Что изучает информатика и вычислительная техника в институте
Специальность «Информатика и вычислительная техника» (бакалавриат)
Информатика и вычислительная техника
Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Информационные технологии, автоматизированные системы и вычислительная техника стали неотъемлемой составляющей современного мира. И поэтому одной из самых популярных является специальность 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника». Такие сотрудники могут работать в самых различных сферах, начиная от создания новых программ и заканчивая эксплуатационной деятельностью вычислительной техники.
Первые попытки создать специальную машину, которая могла бы производить вычисления, не прибегая к механическим средствам, начали осуществлять лучшие умы человечества в 20 веке. А к началу 21 компьютер стал настолько распространенным явлением, что информатика пришла практически в каждую сферу человеческой жизни.
Условия поступления
Главная цель направления – обучение специалистов, которые смогут решать на практике многочисленные задачи, связанные с вычислительной техникой и ее обслуживанием. Это предполагает знания точных наук, поэтому предметы, которые сдают поступающие на курс, следующие:
Поскольку современная наука и технологии стремительно развиваются, сложно себе представить программиста без знания иностранного языка. Некоторые вузы Москвы в качестве дополнительного экзамена назначают этот предмет.
Будущая профессия
Бакалавриат предполагает, что будущий специалист научится работать всесторонне с вычислительными машинами, системами, комплексами и сетями. В зависимости от выбранного направления, он может заниматься программным обеспечением или же решать вопросы технического, организационного и правового характера. Также курс позволяет освоить современные автоматизированные системы, которые предназначены для управления и обработки информации.
Куда поступать
Для освоения такой востребованной профессии можно поступить в следующие вузы:
Срок обучения
Если студент выбирает очную форму, он получит диплом бакалавра спустя четыре года.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Студент изучает такие основные предметы:
Приобретаемые навыки
После окончания обучения выпускник будет обладать:
Перспективы трудоустройства по профессии
Выпускник с дипломом бакалавра направления 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» найдет легко работу: он может занимать разные должности в частных фирмах и государственных органах. Такие работники востребованы везде, где используется компьютерная техника. На них возлагают задачи по разработке программного обеспечения и созданию операционных систем.
Также после курса обучения выпускник может взять на себя ответственность за работу компьютерной техники, сетей, которые используются в конкретной организации.
Бакалавры направления могут работать:
Уровень зарплаты для выпускника может быть разным в зависимости от выбранного направления деятельности. Обычный системный администратор частной фирмы получает от 30 тысяч рублей.
Прикладной специалист зарабатывает от 40 тысяч рублей в месяц. Наиболее высокооплачиваемой считается должность системного программиста. Его зарплата составляет от 100 тысяч рублей.
Преимущества обучения в магистратуре
Чтобы в полной мере реализоваться в профессии и получать высокий стабильный доход, стоит освоить магистерскую программу по специальности. Она предполагает получение более глубоких знаний и наработку практического опыта, который является очень ценным для будущего сотрудника.
Магистратура предполагает решение конкретных задач, которые студент выполняет, работая на предприятиях, принимая участие в деятельности научных групп. Если же он хорошо покажет себя как специалист, то уже с этого момента сможет совмещать учебную и трудовую деятельность.
О программе
Цель программы — подготовка инженерных кадров для информационного общества.
Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает все сферы науки, техники и технологии, где необходимо эффективно решить задачи исследования, проектирования и эксплуатации вычислительных систем, компьютерных сетей, автоматизированных систем контроля и управления, систем информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий, программного обеспечения вычислительных машин, комплексов, систем и сетей.
Что я буду изучать?
Информационные технологии – одна из наиболее динамично развивающихся областей науки и техники, которая охватывает как непосредственно разработку аппаратного и программного обеспечения с высокой добавленной стоимостью, создание различных сервисов и IT-услуг, так и внедрение на российских предприятиях автоматизированных информационных систем и оборудования ведущих мировых производителей в IT-области. Однако стремительные изменения, которые происходят в этой области практически каждый год, требуют и быстрой ответной реакции в сфере подготовки ИТ-специалистов. Именно поэтому образовательная программа «Информатика и вычислительная техника» включает два взаимосвязанных блока дисциплин: профессионального цикла инженерной подготовки (Major) и дополнительного профиля (Minor).
Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы – это дисциплины, которые много лет составляют основу классического инженерного образования в области вычислительной техники и информационных технологий.
Специальные дисциплины вариативного блока профессионального цикла и проектные семинары на 3 и 4 курсах – теоретическая и практическая база проектного обучения студентов образовательной программы.
Проектная деятельность, как обязательный компонент инженерной подготовки, включена в образовательный стандарт НИУ ВШЭ по направлению «Информатика и вычислительная техника». Она предполагает использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения исследовательских и прикладных задач при реализации реального проекта и подготовке выпускной квалификационной работы в одной из специализированных лабораторий департамента компьютерной инженерии:
Дисциплины дополнительного профиля, которые изучаются на 2 и 3 курсах, помогают студентам найти новые области приложения своих знаний и практических навыков, получаемых в рамках профессионального цикла подготовки.
В чем преимущества программы?
1. Высокий уровень подготовки. МИЭМ НИУ ВШЭ сочетает полувековые образовательные традиции по подготовке специалистов по техническим и математическим направлениям с новейшими образовательными методиками. С момента создания институт был ориентирован на подготовку кадров для оборонной промышленности, а сегодня наши выпускники одинаково востребованы во всех IT-областях.
2. Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей МИЭМ – доктора и кандидаты наук, академики РАН, изобретатели, выдающиеся практики, обладатели государственных премий и авторы фундаментальных учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях во всем мире.
3. Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями.
Для прохождения практики заключены договоры более чем с 30 компаниями – лидерами промышленности, банковского и финансового сектора, IT-индустрии. Это дает возможность студентам участвовать в реализации широкого спектра реальных IT-проектов, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.
4. Активная проектно-исследовательская работа. Проектная работа занимает пятую часть всего учебного процесса. Студенты в полной мере используют все ресурсы Высшей школы экономики как научно-исследовательского университета, а также компаний-партнеров. Ежегодно институт проводит Научно-техническую конференцию студентов, аспирантов и молодых специалистов НИУ ВШЭ им. Е.В. Арменского. По ее результатам издается сборник студенческих работ, включенный в Российский индекс научного цитирования, а наиболее интересные проекты рекомендуются для участия в конкурсе молодежных инновационных проектов «УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса»).
6. Углубленное изучение английского языка. В конце второго курса все бакалавры сдают независимый экзамен по международным стандартам. В результате студенты без труда могут изучать дисциплины на английском языке, а также учиться в зарубежных университетах-партнерах.
Где я буду работать?
Выпускники программы становятся разработчиками, архитекторами и администраторами аппаратно-программного обеспечения сложных информационных систем и вычислительных комплексов. Они работают:
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
Направления подготовки
Будущее отрасли
Информационные технологии (ИТ) – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей. Изменения в этой отрасли задают новые технологии и практики фактически для всех отраслей экономики. Проектирование, транспортировка, управление ресурсами, маркетинг, управление людьми – все эти и многие другие области изменяются под воздействием ИТ.
Инновации в других отраслях рождаются на стыке с ИТ, поэтому возникает большое количество кросс-отраслевых задач для прорыва. Тем не менее разработка и производство «железа», программного обеспечения (ПО) и систем безопасности остаются приоритетными задачами внутри ИТ-сектора. Высокоперспективное направление – проектирование виртуальных пространств и интерфейсов для взаимодействия с ними.
Профессии будущего
Вероятными точками прорыва в ближайшие десятилетия будут:
Информатика и вычислительная техника 09.03.01
Выпускники по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» будут профессионально заниматься ЭВМ, системами и сетями, автоматизированными системами обработки информации и управления. В их ведении будут также системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий, программное обеспечение этой деятельности, что особенно важно на предприятиях и производствах.
Выпускники смогут производить математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.
Профессия очень востребованная в наше время, не потеряет актуальности и в недалеком будущем, особенно при всеобщей автоматизации управления и перевод производства на робототехнику.
Профессии
Где учиться
Направление обучения массовое, остро необходимое для инновационной экономики России, есть во всех технических, национально-исследовательских и федеральных университетах страны, и даже в некоторых гуманитарных вузах.
Где работать?
В административно-хозяйственных, информационных и производственных отделах организаций всех сфер (банков, учреждений медицины, образования, культуры, сферы обслуживания, транспортных, строительных компаний, дизайн-студий, СМИ); на промышленных предприятиях различных отраслей (нефтегазового комплекса, электроэнергетики, лесного и сельского хозяйства, машиностроения, радиоэлектроники, предприятиях аэрокосмического и оборонного направлений); в фирмах по производству программного обеспечения и баз данных; научно-исследовательских и проектных организациях и других.
Программная инженерия 11.03.04
Выпускники направления «Программная инженерия» будут профессионально заниматься индустриальным производством программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения.
Бакалавры и магистры будут иметь дело с разработкой проекта программного продукта, созданием программного обеспечения, обеспечивать процессы жизненного цикла программного продукта, владеть методами и инструментами разработки программного продукта. Кроме того, выпускникам предстоит взаимодействовать и/или руководить персоналом, участвующим в процессах жизненного цикла программного продукта и заказчиком программного обеспечения.
Профессии
Где учиться
Где работать?
Программная инженерия качественно отличается от других инженерных дисциплин принципиальной нематериальностью программного обеспечения, для достижения требуемых результатов необходимо совмещение математики и информатики с инженерными подходами, разработанными для производства осязаемых материальных объектов.
Работать многие студенты начинают после первой практики. Трудоустраиваются на условиях неполной занятости и могут совмещать трудовую деятельность с учебой, Например, в компаниях Google, «Моторола ЗАО», «Транзас», «Морские Комплексы и Системы», HyperMethod IBS и на предприятиях концернов «Океанприбор», «РТИ системы», «ЦНИИ «Электроприбор»
Почему бакалавриат в России готовит ИТ-недоучек? Советы первокурсникам
Поздравляю всех поступивших в ВУЗ!
Хочу поделиться некоторыми мыслями по поводу ИТ-образования в России. Шо, опять?!
В настоящее время Россия переходит на систему бакалавр+магистр. Переходит с большим скрипом.
Чему учат
Что же за зверь такой «бакалавр»?
Откроем новый образовательный стандарт (для примера специальность 230200 «Информационные системы и технологии»).
Бакалавра учат 4 года, из них:
13% Гуманитарный, социальный и экономический цикл
27% Математический и естественнонаучный цикл
1% Физ-ра
3% Практика, НИР
6% Аттестация, диплом
Собственно на предметы по специальности остается ровно 50%. В предыдущем стандарте было 45%.
В эти 50% еще входят такие далекие от компьютеров предметы, как метрология и БЖД.
Если открыть список курсов Computer Science какого-нибудь европейского (Кембридж) или американского (МИТ) ВУЗа, то видно что на загнивающем Западе к образованию относятся более прагматично. Беглый обзор дает основания считать, что в computer science за рубежом все предметы так или иначе связаны со специальностью. Оторванных дисциплин нет — если есть экономика или математика, то она дается применительно к ИТ. Это оказалось неправдой, спасибо MaximKat. Соотношение профильные/непрофильные предметы на Западе примерное такое же как у нас (хотя это зависит от университета, а у нас жестко прописано в образовательном стандарте).
Я не буду спорить, хорошо или плохо наличие гуманитарных предметов или вопрошать зачем программисту матан, макроэкономика и экология. Факт в том, что они здорово кушают часы основной программы.
Диплом. Дипломный проект специалиста должен быть завершенной разработкой. Выпускная работа бакалавра — некое «исследование» по теме. Нагони туману и налей воды. Никакого проектирования.
Как учат
Вторая проблема: у нас предметы часто преподаются без взаимосвязи друг с другом и в отрыве от основной специальности. Преподаватели не утруждают себя объяснением, зачем вообще нужен их предмет, какие дисциплины являются смежными, как это потом понадобится на практике? Оно и не надо: в отличие от зарубежных студентов, у нас просто нет выбора — почти все предметы обязательны. Отсутствие дисциплин по выбору — еще один недостаток. Конечно, в стандарт заложены часы на курсы по выбору студента, но в реальной жизни это все остается на бумаге.
В итоге качество подготовки выпускников и их компетенции не соответствует ожиданиям бизнеса. И наоборот, предложения на рынке труда не соответствуют ожиданиям выпускников 🙂 Одной из причин этого является то, что бизнес слабо сотрудничает с ВУЗами — хороших специалистов он хочет получить «на блюдечке», без затрат.
Что должен уметь специалист с точки зрения крупнейших ИТ-фирм можно посмотреть здесь.
Что делать?
Если вы собираетесь поступать на ВМК МГУ, на физтех или учиться за рубежом — дальше можно не читать 🙂 Текст для среднестатистического абитуриента/студента.
Советую почитать образовательный стандарт по своей специальности: перечень образовательных стандартов, рубрикатор специальностей. Учтите, что коды специальностей менялись уже 2 раза, например, «Информационные системы и технологии» были 071900, потом стали 230200, а теперь уже 230400.
Что дальше?
По окончании бакалавриата изучите возможность поступления в магистратуру. Насколько «сильная» она у вас в ВУЗе? Возможно стоит поступить в другой ВУЗ или немного поменять специальность?
В последнее время появились серьезные платные магистратуры с высоким уровнем подготовки (например, тыц, тыц).
Digiratory
Лаборатория автоматизации и цифровой обработки сигналов
09.03.01 — Информатика и вычислительная техника|Первый раз на первый курс
Привет! На связи вчерашний первокурсник специальности 09.03.01 кафедры САПР, факультета КТИ — Информатика и вычислительная техника. Давайте разбираться, что к чему.
Если ты считаешь, что хочешь стать программистом, стоит обратить внимание на ФКТИ, потому что дальше — интереснее. Здесь представлены 6 специальностей, а если считать с разделением на кафедры — 8. (Так получается, когда на одну специальность приходится 2 выпускающие кафедры). Теперь дальше: САПР — системы автоматизированного проектирования. Звучит непонятно, не так ли? Если верить описанию кафедры на сайте ЛЭТИ (а ему можно верить), то САПР подготовит тебя к работе с наукоёмким и прикладным софтом, позволит податься в экономику или заниматься чем-нибудь полезным в электронике и машиностроении. Как по мне, звучит интересно. По факту, после обучения здесь твоей специализацией может быть компьютерное моделирование, проектирование киберфизических систем или технологии виртуализации. А теперь то, зачем я сюда пришла – ИВТ. Из интересных профессий, ты можешь работать программистом, специалистом по информационным системам, тестировщиком, веб-разработчиком.
Почему 09.03.01?
Во-первых, тут много бюджетных мест. Если вы не до конца понимаете, чем отличаются направления, то можно это чуть-чуть отложить — на 1 курсе примерно одинаковые предметы и уровень владения ими. В конце концов, если совсем не понравится, можно перевестись или перепоступить. Во-вторых, тут достаточно невысокий проходной балл. (ознакомиться с ними можно на сайте ЛЭТИ: баллы) В-третьих (по моему субъективному мнению), у нас чудесные преподаватели.
Разбавим моим субъективным мнением?
Кроме *специальных* предметов есть ещё чуть-чуть общие – кажется, что совсем не наши: философия, экология, история, курс социальных наук. Ну, их нужно пережить, почерпнуть что-то стоящее для себя, жить дальше и кодить на сиплсплюсе.
Для меня было неожиданно встретить настолько классных людей, которым нравится то, что они делают. Море поддержки по основному курсу, дополнительные материалы, веб-ресурсы — что угодно по вашим запросам и желаниям.
Если не поняли что-то на лекции, проспали/прогуляли/непонятно объясняет лектор — можно прошмыгнуть на лекцию того же курса к другому потоку, послушать ещё раз объяснение той же темы от другого человека бывает полезно (только уточните у групп, что будет на паре, чтобы точно попасть куда нужно).
Если хотите заниматься чем-то кроме основных учебных курсов, можно посмотреть на Кластер развития факультета, научную работу на кафедрах или творческие центры ЛЭТИ. Танцуешь? Круто. Поёшь? Прекрасно! Читаешь стихи, пишешь прозу, интересно шутишь — замечательно! Тут можно найти внеучебную деятельность примерно для всего.
… А как это было?
Трудно ли учиться? Да. Стоит ли результат затраченных усилий? Тут всё зависит от тебя. Университеты отличаются от школ наличием выбора. На парах дают самые азы, а ты сам углубляешься в то, что больше понравится. Если у вас появился вопрос: «А зачем тогда нам пары, если там только самые начала?«, то вот мой ответ — без этой базы как-то очень не очень. Никто, кроме тебя самого, не будет заставлять учиться.
Как сделать так, чтобы было проще? Я упрощала свою жизнь своевременной сдачей всего. Первые лабы, контрольные работы, домашние задания и ИДЗ (это как домашки, только с обязательной оценкой, кто-то называет их типовиками — они показывают то, насколько вы поняли и научились применять формулу, механизм, способ решения) формируют у преподавателя мнение о студенте, а чтобы потом поменять его нужно ооочень постараться.
А теперь про лекции. Как бы скучно ни было, ходите на них. Слушайте, записывайте на диктофон, решайте практику по тому же предмету, а лучше — ведите конспект. Ещё лучше электронный — в ворде каком-нибудь, если это разрешает преподаватель. Так будет проще готовить ответы на экзаменационные вопросы, искать материал при подготовке к занятиям и вообще лекции, по которым можно искать через Ctrl-F, это прекрасно. Ваша группа становится на время учёбы вашей семьёй. Если вести гуглодоки с лекциями, их можно расшарить, и их будут дополнять, конкретизировать, структурировать и ещё много чего доброго и хорошего делать. На этом, наверное, можно закончить список псевдо-лайфхаков. Последнее: попадайтесь на глаза преподавателям, которые принимают экзамен, чтобы вас запомнили, и будет чуть-чуть проще сдаваться и закрываться на хоры и отлы.
Happy hunger games! And may the odds be ever in your favour.
О других направлениях:
Хотите узнать что-то ещё из первых уст?
Со мной можно связаться: вконтакте инстаграм kathy_caffeine телеграм