внебюджетная основа обучения это как
Внебюджетные формы обучения
В институте информационных технологий, математики и механики (ИИТММ) по всем направлениям подготовки ведется обучение как на бюджетной (бесплатной) основе, так и на внебюджетной (платной) основе. Информацию о приеме по договорам об оказании платных образовательных услуг можно найти в материалах приемной комиссии текущего года по ссылке http://www.unn.ru/site/education/informatsiya-priemnoj-komissii.
Абитуриентов и их родителей часто интересует вопрос: студенты бюджетной и внебюджетной форм обучаются по одинаковым программам? Или для внебюджетных студентов существуют отдельные программы обучения?
Защита квалификационной работы, студент ПИ (внебюджет)
Как правило, внебюджетные студенты вливаются в группы бюджетных студентов и обучаются вместе по единой программе. Исключением являются студенты направления «Прикладная информатика», которые составляют отдельную группу и обучаются по специальной программе.
В рамках внебюджетной деятельности институт ИТММ разработал и успешно реализует уникальную образовательную программу «Прикладная информатика (в информационной сфере)».
Программа направлена на подготовку ИТ-специалистов для деятельности по актуальным направлениям применения современных информационных технологий. Осуществляемая при этом подготовка носит комплексный характер, обеспечивая возможность выпускникам программы выбирать направления профессиональной деятельности с учетом своих интересов и пожеланий.
В образовательной программе органично сочетается классическое университетское образование и практическая техническая подготовка:
Статья 28. Финансирование высших учебных заведений
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ в статью 28 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 28. Финансирование высших учебных заведений
1. Финансирование образовательной деятельности государственных высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета осуществляется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников исходя из установленных государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования.
Государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах таких заданий (контрольных цифр), финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
Для высших учебных заведений, расположенных в регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, нормативы финансирования устанавливаются с учетом этих коэффициентов и надбавок.
В случае, если местные нормативы финансирования превышают государственные, дополнительное финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета.
2. Деятельность негосударственных высших учебных заведений финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем (учредителями) и высшим учебным заведением эта деятельность может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования.
ГАРАНТ:
О проведении в 2002-2004 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств см. постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 6
3. Научные исследования, проводимые государственными высшими учебными заведениями, финансируются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием и (или) органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности.
4. Государственные высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления и порядок использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе средств, направляемых на оплату труда и материальное стимулирование своих работников. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) средства не могут быть изъяты у государственных высших учебных заведений или зачтены в объем финансирования этих высших учебных заведений на последующий период.
5. Возмещение дополнительных затрат в связи с индексацией расходов высших учебных заведений, осуществляющих свою деятельность на основе бюджетного финансирования, производится за счет средств соответствующего бюджета.
6. Высшее учебное заведение имеет счета в банковских и других кредитных организациях для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных.
Платное обучение: как поступить на внебюджет?
Алина Косова
В 11 классе перед каждым учеником встаёт выбор: либо в ущерб личному времени усиленно готовиться к ЕГЭ, по-настоящему учиться, чтобы поступить на бюджет, либо дать волю лени, не налегать на предметы, но забыть в таком случае о бесплатном образовании. Людей, которые выбирают второй путь, гораздо больше. Эта статья будет актуальна для тех, кто хочет понять, как поступить на внебюджет, то есть на платное обучение.
Основные моменты, которые нужно знать, чтобы поступить на внебюджет
1. Надо сдать ЕГЭ на минимальные баллы для подачи документов в вуз
ВАЖНО! Некоторые вузы сами могут установить минимальный порог: например, 50 баллов. Это значит, что абсолютно все предметы, с которыми поступает ученик, должны быть написаны больше, чем на 50. Иначе документы просто-напросто не примут.
Минимальные баллы для поступления в вузы в 2021 году:
2. Стоимость обучения на одно и то же направление в разных вузах — разная
Цена зависит от уровня вуза, его расположения и престижности. В целом, можно получить образование и за 30 тысяч в год (неизвестный вуз в маленьком городе), и за 500 тысяч (лучшие вузы Москвы).
В среднем стоимость обучения в крупных городах — от 100 до 200 тысяч в год. В некоторых топовых вузах, например ВШЭ или РАНХиГС, где обучение стоит довольно дорого, действует система скидок от 10 до 80%: если ученик получил высокие баллы ЕГЭ и закрывает сессию без троек, скидка действует на все года. Часто также предусмотрена поддержка льготных категорий граждан.
3. Конкурс на платное обучение — условность
Действительно, в престижные вузы выстраивается очередь даже на коммерцию. Но по факту ученик может заключить договор и оплатить обучение еще до начала первой волны (без конкурса).
Процедура зачисления на платное обучение
Как это происходит? Ученик получил баллы — они выше, чем минимальный порог, установленный вузом, — ученик приносит оригинал аттестата, согласие на зачисление, оплачивает квитанцию — все!
ВАЖНО! Часто вузы пишут на сайте «30 платных мест», но, в реальности они готовы брать гораздо больше людей. Поэтому всегда уточняйте в приемной комиссии, есть ли возможность заключить договор и оплатить обучение, если места закончились. Вам вряд ли откажут!
Идти ли мне на внебюджет? «За» и «против»
Как видите, платное обучение — это реальная возможность абсолютно для всех, кто более-менее сносно сдал ЕГЭ, получить высшее образование и диплом престижного вуза. В чем же подвох? Неужели все так просто? Зачем тогда вообще учиться и готовиться к ЕГЭ?
На самом деле, смысл есть.
Во-первых, обучение в хорошем вузе стоит дорого даже со скидками, и сегодня вы в этом убедились.
Во-вторых, без подготовки многие ученики не набирают даже необходимого минимума.
В-третьих, топовый вуз готов открыть свои двери большому количеству «платников», но сколько из них продержатся до конца? Готовясь к ЕГЭ, вы приучаете себя к самостоятельной работе, что жизненно необходимо для обучения в вузе.
Если оплатить обучение, которое окажется «не по зубам» ученику, то он вылетает после первой же сессии, а деньги «сгорают». Если и вы и правда решили поступать на коммерческую основу, то еще раз хорошенько взвесьте все «за» и «против»!
Дополнительный набор на программы бакалавриата
ПГГПУ объявляет дополнительный набор на обучение по очной, очно-заочной и заочной формам на программы бакалавриата. Набор проводится по Правилам приема на 2021-22 учебный год. Все льготы, предусмотренные Правилами приема, сохраняются. Результаты вступительных испытаний основного набора могут быть зачтены в дополнительном наборе частично или полностью.
Прием согласий на зачисление не бюджетные места завершается 16 сентября.
Заключение договоров об образовании при поступлении на внебюджетные места и оплата первого взноса завершаются 20 сентября.
ОЧНАЯ форма обучения
На внебюджетной основе
Направление
Количество мест (на внебюджетной основе)
44.03.01 Педагогическое образование, в т.ч.
Русский язык как иностранный (для иностранных граждан)
Мировое искусство (для иностранных граждан )
Иностранный язык (для иностранных граждан )
Дополнительное образование (для иностранных граждан )
Международное образование в начальной школе (для иностранных граждан )
ВСЕГО
ОЧНО-ЗАОЧНАЯ (вечерняя) форма обучения
На внебюджетной основе
Направление
Количество мест (на внебюджетной основе)
37.03.01 Психология
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Английский язык, второй иностранный язык
ВСЕГО
ЗАОЧНАЯ форма обучения
На бюджетной основе
Направление
Количество бюджетных мест
В т.ч. на основании особых прав
В т.ч. на целевое обучение
09.03.03 Прикладная информатика
39.03.03 Организация работы с молодежью
ВСЕГО
Места, не использованные при зачислении на основании особых прав и на целевое обучение, передаются в общий конкурс.
На внебюджетной основе
Направление
Количество внебюджетных мест
09.03.03 Прикладная информатика
39.03.03 Организация работы с молодежью
43.03.02 Туризм
44.03.01 Педагогическое образование
Высшее образование любит счет
В российской системе образования сегодня насчитывается 724 вуза (495 государственных и 229 частных) и около 4 млн студентов, таковы данные статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование в цифрах: 2020»). Несмотря на внушительное количество частных вузов, в них получает образование менее 10% от общего числа студентов.
При этом больше половины всех российских студентов в настоящее время учится на договорной основе — на платных отделениях государственных вузов, утверждают в НИУ ВШЭ.
Пандемия и падение доходов россиян заставили обратить на проблему внимание правительства, и в 2020 году пропорция изменилась в пользу бюджетных мест. Как следует из подготовленного специалистами НИУ ВШЭ «Мониторинга качества приема в вузы», на очные бюджетные места в госвузы в прошлом году было зачислено 318,7 тыс. абитуриентов, на платные –177,5 тыс. Около 14,3 тыс. выпускников школ поступили в негосударственные вузы.
В 2021/22 учебном году по планам Минобрнауки число бюджетных мест для поступающих на все формы обучения вырастет еще на 47 тыс. и составит 422 тыс. Львиную долю этих мест распределят среди региональных университетов.
Кроме того, минимум бюджетных мест останется на популярных специальностях, за которые люди готовы платить. Сохранится в пользу платных мест и соотношение в топовых столичных вузах. Так, судя по контрольным цифрам приема в 2021 году, на 437 бюджетных мест в бакалавриат МГИМО МИД России сейчас приходится 754 договорных. В НИУ ВШЭ (в Москве) — 2420 и 3595 соответственно, а в РЭА имени Плеханова — 626 и 2715 соответственно.
Цена науки
Университетское образование финансируется из трех источников, говорит ректор Сибирского федерального университета (СФУ) Максим Румянцев. Это государственная субсидия, средства частных компаний, оплачивающих обучение целевиков, и личные средства граждан. Так дело обстоит во всей высшей школе, меняться может только пропорция. Например, в СФУ на платной основе учится 30% студентов.
Стоимость обучения одного студента-бюджетника в государственных вузах едина для всей страны, и снизить ее вузы не имеют права, объясняет Румянцев. Могут повысить, но тогда это надо обосновать наличием дополнительных услуг или особенностями реализации образовательной программы.
Стоимость договорного обучения не подлежат государственному регулированию и определяется спросом — тут действуют чисто рыночные механизмы. В среднем по стране в 2019 году семестр обучения на платном отделении стоил порядка 75 тыс. руб., таковы данные НИУ ВШЭ.
При этом раскрученный бренд позволяет ведущим российским вузам зарабатывать значительно больше. К примеру, цена семестра обучения по специальности «Международные отношения и энергетическая дипломатия» в МГИМО составляет 310 тыс. руб. По специальности «Дизайн» в НИУ ВШЭ — 345 тыс. руб., по специальности «Перевод и переводоведение (восточные языки)» в МГЛУ (ИнЯз имени Мориса Тореза) — 194,5 тыс. руб.
Образовательный кредит
Для поддержки студентов-контрактников есть две основные государственные программы: оплатить обучение можно средствами материнского капитала либо воспользовавшись образовательным кредитом. Программа образовательного кредитования только набирает обороты, но благодаря льготной процентной ставке в последние два года интерес к ней растет, говорит руководитель дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуза проекта «5–100») Людмила Панкова. Сейчас такие кредиты выдают Сбербанк и Почта Банк. С прошлого года процентная ставка установлена в 3%, а льготный период продлен на весь срок обучения плюс три дополнительных месяца.
Льготное кредитование могло бы повысить доступность высшего образования в стране, но пока оно практически не работает, считает председатель комиссии Мосгордумы по образованию Евгений Бунимович. По его словам, с одной стороны, в России недостаточно стабильная финансово-экономическая система. С другой, в отличие от большинства стран мира в России даже отличная учеба в сильном престижном вузе не гарантирует успешного трудоустройства, которое позволит выплатить кредит. Поэтому банки не очень верят, что им вернут деньги, а студенты боятся попасть в кредитную кабалу.
«Конечно, банки пробуют работать с кредитами, а существующие при них благотворительные фонды могут даже профинансировать учебу несколько человек. Но все это лишь отдельные примеры, а не система. Система — это кошелек родителей», — констатирует Бунимович.
Кто платит за студента
Главные спонсоры студентов-контрактников, конечно, их папы и мамы, соглашается ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров. Однако в наше время многие студенты работают и платят за учебу самостоятельно. Развивается система целевого приема, когда оплату обучения берет на себя заинтересованный в студенте будущий работодатель.
Кроме того, существует приказ Минобрнауки РФ от 6 июня 2013 года № 443, который позволяет студенту-контрактнику перейти на бюджет при условии, если он закроет на «отлично» две сессии подряд, напоминает Людмила Панкова. Однако такую возможность сильно ограничивает оговорка «при наличии вакантных бюджетных мест».
Развивают российские вузы и собственные программы поддержки. «Как и любой университет, мы заинтересованы в целеустремленных талантливых студентах и стараемся в меру своих возможностей снять с них бремя финансовой нагрузки», — говорит Максим Румянцев. Так, благодаря действующей в СФУ программе, набравший определенное количество баллов студент может получить рассрочку по оплате обучения, а также ощутимую скидку — от 10 до 50%. Кроме того, университет может назначить годовую стипендию ректора — для самых успешных студентов она равна стоимости двух семестров обучения.
В УрФУ с этого учебного года студенты социально-гуманитарных и экономических направлений пользуются грантовой системой, рассказывает Виктор Кокшаров. Сумма гранта от университета зависит от баллов ЕГЭ и успеваемости студента и может полностью или частично покрывать стоимость обучения.
Кроме того, в вузе предлагают и гибкую систему скидок, благодаря которой можно сэкономить на стоимости обучения до 40%. Скидки зависят от места в учебном и внеучебном рейтинге. Причем воспользоваться такой возможностью может не только узкий круг самых талантливых студентов, а практически каждый. «Перерасчет ежегодно получают от 30 до 40% наших студентов-контрактников», — уточняет ректор УрФУ.
По словам Кокшарова, инструменты поддержки наиболее развиты в государственных вузах, особенно крупных и многопрофильных: «Мы располагаем широкими возможностями и разными источниками для поддержки студентов, в том числе и адресной», — отмечает эксперт.
Недооцененные частники
Стараются находить возможности субсидирование оплаты для своих лучших студентов и частные вузы, добавляет омбудсмен в сфере образования при уполномоченном президентом России по правам предпринимателей Амет Володарский. Хорошие вузы создают совместные кафедры и лаборатории с бизнесом, который отбирает себе сотрудников еще со второго-третьего курсов и оплачивает их обучение, говорит он.
Большое количество платных мест в государственных вузах приводит к социальной напряженности, считает Амет Володарский. «В некоторых из них обучаются платно уже две трети студентов. Такие вузы выставляют самые высокие цены», — напоминает омбудсмен.
По его мнению, коммерческую нишу должны занимать сугубо частные организации. Более того, в рамках госзаказа они могли бы компенсировать какие-то программы, которых нет в государственных вузах, как это делается во многих странах. Пока же бюджетные места есть только в 5% имеющих государственную аккредитацию частных вузов.
«Большинство европейских стран не делят образование на государственное и частное. Определяющим является то, имеют ли вузы хорошие программы и сильную школу», — продолжает Володарский. По его словам, в знаменитых частных Кембридже и Сорбонне студенты учатся бесплатно за счет грантов и стипендий. При этом тот же Кембриджский университет может привлечь к какому-то своему проекту и другие частные вузы, в том числе российские. «У нас этого почему-то боятся. Хотя качество образования, например, в гуманитарной сфере может быть значительно выше именно в частных вузах, в которых помимо государственного образовательного стандарта дополнительно выполняются и международные — для того чтобы их выпускники были максимально конкурентоспособны», — резюмирует Амет Володарский.