вшэ коронавирус дистанционное обучение
Вышка для своих
Новые меры против распространения коронавируса в Вышке
В соответствии с указом президента с 30 октября по 7 ноября 2021 года для сотрудников НИУ ВШЭ установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы. Также в соответствии с указом мэра Москвы на дистанционный режим работы переводятся сотрудники старше 60 лет, имеющие хронические заболевания и сотрудники, выполнение трудовой функции которых не требует регулярного очного присутствия в зданиях университета. Соответствующие документы подписал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
Нерабочие дни
С 30 октября по 7 ноября для сотрудников Вышки (в том числе кампусов) вводятся нерабочие дни с сохранением зарплаты, а 28 и 29 октября сотрудники московского кампуса будут продолжать работать, но в дистанционном формате (за исключением тех, чье присутствие на рабочем месте необходимо).
Здания Вышки, в том числе библиотеки и столовые, в эти дни будут закрыты для посещения (этот пункт не распространяется на общежития, гостиницы и арендные дома университета).
Если сотрудник в этот период находится в отпуске, отпуск на период установленных нерабочих дней не продлевается.
Дистанционный режим работы
Кроме того, в соответствии с указом мэра Москвы с 25 октября 2021 года по 25 февраля 2022 года на удаленный режим работы переводятся сотрудники от 60 лет и старше, работники, имеющие заболевания, перечень которых определен Департаментом здравоохранения города Москвы, а также работники, выполнение трудовой функции которых не требует регулярного очного присутствия в зданиях НИУ ВШЭ.
Исключение составляют работники:
Руководители подразделений должны определить список работников, переходящих на дистант, выполнение трудовой функции которых не требует регулярного очного присутствия в зданиях НИУ ВШЭ. Списки необходимо направить директору по персоналу Елене Молодых в системе электронного документооборота (СЭД) до 22 октября 2021 года.
Вышка для своих
Оперативный штаб вводит новые меры на время пандемии
Оперативный штаб по предупреждению распространения коронавирусной инфекции ввел новые ограничения в Вышке.
UPD 23.11: На оперативном совещании 23 ноября было принято решение оставить корпуса университета открытыми для студентов.
В ближайшее время будет разработан порядок самостоятельной и групповой работы в аудиториях и посещения библиотек с учетом требований социальной дистанции
Чтобы ограничить посещение зданий НИУ ВШЭ, пропуска студентов будут заблокированы до 6 февраля 2021 года: они не смогут пройти на территорию учебных зданий и административно-учебных комплексов.
Исключение сделано только для студентов тех образовательных программ, на которых сохраняются занятия в офлайн-режиме. Эти учащиеся смогут проходить в свои здания в дни занятий.
Также сохранится возможность посещать библиотеки по предварительной записи. Число посетителей в библиотеках будет ограничено.
Временно введен запрет на проведение спортивных мероприятий на территории учебных зданий, а также всех мероприятий в Культурном центре в комплексе на Покровском бульваре (за исключением работ по техническому сопровождению онлайн-мероприятий). Все спортивные залы на время пандемии закрываются.
Также решено установить доплаты на приоберетение билетов для поездки домой и обратно для групп социально незащищенных учащихся.
Студенты, которые решат на время пандемии вернуться домой, будут освобождены от оплаты проживания в общежитиях и платы за коммунальные услуги на срок фактического отсутствия в период с 1 июля до 31 декабря 2020 года.
Крупный петербургский вуз перешел на дистанционное обучение
С понедельника, 25 октября, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге объявила о временном переходе на дистанционное обучение. Соответствующий приказ подписала директор вуза Анна Тышецкая.
В документе говорится, что петербургский филиал ВШЭ переходит на дистанционный формат минимум до конца 2021 года «в связи с профилактическими мерами по предупреждению угрозы распространения коронавирусной инфекции». До 6 ноября студенты будут учиться самостоятельно, используя ресурсы LMS (Learning Management System — сервис, учебные материалы. Платформа позволяет управлять процессом обучения и оценивать его результаты). После завершения официальных нерабочих дней очные занятия вернут только по тем предметам, которые невозможно провести с использованием дистанционной формы обучения. При этом на занятии смогут одновременно присутствовать не более 15 человек. Зимняя сессия также пройдет в онлайн-режиме.
Остальные вузы Петербурга определятся с форматом обучения в ближайшее время. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого готовится к локдауну с 30 октября по 7 ноября — соответствующий документ еще не прошел стадию подготовки. В нем будет определен и формат обучения на этот период.
В СЗИУ РАНХиГС сообщили РБК Петербург, что с 30 октября по 7 ноября все занятия переводятся в дистанционный формат. При этом программы дополнительного профессионального образования, если их невозможно реализовать дистанционно, перенесут на более поздний период. Начальник учебно-методического управления СЗИУ РАНХиГС Анна Шматко сообщила, что после 7 ноября очное обучение в вузе продолжится в случае снятия ограничительных мер. Правда, и в этом случае лекции будут проходить дистанционно, в оффлайн останутся только практические и семинарские занятия. «Также продолжится практика вывода на полный дистант на период карантина (14 дней) групп, где были обнаружены случаи заболевания COVID-19», — отметила Анна Шматко. В вузе уверены, что продление карантинных мер не скажется на качестве предоставления образовательных услуг, к тому же процедуры проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации в дистанционном формате уже отработаны.
Помимо организации дистанционного формата обучения вузам постановлением главного санитарного врача по г. Санкт-Петербургу предписано до 15 декабря обеспечить полную вакцинацию против COVID-19 не менее 80% от общей численности работников. Пока этого показателя достичь не удалось. Например, в СПбГУ на сегодняшний день вакцинировано только 50% персонала и 3,5 тысячи студентов из 25 тысяч обучающихся. Как было сказано на ректорском совещании 18 октября, число заболевших сотрудников университета за две недели выросло в 10 раз.
Вышка для своих
Вышка вводит профилактические меры в связи с угрозой коронавируса
Для исполнения указа мэра Москвы в Вышке, как и в других крупных организациях, вводятся некоторые ограничения и профилактические меры для того, чтобы не допустить распространение коронавирусной инфекции. Соответствующий приказ ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов подписал 7 марта.
Зарубежные командировки и возвращение из стран с неблагополучной ситуацией
Сотрудникам Вышки запрещено отправляться в заграничные служебные командировки, а обучающимся – в зарубежные поездки в рамках учебного процесса до появления отдельного распоряжения.
Сотрудники и обучающиеся Вышки после возвращения из государств с неблагополучной ситуацией с коронавирусом должны находиться в самоизоляции на дому в течение 14 дней: не посещать работу и занятия, минимизировать посещение общественных мест.
Учащиеся должны будут уведомлять учебные офисы и менеджеров образовательных программ о возвращении из любого иностранного государства.
Возможность удаленной работы
Руководители структурных подразделений должны обеспечить изолированным сотрудникам удаленный доступ к информационным ресурсам НИУ ВШЭ для выполнения работы, а также незамедлительно сообщить в Управление персонала имена работников на адрес personal@hse.ru.
Удаленное обучение
В ближайшие дни будет определен порядок обучения в удаленном режиме. Руководители и учебные офисы программ обеспечат возможности для этого.
Медицинская помощь
Сотрудникам и обучающимся на территории университета будут регулярно измерять температуру, в том числе дистанционно на входе в здания и в общежитиях.
При появлении первых симптомов болезни нужно незамедлительно обратиться за медицинской помощью на дому (вызывать врача) без посещения медицинских организаций. В общежитиях такая работа уже организована.
Проректор ВШЭ Иван Простаков – о том, как студенты из Китая смогут продолжить обучение в Вышке
На основании приказа Минобрнауки России №146 от 29 января 2020 года
Практика дистанционного образования, в том числе в условиях пандемии
Содержание
Часть 1. Переход общеобразовательных школ на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса: технологический аспект
Часть 2. Переход общеобразовательных школ на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса: организационно-педагогический аспект
Введение
Кризис, вызванный новым опасным коронавирусом, потребовал экстренных мер для снижения рисков распространения инфекции в разных сферах жизни и деятельности людей. В сфере образования в качестве такой меры был выбран экстренный перевод учебного процесса в дистанционную форму с применением технологий электронного обучения. Такая установка, в принципе, соответствует современному уровню доступности цифровых технологий для большинства населения страны. Кроме того, абсолютное большинство общеобразовательных учреждений в соответствии аккредитационными требованиями обязаны иметь подключение к сети интернет, что является базовым критерием для оценки возможности школы работать в дистанционном режиме с использованием цифровых технологий.
Представляем оценку реальной физической доступности информационных технологий для всех участников образовательного процесса как одного из ключевых факторов формирования практики работы общеобразовательных организаций в кризисный период.
Этот материал предназначен для руководителей образования, педагогов-практиков и исследователей, интересы которых лежат в области цифровой трансформации общего образования. Факты, приведенные в исследовании, могут быть использованы для оценки реальной ситуации и ближайшей перспективы с обеспеченностью доступа образовательных учреждений и учащихся к цифровым технологиям через телекоммуникационные сети при проектировании изменений и планировании деятельности, предполагающей применение таких средств, а также для оценочного сравнения с аналогичными данными, полученными иными способами.
При подготовке материала были использованы открытые данные портала государственных закупок и сайта Комитета государственной статистики РФ.
Оценка возможностей доступа образовательных учреждений, учителей и учащихся к телекоммуникационным технологиям необходимым для реализации дистанционного обучения
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 – 2008 годах все общеобразовательные учреждения России были подключены к сети Интернет, и доступ в Интернет появился в тех населенных пунктах, где об этом практически ранее не знали.
Синергетический эффект такого события оказался очень сильным, поскольку для решения поставленных задач потребовалось развитие инфраструктуры связи, а операторы связи появились в новых местах и, кроме подключения школ, стали оказывать свои услуги предприятиям и населению.
Аналогичный эффект, но уже на более высоком качественном уровне, следует ожидать и от реализации начатого в 2019 году в рамках национальной программы «Цифровая экономика» подключения к сети Интернет социально-значимых объектов (СЗО), до 2021 года на эти цели выделяется 72 млрд рублей. По завершению мероприятий ожидается, что абсолютное большинство СЗО, вошедших в проект, будут подключены к единой сети передачи данных по оптическим линиям связи.
В перечень СЗО вошли государственные и муниципальные учреждения, реализующие программы общего и среднего специального образования и их обособленные подразделения. Для подключения СЗО строятся многокилометровые телекоммуникационные магистрали, модернизируются и развиваются сети доступа к услугам связи в населенных пунктах. Эта современная инфраструктура позволит значительно улучшить доступность и качество услуг связи и другим категориям пользователей, в том числе учителям и учащимся образовательных учреждений в домашних условиях.
Для оценки имеющихся возможностей доступа образовательных учреждений, учителей и учащихся к технологиям дистанционного обучения проведем анализ данных о параметрах существующих подключений СЗО из документации электронных аукционов, проведенных в 2019 году Министерством цифрового развития РФ. Целью такого анализа будет выявление практического доступного уровня использования цифровых технологий различными общеобразовательными организациями.
Рассмотрим количество СЗО, являющихся образовательными учреждениями или их обособленными подразделениями (филиалами), подключенных к сети Интернет на момент проведения аукционов по спутниковым каналам связи.
Количество общеобразовательных учреждений и их обособленных подразделений в федеральных округах,
подключенных к сети Интернет по спутниковых каналам связи
(По данным закупочной документации аукционов на подключение СЗО к телекоммуникационным сетям,
объявленных Министерством цифрового развития РФ в 2019 году, с сайта https://zakupki.gov.ru/)
Всего в закупочной документации фигурирует 1898 спутниковых подключений во всех федеральных округах. Наибольшее количество объектов расположены в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Для выяснения возможностей этих школ следует, во-первых, учитывать, что особенностью спутникового подключения является асимметричность канала связи. При небольшой скорости нисходящего (направленного к пользователю) потока данных (как правило не более 1 Мбит/с) исходящий поток в 2, 4 или более раз медленнее. Таким образом, возможности использования коммуникационных сервисов в реальном времени очень ограничены.
Еще сложнее дело обстоит с доступом учителей и школьников этих школ к телекоммуникациям из дома. Стоимость спутникового Интернета довольно высокая. Чтобы оказывать услуги физическим лицам по приемлемым ценам, операторы связи предлагают приобретать ограниченные пакеты трафика, а скорость доступа зависит от загрузки общего канала связи, то есть того сколько пользователей одновременно работает. Доступ чаще всего организуется по технологии Wi-Fi, но в крупных поселениях, находящихся в удаленных районах, может использоваться телефонная сеть общего доступа, построенная на медных линиях связи как, например, в поселке Охотск Хабаровского края. В этих случаях доступ к телекоммуникациям может осуществляться по технологии ADSL. Скорость доступа пользователей в Интернет здесь ограничивается шириной общего спутникового канала связи, однако для доступа к информационным ресурсам, локализованным в информационных системах на территории населенного пункта может не ограничиваться.
Первый этап исполнения контрактов Министерства цифрового развития на подключение СЗО предусматривает, что до декабря 2019 года 26% от всех включенных в технические задания объектов должны были подключиться к сети по высокоскоростным каналам. Однако в документации не оговаривается какие именно. Поскольку спутниковые объекты находятся в удаленных точках, то оптимистичным прогнозом будет их уменьшение на 10% (180-200 школ). При этом улучшение условий доступа для учителей и учащихся из дома к началу карантина можно оценить только в 5% (90-100 населенных пунктов из 1898), а сильные ограничения возможностей для работы с телекоммуникациями имеют учителя и учащиеся около 1800 школ и их обособленных подразделений.
Очевидно, что такие условия оказывают значительное влияние на выбор способа организации учебного процесса в дистанционном режиме и требуют особых решений для обеспечения его устойчивого функционирования.
К другой категории проблемных с точки зрения доступа к телекоммуникациям объектов следует отнести образовательные учреждения имеющие низкоскоростные подключения, либо такие, в которых на момент подготовки закупочной документации подключение к сети Интернет отсутствовало. Здесь низкоскоростными предлагаем считать подключения с нисходящей скоростью менее 3 Мбит/с. Выбор такой величины скорости подключения для выделения группы проблемных школ объясним тем, что в начале процесса перехода в дистанционный режим эффективными средствами индивидуальной и групповой работы было принято считать видеоконференции и вебинары в реальном режиме времени. Многие из сервисов для их реализации доступны бесплатно как самостоятельные продукты, другие интегрированы в функциональность отечественных образовательных платформ. Однако для использования таких технологий предъявляются высокие технические требования как к оборудованию, так и к каналам связи. Так, например, на сайте техподдержки сервиса ZOOM (https://support.zoom.us/hc/ru) указано, что для передачи высококачественного изображения в групповой видеоконференции требуется исходящая скорость 3,0 Мбит/с, а для его получения, 2,5 Мбит/с. При худших параметрах видеоизображения можно видеть «говорящую голову», а мелкие детали иллюстраций или текст, написанный на доске, будут плохо различимы. Следует отметить, что одновременное использование сервисов несколькими пользователями из одной точки требует кратного расширения ширины полосы подключения к Интернет.
Таким образом, для учреждений с низкими скоростями подключения к сети Интернет возникают ограничения в выборе инструментов для организации учебного процесса в дистанционной форме.
Данные о количестве таких объектов приведены на следующей диаграмме.
Количество общеобразовательных учреждений и их обособленных подразделений в федеральных округах,
в которых скорость подключения к сети Интернет не превышает 3 Мбит/с, либо подключение отсутствует
(По данным закупочной документации аукционов на подключение СЗО к телекоммуникационным сетям,
объявленных Министерством цифрового развития РФ в 2019 году, с сайта https://zakupki.gov.ru/)
Планом первого этапа проекта развития телекоммуникационной инфраструктуры предусмотрено, что 26% всех СЗО должны были быть переключены на высокоскоростные каналы в 2019 году. Соответственно, в начале 2020 года объектов образования, неподключенных к интернету или имеющих низкие скорости, остается около 11 000, что составляет около 25% процентов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений страны.
Отдельно стоит рассматривать вопросы, связанные с доступностью телекоммуникаций для учащихся и учителей из дома. Строительство сетей доступа для населения федеральным финансированием в рамках проекта подключения СЗО не предусматривается, мероприятия по подключению проводятся при наличии коммерческой целесообразности, и, как правило, после окончания основного этапа. Проект подключения СЗО будет мощным акселератором повышения доступности Интернета для населения, но это произойдет через некоторое время после его завершения. В настоящее же время сплошного покрытия доступным населению широкополосным Интернетом всей территории Российской Федерации нет.
В подтверждение высказанных положений приведем данные Комитета государственной статистики РФ о подключении домохозяйств к сети Интернет по результатам выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
Доля домашних хозяйств в федеральных округах, имеющих доступ к сети Интернет
(по данным Комитета государственной статистики РФ за 2019 год, форма № 1-ИТ «Анкета выборочного федерального статистического
наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей»)
Эти данные получены в 2019 году и с учетом бурного развития телекоммуникационной инфраструктуры являются индикативными, однако инерционность освоения людьми новых технологий сохраняет неравенство возможностей доступа жителями разных районов страны к использованию телекоммуникаций в дистанционной форме обучения. Учитывать так же стоит и наличие у семей финансовых средств на оплату услуг широкополосного доступа к сети Интернет.
Основным выводом, следующим из рассмотренных фактов, является наличие неоднородности для образовательных организаций, учителей и учащихся как доступности, так и качественных характеристик телекоммуникационных услуг связи, необходимых для эффективной работы в дистанционном режиме.
Оценка наличия у учителей и учащихся компьютерной техники, необходимой для реализации дистанционного обучения
Цифровыми устройствами для коммуникации и работы с информационными ресурсами располагают большинство жителей страны. Замечательным фактом является мировое лидерство России в развитии доступного населению по техническим и финансовым характеристикам высокоскоростного мобильного Интернета, что способствует широкому распространению мобильных устройств: смартфонов и планшетных компьютеров (не учитывая ноутбуки). Однако планшет или смартфон могут применяться в дистанционном учебном процессе для реализации ограниченного числа функций: обмена сообщениями, передачи файлов, просмотра видео, формирования фотоизображений и записи видеороликов. Этим их возможности не ограничиваются, но для удобной работы с тестами и тренажерами, подготовки текстов и презентаций и выполнения других видов учебной деятельности предпочтительным, а по санитарно-гигиеническим требованиям обязательным является персональный компьютер с определенными техническими параметрами.
Ниже приведем данные Комитета государственной статистики РФ о наличии в домохозяйствах России персональных компьютеров по результатам выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
Из диаграммы следует, что наличие в доме компьютера не является популярной практикой во многих регионах России. Отчасти это следствие широкого распространения мобильных устройств, кроме того, владение компьютером, в отличии от смартфона или планшета, требует дополнительных усилий и затрат на программное обеспечение для него.
Доля домохозяйств в федеральных округах, имеющих персональный компьютер
(по данным Комитета государственной статистики РФ за 2019 год, форма № 1-ИТ «Анкета выборочного федерального статистического
наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей»)
По данным социологического исследования, проведенного сотрудниками лаборатории медиакоммуникаций в образовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»[1] эта проблема также является острой для учителей и учащихся. Так на отсутствие технической возможности работать с образовательными платформами указывают 16% опрошенных учителей. При этом техническая возможность для использования технологий видеоконференций оказалась доступна только 44% опрошенных учителей. По данным этого же исследования, 62% опрошенных учителей указывают, что не все их подопечные могут использовать образовательные платформы для выполнения домашних заданий по техническим причинам. На невозможность доступа всех учащихся к видеоконференциям из-за отсутствия нужного оборудования указывают 89% опрошенных учителей.
Особенно трудное положение может быть в тех семьях, где несколько детей посещают школу. Проблема обеспечения компьютерной техникой учителей, как известно частично решается путем передачи им домой во временное пользование школьного оборудования.
Поскольку практика организации дистанционного учебного процесса должна учитывать интересы всех его участников, выбор оптимального набора средств и методов работы является сложной задачей.
Заключение
В качестве общего вывода отметим, что приведенные данные подтверждают неоднородность доступности тех или иных цифровых технологий как учащимся, так и учителям. Этот фактор должен быть учтен в практике организации обучения в дистанционном режиме для обеспечения условий доступа всех учащихся к образованию.
Для предоставления возможности максимальной компенсации ущерба образовательным результатам учащихся из-за прекращения нормального учебного процесса возможным подходом может быть разделение учащихся на группы в соответствии с имеющимися у них техническими условиями для дистанционного обучения. Такой подход, однако, приведет к усилению неравенства доступа к образованию, а также к увеличению нагрузки на учителей из-за необходимости отдельно работать с каждой группой.
В заключение отметим, что кризис, выведший учебный процесс в дистанционный режим, стал мотивом для переоценки средств и инструментов цифровых технологий, внедренных в школы ранее. В связи с этим актуальными задачами могут быть разработка критериев для отбора образовательных цифровых инструментов, применимых в конкретных технических условиях школы и населенного пункта, где она расположена, и разработка методик их внедрения в педагогическую практику.
[1] Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с. — 200 экз. — (Факты образования № 4 (29)).
Переход общеобразовательных школ на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса: организационно-педагогический аспект
Введение
Кризис, вызванный новым опасным коронавирусом, потребовал экстренных мер для снижения рисков распространения инфекции в разных сферах жизни и деятельности людей. В сфере образования в качестве такой меры был выбран экстренный перевод учебного процесса школ в дистанционную форму с применением технологий электронного обучения. При анализе технических условий, необходимых для реализации образовательного процесса в дистанционном режиме с использованием информационных технологий, обнаруживается наличие неоднородности доступа учителей и учащихся к качественным телекоммуникационным услугам из дома, а также в обеспеченности персональными компьютерами. Следует предположить, что для соблюдения интересов всех участников образовательного процесса организаторам дистанционного образования придется ориентироваться на учащихся с наихудшими техническими возможностями в цифровых технологиях. Такой подход приведет к ограничению спектра используемых на практике инструментов и информационных ресурсов. В данном исследовании мы ставим задачи рассмотреть примеры школьных практик организационно-педагогических решений при переходе в дистанционный режим работы и выявить используемые наборы информационных инструментов и организационно-педагогических методов, а также выяснить насколько определяющим при этом является такой технический фактор как характеристики подключения школы к сети Интернет.
Этот материал предназначен для руководителей образования, педагогов-практиков и исследователей, интересы которых лежат в области цифровой трансформации общего образования. Факты, приведенные в исследовании, могут быть применены при проектировании изменений и планировании деятельности, предполагающей применение цифровых технологий и телекоммуникаций для оценки готовности образовательных учреждений и учащихся к использованию таких средств.
Практический опыт может быть полезен для применения в образовательных учреждениях в критических ситуациях, а также для поддержки учащихся, временно находящихся по каким-либо причинам вне школьных классов.
Для выявления разнообразия реализованных школами решений мы изучили информацию более 50 случайно выбранных школьных сайтов в сети Интернет. Особенностью такого подхода является взгляд на дистанционный учебный процесс с той точки зрения, как он предоставляется ученикам и их родителям.
Организационные решения, принятые общеобразовательными учреждениями при переводе учебного процесса в дистанционный режим
Рассмотрим далее организационно-педагогические решения, которые возникли в реальной практике образовательных организаций.
Для реализации учебного процесса в дистанционной форме образовательным организациям необходимо было решить несколько основных задач:
Мы перечислили минимальный набор задач, которые необходимо было решить для начала учебного процесса в дистанционной форме.
Приведем некоторые конкретные характерные примеры реализации дистанционного режима обучения, выбранные при изучении сайтов общеобразовательных организаций.
Пример 1. Школа города Рязань (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальный раздел, посвященный дистанционному обучению. Раздел содержит нормативную документацию, инструкции для учащихся и школьников, расписание занятий.
Организация учебного процесса. В качестве общей платформы используется информационная система «БАРС. Образование-Электронная Школа». Дневник является представлением классного электронного журнала, который ведут учителя.
Работа школьников. На сайте школы приведен алгоритм работы ученика: 1. Открыть электронный дневник. 2. Выбрать день недели. 3. Выбрать предмет (появляется домашнее задание). 4. Нажать на значок «скрепка», появится документ, где размещены все обучающие материалы и ссылки по данной теме. 5. Если скачать документ, то будут активны рабочие ссылки по обучающей теме. Учащиеся выполняют задания, заданные в электронном дневнике. Предусматривается работа с учебниками и с электронными ресурсами. Ссылки на ресурсы содержатся в заданиях.
Обратная связь. Результаты выполнения работы переводятся в электронный формат и высылается учителю через электронную почту, интегрированную в систему «БАРС. Образование-Электронная Школа». Кроме изображений используются видеоотчеты.
Оценки выставляются в журнал и отображаются в дневнике. Для обратной связи в направлении от учителя к ученику также может использоваться электронная почта. Некоторые результаты публикуются на сайте школы как образцы творческого подхода к выполнению заданий.
Резюме. Решение является прагматичным, использованы технологии, уже освоенные учителями, учащимися и родителям. Работа учащегося определяется понятным алгоритмом.
Основным инструментом организации учебной работы учащихся является электронный дневник.
Пример 2. Школа города Южно-Сахалинск (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальная страница, посвященная дистанционному обучению. Содержится нормативная документация, инструкции для учащихся и школьников, расписание занятий.
Организация учебного процесса. В качестве платформы для организации учебного процесса используется АИС «Сетевой город. Образование», имеющая в своем составе функциональность электронного дневника. Формы ведения учебной деятельности:
— урок в форме видеоконференции на платформе ZOOM;
— урок, подготовленный на одной из платформ (Учи.Ру, РЭШ, ЯКЛАСС);
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, заданные в электронном дневнике. Предусматривается работа с учебниками и с электронными ресурсами, а также с готовыми уроками на образовательных платформах Учи.Ру, РЭШ, ЯКЛАСС. По расписанию проводятся видеоуроки на платформе ZOOM. Информация для подключения учеников доводится через электронный дневник.
Обратная связь. Результаты выполнения заданий высылаются учителям на проверку (по эл почте, через используемую платформу, WhatsApp и другие мессенджеры). Оценки выставляются в журнал и отображаются в дневнике. Через электронную почту и мессенджеры осуществляется взаимодействие педагогов с учениками и родителями по актуальным вопросам, в том числе консультации по выполнению заданий.
Резюме. В решении использованы технологии, уже освоенные учителями, учащимися и родителям. Учитываются интересы учащихся, не имеющих возможностей для электронного обучения. Используются технологии видеоконференций и образовательные платформы для проведения электронных уроков.
Пример 3. Школа города Биробиджан (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создана специальная страница, посвященная дистанционному обучению. Содержится нормативная документация, инструкции для учащихся и школьников, расписание занятий.
Организация учебного процесса. В качестве платформы для организации учебного процесса используется электронный дневник, предоставляемый сервисом «Дневник.ру». Задания дублируются на сайте школы в виде текстовых файлов, содержащих указания по работе с учебниками и цифровыми ресурсами, включая задания для текущего контроля.
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, заданные в электронном дневнике. Предусматривается работа с учебниками и с электронными ресурсами на образовательных платформах Учи.Ру, РЭШ, коллекциями роликов на видеосервисе Яндекса. Задания и ссылки на ресурсы содержатся в файле недельного расписания. Там же указаны формы и сроки отчетов о самостоятельной работе.
Обратная связь. Результаты выполнения письменных заданий высылаются учителям на проверку (по эл. почте, через WhatsApp и другие мессенджеры). Результаты выполнения тестов на образовательных платформах Учи.Ру, РЭШ доступны учителю. Оценки выставляются в электронный дневник. Мессенджеры используются для оперативной связи.
Резюме. Школа демонстрирует прагматический подход. В решении использованы технологии, уже освоенные учителями, учащимися и родителям. Активно используется сайт школы в качестве инструмента организации учебного процесса в дистанционной форме.
Пример 4. Школа города Краснодар (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальная страница, посвященная дистанционному обучению. Ссылка для перехода на главной странице. Содержится нормативная документация, инструкции для учащихся и школьников, расписание занятий.
Организация учебного процесса. В качестве платформы для организации учебного процесса используется электронный дневник АИС «Сетевой город. Образование». Ссылки на расписание расположены на сайте школы. Электронное расписание организовано в виде файлов, хранящихся на облачном диске Майл.ру.
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, опубликованные в электронном расписании. Предусматривается работа с учебниками и с электронными ресурсами на образовательных платформах Учи.Ру, РЭШ, видеоуроками на различных видеохостингах. Задания и ссылки на ресурсы содержатся в файле недельного расписания. Там же указаны формы и сроки отчетов о самостоятельной работе. Облачное хранилище используется для доступа к авторским развернутым методическим указаниям для выполнения заданий по отдельным предметам, разработанным учителями.
Обратная связь. Результаты выполнения заданий высылаются учителям на проверку по электронной почте. Оценки выставляются в электронный дневник. Мессенджеры используются для оперативной связи.
Резюме. Особенностью подхода является использование облачного файлового хранилища, а также расширенный формат заданий для учащихся. Таблица расписания включает графы «Тема урока», «Вид деятельности обучающихся», «Электронный ресурс», «Сроки и форма сдачи домашнего задания». Используются разработанным учителями развернутые методическим указаниям для выполнения заданий по отдельным предметам.
Пример 5. Школа города Курган (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальный раздел, посвященный дистанционному обучению.
Организация учебного процесса. В качестве платформы для организации учебного процесса используется сайт школы. Электронное расписание организовано в разрезе учителей-предметников. В расписании публикуются задания от учителя
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, опубликованные в электронном расписании. Предусматривается работа с учебниками и различными электронными ресурсами. Задания и ссылки на ресурсы содержатся в файле, создаваемом учителем. Используются облачные хранилища для заданий и цифровых ресурсов. Цифровые ресурсы выбираются из различных источников.
Обратная связь. Результаты выполнения заданий высылаются учителям на проверку по электронной почте. Адреса электронной почты учителей опубликованы на сайте школы.
Резюме. Особенностью подхода является преимущественное использование сайта школы в качестве инструмента организации учебного процесса, активное применение облачного файлового хранилища.
Пример 6. Школа города Хабаровск (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальный раздел, посвященный дистанционному обучению.
Организация учебного процесса. В качестве основного координатора дистанционного учебного процесса используется сайт школы. На сайте публикуется расписание со ссылками на информационные ресурсы или платформы. Для организации самостоятельной работы используются электронный дневник «Дневник.ру», а также платформа Moodle.
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, опубликованные в электронном расписании. Предусматривается работа с учебниками и различными электронными ресурсами, в том числе собственными курсами на платформе Moodle. Для занятий в синхронном режиме применяется сервис ZOOM и платформа вебинаров BigBlueButton.
Обратная связь. Используются сервисы платформы Moodle. Для оценки результатов учебной деятельности применяются, в частности, инструменты для контроля знаний платформы Moodle. Указанные инструменты используются и в обычной (очной) практике работы школы.
Резюме. Образовательное учреждение является региональной экспериментальной площадкой, имеет собственные серверные мощности и персонал, обеспечивающий функционирование инфраструктуры и развитие цифровой образовательной среды учреждения. Используются технологии и инструменты ранее внедренные в постоянную практику работы школы в том числе образовательная платформа Moodle и сервис для проведения вебинаров BigBlueButton, развернутые непосредственно на школьных серверах.
Пример 7. Школа поселения в Неклиновском районе Ростовской области (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальный раздел, посвященный дистанционному обучению.
Организация учебного процесса. На сайте публикуется расписание занятий и задания для самостоятельной работы. Используется облачное хранилище для размещения текстов заданий. Самостоятельная работа в основном проводится с учебниками.
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, опубликованные в электронном расписании. Предусматривается работа с учебниками. Есть проектная работа.
Обратная связь. Для предоставления результатов учебной работы используется электронная почта, адреса почты учителей приведены на сайте школы.
Резюме. Реализован прагматичный подход с минимальными ресурсами.
Пример 8. Школа села в Завьяловском районе Удмуртской республики (Широкополосный интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы создан специальный раздел, посвященный дистанционному обучению.
Организация учебного процесса. В качестве платформы для организации учебного процесса используется сайт школы. Опубликовано расписание уроков. В дополнение к расписанию ежедневно публикуются задания для самостоятельной работы во всех классах по всем предметам учебного дня.
Работа школьников. Учащиеся выполняют задания, опубликованные на сайте. Предусматривается работа с учебниками и различными электронными ресурсами. Задания и ссылки на ресурсы содержатся в файле, создаваемом учителем. Цифровые ресурсы выбираются учителями из различных источников.
Обратная связь. Результаты выполнения заданий высылаются учителям на проверку по электронной почте, в мессенджере или через социальную сеть. Реквизиты для сообщений учителям указываются в заданиях для самостоятельной работы. Для проведения тестов используются средства GoogleDoc и другие бесплатные инструменты, освоенные учителями.
Резюме. Особенностью подхода является преимущественное использование сайта школы в качестве инструмента организации учебного процесса, активное применение разнообразных технологий и инструментов, освоенных учителями.
Пример 9. Школа села Тындинского района Амурской области (Низкоскоростной проводной интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы имеется информация о переходе на дистанционный режим обучения. Нормативные документы.
Организация учебного процесса. Учебная работа в период карантина организуется путем передачи заданий через мессенджеры и по телефону. Учащимся при наличии доступа в Интернет из дома предлагается использовать образовательные платформы, рекомендованные Министерством просвещения. При отсутствии доступа работа по учебникам в тетрадях.
Работа школьников. Информация отсутствует
Обратная связь. Информация отсутствует
Резюме. Аналогичная ситуация была отмечена в малокомплектных школах из других регионов. Количество учащихся не превышает 60 человек, наполняемость классов от 1 до 9 человек. На одного педагогического работника приходится 3-4 ученика. По данным опросов, в таких школах организована самостоятельная работа школьников с учебниками, задания выполняются в тетрадях, которые сдаются на проверку.
Пример 10. Школа села в Александрово-Заводском районе Забайкальского края (Спутниковый интернет)
Информационное обеспечение учебного процесса. На сайте школы имеется информация о переходе на особый режим обучение.
Организация учебного процесса. На сайте имеется информация, из которой следует, что обязанности по выбору и применению форм дистанционной работы возлагаются на учителей.
Работа школьников. Информация отсутствует
Обратная связь. Информация отсутствует
Резюме. Ситуация аналогична описанной в предыдущем примере.
Мы привели кейсы школ, имеющих различные условия доступа к сети Интернет, по организации дистанционного учебного процесса в условиях пандемии коронавируса. Мы не распространяли настоящий обзор на регионы, в которых проведено тотальное внедрение собственных или приобретенных образовательных платформ.
Выделим инструменты и технологии, использованные в рассмотренных организационно-педагогических решениях, и представим результаты обзора в форме матрицы.
Используемые инструменты и технологии