впервые открыл связь левого полушария мозга с речью

Научная электронная библиотека

впервые открыл связь левого полушария мозга с речью

1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий

Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).

Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).

Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).

Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.

Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).

При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).

Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.

В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.

Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».

Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.

Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.

Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).

Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.

В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).

Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).

В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).

Источник

Впервые открыл связь левого полушария мозга с речью

Согласно классическим представлениям, определенные языковые функции соотносятся с отдельными участками коры, при этом восприятие и воспроизводство речи представляют собой два разных акта. Эту концепцию и в настоящее время удобноприменять в условиях клиники; в честь ученых, которые впервые начали заниматься клиническим изучением языка, ее называют моделью Вернике-Лихтгейма-Гешвинда.

Несмотря на то, что и в настоящее время мы используем в своей работе некоторые компоненты этой модели, к настоящему времени стало понятно, что в основе человеческого языка лежат различные области коры головного мозга (а также подкорковые структуры). Восприятие и воспроизведение речи динамично связаны друг с другом, поэтому, по всей видимости, активность конкретной нейронной цепи определяет то, что происходит в настоящий момент (восприятие или воспроизведение).

а) Центр Брока. В 1861 г. французский патологоанатом Пьер Брока определил, что за «моторный» компонент речи отвечает нижняя лобная извилина левого полушария. Основная часть центра Брока расположена в покрышечной и треугольной частях нижней лобной извилины, которые соответствуют полям Бродмана 44 и 45. (Расположенные рядом поле Бродмана 47 и вентральная часть поля 6 также участвуют в реализации языковых функций.)

При повреждении центра Брока у больного развивается нарушение речи по типу экспрессивной афазии, однако (как будет понятно позднее) все нарушения языковой функции можно назвать экспрессивными. В настоящее время известно, что в пределах центра Брока имеются отдельные функциональные области. Одни из них (и их нейронные связи) отвечают за фонологию (организация и использование звуков в естественных языках), другие — за синтаксис (составление полноценных предложений из отдельных слов и фраз), третьи — за семантику (понимание смысла слов, фраз, предложений и даже более крупных единиц).

Помимо этого, центр Брока и его связи отвечают не только за язык, но и за другие когнитивные функции, например восприятие музыки или внимание. При некоторых условиях внимание человека к определенным компонентам речи увеличивается, при других (например, разговор на шумной вечеринке), напротив, снижается. Благодаря центру Брока человек также может усиливать акцент на определенных компонентах своей речи, делая ее более понятной собеседнику.

Центр Брока отдает волокна к участкам моторной коры, отвечающим за движения языка и мимической мускулатуры. Нейроны центра Брока также регулируют и фокусируют внимание, отвечают за речевое взаимодействие с собеседником (ожидание своей очереди в диалоге, выбор соответствующего тона и манеры речи). Для реализации последней функции центр Брока имеет связи с дорсолатеральной префронтальной (предлобной) корой, передней поясной извилиной, теменной корой. Для того чтобы получить доступ к определенным воспоминаниям (знания) с их фонологическими, синтаксическими и семантическими особенностями, необходимо также взаимодействие с височной и нижней теменной корой.

Учитывая тот факт, что центр Брока выполняет такие различные функции, иногда его называют областью Брока. Наличие у нее различных функциональных ролей, видимо, анатомически обусловлено ее разделением на отдельные части в переднезаднем и дорсовентральном направлениях.

впервые открыл связь левого полушария мозга с речьюЯзыковые области Брока и Вернике, дугообразный пучок.

б) Область Вернике. В конце XIX в. немецкий невролог Карл Вернике внес значительный вклад в понимание языковых процессов мозга. Он назвал заднюю часть поля 22 по Бродману в верхней височной извилине «чувствительной областью», которая отвечает за восприятие устной речи. У взрослых повреждения области Вернике приводят к развитию рецептивной афазии.

Верхнюю поверхность области Вернике называют височной площадкой (planum temporale), она расположена в верхней височной извилине, сразу за первичной слуховой корой (извилиной Гешля). Височная площадка отвечает за идентификацию и различение звуков речи в пространстве и времени (фонем; минимальная смыслоразличительная единица языка). Она также участвует в отборе слуховых сигналов, поступающих от левого или правого уха, а ее активность может меняться в зависимости от уровня слухового внимания (на его уровень может влиять и сама височная площадка). (У 65% правшей объем левой слуховой площадки больше, чем правой, однако эта разница не соотносится с тем, что у правшей более чем в 90% случаев за речь отвечает левое полушарие.)

Нарушения развития височной площадки часто встречают при шизофрении, что может играть определенную роль в возникновении слуховых галлюцинаций.

Область Вернике связана с областью Брока посредством ассоциативных волокон дугообразного пучка, который огибает задний конец латеральной борозды в составе подлежащего белого вещества. Методом магнитно-резонансной томографии (МРТ) у человека были также обнаружены дополнительные связи языковых областей с участками коры лобной, височной, теменной и затылочной долей (благодаря методам трассировки можно подозревать о существовании таких путей и у обезьян). Они идут в составе крючковидного пучка, верхнего и нижнего продольного пучков и крайней капсулы.

Существование этих многочисленных связей привело к созданию концепции вентрального и дорсального языковых путей (аналогичных путям обработки зрительной информации). Дорсальный путь отвечает за связь слуха с двигательными функциями, а также за восприятие синтаксически сложных фраз; височная кора связана с зоной Брока (поле 44 по Бродману) и премоторной корой. Вентральный путь отвечает за понимание смысла звуковых сигналов и построение синтаксически сложных фраз; нижние участки лобной коры связаны с затылочной корой, а передние вентральные нижние участки лобной коры — с височной долей.

впервые открыл связь левого полушария мозга с речью(А) Повреждение, затрагивающее область Брока.
(Б) Повреждение, затрагивающее область Вернике.
(В) Объем повреждения при кондуктивной афазии.
(Г) Объем повреждения при тотальной афазии.

в) Угловая извилина. Угловую извилину (поле 39) относят к области нижней теменной дольки. Левая угловая извилина получает проекции от нижней части поля 19 (языковая извилина), а отдает волокна к височной площадке. Часто угловую извилину рассматривают как часть области Вернике.

г) Роль правого полушария. Во время обычного разговора усиливается кровоток в верхних отделах височной коры и правого, и левого полушарий. Они отвечают за восприятие и понимание речи на лексическом уровне (словарный состав языка, или вокабуляр). Предполагают также, что правое полушарие может отвечать за мелодические аспекты речи, ее ритм, смысловые ударения и другие нюансы, которые обобщенно называют интонацией (просодия); интонация необходима для передачи эмоциональной и неэмоциональной информации. Нарушения этой сферы языка называют апросодиями; апросодии предложено классифицировать так же, как классифицируют афазии.

Под аффективной просодией понимают эмоциональную окраску речи (например, злоба, радость). Неаффективная просодия передает намерение или отражает цель высказывания (вопрос или утверждение). Апросодией называют состояние, при котором человек не способен понимать или использовать аффективные и неэффективные компоненты языка. Несмотря на то, что чаще всего апросодию встречают при повреждении коры правого полушария, она также может развиваться при повреждении левого полушария или подкорковых структур.

Восстановление речи, если оно вообще происходит, зависит от возраста пациента, а у взрослых пациентов — от степени повреждения. Имеются единичные сообщения о восстановлении почти нормальной речи у праворуких детей 7 лет или младше, которым по поводу тяжелой эпилепсии было произведено удаление левого полушария. Единственным объяснением таких феноменов служит лишь то, что языковые функции, в том числе речь, к моменту операции еще не были локализованы в конкретном полушарии. С помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) удалось обнаружить, что у некоторых взрослых пациентов с поврежденным в результате инсульта левым полушарием повышается активность определенных участков правого полушария, которые начинают выступать в качестве аналогов областей Вернике и Брока.

Однако значительное восстановление языковых функций возможно лишь в том случае, если левая височная площадка, которая через мозолистое тело передает нервные импульсы к правому полушарию, осталась относительно интактной.

впервые открыл связь левого полушария мозга с речьюЛатеральная борозда раскрыта, показана верхняя поверхность височных долей.

д) Восприятие устной речи. На рисунке ниже показано изменение регионарного кровотока, регистрируемое при помощи ПЭТ, во время прослушивания слов («активное восприятие») и случайных последовательностей тонов («пассивное восприятие»). Как и следовало ожидать, простые последовательности тонов активируют первичную слуховую кору (с обеих сторон). Область Вернике слева также становится активной, вероятно, для того, чтобы отсеять эту невербальную информацию и не передавать ее для дальнейшей обработки. Поле 9 лобной доли, предположительно, является частью вышележащей надзорной системы.

Считают, что процесс активного восприятия слов происходит за счет связей, идущих от височной коры к нижней лобной коре, и наоборот. Слушание «начинается» в первичной слуховой коре, когда впервые происходит распознавание слов, которые отличаются от псевдослов своими акустическими свойствами. Область Вернике и прилежащие участки коры отвечают за интерпретацию синтаксиса и семантики, а передние отделы верхней височной извилины по мере построения синтаксически верной фразы извлекают информацию из того, к какой части речи или к какой категории относят то или иное слово. Затем эти сведения «передаются на рассмотрение» в нижние отделы лобной коры (центр Брока), где определяются грамматические отношения между отдельными фразами.

Область Брока отдает проекции обратно к передним участкам верхних отделов височной доли и к задней части верхней височной извилины. Предполагают, что эти связи обеспечивают определенный «вертикальный» контроль за грамматикой и семантикой. В зависимости от содержания поступающей информации могут активироваться и другие участки теменной или височной коры. Если для восприятия информации требуется концентрация внимания, происходит активация дорсолатеральной префронтальной коры (ДЛПФК) и передней поясной извилины. При восприятии звука собственного голоса становятся активными участки височной доли, отмеченные ранее.

Это необходимо для проведения мета-анализа (анализа post hoc) собственной речи, который позволяет нам отдавать себе отчет об оговорках и ошибках. У больных с так называемой афазией Вернике способность к мета-анализу речи отсутствует.

Несмотря на то, что мы до настоящего времени открываем для себя новые функции, которые выполняют различные участки коры больших полушарий, становится ясно, что современная нейробиология языка более не укладывается в рамки модели Вернике-Лихтгейма- Гешвинда.

впервые открыл связь левого полушария мозга с речьюУчастки головного мозга, в которых усиливается кровоток при прослушивании (А) тонов и (Б) слов.

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018

Источник

Модуль 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные принципы строения мозга.

Модуль 4. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий.

Проблема афазий.

# Вставить пропущенные слова:

1) сенсорная афазия – форма афазии, в основе которой лежит нарушение_____

2) акустико-мнестическая афазия – форма афазии, при которой больной не способен понять даже небольшой по объему речевой материал вследствие грубого нарушения_____

3) Амнестическая афазия – форма афазии, при которой больные не способны правильно называть____

4) Семантическая афазия – форма афазии, при которой больные не понимают____

# Нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности, в нейропсихологии называются:

# Кем из ученых было впервые введено понятие «акцептор результатов действия», важное для понимания организации произвольных движений и действий?

# Кто из известных физиологов придавал важное значение обратной афферентации в построении произвольных движений и действий?

# Нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами вследствие нарушений мышечной силы и тонуса и которые возникают при поражении коркового уровня двигательных функциональных систем, в нейропсихологии называются …

# Нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности, в нейропсихологии называются …

# Кто из ученых впервые открыл связь левого полушария мозга с речью?

+Брока

# С какими психическими процессами обнаружили связь левого полушария мозга Брока и Вернике?

# Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях …

— премоторной области мозга

+коры левого полушария мозга (у правшей)

#. Что такое первая сигнальная система действительности

+все раздражители окружающей среды.

#. Каким организмам присуща первая сигнальная система действительности

+человеку и животным;

#. Что такое вторая сигнальная система

-раздражители внутренней среды организма;

+речевые сигналы с учетом их смыслового значения;

#. В чем основное значение речи

+возможность абстрагироваться от действительности;

-становление контакта с животными;

-возможность обмена информацией;

-способ предупреждения от опасности.

Модуль 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные принципы строения мозга.

# Основной вклад в развитие отечественной нейропсихологии сделал …

# В каком разделе клинической психологии решается топическая диагностическая задача?

+ в нейропсихологии

— в психологии аномального развития

# Нейропсихология представляет собой отрасль психологической науки, сложившуюся на стыке психологии, неврологии, нейрохирургии и физиологии, изучающую …

+ мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга

— закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями протекания психических процессов в норме

— закономерности аномалий психического развития и систематизацию в детском возрасте

— влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний

#. Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы – это …

#. Каким из перечисленных свойств не обладает нервная система:

+ избирательная чувствительность к фармакологическим веществам;

— ускоренное проведение возбуждения;

— трансформация ритма импульсов;

#. Трансформация ритма нейронов проявляется в:

+ изменении частоты импульса;

— изменение амплитуды ПД;

— изменении временных параметров ПД;

#. Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется с помощью:

+электрических импульсов,
-механических раздражений,
-гормонов,
-ферментов.

#. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают:

+нейрон,
-нервную ткань,
-нервные узлы,
-нервы.

#. Основу нервной деятельности человека и животных составляет:

-мышление,
-рассудочная деятельность,
-возбуждение,
+рефлекс.

#. Рецепторы – это чувствительные образования, которые:

— передают импульсы в центральную нервную систему,
— передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные,
+воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процесс нервного возбуждения,
— воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов.

#. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:

-спинного мозга,
+ головного мозга,
— печени и почек,
— желудка и кишечника.

#. Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют:

+нервы,
— мозжечок,
— спинной мозг,
-кору больших полушарий.

#. Произвольные движения человека обеспечивают:

— мозжечок и промежуточный мозг,
— средний и спинной мозг,
— продолговатый мозг и мост,
+большие полушария переднего мозга.

#. Регуляцию и согласование физиологических процессов, протекающих во внутренних органах, обеспечивает:

+промежуточный мозг,
— средний мозг,
— спинной мозг,
— мозжечок.

#. Соматическая нервная система, в отличие от вегетативной, управляет работой:

+скелетных мышц,
— сердца и сосудов,
— кишечника,
— почек.

#. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам:

-двигательным,
— вставочным,
+чувствительным,
-исполнительным.

#. Центры глотательных, дыхательных, сердечно-сосудистых и других жизненно важных рефлексов располагаются в:

— мозжечке,
-среднем мозге,
+продолговатом мозге,
— промежуточном мозге.

#. Вегетативная нервная система участвует в:

— осуществлении произвольных движений,
-восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений,
+регуляции обмена веществ и работы внутренних органов,
-формировании звуков речи.

#. Нервным импульсом называют:

+электрическую волну, бегущую по нервному волокну,
— передачу информации с одного нейрона на следующий,
-передачу информации от клетки к клетке,
— процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

#. По чувствительному нейрону возбуждение направляется:

+в центральную нервную систему,
— к исполнительному органу,
— к рецепторам,
— к мышцам.

#. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

— двигательным нейронам,
-вставочным нейронам,
+чувствительным нейронам,
— коротким отросткам двигательных нейронов.

#. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

— нервных волокнах,
— телах нейронов центральной нервной системы,
+рецепторах,
-телах вставочных нейронов.

#. У человека за расширение зрачка отвечает:

+симпатический отдел нервной системы,
— парасимпатический отдел нервной системы,
-соматическая нервная система,
-центральная нервная система.

+специфичностью органа чувств;

-низкими порогами раздражения

-неспецифичностью органа чувств

#. Психика многообразна в своих проявлениях и формах и представляет собой:

-. чувства и переживания человека

-. мысли и намерения человека

-. внутренний мир человека

+. все утверждения верны

#. Структура цитоплазматической мембраны включает в себя:

— бислой фосфолипидов;
+ бислой белков;

— бислой фосфолипидов и белковые молекул;
— монослой фосфолипидов и монослой белков;

#. В цитоплазматической мембране молекулы:
— статичны в состоянии физиологического покоя;
— начинают перемещаться при возбуждении;
+ постоянно перемещаются;

— движение молекул чередуется с их неподвижностью;

#. Сознание как восприятие собственно «я» характерно:

-. для высших позвоночных животных;

-. для человекообразных обезьян;

+. только для человека

#. Процесс или явление с сообщением для ориентации биосистемы об этом событии – это …

#. В дошкольном периоде:

— непроизвольное внимание отсутствует;

— произвольное внимание отсутствует;

+ непроизвольное внимание преобладает над произвольным;

— произвольное внимание преобладает над произвольным;

#. Какая из перечисленных мозговых структур обеспечивает бодрствование?

+ неспецифическая восходящая система мозга;

#. Центр голода и насыщения расположен в:

#. Кто ввел в физиологию понятие доминанты:

#. В каком отделе ЦНС расположены нервные центры дефекации:

— полушария большого мозга;

#. Центр терморегуляции расположен в:

#. Ассоциативные зоны коры расположены в:

+ лобной области коры (40 поле).

#. Какую структуру не включают в лимбическую систему мозга:

— кора поясной извилины;

+ вестибулярные ядра продолговатого мозга.

#. Какой теории онтогенеза нервной деятельности отдают предпочтение современные нейробиологии:
— локальных рефлексов Уипла;
+ системогенеза П.К. Анохина;
— общего типа поведения Когхилла

#. Какова общая закономерность изменения ЭЭГ в онтогенезе:

— появление быстрых ритмов;
+ появление медленных ритмов;
— появление пик-волн;
— появление К-волн;

#. Какие факторы определяют становление функциональной асимметрии мозга:

+ наследственные и средовые;
— социальные

#. Какова закономерность изменения рефлекторных реакций с увеличением возраста:
+ торможение рефлексов;
— активация рефлексов;

— угнетение одних форм рефлекторной деятельности и появле- по-
ние новых;

— появление новых форм рефлекторной деятельности

#. В онтогенезе становление спинальных координационных механизмов происходит в первую очередь за счет:

+ взаимодействия возбудительных и тормозных нейронов мозга;
— афферентной импульсации;
— супраспинальных влияний;
— иррадиации возбуждения.

#. Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется с помощью:

+ электрических импульсов,
механических раздражений,
— гормонов,
— ферментов.

#. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают:

+ нейрон,
нервную ткань,
— нервные узлы,
— нервы.

#. Основу нервной деятельности человека и животных составляет:

— мышление,
— рассудочная деятельность,
— возбуждение,
+ рефлекс.

#. Рецепторы – это чувствительные образования, которые:

— передают импульсы в центральную нервную систему,
— передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные,
+ воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процесс нервного возбуждения,
воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов.

впервые открыл связь левого полушария мозга с речью

впервые открыл связь левого полушария мозга с речью

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

впервые открыл связь левого полушария мозга с речью

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

впервые открыл связь левого полушария мозга с речью

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *