яблочный спас что за праздник яблочный спас что за праздник
Яблочный Спас: что за праздник, традиции и приметы, что нельзя делать 19 августа
Один из самых популярных в народе праздников Яблочный Спас отмечается в России 19 августа.
Что такое Яблочный Спас
Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне, который в православии отмечается 19 августа.
Католики, протестанты и некоторые православные церкви, придерживающиеся современного календаря, отметили праздник Преображение Господне 6 августа.
Праздник Преображение Господне посвящен явлению преображенного воскресшего Иисуса Христа своим ученикам, когда те молились на горе Фавор. Преображение символизирует божественное триединство и единение высшей и человеческой сущностей Иисуса Христа.
Праздник посвящен Иисусу — Спасителю, поэтому в народе он получил название Спас. А, поскольку в это время идет очень строгий Успенский пост, можно «спасаться» свежими яблоками, которые как раз поспевают в это время. Отсюда народное название праздника — Яблочный Спас.
Традиции на Яблочный Спас
Яблочный Спас связан с целым рядом примет и обрядов, которые в основном соотносились с Успенским постом и были посвящены проводам лета и чествованию нового урожая. Главная традиция — освящать на Яблочный Спас плоды нового урожая, в первую очередь яблоки, а также виноград и другие дары земли. Считалось, что освященные в Яблочный Спас плоды приобретают целебную силу и как нельзя лучше подходят для «спасения» в Успенский пост.
Освященные яблоки в этот день ели сырыми, из них делали всевозможные блюда, их запекали с медом (освященным раньше, в Медовый спас). Яблоки, другие фрукты и мед шли на изготовление постных пирогов и другой выпечки. Из яблок готовили напитки: компоты, взвары, сидры, также в этот день начинали заготавливать плоды нового урожая впрок — варили варенье, повидло и так далее.
На Руси на Яблочный Спас начиналась массовая торговля яблоками и другими фруктами, их продавали целыми возами, устраивая ярмарки и гуляния.
В этот день было принято одаривать яблоками друзей, родных, соседей, а также нищих; люди устраивали семейные чаепития, дарили друг другу яблочные пироги. Традиция одаривать в этот день близких яблоками и яблочной выпечкой жива и поныне.
Что можно и нельзя есть на Яблочный Спас
Поскольку Преображение приходится на Успенский пост, в этот день под полным запретом любые мясные и молочные продукты во всех видах, а также яйца. В честь праздника разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также — единственный раз за весь Успенский пост — рыба и морепродукты.
Ну и, естественно, разрешены любые фрукты и овощи, особенно популярны освященные яблоки.
Приметы на Яблочный Спас
По погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей осени и зиме. Если Преображение сухое и теплое, значит осень будет мягкой и без дождей, а зима суровой. Дождливая погода на 19 августа сулила раннюю дождливую осень и «гнилую» зиму с частыми оттепелями.
Что нельзя делать до Яблочного Спаса
Что нельзя делать 19 августа
На Яблочный Спас запрещалось работать в поле и огороде, считалось, что праздник нужно посвятить проводам лета перед началом осенней страды. Начиная с Яблочного Спаса под окончательный запрет попадали все купания в открытых водоемах, нарушителей сурово осуждали за то, что они беспокоят водяную нечисть.
Когда следующий Спас
Третий (Ореховый, Хлебный или Полотняный) Спас отмечается 29 августа. Он отмечается после окончания Успенского поста и праздника Успение Богородицы.
Яблочный Спас в 2022 году
Из беседы протоиерея Максима Козлова в программе «Вглядываясь в традиции» вы узнаете, что такое Яблочный Спас и на какое число он выпадает в 2022 году.
Что такое Яблочный Спас?
Праздник Преображения Господня, Яблочный Спас. Что это за событие и почему оно включается в число 12 главных событий церковно-богослужебного года?
Фото: Луна, photosight.ru
Незадолго до Своих крестных страданий Иисус Христос поднимается на гору Фавор, берет с Собой трех Своих самых близких учеников: Иакова, Иоанна и Петра, и преображается, то есть изменяется перед ними.
Один из евангелистов, Марк, пишет:
Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лицо Его стало сиять подобно солнцу.
Христу явились два ветхозаветных праведника: Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о том, что должно вскорости произойти. А потом апостол Петр трогательно говорит:
Нам так хорошо, Господи, тут с Тобою, мы сделаем палатки. Тебе одну, одну нам с Моисеем и Илией, и останемся тут.
Он имел в виду, конечно, навсегда. Пусть все, что внизу этой горы, нас уже никогда не коснется.
Но Господь берет его, двух апостолов, и спускается в этот мир. Вскорости Ему идти на крестные страдания, но они уже будут знать, что Он не просто бесконечно хороший человек, не просто верный принципам Своей проповеди учитель нравственности, не убежденный в истинности Своей идеи философ, что Он — Сын Божий. Человек, конечно, настоящий, не фантом, а по природе человек, но одновременно и Бог, Сын Бога живого.
С тех пор это стало одним из принципиальных положений христианской веры. Собственно, без этого нет христианства. Без того, чтобы признавать Иисуса Христа настоящим человеком (не очередным перевоплощением, не бесплотным духом, имевшим только некую видимость плоти, а настоящим человеком), но при этом и настоящим Богом.
Не Сыном Божьим, по Льву Николаевичу Толстому, в том смысле, как все хорошие люди являются детьми Божьими, и уж тем более не по Михаилу Афанасьевичу Булгакову — просто хорошим человеком, а настоящим Богом.
Праздник Преображения — это кроме того еще и указание, напоминание нам о том, что как бы иной раз ни была трудна жизнь, какими бы немощными ни казались мы сами себе, какое бы видимое торжество зла ни происходило в окружающей нас действительности и в истории, вселенная — есть не просто запущенная машина, существующая дальше по своим внутренним законам и движущаяся на своем моторе. Это возлюбленное творение Божье, и человек — венец этого творения.
Господь не всегда понятными нам, но несомненно руководимыми Его любовью путями ведет всю эту Вселенную, все это творение и каждого человека к тому, чтобы не лишить его возможности такого же преображения, такого же просияния и прикосновения к Богу, которое испытали апостолы на Фаворской горе. И о том, что это становится реальным, знали в веках многие и многие подвижники благочестия. Те, кого называли исихастами, то есть молчальниками на горе Афон. Или такие, как преподобный Серафим Саровский, наш великий святой конца XVIII — начала XIX веков, который оставил беседу с помещиком Николаем Мотовиловым, в которой рассказывал ему о том, что такое благодать Святого Духа. Показал тому, какое это тепло, какое умиление, какая это радость, какое это — не умозрительно-философическое, а реально жизненное прикосновение к Живому Богу.
И сегодняшний праздник со всеми его яблочками, со всем виноградом, который уже можно вкусить после богослужения, начиная с минувшей пятницы — от этой малой радости яблочно-виноградного осязания, обоняния и вкушения, до великой радости всепроникающей благодати Божьей — напоминание: Не бойся зла!
Тот, Кто с нами, всегда сильнее того, кто против нас.
Справка от редакции портала «Православие и мир»
Какого числа Яблочный Спас в 2022 году?
В 2022 году Яблочный Спас будут праздновать 19 августа.
История Яблочного Спаса
Яблочный Спас отмечают в самый разгар сбора летнего урожая. Яблоки в эти дни становятся спелыми и сочными. Люди делают заготовки на зиму, варят яблочное варенье, рядом на календаре и праздник Медового Спаса.
Яблочный Спас празднуется каждый год в один и тот же день — 19 августа. Отмечается явление Иисуса Христа перед апостолами, Его учениками, в Божественной природе. На горе Фавор Иисус был со Своими приближенными учениками, когда они увидели прекрасный преображенный лик Христа, а голос с неба сказал им, что перед ними — Сын Божий. Благодаря этому событию Яблочный Спас называют еще Спас на горе.
Православные христиане в этот день стараются преобразиться внутренне, и, хотя нам не дано приблизиться к Божественной святости и чистоте, люди стараются изменить свою жизнь, избавиться от дурных привычек, соотносить свои поступки и помыслы со Священным Писанием.
Традиции Яблочного Спаса
Вечером перед праздником проходит большое церковное богослужение, а утром — литургия с крестным ходом. Храмы украшаются лампами, а священники в этот день служат в праздничном белом облачении. Прихожане часто приносят с собой корзинки с яблоками, виноградом и другими древесными плодами, а также колосья пшеницы. После освящения фрукты можно употреблять в пищу.
В этот день верующие просят благословить свои посевы. Главным символом праздника все же остается яблоко, которые не вкушают до освящения. Во время праздника продолжается Успенский пост, поэтому остальные ограничения во вкушении пищи тоже остаются в силе.
Раньше считалось, что в этот день Ангелы угощают души умерших детей яблоками на небе, поэтому было принято оставлять яблоко на могиле умершего ребенка. Но это — не более чем светское поверье, не имеющее отношение к православию.
Стихи о Яблочном Спасе
Александр Блок — Преображение
Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) –
Беспокойное желанье
Вместе с Богом – в вышине.
Сергей Есенин — Преображение
Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Среброзлачный урожай.
А когда над Волгой месяц
Склонит лик испить воды, —
Он, в ладью златую свесясь,
Уплывет в свои сады.
И из лона голубого,
Широко взмахнув веслом,
Как яйцо, нам сбросит слово
С проклевавшимся птенцом.
Яблочный Спас: история, традиции и обычаи праздника
История и традиции Яблочного Спаса: Pixabay
Центральный из трех православных праздников августа — Яблочный Спас. В этот день прославляют православные святыни и природу за щедрый урожай. Каковы истоки древнего праздника и как его отмечают сегодня? Традиции и опыт предков находят отражение и в современной жизни.
История и смысл праздника
Этот древний праздник высоко чтили и очень любили предки всех возрастов и достатка. Когда Яблочный Спас? Христиане празднуют его 19 августа, в период Успенского пост. Раньше отмечали 6 августа по юлианскому календарю, как это до сих пор принято у последователей римско-католической церкви.
История возникновения и религиозная суть
Суть праздника Преображение Господне: YouTube/Asja Rigik
Что означает Яблочный Спас? Этот день в календаре славянских народов посвящен проводам лета, сбору первого урожая овощей и фруктов, а также вознесению благодарственных молитв Богу. Именно в этот день разрешалось впервые есть освященные в церкви яблоки нового урожая, щедро сдабривая их медом.
Именно 19 августа по церковному календарю празднуют Преображение Господне — один из двенадцати главных праздников христианской церкви. В Новом Завете сказано, что в этот день Иисус Христос молился с тремя ближайшими учениками на горе Фавор в Галилее. Во время молитвы он явил им суть преображения (превращения) человека в божественное создание. В тот же момент появились пророки Моисей и Илья, а также прозвучал голос Создателя, который подтвердил божественную природу Божьего Сына.
Спас на Горе — это отсылка к событию у подножия Фавора. Это праздник соединения в человеке божественного, духовного и земного начал. Сейчас на месте знаменательного события расположены православный и греческий монастыри и церковь Преображения Господня. По преданию, празднование Преображения Господня было учреждено еще в IV веке Григорием Просветителем. Традиция быстро распространилась по миру и была связана с Воздвижением Креста Господня, который отмечают спустя 40 дней.
В этот день принято делать следующее:
Религиозные традиции праздника тесно сплелись с народными обычаями.
Народная суть Яблочного Спаса
На Яблочный Спас святят яблоки и виноград: Pixabay
Согласно богослужебному уставу, который носит название «Типикон», 19 августа принято святить виноград нового урожая либо яблоки там, где виноград не выращивают.
Считается, что таким образом люди задабривали Вакха (Бахус, Дионис) — языческого бога виноделия. Сразу после освящения съедали виноград и яблоки, радовались и веселились, прославляя религию и природу. У праздника есть и другие названия:
Название «Спас» происходит от имени Иисуса Христа Спасителя. Вторым его назвали, потому что первым празднуют Медовый Спас. Название «Осенины» предполагает первую встречу с осенью, вторая произойдет 21 сентября — в Рождество Пресвятой Богородицы. Осенины праздновали еще славяне-язычники.
Горохов день также был связан с Яблочным Спасом, потому что совпадал в датах. В этот день было принято дарить, есть горох и блюда из него, так как эта культура считалась питательной у древних славян.
Старинные и современные традиции и приметы на Яблочный Спас
У Яблочного Спаса, как у любого народного и религиозного праздника, есть свои традиции, приметы и обычаи. Некоторые из них дошли до наших дней и широко используются при подготовке и проведении праздника.
Традиции и обряды
На Яблочный Спас вяжут букеты из колосьев: Pixabay
Запрет употреблять яблоки до Яблочного Спаса — это еще и символ борьбы с искушением, ведь Адам не удержался и вкусил яблоко, предложенное Евой. Это стало началом грехопадения. Чтобы подчеркнуть символичность праздника, люди надевают белые одежды и идут в церковь, чтобы освятить дары природы — яблоки нового урожая. В корзины кладут груши, виноград и сливы, которые поспевают к 19 августа.
Иногда, как пишет в книге «Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день» Николай Белов, в церковную корзину добавляют овощи, хлеб и мед. Освященный хлеб и мед хранили до весны, чтобы подкормить им пчел.
Хлеб на праздник раньше пекли из зерен первого урожая. В некоторых городах и селах вязали букет из 12 хлебных колосьев, которые святили в церкви вместе с лекарственными и душистыми травами. Букет хранили до посевной, чтобы размочить и посеять вместе с другими зернами.
Освященные фрукты использовали для приготовления праздничных блюд или ели в свежем виде. Так делают и сегодня. Самые популярные блюда на Яблочный Спас и в последующие дни:
На Яблочный Спас принято есть пироги с яблоками: Pixabay
Даже тем, кто постится, на праздник можно есть рыбу и пить красное вино, чтобы прибавилось сил и чтобы почтить Бога. Шуметь и устраивать кутеж нельзя, надо отмечать праздник мирно, по-семейному. Нельзя заниматься чревоугодием. Есть надо вкусно, но в меру.
Всем друзьям, знакомым, членам семьи и гостям в этот день дарили яблоки. В народе говорили так: «На Второй Спас и нищий яблочко съест», подразумевая, что никто не останется обделенным заботой и вниманием в праздник.
На Яблочный Спас было также принято:
В праздник не принято работать, шить или вязать, а также ссориться и желать людям зла. Надо пребывать в спокойном и благостном настроении. Об этом говорит Галина Айдашева в книге «Русские обряды».
Народные приметы
Какие приметы на Яблочный Спас? Считалось, что до наступления Яблочного Спаса снимать яблоки с ветвей нельзя, ведь они не достигли силы и спелости, не налились соком. Народные поверья гласят, что если съесть яблоко в этот день, загадав желание, то оно непременно сбудется. По вкусу первого яблока гадали, как сложится жизнь в течение года:
Вот еще ряд примет на Яблочный Спас, которые не связаны с яблоками:
На Яблочный Спас не принято убивать насекомых: Pixabay
Есть погодные приметы, которые принято учитывать в день Спаса:
Считалось, что теперь погода будет становиться прохладнее. Как пишет Александр Белов в книге «Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день», люди говорили так: «Пришел Спас — бери рукавицы про запас» и «Пришел Спас — ушло лето от нас».
Празднуйте любимый праздник наших предков, провожая лето. Он наполнит душу радостью, мудростью и смирением. Изучайте традиции, обычаи и приметы на Яблочный Спас, чтобы применять их в повседневной жизни.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Яблочный спас что за праздник яблочный спас что за праздник
Что такое Спас?
Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.
Значение слова «Спас»
Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.
Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.
Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.
Медовый спас
Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.
Итория Медового Спаса
Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.
В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.
Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».
Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.
Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.
После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.
Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.
Традиции Медового Спаса
Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.
После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».
Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.
Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.
Яблочный спас
Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.
Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.
В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.
Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.
И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).
И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».
И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.
Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».
Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.
И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.
Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.
Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.
Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!
Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.
История и традиции Яблочного Спаса
Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.
Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.
В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.
Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.
Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.
Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.
Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».
По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.
Ореховый Спас
После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.
«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.
И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.
Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)
Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.
Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.
Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.