вознесенский оршин женский монастырь тверская область
Вознесенский оршин женский монастырь тверская область
О Монастыре
Вознесенский Оршин монастырь расположен в Тверской и Кашинской епархии в 22 километрах от города Твери при впадении в Волгу небольшой речки Орша, по имени которой он и был назван Оршиным
Детский центр
Школы и приюты при монастырях имеют многовековую историю, восходящую к первым векам христианства. Воспитание детей никогда не было чуждо русскому монашеству. Известны многочисленные детские приюты при монастырях, многие из которых считались образцовыми. подробнее
Паломникам
В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений
Контакты
Тверская обл, Калининский р-н, п/о Каблуково, д. Орша, Вознесенский Оршин монастырь
Из творений Святых Отцов
Кто умом своим стоит всегда вне мира и все время молится Богу, тот монах Иоанн Лествичник
Монашество есть образ смирения, и до оного достигают множеством браней и искушений, на которые и надобно себя приготовлять, а Господь силен нас укрепить.преп. Варсонофий Оптинский
Святым называется тот, кто чист от зла и грехов»Прп. Антоний Великий
Все происходит от гордости. Это главный источник всех наших грехов, зол и бедствий.преп. Макарий Оптинский
Кто желает превзойти других в добродетели, тот повергнет себя в помышлении своем ниже всехФеодор Студит
Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями.Феодор Студит
Всегда памятуй о Страшном судилище Божием, и это будет для тебя подпорой, и ты отразишь злоумышления против души твоейпреп. Лев Оптинский
Кто желает превзойти других в добродетели, тот повергнет себя в помышлении своем ниже всехЕфрем Сирин
Делайте по силе и не цените своих заслуг, и не считайте добродетелей, а зрите и счисляйте свои немощи и грехи, и Господь не оставит никогда.преп. Анатолий
Познайте корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи Бога, призирающего на смиренные.преп. Макарий
Как облака закрывают солнце, так и греховные помыслы помрачают и губят умИоанн Лествичник
Душа человеческая в глубине своей таит много добра. Надобно его только отыскать. преп. Лев
Добра любовь, потому что всюду презирает свое в пользу ближнегоФеодор Студит
Кто прилежно занимается чтением, тот должен прочитанное им приводить в исполнение, а не ограничиваться одним усердным чтениемЕфрем Сирин
Если человек желает стяжать любовь Божию, то он должен возыметь страх Божий; страх же рождает и плач, а плач рождает мужествоАнтоний Великий
Вознесенский Оршин женский монастырь
Мiръ Россия Тверская область Тверь Вознесенский Оршин женский монастырь
Оршин Вознесенский монастырь — женский (бывший мужской) православный монастырь Тверской епархии в Тверской области, в 18 км от Твери. Основан не позже 1-й пол. XVI в. Обитель, основанная в честь Вознесения Господня, находится на левом низком берегу реки Волги, при впадении в неё небольшой речки Орши, по имени которой он и был назван Оршиным
Содержание
История [ править ]
Один из самых древних на Тверской земле, основанный в XIII–XIV веках, монастырь был изначально мужским. Первое письменное упоминание о нем относится к XV веку, времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича. Его попечением в монастыре был возведен деревянный храм Вознесения Господня. Весьма обширный и значительный в то время монастырь в Тверской епархии издавна управлялся архимандритами и славился строгостью жизни иноков. В монастырском Синодике среди имен почившей братии находится множество схимников.
В конце XIV века в 6 верстах от монастыря преподобный Савватий Тверской устроил себе маленькую пещерную келью. Преподобный был духовным наставником для монахов и мирян, которые во множестве приходили к нему. В середине XVI века в монастыре построен каменный величественный соборный храм Вознесения Господня, который был освящен в 1567 году святителем Варсонофием Тверским.
Славилась обитель и искусными иконописцами. В конце XVI века Оршинскими монахами Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного Нила Столобенского по рассказам лично знавших его, и написан так, что при открытии мощей святого в 1667 году обнаружилось необычное сходство иконы с ликом преподобного.
В это время монастырь имел уже большое число насельников и управлялся архимандритами. О его значимости свидетельствует, и тот факт, что на Земский собор 1613 года, на котором избирался первый русский царь Михаил Феодорович Романов, в качестве выборного от Тверской земли был послан настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. Под государственным актом, в числе других, стоит и его подпись.
В Смутное время XVII века монастырь неоднократно разорялся, известно, что во время одного из нападений польско-литовских захватчиков была убита вся братия во главе с настоятелем монастыря архимандритом Феодосием, а храм осквернен. Впоследствии обитель так и не смогла восстановиться в былом благолепии, число братии становится небольшим, хозяйство обители приходит в упадок и в 1649 году Оршин монастырь приписали к Тверскому архиерейскому дому.
Немного поправились дела обители в XIX веке – к собору была пристроена колокольня, монастырскую территорию обнесли невысокой каменной оградой со стилизованными башенками, был выстроен игуменский корпус.
К началу XX века в монастыре оставалось только 7 насельников, и в феврале 1903 года архиепископом Тверским Димитрием преобразован в женский. Первой игуменией стала матушка Евдоксия, которая приехала в монастырь с 8 сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря.
В 1913 году в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, игуменией Сергией была построена в Твери каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1919 году монастырь закрыли. На его территории устроили школу, храм сделали зернохранилищем. Последняя игумения,
Виталия, уехала с сестрами в Тверь, на подворье при Успенской единоверческой церкви. В 1941 году во время войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги, но практически безуспешно. С нашей стороны потерь не было, но сами каменные здания обители сильно пострадали от снарядов, а от деревянных построек не осталось вовсе ничего.
Современное состояние [ править ]
Монастырь вновь открыт определением Священного Синода от 21 октября 1992 года с назначением настоятельницей монахини Иулиании (Ритониеми). Она прибыла в монастырь с двумя сестрами, и увидели прекрасный, но разоренный храм и игуменский корпус XIX века, совершенно непригодный для жилья. Но монастырь окружала почти полностью восстановленная ограда, а других построек в обители не сохранилось. Поздней осенью в неотапливаемом храме служить стало невозможно, и поэтому владыка Виктор (Олейник) благословил сестер зимовать в Твери при храме святой великомученицы Екатерины, где вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря. И на подворье, и в монастыре совершались богослужения по монастырскому чину, сестры проходили послушания; велись реставрационные работы, строилась дорога.
В 1996 году Екатерининское подворье было преобразовано в Свято-Екатерининский женский монастырь, настоятельницей которого стала игумения Иулиания, а в Оршин монастырь была назначена настоятельницей матушка Евпраксия (Инбер). В середине 1990-х в монастыре был построен деревянный храм преподобного Савватия Тверского.
В 2002 году проведены реставрационные работы по фасаду монастыря, отреставрирована монастырская ограда, построен сестринский корпус с трапезной. В 2003 году установлены новые иконостасы в двух приделах монастырского собора, в завершающей стадии реставрация центрального придела. Построен деревянный келейный корпус, начато строительство трапезного корпуса с келейными помещениями.
В 2008 году была построена часовня свт. Николая Чудотворца в пятидесяти метрах от восточной стены монастыря, на реке Орша.
При монастыре создан детский приют, в котором воспитываются девочки в возрасте от четырех до семнадцати лет, которые обучаются в созданном при монастыре филиале епархиальной православной общеобразовательной средней школы. На богословских курсах, которые действуют при Тверском Екатерининском монастыре, среди других преподавателей читают лекции и сестры Оршина монастыря.
На 2012 год обитель продолжал восстанавливаться. Уже начались богослужения в древней части собора, где чудом сохранились стенные росписи.
Настоятельница: игумения Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна)
Благочинная: монахиня Антония (Нечаевская Екатерина Юрьевна)
Казначея, эконом: монахиня Елисавета (Желтухина Елена Анатольевна)
Штатные священники: протоиерей Евгений Борисович Алексеев, священник Иоанн Иванович Казюра
Вознесенский Оршин женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Братия монастыря, любившие уединение и молитву, были известны как искусные иконописцы: к торжеству обретения мощей преподобного Нила Столобенского в 1667 г. Оршинскими монахами Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного (возможно, первая его икона), оказавшийся по рассказам очевидцев поразительно схожим с ликом самого угодника Божия в мощах. Это явилось дивным свидетельством торжества Воскресения Христова во святых Его, а также глубины духовного прозрения иноков-иконописцев.
Тяжелые испытания постигли монастырь после революции. В 1919 г. он был закрыт, судьбы большинства его насельниц неизвестны, возможно, некоторые из них пополнили сонм Новомучеников и исповедников Российских. В его стенах расположилась школа-интернат; храм до 1937 г. еще действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище. Многие монастырские святыни, по-видимому, оказались безвозвратно утеряны. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю и благоговейно почитавшаяся в обители, ныне находится в собрании Тверской картинной галереи.
В 70-е – начале 80-х годов ХХ века монастырь привлек внимание архитекторов-реставраторов как памятник древнерусской архитектуры. Была начата реставрация сначала собора, а затем настоятельского корпуса, стен и башен.
В годы перестройки финансирование этих работ было прекращено. Оставшийся без охраны монастырь был постепенно разграблен. Исчезли настланные реставраторами полы в храме и в настоятельском корпусе, окна и двери, металлическая кровля, кое-где начали разбирать на кирпич даже стены.
Монастырь вновь открыт Определением Священного Синода от 21.10.1992 г. с назначением настоятельницы монахини Иулиания (Ритониеми Кирси Марита) (с 1996 настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря г.Твери). В настоящее время настоятельницей является игумения Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна).
В конце июля 1996 года в Оршин монастырь возвратилась чтимая икона Божией Матери Феодоровская, бывшая в обители до ее закрытия. Образ был найден на чердаке умершей рабы Божией Марии в деревне Лисицкий Бор, недалеко от Оршина монастыря. Вероятно, эта икона оказалась там после разорения монастырского храма в 30-х годах. Специалисты датируют написание этой иконы началом XVIII в. Этот образ ныне является одной из главных святынь монастыря. Перед ней регулярно совершаются молебны, поются акафисты, ведется летопись событий чудесной помощи Пресвятой Богородицы по молитвам перед Ее чудотворным образом.
Святыни
ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Феодоровская икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, в судьбе Руси играет особую роль. Именно этой иконой благословлен на царство первый царь династии Романовых Михаил Феодорович.
Его избрание состоялось в 1613 г. на Всероссийском Земском Соборе, специально для этого собравшемся в Москве. Посольство Земского собора прибыло к Михаилу Феодоровичу в костромской Ипатьевский монастырь, куда из Успенского собора принесли и Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Мать Михаила Феодоровича, инокиня Марфа долго не давала согласия на высокое призвание сына. Но после, упав в слезах перед Феодоровской иконой, произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои пречистые руки предаю чадо мое! По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству!»
Представители земского Собора от имени народа подписали документ, называемый Уложенная грамота, в котором дают новому государю и его наследникам клятву верности «на вечные времена».
Костромская Феодоровская икона Божией Матери
С воцарением Михаила Феодоровича кончилось на Руси Смутное время и началось созидание того великого и славного царства, ставшего оплотом всего православного мира.
С тех пор Феодоровский образ Пресвятой Богородицы особенно почитался всеми представителями царственного дома Романовых. Стало принято представительницам царской династии, переходившим в православие и получавшим православные имена, давать отчество «Феодоровна». Сама Матерь Божия считалась восприемницей их от святой купели. В день отречения последнего императора Николая II от престола лик Пресвятой Богородицы на Костромской Феодоровской иконе потемнел. Этот образ сопровождал государя Николая Александровича Романова и его семью до самой их мученической кончины. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над ними была найдена копия Феодоровской иконы, с которой царица Александра Феодоровна никогда не расставалась.
Среди участников Земского Собора был настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. На Уложенной грамоте в числе других стоит и его подпись. Предполагают, что, возвращаясь с Собора, настоятель доставил в родную обитель список с Костромской Феодоровской иконы. В скором времени от него стали совершаться чудеса и исцеления. Оршинская икона была известна, к ней приезжали отовсюду.
В середине XIX века, когда к Вознесенскому собору был пристроен теплый трапезный храм, в честь Феодоровской иконы был освящен его южный придел.
После преобразования Оршина монастыря в женский почитание иконы сохранялось и умножалось.
В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, стараниями игуменьи Сергии была построена в г. Твери на средства обители каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Оршинская Феодоровская икона Божией Матери. XIX век Областная картинная галерея
После закрытия и разорения обители многие монастырские святыни оказались безвозвратно утрачены. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю, слава Богу, не погибла. После разорения храма она находилась сначала у местных жителей, потом в частной коллекции, а затем была передана в Тверскую картинную галерею, где помещалась в экспозиции древних икон. Существовала традиция, по которой прямо в музей, к Феодоровской иконе приезжали тверские молодожены после бракосочетания, для того чтобы получить благословение на предстоящую супружескую жизнь.
В настоящее время Феодоровский образ Пресвятой Богородицы из Оршина монастыря хранится в фондах музея. Все насельницы обители и прихожане с надеждой ожидают того дня, когда древняя святыня займет свое прежнее место в храме.
В июле 1996 года в обитель вернулся еще один список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери, пребывавший здесь до революции. Он был найден на чердаке в доме скончавшейся рабы Божией Марии в селе Лисицкий Бор. Этот село было некогда монастырской вотчиной.
Феодоровская икона Божией Матери, ныне пребывающая в Оршине монастыре
Удивительно, что за долгие годы, пока образ Пречистой Богородицы находился в пыли и мусоре, лик Ее не потемнел, лишь остались следы половой краски, похожие на капли крови, истекавшие из ручек Богомладенца. Специалисты предполагают, что эта икона была написана в начале XVIII века в московских мастерских. Она отличается от первописанного Костромского Феодоровского образа большими размерами и иконографией. Пресвятую Деву с Богомладенцем осеняют своими крылами Серафим и два Херувима. Внизу по обеим сторонам Пресвятой Богородице предстоят великомученик Феодор Стратилат и великомученик Меркурий. Они держат в руках свиток, на котором начертан Богородичный тропарь: «К Богородице прилежно ныне притецем…»
На Оршу икона, пребывавшая сначала на екатерининском подворье в г. Твери, вернулась в день своего престольного праздника – 29 августа. С тех пор она не перестает являть всем просящим молитвенную помощь своего Первообраза.
СВИДЕТЕЛЬСТВА БЛАГОДАТНОЙ ПОМОЩИ МАТЕРИ БОЖИЕЙ ПО МОЛИТВАМ ПЕРЕД ОРШИНСКОЙ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНОЙ
Весной 1997 года келья, в которой стояла икона, наполнилась дивным благоуханием.
На Рождество 1998 г. на службе икона сияла чудным светом, что заметили многие прихожане.
В июне 1998 г. перед иконой служили молебен о здравии молодой женщины, ждущей ребенка. На медицинском обследовании выяснили, что младенец идет ножками, что означало гибель ребенка и опасность для здоровья матери. После молебна с акафистом младенец чудесным образом развернулся и роды прошли благополучно.
Одна из сестер обители страдала слабостью и сильными головными болями, и очень скорбела о том, что не может пойти на праздничную службу. Приложившись с молитвой к иконе, она заснула на час.
Когда проснулась, то поняла, что Матерь Божия дала ей облегчение.
Когда икона находилась на реставрации, в мастерской постоянно чувствовалось благоухание, словно кто-то кадил там ладаном.
Р. Б. Александр в течение 30 лет страдал от экземы на ногах. В периоды обострения (весной и осенью) он совсем не мог ходить и лежал иногда в больнице по 2 месяца. В один из таких периодов он оказался в монастыре, и ему пришлось одному переносить икону из келейного корпуса в храм (она довольно тяжелая из-за большого киота). Александр помолился усердно Божией Матери и понес чудотворный образ. Наутро даже все следы нарывов исчезли.
Воцерковленная супружеская чета Валерий и Лариса долго не имели детей. Начали ездить к Феодоровской иконе в Оршин монастырь. В 2001 году день памяти вмч. Феодора Стратилата у них родился мальчик, которого и назвали Феодором. Когда приехали в монастырь благодарить Матерь Божию, то увидели на иконе изображение Феодора Стратилата, которого раньше не замечали. Вскоре Валерий был рукоположен в дьякона, и сейчас продолжает служить Богу.
Рассказ Ларисы, послушницы Екатерининского монастыря г. Твери. В марте 2004 г. моя родная сестра Маргарита осталась ночевать у своей парализованной пациентки Марины (Московская обл., п. Красково). Утром Марина проснулась оттого, что услышала женский голос, говоривший: «Молись Феодоровской». Она не поняла и переспросила: «Что-что?» И снова услышала тихий, приятный голос: «Молись Феодоровской». Она спросила: «А кто это? Я не знаю». И в третий раз раздалось: «Молись Феодоровской». Тогда она разбудила Маргариту и рассказала об услышанном. Маргарита сказала, что у них в тверском монастыре есть престол, освященный в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Марина попросила приобрести ей икону и акафист и стала молиться за себя и за дочь Наталью, которая будучи замужем 9 лет, не имела детей. В Оршином монастыре заказали молебен Феодоровской иконе о здравии бол. Марины, Наталии и Сергия и молились дома сами. Через год, 29 августа, в день празднования Феодоровской иконы, Наталья родила сына. Назвали его Александром.
3 августа 2009 г. в Оршин монастырь приехали из Москвы р. Б. Наталия и Светлана с супругом Владимиром. Наталия не могла забеременеть и молилась у «Феодоровской». Вскоре родился сын, назвали Михаилом, сейчас ему 8 месяцев. Вскоре Наталия приехала в монастырь благодарить за свою родную сестру Дину (в крещении Зинаиду), которая тоже не могла забеременеть, а сейчас уже беременна. Наталия за нее молилась у «Феодоровской».
Это лишь малая часть свидетельств о благодатной помощи Матери Божией по молитвам пред Ее Оршинским образом.
Подворья
Храм Троицы за Волгой
Церковь Троицы за Волгой в г. Твери – уникальный памятник щедрой благотворительности и милосердию тверского купечества.
История постройки этого храма необычна. В 1734 году Господь посетил Тверскую землю тяжкими скорбями: многие жители лишились пропитания и умирали от голода и болезней. Тогда для спасения тверитян много потрудились тверские купцы братья Матвей и Алексей Арефьевы.
Арефьевы были одной из самых богатых и известных в Твери купеческих династий. Алексей Арефьев вместе с тверским архиепископом Феофилактом (Лопатинским) раздавал хлеб голодающим. Чтобы дать работу и пропитание неимущим людям, братья начали на свои средства постройку церкви Святой Живоначальной Троицы с северным приделом во имя св. мученика Иоанна Воина в Заволжском посаде на месте прежнего ветхого деревянного храма.
Троицкая церковь. Фото начала ХХ века.
Троицкая церковь, которую спасенные от смерти люди строили с усердием и любовью, как говорили в то время «доброю архитектурою», была возведена «со всяким украшением» и освящена летом 1737 г. Она справедливо считается одним из лучших памятников стиля «нарышкинского барокко» на территории Тверской области.
В 1847-1848 гг. по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова на средства прихожан к Троицкому храму пристроили южный придел во имя чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
После революции, в 1930-е гг. XX столетия храм был закрыт и разорен – разрушена колокольня (восстановлена в 80-е годы), внутреннее пространство было разделено на три этажа и перегорожено бетонными стенами.
В годы Великой Отечественной войны в здании храма размещался молокозавод, стенные росписи были безжалостно закрашены масляной краской, алтари осквернены.
Позже в церкви разместилась областная контора кинопроката.
Некоторые из кабинетов этой конторы также размещались в алтарях храма, и сотрудницы этой организации, вынужденные в рабочее время постоянно находиться там, где не подобает, со скорбью и недоумением рассказывали нам, как умирают от онкологических заболеваний одна за другой их сослуживцы.
Многие годы протоиерей Николай Васечко со своими прихожанами приезжал в этот храм служить молебны и молиться о его возрождении.
Первый монастырский молебен в храме Троицы за Волгой в Духов день 2008 г.
С 2009 г. уже нашими силами водосвятные молебны с акафистами в честь Пресвятой Троицы, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и св. мученика Иоанна Воина стали совершаться регулярно по понедельникам в теплое время года. В 2010 г. состоялась передача храма нашему монастырю и началось его восстановление с помощью благодетелей: была освобождена от перекрытий центральная часть храма, а 6 апреля 2013 г. установлен новый купол с крестом.
Возрождение нашего Троицкого храма – дело очень непростое, требующее Божией помощи, немалых материальных средств, неустанного труда многих людей. Поэтому крайне необходимы ваши святые молитвы и посильная помощь в совершении этого святого дела. Ваши пожертвования можно направить на расчетный счет монастыря.
Страница в разработке
ЧАСОВНЯ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
Часовня, первоначально освященная в честь Феодоровской иконы Божией Матери, была построена игуменией Сергией, настоятельницей Вознесенского Оршина женского монастыря на средства обители по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Антония в 1913 г. в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых и в память о великом и знаменательном для России событии – избрании Михаила Федоровича Романова на царство. На Земском Соборе 1613 года Тверскую землю представлял настоятель мужского в то время Оршина монастыря архимандрит Иосиф, который в числе других членов посольства подписал Утвержденную грамоту об избрании Царя. По просьбе матушки Сергии Тверская городская Дума безвозмездно отвела место для строительства Часовни между Коняевской ж/д веткой и станционным шоссе. Проект Часовни составил инженер-строитель П.Ф. Богомолов.
Вскоре после революции часовня была закрыта. Здесь размещалась сначала керосиновая лавка, а затем магазин «Русские сувениры».
В 1990 году часовня была возвращена Православной Церкви. После возвращения ее освятили в честь св. праведного Иоанна Кронштадтского.
Часовня является приписной к Вознесенскому Оршину женскому монастырю.
Адрес Часовни: г. Тверь, проспект Чайковского, 19
Телефон Часовни: 8 (4822) 32-19-44.
Часовня открыта ежедневно с 8.00 до 19.00.
По пятницам в Часовне совершается Таинство Соборования (по предварительной записи), по воскресным дням в 15.00 водосвятный молебен с акафистами Феодоровской иконе Божией Матери и св. прав. Иоанну Кронштадтскому попеременно, в остальные дни служатся заказные молебны, панихиды, отпевания и др. требы.