вселенские соборы таблица с ересями

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

«Почти» Вселенские Соборы

Ряд соборов созывались как Вселенские Соборы, но по каким-то причинам не были признаны Православной Церковью как Вселенские. Чаще всего это происходило из-за того что их решения отказывался подписывать папа Римский. Тем не менее эти соборы пользуются высочайшим авторитетом в Православной Церкви и некоторые православные богословы считают что их надо включить в состав Вселенских Соборов.

С 1920-х годов шла подготовка Всеправославного Собора. Хотя в дискуссиях вокруг этого Собора его нередко называли «(VIII) Вселенским», эта формулировка была многократно официально отвергаема священноначалием различных поместных Церквей. Состоявшийся в итоге Критский Собор (2016 г.) не смог собрать представителей всех поместных Церквей и не получил всеобщего признания в Православной Церкви.

Разбойничьи соборы

Разбойничьими Соборами называются церковные Соборы, которые Церковь отвергла как еретические. Часто такие Соборы проходили под внешним давлением или с нарушениями процедуры. Ниже приведены разбойничьи, Соборы которые организовывались как Вселенские:

Принятие Вселенских Соборов инославными

См. также

Литература

Использованные материалы

[1] Католики называют IV Константинопольским собором и считают вселенским собор, проходивший на десять лет раньше в Константинополе и не признаный Православной Церковью. Собор 879-880 гг. вначале был полностью признан Римом (его делегация присутствовала на Соборе), но позде в XI столетии отказался призновать его и задним числом начал считать собор 869-870 гг. Вселенским.

Источник

Вселенские соборы: зачем Церковь их собирала и какие решения принимались на каждом из них?

К дню святых отцов VII Вселенского собора

Приблизительное время чтения: 3 мин.

С апостольских времен Церковь решает все насущные вопросы на собраниях глав общин — соборах. Для решения проблем, имеющих общецерковное значение, византийские императоры созывали Вселенские Соборы, на которые приглашали всех епископов всех поместных церквей.

Вселенские соборы формулировали непреложные истины Православия — догматы, правила церковного управления, общецерковной и частной христианской жизни — каноны.

Догматические и канонические решения Вселенских соборов обязательны для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов.

Первый Вселенский собор

Прошел в Никее в 325 году. Был созван против ереси Ария, считавшего Христа высшим творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

Второй Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 381 году. Был созван против ереси Македония, считавшего Святого Духа творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

Третий Вселенский собор

Прошел в Эфесе в 431 году. Был созван против ереси Нестория, учившего, что Христос изначально был человеком, и только потом в Него вселился Бог.

Важнейшие решения собора:

Четвертый Вселенский собор

Прошел в Халкидоне в 451 году. Был созван против ереси монофизитов, отвергавших человеческую природу во Христе.

Важнейшие решения собора:

Пятый Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 553 году. Был созван из-за споров несториан и монофизитов.

Важнейшие решения собора:

Шестой Вселенский собор

Прошел в Константинополе в 680 году. Был созван против учения монофелитов об одной — Божественной — воле во Христе.

Важнейшие решения собора:

Седьмой Вселенский собор

Прошел в Никее в 787 году. Был созван против иконоборческой ереси.

Важнейшие решения собора:

Вы можете посмотреть этот текст в виде инфографики и распечатать его в формате А4.

Читайте также:

Сергей Худиев. Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое?

На заставке: Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр. Антиохийский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. Источник: http://www.ruicon.ru

Что Вы имеете ввиду, говоря что эти правила не соблюдает Церковь? Учитывая, что обращены они к действиям отдельных её членов.

В самом прямом смысле. Например, 50-е Правило VI собора, по толкованию, «запрещает всякое играние», а мы и сами играем, и детям разрешаем играть. 51-е правило начинается: «Сей Собор совершенно запрещает быти смехотворцам», а мы и сами смехотворим (особенно священники), и детям разрешает смеяться. Правила Семи Вселенских Соборов обращены не к частным лицам, а ко ВСЕМ христианам, о чем говорится в 1-м и 2-м Правиле того же VI собора, с анафемой несогласным. Так почему же мы не исполняем этих Правил? ЖДУ ОТВЕТА РЕДАКЦИИ.

50-е правило VI Собора повторяет предписания 42-го и 43-го Апостольских правил, воспрещающих мирянам и священнослужителям предаваться азартным играм, а не играм вообще. А в 51-м правиле «смехотворцами» называются те, кого сейчас мы называем комиками, т.е. те, кто своей профессией имеет смешить людей. То есть тут речь идет не о запрете веселиться, а говорится о недопустимости посещения цирка и театра, но тут опять же надо понимать, что цирк и театр в VII веке и сейчас различаются принципиально.

Правила обращены ко всем, но ответственность за их соблюдение лежит на каждом индивидуально. Это относится к любым видам правил, не только к церковным. Так что спрашивать почему кто-то не соблюдает правила логично у того, кто их не соблюдает, а не у абстрактных людей в интернете.

Источник

Вселенские Соборы (таблица)

вселенские соборы таблица с ересями

СоборIIIIIIIVVVIVII
Год325381431451553680787
МестоНикеяКонстантинопольЕфесХалкидонКонстантинопольКонстантинопольНикея
Императорсв. Константин ВеликийФеодосий ВеликийФеодосий МладшийМаркиансв. ЮстинианКонстантин ПогонатКонстантин и Ирина
Патриархсв. Митрофанийсвт. Григорий; Нектарийсв. Кирилл Александрийскийсв. Анатолийсв. Евтихийсв. Георгийсв. Тарасий
ПредседательЕвстафий Антиох.Мелетий Антиохийский; патриарх Константинополяпатриарх Константинополяпатриарх Константинополяпатриарх Константинополяпатриарх Константинополяпатриарх Константинополя
ПапаСильвестрДамасЦелестинсв. Лев ВеликийВигилийАгафонАдриан
Членов собора318150200630165170367
Православные участникиАлександр Александрийский, Осия Кордубский, Евстафий Антиохийский, Иаков Низибийский, свт. Спиридон, свт. НиколайМелетий Антиохийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Григорий БогословМемнон Ефесский, епископы Александрии, Иерусалима, Палестины, ИллирикаАнатолий Константинопольский, Максим Антохийский, Ювеналий Иерусалимский, Фалласий Каппадокийский, легаты епп. Пасхазий и Луценций, Феодорит КирскийАполинарий Александрийский, Домн АнтиохийскийМакарий Антиохийский, пресв. Петр и Феодор, представители Александрийского и Иерусалимского патриархатовсв. Тарасий Константинопольский
Против когоАрияМакедония, АполинарияНесторияЕвтихия и Диоскора«Трех глав»МонофелитовИконоборцев
Корни ересиНепримиримость иудео-гностического сознания с тайной БоговоплощенияАрианствоСочинения Феодора Мопсуэтского и Диодора ТарсийскогоНекоторые места у свт. Кирилла, свт. Афанасия АлександрийскихНекоторые места у Феодорита Кирского, послание Ивы Эдесского к марию Персу, творения Феодора МопсуэстскогоСтремление имп. Ираклия посредством монофелитства достичь унии с монофизитамиИконоборческие и павликианские взгляды имп. Льва Исаврянина (717-741)
Ересь«Сын Божий — произведение и тварь; было время, когда Сына не было; Сын изменяем по существу»Аполинарий: «Место человеческого духа во Христе заменил Божественный Логос»
Македоний: «Святой Дух — творение»
«Дева Мария — Христородица». Вопрос соединения естеств во ХристеСлияние во Христе Божественной и человеческой природ с поглощением последней первою; Евтих: «После Воплощения поклоняюсь одному естеству Бога вочеловечившегося»Пронесторианские взгляды; осуждение III Вселенского собора, хулы на свт. Кирилла АлександрийскогоВо Христе одна воля и одно действие БожескоеИконопочитание — идолослужение. Неописуемость Христа.
Сторонники ересиархаЕвсевий Никомидийский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидскийпресв. Лампон, Иоанн Антиохийский, представитель императора Кандидианминистр Хрисафий при дворе безвольного имп. ФеодосияФакунд Гермианский (Африка) — «В защиту трех глав»; западные и африканские епископы и пресвитерыимп. Ираклий, Кир Александрийский, патриархи Константинополя: Сергий, Пирр, Павел, Петр; папа Гонорий; Макарий Антиохийский, монах ПолихронийКонстантин Копроним
Обличители ересиархаАлександр Александрийский, Осия КордубскийМелетий Антиохийский, Григорий НисскийПрокл Константинопольский, Евсевий Дорилейский; свт. Кирилл АлександрийскийЕвсевий Дорилейский — 448г. — еп. собор; Флавиан Константиноп., св. Лев Великийимп. св. Юстиниан, отцы соборасв. Софроний Иерусалимский, св. Максим Исповедник, св. папа Мартинпрп. Иоанн Дамаскин, папы Григорий II, Григорий III
Постановлення собора1-я часть Символа Веры (1-7 члены), празднование Пасхи, против целибата, упразднение раскола Мелета8-12 члены Символа Веры; о преимуществе Константинопольского епископа«Божеское и человеческое естества во Христе соединены нераздельно и неслиянно». Низложение Нестория. Запрет составления нового Символа верыВ одном лице Христа два естества — Божественное и человеческое — соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучноАнафематствование Феодора Мопсуэстского и Оригена, «Послания» Ивы и некоторых других мест из творений Феодорита Кирского«Во Христе два хотения, две воли соединены нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно; Его человеческая воля подчиняется Божественной»«Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней»
Правила20783022
События после собораГонения имп. Констанция (336-61) на свт. Афанасия Александра и папу Ливерия. Юлиан Отступник (361-63). 358г. — собор в Анкире — утверждение Василием Анкирским и др. подобосущия. Возникновение аполинарианства (с 352г.)395 — разделение Империи на Западную (имп. Гонорий) и Восточную (имп. Аркадий) части«Отступнический собор» под началом Иоанна Антиохийского; низложение свт. Кирилла и Мемнона Ефесского. Прп. Далмат выходит из затвора поддержать православных в Кпле. Козни вельможи Иринея; заключение Кирилла, Мемнона и Нестория. Еп. совещание в ХалкидонеИмп. Василиск (476-7) издает энциклион с анафемой Собора; имп. Зенон (477-91) издает двусмысленный «Энотикон»; имп. Анастасий (491-518) вводит в Трисвятое «Распныйся за ны». Оппозиция монофизитов в палестине, Египте, Антиохии (монах Петр Гнафевс)615г. — осада Константинополя персами691г. — при имп. Юстиниане II Трульский (Пято-Шестой) Собор в Константинополе. Председатель — патр. Кпля Павел, всего 213 отцов. Составлено 102 правила.813-43 — второй период иконоборчества. 802 — низложение Ирины. Иконоборцы имп. Лев Армянин (813-820), имп. Феофил (+842), патр. Иоанн Грамматик
Дополнения321г. — собор в Александрии, отлучивший Ария. Поместные Соборы: 314 — Анкирский, 315 — Неокесарийский, 340 — Гангрский, 341 — Антиохийский, 364 — Лаодикийский, 347 — СардикийскийВопрос о Антиохийской кафедре. Оставление свт. Григорием Богословом Констинопольской кафедры. Поместные Соборы: 418 — Карфагенский, 394 — КонстантинопольскийНесторий осужден на поместном соборе в Риме 430г. 12 анафематизмов свт. Кирилла. 482 — Энотикон449г. — «разбойничий собор» в Ефесе, председатель — Диоскор Александрийский; низложение Флавиана и Евсевия, анафематствование Ивы Эдесского; убийство Протерия Александр, Тимофей Эллур544г. — указ имп. с анафемой трех авторов. Спор о «трех главах». Протест Африканских и Западных епп. Согласие папы. Протест рим. диак. Рустика и Севастиана. Соборы в Иллирике и Африке против указа и папы. 551г. — новый указИмп. Ираклий 638г. — «Экфесис», имп. Констанс II — «Типос»; 645г. — пре-ние прп. Максима с патр. Константинополя Пирром; 648г. — Латеранский собор — осудил монофелитство; 653г. — арест папы Мартина, ссылка его в Херсонес, а прп. Максима — во Фракию, затем — в Колхиду754г. — иконоборческий собор. Изгнание имп. Львом Исаврянинов патр. Германа и поставление патр. иконоборца Анастасия. 727г. — папа Гонорий созывает собора в Риме против иконоборцев

Вселенские Соборы, годы их проведения и основное вероучительное значение

I325Сформулировал Никейский Символ веры, дав определение божественности Сына Божьего
II381Дал определение божественности Святого Духа
III431Дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего, и Марии как Божьей Матери. Седьмым правилом запретил изменять Никейский Символ веры
IV451Дал определение Иисуса Христа как Истинного Бога и Истинного человека в одном Лице
V553Еще раз подтвердил учение о Святой Троице и об Иисусе Христе
VI680Принял догмат «О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе»
VII787Провозгласил икону как истинное выражение христианской веры, приняв догмат «О иконопочитании»

Скачать таблицу «Вселенские Соборы» в word-формате можно по ссылке:

С помощью платформы коллективного финансирования православных проектов Вы можете оказывать посильную помощь православным храмам, проектам и инициативам

Как Вы можете помочь православным храмам и монастырям?

Все проекты имеют потребности, на которые необходимо собрать средства, Вы можете пожертвовать им и сделать платеж регулярным.

Присоединяйтесь к молитве по соглашению о восстановлении разрушенных храмов или подайте записки о здравии и упокоении в храмы и монастыри.

Помогаем спасти разрушенные храмы и монастыри

Бесплатные реабилитационные центры при храмах

Источник

Кратко о церковных Соборах

вселенские соборы таблица с ересями

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1–35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

II Вселенский Собор

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

III Вселенский Собор

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое. Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

IV Вселенский Собор

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

V Вселенский Собор

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

VI Вселенский Собор

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой, так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

VII Вселенский Собор

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Источник

Вселенские соборы: как сложились догматы?

Мы часто пишем о том, что основы нашей веры сформулированы в «Символе веры» — молитве, которую православные поют за каждой Литургией. Но откуда она взялась? Ее нет в Библии и Христос ничего такого не говорил. Так кто же ее придумал? И кто вообще сформулировал все церковные догматы? Этим занимались Вселенские Соборы.

Что такое Вселенский собор?

Вселенские соборы — орган высшей власти в Православной Церкви. Они собирались для осуждения ересей, искажающих православное учение. На соборах принимали догматы, каноны, дисциплинарные меры, регулировали церковную и нравственную жизнь верующих. Собор принимает решения не своевольно, а через действие в нем Святого Духа. Поэтому догматы Вселенских соборов непогрешимы и обязательны для всей Православной Церкви.

Кто и почему созывал Вселенские соборы?

Все Вселенские соборы созывались константинопольскими императорами против ересей. При этом нет четкого регламента по причинам созыва собора, его составу и тому, кто может его созывать. Традицию решать важные вопросы для Церкви, собирая всех ее представителей, заложили апостолы. Впервые они и священники собрались в Иерусалиме (49 или 51 год) разрешить спор, необходима ли ветхозаветная традиция обрезания для спасения. Главный принцип принятия постановлений был сформулирован самими апостолами: «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). Так как епископы — преемники апостолов, этим принципом руководствовались и на Вселенских соборах.

Каковы признаки Вселенского собора?

● Состав — должны собраться епископы всех Поместных Церквей.
● Постановления — разрешение спорных догматических вопросов, церковное законодательство.
● Соответствие постановлений Священному Писанию, преданию, вероучению и правилам Церкви.
● Консенсус — все представители Поместных Церквей должны прийти к единому мнению.
● Подтверждение постановлений всех предыдущих Вселенских соборов.

Какой состав у Вселенских соборов?

Вселенские соборы — собрание православных епископов. Чтобы собор считался Вселенским, необходимо присутствие предстоятелей и епископов (или их представителей) всех Православных Поместных (самостоятельных) Церквей. При этом необязательно, чтобы участие всех Церквей было пропорциональным. На соборе могут присутствовать диаконы, священники, монахи и миряне, но только как представители своего епископа или в его сопровождении. Их могли выслушать, но определения соборов подписывали только епископы или их заместители. Исключение — император. Его подпись означала, что решения собора приравнивается к государственным законам.

Сколько было Вселенских соборов?

Православная Церковь признает Вселенскими 7 соборов:
I — Никейский, 325 год;
II — Константинопольский, 381 год;
III — Эфесский, 431 год;
IV — Халкидонский, 451 год;
V — Константинопольский, 553 год;
VI — Константинопольский, 680–681 годы;
VII — Никейский, 787 год.

Названия соборов пошли от названия городов, в которых они проходили. Например, Никейские соборы проходили в Никее (современный Изник, Турция); Константинопольские соборы – в Константинополе (современный Стамбул, Турция), и так далее.

Что решали на Вселенских соборах?

Основные решения — формулировка догматов и осуждение ересей, из-за которых в основном и созывались соборы. Также на первых двух соборах утвердили окончательный текст «Символа веры», который поется за каждой Литургией до сих пор. Поэтому он иногда называется Никео-Цареградским (Константинопольским) — по названию городов, в которых проходили соборы.
Важные решения, принятые на семи Вселенских соборах.

Кто признаёт Вселенский статус собора?

Его признаёт следующий собор, который по всем признакам может быть Вселенским. VII собор признан Вселенским на Поместном Константинопольском соборе 879 года. По мнению богослова и церковного историка архиепископа Василия (Кривошеина), собор 879 года может быть признан Вселенским по своему составу и решениям. Но это сможет признать только следующий собор, если он соберется.

Вселенских соборов больше не будет?

В последний раз Вселенский собор был созван в VIII веке, но это не значит, что этот собор был последним. В 2016 году пытались созвать Всеправославный собор на Крите. Из 15-ти Поместных Церквей присутствовали только 10: Антиохийская, Русская, Грузинская и Болгарская Православные Церкви не участвовали.
«Данный собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем решения — как обязательные для всей православной полноты, поскольку в отсутствии согласия ряда Поместных автокефальных Церквей на проведение собора в ранее согласованные сроки был нарушен принцип консенсуса», — из постановления Освященного Архиерейского собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года), пункт 38.
Русская Церковь отказалась от участия, когда стало понятно, что не все Поместные Церкви приедут на собор и полноты Соборной Церкви не будет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *