выставка старообрядческих икон в москве

Старообрядческие иконы из Серпухова

выставка старообрядческих икон в москве

Историко-художественный музей города Серпухова хорошо известен и безусловно заслуживает посещения. Однако сейчас с частью его собрания можно познакомиться и в Москве. Здесь в Музее русской иконы открылась выставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Мараевой».

выставка старообрядческих икон в москве

Сама собирательница принадлежала к семье купцов первой гильдии. Купцов-старообрядцев, причем не издавна старообрядцев, а перешедших в беспоповское старообрядческое согласие где-то в 1840-х годах, то есть в период (при Николае I), когда подобное ну уж совсем не могло приветствоваться.

В чем же дело? А в том, что старообрядчество было широко распространено в XIX веке именно в предпринимательской и купеческой среде. Что давало серьезное преимущество, состоявшее во взаимопомощи и прочных деловых связях между своими. Так что Мараевы предпочли пойти на рискованный по тому времени шаг – и не прогадали, добившись в делах изрядных успехов.

Что касается Анны Мараевой: достаточно рано овдовев и оставшись с восемью детьми на руках, она успешно повела дела самостоятельно. Отличалась широкой благотворительностью, которая распространялась не только на Серпухов, но и на Москву. Это, впрочем, для тогдашних купеческих кругов было достаточно традиционно. Куда менее традиционным было формирование собственной художественной коллекции (тут и иконопись, и светская живопись, русская и западноевропейская). Достаточно сказать, что на основе мараевского собрания (и в ее же доме) сформировался после национализации серпуховский музей (да и музеи центральные также неплохо поживились).

Нынешняя московская выставка представляет вещи не только из серпуховских фондов, но и из ряда других музеев – происходит своеобразное воссоединение коллекции. Так, из Третьяковской галереи на выставку прибыла византийская икона XIV (!) века, ранее находившаяся в личной молельне Анны Мараевой (что достаточно хорошо дает представление об уровне собрания).

выставка старообрядческих икон в москве

Преобладают в старообрядческой иконописной традиции сюжеты, принятые еще до раскола середины XVII века. Есть нюансы – написание «Исус», а не «Иисус», благословляющий жест всегда двуперстный, изображение креста только восьмиконечное. Ну, и некоторые сюжеты особенно любимы – например, «Архангел Михаил, грозных сил воевода».

выставка старообрядческих икон в москве

То же можно сказать об «Огненном восхождении пророка Илии» (считалось, что в приверженности этому сюжету еще и память о самосожжениях старообрядцев петровской эпохи). Тут – икона XVI века.

выставка старообрядческих икон в москве

В нескольких вариантах представлен Николай Чудотворец. Конец XV века, новгородская школа.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

А вот это уже век XIX.

выставка старообрядческих икон в москве

Иконы праздничного чина – XVI век, Псков.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Из пророческого чина – начало XVI века, Новгород. Характерный золотой фон.

выставка старообрядческих икон в москве

Также XVI век – «Вход Господень в Иерусалим».

выставка старообрядческих икон в москве

Из начала XVII века – «Святой благоверный царевич Димитрий Угличский». Отметим время появления работы – это как раз период начинающейся Смуты.

выставка старообрядческих икон в москве

Богоматерь «Знамение» – тип Оранты. XVII век. Как и прочее представленное, происходит из старообрядческой церкви в Серпухове.

выставка старообрядческих икон в москве

«Сотворение мира» конца XVI века. Здесь хорошо видна еще одна характерная для старообрядческих икон особенность – многочисленные надписи на полях.

выставка старообрядческих икон в москве

Но нельзя не упомянуть один из самых популярных у старообрядцев сюжетов – «Страшный суд» (обычно бытующий в монументальной живописи, но старообрядцам, в силу полулегального их положения и невозможности строить храмы в открытую, было не до фресок). Здесь он также в нескольких вариантах, но особое внимание привлекает большеформатная икона с расширенной иконографией (подробности которой приведены в экспликации в зале выставки).

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

А вот другой любопытный вариант «Страшного суда» – это XIX век, и композиция явно не слишком каноническая.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Любопытный экспонат – икона «Омовение ног», демонстрирующаяся в стадии реставрации. До того предполагалось, что это работа XIX столетия, написанная на древней доске и искусственно «состаренная» (такое бывало в старообрядческой иконописи, поскольку старинные, «дораскольные» иконы в этой среде издавна ценились особо). Однако уже частичное раскрытие иконы и изучение состава пигментов показали, что это скорее всего подлинник XVI века. Сейчас исследования продолжаются.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Иконописью, однако, экспозиция не ограничивается. Здесь воспроизведена обстановка старообрядческой молельни (с привлечением фондов самого Музея русской иконы). Показана и одежда, в которой придерживавшейся старой традиции даме приличествовало присутствовать на богослужениях.

выставка старообрядческих икон в москве

Старообрядческая духовная литература (включая сборники крюковых нот).

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Показана принятая у старообрядцев меднолитая пластика (запрещенная после раскола, а вот старообрядцами особо почитаемая как «прошедшая очищение огнем»).

выставка старообрядческих икон в москве

Меднолитые образки или кресты использовались также как врезки в деревянный ковчег иконы.

выставка старообрядческих икон в москве

Примеры окладов старообрядческой работы.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Богослужебные предметы – четки-лестовки и кацея (разновидность кадила).

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Наконец, еще одна своеобразная разновидность старообрядческого искусства. Характерна она лишь для беспоповцев: священников у них не было, однако у общин были свои наставники – киновиархи. Серия их акварельных портретов представлена в экспозиции (причем они никогда не тиражировались печатно, а исполнились только вручную).

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Выставка из собрания Анны Мараевой в Музее русской иконы в Москве продлится до марта. (Одновременно в музее проходит, кстати, выставка еще одной иконописной старообрядческой школы – невьянская икона из музея в Екатеринбурге.)

выставка старообрядческих икон в москве

О самом Серпухове и его музее читаем здесь. И до этого города очень даже стоит добраться.

Источник

В музее им. Андрея Рублева открывается выставка икон русских святых из собрания Николая Паниткова

Москва, 13 февраля 2020 г.

выставка старообрядческих икон в москве

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева впервые экспонируется собрание икон Николая Паниткова. В собранную им на протяжении многих лет коллекцию вошли образы русских святых, изображенных на фоне храмов и монастырей. Собрание дополняют образы, представляющие явления на Руси чудотворных икон Святой Троицы и Богоматери, а также некоторые важные исторические события, такие, как принесение в Москву в 1625 году Ризы Христовой.

Иконы святых с видами основанных ими обителей создавались специально для паломников, на память о посещении святого места. Их начали писать еще в XVI веке, и постепенно такие образы стали очень популярны. На выставке экспонируется около 70 произведений XVII-XIX веков, дающих возможность увидеть святые места древних русских городов и земель, совершить по ним виртуальное путешествие. Многие из изображенных на них церквей и целых монастырских ансамблей не дошли до нашего времени, а места, где они стояли, оказались заброшены. Выставка дает возможность представить эти постройки в первозданном виде, в окружении сказочной красоты русской природы, переосмысленной иконописцами как образ Рая на земле.

выставка старообрядческих икон в москве

К открытию выставки подготовлен полный каталог собрания.

Источник

Музей русской иконы представляет выставку, посвященную протопопу Аввакуму

Экспозиция знакомит с историей церковного раскола.

Музей русской иконы представляет выставку, посвященную протопопу Аввакуму – духовному лидеру русского старообрядчества. Экспозиция знакомит с историей церковного раскола. Антон Николаев продолжит тему.

Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске. Для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона он был не покорившимся церковной реформе бунтарем. Для его сторонников по сию пору является святым. Икона протопопа Аввакума и написанные от руки «Пустозерские сборники» соседствуют на этой выставке с личными вещами патриарха Никона, это его вериги и янтарные четки. В результате проведенной патриархом церковной реформы часть священнослужителей и верующих отказалась принимать нововведения. Так появилось старообрядчество, символом которого является двуперстие.

Никоновская реформа способствовала и сближению русской иконописи с западной религиозной живописью. Что легко увидеть, сравнивая древнерусские образа с более поздними: эта икона, написанная знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым.

«Раскол XVII века породил обмирщение икон, сам дух стал приближаться к миру, к человеку, а человек – падшая натура. Поэтому икона стала, если так можно сказать, живописным картинным произведением. Наподобие Рафаэля. Да, красиво, но не одухотворенно», – отметил предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Мирополит Корнилий.

На выставке демонстрируются все виды церковного искусства приверженцев старого обряда. Это и литые иконы, и распятия, и памятники книжной культуры, полемические сочинения в защиту старой веры. А это уникальный экспонат – семистворчатый переносной иконостас из собрания Серпуховского историко-художественного музея. Он, как и многие другие иконы на этой выставке, принадлежал серпуховской купчихе 1-й гильдии Анне Васильевне Мараевой.

«Эта коллекция находилась в ее домашней моленной. Потом, после знаменитого манифеста 1905 года об укреплении начал веротерпимости, стало возможным построить рядом с домом замечательный Храм-моленную в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где часть икон тоже была собрана тщанием Анны Васильевны, а также ее близких», – пояснил старший научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Иван Волков.

Именно из среды старообрядцев вышли многие знаменитые коллекционеры иконописи: Третьяков, Остроухов, Рябушинский. Собирая старые дониконовские образа, реставрируя их, они способствовали более углубленному изучению древнерусской культуры.

«Я считаю, что староверы – это соль земли Русской. И они спасли, конечно, и сохранили русское искусство. Потому что, поклоняясь древним иконам, они их и коллекционировали, они их реставрировали, они их оберегали», – пояснил директор Музея русской иконы Николай Задорожный.

На открытии выставки, которая была задумана основателем Музея Русской иконы Михаилом Абрамовым во время его совместной поездки с митрополитом Корнилием в Бари, прозвучали и древние песнопения. И это еще один вклад, который вносят приверженцы старой веры в сохранение традиций древней Руси сегодня, в XXI веке.

Источник

Выставка о протопопе Аввакуме в Музее русской иконы

выставка старообрядческих икон в москве

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 3 апреля – выставка «Аз Аввакум протопоп тако верую» в Музее русской иконы.

Гости передачи – куратор выставки, заместитель директора музея по экспозиционной и выставочной работе Наталия Горькова и заместитель директора по связям с общественностью Сергей Богатырев.

выставка старообрядческих икон в москве

Выставка на такую тему в этом году не случайна – исполняется 400 лет со дня рождения лидера старообрядчества. Проект межмузейный – помимо самого Музея русской иконы в нем принимают участие Третьяковская галерея, Музеи Московского Кремля, Исторический музей, Музей имени Андрея Рублева, Российская государственная библиотека и Библиотека Академии наук, Всероссийский научно-реставрационный центр имени Грабаря, музеи Серпухова, Нового Иерусалима, Александрова, Сергиева Посада и Пустозерска, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Музей «Невьянская икона» из Екатеринбурга. История церковного раскола представлена здесь через документы, иконопись, различные мемориальные предметы и произведения декоративного искусства.

выставка старообрядческих икон в москве

Непростой для русской истории XVII век был отмечен среди прочих потрясений еще и церковным расколом. Хотя ничто, казалось бы, его в середине столетия не предвещало – правление второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича начиналось относительно спокойно. Но вступивший на московский патриарший престол Никон рьяно взялся за изменение церковной обрядности и уточнение переводов богослужебных текстов – точнее, за приведение их в соответствие с греческой православной традицией.

У патриарха были при этом свои соображения: Россия оставалась в тот момент единственным государством с православием в качестве официальной религии, и Никон уже видел себя в качестве вселенского главы этой церкви. Но получилось то, что получилось.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Нетрудно догадаться, что каких-либо личных вещей протопопа Аввакума, последние полтора десятилетия своей жизни проведшего в опале и ссылке, практически не сохранилось. Однако на выставке представлены редкие книги, содержащие автограф «Жития» Аввакума и прочие писания старообрядцев. Это, прежде всего, знаменитый «пустозерский сборник» (из библиотеки Российской академии наук), названный по месту ссылки протопопа и нескольких его соратников, а также так называемый «барсовский сборник» (ныне в РГБ).

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Показаны и карты Севера, где пребывал в ссылке мятежный протопоп (они из собрания недавно ушедшего из жизни собирателя Андрея Леонидовича Кусакина, принявшего активное участие в подготовке выставки).

выставка старообрядческих икон в москве

Наиболее наглядно уход от старых церковных традиций проявился в иконописи. Новый «живоподобный» стиль (он же «фряжский», то есть сделанный по западным образцам) развивал придворный иконописец Симон Ушаков.

выставка старообрядческих икон в москве

Или вот Богоматерь, исполненная предположительно учеником Ушакова Георгием Зиновьевым.

выставка старообрядческих икон в москве

Этот столичный стиль, поддержанный и официальной властью, принимался не всеми – в осуждение его говорили: «писано по плотскому умыслу». В других, удаленных от Москвы центрах иконописи продолжали придерживаться традиционной манеры, более условной и аскетичной – ну, а церковный раскол только поддержал в дальнейшем эту образную линию.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

В старообрядческих иконах, кроме того, неизменно сохранялось двоеперстие.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Сохранялся и ряд традиционных сюжетов – например, так называемая «ветхозаветная» Троица.

выставка старообрядческих икон в москве

Новозаветная Троица или «Сопрестолие» – этот сюжет был запрещен Большим Московским собором 1666-67 годов (там же заодно осудили патриарха Никона).

выставка старообрядческих икон в москве

«Всевидящее око» – вообще-то это тоже вариант Троицы.

выставка старообрядческих икон в москве

Особую популярность у старообрядцев (по вполне понятным причинам – вспомним массовые самосожжения старообрядцев в XVII столетии) обретали иконописные сюжеты, связанные с темой огня – как образ очищения души и тела огнем для соединения с Господом. Таково, например, «Огненное восхождение пророка Илии».

выставка старообрядческих икон в москве

Еще один символический извод – «Богоматерь огневидная».

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

И «Богоматерь – Неопалимая купина» (впрочем, в народном сознании эта икона стала считаться и защитой от пожаров).

выставка старообрядческих икон в москве

Эсхатологическому сознанию старообрядцев отвечали и сюжеты апокалипсиса и страшного суда.

выставка старообрядческих икон в москве

Характерны для старообрядческой традиции также резные деревянные и меднолитые иконы и складни.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Вообще складни, многочастные (и в основном небольшие по формату) иконы, целые компактные иконостасы (в иной традиции применяющиеся лишь как походные) имели в старообрядческом обиходе вполне практическое назначение. В условиях гонений, малых размеров молелен из-за невозможности строить собственные церкви и даже нередкой необходимостью бегства от преследований именно такие богослужебные предметы было легче взять с собой.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Интересны также варианты крестов, врезанных в икону.

выставка старообрядческих икон в москве

Замкнутость жизни старообрядческих общин естественным образом вела к обособлению иконописных школ – что также отражено в экспозиции. Вот русский Север.

выставка старообрядческих икон в москве

Выговская школа (Поморское согласие) сохраняла традиции XVI столетия.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Москва (Гуслицы), Владимир (Мстёра и Палех) тоже, между прочим, были центрами именно традиционного иконописания.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Ветковская школа, при сохранении традиционной иконографии, внедряет и некоторые приемы «живоподобия», восприняв влияние западноевропейской гравюры.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

Наконец, Урал и Невьянская школа.

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

выставка старообрядческих икон в москве

В постоянной экспозиции Музея русской иконы присутствует и инсталляция, представляющая традиционную старообрядческую молельню.

выставка старообрядческих икон в москве

Выставка «Аз Аввакум протопоп тако верую» запланирована в Музее русской иконы до середины июня.

Источник

Художественная выставка о старообрядцах открыта в Москве

17 июня в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели в онлайн-режиме открыта выставка картин «Русь Заповедная». В экспозиции представлено около 50 живописных произведений, посвященных истории и современности старообрядчества в России. Выставка приурочена к 400-летию со дня рождения Протопопа Аввакума и проходит по инициативе Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви.

выставка старообрядческих икон в москвеО. Молчанов. Тропарь Воскресению Христову, 2015 год

«Обращение к старому — это не отказ от нового, это новое понимание старого. Это не задержка в развитии, какой была бы простая приверженность к старому, а скачок вперед… Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это деятельная память человечества, активно введенная в современность», — цитирует слова академика Д. С. Лихачева официальный сайт галереи.

Все художники-участники выставки являются представителями древних старообрядческих родов или прихожанами РПСЦ: академик РАХ, народный художник России Д. А. Белюкин; академик РАХ, заслуженный художник России О. А. Леонов; академик РАХ, заслуженный художник России Е. В. Ромашко; член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России Д. А. Слепушкин; художники Д. Гусев, Л. Милованов, Ф. Москвитин. Координатором проекта выступил член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России О. И. Молчанов.

выставка старообрядческих икон в москвеЕ. Ромашко. Изборск, 2018 год выставка старообрядческих икон в москвеО. Леонов. Перед грозой, 1998 год

Участников выставки О. Молчанов, Д. Слепушкин, Д. Гусев, Л. Милованов, Ф. Москвитин принадлежат к кругу художников Рогожской заставы, с XVII являющейся духовным центром и средоточием жизни всего московского старообрядчества. В настоящее время здесь находится митрополия Русской Православной старообрядческой Церкви. Вдохновленные особым бытом и строем жизни, обрядами и условиями, которые трепетно сохранялись в общине испокон веков в их первозданном виде, живописцы старались воссоздать образ Рогожской заставы как «хранительницы старых заветов».

выставка старообрядческих икон в москвеО. Молчанов. На Рогожском, 2018 год

Художники продолжают традиции русской реалистической пейзажной живописи и создают лирический образ России, тонко передавая поэзию родной природы. К представленным на выставке полотнам по праву можно отнести слова писателя В. Распутина — «чистые, добрые, спокойные, тихие, располагающие к размышлению, к молитве, к пониманию глубоких истин».

выставка старообрядческих икон в москвеД. Слепушкин. Палаты купца Опарина, 2015 год

Выставка «Заповедная Русь» позволяет зрителю проникнуть в замкнутый мир старообрядческой общины, с его ее богатейшей культурной традицией и духовной историей. Живописные интерьеры храмов, запечатленные сцены богослужений, праздничные наряды жителей старообрядческой общины, фрагменты домашнего быта и пейзажи святых мест — все эти сюжеты, собранные в едином выставочном пространстве, дают возможность представить современную жизнь старообрядцев.

выставка старообрядческих икон в москвеД. Белюкин. Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Риге, 2006 год

Выставка проходит в 400-летие со дня рождения Протопопа Аввакума — самого яркого и влиятельного идеолога старообрядчества, лидера «ревнителей древнего благочестия», которые не приняли в XVII веке церковные реформы патриарха Никона. Его самоотверженность, верность своим убеждениям, мужественная защита своих взглядов перед людьми, наделенными властью, оказали широкое влияние на современников и до сих пор вдохновляют последователей, наследников строгой и аскетической культуры старообрядчества.

выставка старообрядческих икон в москвеФ. Москвитин. Минин и Пожарский, 1612 год. Работа 2009 года выставка старообрядческих икон в москвеД. Гусев. Старообрядка, 2018 год

С 17 и до 28 июня 2020 года включительно выставку можно посетить бесплатно, но с соблюдением всех санитарных норм и социальной дистанции, а также наличия на посетителях музея маски и перчаток. Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 19.

Источник: artmoskovia.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *