взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип

Принципы взаимодействия педагогов с родителями и законными представителями воспитанников

взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип Татьяна Крючкова
Принципы взаимодействия педагогов с родителями и законными представителями воспитанников

Принципы партнёрства ДОУ и семьи помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. (Каждодневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие).

2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями воспитатель, должен чувствовать ситуацию и настроение родителей. Здесь очень важно человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители люди грамотные и осведомленные, хорошо знающие, как воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и пропаганда педагогических знаний вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с семьей.

5. Открытость. Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок.

«Нетрадиционные формы работы педагога с родителями» Нетрадиционные формы работы педагога с семьей. Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 417 г. Нижнего Новгорода.

Нетрадиционные формы работы с родителями В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта.

Источник

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.

взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип Марина Клевцова
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В новом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов в развитии детей. И трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

Для успешного сотрудничества с родителями педагоги придерживаются следующих принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Ежедневно во время консультаций и бесед стараются создать партнерские, доверительные отношения с родителями.

2. Индивидуальный подход. Проявляется в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей.

3. Сотрудничество, а не наставничество. В педагогических ситуациях педагоги стараются общаться «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями педагоги тщательно и серьезно готовят.

5. Динамичность. В связи с тем, что сегодня детский сад находится в режиме развития и представлять собой мобильную систему, приходится быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого педагоги меняют формы работы с семьей.

Для того чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса, и ответственными за воспитание и обучение детей, в рабочей программе педагоговопределены следующие задачи:

— Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

— Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

— Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.

— Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

— Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

В ФГОСДО сформулированы основные направления работы с родителями:

1. Познавательное направление.Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

2. Информационно-аналитическое направление.Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

3. Наглядно-информационное направление.Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

4.Досуговое направление:Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Поэтому педагогами,активно используются следующие формы работы:

Познавательное направление,которое включает в себя:

— родительское собрание и встречи за «круглым столом»;

— консультации и индивидуальные беседы;

— выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;

Индивидуальные консультаций и беседы с родителями: «Если ребенок плохо ест», «Совместный труд в семье», «Одеваем детей по сезону», «Почему капризничает ребенок», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка», педагоги стараются оказывать помощь по тому или иному вопросу воспитания, отвечают на вопросы родителей, дают квалифицированный совет.

Ничто так не сближает родителей и педагогов, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, изготовление атрибутов, конкурсы, экскурсии, родительские собрания, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле. Работа над проектами ведется постоянно, а участие в них родителей уже традиция. Например, во время проекта «Знакомство с профессией «Продавец» родители изготовили различные атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», с детьми говорили о правилах при посещении магазина, ходили в магазины разных видов.

В проекте «Здоровей-ка» изготовили нестандартное физкультурное оборудование, сделали корригирующие дорожки для закаливания детей. На родительском собрании делились опытом по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Следующим немало важным направление является информационно-аналитическое,которое включает в себя:

С целью изучения семьи, родителями заполнены «Социальные паспорта», для определения социального статуса семьи. Анкетирование «Оценка качества предоставления образовательных услуг», «Роль физической культуры в семье». Проводили личные беседы, это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. Данные формы помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Одним из направлений является наглядно-информационное,которое включает в себя:

— реклама детского сада.

Консультации для родителей «Формирование самостоятельности у детей», «Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста», «Так ли важно рисование в жизни ребенка?», «Подвижная игра в жизни ребенка» и др.

Памятки для родителей,на различные темы: «Заповеди для родителей», «Рекомендации для родителей по воспитанию детей»; «Советы родителя по проведению игр», «Домашняя игротека» и др.

Информационные листки,которые несут в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, просьбы о помощи; поздравление с праздниками, с днем рождения.

Папки–передвижки,которые формируются по тематическому принципу: «Семейное воспитание», «Эмоции в жизни детей», «Организация питания детей дошкольного возраста» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям. Из папки – передвижки «Игры и игрушки»родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям дошкольного возраста.

В родительском уголке группы постоянно действуют выставки «Здоровячок» по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, «Светофорик» по вопросам формирования у детей и родителей знаний о правилах дорожного движения.

В «Здоровячок» родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.Буклеты: «Как сохранить сердце здоровым», «Простуда или ОРВИ у детей», «Рекомендации по сохранению здоровья».Памятки: «Обувь дошкольника и здоровье», «Рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей».Консультации: «Здоровая семья, здоровый ребенок», «Растим детей здоровыми», «Правила закаливания детей». Альбом «В здоровом теле здоровый дух».

В «Светофорике»расположены в доступной форме консультации: «Фликиры детям купите родители, пусть на дороге их видят водители», «Автокресло и детское удерживающие устройство», «Играйте в дорожное движение» и др.Буклеты: «Правила дорожного движения», «Знай правила дорожного движения».Памятки: «Ребенок на АЗС», «Ребенок в машине», «Обучение детей наблюдательности на улице». Альбом «Безопасность на дороге». Папка-передвижка «Обучение детей правилам дорожного движения».

Одной из форм наглядно-информационного направления является реклама детского сада, для создания положительного имиджа детского сада. Для этого существует сайт детского сада, где в разделе новости регулярно появляется информация о жизни и проводимых мероприятиях группы.

Важным направлением является досуговое,которое включает в себя:

Родители принимают активное участие в осенних и новогодних праздниках, 8 марта и многое другое. В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио-нальный контакт. Развлечения и досуги проводятся не для родителей, а с привлечением родителей. Это делается для того, чтобы знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Например, во время досуга «Вместе дружная семья»родители принимали активное участие: папы с детьми строили дома, мамы танцевали с детьми, в завершении показали совместную сказку «Репка».

Вместе с детьми стараемся поздравить родителей с праздниками. Выпускают стенгазеты «Наши папы бравые солдаты», «Мамочка любимая моя». Делают коллективные работы «Корзина с подснежниками», «Букет ромашек».

Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

1. Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина, –Волгоград: 2014.

2. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей, М., Издательство «Скрипторий», 2008.

3. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги автор-составитель Ельцова О. М., –Волгоград: Учитель, 2011.

4. Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду, – М. : Айрис-пресс, 2009.

5. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, –СПб: Детство-пресс, 2013.

6. Социальное партнёрство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т. В. Цветкова, – М. : ТЦ «Сфера», 2013.

Интеграция образовательных областей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.

Обновление содержания дошкольного образования в рамках реализации ФГОС Заявка на соискание статуса муниципальной инновационной площадки 1. Соискатель: МБДОУ «Детский сад «Ромашка» Республика Хакасия, Усть.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации Как мы знаем, индивидуализация образовательной.

взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принципРазвитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным.

взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принципВзаимодействие с семьями воспитанников младшей группы в рамках реализации проекта «Океан добрых дел» Проект по организации совместной деятельности с семьей. «ОКЕАН ДОБРЫХ ДЕЛ» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,.

Взаимодействие с социумом как ресурс реализации ФГОС дошкольного образования Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют экономические и социальные перемены,.

Источник

Организация взаимодействия с родителями учащихся

Важнейшей проблемой нашего времени является духовно- нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные этические ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости в СМИ, тяжелые социальные условия, разрушение семейного уклада нелегким бременем легло на неокрепшее детское сознание.

В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе.

“Все мы родом из детства”, “Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье”. Эти педагогические мудрости известны всем. Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за воссоздание определенного образа жизни. Организация взаимодействия с родителями учащихся является составной частью системы воспитательной работы.

Система воспитания “От сердца к сердцу” по всестороннему развитию детей, формированию их творческих способностей и созданию условий для самореализации личности каждого ребенка разработана в соответствии с законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», целевой программой “Дети Кубани” на 2006-2010 гг., районной целевой программой развития воспитания в Брюховецком районе. Подпрограмма работы с родителями учащихся “Я и семья” разработана в соответствии с методическими рекомендациями о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (письмо Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30-16).

Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Основными целями организации взаимодействия с родителями учащихся начальных классов на разных этапах в рамках подпрограммы “Я и семья” являются повышение роли семьи в воспитании и развитии детей, социализации подрастающего поколения, создании сплоченного и дружного коллектива, а также организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

Задачи классного руководителя – убедить каждого родителя в ценности личности ребенка, его уникальной индивидуальности, помочь в определении личностной направленности воспитания детей. Задачи раскрываются и реализуются соответствующими программами и планами мероприятий, которые учитывают особенности конкретного коллектива детей и родителей.

Подпрограмма работы с родителями учащихся “Я и семья” отличается от других программ, реализуемых в условиях школы, гибкостью и адресностью, тем, что основывается на результатах диагностики взаимоотношений родителей и детей, совместном планировании воспитательного процесса с учетом общих интересов, потребностей.

Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

При изучении семьи прежде всего интересуют следующие данные: Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности. Воспитательные возможности семьи. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Дифференцированный подход в работе с родителями строится на выделении 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

Создание системы массовых мероприятий с родителями осуществляется через внедрение различных форм и методов и организацию взаимодействия с заинтересованными учреждениями и ведомствами.

взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип

Используемые формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип

Наиболее распространенные коллективные формы: родительские собрания (классные и общешкольные); дни открытых дверей; “круглые столы”; конференции по обмену опытом воспитания; родительский лекторий; родительские недели; вечер вопросов и ответов; диспут; встречи с администрацией, учителями класса.

Групповые формы: взаимодействие с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами.

Индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация; выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы; переписка.

Организация взаимодействия с родителями осуществляется через:

взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип

Методы и формы совместной роботы с родителями, наиболее часто используемые в классе: методы изучения семьи (наблюдение; беседа; посещение семей, тестирование; анкетирование; деловая игра; анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества); методы просвещения родителей (университет, лекция, конференция, практикум, родительские тематические часы и недели и др.); коллективные праздники и занятия по интересам и др.; информирование, обмен опытом, индивидуальная деятельность родителей, исследование, взаимопосещение занятий родителей с учащимися, стимулирование родителей за индивидуальное воспитание и совместную работу со школой.

взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип

Механизм реализации мероприятий в рамках подпрограммы воспитательной работы “Я и моя семья”.

Реализация поставленных задач осуществляется поэтапно в течение учебного года. Работа проводится как с родителями, так и с учениками. Ведущая роль в реализации избранной цели и конкретизированных на ее основе задач принадлежит классному руководителю. Именно он проводит с родителями и учащимися работу по различным методикам, вносит элементы творчества, принимает самостоятельные решения в конкретных ситуациях, отслеживает результаты, осуществляют их анализ.

Реализация мероприятий в рамках специальной подпрограммы “Я и моя семья” обеспечит наличие учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта эффективного планирования своей деятельности и успешной самореализации в учёбе, в творчестве и в жизни.

Критерии оценки эффективности выполнения мероприятий в рамках подпрограммы воспитания “Я и моя семья”:

Количественные и качественные показатели:

— количество детей и родителей, изъявивших желание участвовать в мероприятиях;

— мотивы участия родителей в мероприятиях в рамках программы воспитательной работы:

а) принуждение (сила власти),
б) убеждение (сила примера),
в) желание (сила желания);

— степень удовлетворенности родителей участием в различных программах;

— какие изменения произошли в детском коллективе за отчетный период;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *