внеурочные формы профессионального обучения

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Методички Педсовета

01 января 2020 • 11:35

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

Виды внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

Общекультурное:

Общеинтеллектуальное:

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Источник

Тема 18. Формы организации профессионального обучения

Презентационный материал по теме Теме: «Формы организации профессионального обучения»

Просмотр содержимого документа
«Тема 18. Формы организации профессионального обучения»

внеурочные формы профессионального обучения

Тема: «Формы организации производственного обучения»

внеурочные формы профессионального обучения

Формы организации производственного обучения

Процесса производственного обучения

Формы организации труда мастера п/о

Урочная форма организации производственного обучения

Характеристика содержания, цели

По изучению трудовых приемов и операций

Ознакомление учащихся с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской, правилами поведения и

По выполнению простых работ комплексного характера

Формирование у учащихся первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствии с инструктивными указаниями и

безопасности в учебной мастерской и училище. Ознакомление учащихся с предприятием

пояснениями мастера и рекомендациями инструкционной карты

Закрепление и совершенствование умений учащихся выполнять приемы и способы труда, типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении в учебных мастерских и лабораториях работ комплексного

По выполнению сложных работ комплексного характера

характера, включающих ранее изученные операции

Формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих все ранее изученные технологические операции и способы труда, при обучении учащихся в учебных мастерских лабораториях и в условиях производства, Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучение учащихся планированию учебно- производственного труда, воспитание технической культуры и

творческого отношения к труду

Планомерное определение уровня профессиональных знаний, умений и навыков учащихся

внеурочные формы профессионального обучения

Неурочные формы производственного обучения

При обучении учащихся в условиях производства наиболее типичными формами обучения являются:

Для производственного обучения характерна и такая форма обучения, как выполнение учащимися домашних заданий, основными видами которых являются:

Формы организации учебно-производственного труда учащихся

Индивидуальная форма организации ученического труда

Бригадная (звеньевая) форма предполагает,

Выделяются два основных варианта бригадной организации:

Это создает условия для выполнения бригадой более сложных заданий, повышает степень коллективной ответственности, способствует сплочению коллектива бригады. При такой организации работы учащиеся не делят работы на «выгодные» и «невыгодные», «интересные» и «неинтересные», так как бригада работает на единый наряд.

Источник

Формы профессионального обучения

Основные системы организационных форм. Понятие урока как основной формы профессионального обучения. Рассмотрение форм организации труда учащихся и мастера. Структура и организация совмещенного урока. Основные типы занятий профессионального обучения.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления01.12.2012
Размер файла86,2 K

внеурочные формы профессионального обучения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учебное занятие 10

Формы профессионального обучения

1. Системы организационных форм

3. Типы занятий профессионального обучения

4. Формы организации труда учащихся

5. Неурочные формы профессионального обучения

6. Формы организации труда мастера

1. Системы организационных форм

Под формой организации ПО понимают способ построения учебно-воспитательного процесса, а также характер деятельности студентов под руководством мастера и структуру занятий.

Процесс ПО существенно отличается от процесса теоретического обучения. Поэтому необходимо при рассмотрении форм ПО исходить из следующих особенностей:

— сочетание обучения в учебных мастерских и на предприятии, путем сочетания фронтальных и нефронтальных способов организации производства;

— широкое привлечение к ПО студентов квалифицированных рабочих.

Вопрос о формах организации ПО необходимо рассматривать с точки зрения:

Более 300 лет назад Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» описал классно-урочную систему обучения. На протяжении столетий урок видоизменялся (лекция, л-п работы, семинары и т.д.), но оставался удобной формой организации учебного процесса.

Взаимосвязь этих компонентов происходит благодаря деятельности педагога и учащегося. В результате работы педагога появляются новые разработки, меняются временные рамки, формы, методы, модели и т.д. В последние годы получили широкое распространение совмещенные уроки.

В этой структуре отражается последовательность решения основных дидактических задач.

Технология урока профессионального обучения.

Организационный момент (проверка присутствия учащихся, состояние одежды, обуви, головных уборов)

Вводный инструктаж. Ознакомление с темой и целью урока. Проверка теоретической подготовки учащихся. Проверка домашних заданий. Подведение итогов по ответам учащихся. введение в тему. Показ операций и объяснение. Напоминание о технике безопасности. Проверочные вопросы и подробное выполнение операций одним или несколькими учащимися. Дополнительное объяснение. Повторный показ операций в рабочем темпе (при необходимости).

Распределение ученических работ, документации, материалов, инструментов, приспособлений

Текущий инструктаж учебно-производственной деятельности учащихся. Наблюдение за ходом работы и дисциплиной труда, соблюдение техники безопасности. Целевые обходы.

Уборка рабочих мест

Заключительный инструктаж. Подведение итогов занятий с указанием успехов и недостатков. Демонстрация лучших работ, видов брака. Обсуждение и оценка работ. Ответы на вопросы учащихся.

Ознакомление с темой следующего занятия

Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая, бригадная.

В зависимости от содержания и целей урока структура занятия меняется.

Структура и организация совмещенного урока:

Идея данного урока состоит в том, чтобы совместить урок производственного обучения и урок спецтехнологии. Методика таких уроков находится на стадии экспериментальных проверок.

В чем же особенности таких уроков?

совмещение в планировании изучения смежных тем теоретического и производственного обучения;

планирование совмещенных уроков специальной технологии и производственного обучения по конкретной теме;

особенная структура урока.

Структура урока не совпадает со структурой урока теоретического обучения или профессионального обучения, т.к. происходит сочетание, чередование процессов усвоения теоретических знаний и формирования профессиональных умений.

Содержание нового теоретического материала дается порциями, дозами, после каждой порции следует практическая деятельность учащегося (выполнение упражнения).

Структуру урока можно представить как последовательное чередование фаз. Каждая фаза состоит из 2-х шагов.

Структура фазы совмещенного урока

Размещено на http://www.allbest.ru/

Обобщенная структура совмещенного урока

У = Ф0 + Ф1 + Ф2 + … + Фn + Фз

Следует отдельно остановиться на нулевой фазе (Ф0).

1. Проанализировать учебного материала нескольких дисциплин с целью выбора тем.

2. Сформулировать цели:

по усвоению теоретических знаний;

по формированию практических умений и навыков.

3. Отобрать содержание, придерживаясь связи теории с практикой.

4. Разделить содержание на завершенные порции.

5. Продумать практическую деятельность учащихся.

6. Подготовить вводный, текущий и заключительные инструктажи.

7. Выбрать форму и методы деятельности для теоретического и практического обучения.

8. Подобрать материально-техническое оснащение урока.

9. Разработать план и структуру урока.

3. Типы занятий профессионального обучения

В зависимости от того, каково содержание каждого элемента занятия, каковы методы, каково руководство мастера, какова по содержанию работа студента, занятия ПО делятся на следующие типы:

1) Вводное занятие. Он имеет целью ознакомить студентов с изучаемой профессией, с учебной мастерской, в которой они будут работать. Студенты изучают свое рабочее место, устройство оборудования, приемы управления им, содержание предстоящих работ, правила внутреннего распорядка, правила поведения и безопасности работы в учебной мастерской. Ознакомление учащихся с базовым предприятием. Организация встреч с учащимися старших курсов, выпускниками училища, рабочими базового предприятия.

2) Занятие по изучению трудовых приемов и операций. Основная задача заключается в формировании у студентов первоначальных трудовых приемов, т.е. умения правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции. При этом важно с точки зрения выполнения правил дидактики проводить обучение по принципу: от простого к сложному, от легкого к трудному. Проведение специальных упражнений в отработке приемов.

3) Занятие по выполнению простых комплексных работ. Закрепление умений и операций, типичных для профессии при выполнении комплексных работ. Широкое применение инструкционно-технологических карт.

4) Занятие по выполнению сложных комплексных работ. В ходе занятия студенты формируют умения и навыки выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ на основе всех ранее изученных операций и способов труда. Формирование самостоятельности, самоконтроля, культуры труда.

5) Занятие контрольно-проверочное. Проводится с целью проверки способности студентов к самостоятельной работе, определения их уровня знаний, умений и навыков. Поэтапная аттестация студентов работы проводятся без вмешательства и помощи студентом со стороны мастера.

4. Формы организации труда учащихся

В ПО применяются следующие формы:

1) Фронтально-групповая. Она заключается в том, что студенты выполняют одинаковые задания. Мастер имеет возможность проводить инструктаж для всей группы, обсуждать ошибки, руководить работой одновременно всеми студентами группы. Однако, фронтальность обучения имеет свою специфику.

2) Бригадная (звеньевая). Группа делится на бригады или звенья, которые выполняют различные учебно-производственные задания. Организация труда может быть с распределением работы в бригаде (каждый член бригады выполняет определенную часть бригадного задания, или без разделения труда (совместно выполняют сложную работу). При бригадной форме ПО усложняется руководство, контроль и инструктирование студентов мастером. Устранение этой трудности можно достичь за счет письменного инструктирования. Бригадная форма экономически более эффективна при разделении труда студентов.

3) Индивидуальная форма организации труда студентов заключается в том, что студенты выполняют различные по содержанию задания (токари, фрезеровщики и т.п.). Эта форма применяется для индивидуальной работы с «сильными» и «слабыми» студентами, которые по темпам работы отличаются между собой.

5. Неурочные формы профессионального обучения

Занятие ПО на предприятиях не может являться основной формой обучения студентов, т.к. он не обеспечивает возможность реализовать требования к урочной организации учебного процесса в силу специфики производства. Поэтому для обучения студентов в условиях производства применяются следующие неурочные формы ПО:

1) Обучение студентов в составе ученических бригад.

2) Обучение студентов в составе бригад квалифицированных рабочих.

3) Индивидуальное прикрепление студентов к квалифицированным рабочим.

Кроме этих форм обучения в ПО при меняются производственные экскурсии, студентам поручается выполнение домашних заданий.

Основные дидактические цели домашней работы в ПО заключаются в следующем:

а) повторение по учебнику учебного материала, изучение опыта работы передовиков, новаторов по опубликованным материалам;

б) Изучение инструкционных и технологических карт, самостоятельная разработка технологических процессов, изучение схем, инструкций и правил по обслуживанию машин, оборудования.

6. Формы организации труда мастера

Применяются следующие формы:

1) Закрепление мастера за учебной группой. Мастер от начала и до конца процесса подготовки квалифицированного рабочего в училище является учителем и воспитателем студентов, а также воспитателем коллектива группы (применяется по узким профессиям).

2) Мастер-мастерская. Применяется в тех случаях, когда мастер является заведующим соответствующей учебной мастерской (токарной, фрезерной, шлифовальной и т.п.) В этих мастерских мастера проводят ПО по графику-расписанию. Они отвечают за оборудование его состояние, внедряют в учебный процесс передовой педагогический опыт, организуют методическое руководство работой мастеров по соответствующей специальности.

3) Бригадная организация работы мастеров ПО заключается в том, что формируется бригада мастеров, закрепленных за учебными мастерскими и учебными группами одной сложной профессии всех 3-х курсов обучения. При этом ПО в группах 1-2 курсов одновременно ведут 4-5 мастеров, это позволяет полностью охватывать студентов текущим инструктированием в процессе выполнения учебно-производственных работ, что повышает качество обучения. При такой форме коллективного труда мастера оказывают взаимопомощь, могут заменять друг друга.

В процессе ПО применяется кооперирование труда мастеров и студентов; внедряется хозрасчет по договорам с базовым предприятием на выполнение производственных заказов. В каждой бригаде мастеров выбирается бригадир-мастер, более опытный, имеющий высокую производственную квалификацию. Он осуществляет методическое руководство бригадой, привлекает мастеров в дни теоретических занятий их групп к подготовке и проведению занятий со студентами других курсов.

Бригада мастеров периодически отчитывается о результатах работы перед коллективом училища. Бригадная организация работы мастеров позволяет также успешно реализовать практикуемую в некоторых училищах организацию профессионального обучения «крупными периодами». Суть такой организации в том, что профессиональное обучение чередуется с теоретическим не по дням, как обычно, а периодами по полугодиям. Студенты сначала изучают предметы теоретического цикла в течение 14 недель, а затем проходят профессиональное обучение в течение 67 недель. Это позволяет группе студентов выполнять крупный подряд на работу. Обычно такой способ организации учебного процесса практикуется на 2-3 курсах и наиболее характерен при обучении строителей.

Учебное занятие 12

Методы профессионального обучения

1. Понятие метода профессионального обучения. Классификация методов

2. Словесные методы профессионального обучения

3. Наглядные методы профессионального обучения

4. Практические методы профессионального обучения

5. Активные методы профессионального обучения

1. Понятие метода профессионального обучения. Классификация методов

Методами ПО называют способы и приемы, при помощи которых мастер сообщает студентам учебный материал, формирует у них знания, умения и навыки, а студенты сознательно усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, овладевают профессиональным мастерством.

Процесс ПО сложный и многогранный. Он зависит от разнообразных факторов, связанных с поступательным движением по восходящей линии, как переход от низшего состояния к высшему. Процесс ПО зависит от индивидуальных особенностей студентов и профессионального мастерства мастера. Поэтому, чтобы мастер успешно справился со своей задачей, он должен эффективно пользоваться методами обучения, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. Он должен помнить, что является центральной фигурой. Его живое слово будет всегда в учебном процессе. Слово и практическая деятельность являются основными источниками информации в обучении.

Методы ПО классифицируются на четыре группы:

2. Словесные методы профессионального обучения

Беседа применяется в тех случаях, когда учебный материал студентам известен. Беседа позволяет выявить знания и опыт студентов в результате ответов на вопросы. Для проведения беседы мастер составляет подробный план и соблюдает следующие требования:

а) вопросы задавать всей группе и после паузы предложить ответить студентам;

б) правильно формулировать вопросы;

в) не задавать подсказывающие вопросы, каверзные вопросы (содержащие неверные положения);

г) втягивать в беседу слабых студентов;

д) соблюдать в ходе беседы педагогический такт и доброжелательность;

е) если студент не ответил на вопрос, надо понять причину. Если не ответили 2- 3 студента на вопрос, ответ дает мастер;

ж) в ходе беседы ни в коем случае не следует прибегать к сравнению успехов разных студентов. Это элемент бестактности. Не следует захваливать хороших студентов. Зато надо поощрять слабоуспевающих за малей шее продвижение в учении;

з) твердо держать нить беседы в своих руках.

Работа с технической документацией и литературой заключается в следующем:

а) учить студентов пользоваться справочниками, таблицами, формулами, расчетами, схемами, инструкциями, правилами, технологическими картами, чертежами, техническими требованиями и т.п.;

б) проводить специальные упражнения по пользованию ГОСТами, стандартами;

в) давать студентам домашние задания по чтению брошюр, журнальных статей, правил по технике безопасности и т.п.;

г) в необходимых случаях студенты сдают зачеты по знанию инструкций, ПТБ, требований на допуск к обслуживанию оборудования, аппаратов и т.п.

3. Наглядные методы профессионального обучения

Показ приемов трудового действия помогает сформировать в сознании студентов точный, живой и конкретный образ трудовых действий. Показанный мастером образ является для студентов образцом, с которым они сравнивают свои действия.

Начинать показ трудового действия надо в нормальном рабочем темпе. Затем показать в замедленном темпе с остановками в нужные моменты. Завершить показ трудового действия в нормальном рабочем темпе.

Показывая приемы и способы труда, мастер должен мысленно поставить себя на место студента и посмотреть на себя его глазами, чтобы четко, образно, доходчиво их демонстрировать. При показе использовать плакаты, схемы. Объяснения должны быть краткими. Многоречивость вредна. Группу расставить так, чтобы всем было хорошо видно. К показу приемов труда мастер должен готовиться тщательно.

Демонстрация наглядных пособий. Все наглядные пособия, которые применяются в ПО, разделяются на натуральные (приборы, инструменты, детали, узлы оборудования, образцы изделий, металлов, материалов и т.п.) и изобразительные (плакаты, макеты, модели, схемы, диаграммы и т.п.).

При показе наглядных пособий необходимо соблюдать следующие требования:

а) обеспечить хорошую видимость пособий, обращать внимание студентов на то, что им предстоит наблюдать (не рассеивать внимание, последовательно переключать его с одного объекта на другой, на отдельные части, стороны);

б) в процессе демонстрации включать большое число анализаторов (слух, зрение, осязание) и выдать студентам «раздаточные пособия»;

в) предупредить студентов, что им предстоит воспроизвести показанное), это повышает интерес);

г) до показа пособия необходимо хранить в закрытом виде, т.к. многократное обозрение до их использования приводит к отрицательному результату (снижается интерес, притупляется острота восприятия, снижается ответственность студентов);

д) закончить показ путем предложения студентам тут же повторить показываемый предмет (измерить, разобрать или собрать деталь и т.п.).

Самостоятельные наблюдения. Этот метод применяется в условиях производств, оснащенных приборами и аппаратами. студенты ведут наблюдение показаний аппаратов (температура, давление, нарушение режима и т.п.). Самостоятельные наблюдения студенты выполняют без непосредственного руководства мастера, но под его контролем, присмотром и по его заданиям.

Однако наблюдениями студентов надо определенным образом руководить, т.к. нередко они обращают внимание не столько на существенное, сколько на яркое, бросающееся в глаза. Пропускают важное.

Применение ТСО для ПО менее характерно, чем для теоретического, т.к. кинофильмы, кинофрагменты комплекты диафильмов, диапозитивов, кодотранспарантов т.п. централизованно выпускаются только для изучения технических и специальных предметов. Однако в ПО ТСО применяются для показа и раскрытия соответствующей техники, технологии, основных приемов. При демонстрации учебного кино мастер использует «стоп кадр», путем попутных пояснений концентрирует внимание студентов на главном, наиболее существенном, руководит вниманием студентов. После демонстрации кинофильма мастер проверяет, как студенты восприняли материал, предлагает ответить на ряд вопросов. Диафильмы и диапозитивы, где показаны схемы, диаграммы, узлы машин, положение рук, корпуса, пальцев и т.п., мастер использует как средства наглядности.

При использовании звукозаписи, которая обычно воспроизводится через магнитофон, мастер иллюстрирует различные виды неисправностей машин, механизмов, регулировок в процессе работы.

Обращает внимание студентов на записи шумов, звуков неисправностей машин, станков, двигателей, механизмов (звукозапись зависит от подготавливаемой профессии). Звукозапись развивает профессиональный слух у студентов.

Учебное телевидение не должно носить развлекательный характер, должно быть строго подчинено учебным целям и методическим правилам, применяться по заранее разработанному плану.

урок профессиональный обучение

4. Практические методы профессионального обучения

1) Каждое упражнение должно иметь цель: чему научиться, что освоить, развить, что достигнуть, что отработать, что усовершенствовать и др.

2) В процессе упражнений студент должен четко представлять себе, каких результатов он добился на каждом этапе, насколько успешно выполняет их цель.

3) В процессе упражнений иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (чертеж, технические требования, эталон и т.п.).

4) Мастер должен своевременно устранять недостатки, не давать им укорениться, предупреждать и исправлять ошибки.

5) В системе упражнений важно установить их количество, распределить во времени. Малое количество упражнений приведет к тому, что студент остановится на полпути, его усилия окажутся затраченным напрасно, а чрезмерное количество тренировочных упражнений приведет к потере интереса и лишним затратам времени.

Упражнения классифицируются на различные типы (виды) их содержания и методики проведения, а именно: упражнения в выполнении трудовых приемов; упражнения в выполнении трудовых операций; упражнения в выполнении трудовых процессов; упражнения в управлении технологическими процессами.

Упражнения на тренажерах применяются в тех случаях, когда производственные условия не позволяют организовать проведение упражнений в реальной производственной обстановке. Упражнения на тренажерах характерны для профессий: аппаратчики, операторы химических производств, наладчики автоматических линий станков, машинисты энергетических установок и т.п. (повышенной опасности). Каждая ситуация на тренажере задается мастером. Студент, получив задание, определяет показания приборов, делает необходимые переключения, отключения и Т.П. Упражнения проводятся до тех пор, пока действия студентов не станут достаточными, обоснованными, точными, уверенными.

Лабораторно-практические работы являются важным средством связи теории и практики. Виды лабораторно-практических работ могут подразделяться: по наблюдению и описанию устройства и работы машин; изучению способа использования аппаратов, приборов; диагностике неисправностей машин, станков и т.п.

Руководство лабораторно-практической работой мастер осуществляет также, как и на занятиях ПО в форме инструктирования: вводного, текущего и заключительного. После выполнения работ студенты представляют мастеру сделанные записи и расчеты.

Подведение итогов работы проводится путем развернутой беседы со студентами.

5. Активные методы профессионального обучения

К ним относятся (производственные деловые игры, решение производственно-технических задач, выполнение задании творческого характера.)

Деловые игры обеспечивают эффективную организацию взаимодействия мастера и студентов. Деловая игра развивается по такому сценарию: постановка задачи и введение студентов в игру; распределение заданий между студентами; процесс игры; подведение итогов игры и оценка деятельности студентов. Тему (ситуацию) игры мастер сообщает студентам предварительно, чтобы они могли приготовиться. Мастер в процессе игры является консультантом, инструктором, главным судьей и руководителем дискуссии. Для игры могут быть такие нестандартные условия, как определение дефектов сборки, работы машин, наладки, регулировки и т.п.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Классификация форм организации обучения. Особенности и преимуества классно-урочной формы обучения. Дидактическая структура, специфические признаки, требования и противоречия урока. Структура, типы и нестандартные формы урока, факторы его эффективности.

контрольная работа [17,5 K], добавлен 16.03.2010

Анализ программы производственного обучения, характеристика и учебно-воспитательные задачи программы. Описание рабочего места учащегося и мастера профессионального обучения, подготовка мастера профессионального обучения к занятием по вождению автомобиля.

курсовая работа [46,2 K], добавлен 03.03.2011

Урок профессионального обучения как современная форма организации обучения, его разновидности и формы проведения. Планирование и методика проведения уроков профессионального обучения по теме «Стилизация в орнаменте», составление примерного конспекта.

курсовая работа [37,3 K], добавлен 06.02.2014

Дидактические системы и модели обучения: системы И.Ф. Гербера, Д. Дьюти, Брунера. Современная дидактика, ее методологическая основа и содержание обучения. Особенности и виды профессионального обучения взрослых. Организация сотрудничества в процессе урока.

контрольная работа [31,7 K], добавлен 07.09.2011

Основные элементы трудовой деятельности. Основной принцип профессионального обучения. Словесный метод обучения как способ совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся. Методика проведения текущего инструктирования на слесарных работах.

контрольная работа [42,5 K], добавлен 25.11.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *