Автомобили являются частью рынка

Автомобильный рынок

Автомобильный рынок — это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты.

Под автомобильным рынком в народе также подразумевается какое-либо территориально ограниченное пространство, предназначенное для торговли, в основном физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, готовыми автомобилями и запасными частями к ним. В этом смысле часто употребляют слово «Авторынок».

В данной статье рассматривается автомобильный рынок как экономическая категория в мировом масштабе.

Содержание

Объект и субъект

Объектом (товаром) автомобильного рынка является готовый автомобиль. Под готовым автомобилем подразумевается механическое транспортное средство, имеющее более двух колёс, способное к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию. Товаром автомобильного рынка нельзя считать, например: мотоциклы, лодки и т. п., отдельные агрегаты автомобиля и запчасти. Автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды или потребности покупателей автомобильного рынка.

История и развитие

История автомобильного рынка начинается с изобретением первого автомобиля и зарождением автомобилестроения в Германии в XIX веке. Задолго до этого были изобретены самодвижущиеся экипажи на паровых и двигателях внутреннего сгорания, однако реализация подобных автомобилей была незначительной. Только в конце XIX века Карл Бенц предложил покупателю готовое к эксплуатации транспортное средство, а Готлиб Даймлер запустил в производство функциональный автомобильный двигатель.

Первым в мире автомобилем, запущенным в производство в 1886 году стал трёхколёсный автомобиль К. Бенца, сконструированный им в 1885 году. Он имел следующие технические характеристики [2] :

Автомобили «Daimler», разработанные совместно Г. Даймлером и Вильгельмом Майбахом, были запущены в производство в 1895 году. Благодаря некоторым техническим решениям (например: низко расположенная легкая рама), автомобили «Daimler» были более надёжными, безопасными и легкими в управлении. Примерно с 1890 года начало развиваться автомобильное производство во Франции. Наиболее известной французской фирмой того периода была «Panhard et Levassor». Первым самостоятельно разработанным и поставленным на производство в Англии стал автомобиль марки «Lanchester» в 1900 году. Таким образом, мировой автомобильный рынок зародился и начал развиваться в Европе.

На развитие автомобильного рынка большое влияние оказывали технические изменения в конструкции и агрегатах автомобиля, а также технологии производства. Влияние указанных факторов сохраняется и в наше время. На первых этапах развития автомобильного рынка покупателям нередко приходилось покупать двигатель и шасси у одного производителя, а кузов у другого, так как многие фирмы специализировались на чем-то одном. При этом, в большинстве случаев, не возможно было купить готовый товар: все производилось «под заказ». Это было связано с преобладанием в отрасли кустарного производства. Первые автомобили были рассчитаны только на двоих пассажиров. С возрастанием спроса и увеличением конкуренции, производители стали прислушиваться к требованиям потребителей: появились автомобили на четыре пассажира.

Во времена формирования автомобильного рынка не существовало автомобильных брендов в современном их понимании. Каждая мастерская могла изготавливать автомобиль под своим именем. Для того, чтобы выделить свою продукцию среди многочисленных конкурентов, автопроизводители стремились участвовать в спортивных гонках, что является проявлением маркетинговой стратегии. В настоящее время этим приёмом пользуются только производители спорткаров.

Первые автомобили были весьма дорогими, что ограничивало круг потребителей. В дальнейшем автомобиль из предмета роскоши превратился в предмет потребления. Особенно стремительно это происходило в США, где был самый ёмкий автомобильный рынок в мире. Первый американский доступный автомобиль был произведен компанией «Oldsmobile» в 1901 году и назывался «American Curved Dash».

С развитием компьютерных технологий возрастает влияние Интернета на развитие автомобильного рынка. Многие люди пользуются Интернетом для купли-продажи поддержанных автомобилей. Торговля новыми автомобилями через Интернет пока незначительна даже в развитых странах.

С началом мирового экономического кризиса в 2008 году мировой автомобильный рынок пошел на спад. Объемы продаж уменьшились практически на всех рынках. Наименьшие потери понес рынок Китая. В настоящее время мировой рынок постепенно растает, приближаясь к докризисным результатам. Немаловажную роль в этом исполнили программы утилизации старых автомобилей, внедренные в большинстве развитых стран в период спада.

В последние годы на развитие автомобильного рынка возрастает влияние технологических инноваций в разработке силовых агрегатов автомобилей. В силу подорожания автомобильного топлива и загрязнения окружающей среды, потребители стремятся приобретать более экономичные автомобили. Свою роль в этом играют и правительства, устанавливая все более жесткие экологические нормы на выброс вредных веществ автомобилями. Возрастает, особенно в развитых странах Европы, количество автомобилей с дизельными двигателями. Несколько компаний уже продают на рынке автомобили с гибридными топливно-электрическими двигателями. Среди них: Toyota, Lexus, VW, Honda. Появляются автомобили исключительно на электрической тяге, подзаряжаемые от электрической розетки. Разрабатываются автомобили на водородных топливных элементах. Большим минусом автомобилей на альтернативных источниках энергии является их высокая цена.

Способы реализации продукции

На самых ранних этапах развития рынка, чтобы купить автомобиль, покупателю необходимо было обращаться непосредственно к фирме-производителю. На современном этапе практическим все автопроизводители реализуют свою продукцию через посредников — автомобильных дилеров. Различают официальных и неофициальных («серых») автомобильных дилеров. Дилеры оказывают услуги не только по продаже автомобилей, но и по техническому обслуживанию и ремонту.

Классификация рынка

По состоянию автомобиля:

По территориальному признаку: рынок США, Японии, Китая, России и т. д.

По типу автомобилей:

Статистика

Самые продаваемые в мире модели автомобилей (на май 2010 г.) [5] :

В приведенном выше рейтинге возможно приведены округленные показатели продаж, при этом суммируются продажи всех поколений одноименной модели.

Рейтинг стран по объему автомобильного рынка (I полугодие 2011 г.) [6] :

В приведенном выше рейтинге цифры округлены до тысяч.

Автомобильный рынок России

В период СССР автомобильного рынка в России фактически не существовало. В стране не возможно было приобрести иностранные автомобили из-за ограничений в международной торговле. С другой стороны, чтобы приобрести автомобиль отечественной марки необходимо было заплатить не малые деньги, как и в наши дни, и некоторое время дожидаться своей очереди.

Согласно обзору мирового автомобильного рынка компанией KPMG в 2011 году [9] (стр. 46), 38 % опрошенных экспертов предполагают, что объем автомобильного рынка России к 2015 году будет составлять 3-4 млн. шт. Предполагаемая тенденция может быть скорректирована под влиянием многих факторов, к основным из которых относится вступление России в ВТО и возможная вторая волна мирового экономического кризиса.

Статистика автомобильного рынка России

Продажи легковых автомобилей и LCV в России по годам [10] :

Источник

Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей

Содержание:

Автомобили являются частью рынка

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что общество на данном этапе экономического развития переживает эпоху глобальной машинизации, которая продолжается уже несколько веков. Одним из последствий этого является то, что на сегодня большой процент потребителей большинства стран мира могут позволить себе наличие легкового автомобиля. Именно поэтому на протяжении нескольких последних десятилетий автомобильная промышленность стала одной из ведущих отраслей экономики многих государств. Кроме того, в условиях современной глобализации и мировой экономической интеграции важным аспектом эффективного и полноценного функционирования мирового товарного рынка, рынка легковых автомобилей в частности, является анализ его особенностей и основных внутренних рыночных факторов. Это важно для ускорения интегрирования отечественного рынка мировых стран невысокого экономического развития в основные общие международные товарные рынки.

Целью работы является исследовать структуру и современное состояние рынка легковых автомобилей, а также определить дальнейшие перспективы его развития.

Предметом исследования являются особенности функционирования рынка легковых автомобилей и основные факторы влияния на него. Для достижения определенной цели возникают следующие задачи:

1) выяснить сущность и функции рынка легковых автомобилей;

2) проанализировать его структуру;

3) исследовать текущее состояние мирового автомобильного рынка;

4) изучить особенности предпринимательской деятельности на рынке легковых автомобилей.

Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка легковых автомобилей

1.1. Понятие и функции рынка легковых автомобилей

Процесс производства легковых транспортных средств до середины ХХ века исследователи называли автомобильной промышленностью. Однако уже к концу прошлого века специалисты перестали отделять понятие создания и реализации машин. Именно поэтому сегодня автомобильной промышленностью принято считать определенную группу компаний и организаций, которые принимают участие в проектировании, разработке, производстве и продаже разного рода автомобильных транспортных средств. По свидетельствам исследователей мирового рынка товаров и услуг автомобильная промышленность является одной из наиболее важных мировых экономических секторов по объему конечных доходов [3, с. 57].

Рынок легковых автомобилей, прежде всего, представляет собой систему сложных экономических отношений между всеми его субъектами по вопросам реализации готовых легковых автомобилей, то есть их обмена на мировые денежные эквиваленты. Стоит отметить, что за последнее столетие в автомобильной промышленности постепенно растет уровень монополизации. То есть ведущее положение на рынке занимает несколько крупных автопроизводителей и дилеров машин.

Историки утверждают, что автопроизводство как отрасль экономической системы мира начало создаваться в конце XIX века в европейских странах, а именно в Германии и Франции. Впоследствии оно зародилось и в США. В частности по состоянию на 1900 год Франция изготовила около 15 000 готовых автомобилей, а США – 9 000 единиц [18].

Уже через 26 лет Америка взяла авто производство в свои руки почти полностью и выпустила 85 % машин от общего мирового объема. Стоит отметить, что преобладали в этом марки автомобилей Ford и Morgan (General Motors).

Как нам известно, транспортная промышленность является одной из основных отраслей экономики почти каждого государства мира. Ее функции проявляются не только в удовлетворении потребностей населения в перевозках, но и в защите экономических интересов страны и улучшении качества жизни их населения. Кроме того, эффективное функционирование рынка автомобилей является важным фактором для обеспечения высокого уровня обороноспособности государств и государственных объединений.

Основным товаром на рынке легковых авто является готовый легковой автомобиль. Он имеет ряд важных функций, благодаря которым автопромышленность характеризуется высоким уровнем спроса, который порождает предложение, и все это в результате приводит к эффективному функционированию рынка:

− дистрибутивная [17, с. 201].

Социальная функция проявляется основным образом в том, что благодаря увеличению уровня доступности легковых транспортных средств все члены общества могут одинаково пользоваться социально-экономической инфраструктурой своей страны. Стимулирующая функция выполняется, когда через инвестирование в деятельность рынка автомобилей стимулируется экономический рост государства. Формирование единой мировой системы транспортных потоков автомобильной промышленности, а также маршрутных путей выражают интеграционную функцию деятельности авторынка. Структурообразующая функция означает, что транспортная промышленность формирует одну отраслевую структуру мирового производства легковых машин и занимается регулированием объективных межотраслевых пропорций.

Движение товаров – легковых авто – на автомобильном рынке является примером дистрибутивной функции. Для того, чтобы правильно понять сущность рынка легковых автомобилей и найти основной смысл деятельности, необходимо проанализировать общие его функции.

Если рассматривать рынок легковых автомобилей как составляющую мировой экономической системы, то он, как и любой другой рынок товаров, выполняет ряд определенных функций. В первую очередь, автомобильная промышленность призвана удовлетворять потребности покупателей и продавцов, или автопроизводителей и потребителей, при этом обеспечивая эффективное сотрудничество между ними. Так, рынок должен определенным образом «настраивать» цену на товар и своевременно информировать участников его деятельности о ее изменении. Это в основном делается для того, чтобы и покупатель, и продавец могли торговаться за «правильную» цену, удовлетворяя собственные цели. Следующей важной функцией рынка является удерживание цены и тем самым регулирование и управление спросом и предложением для достижения эффективности их распределения. Как мы определили, довольно часто рынок называют регулятором производства, ведь благодаря управлении ценой и другим рыночным регуляторам рынок устанавливает пропорции необходимых для реализации товаров. Более того, данная регулирующая функция проявляется в существовании конкуренции, которая в свою очередь приводит к внедрению новых форм и методов производства, тем самым расширяя дифференциацию и улучшая качество продуктов на рынке.

Рынок легковых автомобилей также призван стимулировать автопроизводство повышать качественные показатели товаров, минимизируя собственные затраты. Кроме того, все это происходит при ограниченности ресурсов, поэтому он создает эффективные комбинации из их использования для производства и реализации необходимого объема легковых автомобилей и предоставляет информацию о спросе автопроизводителям, чтобы те качественно регулировали свою деятельность [14, с. 178].

Исследователи рынка утверждают, что еще одной не менее важной функцией рынка легковых автомобилей является очистка своего пространства от слабых представителей автомобильной промышленности. Но несмотря на это, рынок все-таки выступает единым объединенным экономическим пространством для сплачивания всех фирм-производителей авто и для создания благоприятных условий для их функционирования. Все вышеуказанные функции четко связаны между собой и воплощаются на практике с целью эффективного функционирования важной составляющей мировой экономической системы – рынка легковых автомобилей.

1.2. Структура рынка легковых автомобилей

Для того, чтобы точнее понять сущность и основные принципы функционирования автомобильного рынка, необходимо проанализировать его структуру, определив основные составляющие элементы.

На самом деле, как и в любой другой экономической категории, в структуре рынка легковых автомобилей основными элементами являются субъекты и объекты рынка.

Объектом автомобильной промышленности является товар-вся продукция, представленная на рынке, которая в нашем случае является готовым легковым автомобилем. К субъектам относят покупателей, то есть людей, которые создают спрос на автомобильном рынке, производителей и продавцов автомобилей в лице промышленных предприятий и компаний по автотрейдинга, которые собственно и занимаются производством и продажей легковых авто. Еще одним не менее важным субъектом на автомобильном рынке является Верховное правительство страны как основной представитель государства в целом [3, с. 58].

Если рассматривать подробнее, до потребителей рынка легковых автомобилей, или до создателей спроса, относят физических лиц, представителями которых являются домашние хозяйства, а также юридических лиц, которым на автомобильном рынке есть разного вида коммерческие и государственные организации. Как уже было отмечено, товаром на рынке легковых автомобилей является готовый автомобиль-механическое транспортное средство, движение которого обусловлено наличием и приведение в действие двигателя. Как и любой товар легковая машина должна удовлетворять спрос на мировом рынке, в частности потребности его потребителей. На сегодня исследована структура трех проявлений желаний покупателей. Основной концепцией маркетинга на любом рынке есть понятие нужды, потребности и запроса. К нужде, как правило, относят нехватку, которую испытывает человек, в определенных необходимых, или даже жизненно важных вещах. Потребностью является более расширенная форма нужды, которая выражается согласно культурному и социальному развитию личности. Запрос в свою очередь является разновидностью потребности, который формируется согласно финансовым возможностям человека. То есть он основывается на уровне покупательной способности потребителей рынка. Учитывая то, что сегодня наличие легкового автомобиля является одной из форм выражения собственной индивидуальности, данный товар является потребностью. Однако каждый из нас обладает определенным количеством ограниченных финансовых ресурсов. То есть, желания покупателей в условиях рынка выражаются исключительно в форме запросов.

Другими словами, легковой автотранспорт на рынке легковых автомобилей является запросом представителей спроса, а именно – потребителей [9, с. 101]. Как нам известно, рынок в мире является средой движения готового товара от продавца к покупателю, или к конечному потребителю. Мировой рынок легковых автомобилей может быть представлен такой схемой: Производитель → Дистрибьютор → Дилер → Субдилер → Экспортер → Потребитель [21].

Согласно данной схемы, рынок легковых автомобилей характеризуется многоуровневой системой распределения товара от производителя до конечного потребителя, в котором принимают участие также импортер, дилер, субдилер и экспортер. Импортером является покупатель легковых автомобилей, дилер – это предприниматель или фирма, которая закупает товар оптом и перепродает в розницу, субдилерами есть агенты, которые осуществляют посреднические операции между дилером и покупателем, экспортером же в свою очередь выступает сторона, которая покупает готовые легковые автомобили и представляет их уже непосредственно потребителю рынка.

Потенциальным потребителем легкового автомобиля на рынке является лицо, достигшее 18-летнего возраста. К покупателям автомобильного рынка относят физических и юридических лиц. Первые осуществляют покупку авто с целью получения прибыли или же исключительно для личного пользования. Юридические лица в свою очередь могут приобрести автомобиль для развития предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров или же для увеличения мобильности собственного бизнеса с целью повышения удобства легковых перевозок. В большинстве стран мира в системе купли-продажи легковых автомобилей подавляющую долю от общего процента проданных машин составляют бывшие в использовании. То есть имеет место также вторичный рынок, на котором продавцами могут выступать не только автодилеры, но и частные лица и торговые представители фирм-реализаторов б/у автомобилей. Они также сотрудничают с потребителем на прямую.

Стоит заметить, что в данной системе также имеет место определенная часть новых авто, которые поступают к представителям спроса по неофициальным каналам.

Тем не менее, основная масса готовых легковых автомобилей попадает на рынок через подписание договоров со специализированными организациями, которые занимаются вопросами продажи – автотрейдинговыми компаниями, представителями которых являются автомобильные дилеры [9, с. 134]. Они имеют систему закрепленных обязанностей по корпоративным нормам и правилам марки автопроизводителя, более того обязаны взять на себя все связанные с этим вопросом расходы. Чтобы новая марка появилась на отечественном рынке и в дальнейшем доставлялась в определенных количествах в страну, нужно пройти сложный путь сертификации и транспортировки. Именно за такие расходы и отвечают трейдинговые компании в лице дилеров.

Кроме официальных организаций по вопросам на автомобильном рынке также есть так называемые «серые дилеры», которые занимаются незаконной деятельностью, а именно перепродают авто определенной марки, при этом не имея подписанного договора с представителями компании. Структура современного рынка легковых автомобилей характеризуется большим товарным разнообразием. Основным продуктом является готовый автомобиль.

Также существует совокупность дополнительных товаров и услуг, которая может быть предложена производителем: автоаксессуары, страхование и кредитование, установка и настройка противоугонных систем и электронных замков, продажа топлива и масел, а также услуги парковки. По нашему мнению, данный аспект является весьма важным в формировании основных направлений маркетинга на рынке, ведь автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды потребителя не только в перемещении, но и в статусности, желании стиля и капризах [4, с. 12]. Более того, при покупке легкового авто подавляющее большинство дилеров предлагают покупателям собственные услуги сервисного обслуживания, что обещает определенный гарантийный срок ремонта машины и его высокое качество. Как мы знаем, на каждом рынке основной продукт имеет свой соответствующий товар-заменитель. В нашем случае таким заменителем является только государственный транспорт общего пользования. Он имеет действительно устойчивую и сильную позицию в крупных городах, которые имеют высоко развитую систему общественных перевозок.

Если же сравнивать легковой автомобиль с другими транспортными средствами негражданского назначения, то можно сказать, что по удобству он имеет абсолютное преимущество. По стоимости перевозок автотранспорт уступает железнодорожному, а в скорости только авиационному. Некоторые исследователи отмечают, что даже велосипеды и мотоциклы можно считать конкурентами легковым машинам, но исключительно в невысоко развитых странах с низким уровнем жизнь.

Все товары на рынке легковых автомобилей классифицируют по одному общему критерию размерного класса машины, распределяя их на разные части – сегменты рынка. В соответствии с европейской классификацией различат 6 основных сегментов автомобильного рынка (табл. 1.). Кроме того, европейцы выделяют дополнительно еще 3 сегмента, к которым относят отдельные группы автомобилей, описание которых не подходит ни к одному вышеупомянутому классу (табл. 2).

Источник

Автомобили (мировой рынок)

Содержание

Рынки стран

Снижение глобальных продаж автомобилей на 13,6%, до 78,49 млн штук

Глобальные продажи автомобили в 2020 году достигли 78,49 млн штук, сократившись на 13,6% в сравнении с 2019-м. Больше половины рынка пришлось на пятерку крупнейших автопроизводителей. Такие аналитические данные в августе 2021 года обнародовало издание Nikkei.

Если в 2019 году Toyota и Volkswagen делили между собой первое место по продажам автомобилей, имея практически равные доли, то год спустя Toyota вырвалась в лидеры. Более подробная расстановка сил среди автогигантов представлена на иллюстрации ниже.

По данным консалтинговой компании LMC Automotive, дилеры в 2020 году продали 77,7 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 14% меньше показателя годичной давности.

Автомобили являются частью рынка

Автомобили являются частью рынка

Лидером, как и за год до этого, снова стал китайский рынок с показателем в 24 млн 459 тысяч машин. Это ниже цифр 2019 года на 4%, но падение практически не заметно на фоне падения американского рынка — 14,8%. Всего в США реализовали 14,47 млн автомобилей.

Что касается Западной Европы, то здесь дилеры продали 12 млн 395 тысяч машин. В Восточной Европе — 3 млн 891 тысячу. «Западный» рынок упал на 23,9%, «восточный» — на 5,5%.

В Южной Америке официальные представители автокомпаний реализовали 2 млн 280 тысяч машин (падение на 26,6%), в Японии — 4 млн 541 тысячу (-11,5%), Канады — 1 млн 549 тысяч (-19,6%).

Рост показал рынок Южной Кореи, где продажи выросли на 6% — до 1 млн 855 тысяч новых автомобилей.

Падение мирового авторынка в 2020 году стало следствием пандемии коронавируса COVID-19, из-за которой предприятия вынуждены были сокращать производство или вовсе приостанавливать работу. После ослабления карантинных ограничений появилась новая проблема — нехватка автомобильной электроники, которая не позволила заводам работать на полную мощность.

В 2020 году Toyota Motor обогнала Volkswagen, став тем самым крупнейшим автопроизводителем в мире. Японская компания впервые за пять лет заняла эту позицию.

Продажи автомобилей Toyota, включая продукцию ее дочерних компаний Daihatsu Motor и Hino Motors, за 2020 год составили 9,53 млн единиц. Продажи Volkswagen достигли 9,31 млн машин.

Немецкий производитель все же имеет сильные позиции в Европейском союзе, однако там продажи легковых автомобилей упали на «беспрецедентные» 24% до менее 10 млн единиц в 2020 году (данные Европейской ассоциации автопроизводителей). В целом продажи автомобилей Volkswagen за год упали на 15%, что стало худшим показателем за последние десять лет.

Автомобили являются частью рынка

Автомобили являются частью рынка

В то время как немецкая компания, как ожидается, снова временно превзойдет Toyota в 2021 году, японский производитель, по прогнозам IHS Markit, будет продвигаться вперед каждый год до 2025 года. По словам аналитика Йошиаки Кавано, стремление Volkswagen производить больше электрифицированных автомобилей должно привести к резкому росту продаж в 2021 году, но продолжительные блокировки и закрытие магазинов на внутреннем рынке будут по-прежнему оказывать негативное влияние.

Кавано сказал, что Toyota и дальше будет демонстрировать высокие продажи на своих основных рынках в Японии и США. В Китае, крупнейшем в мире автомобильном рынке, ей следует «вести серьезную борьбу», выпуская больше электромобилей и внедорожников в соответствии с местным спросом. [1]

Капитализация автопроизводителей на ноябрь

Автомобили являются частью рынка

Автомобили являются частью рынка

Качество автомобилей Tesla оказалось наихудшим

В конце июня 2020 года стало известно, что Tesla получила худший балл среди 32 основных автобрендов в исследовании качества J.D. Power. Последнее место автомобили Tesla получили из-за различных проблем, о которых сообщали владельцы.

Компания J.D. Power ежегодно проводит исследование качество автомобилей, в рамках которого в течение 90 дней оценивает рабочие характеристики новых автомобилей. Продукция Tesla оценивалась в этом исследовании впервые. В результате у автомобилей и внедорожников Tesla было выявлено 250 проблем на 100 транспортных средств, тогда как средний показатель по отрасли составляет 166 проблем. Наихудшие показатели также оказались у Land Rover (228), Audi (225), Volvo (210), Mercedes-Benz (202) и Jaguar (190).

Автомобили являются частью рынка

Автомобили являются частью рынка

В целом, в исследовании 2020 года автомобили класса люкс провалились из-за проблем с информационно-развлекательными системами. Однако в случае Tesla проблемы включали дефекты краски, плохую посадку панелей кузова, багажники, которые было трудно открывать и закрывать, слишком сильный шум ветра в салоне, скрипы и хрипы. В основном проблемы касались низкого качества заводского производства, считают исследователи.

Фактически J.D. Power не включила Tesla в свои рейтинги, поскольку автопроизводитель не предоставил разрешение на проверку своих автомобилей в тех штатах, где это требуется по закону. Однако J.D. Power заявила, что собирает данные от владельцев Tesla в других 35 штатах и этой информации достаточно для оценки эффективности.

Безусловно, исходное качество не обязательно означает популярность или долговечность. Многие американцы покупают автомобили, руководствуясь другими причинами, которые включают размер, эффективность использования топлива, цену и статус. Например, самым лучшим брендом класса люкс в исследовании оказался Hyundai Genesis (электромобиль), но Genesis изо всех сил пытается завоевать внимание покупателей, тогда как популярность Tesla неизменно растет. [2]

Крушение продаж авто из-за пандемии COVID-19

Автомобили являются частью рынка

Автомобили являются частью рынка

В Китае из-за пандемии COVID-19 за февраль 2020 г продажи автомобилей упали на 79% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в марте – на 49%. Во Франции, Испании, Италии, Германии и Великобритании продажи автодилеров в марте снизились в размере от 40% до 80% (см. график). При этом, отмечают аналитики компании, мировые объемы продаж автомобилей вернутся к докризисному уровню не раньше середины 2021 года, что связано главным образом со снижением покупательной способности населения в результате пандемического кризиса.

Как технологии превращают автомобили в смартфоны

Технологические гиганты превратили смартфоны и телевизоры в постоянные источники дохода. Теперь компании хотят сотрудничать с автопроизводителями, чтобы превратить в смартфон и сам автомобиль, говорится в публикации Reuters от 9 января 2020 года. Подробнее здесь.

Каждый третий автомобиль в мире произведен в Китае

Автомобили являются частью рынка

Автомобили являются частью рынка

Автопроизводители переоценили число сотрудников и увольняют 80 тыс. человек

К началу декабря 2019 года автопроизводители запланировали сокращение в общей сложности 80 тыс. рабочих мест по всему. Одна из причин столь массовых увольнений заключается в том, что компании переоценили количество сотрудников, необходимых для развития электрических и беспилотных машин.

Только в конце 2019 года Daimler и Audi объявили о сокращении около 20 тыс. рабочих мест, а Nissan увольняет порядка 12,5 тыс. человек на заводах по всему миру. Nissan стояла у истоков рынка электрокаров, но впоследствии дела у японского гиганта не заладились: прибыль упала до 10-летнего минимума, разразился скандал с арестом главы, а выход обновлённого электромобиля Nissan Leaf задержался.

Автомобили являются частью рынка

Автомобили являются частью рынка

Хотя большая часть ликвидируемых рабочих позиций сосредоточена в Германии, США и Великобритании, быстрорастущие экономики также не застрахованы от подобных последствий, и автогиганты начали сокращать там бизнес.

Например, китайский производитель электромобилей NIO после многомиллиардных убытков и падения котировок на бирже в Нью-Йорке сообщил о 20-процентном снижении численности персонала к концу сентября 2019 года — работу потеряли более 2 тыс. служащих.

Автомобили являются частью рынка

Постоянное замедление темпов развития мировых рынков будет и дальше сказываться на рентабельности и прибыли автопроизводителей, которые уже пострадали от увеличения расходов на исследования и разработки в области технологий автономного вождения, — говорит аналитик Bloomberg Intelligence Джиллиан Дэвис (Gillian Davis). — Многие производители транспортных средств сосредоточились на сокращении затрат, чтобы предотвратить снижение маржи.

Автомобили являются частью рынка

По прогнозам аналитической компании IHS Markit, мировые продажи автомобилей в 2019 году составят 88,8 млн штук, снизившись на 6% относительно 2018-го. [3]

Как Uber, каршеринг и прокат электросамокатов разоряют автоконцерны

В конце мая 2019 года автоконцерны столкнулись с серьезной угрозой — молодёжь не желает покупать постоянно дорожающие машины, отдавая предпочтение сервисам заказа такси, каршерингу и прокату электросамокатов.

Директор по маркетингу корпорации Ford Джой Фалотико (Joy Falotico) провела несколько встреч, посвященных вопросу, который может имеет решающее значение для будущего компании, пониманию потребностей поколения Z (людей, рожденных в конце 1990-х — начале 2000-х годов). Фаллотико отмечает, что хотя поколение Z еще очень молодо, они уже имеют собственную точку зрения на различные бренды. При этом они выросли в социальных сетях, поэтому для них все выглядит иначе.

Автомобили являются частью рынка

Автомобили являются частью рынка

Детройт пытается вернуть себе молодых покупателей еще с тех пор, как бэби-бумеры перешли на японские бренды после нефтяного кризиса 1970-х годов. С миллениалами договориться тоже не вышло – малотиражки, выпущенные в начале этого десятилетия, оказались невостребованными в мире дешевого и доступного топлива, где бал правят внедорожники. Но едва детройтские автоконцерны решили перейти с седанов на высокоприбыльные внедорожники и грузовики, оказалось, что ограниченное в финансах поколение Z предпочитает компактные автомобили.

Привлечение молодых покупателей дешевыми малолитражками – это проверенный временем способ формирования лояльности к бренду, который становится все более прибыльным, поскольку молодые потребители взрослеют и начинают покупать все более дорогие автомобили той же марки. Honda, Toyota и Hyundai по-прежнему придерживаются этой стратегии, считая, что «легковые автомобили – это ворота в отрасль.

Для поколения Z стоимость имеет гораздо большее значение, чем для миллениалов – это бедные студенты, обремененные долгами за обучение, которые часто наблюдали, как их родители теряли работу или боролись, чтобы свести концы с концами во время Великого экономического спада. Новое поколение гораздо более консервативно по отношению к деньгам: две трети покупают подержанные автомобили, причем большинство выбирают компактные малотиражки или седаны среднего размера.

Впрочем, поколение Z еще далеко от возраста пикового заработка, и многое может измениться. В конце концов, миллениалы первоначально считались автомобилененавистниками, тогда как оказалось, что они просто откладывали деньги для крупных покупок. И все же технологические инновации в автомобильном бизнесе могут значимо изменить отношения автоконцернов и поколения Z. Пика финансового благополучия эти люди достигнут к 2030 году, когда автомобили-беспилотники наконец станут массовыми. Но и задолго до этого поколение Z может отдать предпочтение альтернативным транспортным средствам, таким как Uber и электрические скутеры. Концерны опасаются, что новое поколение просто никогда не выйдет на авторынок.

Автомобили являются частью рынка

Автомобили являются частью рынка

Автопроизводители убеждены, что смогут выиграть в этой битве, если сделают ставку на автомобили, которые отражают страсть поколения Z к социальным переменам. Новые автомобили должны быть экологически чистыми и заряжаться так же легко, как смартфоны. Учитывая, что уже к 2020 году поколение Z будет составлять 40% потребителей, у Детройта нет иного выбора, кроме как пересмотреть стратегию продаж. Как отметил председатель североамериканского отделения Nissan Хосе Луис Вальс (José Luis Valls), автопроизводителям нужно не только использовать новые технологии, но и понимать, как будут вести себя новые клиенты, и соответственно адаптировать оборудование и услуги. [4]

Прогноз роста продаж в Европе на 1%

По прогнозу компании LMC Automotives, число регистраций новых автомобилей в Европе в 2019 году вырастет, но ненамного – примерно на 1%. Эксперты Coface считают, что спрос на электромобили останется стабильным на протяжении года, даже несмотря на снижение объема государственных субсидий, предоставляемых сегменту, и общее охлаждение мировой экономики. Все более привлекательным рынком для производителей электрических и гибридных автомобилей становится КНР. Пекин поддерживает этот тренд с помощью налоговых льгот, и на 2019 год перед правительством стоит цель довести продажи новых электромобилей до 5% от общего объема продаж авто за год. Volkswagen уже объявил о планах вывести на китайский рынок 25 новых моделей электромобилей с 2020-го по 2025 год и вложить в сегмент 12 миллиардов долларов через совместные предприятия.

Число авто на 1000 человек населения в странах мира

Автомобили являются частью рынка

Автомобили являются частью рынка

Спад продаж по итогам года впервые за несколько десятилетий

Автомобили являются частью рынка

Автомобили являются частью рынка

В целом спрос на автомобили на мировом рынке снижается – вероятно, основной причиной является падение индекса потребительского доверия на фоне торговых войн и геополитической напряженности на международной арене. 2018 год стал первым за несколько десятилетий, показавшим негативную динамику продаж автомобилей. Изменяющийся ландшафт рынка заставляет производителей адаптироваться. По мере ужесточения законодательства и обострения конкуренции корпорациям приходится пересматривать свои планы по расширению продаж на 2019 год.

В США за первые 11 месяцев 2018 года продажи легковых автомобилей упали на 1%. Негативную динамику не обернул вспять даже рост объема продаж в сегменте малотоннажных грузовых авто и пикапов (+9,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Более того, Дональд Трамп уже озвучивал угрозу ввести импортные тарифы на автомобили и автозапчасти из ряда стран, что может стать серьезным ударом как для зарубежных производителей, так и для американских – многие детали, которые используют автоконцерны США, производятся за границей.

В Китае продажи автомобилей по состоянию на конец ноября 2018-го незначительно снизились (-0,1% YoY). Причиной негативной динамики эксперты Coface считают охлаждение потребительского спроса и общее замедление национальной экономики. Кроме того, обостряется конкуренция между автопроизводителями, что вынуждает предприятия жертвовать прибылью ради снижения цен. Стоит, однако, отметить, что вследствие уменьшения тарифов на импорт автомобилей с 25% до 15% на китайском рынке можно ожидать роста объема продаж авто иностранных марок.

В Западной Европе число регистраций автомобилей выросло на 0,8% (по состоянию на ноябрь 2018-го). При этом можно отметить неоднородность динамики по странам региона – например, во Франции рост составил 4,4%, в Германии – 0,4%, в Испании – 8%, тогда как в Италии продажи упали на 3,5%, а в Великобритании – на 6,9%. Определенное давление на рынок оказывают новые правила проверки автомобилей на соответствие стандартам ЕС, осложняющие процедуры сертификации.

В 2019-м на европейский спрос будет негативно влиять ухудшение перспектив ряда национальных рынков. Coface прогнозирует снижение темпов роста ВВП Еврозоны с 2,1% в 2018 году до 1,8% в 2019-м. Несмотря на то, что средний уровень безработицы в регионе последовательно снижается, индекс доверия потребителей падает (-3,7% на ноябрь 2018-го). Неопределенность вокруг условий выхода Великобритании из ЕС также беспокоит и потребителей, и производителей.

Торговые войны и падение спроса снижают доходы автопроизводителей по всему миру

По оценке экспертов Coface, обстановка в секторе автопрома по данным на ноябрь 2018 года не самая благоприятная: уровень отраслевых рисков сектора оценивается как средний или высокий сразу на нескольких региональных рынках (Азия, Северная Америка). Ситуация в скором времени может измениться несмотря на то, что в странах Западной Европы уровень риска оценивается как низкий.

На крупных рынках (ЕС, США, Китай) в автопроме наблюдается острая конкуренция в области инноваций. Автопроизводителям приходится обновлять модельный ряд с учетом ужесточения природоохранного законодательства и вкладывать значительные средства в продвижение более экологически безопасных, но дорогих электрокаров. Как стало очевидно в последние несколько лет, нарушение норм по выбросам CO2 может обернуться для производителей серьезными проблемами, подчеркнули в Coface. Под пристальным вниманием регулирующих органов уже оказывались такие гиганты как, например, Renault SA, Nissan и Daimler. В результате ужесточения государственного контроля многие производители предпочли отказаться от дизельных двигателей в пользу бензиновых, а давление конкуренции со стороны Tesla также вынуждает производителей дополнять свои продуктовые портфели электрокарами или гибридами.

Эксперты Coface выделили основные факторы повышения рисков в отрасли.

Первый возможный сценарий: усиление сегментации рынка вследствие ужесточения требований природоохранного законодательства. Хороший пример реализации этого сценария — судебные тяжбы между Калифорнией и Федеральным правительством США по поводу новых нормативов по автомобильным выбросам. Калифорния имеет особое право устанавливать собственные экологические нормативы. Как результат, важный для американских автопроизводителей штат может задать более строгие требования к выбросам, чем другие штаты (в частности, республиканские штаты обычно устанавливают менее строгие природоохранные нормы), что приведет к дополнительным операционным трудностям для автопроизводителей. Учитывая, что на выборах в Конгресс демократам удалось получить большинство в нижней палате, можно ожидать, что ситуация только усложнится, считают в Coface.

Второй сценарий: общее замедление темпов развития экономики. По состоянию на ноябрь 2018 года в Западной Европе продажи автомобилей растут. Так, за 8 месяцев с начала года объем продаж в регионе вырос на 5,1%, почти достигнув докризисного уровня. При этом, однако, ожидается, что вместе с замедлением экономического роста региона (на 2018 год прогнозируется прирост ВВП на 2,2%, в 2019 году — уже только на 1,9%) постепенно упадут и объемы продаж. Замедление экономики может повлиять на уверенность потребителей и подтолкнуть их перейти к сберегательной модели поведения, отложив покупку новых авто до лучших времен, полагают эксперты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *