волейбол обучение технике нижней прямой подачи
Нижняя подача в волейболе
Каждая спортивная дисциплина имеет технические элементы. Они помогают выявить мастерство игрока. Нижняя подача в волейболе – это первая ступень на пути к совершенствованию. Подача является базовыми игровым действием, которому обучают начинающих спортсменов в первую очередь. Существует несколько видов подач: силовой ввод мяча, планирующая подача и нижняя. Именно нижняя прямая подача в волейболе используется новичками или любителями из-за нетребовательности к физическому и техническому состоянию спортсмена.
Когда используется нижняя подача мяча в волейболе
Техника нижней подачи в волейболе
Волейбол – технический вид спорта. Выполнение упражнений требует от игрока слаженной работы всех частей тела. При выполнении нижней прямой подачи в волейболе необходимо обращать внимание на следующие факторы:
1. Положение ног и туловища
Поставьте ноги на ширине плеч. Выдвиньте левую ногу вперед (у левшей выдвигается правая нога), а после согните ноги, находясь в полу приседе. Теперь вы устойчиво стоите на ногах и обладаете достаточно подвижностью, чтобы сориентироваться, если неудачно подбросите мяч. Верхнюю часть туловища направьте немного вперед, чтобы повысить вероятность попадания мяча в площадку.
2. Кисть
3. Положение рук
При выполнении подачи рука должна двигаться параллельно полу. Вторым условием является соблюдение прямой линии, начиная с момента замаха и заканчивая маховым движением в сторону площадки. Подача под заднюю линию выполняется при отведении руки до уровня плеч.
Амплитуда движений руки позволит регулировать дальность полета мяча. Если вы желаете направить мяч на трехметровую линию, то отведите руку на 90 градусов (перпендикулярно площадке).
4. Подбрасывание мяча
Перед тем как начать подавать закрепостите руку. Для успешного ввода мяча в игру требуется, чтобы рука была прямой. Бросок мяча осуществляется на высоту не более 20 сантиметров. Ориентиром послужит грудная клетка. Игрок должен подбрасывать мяча на уровне этой части тела.
5. Подача
Маховые движения рукой необходимо производить плавно. Когда рука доходит до уровня пояса (при условии согнутых ног и наклона туловища вперед) требуется остановить движение руки, иначе мяч попадет в потолок.
Изучив технику нижней прямой подачи, спортсмен может начинать изучение других игровых элементов или попробовать поэкспериментировать с разными вариациями подачи на тренировках.
Обучение нижней подачи волейбола в нашем клубе
Несмотря на всю простоту данного игрового элемента, он также требует усердных тренировок. Совершенствование техники нижней прямой подачи – базовая волейбольная школа. Без освоения этого навыка рост мастерства невозможен. Спортивный клуб Sunny Wind предлагает услуги профессиональных тренеров, с которыми прогресс спортсмена ускорится. Тренировки в комфортабельных спортивных залах доставят максимум удовольствия от процесса обучения.
Не описать те впечатления и эмоции, которые подарил лагерь пляжного волейбола от Sunny Wind в Испании. это была масса знакомств и общения с очень приятными и интересными людьми, захватывающее приключение на велосипедах в Girona, автопробег в Порт Авентуру и преодоление своих страхов и получение дозы адреналина на горках парка аттракционов, тернистая прогулка в горы среди кактусов с огромными червяками, экскурсии, прогулки и тд и тп. И конечно же то, ради чего я решила поехать — это любимый пляжный волейбол, 2-х разовые тренировки. Моя цель была достигнута — 1 место в турнире лагеря! Спасибо организаторам, тренерам, моей партнерше по турниру Юле и всем участникам кэмпа! Было невероятно круто. Спасибо Испания! Кто чемпионы — Мы чемпионы.
«Подготовительные и подводящие упражнения для обучения игре волейбол – нижняя прямая подача»
«Подготовительные и подводящие упражнения для обучения игре волейбол – нижняя прямая подача»
учитель-методист физического воспитания
Сысоева Леонида Григоревича
Урок – основная форма занятий
Нижняя прямая подача
Упражнения по технике
Урок – основная форма занятий
Основная форма занятий с учащимися — урок. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность подготовительной части 10-15 мин., основной — 25-30 мин., заключительной — 3 мин.
Цель подготовительной части урока заключается в организации занимающихся: построение, проверка посещаемости, сообщение задач урока, упражнения в движении, в основном на внимание. Осуществляется также подготовка организма занимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части урока. В этой части урока главным образом применяются общеразвивающие и специальные упражнения, подвижные игры и эстафеты.
В основной части урока происходит обучение технике, тактике, воспитание физических и волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна из которых — главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям, либо повторение навыка выполнения приема техники. В зависимости от этого происходит подбор средств и распределение времени на отдельные упражнения.
В задачу заключительной части урока входит организованное завершение занятия. Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце урока подводятся его итоги.
Нижняя прямая подача
Игра в волейбол начинается с подачи. Технический приём подачи выглядит так: игрок располагается за лицевой линией, подбрасывает мяч и ударом одной руки направляет его на сторону противника, при этом мяч не должен коснуться сетки. На выполнение подачи игроку даётся 8 секунд.
Попеременное пружинистое отведение прямых рук назад из исходного положения — одна рука вверху.
Большие круги руками вперед-назад. То же, но в лицевой плоскости. То же, но в исходном положении наклона вперед «Мельница».
С резиновым амортизатором. Амортизатор перекинуть через нижнюю рейку гимнастической стенки и, захватив прямой рукой, повернуться к ней спиной. Поднимание прямой руки вперед-вверх. То же, но из-за головы.
Подвижная игра «Перестрелка». Команды по 6—10 человек располагаются на площадке. У каждой команды по одному-два волейбольных мяча. Задача: используя любой способ броска мяча (желательно одной рукой снизу и из-за головы), перебросить его через сетку команде соперника. Побеждает команда, на площадке которой не будет ни одного мяча.
Броски набивного мяча весом 1 кг одной рукой снизу, сверху, сверху боком вперед-вверх. Внимание акцентируется на движения прямой рукой. Очень важно при этом выполнять броски с ограниченной амплитудой движений руки: не поднимать ее выше уровня плеч после броска снизу и не опускать ниже уровня плеч после броска сверху.
То же, но броски набивного мяча из исходного положения для того или иного способа подачи, броски выполняются одной рукой без предварительного замаха.
Броски набивного мяча через сетку (нижний край сетки не закреплен). Учитель определяет способ броска и зоны площадки.
То же, но определяется техника броска: с ограниченной амплитудой замаха или без него.
Броски на точность.
Имитация подачи мяча. Внимание акцентируется на согласовании движений туловища и рук.
Обучение подбрасыванию мяча. Следует помнить, что высота подбрасывания мяча обусловливается уровнем развития скоростно-силовых возможностей учащихся. Высокое подбрасывание отрицательно влияет на точность подачи и достижение точного удара в среднюю часть мяча.
Подачи теннисного мяча в парах на расстоянии 6—7 м.
Подачи в стену на расстоянии 6—7 м.
Подачи на партнера, располагающегося на расстоянии 8—9 м.
Подачи через сетку с укороченного расстояния. Партнер принимает мяч снизу двумя руками.
Упражнения по технике
На этом этапе обучения необходимо следить за тем, чтобы подача через сетку не вызывала чрезмерных усилий, искажающих структуру техники.
Подачи с изменением направления полета мяча: в правую и левую части площадки.
Подачи с изменением траектории полета мяча.
Подачи с изменением расстояния полета мяча: укороченные—в зоны площади атаки и удлиненные—в зоны площади защиты.
Подачи на точность по зонам площадки. Зоны следует очертить мелом. Нужно помнить, что точность подачи во многом обусловлена направлением замаха бьющей по мячу руки: при подаче снизу — строго назад.
Соревнование на большее число подач в пределы площадки. То же, но на точность.
Ю.Н. Клещев, А. Г. Айриянц «Волейбол. Физкультура и спорт», 1985г.
Голомазов В. А., Ковалев В. Д., Мельников А.Г., «Волейбол в школе». Образование, 1976г.
Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов А.С. «Подготовка учащихся. Физкультура и спорт», 1967г.
Железняк Ю. Д. «120 уроков по волейболу. Физкультура и спорт», 1970г.
Перельман М. Г. «Специальная физическая подготовка учащихся. Физкультура и спорт», 1969г.
Слупский Л. Н. «Волейбол, игра связующего. Физкультура и спорт», 1984г.
Клещев Ю.Н., Чехов А.С. «Волейбол в школе. Физкультура и спорт», 1967г.
Осколкова В.А., Сужуров М. С.»Техника и тактика игры в волейбол. Физкультура и спорт, 1959г.
Ивойлов А. В. «Тактическая подготовка учащихся. Физкультура и спорт», 1958г.
Железняк Ю.Д., Слупский Л. Н. «Волейбол в школе», Просвещение, 1989г.
Спортивные игры. Учебник для институтов физической культуры под редакцией Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Москва, 2004г.
Реферат. «Нижняя прямая подача»
МБОУ «Репьевская школа»
«Нижняя прямая подача»
Нижняя прямая подача мяча
Подача нужна не только для введения мяча в игру – она является грозным атакующим средством. Поскольку с нее начинаются все игровые эпизоды, от умения правильно выполнить ее и тактически реализовать зависит ход игры.
При обучении нижней прямой подаче учащиеся должны иметь в виду следующее:
– от правильно принятого исходного положения зависит результат подачи;
– мяч нужно подбрасывать вертикально вверх на небольшую высоту.
6. Имитация подбрасывания и подача в целом.
7. Нижняя подача с близкого расстояния в стену.
8. Нижняя подача с близкого расстояния партнеру.
9. Нижняя подача через сетку с близкого расстояния.
10. Нижняя подача через сетку с места подачи.
Каждый зрелый волейболист должен уметь подавать на точность и на силу. Мы рассмотрим 3 вида подач нижняя прямая, верхняя прямая и верхняя боковая.
Начинается изучение подачи с нижней прямой подачи, это основной способ для начинающих, т.к. не вызывает особых трудностей в обучении. Благодаря тому, что данный вид подачи прост и быстр в обучении появляется возможность одновременно совершенствовать навыки приема мяча с подачи и игра в волейбол проходит активнее и веселее.
Сильнейшие волейболисты как правило используют нижнюю прямую подачу.
Упражнения для подготовки мышц к подаче
1. Стойка на прямых ногах, руки вытянуты вверх и держат набивной мяч (до 1 кг) в «широких» ладонях. Не сгибая ног, выполнить быстрое движение пятками от пола и руками выбросить мяч вверх, затем так же поймать мяч на прямые руки.
2. Броски в парах игровым и малым набивными мячами.
3. То же – в тройках двумя мячами (два игрока – на месте, третий – в движении).
Это очень полезное упражнение, которое в дальнейшем могут выполнять все группы занимающихся, однако оно требует соблюдения дисциплины от игроков, подающих мячи. Малейшая небрежность – и мяч может попасть партнеру в лицо. На начальном этапе для закрепления навыка можно использовать волейбольный мяч, затем постепенно чередовать мячи: для младшей группы – игровой и малый набивной; для средней и старшей групп – набивные весом 1 и 2 кг. Для развития силы рук и плеч главное – увеличивать не количество бросков (5 – для младшей группы и 10 – для старших), а только количество серий: 2, 3, 4. Повторение серий должно происходить в течение всей тренировки. Через месяц-другой при регулярной отработке этого движения вы сможете убедиться в том, что ваши подопечные заметно укрепили руки и плечи: дальность бросков увеличится.
4. Два игрока лежат на спине боком друг к другу на расстоянии 3–4 м. Третий, стоящий между ними, поочередно набрасывает их то одному, то другому партнеру.
5. Два игрока стоят с мячами: один – у сетки, второй – у лицевой линии. Между ними лежит третий игрок лицом к игроку у сетки. Игрок у сетки набрасывает мяч лежащему, ловит его, возвращает обратно, сидя делает поворот к лицевой линии, быстро ложится и получает мяч от второго игрока.
6. Один игрок стоит с мячом, второй лежит к нему лицом, третий стоит за вторым на расстоянии примерно 2 м. Поймав мяч от игрока, стоящего спереди, и закрепив его между ступнями, лежащий игрок прямыми ногами быстро бросает мяч третьему партнеру, который возвращает мяч в руки лежащему, а тот – впереди стоящему партнеру.
7. Один партнер лежит на лицевой линии, второй стоит у него за головой с игровыми мячами. Выполняется набрасывание мяча в кисти прямых рук и сразу – бросок на дальность. Важна неразрывность цепочки: передача – прием – бросок. Проводится контроль силы плеч – с какого броска уменьшается их дальность (наступает утомление).
8. Двое игроков стоят друг от друга на расстоянии 1–1,5 м. Третий игрок делает перекаты, получает мяч от одного из партнеров, возвращает его обратно и вновь выполняет перекат.
Нижняя прямая подача
Совершенствование техники подачи мяча.
Совершенствованию техники подачи мяча в командах любого уровня в той или иной мере уделяют внимание в каждом тренировочном занятии. В последние годы появился новый способ подачи мяча – в прыжке. Возрождается и силовая боковая подача. Стабильная, надёжная подача на протяжении всей встречи – показатель высокого мастерства волейболистов. Какую досаду вызывают ошибки при подаче в конце партии, особенно при счёте «24»! Из боязни сделать такую ошибку некоторые игроки переходят на «слабую» подачу, чем существенно облегчают действия соперникам.
Вряд ли кто будет возражать против утверждения о главенствующей роли подачи в игре школьных команд. Частые потери подачи делают игру скучной, неинтересной как для играющих, так и для зрителей. И совсем другая картина, когда игроки выполняют подачи уверенно и без ошибок. При этом на каждом уровне мастерства своя подача: у сильнейших волейболистов мира это подача в прыжке и планирующая, у волейболистов-разрядников это верхняя прямая подача, а у начинающих волейболистов – нижняя прямая.
Во время соревнований не следует стремиться подражать волейболистам более высокого уровня без достаточных на то оснований – этим можно только испортить игру. В процессе тренировочных занятий стремиться к такому уровню можно и нужно. Для этого имеются интересные упражнения соревновательного характера: кто выполнит больше подач в пределы площадки, не сделав ошибки; кто выполнит больше подач в заданную зону; в парах: один подаёт, другой принимает – кто кого переиграет. Лучше всего такие упражнения проводить в парах, двое на двое и т. п.
У каждого волейболиста обычно есть основной способ подачи, который он применяет в игре. Кроме того, он должен владеть и другими способами. Это имеет, во-первых, тактический смысл: чередование способов затрудняет соперникам приём подачи и выполнение тактических замыслов. Во-вторых, в игре бывают моменты, когда важно не проиграть подачу (после перерыва, взятого соперником, в конце партии).
Обычно тренеры ДЮСШ и школьные учителя в работе в работе с юными волейболистами игнорируют нижнюю прямую подачу, стремясь сразу научить верхней прямой подаче. Объясняют они это обычно тем, что мастера волейбола не применяют в игре нижнюю прямую подачу и что она малоэффективна. Это большая ошибка.
Необходимость хорошего владения нижней прямой подачей объясняется, во-первых, тем, что она доступна основной массе учащихся 5-11 классов. Во-вторых, на начальном этапе обучения двусторонняя игра в волейбол, мини-волейбол с нижними подачами происходит более интересно, с меньшим числом пауз, с большей нагрузкой. При верхней же подаче ученики допускают много ошибок, игра проходит неинтересно, из-за чего у многих пропадает интерес к волейболу. В-третьих, при нижней подаче можно решать тактические задачи: точно направить мяч на уязвимое место площадки соперника, на слабого игрока и т. д. В-четвёртых, при нижней подаче легче выполнить приём мяча, что имеет решающее значение в волейболе вообще, а для начинающих в особенности. Игра идёт с хорошей нагрузкой, эмоционально, ученики получают от неё удовлетворение, интерес к волейболу у них укрепляется. Кроме того, есть возможность решать тактические задачи при приёме подачи: направить мяч в зону 3 или 2 в зависимости от расположения своих игроков и тактического плана игры в нападении.
Таким образом, изучение нижней прямой подачи и совершенствование её техники – необходимый этап в освоении навыков игры в волейбол. В дальнейшем идёт освоение верхней прямой подачи, верхней боковой подачи, верхних прямой и боковой планирующих подач (когда мяч летит без вращения), подачи в прыжке.