что помогает пыльце удерживаться на рыльце пестика

Как происходит процесс опыления у растений: основные виды, опыление у покрытосеменных и голосеменных растений

Что такое опыление?

Опыление и его виды

Опыление — это процесс переноса пыльцы из пыльников растения на рыльце его пестика.

Есть два типа опыления растений:

Теперь остановимся на самоопылении и перекрестном опылении подробнее.

Самоопыление

Самоопыление — это самостоятельное опыление растения.

Такой способ встречается у растений, у которых двуполые цветки. Большинство растений при самоопылении дают семена. К примеру, ячмень, овес, просто. Такой тип опыления и у гороха.

Самоопыление встречается у цветков, которые совсем не склонны к раскрытию — из-за этого перекрестное опыление здесь невозможно. Поэтому в процессе самоопыления даже самые маленькие и невзрачные цветки способны давать семена.

Однако потомство, полученное в результате самоопыления, считается низко прогрессивным. Растения с таким способом опыления постоянно находятся под угрозой вырождения. Чтобы как-то с этим справляться, небольшой процент цветков у таких растений подвергается внутривидовому опылению. В результате внутривидового опыления получаются растения с отличающимися отцовскими и материнскими зачатками, а также более приспособленные к выживанию в ходе естественного отбора. Как итог — сохранение вида.

Перекрестное опыление

Перекрестное опыление — это опыление, которое находится в прямой зависимости от внешних факторов, таких как вода, ветер, насекомые и птицы. У кого перекрестное оплодотворение? Разберемся на примерах.

Процесс опыления ветром называется анемофилия.

Оно встречается у растений с мелкими цветками, собранными обычно в соцветия. Обычно у цветков очень много пыльцы. Она мелкая и сухая и выбрасывается наружу при помощи пыльника, который находится на длинных тонких нитях.

Энтомофилия — это опыление насекомыми.

Как правило, растения, опыляемые таким способом, обладают ароматом, нектаром, достаточно большим размером цветков и привлекающим насекомых цветом, а также у них есть липка пыльца с выростами.

Процесс опыления происходит в результате переноса насекомыми пыльцы с одного цветка на рыльца другого: так обеспечивается опыление для двуполых растений.

Орнитофилия — процесс опыления с помощью птиц.

Обычно так опыляются тропические растения с пестрой окраской, которая привлекает птиц. К примеру, в процессе опыления участвует колибри.

Гидрофилия — вариант опыления водой.

У многих водных растений рыльца нитеобразной формы, и пыльца с них переносится водой, а в редких случаях — слизнями.

Так происходит у резухи, взморника, роголистки, наяды, элодеи, рунии.

Искусственное опыление

Искусственное опыление — тип опыления, широко используемый в плодовом и декоративном садоводстве, овощеводстве, а также лесном хозяйстве. Суть его в том, что пыльца переносится искусственным способом: с пыльцы тычинок на рыльца пестиков.

По-другому искусственное опыление называется скрещиванием. Благодаря ему селекционеры могут получать новые виды и сорта растений.

Оплодотворение

Процесс оплодотворения происходит после опыления. Как быстро — зависит от самого растения. У одних — спустя несколько недель, а у других — даже через год.

Оплодотворение — процесс слияния мужской и женской клеток.

В момент, когда происходит опыление, пыльца находится на рыльце. Чтобы оплодотворение произошло, нужно чтобы пыльца была зрелой и стойкой. Также важно наличие сформированного зародышевого мешочка.

Процесс развития и роста пыльцевой трубки происходит в направлении завязи — через рыльце и столбик. В завязи пыльцевая трубка проходит в семенной зачаток и доходит до зародышевого мешка. По достижении яйцеклетки происходит разрыв пыльцевой трубки и выход двух спермиев. Вегетативная клетка разрушается. Далее следует слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого — с диплоидным ядром.

В первом случае слияния растет зародыш нового организма, а во втором — образование триплоидной клетки для образования эндосперма. Так происходит процесс двойного оплодотворения.

Зародыш и эндосперм зарождают семя, которое скрыто под кожурой. Завязь формирует плод после оплодотворения.

Опыление у покрытосеменных растений

Опыление у покрытосеменных растений осуществляется обоими способами. В обоих случаях пыльцевые зерна попадают на рыльца пестиков. Чтобы понять, как происходит опыление, рассмотрим его на конкретном примере: винограде.

Виноград опыляется двумя способами: перекрестным и самоопылением. В случае самоопыления у винограда обнаруживается клейстогамия. Клейстогамия — опыление с дальнейшим оплодотворением. В большинстве случаев виноград опыляется ветром: строение цветка расположено к такому перекрестном опылению.

В ходе опыления происходит выделение на рыльце секретной жидкости — в этом время оно уже готово получать пыльцу. Так рыльце положительно сказывается на прилипании пыльцы, защите ее от различных инфекций и обеспечивает благоприятные условия для ее прорастания.

Виноград также отличается возможностью перехода от перекрестного опыления к самоопылению. Благодаря такой способности вид сохраняется столетиями. Также эта способность обеспечивает хорошее развитие и урожай.

Многие коллекционеры практикуют искусственное оплодотворение. Оно похоже на перекрестное опыление, однако оно происходит за счет антропогенных факторов, а не биотических и абиотических.

При искусственном оплодотворении пыльца переносится кисточкой или ватной палочкой. Предварительно цветки изолируются и кастрируются.

Опыление у голосеменных растений

Голосеменные растения опыляются способом анемофилии. То есть, при помощи ветра.

Яркий пример — сосна.

Опыление сосны происходит так: с мужской шишки пыльца попадает на семязачатки женских шишек. Когда шишка зеленеет, происходит срастание и одеревенение чешуек: пыльца находится в состоянии покоя. Прорастание пыльцы происходит на следующее лето.

В процессе прорастания пыльцы пыльцевая трубка несет спермии к архегониям. Далее там происходит слияние одного из спермиев с яйцеклеткой и образование зиготы. Из зиготы формируется зародыш, а семязачаток перерастает в семя.

Зародыш располагается в эндосперме гаметофита, накапливающего питательные вещества. Созревание семян в шишках происходит на протяжении полутора лет с момента оплодотворения. После этого происходит раздвижение чешуек и высыпание семян из шишки.

У семени есть крылышко, благодаря которому оно распространяется ветром.

Источник

Тонкости процесса опыления томатов

Томат — самоопылитель. Это связано с тем, что рыльце пестика у большинства сортов находится внутри тычиночного конуса ниже уровня растрескивания пыльников. При этом цветки у растения томата имеют пониклое расположение: рыльце пестика опущено вниз.

Все это способствует улучшению опыления. Освобождение пыльцы происходит продольным растрескиванием пыльника, когда цветок полностью раскрывается, а венчик цветка окрашен. Рыльце пестика восприимчиво к приему пыльцы гораздо раньше, за 1-2 дня до распускания цветка, и цветение длится в среднем 4 дня.

Когда опыление томата наиболее эффективно

Оптимальное время для опыления — в период максимального прихода солнечной радиации, или с 10 до 14 часов. К этому времени влажность воздуха уменьшается, и пыльца, несколько подсохнув, хорошо «пылит». В пасмурную или дождливую погоду пыльца слипается в хлопья и не высыпается из пыльников. В результате опыление затруднено.

Зависимость размера томата от правильного выбора рассады (семян)

На качество опыления оказывает влияние отношение уровня рыльца пестика к уровню тычиночной колонки. Чем короче столбик пестика, тем больше оседает на нем пыльцевых зерен. Иначе говоря, чем меньше отношение длины пестика к тычиночной колонке, тем лучше опыление (табл. 1).

что помогает пыльце удерживаться на рыльце пестика

В нашем случае такое отношение минимально у гибрида F1 Бейсужок, что обеспечивает, наряду с низкой фертильностью пыльцы, попадание на рыльце большого количества пыльцевых зерен.

Именно недостаточное количество пыльцы, попадающей на рыльце, — фактор, лимитирующий плодообразование.

Существует тесная положительная корреляция между размером плода и количеством пыльцевых зерен, попавших на рыльце пестика в пределах одного сорта. Для сортов с плодами среднего размера (140-160 г) необходимо попадание на рыльце пестика как минимум 150-200 пыльцевых зерен.

Между тем не все пыльцевые зерна, попадающие на рыльце пестика, прилипают к нему. А из общего количества пыльцевых зерен, прилипших к рыльцу, прорастает всего 60-70%. Таким образом, чтобы получить плод нормального размера, количество пыльцевых зерен, попавших на рыльце пестика, должно достигать 400-450 шт.

Вторичная лонгостилия томата

При попадании на рыльце пестика большего количества пыльцы скорость роста плодов возрастает, что объясняется стимулирующим воздействием ауксинов, содержащихся пыльцевых зернах. Одна из причин нарушения передачи пыльцы от пыльников к рыльцу пестика — вторичная лонгостилия. Дело в том, что акт оплодотворения способствует прекращению роста столбика пестика. Если по каким-либо причинам оплодотворения не произошло, пестик продолжает расти, выдвигая рыльце над конусом тычинок на 3-7 мм.

Длина пестика обусловлена в первую очередь особенностями генотипа, т. е. это сортовой признак. В то же время условия среды в значительной степени влияют на длину столбика.

Вторичная лонгостилия отмечается в условиях пониженной освещенности, высокой температуры, повышенной или пониженной влажности воздуха, избыточного внесения азотных удобрений, а также при обработке регуляторами роста. Условия различного обеспечения водой не оказывают существенного влияния на длину столбика пестика и тычиночной колонки. Удлинение столбика пестика возможно также при редукции мужских половых органов, т. е. тычинок. При низких температурах (7 °С) происходит уменьшение длины столбика пестика независимо от возраста растения.

что помогает пыльце удерживаться на рыльце пестика

Как улучшить завязываемость плодов

Существует два способа: первый — доставлять на рыльце пестика максимальное количество пыльцевых зерен, используя различные методы дополнительного опыления; второй — временно обеспечить недостаток пыльцы использованием химических агентов. Применение того или иного способа зависит от сроков и условий выращивания.

При работе с химическими стимуляторами получаются партенокарпические плоды, которые, как правило, меньших размеров, чем обычные семенные. Часто они неправильной формы, ребристые, пустотелые, раздутые или с ярко выраженным носиком, с пониженным содержанием Сахаров и кислот, а по вкусовым качествам уступают семенным плодам. Партенокарпические плоды чаще подвержены поражению вершинной гнилью.

что помогает пыльце удерживаться на рыльце пестика

Стимуляторы развития томата

В качестве стимуляторов партенокарпического развития плодов используют различные химические соединения: гиббереллины, гликозиды, индолиловые соединения, хлорпродукты бензойной и фенилуксусной кислоты, метиловые продукты и др.

В условиях тепличного выращивания томатов, когда можно регулировать многие факторы внешней среды, наиболее эффективен механический способ улучшения образования плодов, при использовании которого выход товарной части урожая выше.

Выбор способа опыления

Завязывание плодов томата в значительной степени зависит от способа опыления. Пыльца у томата тяжелая, и попадание ее на рыльце пестика при самоопылении затруднено. Применяемое вибрирование цветков, соцветий или растений, хотя и не вызывает резкого увеличения плодообразования, способствует росту массы плодов. При этом в них формируется больше семян за счет попадания на рыльце пестика большего количества пыльцы. Таким образом, основная цель дополнительного опыления — доставка на рыльце пестика достаточного количества пыльцы.

что помогает пыльце удерживаться на рыльце пестика

При использовании различных способов опыления на рыльце пестика попадает разное количество пыльцевых зерен. Так, при вибрировании соцветий и цветков электровибратором на рыльце пестика попало 100 пыльцевых зерен, при встряхивании шпалерной проволоки вручную — 15, в контроле (без дополнительных мероприятий) — 4 пыльцевых зерна. По другим данным, при ежедневном стряхивании растений вручную за стебель или шпагат к рыльцу прилипало 30-40 пыльцевых зерен, при применении электровибратора 2-3 раза в неделю — 100-120 пыльцевых зерен.

Дополнительное опыление следует проводить дважды в неделю, с 10 до 12 часов. Учитывая, что цветок томата остается раскрытым в течение 4 дней, именно такая частота проведения дополнительного опыления позволяет охватить все распустившиеся цветки в теплице именно в то время, когда рыльце пестика готово к приему пыльцы.

Насекомые и эффективность опыления

Применение пчел и ос для опыления томата в теплицах не нашло широкого применения. Эти насекомые неохотно посещают цветки томатов. А вот шмелей, которых размножают в России, широко используют для опыления цветков томата. Одна шмелиная семья рассчитана на опыление теплицы площадью 2000 м 2 в течение примерно 2 месяцев. Затем следует покупать другую, молодую семью. При этом прибавка урожая составляет 15-20%, увеличивается масса плодов и улучшается их окраска. Отмечается сортовая реакция на дополнительное опыление шмелями.

Польза дополнительного опыления

Особенно важно применять дополнительное опыление на первых четырех соцветиях, когда у растений сильнее выражены ростовые процессы. Увеличивая плодовую нагрузку этих соцветий, мы сдерживаем рост растений, снимаем возможность их жирования.

что помогает пыльце удерживаться на рыльце пестика

Таким образом, применение дополнительного опыления повышает массу плодов и их количество на растении, увеличивает скорость налива плодов (табл. 2), улучшает их окраску и внешний вид. При этом возрастает плодовая нагрузка на растение, уменьшается число цветков на верхних соцветиях по сравнению с растениями без дополнительного опыления. Снижается длина листа, общая площадь фотосинтезирующего аппарата уменьшается на 25%, масса корней увеличивается на 17%. Повышается общий и ранний урожай, улучшается качество плодов, снижается количество плодов, пораженных вершинной гнилью, треснувших, деформированных.

Валентин Король, доктор сельскохозяйственных наук, заведующий отделом сортовых технологий НИИОЗГ

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2020 Задание: § 29 Половое размножение покрытосеменных растений

Стр. 155. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Что такое цветок?

Цветок – это видоизмененный укороченный побег или система органов семенного размножения цветковых растений.

№ 2. Какое строение он имеет?

Состоит цветок из стеблевой части (цветоложа – верхняя расширенная часть и цветоножки – тонкий стебелёк, на котором сидит цветок), листовой части (лепестки и чашелистики) и генеративной части (пестики или пестик, тычинки). Крепится к стеблю с помощью цветоножки и может располагаться на верхушке как главного побега, так и бокового.

Цветоножка является видоизмененным стеблем, а венчик, чашечка, пестики и тычинки – видоизменёнными листьями. Снаружи цветок окружен околоцветником, который выполняет защитную функцию.

Если околоцветник образуют лепестки и чашелистики, то он является двойным. Если околоцветник образован одинаковыми по размеру и форме листочками околоцветника, то он является простым околоцветником.

Пестик и тычинки – это репродуктивные органы цветка.

№ 3. Какое строение имеет тычинка?

Тычинки состоят из пыльника и тычиночной нити. В них образуются мужские половые клетки – пыльца.

№ 4. Какое строение имеет пестик?

У пестика есть три части – рыльце, столбик и завязь. В нем образуются женские половые клетки.

№ 5. Что называют соцветием?

Соцветие – это группа мелких цветков, которые располагаются в определенном порядке близко друг к другу. Бывает простым и сложным.

№ 6. Какой процесс называют оплодотворением?

Оплодотворением называют процесс слияния мужской и женской половых клеток – гамет, в результате которого образуется зигота.

Стр. 160. Вопросы после параграфа

№ 1. Почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным?

Потому что при оплодотворении у цветковых растений одновременно происходит два слияния (с участием двух спермиев). Один спермий сливается с яйцеклеткой, тем самым обеспечивается образование зиготы, из которой начинается развитие и рост диплоидного зародыша.

Второй спермий сливается с центральной диплоидной клеткой и образует вместе с ней комплекс питательных веществ, который необходим для роста и развития зародыша.

№ 2. Как образуется зародыш растения?

В процессе опыления цветков растений на пестик попадает пыльца. В завязь проникает сразу два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой и образует зиготу, клетки которой начинают активно делиться. В результате такого многократного клеточного деления и развивается многоклеточный зародыш нового живого организма – растения.

№ 3. В результате какого процесса, происходящего в завязи, образуется эндосперм?

В процессе двойного оплодотворения у растений пыльца попадает на рыльце пестика и прорастает сквозь его ткани к завязи, неся на своем кончике два спермия. Один из них сливается со вторичным ядром, которое располагается в центре зародышевого мешка, и образует триплоидное ядро у центральной клетки. Центральная клетка начинает активно делиться, в результате чего образуются эндосперм, в котором происходит накопление питательных веществ, необходимых зародышу для роста и развития.

№ 4. Из чего развивается семенная кожура?

Семенная кожура – это структура, которая покрывает снаружи и защищает зародыш растения в семени от пересыхания или чрезмерного насыщения влагой. Он образуется из интегументов семязачатка – покровов.

№ 5. Какие способы опыления вы знаете?

Существует два типа опыления: автогамия или самоопыление и аллогамия или перекрестное опыление. Самоопыление подразумевает, что пыльца из тычинки определенного цветка попадает на рыльце того же цветка.

Перекрестному опылению способствует разделение полов в цветке и, соответственно, распределение однополых и обоеполых цветков между растениями в популяции: двудомные и однодомные. Для осуществления такого типа опыления необходимо участие посредника, который доставит пыльцевые зерна от тычинки к рыльцу пестика. Исходя из этого, выделяют несколько видов перекрестного опыления: биотическое – при помощи живых организмов (насекомые птицы, животные) и абиотическое – при помощи ветра, воды.

Отдельно различают естественное и искусственное опыление. При естественном опылении растений процесс происходит с участием воды и ветра, насекомых, птиц и животных. В искусственном опылении растений принимает участие человек, который наносит пыльцу на цветки.

№ 6. С какой целью проводят искусственное опыление?

Искусственное опыление растений используется для выведения новых сортов и видов растений, либо как дополнение к естественному опылению, чтобы повысить урожайность выращиваемых в закрытом грунте культур. При таком опылении не нужно наносить вручную пыльцу на все цветки. Достаточно всего лишь обработать до 10% цветков, чтобы повысить урожайность.

Стр. 160. Подумайте

Почему перекрёстное опыление распространено в природе значительно шире, чем самоопыление?

Самоопыление подразумевает попадание пыльцы из пыльников на рыльце пестика одного и того же цветка, либо между цветками одного и того же растения. Соответственно, новые организмы полностью заполучают признаки родительского организма.

При перекрёстном опылении пыльца из пыльника одного цветка переносится на рыльце другого цветка иного растения этого же вида. При таком опылении происходит перекомбинация наследственных признаков, и новое потомство заполучает совершенно новые свойства, которые не были присущи родительским организмам. Такой способ опыления позволяет получить более жизнеспособное потомство, что очень выгодно для процесса эволюции.

Стр. 160. Задание

Проанализировав текст параграфа 29 и рисунок 120, объясните, с чем связаны особенности строения оболочки пыльцевого зерна.

Оболочка пыльцевого зерна состоит из двух основных слоев – интины и экзины. Строение каждого из этих слоев, как и их толщина, является важным таксономическим признаком растений.

Интина – это внутренний слой оболочки пыльцевого зерна, которая облегает его содержимое и является материалом, который образует пыльцевую трубку. Экзина – это внешний слой оболочки пыльцевого зерна, который характеризуется прочностью, устойчивостью к высоким температурам.

Особенности строения оболочки у пыльцевого зерна, в первую очередь, связаны со способом переноса пыльцы с тычинок на рыльца пестиков. Например, у насекомоопыляемых растений пыльца либо очень мелкая, либо крупная, отличается большим количеством апертур и имеет свою скульптуру. А у ветроопыляемых растений пыльца сухая, лишена скульптуры, вырабатывается в большом количестве и имеет поры.

Стр. 162. Задания

№ 1. Изучите дополнительный текст. Определите, в чём сходство и различие ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Сходство ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений в том, что цветки собраны в соцветия и вырабатывают много пыльцы, которая необходима для опыления.

У ветроопыляемых растений вырабатывается очень много маленьких по размеру и очень легких пыльцевых зерен. Цветки у таких растений практически ничем не выделяются среди окружающей их растительности, мелкие по размеру, не содержат нектар и не обладают каким-то ароматом. Цветение осуществляется у них до образования листьев, которые бы мешали распространению пыльцы ветром.

У насекомоопыляемых растений пыльца крупная по размеру и обладает специальными приспособлениями, которые позволяют ей крепиться на теле насекомых, птиц и т.д. Это могут быть крючки, выросты или липкий налет. У цветков насекомоопыляемых растений имеется привлекательных для опылителей нектар и запах. Сами же цветки яркие, крупные, что позволяет зрительно привлекать насекомых. Цветение таких растений не зависит от лиственного покрова.

№ 2. Проведите наблюдение за цветением растений в районе школы. Определите, какие из них являются ветроопыляемыми, какие — насекомоопыляемыми.

В районе моей школы растут такие растения:

Ветроопыляемые: тополь, береза, дуб, ольха, осина, ель, орешник.

Насекомоопыляемые: лютик, одуванчик, роза, липа, крушина, бузина.

Источник

Конспект урока и презентация по биологии на тему «Опыление, его способы. Двойное оплодотворение»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ презентация.pptx

что помогает пыльце удерживаться на рыльце пестика

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

Цель урока:
познакомить с особенностями полового размножения у покрытосемянных растений; дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.

Описание слайда:

Тайна появления нового растения связана с цветком. Именно в нем происходят процессы, которые дают начало семенам

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Домашнее задание
Домашнее задание §47, §48 стр122

Выбранный для просмотра документ Тема урока Опыление Двойное оплодотворение.docx

МОУ «Майская школа с крымскотатарским языком обучения»

по биологии в 6 классе

на тему «Опыление, его способы. Двойное оплодотворение»

Разработала учитель биологии и химии Сулейманова В.Ю.

Урок №25 Дата 02.03.2020г 6 кл Биология

Тема урока Опыление, его способы. Двойное оплодотворение

Цели урока: познакомить с особенностями полового размножения у покрытосемянных растений; дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.

Образовательные: сформировать у обучающихся представление об опылении и его видах, а также сформировать знания о процессе двойного оплодотворения и его особенностях у растений.

Развивающие : научиться анализировать, обобщать и делать выводы; работать с учебником; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учѐбе; бережное отношение к природе родного края.

Планируемые результаты обучения

Личностные : сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные : усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях ; овладение понятийным аппаратом биологии;

Методы: наглядный (демонстрация видов опыления и двойного оплодотворения), словесный, проблемного содержания, частично – поисковый, исследовательский.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока : комбинированный.

I Организационный момент ( 2 мин)

3. Семенного размножения

4. Характерный для покрытосеменных растений

1. Цветоножкой и цветоложем

2. Тычинками и пестиком

3. Венчиком и чашечкой

4. Чашелистиками и лепестками

3. Семязачатки располагаются в

4. Если цветки содержат только пестики, то они называются

5. Соцветие, в отличие от цветка,

1. Привлекает насекомых

2. Имеет несколько мелких цветков

3. Характерно для цветковых растений

4. Образует несколько плодов

1. Удерживает пестик и тычинки

2. Защищает главные части цветка

3. Привлекает опылителей

7. Мужские половые клетки образуются в

8. Если цветки содержат пестики и тычинки, то они называются

9. Цветки с двойным, как и с простым, околоцветником имеют

10. Для однодомных растений характерны цветки

2. Тычиночные и пестичные

3. Только тычиночные

4. Только пестичные

Цветут цветы весной, цветут по-осени.

У всякого своя пора цвести.

И каждый раз свою судьбу попросим мы

Цветение прекрасное спасти…

— Как вы думаете, для кого или для чего красота цветов? Ответы детей

— Определение темы урока. Записывают в тетрадь.

— Цель урока? (Целью нашего сегодняшнего урока будет изучить опыление и его виды, а так же познакомиться с процессом оплодотворения и его особенностями у растений).

IV Изучение новой темы. (20мин)

Тайна появления нового растения связана с цветком. Именно в нем происходят процессы, которые дают начало семенам

На этом уроке мы постараемся разобраться,как же из нежного ароматного цветка развивается плод с семенами

Чтобы образовался плод должно произойти оплодотворение.

Оплодотворение-сляние половых клеток( мужской и женской) с образование зиготы,,которая дает начало новому организму ( запись в тетради)

Однако плоды не завяжутся, если не будет опыления

Работа по группам: 1 гр.в книге находят определение самоопыления ( учебник стр 120 )

2 гр.определение перекрестного опыления

3 гр. определение искусственного опыления

Самоопыление происходит при попадании пыльцы на пестик того же цветка, т.е. внутри одного цветка. Для того, чтобы произошло самоопыление, необходимо, чтобы пыльца созрела и высыпалась из пыльников до распускания цветка, еще в бутоне. Иначе, подхваченная ветром, она улетит, и опыление не произойдет.

К самоопыляющимся растениям относятся пшеница, горох, лён, картофель и другие.

Перекрестное опыление может происходить разными способами:

1)с помощью насекомых; 2)ветром. 3) птиц и млекопитающих

Красивые яркие цветки привлекают большое количество насекомых, которые лакомятся нектаром, пыльцой и при этом невольно набирают пыльцу на лапки и брюшко, а потом переносят ее на другие цветки. Таким образом они осуществляют перекрестное опыление, помогая растениям размножаться.

Что в цветке привлекает насекомых?

Цветы привлекают насекомых своим цветом и ароматом. А знаете ли вы, что каждый вид насекомых, прилетающих на цветы, предпочитает определенную окраску венчика?

Так, пчел привлекают синие, фиолетовые и белые тона, желтые они почти не замечают, а красный цвет их часто отпугивает.

Зато шмели храбро совершают посадку на красных цветах, которые привлекают и дневных бабочек.

Ночные бабочки – любительницы белого.

Ребята,найдите в книге признаки насекомоопыляемых растений! ( Ответы детей)

-Крупные цветки или мелкие,но собранные в соцветия

-Яркая окраска венчика

Есть такие растения (это особенно относится к деревьям), которые зацветают так рано, что насекомые еще не успевают взяться за работу. Например, береза, цветущая в мае, не может на них «надеяться». А значит, и нет смысла «тратить силы» на образование больших, ярких, ароматных цветков. У таких растений образуется множество мелких невзрачных цветков, собранных в соцветия. Их пыльца такая мелкая и легкая, что, высыпаясь из пыльников, облачком летит по ветру к соседним деревьям. У многих ветроопыляемых растений, таких как береза, тополь, осина, ольха, соцветия очень подвижны и колеблются от малейшего ветерка, высыпая при этом целое облако пыльцы.

А теперь определим признаки ветроопыляемых растений стр 121 ( ответы детей)

-Мелкие невзрачные цветы

-Без аромата и нектара

Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (качание руками влево-вправо)

Закрывают лепестки, (присели, спрятались)

Головой качают, (движения головой влево-вправо)

Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком. Его важнейшие части:

тычинки, в них образуются мужские половые клетки – спермии,

пестик, в нем образуются женские половые клетки – яйцеклетки.
В пестике и тычинках происходят сложные процессы, связанные с половым размножением (оплодотворением).

Оплодотворение – это процесс слияния двух половых клеток.
Рассмотрим эти процессы.

В пыльниках тычинок происходит деление клеток, в результате которого образуется пыльца, состоящая из пыльцевых зерен.

Пыльцевое зерно покрыто двумя оболочками. Наружная оболочка неровная, с шипиками и выростами, которые помогают пыльцевому зерну удерживаться на рыльце пестика.

Внутри пыльцевого зерна развиваются: вегетативная клетка и два спермия.

В это же время в пестике цветка образуется яйцеклетка.

В полости завязи пестика находится семязачаток (семяпочка).

Семязачаток одет покровом. На вершине его есть узкий канал – пыльцевход, который ведет в зародышевый мешок.

В зародышевом мешке растений располагаются: яйцеклетка, крупная клетка и направляющие клетки.

Когда пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка, то спермии из нее выходят внутрь семязачатка.

Один из них сливается с яйцеклеткой, в результате образуется зигота.

Другой сливается с крупной клеткой.

Образовавшаяся зигота многократно делится, и в результате образуется зародыш семени.

Крупная клетка тоже делится, образуя клетки эндосперма, в которых накапливается запас питательных веществ.

Из покровов семязачатка развивается семенная кожура. Формируется семя.

После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных условий, развивается из стенок завязи.

Таким образом, у растений при оплодотворении происходит 2 слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, второй – с крупной центральной клеткой.

Этот процесс открыл в 1898 году русский ботаник Навашин Сергей Гаврилович (1857 – 1930) и назвал его двойным оплодотворением. Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений

1. Что такое опыление?

2. Что называют оплодотворением?

3. Где находятся семязачатки?

4. Сколько семязачатков бывает в завязях разных растений?

5. Где находится яйцеклетка?

6. Как происходит оплодотворение у цветковых растений?

6. Рефлексия – 2 мин.

7. Подведение итогов урока, выставление оценок с комментарием – 2 мин.

Какую цель вы ставили перед собой на сегодня на уроке?

Учитель вместе с учащимися подводит итоги урока, выставляет оценки и комментирует.

Домашнее задание §47, §48 стр122

Для каждого растения выберите нужные характеристики и занесите в таблицу соответствующие им цифры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *