Что известно о отце стародума

Стародум

История персонажа

Персонаж комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина. Богатый дядюшка Софьи, честной, доброй и образованной девушки, на которой госпожа Простакова мечтает женить собственного сына, недоросля Митрофана. Причина этому — богатство Стародума, которое Простакова желает присвоить.

История создания

Первые рукописи пьесы датируются 70-ыми годами XVIII века. Фонвизин долго работал над «Недорослем» и сделал первый набросок задолго до того, как пьеса была впервые поставлена на сцене. Во время работы автор привлекал к делу массу разнородных материалов — статьи из сатирических журналов, произведения современных Фонвизину авторов, российских и иностранных, и даже материалы комедий, которые писала императрица Екатерина Вторая. Окончательный вариант пьесы появился в 1781 году.

На следующий год состоялась первая постановка пьесы. Автору пришлось постараться, чтобы постановка стала возможна, потому что цензура не желала пропускать пьесу. В конце концов императрица Екатерина Вторая лично дала разрешение на постановку. Фонвизин сам подобрал актеров и выступил как режиссер. Спектакль прошел на Царицыном лугу в Вольном российском театре. Роль Стародума на премьере исполнил актер Иван Дмитриевский. Первая публикация пьесы на бумаге состоялась в 1783 году.

«Недоросль»

Стародум — дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что только армия делает молодых людей достойными дворянского звания, которое досталось тем по происхождению, а не из-за личных качеств. В молодые годы герой воевал и был ранен, из-за чего лежал в тяжкой болезни. Потом героя взяли к императорскому двору.

Обширное состояние Стародума было заработано им самостоятельно. Стародум по собственному желанию уехал в Сибирь, прожил там несколько лет и нажил состояние исключительно собственными трудами, оставаясь при этом честным человеком. Сибирь герой выбрал, поскольку там можно было обзавестись деньгами честным путем — не унижая собственного достоинства, не выслуживаясь перед начальством и не воруя. Разбогатев, герой уехал в Москву.

Стародум — умный человек, который способен найти выход из затруднительного положения. Герой носит очки и читает книги, притом, что образование Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, во времена его молодости «к научению мало было способов», то есть система образования оставляла желать лучшего.

Что известно о отце стародумаМитрофанушка

Отец героя служил еще при Петре Великом. Тогда царили простые нравы и люди обращались друг к другу на «ты». Стародум воспитан в старых традициях, сама говорящая фамилия героя отсылает к тому, что тот «думает по-старому». На героя не производят впечатления чины, и тот говорит с людьми просто и с искренностью, не обращая внимания на статус собеседника. Сам герой за чинами не гонится. Стародум покинул императорский двор без наград и богатства, но сохранив неповрежденными собственные принципы.

Стародуму свойственно прямодушие, которое люди иногда принимают за грубость, потому что герой не кривит душой, никогда не хитрит и говорит людям то, что думает. В других герой тоже ценит главным образом сердечность и «душу», как приучил героя отец. При этом герой с возрастом стал сдержанным человеком и перестал подчиняться первому порыву. В молодости Стародум был импульсивнее, о чем жалеет, считая, что если бы лучше владел собой, биография могла бы сложиться иначе.

Что известно о отце стародумаСтародум и Софья

Герой повидал жизнь и способен разглядеть дурного человека. К негодяям герой относится без любви и называет себя «другом честных людей». Герой неравнодушен к людским несчастьям и не терпит несправедливости. Стародуму случалось, возмутившись отсутствием правосудия, уйти в отставку. При этом герой великодушен, умеет прощать людям неблаговидные поступки и не хочет ничьей погибели. Например, герой прощает подлость Простаковой.

Собственное состояние герой завещал племяннице Софье — единственной родственнице, к которой Стародум привязан. Для героя важно, чтобы избранник Софьи был достойным человеком. При этом Стародума не смущает бедность офицера Милона — возлюбленного и будущего мужа Софьи, потому что богатство героя достаточно велико, чтобы обеспечить семью племянницы. Стародум учит Софью собственному мировоззрению.

Стародум — пример того, насколько удачно может сложиться судьба честного и мудрого человека.

Цитаты

Стародум стал выразителем авторских идей. В словах персонажа скрыты мысли Фонвизина по разным вопросам и общественно-политические взгляды автора. Герой высказывается, к примеру, о знатности и богатстве:

«Я согласен назвать счастливым знатного и богатого. Да сперва согласимся, кто знатен и кто богат. У меня мой расчет. Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества».

«Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

«Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может».

О крепостном праве:

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

О воспитании молодого дворянина:

«Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».

В других афоризмах Стародум высказывает авторские взгляды на государство и службу отечеству:

«Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству.

Стародум. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних».

«Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».

«Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании.

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания».

Или говорит об эпохе Петра Великого, которую считает образцом, в отличие от современного герою екатерининского общества с его продажными и льстивыми вельможами:

«Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного».

Источник

Стародум из комедии Недоросль характеристика и образ героя

Что известно о отце стародумаВ первую очередь, надо понимать, что комедия «Недоросль» — яркий пример пьесы эпохи классицизма, и все персонажи в ней имеют однозначный положительный или отрицательный характер. Кроме того, все действующие лица имеют говорящие фамилии, лишь только прочитав которые, читатель начинает формировать свое мнение и понимание героев.

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина

Образ Стародума в комедии «Недоросль» — один из самых сильных и однозначных. На фоне этого героя, другие персонажи комедии, особенно отрицательные, раскрываются особенно ярко, в полной мере являя свои неприглядные и без того черты характера. Без сомнения, Стародум — одна из ключевых фигур всего произведения, и жизненные принципы Стародум актуальны и заслуживают уважения и в наши дни.

В комедии Фонвизина описаны не просто события, касающиеся одной семьи, на ее примере описан весь быт и нравы дворянства и помещичий быт в основной массе. Безусловно, дядя Софьи — один из главных персонажей в пьесе, кроме того, он резонер — то есть, его устами говорит с нами автор, доносит ту мораль, которую он вкладывает в свой труд.

Характеристика и образ Стародума

Биография и воспитание Стародума

Из всех вышеприведенных пунктов можно сложить достаточно цельный образ героя — прямолинейный и честный человек преклонных лет, который честь и достоинство ставит превыше всего, а чужие стремления нажиться за чужой счет, грубость и скотство, вызывают у него горячее неприятие. Его прямодушие и искренность, окружающие зачастую принимают за грубость, резкость. Никогда в своих делах, мыслях и словах, герой не шел против себя — если он чувствовал неприятие, он никогда не соглашался с этим, и не мирился.

Если говорить об афоризмах этого персонажа, из текста пьесы их можно выделить десяток, если не сотню. Однако, самым главным, и по признанию Стародума, и по утверждению Правдина, является следующий:

«…У меня правило — в первом движении ничего не начинать…»

Источник

Стародум («Недоросль»)

Портрет

Стародум — человек старой закалки. Он служил во время правления Петра I. Его восхищают передовые взгляды царя на воспитание молодого дворянства и преображение Российского государства. Он негативно относится к современным порядкам и людям, стремящимся к наживе и богатству, далёким от высоких моральных устоев и правил. В комедии олицетворением этих людей являются Скотинин и Простаковы.

Стародуму около 60 лет. Он дядя Софьи и её опекун. Долгое время дворянин служил царю и Отечеству, а когда вышел в отставку, поехал жить в Сибирь. Там он сумел заработать приличное состояние, которое завещал племяннице Софье.

Стародум происходит из старинного дворянского рода. Его отец служил при дворе царя Петра. Сам опекун Софьи получил достойное воспитание. В юности много занимался самообразованием, поэтому он начитан и образован.

Стародум довольно известная личность. О его старых заслугах помнят в аристократических кругах. «Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А, сверх того, от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение», — говорит Правдин Софье.

Для аристократа слова долг, совесть, честь — не пустой звук, а смысл жизни. Важность этих понятий он и пытается донести в пьесе.

Как у всех персонажей пьесы фамилия героя является «говорящей»: Стародум, т. е. думающий по-старому.

Характер

Основными чертами характера пожилого дворянина являются честность, открытость, прямодушие. С виду он кажется немного угрюмым и замкнутым.

Этот герой имеет репутацию мудрого человека. Он очень любит свою племянницу, ради которой и поехал в Сибирь, чтобы заработать для неё деньги на приданое. Дядюшка хочет найти достойного жениха для любимой племянницы. Стародум способен быстро распознать в человеке ложь, лицемерие и неискренность, поэтому он отвергает представленных госпожой Простаковой кандидатов — Митрофана и Скотинина, и отдаёт предпочтение молодому офицеру Милону.

Взгляд на воспитание

В комедии чётко просматриваются две противоположные линии по воспитанию молодого поколения: Стародума и Простаковой. Госпожа не стремиться дать сыну достойное образование и воспитывает его по образу и подобию себя и своего мужа. Учителя, нанятые к «недорослю» не могут научить Митрофанушку элементарным понятиям из-за вмешательства в процесс его матушки. Простакова учит сына лжи, лицемерию, жадности и хитрости, т. е. тем понятиям, по которым живёт сама.

Стародум же пытается воспитать Софью в лучших традициях дворянства петровской эпохи. Он прививает девушке те понятия, по которым сам прожил свою жизнь. Дядюшка внушает племяннице мысль о том, что главные качества в человеке — это честность, благонравие, милосердие. Образованность является одной из составляющих человека, но самыми главными качествами настоящего гражданина являются открытое сердце и добрая душа, «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», — вспоминает слова своего отца Стародум.

Негативно старый дворянин относится к богатству, доставшемуся нечестным путём, он считает, что быстрые и нечестные деньги развращают и портят человека.

Характеристика речи

Речь старого дворянина грамотная и правильная, очень близка к литературной. Фразы чётко выстроены. В разговоре он часто употребляет афоризмы. («Начинаются чины — перестаёт искренность», «Золотой болван — всё болван»).

В словах Стародума отсутствует неискренность и лживость. Он говорит то, что на самом деле думает и чувствует.

Заключение

Образ Стародума отображает гражданскую позицию Д. И. Фонвизина на воспитание нового поколения. В пьесе «Недоросль» он изобличает недостойную политику Екатерины II, развращённость и безнравственность придворных дворян, невоспитанность молодого поколения, невежество и жестокость помещиков, и предлагает пересмотреть взгляды на воспитание и образование дворян. Фонвизин пытается доказать, что благородство, честь, справедливость, патриотизм, доброта и уважение должны стать главными ориентирами в воспитании будущего поколения.

Источник

Родословная Стародума, цитаты

Что известно о отце стародума

Что известно о отце стародума

Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова.

Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце:

“Служил он Петру Великому”

“Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”

Цитаты, характеризующие родословную Стародума:

“Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода…”

“Ко двору. Меня взяли ко двору…”

“Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом..”

“Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы…”

“Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову…”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *