высшее образование обучение на английском

Высшее образование обучение на английском

высшее образование обучение на английском

Все больше российских университетов предлагают абитуриентам программы обучения на английском языке. Казалось бы, есть ли смысл русскоязычному студенту поступать в России на англоязычную программу, когда есть возможность не усложнять себе жизнь и учиться на родном языке. Однако вместе с очевидными сложностями учеба на английском дает и существенные преимущества, открывающие выпускнику путь к международной карьере, делает его более конкурентоспособным соискателем в России и за рубежом. Мы опросили представителей нескольких российских вузов, в которых есть обучение полностью на английском языке, и узнали о предпосылках создания таких программ, их особенностях и перспективах, трудностях обучения для студентов и преимуществах для выпускников.

Предпосылки

Англоязычные программы в российских вузах стали появляться не так давно. Первоначально введение английского языка в образовательный процесс имело своей целью развитие у студентов не столько языковых, сколько профессиональных навыков, значительно расширяющих возможности изучения учебной и научной литературы, общения с зарубежными преподавателями и студентами, дальнейших образовательных и карьерных перспектив, — рассказывает Иван Простаков, проректор НИУ ВШЭ. По его словам, Вышка начала обучение на английском с момента своего основания и сначала это были отдельные лекции и курсы, затем появились первые программы, в том числе, программы двух дипломов с ведущими зарубежными университетами.

Число выпускников российских школ, хорошо владеющих иностранными языками, становится, все больше. Наталья Абрамова, директор Школы публичной политики и управления РАНХиГС, связывает с этим и рост спроса на программы англоязычного бакалавриата: «Количество международных школ и школ, реализующих англоязычные классы, ежегодно растет. К нам приходят выпускники с хорошим знанием английского языка, что подтверждается высокими баллами языковых сертификатов IELTS и TOEFL. Конкурс на программы растет каждый год. Это объясняется сразу несколькими причинами. За последние несколько лет мы наблюдаем, как повышается уровень подготовки выпускников российских школ, их запросы и амбиции. Сейчас абитуриенты заинтересованы в получении качественного образования, соответствующего как российским, так и мировым стандартам, и мотивированы построить успешную международную карьеру».

Плюсы

Один из самых распространенных аргументов в пользу программ на английском языке — доступ к международному образованию, для которого не требуется уезжать в другую страну. Некоторые вузы, например, Британская высшая школа дизайна или Факультет международных программ MBA ИОН (Kingston/РАНХиГС), напрямую сотрудничают с иностранными университетами и аккредитированы ими для ведения программ, благодаря чему студенты могут пользоваться электронными ресурсами школы-партнера, а при выпуске — получить второй диплом. На магистратуре ВШМ СПбГУ вместе с дипломом альма-матер выпускники тоже получают диплом зарубежной школы-партнера.

Кроме того, во многих дисциплинах все новеийшие исследования доступны только на английском — на русский язык они либо еще не переведены, либо мало известны в русскоязычной образовательной среде. Публикации на английском языке делаются исследователями по всему миру, и их банально больше, чем публикаций на русском, как рассказывает заместитель декана по интернационализации Высшей школы бизнеса ВШЭ Анна Грязнова. Обучение на английском языке дает возможность задействовать в процессе зарубежных преподавателей, позволяет глубже изучить предмет и быть в курсе актуальных научных дискуссий, которые из-за недостатка материалов еще не так широко обсуждаются в России. Анна Деревнина, проректор по учебной работе Сколковского института науки и технологий, подчеркивает, что для вхождения в мировую науку и реализации международных подходов к образованию необходим высокий уровень знания английского.

Кроме разницы в количестве имеющихся материалов, зачастую некоторые англоязычные программы отличаются от русскоязычных еще и подходом к преподаванию. Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University, отмечает, что британское творческое образование совсем не похоже на принятое в России — в нем от студентов требуется много работы как самостоятельной, так и в командах, делается акцент на исследования и критическое мышление, дается свобода для экспериментов и проектов. Привыкая к более западному подходу к работе и учебе, студенты получают именно те навыки и умения, которые востребованы западными работодателями и ценятся в западных университетах.

Некоторые вузы делают упор и на совершенствование студентами владения английским, особенно в профильной сфере — так, ВШМ СПбГУ считает высокое качество именно языкового образования одним из своих ориентиров. В других же вузах языковая сторона обучения может и не выделяться. Иван Простаков подчеркивает, что от преподавателя требуется не столько идеальное знание английского языка и «оксфордское» произношение, сколько способность профессионально коммуницировать с аудиторией на английском, преподавать, заниматься академическими исследованиями и так далее.

Еще одним немаловажным плюсом обучения в России на международных программах является, по мнению Евгения Рощина, академического директора программы Master of Global Public Policy РАНХиГС, возможность получить доступ к международному образованию, не покидая пределов своей страны и не делая перерыв в карьере на серьезную программу для собственного личностного и профессионального апгрейда.

Почему же тогда англоязычных программ все равно пока сравнительно мало?

Сложности

Как рассказывает Марина Лаврикова, первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ, перед университетами, собирающимися организовывать образовательные программы на иностранных языках, встает несколько барьеров. Во-первых, формировать критерии отбора абитуриентов оказывается сложнее, чем со стандартными программами. Во-вторых, подбор преподавателей затруднен, поскольку искать их приходится не только среди квалифицированных специалистов, но и среди носителей языка, или людей, владеющих английским на очень высоком уровне. Кроме того, зарубежные преподаватели могут не согласиться переезжать и преподавать в России. По мнению Анны Деревниной, удерживать высокое качество языкового преподавания при недостатке носителей языка выходит довольно нелегко. К списку она также добавляет и трудности сопряжения международных подходов с требованиями российского законодательства — автономия российских университетов ограничена федеральными образовательными стандартами и требованиями, что осложняет создание в России международных программ.

Для студентов главной преградой обычно оказывается необходимость владения английским языком на высоком уровне, а также непривычный подход в преподавании, требующий зачастую навыков, которым не учат в российских школах. Все задания и проекты даются на английском языке, в письменных работах нужно демонстрировать умение работать с новыми знаниями и инструментами, соблюдать жесткие дедлайны, рассказывает Маргарита Перепелица, декан Факультета международных программ МВА ИОН РАНХиГС, и, к сожалению, с этим справляются не все. Свобода творчества, обилие самостоятельной работы и отсутствие прямого контроля сверху, отличающие западный подход к преподаванию (например, в Британке) и выгодно его выделяющие, тоже могут обернуться непривычными условиями для российских студентов. «С одной стороны, необходимо осваивать специфическую «предметную» лексику, с другой – обучение на иностранном языке, погружение в языковую среду на продолжительное время требуют большого психологического и интеллектуального напряжения», — считает Иван Простаков. На такой программе к общей сложности самого предмета неизбежно добавляется еще и постоянная языковая нагрузка.

Большинство представителей университетов, в которых есть англоязычные программы, отмечают, что языковой барьер, высокие требования и непривычные условия обучения могут оказаться проблемой для русскоязычных студентов. Зато студенты, выдержавшие нагрузку и встроившиеся в обучение, при выпуске получают навыки, делающие их конкурентоспособными профессионалами.

Источник

Курсы и программы на английском языке

С каждым годом российские университеты предлагают все больше англоязычных образовательных программ. В этом разделе мы разберем их специфику и особенности.

Многие из этих программ дублируют русскоязычные, но и количество уникальных растет. Обучение по англоязычной программе – это возможность получить диплом в престижном российском университете без глубокого знания русского языка. Занятия ведут не только российские, но и зарубежные преподаватели – носители языка.

При поступлении на англоязычные программы необходимо предоставить аттестат или диплом, мотивационное письмо и сертификаты IELTS или TOEFL. Некоторые университеты не требуют сдачи вступительных экзаменов при поступлении на магистерские программы, заменяя их собеседованием на английском языке – чаще всего в формате видеоинтервью.

На сегодняшний день программу, которая ведется полностью на английском языке, можно найти по любому профилю специализации.

Мы подготовили для тебя список таких программ ведущих российских университетов:

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» – одна из самых престижных образовательных организаций в России. Университет фокусируется на специальностях, востребованных на современном рынке труда. НИУ ВШЭ активно сотрудничает с ведущими глобальными компаниями, а выпускники находят работу в Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte, PepsiCo, Accenture, Citi, L’Oreal, McKinsey & Company, IBM, Google, KPMG и Microsoft.

У НИУ ВШЭ широкий спектр программ от бакалавриата и магистратуры до MBA и коротких онлайн-курсов на английском языке. Для иностранных абитуриентов продумана целая система адаптации в стране и университете, в этом им помогает студенческая организация HSE Buddies.

Обрати внимание на магистратуру Науки о данных / Data Science. В программу входят изучение готовых технологий машинного обучения, работа с данными, самостоятельный анализ и конструирование математических моделей и алгоритмов. Другая англоязычная программа Российские исследования / Russian Studies действует с 2019 года – акцент сделан на комплексном изучении современной России, ее политики, экономики, бизнеса, культуры. Также у иностранных абитуриентов есть возможность поступить на English Preparatory Programme in Economics – эта подготовительная программа по экономике позволит подготовиться к поступлению на первый курс Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ.

высшее образование обучение на английском© Depositphoto

Один из лучших технических университетов России, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), был основан в 1886 году. Среди 200 образовательных программ иностранные абитуриенты могут найти огромное количество на английском языке. Например, открытая в 2020 году Heritage Science – это первая в России образовательная программа подготовки высококвалифицированных технических специалистов в области реставрации и музейной работы, владеющих инновационными неразрушающими технологиями анализа и сохранения памятников культуры.

В 2021 году университет запустит сетевую англоязычную магистерскую программу Animal-Centered Computing совместно с Университетом Хайфы в Израиле. Студенты этого направления будут учиться разработке технологических решений для защиты здоровья и благополучия животных, методам исследования их поведения и развитию методов коммуникации с ними посредством компьютерных технологий, искусственного интеллекта и машинного обучения.

Англоязычная магистерская программа Возобновляемая солнечная энергетика / Renewable Solar Energy позволяет погрузиться в мир новейших технологий в области возобновляемых источников энергии. Студенты получают знания о базовых физических принципах и материаловедческих аспектах фотоэлектрического оборудования, технологиях разработки солнечных модулей, оборудовании, проектировании и обслуживании солнечных электростанций, изучают основные физические принципы и материалы фотовольтаики. Программа включает возможность стажировки в одном из партнерских университетов Европы.

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского предлагает около 400 основных и дополнительных программ для иностранных граждан, включая англоязычные. Например, программа бакалавриата Фундаментальная информатика и информационные технологии. Студенты готовятся к научно-исследовательской работе в области теоретической информатики, разработке и созданию новых информационных технологий и их применению в проектно-конструкторской деятельности. Выпускники программы будут готовы к работе в международных компаниях – лидерах по созданию, развитию и имплементации систем, продуктов и IT-сервисов: Intel, Microsoft, IBM, NVIDIA и др.

Изначально задуманный как университет для иностранцев, созданный в 1960 году Российский университет дружбы народов сегодня признанный лидер по числу иностранных студентов. В РУДН 5 факультетов, 11 институтов и академия, здесь широкие возможности обучения – от бакалавриата до аспирантуры. Иностранным абитуриентам здесь доступно 800 основных и дополнительных образовательных программ. В их числе много англоязычных. Среди них Внешнеэкономическая деятельность / International Business Management, Английская и русская литература в сопоставительном аспекте / English and Russian Literature: Comparative Studies, Прикладная международная журналистика / International journalism, Международная защита прав человека / International Protection of Human Rights, Международное частное право / International Private Law, программы по подготовке переводчиков, юристов, политологов, PR-специалистов, врачей и других востребованных специалистов.

высшее образование обучение на английском© Depositphoto

Сибирский федеральный университет – один из крупнейших университетов Сибири и Дальнего Востока. Он предлагает иностранным абитуриентам около 250 образовательных программ, среди которых целый ряд на английском языке. Например, магистратура Petroleum Chemistry and Refining, по которой готовят специалистов в области разработки и модернизации технологий добычи полезных ископаемых, в том числе в условиях Крайнего Севера. После ее окончания можно построить карьеру в крупнейших государственных или частных нефтегазовых компаниях. Другая магистерская программа на английском языке – Digital Intelligent Control Systems – позволит освоить технологии разработки встраиваемых интеллектуальных систем управления на базе микропроцессоров, микроконтроллеров и программируемых интегральных систем. Студентов знакомят с основными достижениями в области цифровых интеллектуальных систем управления, современными методиками создания их на основе нейросетей и обмена данными.

Если ты увлекаешься математикой, обрати внимание на программу Data Science and Mathematical Modeling. Ее студенты учатся решать задачи в сфере анализа данных и математического моделирования, расширяют компетенции в программировании и знакомятся с передовыми технологиями сферы. Выпускники этой программы – востребованные и высокооплачиваемые специалисты во всем мире.

В Тюменском государственном университете действует одно из самых инновационных подразделений для иностранных абитуриентов – Школа перспективных исследований (School of Advanced Studies). Этот уникальный проект предлагает преимущественно англоязычные программы обучения.

Ты можешь выбрать одно из 7 направлений бакалавриата: Экономика, История, Биология, Медиакоммуникации, Искусства и гуманитарные науки, Социология, Прикладная информатика. Для будущих магистров доступны программы Цифровая культура и медийное производство (Digital Cultures and Media Production, DC&MP) и Экспериментальное высшее образование, реализованная совместно с Центром трансформации образования СКОЛКОВО.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина недавно отметил столетний юбилей. Университет – лидер в области научных исследований и образования в России. Среди 450 программ для иностранных абитуриентов доступен ряд англоязычных.

Абитуриентам доступны такие направления подготовки, как психология, биотехнологии, управление кадрами, международный менеджмент, дизайн, философия, реклама и PR, компьютерные науки, астрофизика и астрономия, экономика и IT. Обрати внимание на программу Cognitive Neurosciences. Это бакалавриат, цель которого – подготовка специалистов в области изучения мозга и нейрокогнитивных процессов, а также методов исследования мозга и современных подходов к нейрореабилитации. Выпускники программы работают в ведущих научно- исследовательских институтах и в нейрореабилитационных и коррекционно-образовательных центрах в России и мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *