библиотека ивана грозного мифы и реальность

Библиотека ивана грозного мифы и реальность

Библиотека Ивана Грозного, или, как называли ее ученые — современники царя, Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. Чаще всего споры касаются трех основных вопросов: существовала ли вообще эта библиотека в реальности, каким был ее состав и где стоит ее искать.

Краеугольным в научных обсуждениях остается вопрос самого существования библиотеки. По преданию, Иван IV, еще в те годы не прозванный в народе Грозным, страстно увлекался чтением. По его приказу в Москву привезли образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. Другая версия гласит, что книги перешли к русскому царю по отцовской линии от Ивана III, к которому, в свою очередь, книги попали из Византии — их привезла его супруга, византийская царевна Софья Палеолог, когда покидала павшую под натиском турок-осман «империю Ромеев».

При отце Ивана IV, Василии III, для перевода обширной коллекции в столицу Русского государства пригласили Максима Грека. Свидетельство об удивлении переводчика и упоминание некоторых книг в «Сказаниях о Максиме Греке» стало одним из первых доказательств существования коллекции. Вторым аргументом в пользу существования этого собрания книг считается упоминание слов дерптского священника-протестанта Иоганна Веттермана в Ливонской хронике, написанной в XVI веке Германом Вартбергом. Веттермана для тех же целей — перевода литературы на русский язык — пригласил уже Иван IV.

Ученые не дают однозначного ответа на вопрос, существовала ли в действительности библиотека Грозного. Некоторые исторические свидетельства, еще со времен XIX века, доказывают, что библиотека была вполне реальна. Список книг, входивших в собрание Ивана Грозного, якобы был найден профессором Дерптского университета Христофором Дабеловым в 1822 году в эстонском городе Пярну. В него входили «История» Тита Ливия, «История» Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, сочинения Цицерона, Юстинианов кодекс и другие манускрипты.

Буквально сразу же возникла и оппозиция так называемому списку Дабелова. Историк Николай Лихачев подвергал сомнению подлинность рукописи профессора Дабелова и основал критику на том, что вывезти столько книг из осажденного Константинополя было невозможно, а если это кому-то удалось, то, скорее всего, рукописи продали в Риме. Исследователь Сергей Белокуров считал, что библиотека должна была абсолютно точно погибнуть в результате пожаров, которых случалось немало в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Писали и о том, что легенда об «античной» библиотеке московских государей вообще была придумана европейскими гуманистами.

В XX столетии вопрос о существовании библиотеки Грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. Еще в конце XIX века князь Николай Щербатов организовал раскопки в Кремле, но ничего не нашел. Историко-археологические группы Игнатия Стеллецкого, Василия Осокина и Михаила Тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.

Десятки фанатичных авантюристов вели частные — и безуспешные — поиски втайне ото всех. В результате по-новому зазвучал вопрос о местонахождении библиотеки. В первую очередь предполагали, что библиотека может располагаться на территории Московского Кремля. Вторым вариантом называли район усадьбы Коломенское. Третьим — Александровскую слободу, любимое место уединения царя и переезда во время опричнины. Указывали и на Вологду, в которой долгое время жил Грозный. По свидетельствам XIX века, под «Соборной горкой», расположенной рядом с Софийским собором, существует целая система подземных ходов, где также могут быть спрятаны бесценные рукописи.

Многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской истории.

Библиотека Ивана Грозного, или, как называли ее ученые — современники царя, Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. Чаще всего споры касаются трех основных вопросов: существовала ли вообще эта библиотека в реальности, каким был ее состав и где стоит ее искать.

Краеугольным в научных обсуждениях остается вопрос самого существования библиотеки. По преданию, Иван IV, еще в те годы не прозванный в народе Грозным, страстно увлекался чтением. По его приказу в Москву привезли образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. Другая версия гласит, что книги перешли к русскому царю по отцовской линии от Ивана III, к которому, в свою очередь, книги попали из Византии — их привезла его супруга, византийская царевна Софья Палеолог, когда покидала павшую под натиском турок-осман «империю Ромеев».

При отце Ивана IV, Василии III, для перевода обширной коллекции в столицу Русского государства пригласили Максима Грека. Свидетельство об удивлении переводчика и упоминание некоторых книг в «Сказаниях о Максиме Греке» стало одним из первых доказательств существования коллекции. Вторым аргументом в пользу существования этого собрания книг считается упоминание слов дерптского священника-протестанта Иоганна Веттермана в Ливонской хронике, написанной в XVI веке Германом Вартбергом. Веттермана для тех же целей — перевода литературы на русский язык — пригласил уже Иван IV.

Ученые не дают однозначного ответа на вопрос, существовала ли в действительности библиотека Грозного. Некоторые исторические свидетельства, еще со времен XIX века, доказывают, что библиотека была вполне реальна. Список книг, входивших в собрание Ивана Грозного, якобы был найден профессором Дерптского университета Христофором Дабеловым в 1822 году в эстонском городе Пярну. В него входили «История» Тита Ливия, «История» Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, сочинения Цицерона, Юстинианов кодекс и другие манускрипты.

Буквально сразу же возникла и оппозиция так называемому списку Дабелова. Историк Николай Лихачев подвергал сомнению подлинность рукописи профессора Дабелова и основал критику на том, что вывезти столько книг из осажденного Константинополя было невозможно, а если это кому-то удалось, то, скорее всего, рукописи продали в Риме. Исследователь Сергей Белокуров считал, что библиотека должна была абсолютно точно погибнуть в результате пожаров, которых случалось немало в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Писали и о том, что легенда об «античной» библиотеке московских государей вообще была придумана европейскими гуманистами.

В XX столетии вопрос о существовании библиотеки Грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. Еще в конце XIX века князь Николай Щербатов организовал раскопки в Кремле, но ничего не нашел. Историко-археологические группы Игнатия Стеллецкого, Василия Осокина и Михаила Тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.

Десятки фанатичных авантюристов вели частные — и безуспешные — поиски втайне ото всех. В результате по-новому зазвучал вопрос о местонахождении библиотеки. В первую очередь предполагали, что библиотека может располагаться на территории Московского Кремля. Вторым вариантом называли район усадьбы Коломенское. Третьим — Александровскую слободу, любимое место уединения царя и переезда во время опричнины. Указывали и на Вологду, в которой долгое время жил Грозный. По свидетельствам XIX века, под «Соборной горкой», расположенной рядом с Софийским собором, существует целая система подземных ходов, где также могут быть спрятаны бесценные рукописи.

Многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской истории.

Источник

Библиотека Ивана Грозного: мифы и реальность

Библиотека Ивана Грозного: мифы и реальность

Особое место среди загадок древней столицы занимает таинственная Библиотека Ивана Грозного, по широко распространенному мнению, сокрытая где-то в московских подземельях. В тайне Библиотеки, не спешащей показаться на глаза публике, видят порой заклятие грозного царя, а порою – злонамеренность властей. Мол, «они» хорошо знают, где Библиотека, но не спешат открыть ее народу. Подобные взгляды во многом происходят от традиционной для России тенденции скрывать от общественного мнения не только опасные для власти вещи, но, порою и самые безобидные. Однако не меньшую роль играет обычное незнание и проистекающее из него мифотворчество.

Проблема Библиотеки Ивана Грозного распадается на несколько вопросов, и первый из них, как это ни странно, существовала ли Библиотека вообще? О существовании значительной библиотеки русских и греческих рукописных книг, принадлежавшей московским государям XV–XVI вв., имеется весьма незначительное число прямых указаний источников. Одно из самых ранних («Сказание» о выдающемся просветителе и философе Максиме Греке, греческом выходце, немало сделавшем для развития русской культуры) прямо говорит, что великий князь московский Василий III (правил в 1505– 1530), обнаружил в княжеских хоромах «бесчисленное множество греческих книг», для перевода которых и был призван Максим Грек. Ядро этого собрания, как полагают исследователи, составили остатки библиотеки византийских императоров, привезенной на Русь греческой царевной Софьей Палеолог, ставшей в 1472 г. супругой великого князя Ивана III (матерью Василия III). Другое указание содержит хроника ливонского (прибалтийского) пастора Ниеншанца, который пишет, что пастору И. Веттерману, взятому в плен во время войны Ивана IV за Ливонию, в 1556 г. в Москве показывали книги на латинском, греческом и еврейском языках, вынутые из замурованных подвалов. Наконец, последнее прямое свидетельство о Библиотеке, может также быть связано с пастором И. Веттерманом, или лицом, видевшим Библиотеку при подобных обстоятельствах. В 1822 г. профессор Дерптского университета Х. Дабелов опубликовал сообщение, что видел в архиве г. Пярну опись латинских и греческих книг Библиотеки Ивана Грозного, насчитывавшую 800 наименований (!), но списал из нее лишь часть названий, а впоследствии ни Х. Дабелов, ни другие исследователи не смогли обнаружить эту опись, из-за чего это сообщение принимается с недоверием. Вот, собственно, и все свидетельства о существовании Библиотеки московских государей XV– XVI вв. Их так мало, что можно было бы усомниться в реальности существования Библиотеки, однако, существуют еще косвенные свидетельства – упоминания о книгах царской библиотеки, разосланных Грозным по монастырям или наоборот, присланных в дар царю. В 1930-е гг. знаток древнерусской письменности Н. Н. Зарубин, обработав эти свидетельства, составил список книг, которые входили в Библиотеку и насчитал 154 книги, что по меркам XVI в. уже очень много. Последующие исследования добавили новые наименования к этому списку. Среди книг царской Библиотеки значительное место, естественно, занимали церковные книги: Евангелие, Библия, Псалтырь, жития святых; но были и другие – «История иудейской войны» И. Флавия, «Травник» (лечебник), «Космография» (книга о строении мира), какие-то «сербские», «татарские», «латинские» книги. Список Х. Дабелова указывает на сочинения Цицерона, Светония, Тита Ливия, Юлия Цезаря и других античных авторов.

Итак, существование Библиотеки Ивана Грозного – реальный факт, однако, из него не следует, что Библиотека сохранилась. Достаточно вспомнить о грандиозном пожаре Москвы в 1571 г., когда крымский хан Девлет-Гирей поджег посады и огонь охватил весь город. В огне погибли десятки тысяч москвичей. Не менее ужасным был пожар 1611 г., когда столицу зажгли поляки, отбивавшиеся от войск Первого ополчения. Наконец, в 1626 и 1730 гг. огонь небывалой силы бушевал в самом центре города – в Кремле и Китай-городе. Если из-за этих пожаров до нашего времени дошло не более 10 % документов государственного архива XVI в., то что говорить о Библиотеке? И здесь на помощь сторонникам существования царского книгохранилища приходит свидетельство о замурованных подвалах. Если рассуждать логически, то итальянские мастера, построившие в XV в. Московский Кремль для Ивана III с целой сетью разветвленных подземных ходов (их существование доказано археологически), то они должны были построить и подземное хранилище для книг, привезенных Софьей Палеолог. Свидетельство более позднего времени как бы подтверждает эти рассуждения. В 1682 г. дьяк Василий Макарьев по приказу царевны Софьи Алексеевны спустился в кремлевское подземелье, прошел через несколько ходов и обнаружил зарешеченную камеру, в которой до самых сводов стояли кованные сундуки с замками. Что находилось в сундуках и кто их туда поставил было загадкой для самого Макарьева. Это открытие на долгие годы кануло в забвение. Только в 1718 г. пономарь Конон Осипов, которому Макарьев перед смертью открыл тайну кремлевского подземелья, попробовал повторить его маршрут. Упрямый К. Осипов неоднократно пытался проникнуть в кремлевские ходы, обивал пороги канцелярии московского градоначальника, доносил о деле царю, смог добиться разрешения на поиски и выдачу рабочей силы, но его раскопки были неудачны. Поиски Библиотеки прекратились более чем на столетие.

Они возобновились только в 1894 г. под руководством директора Оружейной палаты князя Н. С. Щербатова, но были недолгими и никаких определенных результатов не дали. Тогда же возникла научная дискуссия о судьбе Библиотеки, продолжающаяся до настоящего времени. Скептики выдвинули несколько вполне заслуживающих доверия версий о судьбе царского книгохранилища. Помимо того, что Библиотека могла сгореть в пожаре, она могла просто раствориться в позднейших книжных собраниях или быть расхищенной во время польской оккупации Москвы в 1610–1612 гг. Одним из ярых сторонников существования Библиотеки в подземельях Москвы был археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий. Долгие годы он самоотверженно исследовал московские (и не только московские) подземелья, а в 1933 г. получил от самого Сталина разрешение на проведение раскопок, которые начал по предполагаемому маршруту В. Макарьева от Арсенальной башни. Ход раскопок, по мнению Стеллецкого, доказывал правоту его взглядов. Но менее чем через год работы были прекращены и Стеллецкий, как он полагал, остановился на пороге открытия.

Такова история поисков Библиотеки. С 1930-х гг. Кремль усиленно охраняет свои тайны. Археологам Музеев Московского Кремля разрешают только наблюдать над строительными работами, но и это дает порой многие уникальные находки. Например, в 1985 г. при ремонте брусчатого покрытия Ивановской площади было обнаружено захоронение великого князя Сергия Александровича (в 1995 г. его прах перенесен в Романовскую усыпальницу в соборе Новоспасского монастыря). Так что вопрос поисков Библиотеки, как ни странно, не столько научный, сколько политический. Предпринимались попытки искать Библиотеку не в Москве, а в других городах. Исследования с применением сложнейшей аппаратуры были проведены в Александровской слободе общественным объединением «Штаб поисков Библиотеки Ивана Грозного» под руководством Г. Л. Стерлигова, одного из первых послеперестроечных магнатов. И опять книги не найдены, хотя результаты исследования любопытны – обнаружены значительные пустоты под соборами слободы и широкий подземный тоннель, идущий от бывшей опричной резиденции грозного царя.

Интерес к Библиотеке периодически вновь возникает в прессе. Появляются новые планы поисков, некие общественные группы, самозванцы, достоверно знающие, где сокрыты царские книги. Но «либерея» Грозного по-прежнему оберегает свою тайну…

Читайте также

3.5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» — покаяние за молодого царя Ивана Ивановича

3.5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» — покаяние за молодого царя Ивана Ивановича Мы подходим к концу эпохи «Грозного». В 1581 году умирает Иван Иванович. В связи с его смертью «будучи в состоянии глубокого душевного кризиса, царь совершил один из самых необычных в его

Реальность и мифы

Реальность и мифы Победители во Второй мировой войне создали множество мифов. Эти мифы изучались в учебниках и пропагандировались в романах и фильмах. А рассказывать о реальных событиях и фактическом положении дел стало чем—то не патриотичным и как бы враждебным по

Мифы и реальность

Мифы и реальность В немалой степени этому способствовали неверные предположения, «мифы», укоренившиеся в сознании политиков и широко распространившиеся в мире.Первый из них – предположение, будто на Ближнем Востоке могло или может утвердиться состояние «ни войны, ни

Мифы или реальность?

Мифы или реальность? Какова же была природа «богов» Озириса, Гора и Сета? Для древних египтян такого вопроса не существовало: все «боги» были фараонами, и все фараоны считались богами. Но для нас, современных исследователей, естественно искать корни египетских верований.

ПОДЗЕМНАЯ БИБЛИОТЕКА ИВАНА ГРОЗНОГО

ПОДЗЕМНАЯ БИБЛИОТЕКА ИВАНА ГРОЗНОГО Таинственная Либерея, книгохранилище московских государей, вошедшее в историю как библиотека Ивана Грозного, давно не дает покоя кладоискателям и любителям тайн. Ей посвящены серьезные статьи и популярные детективы, ее искали 5, 10 и 70

Глава 2. Европа и Русь накануне рождения Ивана Грозного: мифы и реальность

Глава 2. Европа и Русь накануне рождения Ивана Грозного: мифы и реальность Итак, Европе уже «было явлено чудо Нового Света», когда на Востоке, «где обрывалась европейская цивилизация… из загадочной тьмы Азии воздвигался другой „новый свет“ — колосс Россия», говорит г-н

2. Краткое напоминание об истории Ивана III Грозного = Ивана IV Грозного

2. Краткое напоминание об истории Ивана III Грозного = Ивана IV Грозного Мы неоднократно говорили о царе-хане Иване IV Грозном. Считается, что он правил в 1547–1584 годах, то есть был на престоле 37 лет. В то же время началом его правления вполне можно считать 1533 год, когда он был

3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного

3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного Светоний сообщает, что Гальба был, «бесспорно, муж великой знатности, из видного и древнего рода… сделавшись императором, выставил у себя в атрии

Лемурия — мифы и реальность

Лемурия — мифы и реальность Лемурия — это «родственница» Атландиды. Гипотетическая древняя страна, материк, исчезнувший с карты в результате катаклизмов. Интерес к этой загадочной стране начали проявлять во второй половине 19 века из-за двух фактов. Первыми о том, что

6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов

6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов Центральной темой пародии Сервантеса является безумие Дон Кихота. С одной

9. Знаменитая библиотека Ивана Грозного (она же знаменитая Александрийская египетская библиотека) и известная библиотека Дон Кихота. Обе они утрачены, сожжены

9. Знаменитая библиотека Ивана Грозного (она же знаменитая Александрийская египетская библиотека) и известная библиотека Дон Кихота. Обе они утрачены, сожжены Утерянная библиотека Грозного III = IV – весьма известный сюжет в русской истории. Мы уже неоднократно говорили об

20. Непокорный митрополит Филипп Колычев, осудивший Ивана Грозного, отразился у Сервантеса как важный священник, осудивший Дон Кихота и Герцога (то есть Ивана Грозного)

20. Непокорный митрополит Филипп Колычев, осудивший Ивана Грозного, отразился у Сервантеса как важный священник, осудивший Дон Кихота и Герцога (то есть Ивана Грозного) 20.1. Что известно о митрополите Филиппе Колычеве и его борьбе с Грозным Напомним вкратце данные из нашей

«ГРЮНВАЛЬД» – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

«ГРЮНВАЛЬД» – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Небезызвестному советскому историку 20-х-30х гг. ХХ в. Михаилу Покровскому принадлежит крылатое изречение: «История – это политика, опрокинутая в прошлое». В определенном смысле это действительно так. Наглядным примером служит

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ В 1965 году судьба столкнула Лифтона с Даллесом. Он выступал перед студентами Калифорнийского университета, среди которых был и Лифтон. Между ними вспыхнул спор по поводу доклада комиссии Уоррена, показавший, что Даллес, как, может быть, ни один другой член

Источник

Библиотека Ивана Грозного: миф или реальность?

библиотека ивана грозного мифы и реальностьСудьба таинственной либереи, или библиотеки Ивана Грозного сотни лет не дает покоя кладоискателям и историкам. Она погибла, сгорела в огне, досталась неприятелю? Цела ли она до сих пор, а если цела, то где она хранится? Или это еще одна красивая легенда?

Легенда о либерее.

библиотека ивана грозного мифы и реальностьИван III бережно и трепетно отнесся к книгам. В те времена Москва часто горела, и тогда Софья пригласила в Москву итальянского архитектора Фиораванти, который построил под Кремлем подземный ход и каменный бункер для бесценной библиотеки. Как известно, итальянцы были знатоками фортификационного дела. Под Кремлем были прорыты слуховые ходы и лазы за пределы Кремля, была создана сложная система подземных колодцев, водооттоков и коллекторов. Были построены подземные камеры для хранения драгоценностей и продовольствия, и даже подземные тюрьмы. В некоторых местах глубина «подполья» достигала 18 метров.

Иван III повелел перевести библиотеку на церковно-славянский язык, с этой целью он пригласил в Москву афонского монаха Максима Грека, получившего прекрасное по тем временам образование. Максим Грек с огромным и даже чрезмерным усердием взялся за порученный ему труд. Он честно отрабатывал свой хлеб в течение 9 лет.

На протяжении многих лет эта библиотека пополнялась новыми книгами. Иван Грозный пополнил библиотеку книгами казанского хана – старинными мусульманскими рукописями и трудами арабских ученых.

И вот, после смерти Ивана Грозного, следы легендарной Либерии теряются. В каком из разветвленных ходов-тайников находилась камера с библиотекой, неизвестно. Точное месторасположение знал только сам Иван Грозный, но он умер, и об этом никому не рассказал. Бытует легенда, что в библиотеке было много чернокнижия, и Иван Грозный, православный царь, тщательно спрятал от людей эти книги. А поскольку не все книги были переведены, и непонятно было, что прятать, что нет, было принято решение: спрятать все.

библиотека ивана грозного мифы и реальностьВот такая легенда. Конечно же, таинственную либерею искали. Да еще как искали! Слухи о библиотеке гуляли по Европе столетиями. Многие исследователи считают, что книги либереи погибли во время московского пожара в 1571 году, когда город выгорел почти дотла. Другие историки полагают, что библиотека исчезла позже — во время польского нашествия в 1612 году.

Известно, что библиотеку Ивана Грозного искал и Борис Годунов, и Лжедмитрий, и посланцы Римского Папы. Царевна Софья понимала, какую ценность представляет либерея и что в случае победы над братом (Петром I) она будет обладать рукописями и манускриптами, за которыми так охотятся европейские ученые. Поисками библиотеки занялся Наполеон Бонапарт, войдя в Москву. Искал ее и Сталин. Библиотеку увлеченно искали не только энтузиасты, историки, но и многие ныне здравствующие российские политики… но, всегда есть но…

Факты.

Самые известные библиотеки Константинополя: Царская, Патриаршая и Публичная. Последнюю мог посетить любой горожанин. В Патриаршей хранилась духовная литература. В Царской имелись древние свитки и манускрипты, которые, по легенде, перекочевали в Москву. В начале апреля 1453 года к Константинополю подошли турки. Осада библиотека ивана грозного мифы и реальностьсамой укрепленной крепости того времени длилась почти два месяца. Потери турок и их союзников были колоссальны. После штурма 29 мая 1453 г. взбешенный турецкий султан Мехмет II отдал город своим войскам на трехдневное разграбление. Что могло остаться после этого от рукописей, украшенных к тому же золотом и драгоценными камнями?

Софья, получившая в Риме новое имя Зоя, с братьями осталась на попечении Папы Римского. В архиве Ватикана сохранилось распоряжение Папы о выдаче 700 дукатов на разгрузку кораблей Фомы, но там была мебель и иная домашняя утварь, а не книги. Которых, по легенде, насчитывалось более 800 огромных фолиантов. Материальная помощь Церкви не обеспечивала семье Палеолог комфортного существования. Сохранились рассказы современников, что тот постоянно жаловался на безденежье. Продажа даже нескольких книг из библиотеки могла бы сделать семейство Палеологов обеспеченными людьми. Дело не в исторической ценности книг, а в том, что в те времена книги были очень редки и дороги, а их переплеты и обложки инкрустировались драгоценными камнями и золотом. Софья Палеолог была, если сказать на современный лад, бесприданницей. Ничего кроме знаменитого имени. Рим трижды пытался выдать ее замуж. Женихи отказывались. Думаю, если бы они знали, что девица хранит великую императорскую библиотеку, то ее престиж взмыл бы до небес, и личную жизнь Софья устроила бы очень быстро.

Так была ли она – таинственная либерея Грозного? Несмотря на факты, очень бы хотелось верить, что пылятся где-то в подземельях Москвы неизвестные поэмы Гомера, труды Аристотеля, Платона и древнейшие Евангелия, способные перевернуть всю историю христианства, а может и всю мировую историю в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *