волоколамская владимирская икона божией матери

Икона Божией Матери «Волоколамская»

Христиане всегда особо почитали Богородицу — мать Иисуса Христа. В ее честь воздвигают храмы, слагают прекрасные песнопения и пишут иконы. Такие действия отражают не только признательность всех верующих, но и благоволение Пресвятой Девы к простым людям. Она продолжает непрерывно ходатайствовать перед Господом за все человечество.

История возникновения Волоколамской иконы

Образ Богородицы был написан в 70-е годы XVI века и считается одним из лучших образцов иконописи тех времен. Волоколамский образ Богородицы был написан специально для Иосифо-Волоколамского монастыря, икона стала покровительницей этого края. История возникновения этой иконы несколько отличается от привычных сказаний.

Согласно легенде, один очень богатый человек заказал для монастыря дорогую копию чудотворной Владимирской иконы. В стенах обители был воздвигнут новый храм, и икона заняла в нем почетное место. Она была так кропотливо и старательно воспроизведена, что получилась ничуть не хуже оригинала.

Образ был щедро инкрустирован драгоценными камнями, отделан золотом и серебром. Предание донесло до нас лишь имя щедрого дарителя — Григорий. Позже историки выяснили, что этим человеком был Григорий Бельский, который известен как Малюта Скуратов. Возможно, эти действия говорят об искреннем и глубоком раскаянии главы опричников.

Эта икона считается чудотворной, по молитвам перед ней произошло немало чудес и исцелений. Образ Богородицы доставляли в обитель слуги Скуратова. Один из них, будучи серьезно больным, чудесным образом исцелился по молитвам Богородице у этого образа. Другой слуга, видя своими глазами Божье чудо, решил посвятить жизнь служению Всевышнему и остался послушником в монастыре.

После революции в стенах монастыря был открыт краеведческий музей. Во времена Великой Отечественной войны монастырь был оккупирован фашистскими войсками, но и тогда древний чудотворный образ остался невредимым.

Важно! Настоящую икону вывезли из Иосифо-Волоколамского монастыря в 50-е годы прошлого века, сейчас она находится в столице, занимает почетное место в музее имени Андрея Рублева. В обители находится копия этой удивительной иконы, которая тоже пользуется особым почитанием у верующих.

Христиане и сейчас обращаются к образу Божьей матери, ища утешения и исцеления. Владычица Неба с любовью принимает молитвы всех, кто взывает к ней о помощи.

Как выглядит икона

Иконописец тонко передал внутренний мир Пречистой Девы, ее душу, словно пронзенную болью о распятом Сыне. У Богородицы на иконе скорбный лик, во взгляде читается боль, грехи мира терзают сердце Божьей Матери. Словно она чувствует, как человечество вновь и вновь будет распинать ее Сына своим неверием, жестокостью, безразличием и нераскаянностью. Фон, на котором изображена Богородица и Иисус — темно-зеленый.

Лики Пресвятой Девы и Богомладенца Иисуса также затемнены, что делает этот образ еще более трагичным. В то же время Богородица указывает рукой на маленького Иисуса, показывая людям правильный путь — Спасение только в Нем. Богоматерь и ее Сын соприкасаются щеками, символизируя максимальную близость земного и Небесного.

Храм, в котором находится Волоколамская икона, был воздвигнут для того, чтобы поблагодарить Богородицу за защиту во время военной агрессии Тамерлана. На полях Волоколамской иконы изображены Небесные Архангелы и святые митрополиты, которые молились о спасении России. Глава опричников взял на себя обязательство построить новый храм после того, как Москва была сожжена из-за нашествия хана Девлет-Гирея.

Читайте о других Богородичных иконах:

Храм и икона стали выражением веры жителей столицы в покровительство Божьей матери и милость Христа.

В каких случаях молятся Волоколамской иконе Божьей матери

Дата, в которую христиане вспоминают Волоколамскую икону Божьей матери — 16 марта. В этот день верующие собираются на службе, чтобы вознести Пречистой Деве общую молитву.

Пречистая Дева — одна из самых почитаемых Святых в христианстве. Молитва перед ее образом способна совершить самое невозможное чудо. Главное — взывать к Господу и Богородице с искренней верой и покаянием. В таком случае просьбы и молитвы не останутся без ответа.

Источник

Дар Малюты Скуратова

О Волоколамской иконе Божией Матери

волоколамская владимирская икона божией матери

Основанный во имя Успения Божией матери преподобным Иосифом в 1479 году в 25 км от Волоколамска при реках Сестре и Спировке, Волоцкий монастырь изначально относился к Новгородской епархии. В выборе места для основания обители преподобный Иосиф руководствовался и тем, что близлежащие села Спирово и недалеко расположенное Язвище-Покровское издревле были вотчинами его предков. До сих пор бытует предание о том, что перед основанием монастыря сильнейшая буря расчистила для него место в непроходимой лесной чаще. Тогда, неподалеку отродника преподобный Иосиф и поставил 6 июня 1479 г. первую деревянную одноглавую церковь с кельями, в которых и жил с первой братией монастыря до постройки в 1484-1486 гг. на нынешнем месте первого каменного Успенского храма. В наши дни здесь высится Успенский собор, возведенный в 1688-1696 гг. «коштом и усердием» московского дьяка Захария Богдана Силина «по своих родителях в вечное поминовение». Строился он московским мастерами под «смотрением» зодчего Приказа каменных дел Кондратия Семеновича Мымрина, известного своими работами по отделке Успенской церкви в Московском Новодевичьем монастыре и возведением Вознесенского собора в одноименном монастыре г. Смоленска.

До наших дней дошли в основном монастырские строенияXVI-XVII вв.

Начиная с XVI столетия новая обитель приобретает широкую известность, как среди богомольцев, так и в Московской Великокняжеской семье, и в среде придворной знати.

Кроме того, до 1917 г. окрестности монастыря были местом проведения ежегодных традиционных ярмарок, проходивших на Троицу и 8 сентября. Ярмарки были весьма многолюдными, собирая до 3500 покупателей. Товаров (по состоянию на 1854 г.) доставлялось на сумму до 20000 рублей, половина из которых продавалась.

После революции монастырь был закрыт, а в его стенах размещались в разные годы Детгородовская средняя школа и детский дом. 15 мая 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь возвращен Русской Православной Церкви, а десять лет спустя получил статус ставропигиального.

Одной из наиболее известных и чтимых святынь обители, наряду с мощами преподобного Иосифа Волоцкого, считается чудотворная икона Божией матери Волоколамская (1572), выполненная «царскими живописцами» и являющаяся списком с Богоматери Владимирской, написанной самим Апостолом Лукой, признававшейся заступницей Русского Царства.

Волоколамской Икона Богоматери по своим размерам (109х75 см) несколько больше своего прославленного прообраза. Приглушенный колорит ее исполнен скорби. Изографы, выполнившие список, повторили не только само изображение, но и тщательно выписали ризу, в которую Владимирский образ был одет в середине XVI века. Воспроизведен в красках и низанный жемчугом венец с очельем (полукруглым лобовым щитком кокошника) и коруна. Именно эти детали и стали иконографическими особенности Волоколамского извода иконы Владимирской Богоматери.

Недаром, митрополиты Петр, Алексий и Иона представлены в Степенной книге (1560-1563) как ключевые фигуры в истории Русского Царства. Именно в годы создания Волоколамской иконы к ним было обращено особое внимание Царя Иоанна Васильевича Грозного. Как следует из Жития митрополита Петра, именно он предсказал Москве великое будущее и был погребен в 1326 году в алтаре строящегося кремлевского Успенского собора, а его мощи стали одной из главных святынь храма. Вслед за прославлением митрополита Петра в 1339 г. последовало его признание как святого покровителя Москвы и всего Московского государства. Лицевой покров на святителя был изготовлен в 1574 году в мастерской московского Новодевичьего монастыря княгиней Иулианией, супругой брата Царя Иоанна Васильевича Грозного.

К 60-м годам XVI века мастерская «Царских живописцев», из которой вышла Волоколамская икона, представляла собой вполне сложившуюся иконописную школу со своими традициями и устоявшимися живописными приемами. Ее сложению во многом способствовал разорительный пожар 1547 года, уничтоживший значительное число памятников Московского Кремля. Как мы знаем, из «жалобницы» протопопа Благовещенского собора Сильвестра, поданной митрополиту Макарию и «всему освященному собору», для восстановления утраченных икон «послал государь по иконописцев в Великий Новгород и в Псков, и в иные города, и иконники съехались, и Царь-Государь велел им иконы писать, кому, что приказано, а иным подписывати». Тогда, по мнению исследователей, и было заложено ядро мастерской, получившей название «Царских живописцев» или «Государевой палаты».

Вероятно, в период 1573-1575 гг. (но никак не позднее 1584 г.) игуменом Евфимием (Турковым)в «Обиходнике» монастыря было записано сказание под заглавием: «О принесении иконы Пречистыа Богородицы Владимеръскыа, и чюдо святого о диаке Петре». В нем сказано: «Бысть некто вельможа от царъскыя полаты славен и богат зело. Велию веру имея к Богу и Пречистей Богородицы и преподобному Иосифу чудотворцу. Милостыню многу творяше игумену и братии. И обет свой положи Пречистей Богородице воздвигнути церков камену на Святых вратех во имя Сретения иконы Пречистыя Богородицы Владимеръскыя. И преже основания церкви послал местную икону Пречистые. Ея ж украсил златом и сребром, и бисером, и многоценным камением, и чюдными кресты, и монисты, и злотые чепи. И Венец Ея чюдне украси, яко дивитися всем зрящим сиянию чудного того образа Богородична. И обет свой хотя исполнити, в лето 7080 (1572) месяца февраля в 26 день посылает чюдотворный той образ от веси и села своего от града глаголема Вяземы во обитель Пречистые реченнаю Иосифов монастырь» (РНБ. Соф. 451/1, 80-е гг. XVI в. Л. 119-128об.). Там же говорится и о том, что икона «Малютина поставления».

Таким образом, мы доподлинно знаем, что Волоколамский список с Владимирской иконы Божией матери был написан по заказу Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского и из его усадьбы в Вяземахблиз Звенигорода перенесен в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 г. на 2-й неделе Великого поста, где был торжественно встречен игуменом Леонидом и всей братией обители.

Обет погибшего Малюты исполнил его племянник Богдан Бельский. Посвященный Сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы храм был возведен с северо-западной стороны монастырского Успенского собора. А Волоколамская икона Божией матери продолжала и после освящения Сретенской церкви оставаться у царских врат Успенского собора. Ее украшенный драгоценными камнями и жемчугом оклад подробно описан в «Записной книге» и описи монастырского имущества 1591 г.

Повторения Волоколамской иконы в истории русской иконописи более неизвестны. На протяжении столетий икона продолжала оставаться главной монастырской святыней.

Тотчас по принесении иконы в монастырь, произошло первое чудотворение новой святыни. Слуга Г.Л. Скуратова-Бельского некий «дьяк Петр», сильно разбил голову при входе в собор о железную дверь за свои «бесовские помышления» и «хульные помыслы». Однако, после соборного молебна перед только что вложенным образом Богородицы он исцелился. Сохранились записи и о других многочисленных чудесах, связанных с Волоколамским образом.

В 1954 году икону увезли из Иосифо-Волоцкого монастыря в образованный тогда Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в экспозиции которого она пребывает и по сей день (КП 4465, Инв. 2771-I), будучи отреставрированной в 1961 г. В.Е.Брягиным. 16 марта 2007 года в монастырь была доставлена, выполненная московским иконописцем С.И. Фоминым «в меру и подобие» древнего образа копия Волоколамской иконы. Перед тем как занять свое место в иконостасе Успенского собора она была освящена и приложена к древнему чудотворному образу 1572 г. И только в мае этого года древний образ впервые за 63 года вернется в стены родной обители, благодаря молитвам ее братии и настоятеля архимандрита Сергия (Воронкова), а также бескорыстной помощи и поддержке Русского культурно-просветительского фонда имени Святого Василия Великого и его президента В.В. Бойко-Великого.

Список использованной литературы и источников:

11. РНБ. Соф. 451/1, 80-е гг. XVI в. Л. 119-128 об.

Источник

Икона Богородицы Волоколамская

Празднование

История

Нет на Русской земле уголка, где бы ни проявилась чудотворная сила от какой-либо иконы Богоматери. Иосифо-Волоколамский монастырь – не исключение. Именно здесь во второй половине XVI века была явлена икона Пресвятой Богородицы, которая стала именоваться Волоколамской.

Искусствоведы однозначно сходятся во мнении, что образ был написан в начале семидесятых годов XVI века художником из круга царских мастеров и принадлежит к числу лучших произведений московского церковного искусства того времени.

История появления иконы в стенах монастыря удивительна.

«Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат», – так начинается Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы в Иосифо-Волоколамский монастырь. «Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой». Икона была принесена в монастырь 2 марта 1572 года, это был точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского кремля. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером. «Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».

Кто же был этот «некий вельможа», заказавший специально для Иосифова монастыря столь драгоценную икону? Чуть ниже Сказание сообщает нам его имя: «Прежде названному вельможи Григорию, так чудно икону украсившему…» А исследователи церковных древностей установили, что им был Григорий Лукьянович Бельский, вошедший в историю России как Малюта Скуратов, глава опричнины, потаковник немыслимым по жестокости злодеяниям Ивана Грозного, которому приписывается даже убийство Предстоятеля Русской Церкви святителя Филиппа II. Впрочем, есть основания говорить и об искреннем покаянии Малюты…

Икона была написана «по образу и подобию» Владимирской иконы Божией Матери, её иконография требует особого, благоговейного внимания, образ очень чутко передаёт внутренний мир Пресвятой Девы.

На Волоколамской иконе лик Богоматери пронзительно скорбен. Боль сквозит во взоре Пречистой, будто грехи всего мира уже пронзают Её материнское сердце, она словно предчувствует, как человечество вознамерится снова и снова распинать Богомладенца Христа неверием, нераскаянностью, лживостью и жестокостью. Трагичность образа выражается и в цвете одежд Пречистой и Младенца, и в притемнённой живописи Их ликов, и в тёмно-зелёном фоне всей иконы. Левой рукой указывая на Своего Сына, Дева Мария даёт нам знать – радость покаяния, очищение души, жизнь с избытком – только в Нём, во Христе распятом.

На полях иконы изображены архангелы, склоняющиеся в ликующем славословии, а так же святые митрополиты Московские Пётр и Иона, и это – отличительная особенность Волоколамской иконы от прочих изображений Богоматери. Выбор этих покровителей Москвы не случаен, именно они в глазах москвичей XVI века были молитвенниками о безопасности стольного града при нашествиях иноплеменников. Храм в Иосифо-Волоколамском монастыре, для которого была написана икона, посвящался празднику Сретения Владимирской иконы, в этом событии воспоминается помощь Божией Матери во время нашествия на Русь татарского хана Тамерлана. Григорий Бельский (Малюта Скуратов) дал обет о строительстве храма и взял на это благословение Московского митрополита Кирилла в 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Дивлет-Гиреем. Таким образом, будущий храм Волоколамского монастыря должен был служить молитвенной крепостью Пресвятой Богородицы, Её видимым ходатайством о безопасности северо-западных рубежей Московии во время Ливонской войны, на которую отправлялся Малюта, сопровождая Ивана Грозного. И храмовая икона была призвана стать центром выражения веры москвичей в заступничество Богородицы и Московских святителей Петра и Ионы.

…О покаянии Малюты Скуратова незадолго до его смерти, так же как и о его настоящем имени, известно немногим. Сказание повествует, что отправляя икону в монастырь (ужасы опричнины к 1572 году канули в прошлое), Григорий Бельский прилежно молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил». Он погиб 1 января 1573 года как воин на поле брани – при взятии крепости Пайду (в семидесяти километрах от нынешнего Таллинна). Насколько правдивы слова Священного Писания: «Бог всем желает спастись и в разум истины прийти».

Икона, отправленная Малютой в обитель со слезами покаяния, в первый же день пребывания в монастыре прославилась чудотворением. От неё исцелился один из слуг Малюты, некий дьяк Пётр. Другой сопровождавший икону, пономарь Фёдор, видя это чудо, остался в обители и принял монашеский постриг…

На протяжении веков Волоколамская икона Божией Матери почиталась верующими, день принесения её в обитель стал праздничным в общецерковном календаре, и тысячи верующих столетие за столетием стекались к образу Всемилостивой, ища утешения, исцеления, вразумления и не были посрамлены в своём уповании. Находят православные христиане заступничество у Божией Матери и сейчас, правда, перед иным, современным списком Волоколамской иконы.

Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована В.Е. Брягиным и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве. 16 марта 2007 года в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И. Фоминым. Можно сказать, что новая икона получила своего рода благословение от древней: прежде чем она заняла место в соборном храме обители, её освящали в музее Андрея Рублёва и прикладывали к чудотворному образу XVI века.

И вновь перед иконой Пречистой Девы теплится лампада, вновь лик Богоматери озаряется мерцанием свечей, вновь Владычица Неба и земли ждёт нашего покаяния и с любовью принимает всех, взывающих к Ней о помощи. Вновь сотни верующих благодарственно исповедуют: «Заступница усердная рода христианского. »

Источник

Волоколамская икона Божией Матери

С древнейших времён верующие почитают волоколамская владимирская икона божией материМатерь Господа нашего Иисуса Христа Пречистую Деву Марию дивными словами песнопения: «Заступница усердная рода христианского». «Всех скорбящих радость», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Благодатное небо» – так чудно именовал православный люд особо почитаемые иконы Божией Матери. В этих названиях отразились не только благоговение и благодарность верующей души, но и любовь к людям Самой Пречистой, свидетельство Её непрестанного ходатайства перед Богом за человеческий род.

Нет на Русской земле уголка, где бы ни проявилась чудотворная сила от какой-либо иконы Богоматери. Иосифо-Волоколамский монастырь – не исключение. Именно здесь во второй половине XVI века была явлена икона Пресвятой Богородицы, которая стала именоваться Волоколамской, до ныне почитается она в стенах обители и является покровительницей всего Волоколамского края.

Искусствоведы однозначно сходятся во мнении, что образ был написан в начале семидесятых годов XVI века художником из круга царских мастеров и принадлежит к числу лучших произведений московского церковного искусства того времени.

История появления иконы в стенах монастыря удивительна и не похожа на хрестоматийные рассказы о прочих иконах Пресвятой Девы.

«Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат», – так начинается Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы в Иосифо-Волоколамский монастырь. «Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой». Икона была принесена в монастырь 2 марта 1572 года, это был точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского кремля. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером. «Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».

Кто же был этот «некий вельможа», заказавший специально для Иосифова монастыря столь драгоценную икону? Чуть ниже Сказание сообщает нам его имя: «Прежде названному вельможи Григорию, так чудно икону украсившему…» А исследователи церковных древностей установили, что им был Григорий Лукьянович Бельский, вошедший в историю России как Малюта Скуратов, глава опричнины, потаковник немыслимым по жестокости злодеяниям Ивана Грозного, которому приписывается даже убийство Предстоятеля Русской Церкви святителя Филиппа II. Впрочем, есть основания говорить и об искреннем покаянии Малюты…

Икона была написана «по образу и подобию» Владимирской иконы Божией Матери, её иконография требует особого, благоговейного внимания, образ очень чутко передаёт внутренний мир Пресвятой Девы, а многие исследователи проводят параллель между Владимирской иконой и иконой Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва. Бездонная глубина взгляда Бога-Отца изображена на иконе Троицы, глубина, которая удивительно схожа с напряжённостью и таинственностью взгляда Богоматери. Излияние любви выражается в обоих образах одинаковым наклоном головы. Любовь Отца распинается; душу Богородицы пронзает боль о распятом Сыне. В иконе Троицы мы чувствуем тайну Божественной Любви, превосходящую не-смешение по естеству Бога с творением. Икона Пресвятой Девы являет взаимную нежность, близость, теснейшее соединение Божества с человечеством во Христе.

Сущность Церкви выражается в общении между Богом и человеком и в наивысшей степени это проявляется в тайне Воплощения, в полном ипостасном соединении Божественной и человеческой природ в Лице Господа Иисуса Христа. Почти все иконы Богоматери изображают Её с Младенцем Иисусом, являясь именно иконами Воплощения. С изумительным мастерством, хотя и чрезвычайно сдержанно, иконописец изображает на Владимирской иконе потрясающую взаимную любовь: Божественное человеколюбие, «безрассудную» любовь Бога к человеку и всеобъемлющий порыв человека в ответ на эту любовь. Здесь выражено превечное желание Бога стать человеком, чтобы человек стал причастником Божества.

На Волоколамской иконе лик Богоматери пронзительно скорбен. Боль сквозит во взоре Пречистой, будто грехи всего мира уже пронзают Её материнское сердце, она словно предчувствует, как человечество вознамерится снова и снова распинать Богомладенца Христа неверием, нераскаянностью, лживостью и жестокостью. Трагичность образа выражается и в цвете одежд Пречистой и Младенца, и в притемнённой живописи Их ликов, и в тёмно-зелёном фоне всей иконы. Левой рукой указывая на Своего Сына, Дева Мария даёт нам знать – радость покаяния, очищение души, жизнь с избытком – только в Нём, во Христе распятом.

На полях иконы изображены архангелы, склоняющиеся в ликующем славословии, а так же святые митрополиты Московские Пётр и Иона, и это – отличительная особенность Волоколамской иконы от прочих изображений Богоматери. Выбор этих покровителей Москвы не случаен, именно они в глазах москвичей XVI века были молитвенниками о безопасности стольного града при нашествиях иноплеменников. Храм в Иосифо-Волоколамском монастыре, для которого была написана икона, посвящался празднику Сретения Владимирской иконы, в этом событии воспоминается помощь Божией Матери во время нашествия на Русь татарского хана Тамерлана. Григорий Бельский (Малюта Скуратов) дал обет о строительстве храма и взял на это благословение Московского митрополита Кирилла в 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Дивлет-Гиреем. Таким образом, будущий храм Волоколамского монастыря должен был служить молитвенной крепостью Пресвятой Богородицы, Её видимым ходатайством о безопасности северо-западных рубежей Московии во время Ливонской войны, на которую отправлялся Малюта, сопровождая Ивана Грозного. И храмовая икона была призвана стать центром выражения веры москвичей в заступничество Богородицы и Московских святителей Петра и Ионы.

…О покаянии Малюты Скуратова незадолго до его смерти, так же как и о его настоящем имени, известно немногим. Сказание повествует, что отправляя икону в монастырь (ужасы опричнины к 1572 году канули в прошлое), Григорий Бельский прилежно молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил». Он погиб 1 января 1573 года как воин на поле брани – при взятии крепости Пайду (в семидесяти километрах от нынешнего Таллинна). Насколько правдивы слова Священного Писания: «Бог всем желает спастись и в разум истины прийти».

Икона, отправленная Малютой в обитель со слезами покаяния, в первый же день пребывания в монастыре прославилась чудотворением. От неё исцелился один из слуг Малюты, некий дьяк Пётр. Другой сопровождавший икону, пономарь Фёдор, видя это чудо, остался в обители и принял монашеский постриг…

На протяжении веков Волоколамская икона Божией Матери почиталась верующими, день принесения её в обитель стал праздничным в общецерковном календаре, и тысячи верующих столетие за столетием стекались к образу Всемилостивой, ища утешения, исцеления, вразумления и не были посрамлены в своём уповании. Находят православные христиане заступничество у Божией Матери и сейчас, правда, перед иным, современным списком Волоколамской иконы.

Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована В.Е. Брягиным и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве. 16 марта 2007 года в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И. Фоминым. Можно сказать, что новая икона получила своего рода благословение от древней: прежде чем она заняла место в соборном храме обители, её освящали в музее Андрея Рублёва и прикладывали к чудотворному образу XVI века.

И вновь перед иконой Пречистой Девы теплится лампада, вновь лик Богоматери озаряется мерцанием свечей, вновь Владычица Неба и земли ждёт нашего покаяния и с любовью принимает всех, взывающих к Ней о помощи. Вновь сотни верующих благодарственно исповедуют: «Заступница усердная рода христианского. »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *