высшее образование обучение на английском
Высшее образование обучение на английском
Все больше российских университетов предлагают абитуриентам программы обучения на английском языке. Казалось бы, есть ли смысл русскоязычному студенту поступать в России на англоязычную программу, когда есть возможность не усложнять себе жизнь и учиться на родном языке. Однако вместе с очевидными сложностями учеба на английском дает и существенные преимущества, открывающие выпускнику путь к международной карьере, делает его более конкурентоспособным соискателем в России и за рубежом. Мы опросили представителей нескольких российских вузов, в которых есть обучение полностью на английском языке, и узнали о предпосылках создания таких программ, их особенностях и перспективах, трудностях обучения для студентов и преимуществах для выпускников.
Предпосылки
Англоязычные программы в российских вузах стали появляться не так давно. Первоначально введение английского языка в образовательный процесс имело своей целью развитие у студентов не столько языковых, сколько профессиональных навыков, значительно расширяющих возможности изучения учебной и научной литературы, общения с зарубежными преподавателями и студентами, дальнейших образовательных и карьерных перспектив, — рассказывает Иван Простаков, проректор НИУ ВШЭ. По его словам, Вышка начала обучение на английском с момента своего основания и сначала это были отдельные лекции и курсы, затем появились первые программы, в том числе, программы двух дипломов с ведущими зарубежными университетами.
Число выпускников российских школ, хорошо владеющих иностранными языками, становится, все больше. Наталья Абрамова, директор Школы публичной политики и управления РАНХиГС, связывает с этим и рост спроса на программы англоязычного бакалавриата: «Количество международных школ и школ, реализующих англоязычные классы, ежегодно растет. К нам приходят выпускники с хорошим знанием английского языка, что подтверждается высокими баллами языковых сертификатов IELTS и TOEFL. Конкурс на программы растет каждый год. Это объясняется сразу несколькими причинами. За последние несколько лет мы наблюдаем, как повышается уровень подготовки выпускников российских школ, их запросы и амбиции. Сейчас абитуриенты заинтересованы в получении качественного образования, соответствующего как российским, так и мировым стандартам, и мотивированы построить успешную международную карьеру».
Плюсы
Один из самых распространенных аргументов в пользу программ на английском языке — доступ к международному образованию, для которого не требуется уезжать в другую страну. Некоторые вузы, например, Британская высшая школа дизайна или Факультет международных программ MBA ИОН (Kingston/РАНХиГС), напрямую сотрудничают с иностранными университетами и аккредитированы ими для ведения программ, благодаря чему студенты могут пользоваться электронными ресурсами школы-партнера, а при выпуске — получить второй диплом. На магистратуре ВШМ СПбГУ вместе с дипломом альма-матер выпускники тоже получают диплом зарубежной школы-партнера.
Кроме того, во многих дисциплинах все новеийшие исследования доступны только на английском — на русский язык они либо еще не переведены, либо мало известны в русскоязычной образовательной среде. Публикации на английском языке делаются исследователями по всему миру, и их банально больше, чем публикаций на русском, как рассказывает заместитель декана по интернационализации Высшей школы бизнеса ВШЭ Анна Грязнова. Обучение на английском языке дает возможность задействовать в процессе зарубежных преподавателей, позволяет глубже изучить предмет и быть в курсе актуальных научных дискуссий, которые из-за недостатка материалов еще не так широко обсуждаются в России. Анна Деревнина, проректор по учебной работе Сколковского института науки и технологий, подчеркивает, что для вхождения в мировую науку и реализации международных подходов к образованию необходим высокий уровень знания английского.
Кроме разницы в количестве имеющихся материалов, зачастую некоторые англоязычные программы отличаются от русскоязычных еще и подходом к преподаванию. Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University, отмечает, что британское творческое образование совсем не похоже на принятое в России — в нем от студентов требуется много работы как самостоятельной, так и в командах, делается акцент на исследования и критическое мышление, дается свобода для экспериментов и проектов. Привыкая к более западному подходу к работе и учебе, студенты получают именно те навыки и умения, которые востребованы западными работодателями и ценятся в западных университетах.
Некоторые вузы делают упор и на совершенствование студентами владения английским, особенно в профильной сфере — так, ВШМ СПбГУ считает высокое качество именно языкового образования одним из своих ориентиров. В других же вузах языковая сторона обучения может и не выделяться. Иван Простаков подчеркивает, что от преподавателя требуется не столько идеальное знание английского языка и «оксфордское» произношение, сколько способность профессионально коммуницировать с аудиторией на английском, преподавать, заниматься академическими исследованиями и так далее.
Еще одним немаловажным плюсом обучения в России на международных программах является, по мнению Евгения Рощина, академического директора программы Master of Global Public Policy РАНХиГС, возможность получить доступ к международному образованию, не покидая пределов своей страны и не делая перерыв в карьере на серьезную программу для собственного личностного и профессионального апгрейда.
Почему же тогда англоязычных программ все равно пока сравнительно мало?
Сложности
Как рассказывает Марина Лаврикова, первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ, перед университетами, собирающимися организовывать образовательные программы на иностранных языках, встает несколько барьеров. Во-первых, формировать критерии отбора абитуриентов оказывается сложнее, чем со стандартными программами. Во-вторых, подбор преподавателей затруднен, поскольку искать их приходится не только среди квалифицированных специалистов, но и среди носителей языка, или людей, владеющих английским на очень высоком уровне. Кроме того, зарубежные преподаватели могут не согласиться переезжать и преподавать в России. По мнению Анны Деревниной, удерживать высокое качество языкового преподавания при недостатке носителей языка выходит довольно нелегко. К списку она также добавляет и трудности сопряжения международных подходов с требованиями российского законодательства — автономия российских университетов ограничена федеральными образовательными стандартами и требованиями, что осложняет создание в России международных программ.
Для студентов главной преградой обычно оказывается необходимость владения английским языком на высоком уровне, а также непривычный подход в преподавании, требующий зачастую навыков, которым не учат в российских школах. Все задания и проекты даются на английском языке, в письменных работах нужно демонстрировать умение работать с новыми знаниями и инструментами, соблюдать жесткие дедлайны, рассказывает Маргарита Перепелица, декан Факультета международных программ МВА ИОН РАНХиГС, и, к сожалению, с этим справляются не все. Свобода творчества, обилие самостоятельной работы и отсутствие прямого контроля сверху, отличающие западный подход к преподаванию (например, в Британке) и выгодно его выделяющие, тоже могут обернуться непривычными условиями для российских студентов. «С одной стороны, необходимо осваивать специфическую «предметную» лексику, с другой – обучение на иностранном языке, погружение в языковую среду на продолжительное время требуют большого психологического и интеллектуального напряжения», — считает Иван Простаков. На такой программе к общей сложности самого предмета неизбежно добавляется еще и постоянная языковая нагрузка.
Большинство представителей университетов, в которых есть англоязычные программы, отмечают, что языковой барьер, высокие требования и непривычные условия обучения могут оказаться проблемой для русскоязычных студентов. Зато студенты, выдержавшие нагрузку и встроившиеся в обучение, при выпуске получают навыки, делающие их конкурентоспособными профессионалами.
Курсы и программы на английском языке
С каждым годом российские университеты предлагают все больше англоязычных образовательных программ. В этом разделе мы разберем их специфику и особенности.
Многие из этих программ дублируют русскоязычные, но и количество уникальных растет. Обучение по англоязычной программе – это возможность получить диплом в престижном российском университете без глубокого знания русского языка. Занятия ведут не только российские, но и зарубежные преподаватели – носители языка.
При поступлении на англоязычные программы необходимо предоставить аттестат или диплом, мотивационное письмо и сертификаты IELTS или TOEFL. Некоторые университеты не требуют сдачи вступительных экзаменов при поступлении на магистерские программы, заменяя их собеседованием на английском языке – чаще всего в формате видеоинтервью.
На сегодняшний день программу, которая ведется полностью на английском языке, можно найти по любому профилю специализации.
Мы подготовили для тебя список таких программ ведущих российских университетов:
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» – одна из самых престижных образовательных организаций в России. Университет фокусируется на специальностях, востребованных на современном рынке труда. НИУ ВШЭ активно сотрудничает с ведущими глобальными компаниями, а выпускники находят работу в Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte, PepsiCo, Accenture, Citi, L’Oreal, McKinsey & Company, IBM, Google, KPMG и Microsoft.
У НИУ ВШЭ широкий спектр программ от бакалавриата и магистратуры до MBA и коротких онлайн-курсов на английском языке. Для иностранных абитуриентов продумана целая система адаптации в стране и университете, в этом им помогает студенческая организация HSE Buddies.
Обрати внимание на магистратуру Науки о данных / Data Science. В программу входят изучение готовых технологий машинного обучения, работа с данными, самостоятельный анализ и конструирование математических моделей и алгоритмов. Другая англоязычная программа Российские исследования / Russian Studies действует с 2019 года – акцент сделан на комплексном изучении современной России, ее политики, экономики, бизнеса, культуры. Также у иностранных абитуриентов есть возможность поступить на English Preparatory Programme in Economics – эта подготовительная программа по экономике позволит подготовиться к поступлению на первый курс Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ.
© Depositphoto
Один из лучших технических университетов России, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), был основан в 1886 году. Среди 200 образовательных программ иностранные абитуриенты могут найти огромное количество на английском языке. Например, открытая в 2020 году Heritage Science – это первая в России образовательная программа подготовки высококвалифицированных технических специалистов в области реставрации и музейной работы, владеющих инновационными неразрушающими технологиями анализа и сохранения памятников культуры.
В 2021 году университет запустит сетевую англоязычную магистерскую программу Animal-Centered Computing совместно с Университетом Хайфы в Израиле. Студенты этого направления будут учиться разработке технологических решений для защиты здоровья и благополучия животных, методам исследования их поведения и развитию методов коммуникации с ними посредством компьютерных технологий, искусственного интеллекта и машинного обучения.
Англоязычная магистерская программа Возобновляемая солнечная энергетика / Renewable Solar Energy позволяет погрузиться в мир новейших технологий в области возобновляемых источников энергии. Студенты получают знания о базовых физических принципах и материаловедческих аспектах фотоэлектрического оборудования, технологиях разработки солнечных модулей, оборудовании, проектировании и обслуживании солнечных электростанций, изучают основные физические принципы и материалы фотовольтаики. Программа включает возможность стажировки в одном из партнерских университетов Европы.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского предлагает около 400 основных и дополнительных программ для иностранных граждан, включая англоязычные. Например, программа бакалавриата Фундаментальная информатика и информационные технологии. Студенты готовятся к научно-исследовательской работе в области теоретической информатики, разработке и созданию новых информационных технологий и их применению в проектно-конструкторской деятельности. Выпускники программы будут готовы к работе в международных компаниях – лидерах по созданию, развитию и имплементации систем, продуктов и IT-сервисов: Intel, Microsoft, IBM, NVIDIA и др.
Изначально задуманный как университет для иностранцев, созданный в 1960 году Российский университет дружбы народов сегодня признанный лидер по числу иностранных студентов. В РУДН 5 факультетов, 11 институтов и академия, здесь широкие возможности обучения – от бакалавриата до аспирантуры. Иностранным абитуриентам здесь доступно 800 основных и дополнительных образовательных программ. В их числе много англоязычных. Среди них Внешнеэкономическая деятельность / International Business Management, Английская и русская литература в сопоставительном аспекте / English and Russian Literature: Comparative Studies, Прикладная международная журналистика / International journalism, Международная защита прав человека / International Protection of Human Rights, Международное частное право / International Private Law, программы по подготовке переводчиков, юристов, политологов, PR-специалистов, врачей и других востребованных специалистов.
© Depositphoto
Сибирский федеральный университет – один из крупнейших университетов Сибири и Дальнего Востока. Он предлагает иностранным абитуриентам около 250 образовательных программ, среди которых целый ряд на английском языке. Например, магистратура Petroleum Chemistry and Refining, по которой готовят специалистов в области разработки и модернизации технологий добычи полезных ископаемых, в том числе в условиях Крайнего Севера. После ее окончания можно построить карьеру в крупнейших государственных или частных нефтегазовых компаниях. Другая магистерская программа на английском языке – Digital Intelligent Control Systems – позволит освоить технологии разработки встраиваемых интеллектуальных систем управления на базе микропроцессоров, микроконтроллеров и программируемых интегральных систем. Студентов знакомят с основными достижениями в области цифровых интеллектуальных систем управления, современными методиками создания их на основе нейросетей и обмена данными.
Если ты увлекаешься математикой, обрати внимание на программу Data Science and Mathematical Modeling. Ее студенты учатся решать задачи в сфере анализа данных и математического моделирования, расширяют компетенции в программировании и знакомятся с передовыми технологиями сферы. Выпускники этой программы – востребованные и высокооплачиваемые специалисты во всем мире.
В Тюменском государственном университете действует одно из самых инновационных подразделений для иностранных абитуриентов – Школа перспективных исследований (School of Advanced Studies). Этот уникальный проект предлагает преимущественно англоязычные программы обучения.
Ты можешь выбрать одно из 7 направлений бакалавриата: Экономика, История, Биология, Медиакоммуникации, Искусства и гуманитарные науки, Социология, Прикладная информатика. Для будущих магистров доступны программы Цифровая культура и медийное производство (Digital Cultures and Media Production, DC&MP) и Экспериментальное высшее образование, реализованная совместно с Центром трансформации образования СКОЛКОВО.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина недавно отметил столетний юбилей. Университет – лидер в области научных исследований и образования в России. Среди 450 программ для иностранных абитуриентов доступен ряд англоязычных.
Абитуриентам доступны такие направления подготовки, как психология, биотехнологии, управление кадрами, международный менеджмент, дизайн, философия, реклама и PR, компьютерные науки, астрофизика и астрономия, экономика и IT. Обрати внимание на программу Cognitive Neurosciences. Это бакалавриат, цель которого – подготовка специалистов в области изучения мозга и нейрокогнитивных процессов, а также методов исследования мозга и современных подходов к нейрореабилитации. Выпускники программы работают в ведущих научно- исследовательских институтах и в нейрореабилитационных и коррекционно-образовательных центрах в России и мире.