взаимность человеколюбие и золотая середина составляют основу учения
Лекция 3 Этические учения Древнего Востока. Этические учения Древнего Китая
Раздел 2 История развития этической мысли
Основные понятия: конфуцианство, даосизм, легизм, человеколюбие (жэнь), «золотое правило нравственности», «благородный муж», «совершенномудрый», этика-ритуал (ли)..
Для древнекитайской культуры характерен культ традиции, авторитет предания, противодействие любым инновациям. Если характеризовать эту культуру в целом, то можно выделить в качестве ее первичного ядра именно этические нормы, мораль; а вторичное — религия. Культ Неба, господствовавший в Древнем Китае, был не только социально-политическим и социально-этическим (императоры — «сыновья Неба», Китай — Поднебесная), но и сакрально-магическим, ибо детерминировал поведение людей. При этом следует подчеркнуть, что концепция небесного предопределения, или мандата (тянь мин) выражала принцип именно этической детерминации в управлении (Небо отбирало право на владение Поднебесной у порочного правителя и вручало его обладателю высшей благодати, или добродетели, — дэ). Главенствующее значение этического компонента в комплексе представлений о мире имело для китайской культуры далеко идущие
последствия: так, место мифических героев занимают демифилогизированные образы мудрых правителей прошлого, чье величие и мудрость самым тесным образом связаны с их добродетелями, а место культа великих богов занял культ реальных предков (как семейных, так и клановых). Своей высшей точки это своеобразное вытеснение религии и мифологии этико-ритуальными нормами достигло в конфуцианстве.
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н.э.) является основателем школы и, в целом, родоначальником китайской философии. В центре внимания конфуцианства находятся взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций строит свое учение о нравственности, опираясь на культ традиции и ритуала. В итоге образуется характерное для культуры традиционного Китая двуединое понятие — «этика-ритуал». Ритуал (ли) становится высшим этическим символом, превращается в наиболее общую характеристику правильного, даже идеализированного социального устройства и поведения человека («Правитель руководит подданными посредством ли», «Преодоление себя и обращение к ли составляют гуманность» и т.п.). Но вместе с тем это учение приобретает новое, гуманистическое содержание. Конфуцианская этика опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой, с другими и с мирозданием в целом, т.е. жить счастливо.
Человеколюбие (жэнь) — это и почтительность к родителям, и уважение к старшим братьям, но и более широко — милосердие, любовь к людям, нежелание им зла. Конфуций (исторически первый) формулирует «золотое правило нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Правило «золотой середины» означает умение в своем поведении находить середину между несдержанностью и осторожностью.
Что касается управления народом, то Конфуций полагал, что главное средство управления не принуждение, а убеждение и сила личного примера благородного мужа. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».
В конфуцианской этике соединены традиционалистские и гуманистические начала. Так, благородный муж должен придерживаться принципов человеколюбия и взаимности, но лишь в отношении равных; его нравственность оценивается по внешним проявлениям: следует ли он ритуалу, выполняет ли обряды, т.е. ведет ли себя должным образом.
Другое философское направление Древнего Китая — моизм (основатель Мо Ди, о котором мало что известно) — противопоставляет конфуцианской любви к ближнему «любовь к дальнему», т.е. «всеобщую любовь». Этот принцип всеобщей любви монеты распространяли и на взаимоотношения между государствами, будучи убежденными противниками войн.
Своеобразным оппонентом конфуцианству выступает школа даосизма (основатель — полулегендарная личность Лао-цзы). Прежде всего даосами выдвигается иной этический идеал — «совершенномудрый» (шэньжень), который противопоставляется «благородному мужу». «Совершенномудрый» — человек «высшего дэ» (дэ, в данном случае, понимается как добродетель) и «дао». (Заметим, что «дао» — основное понятие китайской философии, но если для представителей друглх школ это, в основном, путь развития — например, Китая, путь нравственного поведения человека — «правильный путь», то для даосов данное понятие имеет всеобъемлющее мировоззренческое значение. Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего). Конфуцианские ценности (человеколюбие, взаимность и др.) возникли, по мнению даосов, тогда, когда человечество, утратив первоначальное совершенство, отошло от «дао». Даосы обрушились на искусственность конфуцианского ритуала «ли» с позиций гедонизма, призывая следовать природному естеству. Они создают культ опрощения и возврата от цивилизации и государственности к первозданной природе. «Совершенномудрый не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен»; его главное качество — победоносное недеяние, он, как и само дао, «не борется, но умеет побеждать». Наконец, в школе законников (легизм) противопоставили конфуцианскому «ли» административно-правовой регламент «фа», что на практике оборачивалось культом жесткого закона с суровыми наказаниями. Совесть они заменили страхом. Наивные конфуцианские представления о государстве как большой семье, основанной на принципе «сыновней почтительности», были заменены представлением о государстве как бездушном механизме. «Доброта и человеколюбие — мать проступков», — утверждали легисты; истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». К счастью, триумф легизма длился недолго (он был господствующей идеологией в эпоху империи Цинь), и со II в. до н.э., обретя статус официальной идеологии, реформированное конфуцианство получает возможность пропагандировать и практиковать свои идеи и принципы. Конфуцианское «ли» (этика-ритуал) становится той основой, на которой зиждется общество и государство.
Ответы к тесту по менеджменту «Этика бизнеса» 47 вопросов
1. Важнейшим нравственно-психологическим механизмом самоконтроля личности
профессионала является.
1. Профессиональная ответственность
2. Профессиональное сознание
+3. Профессиональная совесть
4. Профессиональная культура
2. Понятие «этос науки» было введено в научный о бор от.
+1. Р. Мертоном
2. Т. Парсонсом
3. П. Сорокиным
4. В. Вернадским
3. В предметное поле профессиональной этики юриста в ходя т.
1. Проблема оценки результатов деятельности юристов
2. Межличностные отношения внутри юридического сообщества
3. Проблемы организации процесса юридической деятельности
+4. Моральные аспекты деятельности юристов и отношения юридического сообщества с
обществом в целом
4. Ведущей функцией морали не является
1. Регулятивная
2. Воспитательная
3. Познавательная
+4. Прогностическая
5. Этика как наука существует
1. 10 веков
+2. Свыше 15 веков
3. 5 веков
4. 3 века
6. Какое из приведенных положений неверно?
1. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии.
2. Право не должно противоречить морали.
+3. Право не оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и
нравственных норм.
4. Законодательство не может дискредитировать нравственность.
7. Нравственные цели борьбы с преступностью
+1. Могут быть достигнуты только гуманными и справедливыми средствами.
2. Могут быть достигнуты любыми средствами в зависимости от обстоятельств, но
приоритет отдается гуманным средствам
3. Могут быть достигнуты любыми средствами независимо от обстоятельств
4. Вопрос средств не имеет значения
8. К обязанностям работника юстиции не относится
1. законопослушность
2. справедливость
3. независимость
+4. аскетизм
9. В профессиональной деятельности юриста главенствует этическая категория
1. блага
2. достоинства
+3. справедливости
4. ответственности
10. Этические категории и принципы пронизывают жизнь
+1. всех людей
2. всех, кроме преступников
3. только высокоморальных людей
4. только высокоморальных людей, которые имеют представление об их научной
трактовке.
11. Кто из философов считал, что государство и человеческая душа имеют
одинаковое строение?
+1. Платон
2. Аристотель
3. Н. Макиавелли
4. Т.Гоббс
12. Необходимость использования в обществе двойного стандарта, различения
общественной и личной морали признавал
+1. Н.Макиавелли
2. И.Кант
3. Л.Н.Толстой
4. И.А.Ильин
13. «Цель оправдывает средства» считал
1. Л.Н.Толстой
2. И.А.Ильин
+3. Н.Макиавелли
4. Н.А.Бердяев
16. Отметьте среди утверждений по поводу этических понятий добра и зла неверное
+1. понятия добра и зла абсолютны и неизменны
2. их дефиниция определяется сословно- классовым подходом
3. их дефиниция определяется историческим подходом
4. их дефиниция может определяться этническим фактором
17. Чьи этические учения не относятся к эпохе Нового времени
+1. Аквинский
2. Кант
3. Спиноза
4. Гегель
18. К основным принципам этикета не относятся:
1. вежливость
2. сдержанность
+3. политическая ангажированность
4. деликатность
5. тактичность
6. чуткость;
7. скромность.
20. К представителям экзистенциализма не относится:
1. М. Хайдеггер
+2. Дж-Б. Уотсон
3. К. Ясперс
4. Ж.П. Сартра
21. Учение, центральной проблемой которого является Добро и Зло называется:
1. этикой;
2. моралью;
3. нравственностью.
23. Нравственные принципы, сформулированные Моисеем получили название
1. Декалога;
2. Благой вести;
+3. Закона;
4. Торы.
24. Что из перечисленного не относится к христианским добродетелям?
1. благородство;
2. смирение;
3. щедрость;
4. милосердие;
5. бесстрашие;
6. страдание;
7. любовь;
+8. недеяние;
9. мужество.
25. Этика Возрождения основывалась на принципах:
1. аскетизма;
2. эгоизма;
3. фатализма;
+4. гуманизма.
27. Какие элементы не входят в систему морали:
1. моральные принципы;
2. моральные нормы;
3. моральные запреты;
+4. юридические коллизии;
5. моральные учения;
6. моральные отношения.
28. Какая из перечисленных функций не является функцией морали:
1. гуманизирующая;
2. регулятивная;
+3. методологическая;
4. воспитательная;
5. коммуникативная.
30. Правила поведения и общения людей, выступающие внешним проявлением
внутренней нравственной культуры человека являются предметом
1. ситуативной этики;
2. этики гражданственности;
+3. этикета.
31. Что из перечисленного не входит в задачи этики?
1. описывать мораль;
+2. дискредитирует мораль;
3. объяснять мораль;
32. «Взаимность», «человеколюбие» и «золотая середина» составляют основу учения
1. Будды;
+2. Конфуция;
3. Лао-цзы;
4. Моисея.
33. Основателем западноевропейской этики считается
1. Пифагор;
+2. Сократ;
3. Платон;
4. Аристотель.
34. В учении Аврелия Августина зло рассматривается как
+1. творение дьявола;
2. недостаток добра;
3. результат сознательной деятельности человека.
35. Категория «категорический императив» введена
+1. И. Кантом;
2. Т. Гоббс;
3. И. Ильин.
36. Учение о «сверхчеловеке» создано
1. Гегелем;
2. Бергсоном;
+3. Ницше;
4. Марксом;
5. Фрейдом.
37. Какое понятие соответствует следующему определению: «Одно из
фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно
аргументированное принуждение к поступкам».
1. ответственность;
2. обязанность;
+3. долг;
4. совесть.
38. В соотношении долга и совести
1. первенство следует отдавать долгу;
2. первенство следует отдавать совести;
+3. совесть следует рассматривать как основу долга.
39. Цель и смысл жизни
1. тождественные понятия;
2. в основном совпадающие понятия;
+3. нельзя отождествлять.
40. Этика возникает.
1. В первобытном обществе, с появлением первых социальных признаков
+2. На этапе перехода от первобытного к рабовладельческому обществу, с обособлением
моральных норм
3. В традиционном обществе, по мере развития морального сознания
4. В индустриальном обществе, когда долженствование приобретает обязательный
характер
42. В средневековой этике источником морали объявляется.
1. Человек
2. Общество
3. Космос
+4. Бог
44. Мораль как условие совместного бытия людей понималась в р ам к ах.
1. Эволюционной этики
2. Теории разумного эгоизма
+3. Теории общественного договора
4. Натурфилософской этики
45. Первые профессионально-этические кодексы появляются.
1. В первобытном обществе
2. В античности
+3. В средние века
4. В Новое время
46. Первые нравственные представления о труде появляются.
1. в первобытном обществе
2. в рабовладельческом обществе
+3. в эпоху феодализма
3. В эпоху Возрождения
4. В Новое время
47. Первые профессионально-этические кодексы формируются.
1.в первобытном обществе
2. в античности
+3. в средние века
4. в Новое время
5. в постиндустриальном обществе
Тестовые задания на экзамен. 50 вопросов с ответами
Тестовые задания на экзамен (исправленные)
1. Древнеиндийский литературный памятник:
А). Книга истории
Б). Веды
В). Махабхарата
Г). Книга обрядов
Д). Рамаяна
2. Какая из частей Вед наиболее древняя?
А). Яджурведа
Б). Ригведа
В). Атхарваведа
Г). Упанишады
Д). Самаведа
3. В древнеиндийской философии закон нравственного воздаяния:
А. нирвана
Б. познание
В. карма
Г. атман
Д. вера
4. Что такое «брахман» в древнеиндийской философии?
А). высшая объективная Реальность, безличное Абсолютное начало Бытия
Б). высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека
В). круговорот жизни, или сансара
Г). закон нравственного воздаяния, или карма
Д) путь богов для индивидуального спасения души
5. В древнеиндийской философии концепция, означающая «колесо перерождений»:
A. сансара
Б. мокша
В. санхья
Г. рита
Д. ньяя
6. Каким понятием в древнеиндийской философии определялось освобождение от сансары и земной кармы?
А. нирвана
Б. жэнь
В. дао
Г. брахман
Д. мокша
7. Четыре благородные истины являются центральным понятием какого учения?
А). Джайнизма
Б). Брахманизма
В). Буддизма
Г). Индуизма
Д). Веданты
8. Сиддхартха Гаутама основатель, какого религиозно-философского учения?
А. Даосизма
Б. Кинизма
В Буддизма
Г. Конфуцианства
В. Джайнизма
9. В каком произведении впервые был систематизирован буддизм?
А). «Махабхарата»
Б). «Рамаяна»
В). «Веды»
Г). «Трипитака» («Три корзины учений»)
Д). «Благавад-Гита»
10. Какова цель познания с точки зрения буддизма?
А). Пробуждение к высшим духовным ценностям
Б). Освобождение от страданий
В). Доказательство существования бога
Г). Исследование законов природы
Д). Поиск первопричины
11. Какой термин в философии буддизма означает конечную цель всех человеческих усилий, освобождение от страданий?
А). Нирвана
Б). Познание
В). Красота
Г). Атман
Д). Вера
12. Какое понятие в индийской философии означает вхождение в состояние созерцания?
А. медитация
Б. познание
В. карма
Г. сансара
Д. вера
13. Укажите два главных направления в буддизме:
А. сансара и карма
Б. инь и янь
В. хинаяна и махаяна
Г. монизм и дуализм
Д. «дао» и «ли»
15. Основоположником джайнизма является:
А. Сидхартха Гаутама
Б. Мо-цзы
В. Джаймини
Г. Джина Махавира
Д. Шан Ян
17. В древнем Китае высшей силой, управляющий всеми процессами на земле, считали:
А). природу
Б). небо
В). солнце
Г). космос
Д). разум
18. «Естественный путь» вещей в древнекитайской философии:
А). инь
Б). янь
В). жэнь
Г). сяо
Д). дао
19. Кто был основателем даосизма?
А. Конфуций
Б. Лао-Цзы
В. Мэн-Цзы
Г. Гуан Чжу
Д. Ян Чжу
20. Чем является «дао» в даосизме: «Путь, который проходят все вещи»,есть?
А. Воля Творца
Б. Принцип, закономерность
В. Человеческое знание
Г. Названия предметов природы
Д. «Церемония, ритуал»
21. Определите философскую традицию, к которой относится принцип «у-вэй» (не-деяние.?
А. Буддизм
Б. Джайнизм
В. Конфуцианство
Г. Даосизм
Д. Христианство
22. Учение, какого философа заложило с древности идеологический фундамент китайского общества:
А. Лао-цзы
Б. Мо-цзы
В. Кун Фу-цзы
Г. Мао-цзе-Дун
Д. Хан Фэй цзы
23. Кто из древних китайских мыслителей является автором книги «Лунь Юй» («Беседы и суждения»)?
А. Сюнь Дзы
Б. Мэн Цзы
В. Лао Цзы
Г. Конфуций
Д. Ван Чун
24. Какие вопросы находились в центре внимания конфуцианства?
А. развитие мира
Б. вопросы диалектики
В. проблемы воспитания, образования, социальной стабильности
Г. проблемы бытия и становления
Д. гносеология
25. Центральный принцип добродетели философии Конфуция:
A. путь «золотой середины»
Б. путь приобщения к божественным сущностям
В. избавление от страдания
Г. удовлетворение потребностей
Д. эгоизм
26. Укажите категории учения Конфуция:
А. порядок, добродетель, бытие
Б. порядок, добродетель, человечность
В. диалектика, мера, истина
Г. разум, мужество, истина
Д. номинализм, реализм, схоластика
28. Фундаментальной основой социальной организации древнего Китая было понятие «ли», который означал:
А. культ предков
Б. правило, церемониал
В. путь духов предков
Г. почитание родителей
Д. почитание старшего брата
29. Что означает «сяо» в конфуцианстве?
А. верность долгу
Б. стремление к образованности
В. человечность
Г. сыновнюю почтительность
Д. любовь к миру
31. Китайский философ, выходец из школы «служилых людей»:
А. Лао-цзы
Б. Чжуан-цзы
В. Сюнь-цзы
Г. Мэн-цзы
Д. Конфуций
32. Как назывались школа законников «Фацзя» в Китае?
А. ваны
Б. даосы
В. легисты
Г. натурфилософы
Д. номиналисты
33. Oсновным понятием легизма является:
А. фа (закон).
Б. ци (энергии).
В. ли (ритуал.)
Г. дао (путь.)
Д. жэнь (человеколюбие)
34. Космоцентризм, наивный материализм, стихийная диалектика мышления – основные черты философии:
А. эпохи возрождения
Б. средневековья
В. античности
Г. нового времени
Д. эпохи просвещения
35. Какой тип философствования сложился в Античной Греции?
А. экзистенциональный
Б. деятельный
В. прагматический
Г. религиозно-мистический
Д. созерцательный
36. Идея космоса и логоса, неизмеримого превосходства природы над человеком, есть идея:
А. эпохи Возрождения
Б. новейшего времени
В. христианская
Г. нового времени
Д. античная
37. Укажите античную трактовку диалектики:
А. искусство спора, диалога, вид прения
Б. теория движения
В. теория развития
Г. учение о бытии
Д. учение о человеке и обществе
38. Понятие, впервые введенное Пифагором, для обозначения единства мира в противоположность хаосу:
А. космос
Б. логос
В. атом
Г. воздух
Д. вода
39. Впервые термин «философия» употребил:
А. Фалес
Б. Гераклит
В. Пифагор
Г. Платон
Д. Аристотель
40. Пифагор утверждал:
А. «Числу все вещи подобны»
Б. «Война – отец всех»
В. «Понимание у людей – околосердечная кровь»
Г. «Я знаю, что ничего не знаю»
Д. «Все течет, все изменяется»
41. Какую проблему впервые в Древней Греции сформулировали философы Милетской школы вне рамок религиозно-мифологического мировоззрения?
А). проблема движения
Б). проблема человека
В). проблема первоосновы мира «Архэ»
Г). проблема универсалий
Д). проблема государства и общества
42. Кто считал первоосновой мира огонь?
А. Анаксимен
Б. Фалес
В. Гераклит
Г. Анаксимандр
Д. Зенон
43. Кто является авторам афоризма «Все течет, все изменяется»?
А. Фалес
Б. Зенон
В. Анаксимен
Г. Анаксимандр
Д. Гераклит
44. Какое из этих высказываний принадлежит Гераклиту?
А. «Чего не желаешь себе, того не делай другим»
Б. «Помогай другим постичь то, чего бы ты сам хотел»
В. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»
Г. «Заводи друзей не спеша, а заведешь – не бросай»
Д. «Не богатей дурными средствами»
45. Какой древнегреческой школе принадлежит первая постановка проблемы бытия в истории философии?
А. милетской
Б. афинской
В. атомистической
Г. пифагорейской
Д. элейской
46. Кто из древнегреческих философов является основателем элейской школы?
А. Гераклит
Б. Демокрит
В. Парменид
Г. Сократ
Д. Эпикур
47. Афоризм «Бытие есть, а небытия нет» принадлежит:
А. Сократу
Б. Гегелю
В. Платону
Г. Пармениду
Д. Пифагору
48. Кто ввел в философию понятие «Нус» (Ум.)?
А. Пифагор
Б. Гераклит
В. Парменид
Г. Анаксагор
Д. Платон
49. Основатели атомистики:
А. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
Б. Парменид, Зенон, Мелисс
В. Левкипп, Демокрит
Г. Протагор, Горгий
Д. Сократ, Платон, Аристотель
50. Что лежит в основе бытия по мнению Демокрита?
А. вода
Б. апейрон
В. воздух
Г. атомы
Д. огонь
Новое в блогах
Философия древнего Китая
Китайская философия с самого начала призывала участвовать в жизни своего государства, Справедливость трактоваласб как следование правилам, ритуалу, этикету, строгое подчинение сложившимся традициям.. В «Книге перемен» концентрировались представления о судьбах мироздания и правилах для всех живущих.
Конфуцианство.
Самым влиятельным китайским философом был Конфуций (Кун-цзы, V в. до н. э., точнее 551 – 479 годы). Педагог и «почтенный учитель», канонизирован во 2-м веке. Он почитал небо, как высшую силу, следящую за справедливостью и порядком. Он видел, что все в Поднебесной, т.е. в Китае, меняется, меняются люди и отношения между ними, а старые слова и понятия остаются, хотя их содержание изменилось. Поэтому он ввел категорию «ЛИ», означающую норму, правило, устанавливающее подлинный порядок вещей и иерархию людей и считал необходимым заниматься «исправлением имен». Если имена неправильны – то речь противоречива, и дела не могут завершиться успешно. Каждый должен знать свое место и в семье и в государстве.
Конфуций использовал те этические нормы, которые, как он считал, должны помочь человеку жить и получать вознаграждения. Для этого следует быть дисциплинированным и следовать правилам поведения во имя достижения достойных целей. Этика Конфуция опирается на три понятия: взаимность, золотая середина и человеколюбие, в целом они составляют «правильный путь».
Философия Конфуция заложила идеологический фундамент китайского, общества, стала официальной доктриной на века, хотя ее по-разному преподносили и объясняли. Кандидаты на правительственные посты должны были выдержать экзамен по философии Конфуция, его философия формировала теоретическую и нравственную основу для правительственных решений. Редкое государство придавало философии такой доктринальный, официально обязывающий статус. Во втором веке Конфуций был канонизирован. В Х веке в Китае возникло неоконфуцианство как апология Конфуция, как развитие идей об индивидуальной человеческой природе, его предопределении и должной справедливости
Многих бед удалось бы избежать человечеству, если бы взаимовлияние созерцательной восточной философии и преобразующей западной было бы более интенсивным. Но в планетарном эволюционном масштабе человечество совсем ещё в младенческом возрасте и путь к разумному синтезу народов, стран и континентов чрезвычайно труден. Далёк и долог даже если очень повезёт. Различны исходные понятия, разнородны философские системы, своеобразно и неравномерно развивались различные регионы мира. Китайская и Индийская философия всего еще лет 300 лет назад практически не взаимодействовала с европейской: трудности передвижения и общения разделяли мир. Океанское мореплавание родилось совсем недавно. Западная философия и восточная долгое время развивались независимо друг от друга в рамках собственных традиций и цивилизаций.
Думается, что опаснейшие напряженности в современном мире не случайно проходят по линиям культурологических, философских, религиозных и экономических разломов мировой цивилизации. Неравномерность исторического развития, несоизмеримость норм массового сознания даже в случае применения сходных идей приводит к различным результатам: сравните например влияние марксизма на Западную Европу с его влиянием на Россию.
Реально вся наша технологическая цивилизация, в сущности, опирается на культурный фундамент, заложенный древнегреческой философией, к изучению которой мы и переходим.
Не забудьбьте поставить + и (или) высказать своё мнение.