вяжищи монастырь новгородская область

Расписание богослужений

В будние дни:

06.30 – полунощница, акафист дню или празднику, часы и Литургия;
17.00 – Вечерня и Утреня с 1-м часом или Всенощное бдение.

В воскресные и праздничные дни:

08.00 – часы и Божественная Литургия.

вяжищи монастырь новгородская область

Рака с мощами свт. Евфимия Новгородского

Каждую неделю у мощей свт. Евфимия служится молебен покровителям обители.

Богослужения совершаются пять раз в неделю в Никольском соборе с мая по октябрь, в зимний период – в нижнем приделе собора, освященным в честь свт. Евфимия. архиеп. Новгородского Чудотворца.

Служба на праздник Рождества Христова совершается с 6 на 7 января, начало в 22.00.

Дежурство в монастыре осуществляется ежедневно насельницами обители.

В выходные и праздничные дни храм открыт для посещения в течение целого дня.

вяжищи монастырь новгородская область

Иконостас церкви свт. Евфимия

Поделиться:

Священноархимандрит

вяжищи монастырь новгородская область

вяжищи монастырь новгородская область Слово пастыря

Рубрики

Календарь

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).

Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.Ряд.:2_Кор., 178 зач., V, 1–10.Лк., 40 зач., IX, 1–6.

7/20 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1946).

Календарь

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).

Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.Ряд.:2_Кор., 178 зач., V, 1–10.Лк., 40 зач., IX, 1–6.

7/20 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1946).

Источник

Контакты

Проезд:

1) от автовокз. города на авт. № 123 или на автомобиле — 12 км от центра Великого Новгорода. Подъезд по трассе М10, поворот на Лугу. На круговом перекрестке направо на «Акрон» и за КПП поворот налево по указателю.
2) городской автобус № 5 не доезжая до «Акрона» одну остановку (4 км от монастыря)
3) поездом С.-Петербург (Витебский) — Новгород и выйти на ст. «Вяжище» (3 км от монастыря).

Поделиться:

Священноархимандрит

вяжищи монастырь новгородская область

вяжищи монастырь новгородская область Слово пастыря

Рубрики

Календарь

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).

Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.Ряд.:2_Кор., 178 зач., V, 1–10.Лк., 40 зач., IX, 1–6.

7/20 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1946).

Календарь

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).

Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.Ряд.:2_Кор., 178 зач., V, 1–10.Лк., 40 зач., IX, 1–6.

7/20 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1946).

Источник

Посещение и паломничество

Монастырь открыт для посещения ежедневно с 07.00 до 19.00.
Паломнического центра и гостиницы в монастыре не имеется. При монастыре имеется гостевой дом для паломников без удобств. В монастыре трудятся периодически приезжающие паломники, которые проживают в домике на территории монастыря или на подсобном хозяйстве. Монастырь принимает до 10 человек. Питание — по уставу монастыря. Для желающих паломничать в монастыре необходимо заранее договориться с Игуменией, позвонив по тел.: +7(8162)742-047.

Поделиться:

Священноархимандрит

вяжищи монастырь новгородская область

вяжищи монастырь новгородская область Слово пастыря

Рубрики

Календарь

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).

Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.Ряд.:2_Кор., 178 зач., V, 1–10.Лк., 40 зач., IX, 1–6.

7/20 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1946).

Календарь

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).

Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.Ряд.:2_Кор., 178 зач., V, 1–10.Лк., 40 зач., IX, 1–6.

7/20 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1946).

Источник

Прием в обитель

(из правила Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря составленного на незыблемом основании Слова Божия при пособии наставлений и примеров Святых Отец)

«Не ищи своего, Господь устроит
лучше чем сам о себе задумал».

вяжищи монастырь новгородская область

Настоятельница — матушка игумения Антония

В монастырь принимаются лица женского пола не моложе 18 лет и не старше 65 лет, имеющие благословение родителей, личное произволение и твердую решимость все оставить ради Бога и вечной жизни и все прискорбное с помощью Божией терпеть до самой смерти.

Желающий отречься от мира должен в тишине монастырской жизни стремиться к духовному совершенству, верному спасению души, которое достигается отсечением своей воли как источник всех добродетелей, путем смирения и послушания, которое является основанием и корнем и корнем всякого успеха в монашеской жизни.

Все желающие поступить в число сестер проходят испытательный срок на усмотрение игумении и когда после испытания людьми способными благоразумно исследовать подобные вещи, признаются как бы сосудом благопотребным Владыце на всякое дело благое уготованным, причисляются к посвятившим себя Господу.
Дело служения велико и может доставить нам Царство Небесное, а особенно, когда требуемое должностью исполняется со смиренным о себе мнением — без превозношения, гнева и ропота. Оказывая услугу ближнему, мы должны оказывать ее с любовию как самому Господу, и принимать услугу от ближних мы должны с кротостью как раб от Владыки, со смирениемкакое показал Апостол Петр когда служил ему Господь. В его примере узнаем и опасность какой подвергаются неприемлющие услуги.

Каждая да научится соблюдать свое место по слову Апостола: «Кийждо в нем же призван бысть в томда пребывает».

Посвятившая себя Богу и потом бежавшая к другому роду жизни по учению святых отцов, становитсясвятотатцем, потому что сама себя похитила и присвоила себе Божие приношение. Таким справедливо не отворять уже двере обители, если бы даже только мимоходом пришла она и попросила крова, ибо ясно Апостольское правило, которое повелевает нам удалять всякого бесчинного человека и не примешатися ему да посрамится.

Источник

Вяжищи. Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь.

Николо-Вяжищский монастырь, Вяжищский Николая Чудотворца монастырь

Другие постройки и объекты монастыря:

3. Галерея-переход с крыльцами
4. Святые врата (XIX в.)
5. Стены ограды (XIX в.)
6. Северо-восточная башня ограды (XIX в.)
7. Юго-восточная башня ограды (XIX в.)
8. Южная башня ограды (XIX в.)
9. Хозяйственные (проездные) ворота
10. Западные ворота
11. Келейный корпус (XVIII в.)
12. Монастырская постройка
13. Хозяйственная постройка
14. Жилые, служебные и хозяйственные постройки
15. Некрополь
16. Пруды
17. Хозяйственная территория (огороды)

Карта и ближайшие объекты

вяжищи монастырь новгородская область

Статьи

В соборном храме монастыря под спудом почивают мощи св. Евфимия, а над гробницей висели его железные вериги. В иконостасе храма находилась древняя икона св. Николая (XIV в.), икона св. Евфимия и образ Знамения Божией Матери. Придел соборного храма был освящен во имя св. Евфимия.

В лихолетье гражданской войны 8 съезд Советов Новгородской губернии постановляет: «Поручить Новгородскому губисполкому все монастырские помещения в течение месяца в Новгородской губернии передать для нужд социального обеспечения, а монахов, как сословных паразитов, сдать в тыловое ополчение». И начала разрушаться монастырская ограда, пришел в ветхость братский корпус, кощунственные руки пытались вырвать из стен трапезного храма чудесные изразцовые плиты. Лишь несколько деревянных домов остались от слободы некогда знаменитого монастыря. Но именно здесь благословением Владыки Митрополита была учреждена новая женская монашеская община.

31 марта 1990 года, Великим постом, в субботу Акафиста, Митрополит Новгородский и Ленинградский Алексий (так именуют его в пределах Новгородской епархии) освятил храм в честь святителя Евфимия в Николо-Вяжищском монастыре, строения которого были переданы Русской Православной Церкви Новгородским облисполкомом в 1989 году. Ко времени освящения храма над мощами владыки Евфимия уже стояла рака чеканной работы. Вблизи от братского корпуса был постороен кирпичный домик, который приютил первых насельниц обители, несколько сестер Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. По решению Св. Синода от 07.10.1995 г. получил статус ставропигиального.

Николо-Вяжищский монастырь был основан тремя «благочестивыми иноками» Евфросином, Игнатием и Галактионом в последней четверти 14 века и первоначально задумывался как мужской. В межевой грамоте 1391 года уже записано, что обитель сия существует, более того, ей принадлежали определенные угодья. В начале 15 века в монастыре отстраивают деревянные храмы: в честь Антония Великого и святого Николая. Вторая четверть 15 века связана для монастыря в первую очередь с присутствием здесь святителя Евфимия II, архиепископа Новгородского. Так как святитель провел лучшие свои годы в этой обители, к его имени даже добавили титул «Вяжищский». Архиепископ Евфимий, судя по всему, человеком был энергичным. В 1436 году на месте деревянной Никольской церкви он возвел церковь каменную. Есть основания полагать, что слова эти следует воспринимать буквально, как записано в анналах истории: «святитель построил вместо деревянной церкви каменную». Вероятно, ему все же следовало пригласить для этих целей прославленных новгородских строителей, так как уже на следующий год церковь обрушилась. На следующий 1438 год «архиепископ Евфимий возобновляет обрушившийся храм, а в 1441 году расписывает его». Примерно в то же время создается монастырская инфраструктура: пекарня, просфорня, поварня, склады и погреба. Все это создавалось в комплексе с церковью Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Дальнейшая история монастыря связана с неприятностями разной величины. В 1688 году в монастыре разыгрался сильный пожар, после которого все деревянные строения были уничтожены, а каменные сильно повреждены. Однако обитель почистили, отремонтировали и украсили изразцами, которые украшают постройки до сегодняшнего дня. В то время монахи очень гордились своими красивыми изразцами, и даже сочинили легенду, согласно которой изразцы сделал один монах (житель, разумеется, Вяжищской обители) для украшения своего жилища и было это «400 лет назад». Более реальное предположение о происхождении изразцов приписывает их изготовление жителям села Валдай (ныне город), а может даже Москвы или Ярославля. В год завершения восстановительных работ их пришлось начинать опять: ураган снес с Богословской церкви все пять глав с крестами и кровлю. В 1702 году Богословскую церковь отреставрировали, и ввели в строй.

В 1764 году по указу Екатерины II, монастырь зачислен во второй класс с конфискацией земель, но с жалованием в 1311 рублей и 90 копеек. Утратив угодья, обитель стала менее процветающей. В 18-19 веке стала использоваться как монастырская тюрьма. Следует отметить, что тюрьма была специального назначения. Здесь содержались в заключении священники и монахи за «ложное сказывание слова и дела», «непристойные духовному сану поступки», и все в таком же роде.

В 1920 году монастырь закрыли, а его постройки передали соседнему колхозу, который в то время остро нуждался в помещениях для зернохранилища, гумна и картофельной ямы, слесарных мастерских и кузницы. Возводившие монастырь монахи не планировали въезд внутрь на телегах и машинах, в этой связи, колхозники внесли некоторые изменения в конструкцию стен, а именно пробили новые въезды. Здесь же, в монастыре, организовали школу.

После Второй Мировой войны начались работы по реставрации монастыря. Они шли с переменным успехом с 1958 по 1984 год, а с 1989 года монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Первое богослужение в нем совершил митрополит Ленинградский и Новгородский, а ныне Патриарх Алексий II. Он же изменил ориентацию монастыря, повелев быть ему женским. 6 октября 1995 года монастырь возведен в ранг ставропигиального.

После восстановления монастырь стал местом, куда устремляются многочисленные туристы, прибывающие в Новгород. До некоторой степени это накладывает свой отпечаток на саму обитель. Также несколько портит впечатление огораживающий территорию монастыря железный забор a la «садоводческое товарищество». Тем не менее, Николо-Вяжищский монастырь весьма достойное посещения место.

В статье использованы материалы www.ortho-rus.ru и www.towns.ru

Николаевский Вяжищский монастырь, 2 класса, в 12 верстах от Новгорода, на болотистом месте, называемом Вяжищи. Время основания монастыря неизвестно; в XIV веке он уже существовал. В летописи упоминается в первый раз в 1411 году. В соборном храме покоятся под спудом мощи преподобного Евфимия, архиепископа Новгородского (см. 11 марта); здесь же находится чудотворная икона святителя Николая, современная основанию монастыря.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Монастырь был основан в конце XIV века тремя благочестивыми иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. В 1411 г. на месте явления чудотворного образа свт. Николая был построен храм в его честь, а в 1419 г. – надвратный храм прп. Антония Великого. В обители положил начало иноческих подвигов будущий свт. Евфимий, архиепископ Новгородский. В 1438 г. он заменил деревянную Никольскую церковь на каменную, в 1457 г. построил и расписал каменную церковь во имя св. ап. и ев. Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами. По его завещанию был погребен в этой обители.

В XVII-XVIII вв. монастырю покровительствовали Московские государи. К этому времени относится возведение в обители архитектурного комплекса, украшенного изразцами, сохранившегося доныне. Монастырь расцветает. Он владеет 2 000 гектарами земель, подворьем в Новгороде, пользуется рядом привилегий, освобождающих его от пошлин. Монастырь сильно пострадал во время польского нашествия, но позже возродился с новой силой. Более того, он даже обзавелся филиалами: «в 1679 году к обители был приписан Николаевский Понедельский монастырь, а в 1684 – Спасский Сяберский».

До наших дней постройки конца XVII века сохранились: Никольский собор, 1681—1683 гг., освящен в 1685 г. митрополитом Новгородским Корнилием; трапезная с церквями святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Вознесения Господня (1694-1698); галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца. В начале XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двухэтажный с кельями для братии и одноэтажный хозяйственный корпус. Первоначально монастырский ансамбль окружала деревянная ограда. В начале XIX века её заменила каменная.

По штатам 1764 г. Николо-Вяжищский монастырь включили в число второклассных; все его земли были секуляризованы.

В 1920 г. монастырь был закрыт, храмы и постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд. На втором этаже трапезной палаты располагалась школа. В Никольском соборе богослужения продолжались еще около 15 лет. Настоятель монастыря архимандрит Серафим (Велицкий) в 1920 г. был рукоположен в епископа Крестецкого, викария Новгородской епархии.

Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.

В 1989 г. обитель была возвращена Церкви, 11 сентября совершена первая Литургия.

31 марта 1990 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером, +2008) был освящен нижний храм в честь свт. Евфимия. 19 мая 2000 г. малым чином освящен верхний Никольский собор. В 1995 г. монастырь возведен в статус ставропигиального.

В 2011 г. обитель отметила свое 600-летие. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев в сослужении духовенства Новгородской и Московской епархий совершил Божественную литургию в Никольском соборе обители.

До сих пор точно не известно, где изготовлялись изразцы для Вяжищского монастыря. Некоторые исследователи считают, что, всего скорее всего, роскошная мозаика для Вяжищской обители под Новгородом была заказана в Москве, Ярославле или в Иверском монастыре на Валдае. В ходе раскопок в Новгороде было найдено довольно много изразцов XVII века. Они представляли собой квадратные керамические плитки, имеющие рельефный рисунок, покрытый эмалью 5-ти цветов: синего, бирюзового, желтого, белого и коричневого. В Вяжищском монастыре изразцы введены в декор крылец, используются как вставки на галереях, в обрамлении окон и двери, применены в нишах стен, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав.

Можно разделить изразцы того времени на 3 группы: печные (21,5х22,5), помещенные высоко в основании на крыльцах и галереях Никольского собора, средние (30,5х31,5) и большие (37,5х38), используемые специально для декора фасадов. Встречаются изразцы, представляющие собой плитки, соединенные под прямым углом, изразцы со средним углом, которые применялись при украшении оконных наличников.

Чаще всего на небольших изразцах изображались цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог, двуглавый орел, крест, ваза с крупным цветком-плодом и т.д. Это многообразие сюжетов особенно заметно на церкви Иоанна Богослова. Причем нижний ярус ее свободен от изразцов, второй же ярус, наоборот, поражает обилием изразцовых украшений, подчеркивающих значимость верхнего этажа. Можно также увидеть на многих изразцах изображения животных — они всегда в движении, часто одинаковы по окраске: фон бирюзовый, тело желтое, грива, хвост, копыта окрашены в белый, синий, коричневый цвета. Если мы присмотримся к изображениям единорога и льва, то увидим, например, что оба зверя похожи друг на друга. Отличие только в том, что единорог имеет рог и копыта, а у льва — длинный хвост с кисточкой.

Изразцы с изображением креста менее декоративны. Смысловое значение тех, которые применены как вставки на колокольне и на пилястрах между апсидами храма, подчеркивается подписями Иисус Христос. Изразцы с крестами из нижнего фриза, на южном фасаде, потеряли религиозную окраску и имеют лишь декоративный вид. Кресты являются четырехконечными. Как правило, они синие, с желтыми или коричневыми концами на бирюзовом фоне.

Необходимо подчеркнуть, что архитектурные сооружения обители являются бесценным памятником культуры Новгородской земли. Монастырь славится необыкновенным разнообразием изразцов, украшающих здание храмового комплекса. В Николо-Вяжишском женском монастыре в настоящее время две действующие церкви: в честь Евфимия архиепископа Новгородского, чудотворца и собор в честь святого Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, который был восстановлен и освящен 19 мая 2000 года. Два храма: в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня в стадии реставрации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *