автором первого эволюционного учения считают

Предшественник Дарвина или создатель первого учения об эволюции?

Со времени публикации двухтомного труда «Философия зоологии» в 1809 г., где впервые была детально изложена идея эволюционного изменения живых существ уже прошло 210 лет. Но его автору, французу Жану Батисту Ламарку, не удалось занять принадлежащее ему по праву место создателя первого эволюционного учения. К концу жизни он ослеп и умер в полной безвестности. Курьез состоит в том, что это место занял человек, родившийся в год публикации труда Ламарка, том же 1809 г. – Чарльз Дарвин, который только через 50 лет издаст свое знаменитое «Происхождение видов», сразу захватившее умы современников. В этом юбилейном для этих двух великих исследователей году с его «эволюционной» магией дат нельзя не вспомнить Жана Батиста Ламарка – человека, который первым познакомил научный мир с идеей эволюции, и оценить его роль в развитии наших взглядов на окружающий мир

Сегодня любой школьник на вопрос, кто создал эволюционную теорию, назовет имя Чарльза Дарвина. Не умаляя заслуг великого английского ученого, нужно отметить, что истоки этой революционной идеи прослеживаются уже в эпоху античности. Так, еще Аристотель допускал, что организмы способны постепенно усложнять свою организацию, признавая Бога двигателем, но не творцом. Но в трактатах философов средневековья, часто пересказывавших идеи греческих мыслителей, не содержалось даже зачатков эволюционного учения, т.е. указания на возможность происхождения одних видов из других.

Эстафетную палочку античности подхватили в XVIII в. французские ученые-энциклопедисты. Уже Карл Линней, создавший первую научную классификацию живых существ, к концу жизни осторожно признал, что Бог сотворил, возможно, роды живых организмов, а затем, путем скрещивания друг с другом, появились современные виды. Обрела популярность идея Аристотеля о постепенной смене одних форм другими, получившая название «лестницы существ» – наиболее детально ее изложил швейцарский натуралист Шарль Боннэ.

В середине XVIII в. появились трактаты о том, что развитие природы могло идти за счет внутренних взаимодействий «частей мира» – атомов и молекул, которые постепенно приводили к формированию все более сложных образований. Самым категоричным оказался Поль Гольбах, опубликовавший под псевдонимом Мирабо книгу «Система природы» (1770), в которой роль Творца была отвергнута полностью. Книгу, кстати, немедленно запретили.

Так пустила корни идея изменчивости живого. Но все же впервые идея родства всех организмов, их возникновения за счет постепенного изменения и превращения друг в друга была высказана во вступительной лекции к курсу зоологии в 1800 г. Жаном Батистом Пьером Антуаном де Моне, шевалье де Ла Марком, известным нам как Жан Батист Ламарк. Ему понадобилось еще 9 лет, чтобы написать и издать огромный двухтомный труд «Философия зоологии», где он систематически изложил свои взгляды. В отличие от предшественников Ламарк не просто распределил все организмы по «лестнице существ», а указал, что более высоко стоящие виды произошли от ниже стоящих, внеся в описание видов принцип исторической преемственности, т.е. эволюции.

К тому времени, когда он впервые высказал свои эволюционные идеи, Ламарку исполнилось 56 лет. Так что его книга не была плодом незрелых мыслей взбудораженного юноши, но содержала весь имеющийся научный материал. В свой труд ученый вложил не только все свои знания, но и душу: «отдаваясь наблюдениям, послужившим источником для изложенных в этой работе мыслей, я получил и радость от сознания, что мои взгляды похожи на истину, и награду за труд, понесенный при занятиях и размышлениях».

Кстати сказать, к тому времени сам Ламарк немало сделал для развития системы классификации живых существ. Так, именно он ввел разделение животных на позвоночных и беспозвоночных – одного этого было бы достаточно, чтобы вписать его имя золотыми буквами в анналы естествознания.

При этом сам Ламарк не был баловнем судьбы. Одиннадцатый ребенок в семье небогатого дворянина, он был отдан в иезуитское духовное училище. Но, оставшись без отца, шестнадцатилетним пошел служить в армию, отличился в боях против англичан и был произведен в офицеры. Но с военной службой ему пришлось распроститься из-за тяжелой болезни. После выздоровления Ламарк, имея лишь мизерную пенсию, работал за гроши в банкирской конторе, даже подумывал стать музыкантом.

В очередной раз бросив вызов судьбе, он за четыре года закончил медицинский факультет. Но он так и не стал врачом – победила давняя страсть к коллекционированию и изучению растений. По совету Жан-Жака Руссо он подготовил огромную книгу «Флора Франции», изданную в 1778 г. за счет государства. В результате этого никому неизвестного 35-летнего ботаника избрали академиком. Почета было гораздо больше, чем денег, но Ламарк все же предпочел карьеру ученого, не сулящую поначалу ничего, кроме бедности. Даже будучи уже широко известным, свое первое мало-мальски приличное место –- хранителя гербария в Королевском саду – он получил лишь спустя 10 лет после избрания в академики.

С 1799 г. Ламарк согласился взяться еще и за организацию во Франции сети метеорологических станций, чтобы прогнозировать погоду. Однако, несмотря на энтузиазм и немалые усилия, погода не хотела подчиняться выкладкам ученых, что было неудивительно для того времени. Насмешки и даже обвинения в шарлатанстве в сторону руководителя сыпались не только из уст простолюдинов, но и научных корифеев. А в 1810 г. сам Наполеон устроил Ламарку настоящую обструкцию на приеме ученых, заявив, что занятия метеорологией «обесчестят вашу старость». Наполеон кричал на великого ученого, который не мог вставить слова в свое оправдание и, стоя с протянутой в руке книгой, залился слезами. А этой книгой была та самая «Философия зоологии», принесшая впоследствии великую славу Франции!

Под конец жизни Ламарк ослеп. Но и тогда он нашел в себе силы продолжать научную деятельность: диктовал дочерям новые труды, издавал книги. Он успел внести огромный вклад в формирование сравнительной психологии, а в 1823 г. опубликовал результаты исследований ископаемых раковин. Умер он 85 лет от роду. Следить за могилой было некому, и она не сохранилась.

А что же случилось с эволюционными идеями Ламарка? Их просто «замолчали». Либо постарались отделаться от них нелепыми возражениями и даже насмешками, без аргументов и научной полемики… По словам одного из основателей русской генетики Ю. А. Филипченко: «Каждый плод должен созреть, прежде чем он падает с ветки и становится съедобным для человека – и столь же справедливо это и для каждой новой идеи…, а в момент появления “Философии зоологии” большинство умов было еще не подготовлено к восприятию эволюционной идеи». Но время, в конце концов, расставило все по местам. Спустя 100 лет после выхода его главного труда, в Париже был открыт памятник создателю первой эволюционной теории. На постаменте выбили слова дочери Ламарка: «Потомство будет восхищаться Вами, оно отомстит за Вас, мой отец».

Сам же великий эволюционист считал, что «Наблюдать природу, изучать ее произведения, заниматься исследованием общих и частных отношений, выраженных в их свойствах, наконец, стараться понять насаждаемый во всем природой порядок…– в этом … залог самых высоких наслаждений, более всего способных вознаградить нас за неизбежные огорчения жизни».

Подробнее о Ж.Б. Ламарке и его концепции эволюции – в статье известного ученого и историка науки В. Н. Сойфера

Источник

Тест по теме «Популяционно-видовой уровень жизни» (10 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

И.М. Галицкая, учитель биологии

МБ НОУ «Гимназия №62», г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тест по теме «Популяционно-видовой уровень жизни»

1. Автором первого эволюционного учения считают:

А. К. Линнея В. Ч. Дарвина

Б. Ж.Б. Ламарка Г. А. Вейсмана

2. Теорию эволюции справедливо считать теорией созданной:

А. Ч. Дарвином и Ч. Лайелем В. Ч. Дарвином и А. Уоллесом

Б. Ч. Дарвином и А. Вейсманом

3. Книга, в которой изложены основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, называется:

А. «Философия ботаники» В. «Происхождение видов»

Б. «Философия зоологии» Г. «О природе вещей»

4. Какое из утверждений наиболее правильно?

А. Вид – это категория, искусственно созданная человеком

Б. Вид – это категория, не существующая в природе, но принятая учеными для выявления различий между организмами

В. Вид – это реальная категория, обозначающая группу неизменяемых организмов

Г. Вид – это реальная категория изменяющихся организмов, существующая в природе

5. В результате искусственного отбора возникли:

А. Породы кроликов с чисто-белой шерстью

Б. Размножение кур яйцами

В. Копыта у лошадей

Г. Покровительственная окраска зайца-беляка

6. К внутривидовой борьбе относится (примеры гибели особей одуванчика):

А. Всходами одуванчика питаются травоядные животные

Б. Семена одуванчика погибают в пустыне и Антарктиде, на скалах

В. Растения одуванчика гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов Г. Сами одуванчики вытесняют друг друга

7. Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации, называются:

А. Идиоадаптациями В. Дегенерациями

Б. Регрессом Г. Ароморфозами

8. Ароморфоз у растений – это:

А. Фотосинтез В. Опыление насекомыми

Б. Распространение семян ветром

9. К древнейшим людям относится:

А.Синантроп В. Австралопитек

Б. Неандерталец Г. Кроманьонец

10. Совместная трудовая деятельность у предков человека привела к появлению:

Б. Общественного образа жизни Г. Прямохождения

1. Развитие систематики в додарвиновский период биологии связывают с трудами:

А. Ж.Б. Ламарка В. Аристотеля

Б. Д. Рея Г. К. Линнея

2. Движущей силой эволюции по Ламарку является:

Б. Естественные законы природы

В. Стремление самой природы к прогрессу

3. Главное значение теории Ч. Дарвина состоит:

А. В создании первого эволюционного учения

Б. В объяснении причин происхождения жизни на Земле

В. В разработке концепции естественного отбора

Г. В объяснении наследственности

4. Два культурных растения – ячмень и рожь – имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются. Определите количество видов и критерий, которым надо руководствоваться.

А. Один вид, морфологическим критерием

Б. Два вида, морфологическим критерием

В. Один вид, генетическим критерием

Г. Два вида, генетическим критерием

5. Естественным отбором называется:

А. Борьба за существование

Б. Выживание и размножение наиболее приспособленных особей В. Выживание и размножение сильнейших особей

6. Примером действия стабилизирующей формы естественного отбора является:

А. Гибель длиннокрылых и короткокрылых воробьев во время бурь

Б. Исчезновение белых бабочек в индустриальных районах

В. Выведение нового сорта в других условиях

7. Идиоадаптация – это появление у животных:

А. Теплокровности В. Разной формы клюва птиц

Б. Живорождения Г. Четырехкамерного сердца

8. Изменения, связанные с увеличением численности особей вида, расширением ареала, образованием новых видов, подвидов и популяций, называются:

А. Прогрессом В. Ароморфозами

Б. Регрессом Г. Идиоадаптациями

9. Первыми овладели членораздельной речью:

А. Неандертальцы В. Синантропы

Б. Питекантропы Г. Кроманьонцы

10. Австралопитек в отличие от питекантропа:

А. Ходил на двух ногах В. Имел меньший объем мозга

Б. Умел изготавливать орудия труда Г. Был покрыт шерстью

1 – б, 2 – в, 3 – в, 4 – г, 5 – а, 6 – г, 7 – в, 8 – а, 9 – а, 10 – б

1 – г, 2 – в, 3 – в, 4 – г, 5 – б, 6 – а, 7 – в, 8 – а, 9 – г, 10 – в

автором первого эволюционного учения считают

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

автором первого эволюционного учения считают

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

автором первого эволюционного учения считают

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

автором первого эволюционного учения считают

Номер материала: ДБ-301685

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

автором первого эволюционного учения считают

автором первого эволюционного учения считают

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

автором первого эволюционного учения считают

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

автором первого эволюционного учения считают

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

автором первого эволюционного учения считают

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

автором первого эволюционного учения считают

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

автором первого эволюционного учения считают

«Спутник» объявили словом года в России

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Эволюционные теории

Ученых всегда волновал вопрос не только происхождения ныне существующих организмов, но и механизмов этих изменений.

Соответственно, каждый ученый выдвигал свои гипотезы и пытался их обосновать.

Мы рассмотрим эволюционные теории самых известных ученых.

Карл Линней

автором первого эволюционного учения считают

Швейцарский ученый и очень верующий человек, Линней был естествоиспытателем, изучал ботанику и зоологию и эволюционная теория не была основной целью его исследований.

Он ввел свою систематику организмов (таксономические категории), бинарную номенклатуру для описания живого. Основной единицей систематики считал вид.

Что касается эволюции, то Линней относился к креационистам, т.е. считал, что все живое создано Богом и виды не меняются.

Принцип систематизации видовОтсутствуетОтсутствуетСходство строения на основе отдельно произвольно взятых признаков.

Жан Батист Ламарк

Первый ученый, который пытался выстроить целостную теорию эволюции.

“всему живому присуще «стремлении к совершенству»…” Ж.Б.Ламарк

Ламарк говорил об изменчивости как основном механизме для приспособления, адаптации к меняющимся условиям, что новоприобретенные признаки обязательно должны наследоваться, но основой механизмов всего этого он считал “внутреннее стремление к совершенству и упражняемость”.

Принцип систематизации видов

Внутреннее стремление к совершенству, адаптация к условиям среды, наследование приобретенных признаков.

Чарлз Дарвин

автором первого эволюционного учения считают

О нем знают все. Его портреты во всех школах, музеи его имени есть по всему миру. Ему постоянно приписывают происхождение человека от обезьяны, хотя он об это НЕ ПИСАЛ!

Нас интересуют основные моменты его теории биологической эволюции, над которой он трудился 20 лет!

• Основой для эволюции всего живого является изменчивость;

• Признаки, помогающие организму выживать в изменяющихся условиях, должны передаваться по наследству;

• Естественный отбор ведет к дивергенции (расхождению) признаков и, в конечном счете, к видообразованию.”

Принцип систематизации видов

Единство происхождения видов.

Современная (синтетическая теория эволюции)

• Основа эволюции — мутации, причем именно генные, т.к. они должны передаваться по наследству;

• как и в классической теории, в синтетической теории эволюции основной движущий фактор — это естественный отбор ;

• элементарная единица эволюции — популяция;

• эволюция — длительный процесс — смена одной популяции за другой приводит, в конце концов, к образованию вида или нескольких видов (дивергентность);

• вид — это замкнутое образование, при этом наблюдается поток генов — особи мигрируют из одной популяции в другую;

• макроэволюция — результат микроэволюции, при этом все закономерности микроэволюции (на уровне вида) переходят и на более высокий уровень.

Принцип систематизации видов

Примеры заданий.

А1. Назовите учёного, первым предпринявшего попытку классификации живых существ и предложившего удобный и простой принцип двойных названий для каждого вида.

1) Ж. Б. Ламарк ;
2) Ж. Кювье;
3) К. Линней;
4) Ч. Дарвин.

В12. Установите соответствие между учёными и взглядами на историческое развитие живой природы.

A) движущей силой эволюции является внутреннее стремление к совершенству

Б) изменения условий среды вызывают у организмов положительные, негативные и нейтральные наследственные изменения

B) благоприобретённые признаки наследуются

Г) движущей силой эволюции является естественный отбор Д) элементарной эволюционной единицей является отдельная особь Е) элементарной эволюционной единицей является популяция

Источник

Обладает ли вправду научным статусом эволюционная теория Чарльза Дарвина?

автором первого эволюционного учения считают

Публикуется в сокращении. Полный текст статьи.

С начала XXI века по сей день тысячи ученых во всем мире присоединились к декларации «Анти-Дарвин», которая ставит под сомнение господствующую в наше время эволюционную теорию. Речь идет о ведущих авторитетах, членах национальных академий наук России, США, Чешской республики, Венгрии, Польши, Индии и т.д., а также о профессорах и исследователях из самых престижных университетов и международных исследовательских институтов Великобритании, Франции, Финляндии, Японии, Гонконга, Израиля, ЮАР и мн. др.

Все они единодушно заявляют:

«Мы ставим под сомнение утверждение, что случайные мутации и естественный отбор могут объяснить сложность живых существ. Необходима внимательная проверка доказательств дарвиновской теории… Результаты научных исследований в разных областях: космологии, физике, биологии, искусственном интеллекте и пр., полученные в последние десятилетия, ставят под сомнение основной догмат эволюционизма – принцип естественного отбора!» [2]

А имеют ли и вправду люди и обезьяны общего предка?

Поскольку по своему строению люди наиболее схожи с человекообразными обезьянами, то с точки зрения эволюционного учения и те, и другие происходят от общих предков. Выстроена и гипотетическая историческая линия, прослеживающая человеческую эволюцию во времени до около 6–8 миллионов лет тому назад, а возникновение первых современных людей датируется моментом, отстоящим от нас на не более чем 300–350 тысяч лет. Считается, впрочем, что современный человек является плодом не только биологической, но и социальной (культурной) эволюции, сформировавшей те признаки, которые отделяют нас от животного мира. Культура приобретается в течение индивидуальной жизни в результате «обучения» в самом широком смысле этого слова. Все аспекты деятельности наших предков были продуктом обучения, что, в свою очередь, привело к развитию человеческого разума.

Доминик Стейтэм в одном месте пишет:

Научный журнал «Theoretical Biology and Medical Modelling» опубликовал статью с результатами моделирования эволюционного процесса антропогенеза – превращения обезьяновидных животных в современных людей. Однако когда ученые проверили эту модель на предмет возможности протекания по дарвиновскому механизму, то буквально схватились за голову: для создания нужной цепочки ДНК всего из 5 нуклеотидов необходимо 2 миллиарда лет интенсивного отбора! [5] Как говорится, без комментариев!

Чарльз Окснард, профессор человеческой анатомии и биологии в университете Западной Австралии, выражает следующее мнение:

Ученые единодушны в том, что австралопитеки не являются искомым переходным звеном между обезьянами и человеком

В начале ХХI века Дэвид Ментон, доцент анатомии в Вашингтонском университете, окончательно вынес приговор:

Сегодня все ученые единодушны в том, что австралопитеки не являются тем самым долго искомым переходным звеном между обезьянами и человеком; такового, по-видимому, вообще не существует!

Виды Homo habilis, Homo rudolfensis и Homo georgicus (не представлен на схеме) имели черепную и скелетную структуру, весьма схожую с австралопитеками, хотя и пользовались каменными орудиями, что определенно наводит на мысль о том, что это тоже исчезнувшие виды обезьян.

В 2015-м году два видных палеоантрополога сделали неожиданное предложение: отбросить принятое для рода Homo разделение и создать систематику с чистого листа. Авторы утверждают, что спустя более века изысканий по-прежнему нет ясного понимания, что такое род Homo, а «кости» приписываются разным гоминидам как заблагорассудится, без должного учета деталей. В заключении они пишут:

В конце генетического исследования, опубликованного 10 октября 2018 г. в New Scientist, сделан следующий вывод:

«На более фундаментальном уровне это тоже заставляет многих ученых в этой области (эволюционной антропологии) перестать пользоваться терминами ‟виды и подвиды” в отношении различных гомининов (т.е. членов человеческой линии), а предпочитать вместо того термины ‟группы” или ‟популяции”. В конце концов, если бы люди принадлежали к разным видам – как H. sapiens и H. neanderthalensis, – то они не должны были бы производить жизнеспособное потомство».

Другими словами, накапливается все больше генетических свидетельств о том, что виды рода Homo скрещивались свободно между собой и давали плодовитое потомство, что является надежным доказательством того, что все они принадлежали к одному и тому же виду! [11]

Неандертальцы являют значительное сходство с современным человеком и его культурой

В статье, опубликованной в начале марта 2015 года в журнале «BioNews», базирующейся на нескольких источниках, сообщается, что коллектив немецких ученых выявил ген, делающий человеческий мозг уникальным – ARHGAP11B. Он значительно увеличивает количество нейронов в неокортексе – той части мозга, которая играет важную роль в когнитивных процессах, языке и восприятии.

Указанный ген присутствует у людей, неандертальцев и денисовского человека (а из цитированных статей становится ясно, что он, вероятно, присутствует и у Homo erectus), но не присутствует у шимпанзе.

Ген ARHGAP11B наиболее активен в стволовых клетках человеческого мозга, из которых образуются нейроны неокортекса. У животных стволовые клетки делятся только на два нейрона, в то время как у людей они дают значительно большее число нервных клеток. Команда Виланда Гутнера обнаружила 56 генов, влияющих на стволовые клетки в мозге приматов; приблизительно одна четвертая из них уникальна для человека.

И сегодня у многих людей встречаются анатомические признаки, характерные для прежде существовавших форм человека – более крепкая конструкция скелета; вытянутый череп; низкий, скошенный назад лоб; массивные надбровные дуги; отсутствие подбородка; мощная выступающая челюсть и т.д. (фиг. 4). Исследование геномов таких людей показало бы, являются ли эти «атавизмы» следствием сохранившихся генов наших предков или же совсем других факторов. Одно несомненно – то, что несмотря на свои «примитивные» признаки, все они обладают интеллектом современного человека, из чего следует, что ничто не мешало нашим предкам иметь столь же развитые умственные способности!

автором первого эволюционного учения считают Фиг. 4 Известные личности с чертами наших «предков»: Николай Валуев, Сэм Ньюхаус, Родни Ринс и Эми Уайнхаус.

Заключение

Если ученые найдут в себе смелость для того, чтобы переосмыслить объективно все эти явления, то, может быть, они в конце концов признают, что Бог наглядно демонстрирует перед нашими глазами то, как Он построил этот величественный архитектурный ансамбль по имени Вселенная. Недавно видный британский философ Энтони Флю, которого считали пионером современного атеизма и его защитником целые 50 лет, изменил коренным образом свое мнение по этим вопросам. Говорят, что когда ему задали вопрос, что случится, если его новый способ мышления будет отвергнут учеными, он ответил:

Такой принцип мог бы освободить нас как от наших собственных пристрастий (весьма ошибочных в большинстве случаев!), так и от обязательной материалистической парадигмы, из которой проистекает идеологическая политкорректность в науке.

Публикуется в сокращении. Полный текст статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *