внеурочные формы обучения географии
Внеурочные формы организации обучения географии.
Значение внеурочной работы определяется тем, что она способствует формированию таких важных качеств личности, как активность, инициативность, творчество и способность к саморазвитию. Вся внеурочная работа направлена на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие познавательного интереса и исследовательской работы по изучению родного края. Особенности внеурочной работы состоят в том, что она проводится большей частью непосредственно на местности вблизи школы, на пришкольном участке, географической площадке, экологической тропе или на предприятиях своего края.
Наиболее широкое применение получили следующие формы внеурочной организации обучения географии: наблюдения, практические работы на местности и экскурсии.
Наблюдения выполняются учащимися, начиная с VI класса, при изучении начального курса географии.
Практические работы на местности являются необходимой составной частью всей учебно-воспитательной работы при обучении географии. При проведении практических работ на местности происходит не только закрепление и углубление теоретических знаний, но также формирование важнейших географических умений по ориентированию на местности, измерению расстояний, съемка простейшего плана местности, движение по заданному азимуту и др.
В ряде школ проводятся работы на местности по оборудованию экологической тропы в лесопарке или лесном массиве. При выборе тропы необходимо учитывать доступность места для учащихся. Природа по маршруту экологической тропы должна отражать разнообразие ландшафтов родного края. Подготовка экологической тропы должна завершаться подробным описанием маршрута или путеводителем, выполняемым отдельными группами учащихся.
Экскурсии — необходимая форма организации обучения географии. Экскурсии предусматриваются программами по физической и экономической географии. При проведении экскурсий реализуется краеведческий принцип обучения; изучаются важные вопросы экологического и экономического образования и воспитания. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с методами исследования географической науки.
В программах по географии традиционно предусматривались в VI классе осенняя экскурсия по изучению форм рельефа и ближайшего водоема и весенняя экскурсия по изучению природного комплекса своей местности. В VII классе предусматривалась также весенняя экскурсия по изучению местного природного комплекса. Во время этих экскурсий решались задачи углубления и закрепления теоретических знаний, полученных в классе, а также формировались умения проводить наблюдения в природе.
Экскурсии на промышленные предприятия своего края важны не только в познавательном отношении, но также имеют важное профориентационное значение. Знакомство с местными предприятиями позволяет учащимся осмыслить имеющиеся профессии в родном крае и по-своему оценить свои возможности в выборе будущей профессии. Подробная методика организации и проведения экскурсий, обработка результатов и их использование в учебном процессе хорошо освещены во многих специальных работах. Методики проведения экскурсий и практических работ на местности периодически публикуются в журнале «География в школе». Задания и методики проведения экскурсий и практических работ помещены в приложении к новым учебникам по географии. Так, в учебнике Д. П. Финарова для VI класса (ACT, М.: 2002) приведены задания и методики выполнения 8 практических работ на местности.
В последнее десятилетие в России активно разрабатывалась система дополнительного краеведческого образования. Большая работа по созданию программ комплексного краеведения выполнена В. И. Аксельродом (1998). В этих программах по изучению Санкт-Петербурга объединены знания по географии, истории, экологии, археологии, топонимике, этнографии и искусствознанию.
В образовательных маршрутах содержатся формы краеведческой работы, виды краеведческой деятельности и виды краеведческих объединений учащихся.
Каждый из образовательных маршрутов рассчитан на несколько лет. Учащиеся самостоятельно выбирают образовательные маршруты, что способствует активности их работы. Экспериментальная проверка показала высокую эффективность краеведческой работы, которая выразилась не только в широком вовлечении детей, но и качестве знаний ими своего города.
Организация внеурочной деятельности современных школьников по географии.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Организация в неурочн ой деятельност и современных
Уче бно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.
Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.
В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.
Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
Процесс обучения опирается на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих цельную единую структуру и служащую достижению целей обучения.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Главная задача внеурочных занятий по географии — удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы. Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы — расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.
На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну (19).
Географические конференции и
географические вечера
Следующий этап в развитии интереса школьников к географической литературе — географическая конференция, которая может проводиться по какой — либо географической проблеме и требует привлечения уже ни одной книги, а большого числа литературных источников.
К конференции готовят доклады, стенды, аудиовизуальные средства, выставку географической литературы, призы за лучший доклад. Подготовка географической конференции осуществляется в течение 2-3 недель. Об ее проведении учащихся оповещают через объявление, в котором называют тему и сроки ее проведения, предлагают список литературы и вопросы викторины. Докладчиком может быть каждый школьник, выразивший желание принять активное участие в конференции. Учитель географии назначает дни консультаций для докладчиков, помогает им отобрать и логически построить географический материал, рекомендует использовать наглядные пособия и т.д. Содержание конференций может быть различно и зависит в первую очередь от подготовленности и возраста учащихся. Если цель читательских конференций в VI — VII классах — приобщить школьников к чтению географической литературы, то в старших — глубокое изучение отдельных географических проблем и профориентация учащихся. Как показывает опыт, старшеклассников особенно интересуют конференции, тематика которых отражает современные экономико-политические события в нашей стране и за рубежом, подводит итоги краеведческой работы школьников, касается проблем взаимодействия человека и природы (13).
Географические вечера — наиболее массовые мероприятия внеклассной работы. В отличие от географических конференций, ставящих главным образом познавательные цели, географические вечера имеют и развлекательное значение. Поэтому в настоящее время в связи с переходом многих школ на полный продленный день именно эта форма внеурочной работы помогает решать проблему разумной организации отдыха учащихся.
Для географических вечеров характерно сочетание многих форм внеклассной работы: доклады, выпуск стенгазеты, викторины, КВН, показ кинофильмов географического содержания, встреча с интересными людьми, художественная самодеятельность и т.д. Такое разнообразие форм внеклассной работы позволяет использовать в процессе подготовки географического вечера индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, учитывая интересы каждого школьника, и сделать это мероприятие массовым.
Тематика вечеров чрезвычайно разнообразна. В ней можно выделить вечера, посвященные экономико-географическим достижениям, культуре и быту населения отдельных республик нашей страны и других социалистических стран, краеведческим темам, выдающимся путешественникам — исследователям, капиталистическим странам, занимательной географии, КВН и т.д. Трудно переоценить значение вечеров в идейно — политическом, патриотическом и интернациональном воспитании школьников. Особо нужно отметить роль вечеров в эстетическом воспитании учащихся, так как в их программу входят обычно и художественные композиции, и музыкальные произведения, и выставки творческой деятельности школьников. Успешнее проходят вечера, если в их подготовку включаются учителя других предметов: музыки, рисование, литературы, истории и д. р.
Экскурсия
Под экскурсией подразумевается любой выход в природу с учебной целью, независимо от того, на какое расстояние придется идти, на сколько времени и когда. Поэтому экскурсией в природу одинаково будет являться и выход за город на геологический памятник природы, и в ближайший сквер к гранитному постаменту памятника, и на улицы города (наблюдение за каменным убранством домов и т.д.).
Экскурсия, как форма организации учебно-воспитательной работы, близка к уроку. С некоторым приближением можно считать, что экскурсия — тот же урок, но урок, в непривычной обстановке класса, а в условиях экскурсионного объекта (геологического обнажения, леса, реки и т.д.).По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные; по целям — на учебные, производственные, краеведческие и пр.
Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды знаний, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.
С развитием компьютерных технологий школьники имеют возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в Интернет, а также сравнить результаты своих наблюдений полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проекты на компьютере.
«Неделя географии» — форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течении пяти-шести дней недели внеклассные мероприятия по географии, организуемые с целью широкой пропаганды географических знаний.
Главное достоинство этой формы внеклассной работы в привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности: участие в географических конференциях, школьной олимпиаде, в экскурсиях, в конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение, наглядное пособие, в географических вечерах и т.д. Такое разнообразие форм работы позволяет привлечь все классы, где изучаются природоведение и география, способствует развитию познавательного интереса к географии у школьников разного возраста.
Проведение недели географии в школе
Как и многие формы проведения внеурочной работы по географии в школе начинаются с подготовительного периода. Как правило, вся ответственность лежит ся на педагога по данному предмету. Учитель планирует игры, конкурсы, выставки викторины и другие мероприятия, их тематику классы, которые будут в них принимать участия, время и место проведения. Желательно за несколько недель на одном из уроков географии сообщить ученикам о времени проведения недели географии в школе и о тех мероприятиях, в которых они могут принять участие или прийти посмотреть. Неплохо заранее рассказать о правилах игры и дать классу задание, чтобы учащиеся могли готовиться к конкурсам.
Для проведения недели географии создается организационная группа: ведущие игр, конкурсов, помощники ведущего, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие, которые сначала помогут учителю в подготовке, а затем и в проведении недели географии. Они готовят все необходимое: оборудование, реквизит и многое другое.
За неделю в учительской вывешивается план проведения недели географии, чтобы классные руководители ознакомились с мероприятиями, а по возможности могли прийти в свой класс на игру. Можно пригласить родителей. За неделю до начала предметной недели, в школе вывешивается объявление с планом проведение недели географии. Можно записать в дневниках, когда и что проводится. В отдельной тетради отмечайте, кто из учеников принял активное участие в подготовке к неделе географии. Каждому из них, как и их родителям, будет приятно прочитать свою фамилию в геофотогазете.
В течение недели – устный журнал на тему «Мир путешественников»;
демонстрация серии видеофильмов ВВС «Живая планета»; конкурс рисунков «Люблю тебя, мой край родной»
Вторник – интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Среда –« Природные достопримечательности России» – 8-9 класс.
Четверг – внеклассное мероприятие «Путешествие ручейков» 1-4 класс.
Пятница – тематическая линейка «Моя планета»
Подведение итогов предметной недели, награждение.
Во всех видах деятельности должна учитываться не только оценка знаний, но и творческие способности ученика. Его активность и дисциплина в выполнение заданий.
Каждое мероприятие оценивается по бальной системе, максимальное количество — 10 баллов, минимальное 1 балл.
В пятницу, после проведения последнего конкурса, подсчитывается общее количество баллов каждого класса за все мероприятия. С 6-8 и 9-10 классы оцениваются отдельно. Максимальное количество баллов за все конкурсы недели географии составляет 50 баллов.
После подведения итогов, классы занявшие первые места награждаются призами, грамотами или медалями. Остальным участникам вручаются утешительные призы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Статья «Основные формы и методы внеклассной работы по географии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Из опыта работы учителя географии
Горелкиной Ольги Ивановны
Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества. Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.
Внеклассная работа по географии помогает решить одну из наиболее важных проблем образования — создание педагогических условий стимулирования творческих способностей учащихся.
Внеклассная работа по географии теснейшим образом связана с учебной, так как углубляет географические знания и умения. Но нужно помнить, что во внеклассной работе по географии занято меньше учащихся, чем в учебной — это только та часть школь-ников, которая проявляет интерес к предмету. Внеклассная работа связана и с внешкольной. Эта связь осуществляется по форме, по содержанию и по методам проведения данной работы. Вся внеклассная работа строится на энтузиазме учителей с учетом интересов учащихся определенной школы. Внешкольные учреждения строят работы своих кружков, клубов, обществ, секций на основе программ утвержденных министерствами просвещения.
Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений.
Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной. В тех случаях, когда данная взаимосвязь нарушается и внеклассная работа строится лишь на интересе учащихся, это приводит к тому, что ученик, успешно занимающийся в географическом кружке, имеет плохие отметки по географии. Чтобы избежать этого, следует соблюдать важное требование: внеклассная работа должна дополнять, углублять знания и умения, получаемые на уроках географии.
Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной де-тельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, уме-ние организовать свою деятельность.
1) Изучение территорий должно быть комплексным с учетом возрастных особенностей обучающихся;
2) Формы организации должны носить практико-ориентированный и творческий характер: больше уделять внимание полевым исследованиям, ввести в работу школ экспедиционные исследования.
Результаты краеведческой работы зависят от того, насколько сам учитель, компетентен в области краеведения, сумел ли он заинтересовать учащихся. Решающее значение имеет самоподготовка учителя, его знания географии и истории, литературных мест и памятников культуры родного края.
Ни в одном школьном предмете экскурсии не имеют такого огромного значения, как в географии. Экскурсия – организованное, коллективное посещение природных, промышленных объектов, достопримечательных мест под руководством учителя с целью изучения и сбора краеведческого материала.
Во время экскурсий на местности школьники в естественной природной обстановке наблюдают географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов. При этом у них формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь, служат основой для формирования понятий. Наблюдая географические объекты и явления, школьники учатся не просто «смотреть», но одновременно и мыслить. Развитие мышления протекает в тесной связи с развитием речи учащихся. Школьники по мере изучения природных объектов более легко выражают в словах то, что видели непосредственно на местности. Во время экскурсий руководитель должен стремиться показать все, что охватывается понятием «окружающая нас единая в своем развитии природа». Учебные экскурсии создают условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию интересов школьников.
Систематическое изучение природы в процессе экскурсий воспитывает бережное отношение к ней. Воспитать человека, любящего родину, невозможно без хороших знаний своего края.
Значение экскурсий состоит еще и в том, что школьники приобретают различные необходимые для жизни умения или компетенции: наблюдать явления природы, ориентироваться на местности, работать с топографическим планом, коллекционировать и оформлять материалы наблюдений. На экскурсии создается также возможность лучше узнать индивидуальные качества и способности учащихся. Именно во время экскурсий воспитывается чувство коллективизма.
Неделя географии – форма внеурочной деятельности, предусматривающая проведение после уроков в течение шести дней недели внеклассные мероприятия по географии, организуемые с целью широкой пропаганды географических знаний. Главное достоинств этой формы работы в привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности: участие в географических олимпиадах, в экскурсиях, в различных конкурсах по предмету. Эта форма работы уникальна тем, что сочетает в себе конкурсы, смотры, олимпиады, туристические слеты, различные выставки, праздники. Неделя географии в школе способствует развитию интереса к географии, профессиональной ориентации на географические профессии, привитию любви к своей малой Родине. Неделя географии проводится в школе обычно согласно общешкольному плану.
На занятиях туристического кружка проводится работа по экологическому воспитанию, по изучению правил поведения в природе. Навыки здорового образа жизни, спортивно – оздоровительная деятельность, оказание первой медицинской помощи тоже отрабатываются на занятиях по туризму. При занятиях туризмом большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся. В походах и экскурсиях, на теоретических занятиях распределяются обязанности с учетом индивидуальных возможностей и желаний.
Следует отмечать любое достижение или успех в учении. Метод создания ситуации успеха, является главным средством личностно-ориентированной педагогической деятельности. Отсутствие личностных качеств, умений, компетенций делают человека не приспособленным к жизни. Поэтому, через занятия туризмом важно воспитать в своих учениках особо важные на сегодняшний день компетенции: толерантность, способность брать на себя ответственность, вести здоровый образ жизни, способность учиться всю жизнь, умение использовать различные источники информации.
Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения. Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.
Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года, то есть на срок, в который большинство учителей планирует внеклассную работу. Формы внеклассной работы различаются целями, охватом учащихся методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Между систематической и эпизодической внеклассной работами нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года. Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся: кружки, общества, лекторские группы и т.д.
Массовые формы внеклассной работы:
— встречи с учеными, путешественниками и т. д.
Перечисленные формы неоднозначны.
К числу методов проведения внеклассной работы по географии, выделяемых по источникам знаний, можно отнести:
1) словесные методы (вербальные); лекция, беседа, доклад, интервью. В этой группе методов источником знаний служит слово учителя. Беседы, лекции, интервью проводят ученые, сотрудники в экспедиции, работники государственных учреждении, проводящие исследования природы нашей страны, ее недр;
2) практические, осуществляемые во время проведения практических занятий, проводимых как с группой учащихся, так и с одним учеником (индивидуально). На этих занятиях учащиеся овладевают умениями работать с географическими инструментами, приборами, лабораторным оборудованием, проведения и постановки опытов и их камеральной обработки, а также осуществлять природоохранительные мероприятия;
3) наблюдения, которые можно применять при изучении, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека. Этот метод дает возможность изучать действительность во всех ее проявлениях. Наблюдения могут быть эпизодическими и постоянными. В их основе всегда лежит познание сущности изучаемого объекта или явления, при условии максимальной познавательной активности школьников;
4) опытно-экспериментальный, применяемый с целью изучения процессов и явлении природы, которые затруднительно наблюдать в действительности. Например, опыты, показывающие образование осадочных пород, иллюстрирующие разрушительное действие прибоя, демонстрирующие устройство и действие колодцев, шлюзов и др.
5) конструирование и моделирование, дающие возможность изготавливать различные типы моделей, включая действующие, приборы, инструменты, оборудование, необходимые для понимания сущности изучаемых географических явлений. Модели применяются при исследовании морфологии географического объекта (речной долины, горы, оврага) и дают объемное представление об изучаемом объекте или явлении. Можно смоделировать ряд явлений, изучение которых затруднено в действительности, чтобы учащиеся могли наблюдать их. Действующие модели позволяют понять динамику развития того или иного процесса (выветривание, рост оврагов).
6) экскурсионный, позволяющий изучать объекты и явления в природе, на производстве, на выставке, в музее. Экскурсии способствуют повышению интереса к изучению гeoграфии, создают предпосылки успешной деятельности географического кружка, позволяют выявить способности и склонности учащихся, имеют большое образовательное, развивающее и воспитательное значение;
7) изучение источников, играющих большую роль в самостоятельной работе учащихся. Этот метод применяют на различных этапах исследования географического объекта: во время подготовки исследования, во время его проведения и на заключительном этапе.
8) картографический, который имеет особую важность для географии, применяется при чтении и анализе карт и измерена по ним. Большую роль играют сопоставления карт различных периодов, а также карт с другими источниками.
Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с картографическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивному так и на уровне самостоятельном, творческом.
Все перечисленные методы широко применяю при организации разных форм внеклассной работы. Причем большее внимание уделяю наблюдениям в природе во время экскурсий, походов, экспедиций; работе с географической литературой при подготовке к занятиям.