введенский женский монастырь в орле
СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ г. ОРЁЛ
Орловская Епархия
Монастырские святыни
Главная святыня обители чудотворная Балыкинская икона Божией Матери.
Список с Балыкинской иконы, прославившейся чудотворениями в Черниговской губернии, был подарен монастырю в 1712 г. святителем Иоанном (Максимовичем), впоследствии митрополитом Тобольским. Орловский список воспринял благодатную силу первообраза – и чрез него Пресвятая Богородица многажды подавала верующим Свою помощь и исцеление недугов (особенно часто – детских и нервных заболеваний).
Еженедельно пред Балыкинской иконой Божией Матери совершаются службы:
— по средам на вечернем богослужении акафистное пение и молебен о недужных (всех больных и страждущих). После молебна, по старинной благочестивой традиции, икону поднимают на руки и все проходят под нею с молитвой ко Пресвятой Богородице
— по четвергам после литургии молебен с освящением воды от пьянства, наркомании и т.д.
ВЕЛИКИМ ПОСТОМ АКАФИСТ СОВЕРШАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ – ВЕЧЕРОМ В ПЯТНИЦУ 5-Й СЕДМИЦЫ.
частичка Древа Животворящего Креста Господня в изножии Распятия в Тихвинском храме
Иконы с частицами святых мощей в Тихвинском храме:
СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ г. ОРЁЛ
Орловская Епархия
история монастыря
история монастыря
1686 г. – основание монастыря
1686 г. – Начал строиться на Орле городе на церковной земле сгоревшего храма во имя Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев девичий монастырь, и Божьим изволением на том монастыре церковь построена и освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. По наименованию главной церкви монастырь получил название Введенский.
Монастырь в 17 веке. Рисунок В.Неделина. Иллюстрация с форзаца книги «Летопись Орловского Введенского монастыря» (2013).
1769–1770 гг. – над вратами построена Тихвинская церковь
С 1821 по 1845 г. монастырем управляла схиигумения Серафима (Соковнина), подвижница благочестия, которая со смирением, любовью и строгостью пасла вверенные ей души. Неся игуменское служение, она не оставляла подвигов постничества, нестяжания, безмолвия и своей подвижнической жизнью подавала насельницам лучший пример всецелого горения души к Богу. Чуждая всякого саможаления жизнь ее вызывала изумление людей прежнего ее круга – богатых дворян, сановников и литераторов – и удивила даже императрицу Александру, пожелавшую в 1837 г. посетить келью игуменьи-схимницы. Матушка явилась великой молитвенницей, в предстательство которой свято верили насельницы монастыря (верят и сейчас – и документы о житии схиигумении Серафимы переданы в Синодальную Комиссию по канонизации святых).
Иллюстрация из книги «Жизнеописание схиигумении Серафимы, настоятельницы Орловского Введенского монастыря», изданной трудами насельниц обители в 2003 г.
В первой трети ХIХ в. Введенский монастырь приобрел благоустроенный вид и был обнесен каменными стенами с четырьмя угловыми башнями. В центре стояла заново отстроенная из камня Введенская церковь с колокольней, над святыми вратами возвышалась Тихвинская церковь. На территории монастыря имелось около 75 деревянных монашеских келлий (отдельных деревянных домиков). Благодаря многочисленным пожертвованиям и благожелательному отношению со стороны жителей г. Орла женская обитель к концу 1830-х годов стала украшением города.
1843 г. – пожар монастыря
Страшный пожар, опустошивший дотла Введенский монастырь в 1843 г., стал событием, прервавшим и изменившим всю его последующую историю. В одну ночь 200 насельниц остались без крова. При общей скорби граждан о постигшем город сильном опустошении от огня, наибольшее сокрушение обращено было на обитель, которая подверглась полному и столь внезапному разорению. Единое желание всех таково, чтобы Господь восстановил обитель Пречистой Матери Своей в прежнем благолепии. Сестры явили тогда преданную любовь к своему монастырю, не согласившись перейти в другие епархии, но в течение нескольких лет жили в нужде в богадельнях, ожидая решения епархиального начальства.
1844 г. – избрано новое место для построения девичьего монастыря за городом Орлом возле приходской Христорождественской церкви с колокольней (построена в 1801–1822 гг.). Место это, довольно уединенное, расположенное на высоком берегу реки Оки, с обширной площадью вокруг уже готового храма, было признано весьма удобным для восстановления на нем монастыря, – о чем и последовал Указ Синода.
Колокольня Христорождественской церкви. Фотооткрытка рубежа 19-20 веков.
1848 г. – состоялось торжественное официальное открытие возрожденного Введенского монастыря.
1865 г. – достроена надвратная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Освящал ее епископ Орловский Поликарп, муж высокой жизни, «аскет на архиерейской кафедре». Фреска с изображением его небесного покровителя сщмч. Поликарпа Смирнского единственная уцелела в года безбожия и ныне украшает стену храма.
1860-е гг. – Введенский монастырь продолжал достраиваться, число частных монашеских келий вновь доходит до 75. В этот период монастырь становится общежительным – не без скорбей и с молитвенной помощью Оптинских старцев, к которым игумения и сестры обращались за советом.
1870 г. – построено деревянное здание трапезной, заведены больница, богадельня, лазарет и гостеприимный дом внутри монастыря. Последний позже был обращен в школу для девочек, преимущественно из бедных семей и из духовного звания. Школа в обители получила название Свято-Ольгинской двухклассной приходской. Преподавали в ней монастырские священники и сестры, обучение было бесплатным, а число учениц достигало 120 человек.
1885 г. – построен и освящен каменный храм-усыпальница в честь Воскресения Словущего.
1887 г. – освящен храм во имя Живоначальной Троицы, устроенный в нижнем этаже надвратной Тихвинской церкви. В этом храме были положены в склепе останки схиигумении Серафимы (Соковниной), перенесенные с кладбища по многочисленным просьбам сестер, почитавших Матушку как небесную покровительницу обители и желавших молиться у ее гробницы.
Иконостас Троицкой церкви-усыпальницы. Фото 1891 года
В том же 1887 г. устроено Афанасьевское кладбище. Теперь оно городское, изначально же было только монастырским, получив название по тому первому погосту, на котором обитель открылась в 17 веке. Все работы по созданию кладбища проведены в кратчайший срок – полтора месяца.
1895 г. – освящена Воскресенская церковь на Афанасьевском кладбище, строительству которой содействовала Екатерина Духонина, духовная дочь прав. Иоанна Кронштадтского и игумении Введенского монастыря Антонии (Соколовой), оставившая о них свои воспоминания.
Вид на Афанасьевское кладбище. Фото 1903 года
1902 г. – состоялось открытие нового здания школы, ставшей одной из наиболее благоустроенных в городе (при том, что содержалась исключительно на монастырские средства). Девочек учили, в том числе, тонкому рукоделию, поскольку одна из характерных сторон монашеского бытия – занятия вышиванием, золотошвейные работы, изготовление вещей из бисера.
К началу 1900-х гг. Введенский монастырь полностью благоустроен и считался лучшей обителью Орловской епархии. В ведомости 1901 г. сообщалось, что в монастыре 583 насельницы: 80 мантийных монахинь, 277 рясофорных, 224 живущих на испытании.
Общий вид монастыря. Фотооткрытка нач. 20 века
Монастырь посещали – императрица Елизавета Петровна (в 1744 г.), императрица Екатерина Великая (в 1787 г.), императрица Александра Федоровна (в 1837 г.), Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей келейницей инокиней Варварой – преподобномученицы Елисавета и Варвара, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, духовный писатель Сергей Нилус.
Одна из насельниц обители на рубеже XIX-XX веков привлекала к монастырю внимание любителей литературы: затворницу схимонахиню Макарию (Коротневу) и сейчас литературоведы считают наиболее вероятным прототипом тургеневской Лизы Калитиной из романа «Дворянское гнездо».
Келлия схимонахини Макарии (Коротневой) после ее смерти стала музеем. Рисунок И.С.Комягинского.
1923 г. – закрытие монастыря
В 1923 г., при последней игумении Алексии (Тимашевой-Беринг), монастырь был закрыт и разорен. В это тяжелое время сестрам много помогал духовным советом Орловский епископ священномученик Серафим (Остроумов). Уникальные фотодокументы и исторические сведения об истории Орловской епархии в 1920–1930-е годы, о жизни насельниц женского монастыря после его закрытия в 1923 году опубликованы в 2008 г. в книге «Праведный верою будет жив». Книга составлена сестрами обители на основании архивных документов и достоверных письменных и устных свидетельств.
Священномученик Серафим (Остроумов) со священниками и сестрами Введенского монастыря.
В 1932 г. игумения Алексия выслана из Орла, в 1940 г. после ссылки вновь арестована в Вологде, в 1941 г. скончалась в тюремной больнице в возрасте 75 лет. Отрывки из духовных дневников и писем Матушки (в схиме – Евгении) также вошли в упомянутую книгу.
Игумения Алексия (Тимашева-Беринг). 1920 год.
Схиигумения Евгения – заключенная Тимашева. 1940 год.
В 1937 г. арестовано и выслано в лагеря больше ста бывших насельниц Введенской обители, продолжавших жить в Орле небольшими монашескими общинами. Глава этого «нелегального монастыря» – монахиня Кира (Нарышкина) – была настолько любима сестрами, что они подражали ей во всем, «даже в том, как ходит, как держит руки». Монахиня Кира расстреляна 27 ноября 1937 г. Расстрелян и последний духовник сестер протоиерей Павел Святицкий. Вечная память!
Послушница Александра Нарышкина – будущая монахиня Кира.
Протоиерей Павел Святицкий.
1949 г. – в бывшем монастыре стала хозяином артель Коопремонт. В Воскресенской церкви-усыпальнице размещался обувной валяльный цех и склад.
С 1965 г. здесь находится Орловский завод резинотехнических изделий, который занял часть территории монастыря, здания Тихвинской надвратной церкви и Воскресенской церкви-усыпальницы. Две едва уцелевшие угловые башни-часовни стали трансформаторной будкой и пивным ларьком.
К началу 1990-х гг. на бывшей территории монастыря сохранились здания школы и странноприимного дома и 37 монашеских домиков-келлий – уникальная жилая монастырская типовая застройка. Живут в них мирские люди.
This slideshow requires JavaScript.
1993 г. – возрождение монастыря
В 1993 г. по благословению преосвященного Паисия, епископа Орловского и Ливенского, разрушенный монастырь начал восстанавливаться. Тихвинская надвратная церковь отремонтирована и освящена 22 декабря 1994 г.
Первый постриг был совершен 27 мая 1995 г., в мантию пострижена нынешняя настоятельница монастыря игумения Олимпиада, две сестры приняли иночество.
На сегодняшний день отреставрированы Тихвинский храм и церковь Воскресения Словущего, часовня во имя преподобномученицы Елисаветы; отремонтированы старый келейный корпус с просфорней, трапезная, насосная станция.
Завершено строительство монастырской ограды. Построены трехэтажный сестринский корпус и здание воскресной школы с трапезной для детей и гостевыми кельями для паломниц. Постоянно ведутся работы по благоустройству монастырской и прилегающей к монастырю территории, сильно обезображенной заводом (полностью выехавшим с монастырской земли лишь в 2000 г.). Посажены фруктовые деревья и кустарники, разбиты цветники.
В монастыре имеется общедоступная библиотека православной литературы, детская воскресная школа, музыкальный класс, просфорня, иконописная, издательская и швейная мастерские.
Организовано подсобное хозяйство в деревне Ивановка: построен дом для проживания сестер, в котором 4 октября 2001 г. освящена домовая церковь в честь Новомучеников и исповедников Российских. Ведутся отделочные работы во втором келейном корпусе с хозяйственными помещениями. Сестры, живущие на подворье, ухаживают за коровами, овцами, курами, обрабатывают огород, трудятся на пасеке.
В 2013 г. вышла в свет «Летопись Орловского Введенского монастыря»,
подготовленная к изданию насельницами обители. Книга была высоко оценена орловскими краеведами как «замечательный вклад в создание духовной Летописи нашего Отечества» и получила премию «Орловская книга-2013» в номинации «Лучший издательский проект».
В этой обширной «Летописи», которую можно приобрести в церковной лавке нашего монастыря, последовательно изложена трехвековая история монастыря от основания до наших дней. В судьбе монастыря преломилась духовная история всего государства и Православной Церкви, в ней отразились все важнейшие события жизни большого губернского города, жители которого – известные дворяне, меценаты, литераторы и скромные крестьяне, мещане, разночинцы – притекали к обители, молясь у ее святынь, в поисках духовного утешения. Введенский монастырь не раз восставал из руин, из пепла пожара, и его история несет богатый опыт строительства внешнего и внутреннего, являя бесценные свидетельства дивных путей Промысла Божия в маленьких событиях жизни и в негромких деяниях вверившихся Ему душ.
Введенский женский монастырь (Орёл)
Введенский монастырь основан в 1685 году, здесь хранится почитаемый чудотворным список Балыкинской иконы Божией Матери.
Содержание
История [ править ]
Монастырь стал строиться в 1685-1686 годах в Орле, на месте сгоревшего храма во имя Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла. Построенная церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Монастырь получил свое название по наименованию своей главной церкви — Введенский. В 1769-1770 над вратами монастыря возведена Тихвинская церковь.
К первой трети ХIХ века монастырь становится истинным украшением Орла, жители вносят в его устроение значительные пожертвования. Он ограждается каменными стенами с башнями по углам. Центром монастыря становится Введенская церковь с колокольней, которая отстроена заново из камня. На самой территории монастыря размещены порядка 75 отдельных небольших деревянных домиков — келий для монахинь.
Но в 1843 году монастырь полностью сгорает в результате страшного пожара. Без крова над головой оказались двести его насельниц. Несмотря на постигшее бедствие, сестры не согласились на переход в другие епархии и несколько лет жили в богадельнях. В 1844 году Указом Синода новым местом для монастыря определено за городом, на высоком берегу Оки. Монастырь решено восстановить в уединенном месте, на территории вокруг приходской Христорождественской церкви с колокольней. И в 1848 года возрожденный Введенский монастырь официально, в торжественной обстановке открывается.
В 60-е годы XIX века монастырь строится, расширяется. В нем опять 75 монашеских келий. А в 1865 году епископом Орловским Поликарпом была освящена надвратная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На стене храма сохранилась до сих пор, несмотря на страшные годы безбожия, фреска с изображением священномученика Поликарпа Смирнского — небесного покровителя епископа. В эти годы Введенский монастырь становится общежительным. Игумения и сестры обращаются за советами и за молитвенной помощью к Оптинским старцам.
В 1870-х годах в монастыре возведены деревянная трапезная, появились богадельня, больница. Гостеприимный дом впоследствии обустраивается в школу для девочек. В эту Свято-Ольгинскую двухклассную приходскую школу принимались на бесплатное обучение девочки из семей духовного звания и из бедных семей, число обучающихся доходило до 120 воспитанниц.
В 90-е годы XIX века строительство монастыря продолжается. Возведены и освящены каменные храм-усыпальница Воскресения Словущего и храм Живоначальной Троицы в нижнем этаже Тихвинского надвратной церкви. В склепе храма Живоначальной Троицы покоятся останки схиигуимении Серафимы (Соковниной), которая управляла монастырем с 1821 по 1845 год. Своей подвижнической жизнью матушка Серафима являла пример нестяжания, постничества, всецелого горения души к Богу. Ее жизнь была чужда какого-либо самосожаления, чем поражала людей, окружавших матушку ранее – известных сановников, дворян. В 1837 году келью схимницы посетила сама императрица Александра Федоровна. В молитвенное предстательство матушки Серафимы свято верили и верят сейчас насельницы Введенского монастыря. Материалы о житии схиигумении Серафимы находятся в настоящее время в Синодальной Комисси по канонизации святых.
В 1887 году обустроено Афанасьевское кладбище. Тогда оно было только монастырским, а свое название получило по первому погосту, на котором открылся монастырь в XVII веке. В 1895 году на кладбище освящена Воскресенская церковь. Строительство ее шло при активном содействии духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского и игумении Введенского монастыря Антонии (Соколовой) — Екатерины Духониной.
В начале 1900-х годов Введенский монастырь становится полностью благоустроенной лучшей обителью Орловской епархии. В нем живут 80 мантийных и 277 рясофорных монахинь, а еще 244 насельницы находятся на испытании. Открывается новое здание школы для девочек — одной из лучших тогда в Орле. Школа содержится только лишь на монастырские средства, и кроме традиционных предметов, воспитанницы обучались шитью золотом, вышиванием.
Свято-Введенский монастырь посещали многие царственные особы. В 1744 году — императрица Елизавета Петровна, в 1787 году — Екатерина Великая, а в 1837 году — Александра Федоровна. Почтили его своим посещением святой праведный Иоанн Кронштадтский, Сергей Нилус. Интересен и такой исторический факт, что схимонахиня затворница Макария (Коротнева) многими литературоведами считается прототипом Лизы Калитиной романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Скорбные испытания, обрушившиеся на церковь, не обошли стороной монастырь. В 1923 год он был разорен и закрыт. Духовную помощь сестрам обители в эти тяжелые годы оказывал священномученик епископ Серафим (Остроумов). В 1932 последняя игумения монастыря Алексия (Тимашева-Беринг) была выслана из города, и в возрасте 75 лет после повторного ареста скончалась в вологодской тюремной больнице в 1941 году. Через 5 лет, в 1937 аресту и высылке в лагеря подверглись более ста сестер обители, которые малыми монашескими общинами жили в Орле, во главе с монахиней Кирой (Нарышкиной), расстрелянной в ноябре 1937 года. Последний духовник монастыря протоиерей Павел Святицкий также был расстрелян.
На территории монастыря разместились артель «Коопремонт», валяльный обувной цех со складом, а с 1965 года — Орловский завод резинотехнических изделий, который полностью освободил монастырскую территорию только в 2000 году.
По благословению епископа Орловского и Ливенского преосвященного Паисия, Введенский монастырь в 1993 году начал свое возрождение, и уже в декабре 1994 года была отремонтирована и освящена надвратная Тихвинская церковь. 27 мая 1995 года в обители состоялся первый постриг.
Современное состояние [ править ]
Монастырь сегодня активно развивается и строится. Возрождены церковь Воскресения Словущего, Тихвинский храм, часовня прмц. Елисаветы. Построен новый трехэтажный корпус для сестер, воскресная школа, где размещена трапезная для детей, а также гостевые кельи для паломниц. Постоянно благоустраивается территория монастыря. В обители действуют детская воскресная школа с музыкальным классом, просфорня, библиотека, мастерские — издательская, иконописная и швейная, а в деревне Ивановка обустроено подсобное хозяйство монастыря. Духовник обители — схиигумен Илий (духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни).
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Чудотворная Балыкинская икона Божией Матери [ править ]
Чудотворная Балыкинская икона Божией Матери является главной святыней Свято-Введенского монастыря. Этот образ Богородицы очень редкой иконографии и название получил от села Балыкино в Черниговской губернии. Там икона находилась в храме во имя свт. Николая Мирликийского. Предположительно в Россию она была принесена православными беженцами из Галиции в XVII веке, и от нее было много чудесных исцелений.
В монастыре находится точный ее список, в свое время принадлежащий святителю Иоанну (Максимовичу), впоследствии — митрополиту Тобольскому. Будучи правящим архиереем Черниговской епархии, он благословил вновь созданную Введенскую обитель своей келейной иконой. Благодатная сила первообраза была воспринята орловским списком. Много раз Пресвятая Богородица подавала верующим помощь Свою и избавление от недугов, прежде всего — нервных заболеваний и болезнях детей. В 1858 году чудотворная Балыкинская икона Божией Матери была прославлена исцелением бесноватой женщины.
Празднование Балыкинской иконы Божией Матери в монастыре совершается каждый год 13 июля, а накануне вечером проходит всенощное бдение и крестный ход.
Службы перед Балыкинской иконой Божией Матери совершаются каждую среду. На вечернем богослужение читается акафист и молебен обо всех больных и страждущих, после которого по старинной традиции, чудотворную икону поднимают на руки и верующие проходят под нею с молитвами ко Пречистой Богородице. В четверг совершается Литургия и после нее — водосвятный молебен.
Другие святыни [ править ]
В монастыре есть частичка Древа Животворящего Креста Господня в изножии Распятия в Тихвинском храме, ковчег с золотом, ладаном и смирной, привезенный из Вифлеема и освященный на Дарах Волхвов на Афоне.
Иконы с частицами святых мощей – святителя Николая Чудотворца, благоверных Петра и Февронии Муромских, святителя Иосаафа Белгородского, великомученика целителя Пантелеймона, сорока Севастийских мучеников.
В храме Воскресения Словущего — напольный киот с иконой собора Оптинских старцев с частицами их мощей.
В других иконах и ковчегах-мощевиках храмов монастыря помещены частички мощей более 50 святых.
Престольные праздники [ править ]
В престольные и монастырские праздники обитель посещает Высокопреосвященный Митрополит Орловский и Болховский Антоний и совершает торжественные богослужения.
Фото [ править ]
Балыкинская икона Божией Матери
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: автобус №3, трамвай №4 (от ж/д вокзала), маршрутное такси №№43, 51, 421 (до остановки «Женский монастырь»)
Адрес: 302004, г. Орел, ул. 1-я Курская, 92
Расписание богослужений [ править ]
С актуальным расписанием богослужений можно ознакомиться на официальном сайте монастыря.