врата рождественского собора в суздале
Рождественский собор в Суздале: режим работы 2021 и стоимость билетов, история и описание, официальный сайт
Рождественский собор в Суздале — это действующий православный храм, расположенный на территории кремля. Входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника и принадлежит Владимирской и Суздальской епархии. Собор прославился своим великолепным убранством, здесь сохранились уникальные Златые ворота, а также старинный иконостас и фрески.
Режим работы в 2021 г.
Стоимость билетов в 2021 г.
История
В конце X века при Владимире Святом, которого также называли Владимиром-Крестителем, происходит крещение Руси. Приходит христианство и в Суздальский край. Именно к этому времени относится строительство деревянной церкви во имя Рождества Христова.
Первый каменный храм, ставший оплотом православной церкви в крае, был сооружен в начале XII века при Владимире Мономахе. Его строительство велось киевскими мастерами. Он был выполнен из тонкого кирпича, так называемой плинфы.
В 1222 году великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и епископом Симоном вместо старого обветшавшего был заложен новый белокаменный храм. Строительство велось три года и завершилось в 1225 году.
В 1445 году храм был сожжен воинами Золотой Орды, его верхняя часть обрушилась. Собор был восстановлен в 1528 году: старые стены разобрали до декора с женскими масками и заменили на кирпичные. В XVII веке храм становится пятиглавым, в это же время была обновлена роспись стен. Огромные луковичные главы установлены в 1750 году.
Рождественский собор в Суздале — это единственный сохранившийся памятник домонгольской эпохи в городе, правда, от постройки XIII века сохранились только нижняя часть стен, а верх храма относится к XVI веку и выполнен он из кирпича.
Описание
Длина храма составляет 24,5 метра, высота — около 33 метров. Первоначально, когда храм был трехглавым, по его образцу строились другие трехглавые соборы, так, в XIV–XV веках были возведены Успенская церковь в Коломне и Благовещенский храм в Московском Кремле.
Храм стал первым городским собором в Суздале, то есть он был не княжеским и не монастырским, а предназначался для богослужения большого числа горожан.
Внутреннее убранство
В прежние времена алтарь находился за белокаменной алтарной преградой. Ныне существующий иконостас выполнен в конце XVII века, известно, что одним из мастеров был знаменитый иконописец того времени Григорий Зиновьев.
Пятиярусный иконостас отличается простотой и монументальностью: строгие фигуры святых склонились к центральному образу — лику Христа.
Пол храма был украшен цветными майоликовыми плитками, уложенными в виде узоров. Драгоценную утварь для храма привозили купцы из разных стран. Внутреннее убранство церкви сильно пострадало в Смутное время и во времена татаро-монгольского нашествия.
Роспись храма
Рождественский собор в Суздале был расписан вскоре после постройки, 1230–1233 годах, но из-за пожара и обрушения в 1445 году, а также последующей перестройки от древней росписи уцелели только фрагменты в нижней части стен. После того, как они были расчищены от поздних наслоений, был восстановлен фрагмент древнего шедевра.
Росписи выполнены мастерами Суздаля при епископе Митрофане, предположительно, он сам выбирал темы и сюжеты живописи.
Белокаменная резьба
Как и многие Владимирские храмы, церковь была украшена великолепной белокаменной резьбой, фрагменты которой дошли до нашего времени. На стенах можно видеть самые разные изображения: это женские лики, белокаменные львы и растительный орнамент.
Золотые ворота
Золотые ворота Рождественского собора в Суздале — это уникальное произведение древнерусских мастеров, созданное в 20–30-х годах XIII века. Ворота состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин, установленных в два ряда и обитых снаружи медными листами.
Пластины стыкуются между собой с помощью металлических валиков. Все детали ворот покрыты золочеными рисунками с орнаментом, изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы.
Техника изготовления золотых ворот называлась огненным золочением. На черной медной основе с помощью проволоки выполнялся рисунок, который заполнялся золотом, растворенным в ртути. После нагрева пластин ртуть испарялась, а золото навечно сливалось с медью.
Ручки дверей сделаны в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.
Рождественскому собору был нанесен значительный урон во время монголо-татарского нашествия в 1238 году. Предполагают, что именно тогда были вывезены северные Золотые ворота, а южные и западные сильно пострадали и были восстановлены в конце XIII века.
Одна из достопримечательностей Суздальского Рождественского Собора — царь-фонарь XVII века. Его вес составляет 160 килограммов и использовался он во время крестных ходов.
Захоронения
В XII веке в храме были похоронены сыновья Юрия Долгорукого — князья Иван и Святослав, брат Александра Невского — Андрей. В XV–XVII веках здесь свое пристанище нашли князья Шуйские и Вольские, Ногтевые и Скопины-Шуйские.
Первоначально в храме было множество гробниц князей и епископов, их число доходило до 40. По этой причине в церкви было темно и тесно. При митрополите Илларионе, возглавлявшем епархию, хоры были разобраны, устроены красивые окна, а многие гробницы были упразднены. Храм стал светлым и просторным.
Официальный сайт
Храм и Суздальский кремль являются частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
С 1992 года Рождественский собор в Суздале находится под охраной ЮНЕСКО как Белокаменный памятник Владимира и Суздаля.
Златые Врата Рождественского собора Суздальского кремля
Темы клейм западных Врат посвящены новому Завету: событиям из жизни Христа и Богородицы. Сюжет «Покров Богоматери» служил идее небесного покровительства владимирскому князю и его земле.
Изображения западных врат посвящены евангельским темам; особое внимание уделено богородице, считавшейся покровительницей Владимирской земли. Здесь находится и одно из древнейших изображений установленного во Владимире праздника Покрова. Нижние тябла заняты фигурами львов и грифонов в пышном растительном орнаменте; они живо напоминают зверей владимиро-суздальских рельефов.
Интересна сцена единоборства Иакова с ангелом, где прекрасно передано напряжение борьбы; в сцене «Даниил во рву львином» львы схожи со зверями белокаменной резьбы. В изображении обучения Адама архангелом Михаилом художник показал Адама копающим землю деревянной лопатой с металлической оковкой, какие известны по материалам XII века раскопок в Суздале; в надписи дано и название такой лопаты: «Адам рыльцем землю копая». Интересна композиция «Чудо в Хонех», где на вершинах скал изображены фигурки людей с такими же «рыльцами».
Русские надписи врат являются драгоценным источником для изучения древнерусского письма и языка. Золотые рисунки обоих врат, изображавшие евангельские сюжеты, прославлявшие богородицу и ангелов, рисовавшие историю мироздания и первых людей, снабженные четкими лаконическими надписями, развертывались перед глазами зрителя как листы увлекательной иллюстрированной рукописи.
По свидетельству описи собора 1609 года, в той же технике золотой наводки был сделан архиерейский амвон — возвышенное место перед царскими вратами алтарной преграды, на стенках которого были также изображены господские и богородичные праздники. Видимо, это великолепное сооружение исчезло во время захвата Суздаля польско-литовскими войсками.
«Златые врата» показывают, какого высокого совершенства достигло искусство владимиро-суздальских художников, блестяще сочетавших мастерство строгой и лаконичной выразительной композиции с любовью к узорчатости. Эта тяга к орнаментальности типична для народного искусства, для вкусов «мизиньных людей» Владимирской земли, выдвинувших из своей среды талантливых мастеров. Собор был щедро наделен и драгоценной утварью, доставленной купцами из других стран.
Врата реставрировались в 1970 г.