выработка пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга

Возрастная анатомия и физиология.

6.4. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий.

Множество раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма воспринимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, которые поступают в кору больших полушарий. Здесь они анализируются, различаются и синтезируются, соединяются, обобщаются. Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, дифференцировать их и есть проявление аналитической деятельности коры головного мозга.

Сначала раздражения анализируются в рецепторах, которые специализируются на световых, звуковых раздражителях и т. п. Высшие формы анализа осуществляются в коре больших полушарий. Аналитическая деятельность коры головного мозга неразрывно связана с ее синтетической деятельностью, выражающейся в объединении, обобщении возбуждения, которое возникает в различных ее участках под действием многочисленных раздражителей. В качестве примера синтетической деятельности коры больших полушарий можно привести образование временной связи, которое лежит в основе выработки условного рефлекса. Сложная синтетическая деятельность проявляется в образовании рефлексов второго, третьего и высших порядков. В основе обобщения лежит процесс иррадиации возбуждения.

Анализ и синтез связаны между собой, и в коре происходит сложная аналитико-синтетическая деятельность.

Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если система последовательных раздражителей часто повторяется, это ведет к образованию системности, или динамического стереотипа в деятельности коры головного мозга. Таким образом, динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (неподкрепляемых, или тормозных) условных раздражителей.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.

Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения, при этом они очень трудно поддаются перепрограммированию.

Источник

Урок биологии Динамический стереотип

выработка пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга

Тема. Формирование динамического стереотипа.

Цель: познакомить учащихся с понятием динамический стереотип, показать его место в формировании навыков и привычек

Образовательные. Показать филогенетическую обусловленность врождённых форм поведения, направленных на сохранение вида в целом, и приобретенные формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной, а человеку и социальной среды.

Развивающие. Исследовать формирования выработки зеркального письма, объяснить механизм этого явления

Воспитательные формировать условия для выработки собственных привычек и навыков, способствующих благоприятной жизни

Оборудование. Методические карточки для лабораторной работы, таблица «Головной мозг»

Проверочная работа по домашнему материалу.

Напишите предложение: биология – наука о жизни. О чем вы думали, когда писали текст. Пройдите по классу, чем вы были заняты во время движения? Почему некоторые движения мы выполняем и не задумываемся о том как это сделать?

Изучение нового материала.

Внешний мир действует на человека не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию системности, или динамического стереотипа, в деятельности коры головного мозга.

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь актов, осуществляющихся в определенном, закрепленном во времени порядке. Он является следствием сложной системы реакций организма на комплекс раздражителей.

Благодаря образованию системы условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем – сигналом последующей. Таким образом, организм предыдущей деятельностью подготавливается к осуществлению последующей.

Выработка стереотипа – это пример сложной системной организации высших корковых функций. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительных усилий, многие действия при этом становятся автоматическими.

Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.

Ходьба, бег, прыжки, катание на коньках, ходьба на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо – все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре головного мозга.

Образование стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Вспомните, как трудно переучить ребенка, если он научился неправильно держать ручку при письме, неправильно сидеть за столом, партой и т. п.

Примером динамического стереотипа может служить письменная речь. В начальной школе произносили звук и показывали нам букву, которой он обозначается на письме, учили различать слоги, соединять буквы. В результате достаточно услышать знакомое слово или часть слова, чтобы правильно его записать, соблюдая правила орфографии. Причем пропускаются звуки, которые слышатся, но не пишутся, и обозначаются те, которые пишутся, но не слышатся.

Таким образом, письмо – это навык, в основе которого лежит динамический стереотип. Но этот стереотип потому и называется динамическим, что его можно изменить. Изменение динамического стереотипа можно продемонстрировать на опыте.

Динамический стереотип. Выработка стереотипа — это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.

Лабораторная работа. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа. Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа. Ход работы. Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология». С правой стороны проставьте затраченное время. Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.

Решение биологических задач.

1. Два приятеля шли по проселочной дороге и бурно обсуждали просмотренный фильм. Вдруг неожиданно для них совсем близко за спиной прогудел сигнал машины. Не раздумывая и не оглядываясь назад, мальчики отбежали в сторону от дороги. Какой рефлекс сработал — условный или безусловный? Поясните ваш ответ.

2. Ночь. В комнате темно. Вы проснулись и решили узнать, сколько времени. Вы безошибочно определили местонахождение выключателя и зажгли свет. Ваше движение в сторону выключателя — это условный или безусловный рефлекс? Дайте обоснование вашего ответа.

Источник

Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей (66 стр.)

Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков

Формирование высшей нервной деятельности зависит от состояния нервной системы ребенка и окружающей среды. Условно-рефлекторные связи у детей первого года жизни недостаточно устойчивые вследствие слабости тормозных и раздражительных корковых процессов. В корковой динамике процессы иррадиации (распространения) преобладают над процессами концентрации, что приводит к быстрому распространению процесса раздражения по коре головного мозга. Грудные дети в первые месяцы жизни не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам мозга, вызывает сон.

Уже на первом году жизни ребенок начинает произносить отдельные звуки, со второго полугодия лепетать, понимать речь окружающих. К концу первого года ребенок начинает произносить отдельные лепетные слова, стоять самостоятельно и ходить.

В ясельном возрасте (от года до трех лет) улучшаются моторные функции, дети начинают ходить самостоятельно, формируется самообслуживание, обогащается словарь, расширяется контакт с окружающими.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) происходит дальнейшее развитие опорно-двигательного и иннервационного аппарата, дети способны выполнять различные физические упражнения, требующие хорошей координации движений, они овладевают умением быстро бегать, прыгать, свободно ходить по ступенькам, играть на музыкальных инструментах, рисовать и лепить. В этом возрасте нервные клетки способны находиться в состоянии повышенной активности, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

К трем годам количество слов увеличивается (1000 слов), улучшается звукопроизношение, формируется фразовая речь. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов, прослушивание сказок и рассказов, общение со взрослыми.

Непосредственным отражением функционального состояния центральной нервной системы является поведение ребенка, которое определяется многими параметрами. Большинство детей дошкольного возраста не имеют отклонений в поведении. Возникающие отклонения в поведении детей – нарушение дневного и ночного сна, снижение аппетита вплоть до анорексии, появление неадекватных реакций (повышенная раздражительность, обидчивость, плаксивость, драчливость), быстрая утомляемость, неустойчивое настроение, часто подавленное настроение – свидетельствуют о функциональных нарушениях со стороны центральной нервной системы. Такие состояния могут наблюдаться в период адаптации к новым условиям пребывания (новая группа детского сада, новая воспитательница) или по возвращении в коллектив после перенесенного инфекционного заболевания. Отклонения в поведении могут также наблюдаться в форме нарушения контакта с детьми и взрослыми, снижения познавательной деятельности или в повышенной неусидчивости, двигательной расторможенности, неустойчивом внимании, затрудняющем контакты с детьми и взрослыми. Такие нарушения наблюдаются у детей, перенесших инфекционные заболевания или травму черепа, вследствие которых наблюдается повышение внутричерепного давления, головные боли, расстройства анализаторов и другие симптомы, указывающие на заинтересованность нервной системы.

Школьный возраст (от 6–7 лет до 17 лет) характеризуется значительным ростом всего организма. Благодаря усиленному интеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 6–7 лет начинается обязательное обучение в школе. Начало раннего обучения в школе не сказывается отрицательно на психическом и физическом состоянии ребенка, если сохраняется правильный распорядок дня с чередованием пребывания на воздухе, отдыхом, своевременным питанием и сном, особенно дневным сном. Для ослабленных и часто болеющих детей необходим особый режим дня с учетом легко наступающей астении (утомления), в связи с чем может задерживаться психическое и физическое развитие ребенка. Систематическое наблюдение за физическим состоянием ребенка, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить и устранить причины, вызывающие эти отклонения.

Динамический стереотип

На человеческий организм постоянно действует не один какой-то раздражитель, а большое количество одновременных и последовательных раздражителей, разных по силе и значению. Если раздражители часто повторяются, то это ведет к образованию системности, или динамическому стереотипу, в деятельности коры головного мозга. Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакцией организма на сложную систему положительных (подкрепленных) и отрицательных (неподкрепленных, или тормозных) уловных раздражителей.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деятельности коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.

Моторные функции: ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах или коньках, игра на музыкальном инструменте, пользование вилкой, ложкой, ножом во время еды, рисунок и письмо – все это навыки, в основе которого лежит образование динамического стереотипа в коре больших полушарий.

Образование динамического стереотипа лежит в основе организации режимных моментов, формирующих биоритм, с которым живет человек. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Особенно важно формирование биоритма в детском возрасте, который сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Ломка биоритма (стереотипа) нередко приводит к различным болезненным состояниям (неврозам). Трудности переделки стереотипа заставляют обращать особое внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с первых лет жизни.

С аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга и глубинными структурами связаны все психические процессы, к которым относятся мотивация и эмоции.

На фоне аналитико-синтетической деятельности коры формируется мотивация деятельности, поведенческие акты, которые могут иметь различную сложность, характер (положительный или отрицательный) и окраску. В этих случаях заинтересована не только кора головного мозга, но и глубинные структуры. Деятельность коры головного мозга, его высших отделов, направлена на достижение конечного результата. При необходимости проводится поиск дополнительной информации из окружающей среды, из прошлого опыта. Реализация жизненных потребностей организма всегда проходит на определенном эмоциональном фоне, который поддерживают глубинные структуры – лимбические системы и гипоталамус.

К лимбической системе, которую называют висцеральным мозгом из-за ее большой роли в регуляции вегетативных функций, относят структуру обонятельного мозга (обонятельную луковицу на основании мозга, обонятельный тракт и др.), поясную и зубчатую извилины, гиппокамп, свод мозга и др. В лимбической системе и гипоталамусе выявлены участки мозга, при повреждении которых или при раздражении (у животных) появляется неудержимая пищевая реакция («центр голода») или, наоборот, отказ от пищи («центр насыщения»). Обнаружены участки мозга, связанные со стремлением к воде («центр жажды»), половому влечению, агрессии, снижению настроения и другим психическим процессам. Лимбическая система имеет обширные связи с другими отделами мозга, в частности с подкорковыми образованиями, гипоталамусом, ретикулярной формацией, регулирующими сердечно-сосудистую, пищеварительную, дыхательную, мочеполовую и другие системы организма, непосредственно участвующими в обмене веществ, восполнении энергетических запасов.

При раздражении гипоталамуса и миндалевидного тела или удалении поясничной извилины у животных наблюдается агрессивное поведение. Двухстороннее разрушение миндалевидного тела у крыс вызывает снижение двигательной активности, реакции ярости и протеста при этом наблюдать не удается. При разрушении миндалевидного тела у человека (по медицинским показаниям) снижается эмоциональная активность типа страха, гнева, ярости. Положительные эмоции повышают силу жизненных процессов: дыхание становится более глубоким, пульс более ровным, на щеках появляется румянец, проходит усталость. Выражением положительных эмоций является улыбка, смех. Отрицательные эмоции влияют на здоровье, угнетают человека: он становится вялым, апатичным, рассеянным, «сгибается» под тяжестью горя. Выражением отрицательных эмоций является плач.

У детей эмоции неустойчивые из-за слабости контроля со стороны высших корковых функций: они легко переходят от смеха к плачу и снова к смеху. Нередко дети плачут в связи повышенной утомляемостью (слабость нервных процессов). От радости ребенок смеется, машет руками, кричит. С возрастом эмоциональные проявления становятся более сдержанными. Этому ребенок учится у взрослых, а значит взрослые должны быть образцом поведения в окружающей среде. Работу по воспитанию необходимо начинать с раннего детского возраста. И в этом значительную роль играет воспитание внутреннего торможения у детей. В свою очередь положительные эмоции являются важным фактором в повышении общего уровня функционирования нервных структур, особенно их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира.

Источник

6.4. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий

6.4. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий

Множество раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма воспринимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, которые поступают в кору больших полушарий. Здесь они анализируются, различаются и синтезируются, соединяются, обобщаются. Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, дифференцировать их и есть проявление аналитической деятельности коры головного мозга.

Сначала раздражения анализируются в рецепторах, которые специализируются на световых, звуковых раздражителях и т. п. Высшие формы анализа осуществляются в коре больших полушарий. Аналитическая деятельность коры головного мозга неразрывно связана с ее синтетической деятельностью, выражающейся в объединении, обобщении возбуждения, которое возникает в различных ее участках под действием многочисленных раздражителей. В качестве примера синтетической деятельности коры больших полушарий можно привести образование временной связи, которое лежит в основе выработки условного рефлекса. Сложная синтетическая деятельность проявляется в образовании рефлексов второго, третьего и высших порядков. В основе обобщения лежит процесс иррадиации возбуждения.

Анализ и синтез связаны между собой, и в коре происходит сложная аналитико-синтетическая деятельность.

Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если система последовательных раздражителей часто повторяется, это ведет к образованию системности, или динамического стереотипа в деятельности коры головного мозга. Таким образом, динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (неподкрепляемых, или тормозных) условных раздражителей.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.

Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения, при этом они очень трудно поддаются перепрограммированию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

III. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ

III. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ Огненно-жидкое состояние земли закончилось, как мы видели, образованием сплавленной коры, которую всю покрыла вода. Как же образовались настоящие, поднимающиеся над водою в виде островов, материки и те разнообразные массы камней и слои земель,

Загадка полушарий

Загадка полушарий Если не принимать во внимание положение в грудной клетке и в брюшной полости некоторых внутренних органов, то обе половинки нашего тела являются физическими зеркальными отражениями друг друга. Биологи говорят, что они билатерально симметричны (лат. bi

6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга

6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга Возрастные изменения строения головного мозга. Головной мозг новорожденных и дошкольников короче и шире, чем у школьников и взрослых. До 4 лет происходит почти равномерный рост мозга в длину,

Сколько полушарий, столько и целей

Сколько полушарий, столько и целей Сколько целей может человек преследовать одновременно? Похоже, эволюция решила, что хватит с нас двух. По числу рук, наверное. Правую руку тянем к одной цели, левую — к другой. Уже и от двух-то глаза разбегаются.Однажды во Вьетнаме, в

Как научились читать историю земной коры

Как научились читать историю земной коры В предыдущей главе мы пытались окинуть взглядом великую книгу природы. Но и это самое общее представление могло сложиться только в результате упорного труда выдающихся умов как основателей геологической науки, так и оставшихся

5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АССИМЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АССИМЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Классические работы Р. Сперри и его коллег на людях с «расщеплённым мозгом» [Gazzaniga, LeDoux, 1978] открыли пути для нейропсихологического экспериментального исследования функциональной асимметрии полушарий головного

8.2. Синтетическая теория эволюции

8.2. Синтетическая теория эволюции Популяционно-генетический подход заложил основы современной, так называемой синтетической теории эволюции (СТЭ), основанной на синтезе генетики и дарвинизма. Взаимосвязь между степенью генетической изменчивости популяции и скоростью

Глава 7 АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА

Глава 7 АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА Вся высшая нервная деятельность состоит из непрерывного анализа — расчленения раздражителей окружающего мира на все более простые их элементы, и синтеза — обратного слияния этих элементов в целостное восприятие

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА Левое полушарие становится доминантным по речевой функции у правшей, тогда как правое остается субдоминантным. В коре левого полушария у правшей выделяют две зоны, имеющие отношение к речи: зона Брока и зона Вернике (рис.

Гормоны коры надпочечников (кортикостероиды)

Гормоны коры надпочечников (кортикостероиды) В коре надпочечников синтезируются более 40 различных стероидов, различающихся по структуре и биологической активности. Биологически активные кортикостероиды объединяются в 3 основные класса:1. глюкокортикоиды, оказывающие

НЕОДАРВИНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ)

НЕОДАРВИНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ) Если кого и можно назвать Ньютоном биологии, то, разумеется, Г. Менделя. Он сделал все, что требовалось для превращения биологии в «подлинную науку» наподобие классической физики, а именно:1) ввел невидимые сущности —

ПСИХИАТРИЯ КАК ПОСОБНИЦА ФИЗИОАОГИИ БОАЬШИХ ПОЛУШАРИЙ [ 30 ]

ПСИХИАТРИЯ КАК ПОСОБНИЦА ФИЗИОАОГИИ БОАЬШИХ ПОЛУШАРИЙ[ 30 ] Из моих ранних работ по кровообращению и пищеварению я вынес прочное убеждение в больших услугах, которые может оказывать клиническая казуистика — бесконечный ряд всевозможных патологических вариаций и

О РАБОТЕ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

О РАБОТЕ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ Обоснование и история принципиальной методики исследования работы больших полушарий. — Понятие рефлекса. — Разнообразие рефлексов. — Сигнальная деятельность больших полушарий как самая общая физиологическая

Гормоны коры надпочечников

Гормоны коры надпочечников В экспериментах на животных не было обнаружено отчетливого поведенческого эффекта кортикостероидов (т. е. глюкокортикоидов и минералокортикоидов), в противоположность другим гормонам гипофиз-адреналовой системы. В частности, ни скорость

5. Анализаторная и синтетическая деятельность коры головного мозга

5. Анализаторная и синтетическая деятельность коры головного мозга Высшая нервная деятельность животного дает возможность выделять ему из сложной массы всевозможных раздражений, идущих из внешнего мира, те, которые имеют для животного то или иное значение. Собака при

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *