вознесение господне икона о чем молятся
Иконография Вознесения Господня
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Смысл праздника Вознесения Господня
Для начала — вкратце о самом празднике. С одной стороны, он посвящен конкретному евангельскому событию — телесному переходу Спасителя от земли на Небо через сорок дней после Его Воскресения. С другой стороны, в этот день Церковью особо подчеркивается одна очень важная деталь христианского вероучения — Своим восшествием в небесную славу Господь не просто вернулся к Отцу, но еще и возвратил человеческой природе ее былое величие. То величие, которым она обладала до грехопадения и которым призвана обладать в рамках Божьего плана о мире.
Вознесение описано в двух Евангелиях и Деяниях святых апостолов (Мк 16:19-20; Лк 24: 50-53; Деян 1: 4-11). После Своего Воскресения Иисус на протяжении сорока дней являлся ученикам и беседовал с ними о тех вещах, которые они раньше либо не готовы были слышать вовсе, либо понимали не совсем верно. Во время этих бесед Спаситель словно переплавлял души апостолов, превращая простых рыбаков и ремесленников в проповедников. Но в то же время Он говорит, что это еще не все, что через несколько дней придет Дух Святой, который и совершит окончательный благодатный переворот в их сознании. Пока же они получают некую «теоретическую подготовку» перед тем, как рассеются по миру, возвещая Евангелие.
И вот, сказав самое главное, Господь вместе с учениками идет на гору Елеон, находящуюся близ Иерусалима, и там происходит невиданное доселе — Он поднимает руки в благословляющем жесте, постепенно отрывается от земли, устремляется вверх и исчезает в лучезарном облаке. От увиденного апостолы пришли в восторг и трепет. Тогда же явились им ангелы и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11).
Ранние изображения Вознесения
Новозаветный рассказ до своих мельчайших подробностей лег в основу иконографической композиции праздника. Но произошло это далеко не сразу — первые изображения Вознесения отличаются от поздних и современных фресок и икон. Самое древнее дошедшее до нас произведение — это резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в немецком городе Мюнхене. Она датируется началом V века и представляет собою композицию, которая по своему сюжету напоминает больше пасхальную сцену: жены-мироносицы пришли к гробу Христа, у входа стоит ангел, могилу окружили воины и еще какие-то люди. Над всей этой группой — Спаситель, поднимающийся вверх к Отцу. При этом Он, скорее, не поднимается, но Его самого поднимает спустившаяся с неба рука.
Такая оригинальная иконография появилась благодаря двум факторам.
Во-первых, на заре христианства проповедники (особенно западные) подчеркивали, что Христос воскрес силой Отца, тем самым усиливая мысль, что именно Отец является самым главным Лицом Святой Троицы. Позднее это богословское утверждение удалось уравновесить учением об абсолютной тождественности Троичных Личностей в Их единой божественной природе. Однако в период слабой разработанности тринитарного догмата идея подчиненности Христа Отцу многократно повторялась.
Вторым фактором являлось то, что в западной традиции понятия воскресения и вознесения были взаимосвязанными и почти взаимозаменяемыми. Поэтому и появилась такая необычная икона, вобравшая в себя образы и Пасхи, и Вознесения.
Развитие иконографии Вознесения
Со временем изображения Вознесения стали все больше быть похожими на современные и привычные нам иконы этого праздника. В качестве примера можно привести рельеф на деревянных дверях базилики святой Сабины в Риме. Он тоже V века, но изображенная на нем композиция очень похожа на привычные нам иконы и картины. Доска условно разделена на два пространства. Внизу стоит Богородица в окружении апостолов Петра и Павла, которые держат над Ней царский венец. Верхняя часть — Небо. В центре него стоит Спаситель, на фоне четырех крылатых животных, символизирующих четырех евангелистов. Рядом с изображением Христа мы видим греческие литеры «альфа» и «омега», что является отсылкой к Апокалипсису, где Он Сам о Себе говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22: 13). Примечательно, что на этой иконе Господь не имеет бороды. Эта деталь, скорее всего, тоже отсылает нас к Священному Писанию, указывая на сыновний статус Христа по отношению к Богу Отцу: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя» (Мф. 12: 18).
Авторы храмовых врат создали очень насыщенный аллегориями сюжет. Нельзя сказать, что он вообще неисторичен, но все равно это больше не иллюстрация священной истории, а выражение тех аспектов церковного вероучения, которые так или иначе прослеживаются в празднике Вознесения.
Прежде всего, обратим внимание на Богородицу. Новый Завет умалчивает о Ее присутствии в момент Вознесения, но Предание единогласно свидетельствует, что и Она была на Елеоне, когда Иисус переходил от земли в небесную славу. На иконах праздника Ее изображают не с целью воссоздать картину события, а для того, чтобы выразить идею Церкви. Богородица всегда мыслилась самой главной среди людей, второй по своему значению личностью на планете после Христа. Она олицетворяет всех ранее живших и ныне живущих членов Церкви. Она — заступница всего христианского рода. Именно поэтому Преблагословенная Дева присутствует практически на всех изображениях Вознесения.
И, наконец, Спаситель. Он предстает перед зрителем не просто историческим Иешуа. Он — Бог, Сын Божий, Судья вселенной, ее Творец и Устроитель. Четыре крылатых животных — атрибут славы и величия Божьего, Его престол, Его, если можно так выразиться, свита. И этот Бог придет в конце истории вершить судьбу всех, кто когда-либо жил на земле.
Современная иконография Вознесения
Все перечисленные символы примерно с IX века (после победы над иконоборчеством) окончательно утвердились в иконописной традиции Востока и — отчасти — Запада. Современная каноническая икона Вознесения в целом выглядит так.
Золотистое поле (этот цвет символизирует собою божественный свет и благодать) разделено на два участка — верхний и нижний. Эти зоны размежеваны схематичным изображением Елеонской горы, с которой и вознесся Спаситель. Сам Он помещается в верхней части иконы в окружении ангелов. От Его фигуры, восседающей на троне, исходит неземной свет, а вокруг нее изображена сфера, которая символизирует божественную славу Господа.
В нижней части расположены фигуры апостолов, Богоматери и ангелов. Если не брать во внимание Пресвятую Деву, вся нижняя композиция полностью соответствует новозаветному рассказу. Она более всего исторична, и менее всего аллегорична. Еще меньше аллегорий — на западных картинах и современных росписях. Здесь вообще отсутствуют любые намеки на символизм, и просто изображается, как Иисус, воздев руки, поднимается на небо в лучах славы.
К сожалению, многим верующим больше всего нравятся именно такие «картинные» иконы. Но если мы хотим насладиться не талантом художника, а тем глубоким смыслом, который несет себе этот праздник, наше внимание должно быть приковано к более древним образцам иконописи. Только в них, насколько это возможно сделать с помощью красок, передана главная идея этого дня. Своим вознесением Христос вернул человеку Небо, и теперь каждый из нас может стать участником Божественной славы. Если, конечно, этого захочет и сделает все возможное для уподобления Ему.
Молитвы перед иконой «Вознесение Господне»
В христианстве существует множество чудотворных икон, которые обладают исцеляющими свойствами или сильной энергетикой. Например, иконы, написанные в честь великих праздников — таких как Вознесение Господне.
Стоит отметить, что этот образ Вознесения церковь обычно советует держать в каждом православном доме, как и некоторые другие иконы. Ведь образа — не просто обязательный христианский атрибут в любом доме. Они создают впечатление постоянного присутствия Бога в доме, изгоняя нечистую силу, зло и беды, которые боятся одного напоминания о Всевышнем.
Икона «Вознесение Господне»
Эта икона отражает события праздника Вознесения, который приурочен к 40-ому дню после Пасхи, после чудесного воскрешения Иисуса Христа. Историки и священнослужители спорят о том, почему на иконе изображена Дева Мария, но это по сути не имеет значения, ведь художник видел это так, как хотелось ему. Более того, образ Божией матери не меняет сути и лишь добавляет иконе важности, трагичности.
Праздник Вознесения олицетворяет последний путь Иисуса Христа, его торжественное воссоединение с Отцом и Святым Духом. Единство Троицы означает завершение миссии Христа на Земле. Перед своим уходом он оставил своим ученикам весть, что будет второе пришествие. Точный срок Страшного суда никто не знает, ибо он известен лишь Отцу Небесному.
На иконе «Вознесение Господне» по традиции изображается Мария, апостолы и ученики Иисуса, которым он давал наставления и учил последние 40 дней своей земной жизни. Также на иконе часто присутствовала Елеонская гора и ангелы, несущие Иисуса на небо.
Молитвы перед иконой Вознесения
Молитвы к этой иконе должны быть наполнены любовью и душевным теплом. Они помогают правильно расставить приоритеты между духовными и земными делами. Перед этой иконой можно читать любые молитвы, начиная с Отче наш и заканчивая Богородице, Дево, радуйся. А вот главная молитва перед Вознесением:
Тебе Господу и Богу Нашему служить будем и поработаем; когда же отрешившись от уз плоти и пройдя беспрепятственно воздушные преграды, достигнем небесных обителей Твоих, там, став одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославлять будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом.
Этими словами мы просим Бога, чтобы он позволил нам найти в себе силы идти за ним в земной жизни. Есть две более короткие молитвы, о которых знает меньше людей, но которые не становятся от этого менее сильными:
Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворимый учеником обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Эти две молитвы больше подходят под сам праздник Вознесения, хотя многие читают эти строки каждый день. Они, как и сама икона Вознесения, наполнены подлинной любовью Иисуса Христа ко всем людям, живущим и жившим на Земле. Они дарят нам свет и умиротворение, а также спокойствие. Иисус Христос пережил великие муки за каждого из нас, но обрел то блаженство, которого был изначально достоин. Это и есть главный смысл христианства — видеть во всем только хорошее, находить в испытаниях спасение, а в радости узнавать смысл жизни.
Священнослужители всегда дают очень важное наставление всем верующим по поводу того, как следует молиться перед любой иконой. Главное — это настрой. Не нужно заучивать молитву и читать ее, словно робот, ведь это общение с Богом. Не надо себя заставлять это делать. Почувствуйте этот зов вашего сердца изнутри. Пусть он даст вам понять, что настал тот самый момент, когда нужно помолиться, чтобы обратиться к Богу. Пусть эти молитвы и икона «Вознесение Господне» ведут вас к духовному просветлению, смирению и радости жизни.
Не забывайте читать молитвы не только в плохие и трудные минуты вашей жизни, но и тогда, когда все хорошо, чтобы отблагодарить Бога за дары его. Читайте молитвы на сон грядущий и с утра. Ибо жизнь — это величайший подарок.
Икона Вознесения Господня
После чуда воскресения Христа, в честь которого христиане празднуют Пасху, вторым величайшим чудом явилось Его вознесение на сороковой день после Распятия, то есть окончание Его земного пути и возвращение к Отцу Небесному. Этот великий момент и изображает икона «Вознесение Господне». Она относится к иконам праздничного чина, поскольку само Вознесение Господне – это двунадесятый православный праздник.
Описание иконы
Основная история земного служения Христа изложена в четырех Евангелиях, там же описано и Вознесение. Икона «Вознесение Христа» представляет собой многофигурную композицию. Наверху в круге синего или зеленого цвета изображен сидящий Спаситель со свитком в левой руке, символизирующим Евангелия, и поднятой в благословляющем жесте правой рукой. Круг поддерживают два ангела.
Внизу стоит Матерь Божия, окруженная двенадцатью апостолами (без Иуды). За Ее спиной – два ангела, указующие перстами вверх, на возносящегося Спасителя. Обращает на себя внимание одеяние Иисуса. На иконах, посвященных Его земной жизни, Он обычно изображается в очень скромной одежде, здесь же, в момент вознесения, предстает в царском золотом одеянии – это поистине Царь Небесный.
Значение иконы Вознесения Господня
Значение Вознесения Господнего неоценимо – это самое важное событие, описанное в Новом Завете. Оно наглядно явило, что в Иисусе сочетаются две сущности – божественная и человеческая, которую Он принес в жертву во искупление первородного греха, тем самым дав обетование, что праведники смогут обрести вечную жизнь у Божественного Престола.
Первородный грех закрыл людям путь к Царствию Божию, Спаситель же вновь открыл его, принеся Себя в жертву. Именно это открытие пути в Царствие Небесное и показывает икона Вознесения Господня.
Этот сюжет широко распространен как в православной иконописи, так и во всем христианском мире
Часто его можно увидеть на росписи куполов православных и католических храмов, и всегда Вознесение вызывает и у верующих, и у неверующих ощущение невероятно торжественного, судьбоносного момента для всего человечества.
Особенно на иконе «Вознесение» впечатляет образ Иисуса Христа. Если на иконах, посвященных Его земной жизни и распятию, выявляется Его человеческая сущность, то при Вознесении – сущность божественная во всем своем величии. Душа каждого верующего исполняется ликования при виде Его величия и могущества, и в ней, в этой грешной человеческой душе, возникает надежда на искупление и Вечную Жизнь.
Здесь Господь действительно предстает во всей славе Своей, как Судия Небесный, который воздаст «каждому по делам его». В иконографии такое изображение Спасителя именуется Пантократор (в переводе с греческого Вседержитель).
В чем помогает икона Вознесения Господня
Новый Завет, заключенный Господом Богом через Сына Его Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя, дал каждому человеку надежду на вечную жизнь. Но в Царствие Небесное попадут лишь праведники, чтившие заповеди Христовы. Об этом напоминает икона Вознесения Господня: Иисус на своем земном пути проявлял милость к падшим, будучи же Царем и Судией Небесным, он будет справедлив и строг, и тогда каждый ответит за свои деяния.
Молясь перед иконой Вознесения, мы каждый раз осознаем, что нам придется предстать перед Его судом, и это помогает нам осознать суетность нашей жизни и совершаемые нами грехи. В то же время молитва перед этой иконой помогает нам обрести силы для следования Его заветам, чтобы, когда придет час предстать перед Господом, душа наша была чиста. Когда мы вверяем себя Ему, Он служит нам защитой; уповая на Него, мы становимся сильнее.
Молитва перед иконой
Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Икона Вознесения Господня – фото, в чем помогает?
История иконы
Вознесение Господне – великий двунадесятый праздник. Он переходящий праздник и празднуется через 40 дней после Пасхи в четверг.
В Священной истории число 40 – срок исполнения подвига (например, 40-дневный пост). И после Воскресения Господь завершил Свое пребывание на Земле на 40-й день. Апостолы после Воскресения они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостолы получили от Господа благословление идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца – Саваофа, Бога Сына – Иисуса Христа, и Святого Духа – невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя.
Традиции празднования Вознесения Господня, как и иных праздников, складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Такой праздник – церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой. Икона Вознесения Господня посвящена двунадесятому (по-церковнославянски двенадцатеричному) празднику. В годовом церковном круге есть двенадцать таких праздников. Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.
Вознесение Господне икона Рублев – образ, который написан великим иконописцем XV века. Святой Андрей Рублев, инок Троице-Сергиевой лавры, живший в XV веке, смог выразить красками богословский догмат, заключенный в этом новозаветном сюжете.
Каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии – подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн – Тела и Крови Господа. Особенно важно сделать это в двунадесятые праздники в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.
В чем помогает икона Вознесения?
Молиться перед иконой Вознесения нужно так же традиционно, как и перед другими образами. Молятся в этот день перед иконой Вознесения, лежащей на аналое как праздничной. Можно молится перед ней Господу и в любой день, поскольку в большинстве храмов в иконостасе она находится. Пребывает икона во втором ряду подряд около Царских врат, над первым, местным рядом икон. Главное приходить к Богу с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим. Самая сильная молитва – это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.
Икона Вознесение Господне в чем помогает – об этом спрашиваю благочестивые люди. Перед образом молятся ко Господу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Молятся Господу обо всем
Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно. К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Отметим, что молиться можно и в храме, и перед домашним иконостасом.
Фотографии иконы
Ищут для печати формат икона Вознесение Господне фото – так многие сельские приходы размещают на аналое бумажную репродукцию, ведь денег немного и приходится экономить на иконах. Например, образ икона Вознесение Господне Андрея Рублева – это оригинал древнего шедевра иконописи, который стоит многих денег. Он из праздничного чина Успенского собора во Владимире. Он бесценен и находится в Москве, в музее.
Икона Вознесения Господня
Иконография праздника
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Иконография праздника Вознесения Господня основана на свидетельстве трех Евангелий –
от Матфея (Мф. 28, 16–20), Марка (Мк. 16, 19) и Луки (24, 50–51), а также на тексте Книги Деяний апостолов (Деян. 1, 4–12).
Все варианты иконографии Вознесения представляют собой единую композицию с двумя центрами – Господом Иисусом Христом и Божией Матерью.
Спаситель изображается в круге голубого, синего или зеленого цвета – это символ славы Божией, в которой Христос вознесся в Царствие Отца Своего Небесного. Господь пишется сидящим на престоле, в левой руке Он держит свиток или скрижаль – символ Евангелия, правой рукой благословляет.
По бокам от круга славы изображаются два ангела, которые его поддерживают и возносятся вместе с Господом.
Икона «Вознесение Господне»
По бокам и чуть позади Богородицы пишутся фигуры еще двух ангелов, обращенных своими ликами к апостолам. Это те «мужи», о которых Священное Писание говорит следующее: «И когда они (апостолы – ред.) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10–11). В этих словах приводится пророчество о втором пришествии Спасителя для совершения Страшного суда.
Вознесение Господне. Россия. Москва. Оружейная палата. XVII в. Россия. Москва. Московский Кремль. Вознесенский монастырь
Справа и слева от Божией Матери изображаются фигуры одиннадцати апостолов (без предателя Иуды Искариота). Все апостолы пишутся в движении: кто-то смотрит вверх на небо, кто-то слушает ангелов, кто-то, опустив голову, ожидает благословения Господня.
За фигурами Богородицы, ангелов и апостолов символично (в виде скал) изображается гора Елеон, на которой и произошло Вознесение Господне.
Андрей Рублев и Даниил Черный. Вознесение Господне. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Праздничный чин. 1420-е гг.
Андрей Рублев и Даниил. Вознесение. 1408 г.
Вознесение Господне. Беларусь. XVII в.
Вознесение Господне. Болгария. 16 век.
Вознесение Господне. Византия. XV в.
Вознесение Господне. Греция. XV в. Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований
Вознесение Господне. Греция. Крит. XV в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта
Вознесение Господне. Египет. Синай. XI в. Египет. Синай, монастырь св. Екатерины
Вознесение Господне. Италия. Венеция. Собор Святого Марка._ XII в.
Вознесение Господне. Россия. 19 век
Вознесение Господне. Россия. Москва. XVI в.
Вознесение. Византия. IX в. Греция. Салоники, Святая София
Вознесение. Около 1497. Собор Успения Богородицы, Кирилло-Белозерский монастырь
Вознесение. Россия. Москва. Московский Кремль. Благовещенский собор. XV в.
Вознесение. Россия. Старая Ладога. Георгиевская церковь. XII в.
Вознесение. Середина 17 века. Белорусская школа. Национальный художественный музей Республики Беларусь.