афонский монастырь в греции фото
Жизнь монахов на горе Афон в Греции (13 фото)
В Греции на побережье Эгейского моря на святой горе Афон вот уже около 1200 лет живут монахи. Здесь находится один из самых древних монастырей мира, история которого берет свое начало в IX веке. Часть монахов живет прямо в пещерах на отвесной стороне скалы, и постоянно сталкивается с различными бытовыми трудностями. О жизни монахов в столь непростых условиях нам поведает данный пост.
Монастырь Карули, а точнее даже это скит, принадлежащий Великой Лавре в Греции, состоит из 12 келий, которые были построены еще в XVII веке, и нескольких пещер. Слово «карули» переводится с греческого как «катушка» – ее используют монахи для того, чтобы поднимать в скит корзины с едой и водой.
В этом регионе находится несколько скитов Лавры, в которых живут православные монахи. Всего их насчитывают около двух тысяч, однако в самом ските Карули сегодня живет только десять человек.
Жизнь монахов в монастыре почти не изменилась с тех пор, как сюда прибыли первые православные монахи в IX веке. Некоторые из них выращивают овощи, делают вино, другие вырезают различную утварь из дерева, они постоянно убирают и чинят монастырь, сидеть без дела считается зазорным. Монахи стараются обеспечить себя всем необходимым сами, чтобы не было надобности покидать Лавру. Те же, кто выбрал жизнь в пещерах, живут в почти полной изоляции, мало соприкасаясь в привычным нам миром и даже почти не видясь с другими монахами. «Мне не нравится жизнь в монастыре, для меня это как тюрьма. Здесь, в Карули, я свободен,» – говорит один из отшельников.
Добраться в эти скиты и пещеры так сложно, что монахи почти никогда никого не видят. Чтобы не умереть от голода, они получают минимум еды и воды с помощью системы тросов, расположенной в десятках метрах над водой. Раньше, чтобы не разбиться на крутом отвесном склоне, при спуске и поднимании в кельи монахи обвязывали себя цепями и веревками в качестве страховки. Сегодня существуют почти отвесные ступеньки, сделанные из дерева, которые хоть и являются достаточно опасными, но все же существенно облегчают доступ к скиту. Несмотря на это, некоторые монахи сознательно не пользуются возможностью спуститься вниз, а некоторые не могут это сделать в виду плохого состояния здоровья. Так, например, отец Арсениос вот уже 64 года не покидал скит, и сейчас уже вряд ли его покинет из-за того, что здоровье не позволяет ему воспользоваться крутыми ступенями.
Женщинам категорически не разрешается посещать это место, даже приближаться к берегу ближе, чем на 500 метров. Считается, что последняя женщина, которая была на этом полуострове, была сама Мария. Впрочем, учитывая, что все монахи Лавры соблюдают целибат, это правило также призвано не вводить их в искушение.
Для всех монахов, живущих и в Карули, и в других 20 монастырях Лавры, главная часть времени дня уходит на молитвы. Даже когда они работают или когда приходят на обед или завтрак, все их действия сопровождаются молитвами. Длительность месс разная, иногда она может длиться 6 часов, иногда проходить ночью – считается, что чем сильнее тишина, тем легче сосредоточиться на самой молитве.
Ступеньки к скитам Карули.
Ступеньки существенно облегчают доступ к Карули, хотя полностью безопасными их не назовешь.
Корзина с провизией.
Аскетичные жилища отшельников.
Эти кости принадлежат монаху, который раньше жил в ските Карули. Даже после смерти монах пожелал остаться в ските. Его останки поместили в серебряный сундук.
Святая гора Афон (Фото)
Гора Афон, которую называют Святой горой, находится на одноименном полуострове. Ее высота составляет 2033 метра. Под юрисдикцией Константинопольского Патриархата на афонском полуострове находятся около двадцати монастырей. Верующие почитают Афон, как земной удел Богородицы
Согласно данным за 2001 год в монастырях Афона живут 2262 человек. Афонские монахи пользуются юлианским календарем.
По афонскому уставу на территорию полуострова не должны приезжать женщины. Запрет на въезд касается также животных женского пола.
Паломников восхищает местная природа: горные ручьи, живописное побережье, цветущие деревья. Обширная территория святой горы славится прекрасными пейзажами.
Афон — самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей.
Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере).
Таким увидел Афон Владимир Ходаков.
Зограф
Зограф относится к болгарским монастырям Святой горы. Его насельники, афонские монахи, как правило, славяне. Монастырь посвятили святому Георгию Победоносцу и в иерархии местных монастырей стоит на девятом месте. Зограф переводится как «живописец». Монастырь был основан Львом Философом и расположен практически на побережье – в трех километрах от моря.
Во времена Михаила Палеолога Зограф не стал присоединяться к унии с Римом и за этот отказ в монастыре мученически погибли насельники обители.
В соборном храме хранятся афонские святыни – иконы великомученика Георгия, написанные в разные времена.
Ставроникита
Ставроникита – монастырь X века, он расположен на востоке полуострова. В иерархии горы Афон он находится на пятнадцатом месте. Существует легенда о том, что на месте устроения монастыря когда-то жил отшельник по имени Никита, который занимался изготовлением крестов. Ставроникита в переводе означает «крест Никиты». Во времена крестовых походов первая обитель, посвященная Иоанну Крестителю, была разрушена. Но при Патриархе Иеремии I древнюю обитель восстановили. На территории монастыря была обретена одна из редчайших икон Николая Чудотвторца, поэтому современный монастырь посвящен святому Николаю.
В библиотеке монастыря находится более ста семидесяти рукописей. Гора Афон хранит уникальные библиотеки. В местной — около двух тысяч пятисот напечатанных книг. Кафоликон монастыря украшен удивительными фресками, над которыми трудился сам Феофан Критский. Особо стоит отметить редчайшие монастырские святыни: частицы мощей православных святых, частица Креста Животворящего и древний образ Николая Чудотворца, которую обрели в пучине моря.
Скит святой Анны
Скит святой Анны, матери Богородицы – самый крупный монастырь Афона. Это древнейшая обитель с самым строгим уставом и сонмом новомучеников, пострадавших за Церковь в период турецкого владычества. Скит находится в подчинении у Великой Лавры.
В ночь накануне причастия насельники монастыря святой Анны обычно не спят, во время Великого Поста не покидают монастырь, а иеромонахи не служат вне пределов Святой горы. Главная святыня обители – стопа святой праведной Анны. Здесь молятся о бесплодных парах, мечтающих о младенце. Гора Афон всегда считалась особым местом, где возносились самые горячие молитвы о появлении ребенка у бездетных супругов.
Кириакон монастыря при Вселенском Патриархе Дионисии III. В XVIII веке его отреставрировали благодаря старцу Филофею Пелопонесскому. Иконописцы Филофей и Афанасий расписали кириакон. Колокольню здесь возвели в 1774 году. Многие современные подвижники и старцы нового времени подвизались именно в этом скит: архимандрит Херувим, основатель обители Параклита и его ученики, распространявшие христианскую веру по всей Греции.
Пантократор
Монастырь Пантократор находится в северо-восточной части полуострова вблизи Кареи. Он стоит на 50-метровом холме. В соборе монастыря – древнейший иконостас горы Афон.
Пантократор – это греческий термин, который обозначает иконографический тип Спасителя как Спаса Вседержителя, Царя и Судии. Это один из самых древних иконографических образов Христа.
В диптихе монастырей Святой горы Пантократор на седьмом месте.
Карея
Карея или Карье (славянское обозначение) – столица Афона. Это – административный центр местного монашеского государства. У этого государства особые правила и устав, насчет некоторых из них до сих пор ведутся споры: так многих возмущает то, что на полуостров не могут прибыть паломники женского пола. Не все верующие согласны с таким строгим ограничением. Карея — поселение в глубине полуострова, которое основали в IX веке. Именно здесь находятся как Священный Кинот, так и Священная Эпистасия. Здесь растет много орешника, поэтому столица и названа в честь орехового дерева. Здесь около двадцати представительств всех афонских монастырей. Гора Афон славится разнообразием флоры.
Храм Протата (храм Успения Богородицы), также заложенный в IX веке – центральный собор административного центра. Это базилика без купола, три нефа которой образуют собой крест. Фрески Мануила Панселина украшают храм. Его также расписывали представители знаменитой критской школы.
Неподалеку от храма – библиотека Священного Кинота, где хранится более сотни исторических рукописей и Аргос – шкура козла с первым Типипоком. Святогорские монахи получили его от императора Иоанна Цимисхиема в 972 году.
Во время больших праздников местные монахи-келиоты вместе молятся в протатском соборе. Они несут различные послушания: плотничают, шьют монашеские одеяния, производят ладан и.т.д.
Здесь же располагается церковная школа: гимназия и лицей.
Среди святынь Кареи – чудотворная икона Млекопитательница. В Типикарницу эту икону когда-то привез Савва Сербский. Ранее она находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного.
Здесь же, в небольшой келье, редчайшая и уникальная икона Божией Матери «Достойно есть», которая упоминается в древнем предании. Считается, что однажды афонский старец решил выслушать Всенощное бдение в Карейском соборе. А его послушник оставался в келье. Внезапно в келье раздался стук. Послушник открыл дверь и увидел человека в монашеском одеянии. Послушник ввел незнакомца во храм и они стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского, но незнакомец поменял слова на «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».
Растрогавшись, послушник попросил незнакомого монаха записать слова этой песни, но у него не нашлось чернил. Тогда незнакомец спросил, есть ли каменная плита. И перстом своим высек слова песни на плите. Камень под его ладонями смягчался как воск. Вернувшись, пораженный старец поместил этот камень в Протат, а икона, перед которой была исполнена дивная песнь, перенесена в Соборный храм.
Это событие отмечается на горе Афон каждый год 11-го июня.
2011 год
Про монашескую республику Афон, про её строгую жизнь, про её монастыри я знал давно. В 2000 году ушёл из жизни прекрасный человек священник отец Вячеслав. Он мне часто рассказывал о Святой Горе. Отцу Вячеславу посчастливилось посетить Афон дважды. С тех пор я теоретически тоже хотел попасть на Святую Гору, отодвигая событие на неопределённый срок.
Отец Вячеслав говорил, что мирянам тяжело получить разрешение на посещение Святой Горы. За паломника должны просить из храма или из монастыря. И вдруг я увидел в журнале рекламу фирмы, предлагавшей туры на Афон. Позвонил, поговорил, взял адрес и забыл.
Через пару месяцев встал вопрос об отправке жены и сына на море. Супруга рвалась в Грецию. Я заказал на работе справку о доходах для посольства, но обстоятельства изменились. Моё семейство выбрало безвизовый Тунис, а мне передали из бухгалтерии уже не нужную справку.
Я покрутил её в руках и вдруг, библейским голубем пришла мысль об Афоне. Позвонил в фирму, мне подтвердили, что могут отправить. Я предложил своему другу Виктору разделить со тяготы и благость паломничества. Виктор согласился.
Таким образом, жена готовилась к вылету в Монастир, а я собирался в монастырь.
Для посещения Святой Горы нужно получить специальное разрешение — диамонитирион. Из Москвы посылают анкету паломника в один из афонских монастырей, который отправляет прошение на получение диамонитирион в приграничный с Афоном городок Уранополис, где находится государственный офис.
Святая Гора представляет собой независимую часть греческого государства со столицей Кариес (Карея), где находится резиденция Управляющего Горы, который подчиняется Министерству Иностранных дел.
Ситуация с диамонитирионом была не ясна до самого последнего момента. Сотрудники агентства заверяли, что всё нормально, приглашение в Уранополисе мы получим, но письменных гарантий не давали.
А вдруг нет? Мы с Виктором решили, если подобное случится, будем 4 дня лежать на пляже. Именно столько времени запланировали на поездку.
Всем друзьям и знакомым я сообщил своё намерение отправиться на Афон. Грешники стали просить поставить за них свечку и помолиться. Некоторые рассказывали о грехах, в надежде, что я увижу афонских старцев, и прозорливые отцы через меня посоветуют, как решить ту или иную проблему.
Войдя в раж, сообщил своей знакомой Маше об Афоне, дабы грешница поведала прошлое, на предмет — мужчины, романы…
С Машей интересно общаться. Сейчас она на пенсии, а до этого 25 лет отработала следователем прокуратуры (имя изменено, есть среди авторов сайта). Увы, прокачать тему не удалось. Бывшая следователь решила не открываться «этому святому человеку со всеми удобствами».
Впрочем, когда моя душа находящаяся в бренном теле, нагруженная грехами, летела в Грецию, лайнер очень тяжело взлетел, после нас жутко трясло. А что могло бы быть, если бы я взял с собой грехи Маши? Даже представлять не хочется.
Покупка билетов всегда лотерея. Кто будет соседом, пассажир не знает. В Салоники летом едут отдыхать на море, паломников мало, но они есть. В салоне лайнера можно было наблюдать сценку в чеховском стиле. Одетый во всё чёрное слуга Господа сидел рядом с девицей, шикарная грудь которой буквально вываливалась, привлекая к себе мужское внимание.
При походах в хвост самолёта я невольно разглядывал колоритную пару. Хотелось перехватить страстный взгляд священника на свою соседку. Нет — батюшка в греховных помыслах замечен не был.
Счастье Божье путешествовать без багажа, паспортный контроль, и ты сразу выходишь в город.
У нас трансферт до Уранополиса. Занимаю в автобусе хорошее место, ставлю рюкзак. Виктор расположился чуть сзади. Наконец-то, вроде как еду на Афон. Обдумываю, получится или нет.
Мужчина я яркий, интересный, и, наверно, в тот момент на моём лбу было написано, что в кармане 870 евро.
— У вас тут свободно? Можно сесть с вами? — улыбается совершенство Божье, ухоженная блондинка.
Автобус покатил по греческим дорогам. Я намеревался тихо спокойно посидеть, вспоминая прожитую жизнь, но пришлось слушать женское щебетание. Блондинки подобны чайкам. Любоваться на чайку это одно, но если сия птица посчитала тебя своей добычей — берегись.
Понять что-либо об экономике Греции не удалось. Где-то что-то засеяно, где-то растут прекрасные оливковые рощи, а в иных местах царствует бурьян.
Греческие дороги очень узкие и извилистые. Почти на каждом повороте стоит маленький храм размером 40/40 см. Такие церквушки обозначают место аварии и их продают вдоль дорог.
Халкидики называют трезубцем Посейдона. Если посмотреть на полуостров на карте, то его продолжением на юго-восток являются ещё три похожих друг на друга полуострова Кассандра, Ситония и Афон. Нам выходить последними.
Вначале высаживают туристов на полуострове Кассандра. Здесь весело, много баров и ресторанов, качаются на волнах яхты и катера, расхаживают оголённые женщины.
Следующий полуостров Ситония кардинально отличается. Дорога взбирается вверх, посёлков мало, шуршат листвою девственные леса на высоких горных склонах. Ситония для тех, кто любит спокойный отдых.
За 2,5 часа я узнал о своей соседке почти всё. Девушка работает бухгалтером в Москве в маленькой фирме, взяла отпуск и прилетела в Грецию, так как «турки уже достали». Свободная женщина развелась с мужем 2 года назад и в одном из последних отелей ей выходить.
Бес искуситель кусает и соблазняет: «Диамонитириона у тебя нет! Не попадёшь на Афон! Семья в Тунисе, ты холост, выходи с Галей!»
Я оказался твёрд! Галя очень удивилась, узнав, что мы едем в монастырь. Девушка потратила за 2, 5 часа некий азартный запал, а ей попался дефективный. Пресвятая Троица, помоги пристроиться в личной жизни сей грешной женщине.
Уранополис — конечная остановка. Выходим, в зарезервированном отеле бросаем рюкзаки и отправляемся гулять.
Здесь нас берёт в оборот бес, отвечающий за чревоугодие. Он отводит в ресторан, заказывает кальмары, осьминогов и вино.
Бес уверяет, что в монастырях такое не подадут. Впрочем, искуситель оказывается слабым и, словно «настоящий полковник» из песни, убегает при появлении официанта со счётом в 40 евро.
Уранополис стоит на южной части полуострова Афон, почти там где Афон соприкасается с Халкидики.
Первыми жителями полуострова были фракийцы и пелазги с острова Лимос, а позднее — переселенцы из Халкидики. По приказу царя Персии Ксеркса в 481 году до н. э. в этих местах персы прорыли канал, дабы избежать участи полководца Мардония, который в 493 г. до н. э., во время первого похода персов на Грецию, погиб вместе со своим флотом, огибая полуостров.
Отметим, многие историки утверждают, что это миф, и персы волоком перетащили суда. В любом случае действие происходило где-то возле Уранополиса.
На месте Уранополиса некогда располагался богатый город Сани. Во время Пелопоннесской войны он встал на сторону Афинян и был захвачен стратегом Врасидой. После Никийского мира город остался союзником и плательщиком подати Афинянам, вплоть до захвата и разрушения его Филиппом Македонским.
Несколько лет спустя на его месте Александр Македонский основал город Уранополи, который достиг большого расцвета, о чём свидетельствуют монеты с надписью «урано поли». Дата разрушения города не известна.
В наше время, когда народы вновь активно переселяются с бедного Юга на богатый Север, в Уранополисе множество людей говорит по-русски. Висят на русском объявления о продаже недвижимости, шустрят в барах и в магазинах русскоязычные девушки.
Во многих лавках продаются иконы, где взгляды святых не столь строгие как в русской иконописи. Некоторые похожи на картины. Есть образа святой Матроны. Впрочем, это и не удивительно, покупатели — русские туристы.
Греческий кризис где-то там, непонятно где, наверно, где нет моря, а оно в Греции везде. Солнце прячется за горизонт. Залив Сигитикос, отделяющий Афон от Ситонии, обдувает сушу морским ветерком, а это так приятно после жаркого дня.
На набережной, в центре Уранополиса, возвышается смотровая башня, и ветерок в наступившей ночи, назло германским налогоплательщикам, колышет полосатый бело-голубой греческий флаг.
Гуляя по городу, находим место, где выдают диамонитирион. Офис открывается в 7.30. Решаем для себя, что придём в 7.00 и займём очередь.
Если сложится, то нужно будет брать билеты не на паром, который отходит в 10.45, а на скоростной катер на 8.00.
Возвращаемся в отель. Городок уснул, ночь наполняется треском цикад, через залив проступают очертания Ситонии. Вдруг проскакивает вспышка, затем вторая, третья…
Ночь яростно барабанит по крыше каплями дождя, подсвечивая вспышками молний и ругаясь грозовыми раскатами.
Виктор легко засыпает под тарарам. Я после выпитого чая уснуть не могу, на душе суета. Попадём ли мы на Афон? Пресвятая Богородица, мы рабы твои, нам по слову твоему!
Под утро дождь закончился. Я вышел на балкон. Бесов Илья пророк разогнал основательно. Воздух чист и свеж, нет ни мух, ни комаров. В божественной тишине приближается рассвет. Нет ни лая собак, ни переклички петухов. Японский кондиционер дышит благодатью морской залив.
Смотрю на Сигитикос и понимаю — наша поездка на Афон состоится.
Как говорится в предании, Апостолы распределяли жребий, куда каждый пойдёт проповедовать Евангелие. Богоматерь попросила позволить ей тоже принять участие. По жребию выпала земля Иберия. Когда Богоматерь готовилась к отправке, появился Архангел Гавриил со словами:
«Иесус Христос, родившийся от тебя, велит тебе не оставлять Иудейскую землю и Иерусалим. Место же тебе предназначается не Иберия, а полуостров Македонии — Афон…»
Как только Богоматерь прибыла на корабле на Афон, по всему полуострову начался гул от всех местных идолов. Этот звук, как крик взывал:
«Мужи, потомки Аполлона, идите в бухту Климента, встречайте Мать Великого Бога — Марию!»
Все побежали к бухте и с большим почтением приняли Богородицу, Иоанна Евангелиста и их свиту. Богородица, не зная греческого языка, обратилась к мужам, и все поняли Слово Божье:
«Сын мой, Бог мой, благослови место сие и жребий мой и излей милость на него, и храни невредимым его, до скончания века сего».
Потом благословив народ, сказала:
«Благодать Божия да пребудет на месте сём и на пребывающих здесь, с верой и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни и на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и о нём ходатаица перед Богом».
Это событие описано в книгах библиотеки Великой Лавры. С тех пор Святая Гора называется Обитель Богородицы.
Афон (Святая Гора) — самый восточный из трёх полуостровов Халкидики, лежащий в лазурных водах Эгейского моря, между Фермейским и Стримонским заливами. Протяжённость его около 60 км, ширина от 8 до 25 км.
В 676 г. император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам. Однако расцвет монашества начался здесь через 200 лет.
Во время своего царствования 867 г. Василий Македонянин подтвердил исключительное право монахов на обитание на Афоне. В 971 — 972 г. был составлен Первый Устав Святой Горы, который действует вплоть до наших дней. Одним из главных правил является запрет для женщин на посещение Афона и животных женского рода.
В 10 веке Святая Гора начинает заселяться иноками, послушниками, и обрастать монастырями. В 11 веке, когда утвердился общежительный образ жизни, количество монастырей достигало 180. Однако в конце того же века, прослышав об Афоне, сюда начинают наведываться пираты.
В 12 веке основание новых монастырей стало ограниченно, однако на полуостров стали активно прибывать не только греки, но и монахи из других стран: грузины, русские и сербы, которых объединила друг с другом общая православная вера. Далее Афон подвергался давлению латинян и уже не ослабевающему нашествию пиратов.
Количество монастырей уменьшилось до 25, из которых к настоящему времени сохранились 20.
В 15 веке, после многочисленных бедствий и разрушений Афон, переживает один из лучших периодов своей истории. Святогорцы продолжали бороться против церковной унии, отстаивая православие после падения Фессалоники (1430 г.) и Константинополя (1453 г.).
Затем, как и вся Греция, Афон попал под власть Османской империи. Монастыри выказали покорность султану Мураду Второму, тот дал им возможность спокойно жить. Прекратились и набеги корсаров.
Была сохранена независимость Афона, который в султанских фирманах назван «страна, где денно и нощно благословляют имя Божие» и «убежище бедных и чужестранцев». В те годы, на Святую гору устремился большой поток сербов, греков и болгар, не желающих жить под властью турок.
Покровителями и благодетелями Святой Горы, находящейся под властью иноверцев, становятся правители придунайских стран Венгрии и Молдовлахии, русские цари, а также многие патриархи и просто благочестивые христиане.
Афонские монахи получают разрешение посещать время упомянутые страны, собирая деньги.
В наши дни тяжело разобраться в противоречивых данных о жизни Греции в составе Османской империи, но можно смело сказать, независимый Афон стал духовным центром Греческого народа, сосредоточением деятелей науки и искусства.
Упомянем такой факт. В монастыре Великой Лавры была открыта типография, благодаря чему на Афоне и в Греции получили хождение книги. Типография была уничтожена незадолго до начала национально-освободительной войны 1821 года.
Одиноко бредём по утреннему городу. Закрыты лавки, ещё не проснулись кафешки. В 7 часов мы единственные у офиса, где выдают разрешение на посещение Афона. Внутри уже кто-то есть. Сотрудники офиса на 15 минут раньше открывают двери, приглашают на собеседование и выдают заветный диамонитирион.