выставка старообрядческих икон в москве
Старообрядческие иконы из Серпухова
Историко-художественный музей города Серпухова хорошо известен и безусловно заслуживает посещения. Однако сейчас с частью его собрания можно познакомиться и в Москве. Здесь в Музее русской иконы открылась выставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Мараевой».
Сама собирательница принадлежала к семье купцов первой гильдии. Купцов-старообрядцев, причем не издавна старообрядцев, а перешедших в беспоповское старообрядческое согласие где-то в 1840-х годах, то есть в период (при Николае I), когда подобное ну уж совсем не могло приветствоваться.
В чем же дело? А в том, что старообрядчество было широко распространено в XIX веке именно в предпринимательской и купеческой среде. Что давало серьезное преимущество, состоявшее во взаимопомощи и прочных деловых связях между своими. Так что Мараевы предпочли пойти на рискованный по тому времени шаг – и не прогадали, добившись в делах изрядных успехов.
Что касается Анны Мараевой: достаточно рано овдовев и оставшись с восемью детьми на руках, она успешно повела дела самостоятельно. Отличалась широкой благотворительностью, которая распространялась не только на Серпухов, но и на Москву. Это, впрочем, для тогдашних купеческих кругов было достаточно традиционно. Куда менее традиционным было формирование собственной художественной коллекции (тут и иконопись, и светская живопись, русская и западноевропейская). Достаточно сказать, что на основе мараевского собрания (и в ее же доме) сформировался после национализации серпуховский музей (да и музеи центральные также неплохо поживились).
Нынешняя московская выставка представляет вещи не только из серпуховских фондов, но и из ряда других музеев – происходит своеобразное воссоединение коллекции. Так, из Третьяковской галереи на выставку прибыла византийская икона XIV (!) века, ранее находившаяся в личной молельне Анны Мараевой (что достаточно хорошо дает представление об уровне собрания).
Преобладают в старообрядческой иконописной традиции сюжеты, принятые еще до раскола середины XVII века. Есть нюансы – написание «Исус», а не «Иисус», благословляющий жест всегда двуперстный, изображение креста только восьмиконечное. Ну, и некоторые сюжеты особенно любимы – например, «Архангел Михаил, грозных сил воевода».
То же можно сказать об «Огненном восхождении пророка Илии» (считалось, что в приверженности этому сюжету еще и память о самосожжениях старообрядцев петровской эпохи). Тут – икона XVI века.
В нескольких вариантах представлен Николай Чудотворец. Конец XV века, новгородская школа.
А вот это уже век XIX.
Иконы праздничного чина – XVI век, Псков.
Из пророческого чина – начало XVI века, Новгород. Характерный золотой фон.
Также XVI век – «Вход Господень в Иерусалим».
Из начала XVII века – «Святой благоверный царевич Димитрий Угличский». Отметим время появления работы – это как раз период начинающейся Смуты.
Богоматерь «Знамение» – тип Оранты. XVII век. Как и прочее представленное, происходит из старообрядческой церкви в Серпухове.
«Сотворение мира» конца XVI века. Здесь хорошо видна еще одна характерная для старообрядческих икон особенность – многочисленные надписи на полях.
Но нельзя не упомянуть один из самых популярных у старообрядцев сюжетов – «Страшный суд» (обычно бытующий в монументальной живописи, но старообрядцам, в силу полулегального их положения и невозможности строить храмы в открытую, было не до фресок). Здесь он также в нескольких вариантах, но особое внимание привлекает большеформатная икона с расширенной иконографией (подробности которой приведены в экспликации в зале выставки).
А вот другой любопытный вариант «Страшного суда» – это XIX век, и композиция явно не слишком каноническая.
Любопытный экспонат – икона «Омовение ног», демонстрирующаяся в стадии реставрации. До того предполагалось, что это работа XIX столетия, написанная на древней доске и искусственно «состаренная» (такое бывало в старообрядческой иконописи, поскольку старинные, «дораскольные» иконы в этой среде издавна ценились особо). Однако уже частичное раскрытие иконы и изучение состава пигментов показали, что это скорее всего подлинник XVI века. Сейчас исследования продолжаются.
Иконописью, однако, экспозиция не ограничивается. Здесь воспроизведена обстановка старообрядческой молельни (с привлечением фондов самого Музея русской иконы). Показана и одежда, в которой придерживавшейся старой традиции даме приличествовало присутствовать на богослужениях.
Старообрядческая духовная литература (включая сборники крюковых нот).
Показана принятая у старообрядцев меднолитая пластика (запрещенная после раскола, а вот старообрядцами особо почитаемая как «прошедшая очищение огнем»).
Меднолитые образки или кресты использовались также как врезки в деревянный ковчег иконы.
Примеры окладов старообрядческой работы.
Богослужебные предметы – четки-лестовки и кацея (разновидность кадила).
Наконец, еще одна своеобразная разновидность старообрядческого искусства. Характерна она лишь для беспоповцев: священников у них не было, однако у общин были свои наставники – киновиархи. Серия их акварельных портретов представлена в экспозиции (причем они никогда не тиражировались печатно, а исполнились только вручную).
Выставка из собрания Анны Мараевой в Музее русской иконы в Москве продлится до марта. (Одновременно в музее проходит, кстати, выставка еще одной иконописной старообрядческой школы – невьянская икона из музея в Екатеринбурге.)
О самом Серпухове и его музее читаем здесь. И до этого города очень даже стоит добраться.
В музее им. Андрея Рублева открывается выставка икон русских святых из собрания Николая Паниткова
Москва, 13 февраля 2020 г.
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева впервые экспонируется собрание икон Николая Паниткова. В собранную им на протяжении многих лет коллекцию вошли образы русских святых, изображенных на фоне храмов и монастырей. Собрание дополняют образы, представляющие явления на Руси чудотворных икон Святой Троицы и Богоматери, а также некоторые важные исторические события, такие, как принесение в Москву в 1625 году Ризы Христовой.
Иконы святых с видами основанных ими обителей создавались специально для паломников, на память о посещении святого места. Их начали писать еще в XVI веке, и постепенно такие образы стали очень популярны. На выставке экспонируется около 70 произведений XVII-XIX веков, дающих возможность увидеть святые места древних русских городов и земель, совершить по ним виртуальное путешествие. Многие из изображенных на них церквей и целых монастырских ансамблей не дошли до нашего времени, а места, где они стояли, оказались заброшены. Выставка дает возможность представить эти постройки в первозданном виде, в окружении сказочной красоты русской природы, переосмысленной иконописцами как образ Рая на земле.
К открытию выставки подготовлен полный каталог собрания.
Музей русской иконы представляет выставку, посвященную протопопу Аввакуму
Экспозиция знакомит с историей церковного раскола.
Музей русской иконы представляет выставку, посвященную протопопу Аввакуму – духовному лидеру русского старообрядчества. Экспозиция знакомит с историей церковного раскола. Антон Николаев продолжит тему.
Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске. Для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона он был не покорившимся церковной реформе бунтарем. Для его сторонников по сию пору является святым. Икона протопопа Аввакума и написанные от руки «Пустозерские сборники» соседствуют на этой выставке с личными вещами патриарха Никона, это его вериги и янтарные четки. В результате проведенной патриархом церковной реформы часть священнослужителей и верующих отказалась принимать нововведения. Так появилось старообрядчество, символом которого является двуперстие.
Никоновская реформа способствовала и сближению русской иконописи с западной религиозной живописью. Что легко увидеть, сравнивая древнерусские образа с более поздними: эта икона, написанная знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым.
«Раскол XVII века породил обмирщение икон, сам дух стал приближаться к миру, к человеку, а человек – падшая натура. Поэтому икона стала, если так можно сказать, живописным картинным произведением. Наподобие Рафаэля. Да, красиво, но не одухотворенно», – отметил предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Мирополит Корнилий.
На выставке демонстрируются все виды церковного искусства приверженцев старого обряда. Это и литые иконы, и распятия, и памятники книжной культуры, полемические сочинения в защиту старой веры. А это уникальный экспонат – семистворчатый переносной иконостас из собрания Серпуховского историко-художественного музея. Он, как и многие другие иконы на этой выставке, принадлежал серпуховской купчихе 1-й гильдии Анне Васильевне Мараевой.
«Эта коллекция находилась в ее домашней моленной. Потом, после знаменитого манифеста 1905 года об укреплении начал веротерпимости, стало возможным построить рядом с домом замечательный Храм-моленную в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где часть икон тоже была собрана тщанием Анны Васильевны, а также ее близких», – пояснил старший научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Иван Волков.
Именно из среды старообрядцев вышли многие знаменитые коллекционеры иконописи: Третьяков, Остроухов, Рябушинский. Собирая старые дониконовские образа, реставрируя их, они способствовали более углубленному изучению древнерусской культуры.
«Я считаю, что староверы – это соль земли Русской. И они спасли, конечно, и сохранили русское искусство. Потому что, поклоняясь древним иконам, они их и коллекционировали, они их реставрировали, они их оберегали», – пояснил директор Музея русской иконы Николай Задорожный.
На открытии выставки, которая была задумана основателем Музея Русской иконы Михаилом Абрамовым во время его совместной поездки с митрополитом Корнилием в Бари, прозвучали и древние песнопения. И это еще один вклад, который вносят приверженцы старой веры в сохранение традиций древней Руси сегодня, в XXI веке.
Выставка о протопопе Аввакуме в Музее русской иконы
Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 3 апреля – выставка «Аз Аввакум протопоп тако верую» в Музее русской иконы.
Гости передачи – куратор выставки, заместитель директора музея по экспозиционной и выставочной работе Наталия Горькова и заместитель директора по связям с общественностью Сергей Богатырев.
Выставка на такую тему в этом году не случайна – исполняется 400 лет со дня рождения лидера старообрядчества. Проект межмузейный – помимо самого Музея русской иконы в нем принимают участие Третьяковская галерея, Музеи Московского Кремля, Исторический музей, Музей имени Андрея Рублева, Российская государственная библиотека и Библиотека Академии наук, Всероссийский научно-реставрационный центр имени Грабаря, музеи Серпухова, Нового Иерусалима, Александрова, Сергиева Посада и Пустозерска, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Музей «Невьянская икона» из Екатеринбурга. История церковного раскола представлена здесь через документы, иконопись, различные мемориальные предметы и произведения декоративного искусства.
Непростой для русской истории XVII век был отмечен среди прочих потрясений еще и церковным расколом. Хотя ничто, казалось бы, его в середине столетия не предвещало – правление второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича начиналось относительно спокойно. Но вступивший на московский патриарший престол Никон рьяно взялся за изменение церковной обрядности и уточнение переводов богослужебных текстов – точнее, за приведение их в соответствие с греческой православной традицией.
У патриарха были при этом свои соображения: Россия оставалась в тот момент единственным государством с православием в качестве официальной религии, и Никон уже видел себя в качестве вселенского главы этой церкви. Но получилось то, что получилось.
Нетрудно догадаться, что каких-либо личных вещей протопопа Аввакума, последние полтора десятилетия своей жизни проведшего в опале и ссылке, практически не сохранилось. Однако на выставке представлены редкие книги, содержащие автограф «Жития» Аввакума и прочие писания старообрядцев. Это, прежде всего, знаменитый «пустозерский сборник» (из библиотеки Российской академии наук), названный по месту ссылки протопопа и нескольких его соратников, а также так называемый «барсовский сборник» (ныне в РГБ).
Показаны и карты Севера, где пребывал в ссылке мятежный протопоп (они из собрания недавно ушедшего из жизни собирателя Андрея Леонидовича Кусакина, принявшего активное участие в подготовке выставки).
Наиболее наглядно уход от старых церковных традиций проявился в иконописи. Новый «живоподобный» стиль (он же «фряжский», то есть сделанный по западным образцам) развивал придворный иконописец Симон Ушаков.
Или вот Богоматерь, исполненная предположительно учеником Ушакова Георгием Зиновьевым.
Этот столичный стиль, поддержанный и официальной властью, принимался не всеми – в осуждение его говорили: «писано по плотскому умыслу». В других, удаленных от Москвы центрах иконописи продолжали придерживаться традиционной манеры, более условной и аскетичной – ну, а церковный раскол только поддержал в дальнейшем эту образную линию.
В старообрядческих иконах, кроме того, неизменно сохранялось двоеперстие.
Сохранялся и ряд традиционных сюжетов – например, так называемая «ветхозаветная» Троица.
Новозаветная Троица или «Сопрестолие» – этот сюжет был запрещен Большим Московским собором 1666-67 годов (там же заодно осудили патриарха Никона).
«Всевидящее око» – вообще-то это тоже вариант Троицы.
Особую популярность у старообрядцев (по вполне понятным причинам – вспомним массовые самосожжения старообрядцев в XVII столетии) обретали иконописные сюжеты, связанные с темой огня – как образ очищения души и тела огнем для соединения с Господом. Таково, например, «Огненное восхождение пророка Илии».
Еще один символический извод – «Богоматерь огневидная».
И «Богоматерь – Неопалимая купина» (впрочем, в народном сознании эта икона стала считаться и защитой от пожаров).
Эсхатологическому сознанию старообрядцев отвечали и сюжеты апокалипсиса и страшного суда.
Характерны для старообрядческой традиции также резные деревянные и меднолитые иконы и складни.
Вообще складни, многочастные (и в основном небольшие по формату) иконы, целые компактные иконостасы (в иной традиции применяющиеся лишь как походные) имели в старообрядческом обиходе вполне практическое назначение. В условиях гонений, малых размеров молелен из-за невозможности строить собственные церкви и даже нередкой необходимостью бегства от преследований именно такие богослужебные предметы было легче взять с собой.
Интересны также варианты крестов, врезанных в икону.
Замкнутость жизни старообрядческих общин естественным образом вела к обособлению иконописных школ – что также отражено в экспозиции. Вот русский Север.
Выговская школа (Поморское согласие) сохраняла традиции XVI столетия.
Москва (Гуслицы), Владимир (Мстёра и Палех) тоже, между прочим, были центрами именно традиционного иконописания.
Ветковская школа, при сохранении традиционной иконографии, внедряет и некоторые приемы «живоподобия», восприняв влияние западноевропейской гравюры.
Наконец, Урал и Невьянская школа.
В постоянной экспозиции Музея русской иконы присутствует и инсталляция, представляющая традиционную старообрядческую молельню.
Выставка «Аз Аввакум протопоп тако верую» запланирована в Музее русской иконы до середины июня.
Художественная выставка о старообрядцах открыта в Москве
17 июня в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели в онлайн-режиме открыта выставка картин «Русь Заповедная». В экспозиции представлено около 50 живописных произведений, посвященных истории и современности старообрядчества в России. Выставка приурочена к 400-летию со дня рождения Протопопа Аввакума и проходит по инициативе Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви.
О. Молчанов. Тропарь Воскресению Христову, 2015 год
«Обращение к старому — это не отказ от нового, это новое понимание старого. Это не задержка в развитии, какой была бы простая приверженность к старому, а скачок вперед… Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это деятельная память человечества, активно введенная в современность», — цитирует слова академика Д. С. Лихачева официальный сайт галереи.
Все художники-участники выставки являются представителями древних старообрядческих родов или прихожанами РПСЦ: академик РАХ, народный художник России Д. А. Белюкин; академик РАХ, заслуженный художник России О. А. Леонов; академик РАХ, заслуженный художник России Е. В. Ромашко; член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России Д. А. Слепушкин; художники Д. Гусев, Л. Милованов, Ф. Москвитин. Координатором проекта выступил член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России О. И. Молчанов.
Е. Ромашко. Изборск, 2018 год
О. Леонов. Перед грозой, 1998 год
Участников выставки О. Молчанов, Д. Слепушкин, Д. Гусев, Л. Милованов, Ф. Москвитин принадлежат к кругу художников Рогожской заставы, с XVII являющейся духовным центром и средоточием жизни всего московского старообрядчества. В настоящее время здесь находится митрополия Русской Православной старообрядческой Церкви. Вдохновленные особым бытом и строем жизни, обрядами и условиями, которые трепетно сохранялись в общине испокон веков в их первозданном виде, живописцы старались воссоздать образ Рогожской заставы как «хранительницы старых заветов».
О. Молчанов. На Рогожском, 2018 год
Художники продолжают традиции русской реалистической пейзажной живописи и создают лирический образ России, тонко передавая поэзию родной природы. К представленным на выставке полотнам по праву можно отнести слова писателя В. Распутина — «чистые, добрые, спокойные, тихие, располагающие к размышлению, к молитве, к пониманию глубоких истин».
Д. Слепушкин. Палаты купца Опарина, 2015 год
Выставка «Заповедная Русь» позволяет зрителю проникнуть в замкнутый мир старообрядческой общины, с его ее богатейшей культурной традицией и духовной историей. Живописные интерьеры храмов, запечатленные сцены богослужений, праздничные наряды жителей старообрядческой общины, фрагменты домашнего быта и пейзажи святых мест — все эти сюжеты, собранные в едином выставочном пространстве, дают возможность представить современную жизнь старообрядцев.
Д. Белюкин. Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Риге, 2006 год
Выставка проходит в 400-летие со дня рождения Протопопа Аввакума — самого яркого и влиятельного идеолога старообрядчества, лидера «ревнителей древнего благочестия», которые не приняли в XVII веке церковные реформы патриарха Никона. Его самоотверженность, верность своим убеждениям, мужественная защита своих взглядов перед людьми, наделенными властью, оказали широкое влияние на современников и до сих пор вдохновляют последователей, наследников строгой и аскетической культуры старообрядчества.
Ф. Москвитин. Минин и Пожарский, 1612 год. Работа 2009 года
Д. Гусев. Старообрядка, 2018 год
С 17 и до 28 июня 2020 года включительно выставку можно посетить бесплатно, но с соблюдением всех санитарных норм и социальной дистанции, а также наличия на посетителях музея маски и перчаток. Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 19.
Источник: artmoskovia.ru
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!