ворота в исаакиевском соборе
8 вещей, которые нужно увидеть в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге
В этой статье я расскажу что стоит посмотреть в Исаакиевском соборе, потому что помимо очевидных вещей, есть много скрытых или тех, которые вызывают вопросы “А это тут откуда?”. А в конце дам несколько советов, как сделать поход в Исаакий более комфортным даже в высокий сезон.
Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора
Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься.
В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.
Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола.
Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.
Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.
Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.
все фото без обработки, просто снимал в движении
вот в такую дверь нужно протиснуться
Раньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время
Отделка Исакия — то, чем гордились русские Цари.
Отделка Исаакиевского Собора внутри — это просто произведение искусства. Серьезно — это просто концентрация роскоши, вкуса и стиля.
Я очень рекомендую зайти внутрь — оно того стоит. Собор строили 40 лет, из них 20 лет — занимались отделкой.
Внешние колонны выдалбливали из мраморных скал целиком и везли в Петербург на кораблях.
Чтобы здешнее болото выдержало такую тяжесть в землю забили 24 000 свай.
Это был главный собор Российской империи и он вмещал 12 000 человек, хотя архитектор говорил про 5000, потому что рассчитывал на знатных дам в пышных юбках.
Говорят, что ворота открываются 1-2 раза в год по большим православным праздникам
Каждую картину в этой двери можно долго рассматривать, все лица очень выразительны
Картинка, как везли цельные колонны из финского гранита
В Рускеале рассказывают, что их гранит мрамор шел на отделку Исаакиевского собора. Он на полу — темные блоки.
Рускеальский мрамор
Малахитовые колонны
У иконостаса стоят колонны сделанные из малахита. Это драгоценный материал из которого сейчас кольца делают — а тут целые колонны.
В основе Малахитовых колонн Исаакиевского собора находятся чугунные цилиндры, прикрепленные к гранитным основаниям. Их окружают медные тамбуры с наклеенными тонкими плитками из ляпис-лазури и малахита. Мастера в каменоломнях с помощью древнеегипетских технологий высекали круглые колонны, после чего их на укрепленных лошадиных повозках везли в Санкт-Петербург. Сегодня такой ручной труд без современных технических приспособлений кажется просто невероятным. Колонны обладают диаметром 1 м и высотой 9,5 м.
После распилки малахита получались тонкие плитки, толщина которых составляла 2,54 миллиметров. Далее начинался их подбор в зависимости от оттенков и жил. Мастера старались, чтобы швов между плитками не было заметно. Уникальная композиция из мозаичных плиток содержала самые причудливые узоры, а зеркальная полировка выделялась высоким качеством.
По сравнению с двумя соседними невыразительными лазуритовыми колоннами малахит выглядит грандиозно. Особенно это можно заметить при освещении колонн солнечными лучами, проникающими в собор через купол. Тогда малахит начинает неповторимо играть своими цветами.
Для колонн Исаакиевского собора заводчиком Демидовым был израсходован весь имеющийся у него малахит, что привело к обвалу рынка и стоимости камня, добывать который стало невыгодно. Согласно одной уральской легенде, использование малахита для строительства православного храма обидело языческую Хозяйку Медной горы и она сбросила все его запасы на недосягаемые глубины. В будущем нигде в мире не появились такие грандиозные малахитовые изделия, как в Исаакиевском соборе.
Витраж
В Исаакиевском Соборе единственный в Петербурге, а может и в России церковный витраж. У нас они были не популярны и пришлось заказывать из Европы.
Витраж, который светится изнутри — это потрясающе красиво.
Занимались им лучшие витражисты Европы: сначала художник Генрих Мария фон Гесс, который использовал специальную краску, потом мастера по изготовлению рамы, потом Макс-Эмануэль Айнмиллер. Я не буду перечислять всех нюансов, но каждый старался добавить что-то интересное с помощью самых передовых технологий своего времени.
Витраж с обратной стороны подсвечен, а я надеялся, что это солнечный свет.
Гобуль под куполом
Под главным куполом можно увидеть серебряного голубя, он кажется совсем маленьким, но на самом деле он 1,5 метра в длину и 2 метра в крыльях.
Для украшения главного купола храма использовали изображение Богородицы, которую со всех сторон окружают святые угодники. Его написал художник Карл Брюллов. Рядом распростер свои крылья голубь, символизирующий Святой Дух.
Вес скульптуры составляет 84 килограмма, длина между хвостом и клювом птицы – 165 сантиметров, а размах крыльев – 206 сантиметров. Высота от пола до голубя – 86,5 метров.
Кажется, что птица будто бы парит под куполом Исаакиевского собора. Эту фигуру в 1850-х годах изготовил мастер Иван Дылев на предприятии Берда. Для этого он использовал медную гальванопластику, а сверху нанес на голубя серебряное покрытие. Крепление двух крыльев к туловищу мастер выполнил с помощью винтов.
В 1931 году скульптуру птицы демонтировали и установили на постамент в храме. Ее реставрацией занялись только в 1989 году, после чего голубь снова «взлетел» под купол собора. В 2017 году скульптуру сняли и хранили в алтаре придела Св. Екатерины. Там ее очистили от пыли, промыли, протерли, высушили, нанесли на птицу специальный защитный состав и отполировали бязью.
Сегодня голубь снова парит под куполом храма
Видишь 2-х метрового голубя? А он там есть
Маятник Фуко
В 1931 году в Исаакиевском соборе состоялось открытие Музея антирелигиозной пропаганды. Ночью с 11 на 12 апреля того же года 7000 зрителям продемонстрировали опыт с использованием маятника Фуко, чтобы доказать факт вращение Земли вокруг своей оси.
В то время это был самый крупный маятник в мире, весом 54 килограмма. Его нить имела длину 93 м. Он мог раскачиваться с размахом 10 м. Одно качание происходило за двадцать секунд. В течение минуты маятник выполнял три качания. За это время начальная черта, как и вращающаяся Земля, отклонялась от плоскости качания маятника на 18 мм. Таким способом наглядно демонстрировалась траектория движения Земли, а наука, по замыслу советских пропагандистов, торжествовала над религиозным невежеством. Каждый день в течении более чем полувека этот эксперимент показывали в соборе.
В 1986 году у маятника сломался подвесной механизм. Его сняли и стали хранить в подвале храма. В данный момент он является экспонатом мемориальной экспозиции «Чтобы помнили», посвященной музейным работникам, совершившим подвиг в блокадном Ленинграде.
В центре собора до сих пор можно увидеть отметину в самом центре, как раз под голубем. Тут стояла платформа маятника.
Центр собора, на нем отмечена точка, куда приходил Маятник
Мозаичные иконы
При строительстве под Собором разместили 24 печи, чтобы сохранять в нем тепло. Но отапливать круглогодично такую огромную площадь не могли, поэтому первоначальные иконы начали портиться.
Тогда их было решено заменить на мозаику, причем сделанную настолько аккуратно, чтобы было неотличимо от росписи.
Сейчас образцы таких гигантских мозаичных икон выставлены в Соборе.
Это не живопись, это идеально отшлифованная мозаика
Собор во время второй мировой войны
Во время второй мировой войны Исаакиевский собор маскировали — все купола были покрашены в белый цвет. А в саду перед ним жители блокадного ленинграда выращивали капусту.
Но такую махину все равно не спрячешь и немцы использовали его как ориентир во время бомбежек.
Памятник Николаю I
Открытие памятника Николаю I состоялось в 1859 году после смерти российского самодержца. Он создан архитектором Монфераном, который построил Исаакиевский собор. На одной оси с памятником Николаю I стоит знаменитый Медный всадник. Они разделены Исаакиевским собором.
Единственной опорой шестнадцатиметровой статуи служат задние ноги лошади. На императоре надета парадная форма, которую носили в Кавалергардском полку.
Украшением пьедестала служат фигуры, символизирующие Правосудие, Веру, Силу и Мудрость.
Существует легенда, связанная с ними, в которой говорится, что эти фигуры лепили с жены и трех дочерей царя, позировавших скульптору. Пьедестал также оформлен горельефами с изображением основных событий эпохи Николая I.
Советы по посещению
Около касс находятся терминалы самообслуживания, где можно купить билеты без наценки.
Такие же терминалы стоят у дверей, поэтому к кассам даже идти не обязательно.
Если на входе вы видите большую очередь, смело обходите ее — скорее всего это собираются китайцы и ждут кого-то, либо организованная группа идет по одному групповому билету, а вы можете пройти в соседний турникет.
Время работы: с 10:30 до 17:30. Но тут какой-то бред. Если купить билет только на колоннаду, то можно подняться до 17:30, а если брать единый билет — то только до 16:30.
Сколько ступеней в Исаакиевском соборе на колоннаду
На колоннаду ведет 262 ступени. Каждая из них пронумерована, но чем выше — тем уже становится лестница. В конец двум людям уже не разойтись.
Как делали колонны Исаакиевского собора
Колонны для Исаакиевского собора выдалбливали целиком на финских карьерах, тогда это была часть Российской Империи, а потом на кораблях доставляли в Санкт-Петербург.
В честь кого назван исаакиевский собор
В честь св. Исаакия Долматского, день памяти которого совпадает с днем рождения Петром I. И именно в этой церкви венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
Где находится исаакиевский собор
Исаакиевский собор находится в 600 метрах от метра Адмиралтейская в Санкт-Петербурге. От Невского проспекта идти 2,3км. От Василеостровской 2,7км.
Кстати, в здании метро Адмиралтейская находится очень интересный макет Петровской Акватории. Про него мало кто знает, а он заслуживает хотя бы часа вашего времени.
Ворота в исаакиевском соборе
Этот, один из крупнейших православных храмов-музеев С.- Петербурга, который имеет полное название собор преподобного Исаакия Далматского, мы решили посетить во время одной из вечерних прогулок по городу.
В это время суток посетителей совсем мало и можно без лишней толчеи спокойно осмотреть все достопримечательности храма.
Став обладателями входных билетов (по 250 руб. за штуку), мы входим внутрь музея (по особым дням, с разрешения администрации музея в соборе могут проходить церковные службы).
Внутренне убранство собора сразу же поражает своим великолепием.
Очень часто Исаакиевский собор называют «музеем цветного камня». И это не случайно, так как внутри его стены и пол выложены мраморными плитами (применялось 14 сортов натурального мрамора), которые были привезены из Италии, Франции, а также и из лучших каменоломней России..
На отделку собора ушло и более 300 кг червонного золота,
Немного осмотревшись, начинаем знакомиться с историей собора.
Оказывается, прежде чем появился собор, который мы видим сегодня, на этом месте в разное время было построено несколько вариантов церквей.
Вот так выглядела первая Исаакиевская церковь.
Она была построена в 1707 году и представляла собой обычный деревянный сруб размерами 18х9 метров. Ее появление на свет было обусловлено жизненной необходимостью: на расположенных поблизости Адмиралтейских вервях в то время работало более 10 тысяч человек, которые не могли удовлетворить свои духовные потребности. После завершения строительства храм был освящен во имя преподобного Исаакия Далматского, которого очень сильно почитал Петр I (он родился в день его памяти).
К 1717 году, благодаря суровому климату, церковь начала сильно разрушаться.
В 1727 году такая церковь уже принимала первых верующих.
Размеры новой церкви уже были 60х30 метров и она имела колокольню высотой 27 метров, которую украшал шпиль высотой 13 метров.
В 1762 году, вступив на престол, Екатерина II издает распоряжение о строительстве нового собора (на месте первого варианта).
30 мая 1802 года третий вариант Исаакиевского собора был освещен в торжественной обстановке.
Этот, четвертый вариант Исаакиевского собора мы и имеем возможность видеть сегодня.
Учитывая специфику местности, на которой возводился собор внушительных размеров, впервые в отечественной практике для строительства фундамента применялись сваи. Всего их было забито свыше 10 тысяч штук.
Не менее сложной задачей была и установка 48-ми 17-ти метровых гранитных колонн, каждая из которых весила более 114 тонн.
Для этих целей была разработана специальная конструкция лесов, благодаря которой на подъем одной колонны уходило всего 45 минут.
Модель конструкции этих лесов занимает сегодня почетное место среди экспонатов музея, демонстрируя прогресс технической мысли во времена грандиозного строительства.
По ходу возведения храма архитекторам, инженерам и рабочим приходилось решать многие проблемы: начиная от доставки гранитных монолитов из каменоломней и заканчивая сооружением куполов и их золочением.
По своей геометрии собор представляет крест врезанный в квадрат. За счет этого образовалось четыре портика: южный, северный, западный и восточный.
По периметру купола, который по своим размерам стоит на шестом месте в мире, расположены фигурки ангелов и архангелов, отлитые из бронзы.
На углах и вершинах фронтонов собора установлены статуи апостолов.
В спешном порядке снова возвращаемся внутрь храма.
В восточном портике храма находится главный иконостас, представляющий собой грандиозное триумфальное сооружение.
Он вырезан из белого мрамора.
Архитектурным украшением иконостаса являются восемь колонн и две пилястры высотой 9,7 м и шириной 0,62 м, сделанные из малахита и украшенные золочеными капителями.
Главный алтарь храма. Посвящен Исааку Далматскому.
Фрагмент Царских ворот.
За Царскими вратами расположен витраж с изображением Воскресшего Спасителя, выполненный на Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене.
Площадь витража почти 30 кв.м. На его установку в храме потребовалось специальное разрешение Священного Синода: все дело в том, что, как правило, витражи присуще католическим церквям. Именно после этого случая витражи нашли применение и в православных обителях.
Удается заглянуть и внутрь алтаря.
Здесь можно увидеть золотые изделия от фирмы «Никольс и Плинке».
Верх Царских ворот украшает бронзовая группа работы Клодта с изображение Христа-Вседержителя во славе.
Над Царскими вратами расположена икона «Тайная вечеря».
Помимо главного алтаря в Исаакиевском соборе имеются еще два:
Скульптурная группа «Воскресение» (скульптор Н.С. Пименов).
Некоторые мозаичные иконы этого алтаря
и часть его интерьера можно рассмотреть более детально.
Бронзовая композиция «Преображение» (скульптор Н.С. Пименов) над входом алтаря.
Продолжаем дальше наше путешествие по Исаакиевскому собору.
Перед нами иконы «Святой Исаакий» и «Святой Петр».
«Рождество Богородицы», «Воскресение Господне».
«Сошествие святого духа на Апостолов», «Воскресение Христово».
«Святые праведные Иоаким и Анна» (Штейбен, 1849 г.), мозаичная икона «Святой Петр».
«Воскресение Пресвятой Богородицы» (Штейбен, 1853 г.) и другие.
Отдельно хотелось бы остановиться на воротах Исаакиевского собора.
Они сделаны из дуба, поверх которого установлены бронзовые рельефы. Каждая створка ворот весит около 10 тонн.
Барельефы выполнены Иваном Петровичем Витали (Джованни Витали), который в 1841 году получил большой заказ на скульптурное оформление Исаакиевского собора.
В качестве сюжета для своих работ Витали использовал эпизоды из жизни святых.
После осмотра «нижнего яруса» Исаакиевского собора
неплохо было бы и осмотреть его верхнюю часть.
ну и конечно же главный купол собора.
Объемный купол «поддерживается» 12-тью ангелами.
Украшением купола является роспись «Богоматерь во славе» работы К. Брюллова (завершил ее П. Басин).
Площадь росписи составляет свыше 800 кв.м.
Под самым куполом, на высоте около 80-ти метров на стальных тросах подвешен «небольшой» голубь с размахом крыльев всего-то 1,65 м при общей своей длине 2,7 метра. Это работа скульптора Дылева.
Не менее выразительны и плафоны в других местах Исаакиевского собора.
Например, с восточный стороны храма, над алтарем можно увидеть «Страшный суд» Ф.А. Бруни.
С западной стороны мы видим роспись «Видение пророка Иезекииля».
Чтобы осмотреть все великолепные росписи Исаакиевского собора потребуется много времени и физических усилий (голова достаточно часто закидывается вверх), поэтому в продолжении путешествия по храму мы приведем лишь некоторые из работ (всего в храме можно насчитать 103 стенных росписи и 52 картины, выполненные на холсте).