательным материалом;

• большая занятость урока;

• заинтересованность учащихся к учебной и учебно-производственной деятельности;

• высокая активность учащихся в течение всего занятия; эмоциональный тонус деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью.

Одной из важных составляющих педагогического мастерства является педагогическая техника, которую можно рассматривать как арсенал педагогических средств, педагогических умений и навыков, с помощью которых педагог непосредственно осуществляет учебный процесс. Эти педагогические средства всегда индивидуальные, неповторимы, сконцентрированы на использовании преподавателем своих личных сильных качеств. Педагогическая техника включает две группы умений: умение управлять собой и умение взаимодействовать с учениками в процессе решения учебных задач.

Наиболее характерные проявления педагогической техники в деятельности мастера производственного обучения:

• четкая, наглядная демонстрация приемов и способов выполнения трудовых операций и учебно-производственных работ, эффективная техника речи;

• скромность и простота общения с учащимися;

• спокойная сдержанность, пунктуальность;

• умелое владение диалоговыми формами учебного общения с учащимися;

• эмоциональность ведения учебного процесса;

• умение доказывать, убеждать учеников, не навязывая им собственного мнения, толерантность;

• объективная требовательность и строгость, справедливость в критике проступков.

В учебном заведении должен быть дружественный педагогический коллектив и «педагогика сотрудничества» должна рассматриваться как важнейший принцип в учебной деятельности.

Правила совершенствования педагогического мастерства:

• учитесь читать по лицам учеников;

• старайтесь увидеть чего они от Вас ожидают;

• чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь понять их проблемы,

• поощряйте даже малейшие попытки учеников думать и делать по шаблону, а по-своему, самостоятельно и творчески;

• помогайте ученикам достичь цели, но не навязывайте своего мнения;

• чаще давайте ученикам почувствовать радость успеха;

• не опекают учеников в мелочах, доверяйте им по большому счету;

• умейте прощать ученикам незначительные проступки;

• благоговеет быть всегда подтянутым, аккуратным не только зов-нишньо, но и внутренне;

• ни в коем случае не превращайте воспитания в «сухие» надоедливые нотации, ко всем ученикам относитесь ровно, с едиными требованиями;

• ни одно проступок, ни одна хорошее дело учеников не должна проходить без Вашего внимания;

• ученики всегда должны чувствовать, что мастер все видит и все знает;

• во взаимоотношениях с учениками, даже в самых сложных ситуациях, Не унижайте человеческого достоинства учащихся;

• серьезные наказания применяйте очень редко, старайтесь их избегать;

• всегда поддерживайте бодрый, жизнерадостный стиль и тон в деятельности коллектива группы.

Путей к сердцам и умел учеников много: интересный рассказ, справедливая оценка, творческий успех, встреча с интересными людьми, личность педагога. Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми сразу, искать новое 68.

Преподаватель спецдисциплин Э.Л.Данилевский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *