Что лучше самокат или электросамокат
Что лучше выбрать: электросамокат или обычный?
Перед поклонниками компактного транспорта и активного образа жизни открыты огромные возможности. Для покатушек можно выбрать моноколесо, гироскутер, обычный или электрический самокат, велосипед, мопед, квадроцикл, скутер и другие средства передвижения. Какой вариант лучше – зависит от условий его использования и предпочтений самого райдера. Сегодня мы сравним плюсы и минусы самокатов – обычных и оснащенных электроприводом.
Чем хорош самокат?
Самокаты отлично подходят для недальних прогулок, активного времяпровождения, поддержания хорошей физической формы, спортивного катания, выполнения прыжков и трюков. Их легкий вес и простая конструкция без уязвимых узлов позволяет проще выполнять трюки и прыжки.
Но возможности передвижения на таком транспорте ограничены физическими возможностями райдера. Поэтому чаще всего неэлектрифицированные самокаты используются для коротких поездок по несложным маршрутам, интенсивных тренировок и активных прогулок. Если же вам нужна полноценная замена велосипеду, скутеру или автомобилю, оптимальным выбором станет самокат с электроприводом.
Преимущества электросамокатов
Наличие электромотора значительно расширяет возможности использования самоката. На таком транспорте удобнее и легче преодолевается любой маршрут – без изнурительных нагрузок и усталости. Если ваша цель – поездки в удовольствие, в т. ч. на дальние расстояния – вам стоит купить взрослый электросамокат или установить набор электрокомпонентов на имеющуюся самокатную базу.
После электрификации самокат превращается в многофункциональное транспортное средство, позволяющее с комфортом ездить и на дальние дистанции, и в горку, и даже по пересеченной местности. При этом от райдера требуется минимум усилий – достаточно стоять на платформе, рулить и по мере необходимости притормаживать.
Максимальная скорость езды зависит от выбранной модели электросамоката и обычно достигает 35–45 км/ч. Дальность поездки ограничивается запасом емкости батареи и в среднем составляет 40–50 км. Для езды на е-самокате с мощностью мотора до 250 Вт водительское удостоверение не требуется. Маршруты можно прокладывать через парки, скверы, пешеходные зоны. Это позволяет оптимизировать поездки, объезжать пробки и быстрее быть на месте.
Сравнительная таблица характеристик
Чтобы сделать выбор в пользу самоката или электросамоката, достаточно сопоставить их возможности с вашими целями и потребностями.
Какой самокат выбрать – электрический или обычный
В сравнении с преобладающим большинством транспортных средств самокат выигрывает по многим параметрам. Это экологически чистый вид транспорта, не требующий от владельца серьезных навыков и умений либо серьезной физической подготовки и усилий в ходе активной эксплуатации средства. Однако перед тем, как купить новую технику, стоит определиться – что лучше электросамокат или обычный транспорт на мускульной тяге.
Отличительные особенности и характеристики
На рынке представлено большое количество самокатов на самый разный вкус и цвет: для детей, подростков и взрослых. Рассмотрим преимущества и недостатки механических и электрифицированных средств передвижения, чтобы определить, какой же вариант стоит приобретать для эксплуатации в черте города и вне его границ.
Долгое время самокат позиционировался в качестве примитивного детского транспорта либо же общедоступной игрушки. Автоматизированные модели также не сразу набрали популярность: они были громоздкими и дорогими. Прорыв случился относительно недавно, но уже спустя пару лет ассортимент портативного электротранспорта заметно расширился.
Теперь это доступная техника для любого пользователя. Модели для взрослых и для детей существенно отличаются друг от друга, но это только на руку потенциальному покупателю – всегда есть из чего выбрать.
Электросамокат или обычный самокат
Электросамокат — самый простой для освоения транспорт, им гораздо проще пользоваться, чем велосипедом, даже самыми простыми роликами, не говоря уже о прогрессивных вариантах – гироскутерах и моноколесе. На нем не надо балансировать, поэтому риска упасть нет.
Электрический самокат быстрее, чем гироскутер, его средняя скорость — 25-30 км/ч. При этом его можно складывать и перевозить в общественном транспорте. Выбор между электрическим транспортом и обычным механическим самокатом для новичка может быть не очевиден.
Обратите внимание: на электрическом самокате можно передвигаться, как и на механическом, посредством мускульной тяги, а вот обычные механизированные аналоги никогда не смогут продемонстрировать тот функционал, который присущ портативному электротранспорту. Именно по этой причине рейтинг универсальных транспортных средств всегда будут возглавлять электрические варианты.
Преимущества обычных самокатов
Обычный самокат легкий и простой в эксплуатации. Это экологический транспорт (впрочем, чем и электрические аналоги). Он поместится в любой транспорт, его можно сложить, и он совершенно неприхотлив в использовании.
Главный минус такой техники – на транспорте далеко не уедешь. На нем довольно быстро устаешь, хот я в каком-то смысле это и плюс устройства. Прилагая усилия к интенсивному движению, пользователь в комфортном для себя режиме длительное время остается физически активным.
Основные преимущества обычного самоката:
Отдельно стоит упомянуть о главном плюсе обычного самоката – по цене он доступнее электрифицированных версий. Впрочем, если транспортное средство будет эксплуатироваться часто и интенсивно, это преимущество не будет казаться таким уж значительным. Со временем, окажется, что гораздо выгоднее вложить деньги в надежную, долговечную и универсальную модель на электротяге, наслаждаясь функциональными возможностями портативного транспорта.
Преимущества электрического самоката
Взрослый человек, выбирая электрический или обычный самокат, обращает внимание на то, насколько быстрым и комфортным станет его передвижение. По многим параметрам портативный электротранспорт выигрывает.
Самокат на электрической тяге едет сам, не требуя от райдера никаких особых усилий. Единственное, что потребуется от владельца: грамотно рулить и своевременно притормаживать.
Электрический транспорт крайне выгоден, когда нужно развить солидную скорость, ехать вверх, преодолевать большие расстояния за короткий промежуток времени. Некоторые модели развивают скорость до 60 км/час и больше – в городском потоке райдер без труда сможет обгонять все машины.
Надежный и долговечный агрегат прослужит не один год. Уход за транспортным средством не является сложным. Есть ряд правил, которые нужно соблюдать безукоризненно. Со временем алгоритм осуществляется машинально, и не доставляет никаких трудностей.
Как сделать правильный выбор
Прежде, чем отдать предпочтение той или иной модели, всегда нужно учесть ключевые параметры:
Что выбрать: обычный самокат или электросамокат
Какой самокат лучше: обычный или электрический? Мы поможем вам с выбором!
Автор: Роман Гусейнов
Теплое время года – самая пора для самокатов! Пока все стоят в пробках или парятся в общественном транспорте, с самокатом вы можете с ветерком доехать на работу или учебу. Свежий воздух и быстро мелькающие виды вокруг – отличный способ начать утро или закончить насыщенный трудовой день!
Тренд на здоровый образ жизни, а также экологическая обстановка говорят в пользу самоката. Пользоваться им удобно, легко и экономично. И если раньше взрослый человек на самокате воспринимался как нечто диковинное, то сейчас он уже стал полноценной частью городской жизни.
На рынке представлено большое количество самокатов на самый разный вкус и цвет. Мы уже писали ранее, как правильно подобрать самокат для детей, подростков и взрослых. В этой статье мы решили разобраться, какой самокат лучше – обычный или электросамокат? Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из них.
Поездка как отдых
К минусам электросамокатов прежде всего стоит отнести их цену. Он гораздо дороже обычных самокатов. Дороже будет стоить и их ремонт. Кроме того, они заметно тяжелее, не всегда складываются и больше по габаритам. А еще вы всегда должны будете помнить об оставшемся заряде батареи, чтобы не пришлось докатывать самокат уже своими ногами.
Электросамокат подойдет там, где нужно проезжать большие расстояния. Поэтому при их выборе стоит обратить внимание на емкость батареи, а также сиденья для водителя. Ехать стоя долгое время будет трудно, можно быстро устать. Итак:
Что лучше: обычный самокат или электросамокат?
Парадигмы об электросамокатах
Электрические самокаты, по большому счету, только входят в сегодняшнюю жизнь. Говоря о популярности в России можно сказать, что экотранспорт на самом старте развития и часть населения только начинает разбираться, что это за транспорт. При этом есть заблуждения и парадигмы, которые мешают правильному восприятию этих гаджетов:
Итак, из перечисленных аспектов видно, что самокатный формат транспорта имеет право на жизнь. Остается понять, на каком варианте привода остановить выбор: самокат или электросамокат.
Электросамокат: плюсы и минусы
Как и любой экотранспорт, электросамокат имеет немало преимуществ. Ниже рассматриваются только те, которые характерны для него на фоне механики:
Недостатки электросамоката в сравнении с обычным вариантом передвижения тоже есть, но по мере развития производителей гаджетов и новых инженерных решений они могут сойти на нет:
Обзор перечисленных плюсов и минусов самокатов обоих видов показывают, что электрический вариант является полноценным конкурентом механического предка. Рынок предлагает доступные по цене и качеству устройства.
Заключение
Как выбрать гироскутер, электросамокат, электровелосипед или другой вид электротранспорта
Содержание
Содержание
Электрические средства передвижения становятся популярнее год от года. Если пару лет назад моноколесо производило впечатление инопланетного транспорта, то сейчас им сложно кого-то удивить. А электросамокаты из модного гаджета превратились в повседневное средство передвижения для десятков тысяч людей.
Огромное количество моделей и внушительный список характеристик могут сбить с толка при выборе подходящей модели. Чтобы этого не случилось, давайте подробно познакомимся с основными техническими характеристиками портативных транспортных средств.
Электросамокаты
Данный вид электротранспорта пользуется наибольшей популярностью. Это связано с удобством использования — под их габариты найдется место даже в маленькой квартире, а внушительный запас хода (до 25–30 км, иногда и 70 км) вместе с максимальной скоростью до 30 км/ч (в некоторых моделях до 85 км/ч) делают его одинаково подходящим для прогулок в выходной день и ежедневных поездок на работу.
Конструкция обычного самоката проста и большинству пользователей знакома с детства. Современные электрические модификации отличаются наличием батарейного блока, панели управления, контроллера и мотора, являющегося неотъемлемой частью одного или обеих колес.
Батарейный блок
Батарейный блок — самый дорогой компонент. При выходе из строя ремонт обойдется пользователю до половины стоимости транспортного средства. Батарея напрямую влияет на запас хода — чем выше емкость АКБ, тем более длинный маршрут можно преодолеть на одной зарядке. Для современных взрослых моделей запас хода находится на уровне 20–30 км.
Цифра, указанная в спецификациях, получена в условиях, приближенным к идеальным — ровная поверхность без подъемов, оптимальная температура окружающей среды. На практике значение может быть заметно меньше.
Основные факторы, влияющие на снижение запаса хода:
Расположение батареи. В большинстве моделей аккумулятор находится внутри деки. В некоторых — в рулевой стойке. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.
Преимуществом расположения аккумулятора в рулевой стойке является лучшая защита от воздействия влаги. Недостатки: нарушенный центр тяжести более уязвим к внешним воздействиям
Преимущества расположения аккумулятора в деке: лучше развесовка, ниже центр тяжести, менее восприимчив к ударным воздействиям, проще обслуживание. Недостатком является уязвимость к воздействию влаги: после попадания под дождь или катания по лужам в деке может скопиться вода, что со временем приведет к выходу из строя электронных компонентов.
Высокая стоимость батареи делает узел привлекательным средством удешевления конечного изделия. Недобросовестные производители очень часто экономят именно на этом элементе. Определить качество установленной батареи в магазине практически невозможно. Однако это можно сделать еще на этапе выбора, обратив внимание на технические характеристики.
Например, если выбираете самокат в ценовой категории до 15000 рублей и какой-то экземпляр выделяется заметно большей емкостью АКБ — в лучшем случае она не соответствует заявленной. В худшем — можно нарваться на модель с некачественной батареей, которая будет перегреваться, иметь высокий саморазряд, некачественную пайку. Любой из этих факторов может значительно снизить срок полезного использования.
Даже качественная батарея имеет ограниченный ресурс и постепенно теряет заводские характеристики. В современных моделях самокатов чаще применяются литий-ионные источники энергии (Li-ion, LFP, LiPo). По своим показателям значительно превосходят никель-металлогидридные батареи, которые применялись ранее. При одинаковых характеристиках литиевые аккумуляторы до двух раз легче, имеют в три раза больший ресурс, у них отсутствует «эффект памяти». Срок службы таких элементов составляет 500–800 циклов заряда.
Для продления ресурса АКБ и снижения вероятности преждевременной поломки:
Избегайте луж и катания в дождливую погоду. Некоторые модели с завода имеют сертифицированную защиту от влаги, но проверять лишний раз в любом случае не стоит. Из-за температурных перепадов (нагрев АКБ) и вибраций, возникающих во время езды, резиновые уплотнения изнашиваются.
Исключите катание при низких температурах. Они не лучшим образом сказываются на сроке службы батареи. Дальность пробега на одном заряде снижается на 30–50 %, образующийся внутри корпуса конденсат грозит вывести батарею из строя.
В случае отказа от зимней эксплуатации, не забывайте периодически заряжать батарею (не реже одного раза за два месяца простоя).
Для хранения самоката лучше всего подходит температура 15–20 градусов. Между гаражом, балконом и теплой квартирой лучше выбрать последний вариант.
Используйте только оригинальные зарядные устройства.
Приборная панель и контроллер
Приборная панель — важный элемент, через который пользователь получает информацию о режиме езды, состоянии батареи скорости, подключенном Bluetooth-устройстве и другом. Во многих моделях на ней находится кнопка включения.
По конструкции приборные панели сильно отличаются: от нескольких диодных индикаторов, отображающих лишь основную информацию, до дисплея со спидометром.
Некоторые модели поддерживают синхронизацию со смартфоном по Bluetooth. Скачав официальное приложение, пользователь значительно увеличит степень информативности (вплоть до получения значений напряжения каждой ячейки батареи), и получит дополнительные возможности по настройке транспортного средства. Например, ограничение максимальной скорости, выбор режима езды.
Контроллер является самой неприметной частью электросамоката: установлен незаметно, какую функциональность выполняет — понятно не всем. Его важнейшая задача — передавать электрическую энергию от батареи к мотору-колесу и обратно (рекуперация).
Кроме того, контроллер отвечает за скорость вращения мотора, динамику езды. На нем лежат функции по защите: двигателя — от перегрузок, батареи — от глубокой разрядки, системы в целом — от замыкания, перегрева компонентов.
При проектировании электросамоката контроллер выбирает производитель. Но это не значит, что от пользователя ничего не зависит. Как минимум, перед покупкой стоит ознакомиться с отзывами, поискать информацию на официальном сайте производителя.
Колесо и мотор
Диаметр колес современных моделей варьируется в диапазоне от 5 до 12 дюймов. Маленькие колеса более подробно «информируют» водителя о неровностях дороги. Большие способны «проглотить» незначительные неровности дороги (например, стыки плитки) и обеспечивают больший клиренс, что может быть удобно при выездах загород.
Выбирать размер стоит исходя из задач:
Колеса от 5 до 7 дюймов. Подойдут для непродолжительных прогулок в ближайший парк, езде по асфальтовым дорогам. Модели такого типоразмера обычно легче, обладают более скромными характеристиками.
Колеса от 8 до 9 дюймов. Модели таких самокатов станут идеальными спутниками в городе. Подойдут для ежедневных поездок на работу, продолжительных сеансов катания по разным типам поверхности: от асфальта до грунтовой дороги. В этой категории представлено большинство моделей на рынке.
Колеса от 10 до 12 дюймов. Рассчитаны на взрослого человека, максимальная нагрузка достигает 100–120 кг, в некоторых вариантах и 150 кг. Встречаются модели с сиденьем. Помимо обычных городских модификаций в этой категории много вариантов электротранспорта для бездорожья. Они обычно полноприводные (электромотор в каждом колесе), оборудованы подвеской, колеса заметно шире обычных, резина с глубоким протектором.
Модели, рассчитанные на большую нагрузку, и сами весят больше, белее громоздки. Передвигаться с таким в общественном транспорте не всегда удобно. Вес «внедорожников» достигает 35–50 кг.
Покрышки на самокатах бывают трех видов:
Выбор привода
В зависимости от ведущего колеса самокат может быть передне-, задне- или полноприводным. Каждый вариант имеет свои сильные и слабые стороны.
Передний привод. Владельцы таких самокатов отмечают лучшие впечатления от управления при спокойной, размеренной езде. Кроме того, в экстренной ситуации разорвать контакт колеса с дорожным покрытием проще у переднеприводных моделей. Что может уберечь от столкновения.
Недостатком является худшая управляемость на высоких скоростях, также при одинаковых характеристиках переднеприводные модели показывают себя хуже на подъеме в гору. Выше вероятность механического повреждения мотора-колеса. В случае заклинивания ездока опрокидывает через руль.
Задний привод. Обеспечивает лучшую управляемость на высоких скоростях, лучше подниматься в гору. Меньшая вероятность механического повреждения и травмирования в случае заклинивания.
Полный привод. Чаще всего это модели повышенной мощности для езды по пересеченной местности.
Мотор-колесо
Современные модели самокатов используют бесщеточный двигатель, расположенный непосредственно в колесе. Такая конструкция зарекомендовала себя с хорошей стороны негромкой работой, надежностью, достаточной мощностью и небольшим весом.
Мотор-колесо электросамоката имеет простую конструкцию (статор с обмотками из проводника, ротор с магнитами). Для понимания принципа работы достаточно школьного курса физики. На статор подается напряжение, в результате чего вокруг обмоток появляется магнитное поле. Оно взаимодействует с постоянными магнитами ротора, заставляя его крутиться. Непрерывность вращения обеспечивается последовательной подачей напряжения на разные обмотки статора.
Основной характеристикой мотора является мощность. Именно она определяет динамику самоката, максимальную скорость, угол подъема. В электромоторе мощность зависит от общего количества обмоток и количества витков в них. Поэтому мощный мотор физически не сможет поместиться в небольшое колесо.
Для того, чтобы самокат имел достаточную динамику, мощность мотора стоит выбирать в соответствии с весом ездока. Строгих закономерностей не существует.
За общее правило для выбора мощности можно принять: 200–250 ватт для людей с весом до 70 кг, 250–300 ватт для веса от 70 до 90 кг, 350 ватт и выше для ездоков с весом 90+ кг.
Сегвеи и гироскутеры
Первым видом персонального электротранспорта, завоевавшим популярность, стали Сегвеи — самобалансирующиеся транспортные средства одноименной компании с двумя колесами, расположенными по обе стороны от водителя.
Первая модель была представлена в декабре 2001 года. Развиваемая скорость достигала 10‒16 км/ч, а запас хода — около 15 км. С тех пор выпущено бесчисленное количество моделей и модификаций как оригинальных Сегвеев, так и творений других производителей. Сегвеи приобрели популярность среди игроков в гольф, почтальонов, патрульных полицейских, на них проводятся экскурсии.
Со временем модели модифицировались. Сначала появились мини-сегвеи, в которых вместо полноценного руля использовался укороченный вариант, для управления коленями. Затем рулевая стойка полностью исчезла, дав старт новому типу устройств — гироскутерам (начало 2010-х гг.).
Изменения были продиктованы рынком — компактные устройства стоят значительно дешевле — и техническим прогрессом, благодаря которому электроника и батарея поместились в небольшом корпусе.
В настоящий момент существуют две компоновки гироскутеров: двухплатные и трехплатные. Двухплатные менее стабильно работают при езде по неровностям и при ударах. Трехплатные имеют отдельную материнскую плату и две отдельные платы управления моторами. Такие модели дороже, но надежнее.
Пользователь также должен быть уверен в прочности корпуса. Это особенно актуально в случае использования гироскутера взрослым человеком. Конструкция транспортного средства предполагает наличие двух подвижных относительно друг друга частей.
Если производитель сэкономил на качестве металла, гироскутер во время катания может сложиться пополам. Слабым местом так же являются крепления колес. При выборе модели уделяйте особое внимание параметру «максимальная нагрузка». Здесь лучше предусмотреть запас.
Из-за ограниченного места в корпусе и необходимости питания сразу двух моторов, пробег на одном заряде меньше, чем у самокатов. Типичный показатель 12–15 км.
Свое влияние на автономность оказали и компактные габариты. Аккумуляторная батарея располагается в одной из частей металлического основания. И, по сравнению с самокатами, занимает примерно в 1,5-2 раза меньше места. В результате, емкость акб на гироскутерах не превышает 4 А*ч.
Рекомендации по продлению ресурса батареи и устройства в целом такие же, как на самокате. С единственным дополнением — гироскутеры более уязвимы к влаге.
По типу используемых колес гироскутеры делятся на два типа:
Модели с бескамерными колесами. Чаще всего здесь встречаются модели от 6 до 8 дюймов. Они компактнее и легче вариантов с большим размером колес и камерной конструкцией шин. В этой категории встречается много детских и подростковых вариантов. Минусом бескамерных покрышек является сильная тряска на плохом дорожном покрытии.
Модели с камерными колесами. Обычно это 10–дюймовые гироскутеры. Камерные покрышки обеспечивают хорошую амортизацию, а бОльший диаметр колес позволит увереннее чувствовать себя на легком бездорожье. Такие гироскутеры на 1,5-2,5 кг тяжелее своих бескамерных аналогов.
Двигатели — важнейший компонент гироскутера. От них зависят максимальная скорость, динамика, максимальный угол подъема. К сожалению, значение, указанное в характеристиках, не всегда соответствует действительности. Оценить качество использованных компонентов необходимо прямо в магазине. Но не по спецификациям, а на практике. Для этого надо провести пару несложных тестов:
Включите питание гироскутера. Попробуйте руками нарушить самобаланс устройства, надавив на переднюю часть платформы с обеих сторон. Если модель поддается легко, ее лучше обойти стороной. Модели, в которых установлены качественные моторы, в самобалансе могут сопротивляться значительным усилиям.
Во избежание травм тест лучше проводить человеку, который хорошо знаком с управлением. Подъезжаем к стене, упираемся в нее руками и пытаемся ехать вперед. Если в модели установлены некачественные моторы, которые не могут работать с большим током, произойдет «перегруз», гироскутер потеряет контроль и выключится. Качественные моторы будут уверенно сопротивляться без выключения устройства.
Синхронизация с телефоном и световая индикация
Многие модели гироскутеров на борту имеют модуль Bluetooth. Он позволяет:
Воспроизводить музыку через встроенные динамики (если есть). В таком случае гироскутер превращается в портативную колонку.
Подключиться к фирменному приложению. Если производитель предусмотрел такую возможность, то перед пользователем открываются широкие возможности индивидуальной настройки и получения подробной информации (о заряде батареи, пройденном пути, маршруте, средней и максимальной скорости и т.д.).
При подключении к фирменному приложению пользователю доступны такие настройки как (могут отличаться в зависимости от модели устройства):
Чувствительность управления. Параметр пригодится в случае, если гироскутер используется людьми разного веса. Например, если чувствительность управления настроена на ездока с весом 80–90 кг, то гироскутер может «не почувствовать» ребенка. И наоборот, настроенное под низкий вес, устройство покажется слишком чувствительным взрослому человеку.
Модели гироскутеров с управлением через приложение стоят дороже. Однако они будут очень полезны в том случае, если устройство покупается для нескольких людей (ребенка и взрослого, детей с большой разницей в возрасте).
Электровелосипеды
Еще один класс портативных транспортных средств на электротяге. От ТС, рассмотренных выше, велосипеды отличаются большей универсальностью и разнообразием моделей. Среди электровелосипедов представлены:
Компактные складные модели. Основная характеристика которых — не максимальные показатели скорости и автономности, а размеры в сложенном состоянии.
Полноразмерные складные модели. Более универсальные устройства. Складная конструкция позволяет разместить их в небольшой квартире или пронести в свободный общественный транспорт.
Полноразмерные нескладные модели. По большей части это обычные скоростные велосипеды, дополненные электротягой.
4. Специальные модели. Нестандартные варианты, спроектированные для решения узкоспециализированных задач. К примерам таких велосипедов можно отнести электрифицированные модели для даунхилла (экстремальная гоночная дисциплина, суть которой заключается в прохождении трассы — часто крутого спуска — на время).
По наличию дополнительных элементов в конструкции электровелосипеды близки к самокатам. Разница заключается в способе управления электрической тягой. Если электросамокаты ориентированы на постоянное движение без участия ездока, то для электровелосипедов это лишь один из вариантов вмешательства электротяги. А всего их три:
Работа без электротяги. Перед нами обычный механический велосипед. Дальность езды ограничена лишь физическими возможностями велосипедиста. В случае разрядки или выхода из строя электронной начинки велосипеда, возвращаться домой значительно приятнее на велосипеде (по сравнению с самокатом).
Режим помощи педалирования. В этом случае электромотор велосипеда активируется при вращении педалей, облегчая работу велосипедисту. При прекращении работы педалями электродвигатель тоже выключается. Интенсивность помощи настраивается на панели управления. Такой вариант крайне полезен при крутом или затяжном подъеме.
Полностью электрическая тяга. Управление осуществляется при помощи ручки газа. Интенсивность и максимальная мощность настраиваются на панели управления. В этом режиме крутить педали не обязательно, а велосипед превращается в своего рода электромопед.
То, насколько быстро велосипед сможет ехать самостоятельно или в режиме помощи, зависит от мощности электродвигателя. Для быстрой езды со скоростью около 40 км/ч потребуется мощный двигатель. Например, модель, оснащенная мотором мощностью 400–500 Вт, сможет передвигаться со скоростью до 35–40 км/ч, мотор 1000 Вт разовьет скорость до 55 км/ч.
По типу двигателей электровелосипеды принципиально различаются на:
Модели с мотор-колесом. Используется бесколлекторный электродвигатель постоянного тока. Крепится на переднем или заднем колесе, на месте ступицы.
Модели с электродвигателем над колесом (обычно задним), который передает крутящий момент через ременную или цепную передачу.
Технологически совершеннее первый вариант. При бережной эксплуатации мотор-колесо не требует дополнительного обслуживания, более герметичен, не занимает дополнительного места у рамы, тише работает, имеет высокий КПД.
Цепной электродвигатель лишен этих достоинств. Единственным преимуществом использования такого варианта является более высокий крутящий момент при одинаковой мощности.
Чем мощнее мотор, тем больше его вес. Аккумулятор тоже потребуется мощнее. Поэтому, если высокая скорость не является приоритетной целью, достаточно мотора мощностью 250 Вт. Его хватит для неспешной езды по любому рельефу и дорожному покрытию со скоростью до 25–30 км/ч.
При выборе аккумулятора предпочтение стоит отдать литий-ионному или литий-полимерному типу. Свинцово-кислотный аккумулятор до двух раз тяжелее литиевого и быстрее разряжается, но стоит дешевле. Подойдет для тех, кто ищет бюджетный вариант, если вес велика не особо важен.
Моноколеса
Первое моноколесо, доступное для покупки, появилось в начале 2010-х годов в США. За 30 лет до этого в мультфильме «Утиные истории» появился персонаж, предсказавший, а может и определивший появление этого вида транспорта — Робоутка. Хороший пример того, как технический прогресс делает когда-то фантастические вещи реальностью.
Сейчас уницыклы выпускаются под десятками брендов, по несколько моделей у каждого. Это объясняется тем, что данный вид электрического транспорта получился весьма удачным. Большая вариативность характеристик позволят найти подходящий вариант каждому. Остается разобраться, на что обращать внимание в первую очередь.
Механизм работы
Моноколесо использует мощность мотора для поддержания ездока в вертикальном положении. Если наклоняешься вперед, оно старается восстановить равновесие, подъехав под нас. Чем сильнее наклон, тем быстрее оно подъезжает. В какой-то момент, если мы продолжим наклоняться, у мотора не хватит мощности, чтобы подъехать под нас, что приведет к падению.
Это называется продавливанием моноколеса. Поэтому от мощности устройства напрямую зависит безопасность. Чем выше мощность модели, тем меньше вероятность продавливания.
Размер колеса
На рынке встречаются модели с размером колеса в диапазоне от 10 до 22 дюймов. Чем меньше диаметр, тем оно приземистее и легче по весу, обладает лучшей маневренностью. Чем больше — тем оно более плавное и тяжелое.
90 % выпущенных моделей находятся в промежутке от 14 до 18 дюймов. Здесь и стоит выбирать свой первый уницикл взрослому человеку. Все что меньше — детские и подростковые модели. Варианты более 18 дюймов — дорогие мощные модели, с которыми новичку будет сложнее справиться.
Аккумулятор и двигатель
Мощность колеса зависит от двух составляющих — мощности мотора и мощности батареи. Важно, чтобы оба параметра соответствовали друг другу. При одинаковых параметрах мощности батареи модель с более мощным двигателем не сможет показать большого превосходства.
Для безопасного и комфортного передвижения необходимо выбирать модель с мощностью мотора от 800 Вт, все что больше — лучше, меньше — небезопасно.
В моноколесах применяются исключительно литиевые источники энергии. Это объясняется их легким весом и лучшими техническими характеристиками. При средней скорости 10–15 км/ч, стоит выбирать модель с дальностью хода от 30 км. Этого хватит на 2-3 часа катания.