высокопетровский монастырь интересные факты
Высоко-Петровский монастырь в Москве
Высоко-Петровский монастырь в Москве
Приняв сан, Митрополит Петр сначала поселился в Киеве, где прожил один год, а потом избрал местом своего пребывания стольный град Владимир, соперничавшего с Москвой за великокняжеский престол. Святитель избрал Москву, духовно провидя ее будущую роль в истории России. И в 1325 году по приглашению московского великого князя Ивана Калиты он перенес митрополичью кафедру в Москву, сделав ее религиозной столицей Руси. Свой митрополичий двор святитель устроил в Кремле, при церкви Рождества Иоанна Предтечи на Бору, стоявшей близ Боровицкой башни. А летом 1326 года заложил в Кремле Успенский собор по образу Владимирского, подчеркивая статус полюбившейся ему Москвы как будущего центра всей России. Митрополит Петр убеждал великого князя: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами…»
Через полгода, 3 января 1327 г. (н.ст.) митрополит Петр скончался с молитвой на устах и воздетыми к небу руками и был погребен в новозаложенном им Успенском соборе. А через год после закладки собора Москва получила ярлык на великое княжение и стала столицей Государства Российского.
|
Храм преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре |
И в блестящий век Екатерины на Петровке селились знатные вельможи. До революции именно здесь стоял дом помещицы Анненковой, которая мучила крепостных своими причудами и ложилась спать в бальном платье, готовая в любой момент среди ночи отправиться на светский прием. Ее сын Иван, часто сопровождавший мать в магазин на Кузнецкий мост, влюбился там в юную приказчицу, прекрасную француженку Полину Гебль. Чувство оказалось взаимным, и после событий 1825 года девушка отправилась за ним в Сибирь – им последовало высочайшее разрешение пожениться. По мотивам этой реальной истории был поставлен художественный фильм «Звезда пленительного счастья».
Только в XIX веке, когда Неглинную заключили в трубу, Петровка обратилась в шикарную коммерческую улицу, соперничавшую с Кузнецким мостом.
Петровский монастырь входил в число монастырей-сторож северного полукольца, защищавших Москву от вражеских набегов. Он сильно пострадал от татарских полчищ, а пожар 1492 года причинил ему такие повреждения, что требовалось восстановить монастырь почти заново. К тому же рядом расположился загородный великокняжеский дворец, и это, вероятно, ускорило обновление обители. В 1514 году старый деревянный собор был разобран, и на его месте итальянский архитектор Алевиз Фрязин за три года выстроил новый каменный, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского. Заказ на перестройку монастыря и строительство нового каменного собора явно был высочайший. О том свидетельствует, во-первых, имя приглашенного московским государем мастера, Алевиза Фрязина. А во-вторых, купол нового собора Петровского монастыря был увенчан подобием «древней короны греческих царей», как писал один старинный московский историк. Есть версия, что тогда же Петровский монастырь впервые был официально назван «Высоко-Петровским».
В старину здесь проходила дорога на окраинную Божедомку, к «убогому дому», где собирали тела безвестных людей, скончавшихся насильственной смертью и самоубийц, и погребали их на местном погосте. В XVII столетии дважды в год, в семик после Пасхи и на Покров, из Петровского монастыря на Божедомку отправлялся крестный ход. Священники отпевали всех умерших и хоронили новых покойников, совершая положенные в таком случае церковные службы.
А в конце XVII века Петр I приказал вновь отстроить древнюю Боголюбскую церковь Петровского монастыря, которая с того времени стала усыпальницей Нарышкиных, родственников его матери. С этой боярской фамилией, и прежде всего, с именем царицы Натальи Кирилловны связано значительное обновление старинного московского монастыря в 1682-1690-х гг. Нарышкины жертвовали на него немалые средства. Есть легенда, будто бы обновление Петровского монастыря начал еще царь Алексей Михайлович в честь рождения у него в 1672 году сына Петра. После стрелецкого бунта 1682 года царица Наталья Кирилловна похоронила здесь двух своих братьев, Ивана и Афанасия, убитых стрельцами. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Помимо братьев царицы здесь же в 1691 году был погребен и ее отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, насильно постриженный в монахи в кремлевском Чудове монастыре по принуждению взбунтовавшихся стрельцов. И хотя старец Киприан был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь, вероятно, он после подавления бунта, сложил с себя этот невольный обет и на надгробном камне в усыпальнице именовался по-прежнему боярином.
Наконец, в 1690 году в монастыре появился новый собор во имя Петра Митрополита, возведенный на месте постройки Алевиза Фрязина. Вновь отстроенный собор был освящен в присутствии царей Петра и Иоанна. Тогда же появились и красивые стены монастыря, дожившие до наших дней. И еще со времен царя Петра в монастыре хранилась икона Богоматери, которая прежде принадлежала некой Мавре Замыцкой, вдове царского стольника, имевшей дом напротив монастыря. И дошел до Петра слух, будто бы вдова злоупотребляет благодатной силой этого образа: собирает кликуш и своей молитвой перед иконой исцеляет их, привлекая других верующих и получая за то немалое вознаграждение. Государь приказал конфисковать все имущество вдовы вместе с образом и домом: с тех пор они стали принадлежать Петровскому монастырю. Кстати, ему же принадлежало и загородное владение по Тверскому тракту, где в XVIII веке был построен путевой дворец Екатерины II, поэтому названный Петровским.
Сюда же, в Высоко-Петровский монастырь, в конце XVII века из царской казны был передан уникальный портрет патриарха Никона, во весь рост, выполненный мастером Оружейной палаты. Этот редкий портрет из разноцветного шелка, уже тогда имевший художественную ценность, принадлежал знаменитому князю Василию Голицыну. Все его имущество было конфисковано, когда при царе Петре он попал в опалу. (После революции портрет поступил в Третьяковскую галерею.)
Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до московского «морового поветрия», то есть до эпидемии чумы 1771 года, хотя кроме них в Петровском монастыре были похоронены многие знатные фамилии: Нащокины, Свиньины, Бутурлины. Однако до 1812 года именно каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых по тезоименитству захороненных. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Перед монастырской стеной, выходящей на бульвар, захватчики расстреляли 13 москвичей и повесили их на фонарных столбах с надписью, что они казнены за поджоги.
Это не уменьшило народного сопротивления. На соседней с Петровкой улице Каретный Ряд владельцы лавок сами подожгли их вместе с товаром, чтобы они не достались врагу: когда армия Наполеона вошла в Москву, на Каретный Ряд поспешили французские военачальники, чтобы выбрать себе лучшие экипажи для разъездов по Москве.
Интересно, что в 1880-х гг. в усадьбе Губиных напротив Петровского монастыря открылась частная гимназия Крейсмана, куда принимали всех исключенных из московских казенных гимназий учеников. Но даже отсюда, из очень демократической гимназии был изгнан Валерий Брюсов – за издание школьного журнала, в котором ученик пятого класса вольно развивал атеистические и республиканские идеи. Ему все же удалось закончить самую лучшую в дореволюционной Москве гимназию Поливанова на Пречистенке.
С 1950-х годах началась медленная реставрация монастыря. В 1990-х годах он вновь был открыт, и в его стенах работал известный в Москве Российский Православный университет.
Придел во имя святителя митрополита Петра существует в ныне действующей церкви св. Димитрия Солунского на Благуше, построенной в 1911 году и сильно обезображенной в годы советской власти.
Высокопетровский монастырь и окрестности
В отличие от Новодевичьего, Новоспасского или Донского монастыря, Высокопетровский монастырь никогда не был крепостью, и большую часть своего времени располагался в глубине городской застройки. Поэтому его комплекс встроен в «единую фасаду» Петровки, и можно каждый день ходить мимо, даже и не совсем понимая, что это за монастырь.
Хотя какая-то странная «европейскость» бросается здесь в глаза сразу же, а часть «единой фасады» внезапно оказывается постройками допетровских времен. Да какими!
Вот это-то сооружение и придают монастырю «европейский» облик. Это церковь Петра Митрополита, 3-я по возрасту в Москве (после собора Андроникова монастыря и кремлевских соборов), возведенная Алевизом Фрязиным (Новым) в 1519 году. Причем, видимо, здесь перед архитектором не стояла задача создать архитектуру чужой страны и веры, и он возвел ротонду, какая бы смотрелось органично в его родной Италии.
Здесь же, под серым русским небом и на фоне конструктивистских зданий, она смотрится поразительно.
По бокам от Петровской церкви стоят еще две, построенных уже Нарышкиными, и являющимися, как не трудно догадаться, памятниками «нарышкинского барокко».
Мимо Сергиевской церкви, под крытым переходом, надо пройти во второй двор монастыря:
У его дальней стены стоит Петропавловская церковь (18в.) на безразмерно высоком подклете:
И нависают грандиозные братские кельи, возведенные Нарышкиными в 1690-х годах. Это одно из крупнейших для своего времени каменных зданий.
Оцените масштаб! К кельям примыкают построенные тогда же палаты Нарышкиных. Вот их отражение в окне соседнего здания:
Это Константинопольское патриаршье подворье, возведенное в 1887-93 годах. Ныне оно используется как жилой дом, действующего подворья в Москве нет (из-за напряженных отношений Московского и Константинопольского патриархатов), отреставрирован лишь один корпус здания. Остальные своей запущенностью живо напоминают старинную фабрику.
Рядом, между двумя историческими православными организациями, устроилось посольство мусульманского Алжира:
Есть у Высокопетровского монастыря и другой сосед, стоящий точно напротив. Это музей современного искусства им. Зураба Церетели. Или просто музей Церетели. На стенах музея висят репродукции отнюдь не современных картин:
И церковь Рождества Богородицы в Путинках, построенная в 1649-52 годах, последний в Москве шатровый храм.
Вид с Пушкинской площади:
И из Путинковского переулка:
Одна из 7 трехшатровых церквей России. Другие: в Угличе, в Вязьме, в Кеми, в музее Витославлицы под Новгородом и в Перми.
Высоко-Петровский монастырь
ГЛАВНОЕ
Высоко-Петровский монастырь – один из первых монастырей Москвы. Его история начинается еще в XIV в., когда на этом месте был построен первый деревянный храм. Наибольшее развитие монастырь получил в конце XVII века, когда ему покровительствовал боярский род Нарышкиных и сам царь Петр I, мать которого принадлежала к этому знатному роду. Весьма характерна архитектура монастыря, в которой традиции средневекового русского церковного строительства сочетаются с изящными элементами барокко. Прерванная в советское время деятельность обители была восстановлена в 1990-е гг. Сегодня этот действующий ставропигиальный мужской монастырь, расположенный в центре Москвы, привлекает к себе и туристов, и паломников. Среди реликвий монастыря ‒ ковчег с частицей мощей митрополита Петра, частицы мощей апостолов Петра и Павла, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Киево-Печерских отцов и другие.
Основание монастыря
Согласно одному из преданий, монастырь был основан митрополитом Петром в 1315-1326 гг. По другой версии, основателем был московский князь Иван Калита. Существует легенда и о том, что монастырь основан Дмитрием Донским – князь, возвращаясь с Куликовской битвы в 1380-м году, возобновил существующую обитель. Так или иначе, в начале XIV века на этом месте, возле дороги из Москвы на север, был построен деревянный собор в честь апостолов Петра и Павла, вокруг которого позже образовался монастырь.
Митрополит Петр – фигура весьма значительная для истории Московского княжества. Именно он заложил фундамент первого Успенского собора в Кремле в 1326 году, а также перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, превратив ее в религиозный центр крепнущего княжества. После смерти митрополит Петр был канонизирован, а собор монастыря переосвящен в Петровский, в честь почитаемого святого. Расположенный на холме, монастырь с тех пор стал именоваться Высоко-Петровским. Интересно, что с годами монастырь дал названия многим улицам вокруг: это и Петровка, и Петровские линии, и Петровский бульвар.
Щедрость бояр Нарышкиных
При князе Василии III Петровский собор был отстроен заново уже в камне. Архитектором стал знаменитый итальянец Алевиз Новый, создатель Архангельского собора в Кремле. Храм Петра Митрополита в плане представляет собой восьмилистник – уникальная для 1510-х гг. форма. В конце XVII века она получила развитие на Руси как «нарышкинское барокко».
С царским родом Нарышкиных связан очередной расцвет монастыря на рубеже XVII ‒ XVIII вв. В 1671 г. Кирилл Нарышкин, дядя Петра I, подарил своему зятю царю Алексею Михайловичу усадьбу, прилегавшую к монастырю. Царь, в свою очередь, передает усадьбу в дар обители. Благодаря этому территория монастыря увеличилась практически в два раза. Чуть позже при содействии императора Петра I было построено несколько соборов.
Первый из них, собор Боголюбской иконы Божией матери (1684 ‒ 1685), стал семейной усыпальницей рода Нарышкиных. Собор построен на месте могил убитых во время стрелецкого бунта 1782 года Ивана и Афанасия Нарышкиных. Всего в церкви было похоронено более 20 представителей знаменитой семьи.
Также на рубеже веков была построена церковь Сергия Радонежского с примыкавшей к ней трапезной и корпусом братских келий. Церковь разделила территорию монастыря на два двора: парадный с храмом Петра Митрополита и хозяйственный. Как и Боголюбский собор, эта церковь демонстрирует традиционные формы храмовой архитектуры своего времени. Однако сочетание красных кирпичных стен с белым декором позволяет говорить о постепенном формировании стиля московского барокко.
В ансамбль монастыря входит много других интересных памятников. Среди них – Святые врата с надвратной церковью и колокольней, а также церкви XVIII в. (Толгской иконы Божией матери и церковь преп. Пахомия). В церкви Толгской иконы Божией матери весьма примечателен расписной иконостас.
Разгром и восстановление
Трагической страницей в летописи монастыря стал 1812 год. Наполеоновские войска, завладевшие Москвой, не пощадили русскую святыню – в монастыре расположились французские кавалеристы, разграбившие и разорившие все, что попалось им под руку – в том числе надгробия Нарышкиных. Боголюбский собор был осквернен – захватчики вбили крючья в иконостас и подвешивали на них мясные туши. У стен обители враги по приказу маршала Мортье расстреливали москвичей, обвиняемых в поджоге города. Хоронили их тут же, в монастырской земле, у колокольни.
На восстановление монастыря потребовался не один год – но постепенно он снова стал играть в духовной жизни Москвы одну из главных ролей. Деятельность петровских настоятелей была традиционно связана с просвещением и образованием, поэтому перевод главного московского духовного училища в Высоко-Петровский монастырь (1822 год) был вполне закономерным. Здесь же хранилось собрание Московской епархиальной библиотеки. С 1863 года, по благословению архиепископа Филарета, здесь стали проходить заседания «Общества любителей духовного просвещения».
Непростой период в жизни монастыря начался с приходом к власти большевиков. В 1918 году монастырь был закрыт. Несмотря на это, здесь возникла одна из крупнейших подпольных монастырских общин, просуществовавшая до 1929 года, когда последним был закрыт Боголюбский храм. Многие монахи и прихожане были расстреляны. Теперь они причислены к лику святых как мученики. Здания монастыря в советское время использовались как коммунальные квартиры, завод по ремонту сельскохозяйственной техники, библиотека, спортзал, литейный цех, детский сад. Каменные надгробия бояр Нарышкиных были уничтожены.
В 1959-м году монастырь получил статус памятника архитектуры, и это спасло его от полного разрушения – по некоторым данным, градостроительный план столицы предполагал снос Высоко-Петровского монастыря для расширения дороги. Заводы и коммунальные квартиры из обители убрали. На их месте разместили репетиционную площадку (Сергиев храм), филиал Государственного литературного музея (братский корпус), Общество охраны памятников, Росизопропаганда, театральные мастерские.
В 1992-м году комплекс Высоко-Петровского монастыря был возвращен Русской православной церкви, а после длительной реставрации в 2009-м году монастырь снова стал действующим.
Святыни обители
К началу XX столетия Высоко-Петровский монастырь хранил три Евангелия XVII века, камни от Гроба Господня, серебряные кресты с частицами Креста Господня и другие духовные сокровища. После революции все это разграбили, а в наши дни у обители появились новые святыни. Главная среди них – ковчег с частью мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. В феврале 2010 года их передал обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В наши дни в монастыре проводятся службы, ведутся экскурсии. В трапезной можно отведать монастырской еды. Кроме того, Высоко-Петровский монастырь находится внутри Бульварного кольца, и в этом районе очень приятно совершать пешие прогулки, например, к Кремлю или по бульварам.
Высоко-Петровский мужской монастырь
Мiръ Россия Москва Высоко-Петровский мужской монастырь
Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших монастырей Москвы, основан в XIV веке. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Основанный при жизни св. Петра Митрополита как Петропавловский, после кончины и канонизации святителя стал Петровским. В 1680-90-х отстроен практически заново на средства Нарышкиных. Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился.
Содержание
История [ править ]
Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».
Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.
В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.
Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.
9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.
По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.
И даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание). Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища; С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. Ею вносился посильный вклад по пропаганде здорового образа жизни среди населения – в стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости.
Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.
С «подпольным периодом» монастыря связаны имена девяти монахов и прихожан монастыря, канонизированных российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года:
Современное состояние [ править ]
С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и совершаться богослужения.
Решением Священного синода от 10 октября 2009 года по прошению епископа Зарайского Меркурия было принято решение о возрождении монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре. Наместником монастыря назначен епископ Меркурий.
20 февраля 2010 года в монастыре было совершено первое после длительного перерыва Патриаршее богослужение и освящен новый колокол — благовестник «Святитель Петр».
Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Фото [ править ]
Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Нарышкинские палаты и церковь Петра Павла 2015 год
Часовня-склеп (на переднем плане)
Собор Петра митрополита
Собор Боголюбской иконы Божией Матери в монастыре
Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной
Церковь Толгской иконы Божией Матери
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: до станций метро Чеховская, Пушкинская, Тверская, Трубная
Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2
+7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам)
+7 495 621 37 30 (кадровая служба, бухгалтерия, юридическая служба)
+7 903 670 64 74 (паломническая служба, Максим Лазарев)
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00.