что представляет собой научное знание
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
Смотреть что такое «НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ» в других словарях:
Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Научное знание: является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой… … Финансовый словарь
Научное знание — Наука особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический… … Википедия
Научное знание — объективное знание о действительности получаемое специальными научными методами (см. Метод научного познания) и отвечающее определенным критериям научности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЗНАНИЕ ЖИВОЕ — (англ. living knowledge) понятие «З. ж.» в нач. XX в. использовали Г. Г. Шпет (1914, 1922), С. Л. Франк (1915, 1917, 1923). Такое знание м. б. как до теоретическим, до научным, так и пост теоретическим, включающим в себя научное знание. В книге… … Большая психологическая энциклопедия
Научное доказательство — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия
Знание — У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
ЗНАНИЕ — состояние, принадлежность знающего что либо, плод учения и опыта (В.И. Даль). В представлениях Святой Руси высшее знание понимание добра и зла согласно учению Нового Завета. Русские мудрецы видели в знании не только душевную полезность, но и… … Русская история
Знание научное — см. Научное знание … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ — часть, аспект сознания, содержанием которого является научное знание и деятельность которого регулируется ценностями, нормами и методами получения такого знания. Научное сознание опирается как на чувственную ступень познания (данные научного… … Философия науки: Словарь основных терминов
Наука как вид познания. Структура научного познания
Наука – это особый тип познания, направленный на достижение обоснованных, систематизированных и объективных знаний о физической реальности, обществе и человеке. Она представляет собой совокупность теоретических знаний об окружающем мире и осуществляется в особой, специфической сфере общественной деятельности.
Наука также представляет собой особый вид духовной деятельности – производство объективно-истинного по содержанию систематизированного знания. Это не только сами знания, которые являются социальной ценностью человечества и хранятся обществом, но также и тяжёлый творческий труд учёных, научных сообществ, коллективов, направленный на достижение всё новых уровней знаний.
Определения научного познания
Существует несколько определений науки:
Виды знаний
Виды знаний весьма многообразны и соответствуют естественным видам познания.
Научные:
Ненаучные:
Обыденное познание
Научному мировоззрению и познанию предшествует этап обыденного познания.
Особенности обыденного познания:
Особенности научного знания
В отличие от других конструкций духовной деятельности, научные знания являются продуктами теоретической деятельности. В отличие от них научное познание обладает рядом особенностей.
Научные принципы
Научное познание характеризуется необходимостью соблюдения ряда принципов:
Критерии научного познания
Целью научного познания является научная истина. Она должна удовлетворять следующим условиям:
Уровни научного познания
Существует 2 уровня познания:
Эмпирический уровень предполагает выявление объективных фактов со стороны очевидных связей. Это то, что мы можем выяснить непосредственно в результате эксперимента. Например, закон Гука.
Эмпирический уровень науки – это уровень научного опыта. Опыт имеет сложный, многосторонний характер и может быть всеобщим или специальным, повседневным или профессиональным и т.д. Его суть – в глубокой связи с человеческой деятельностью, с практикой, в непосредственных и личных контактах с действительностью вообще или с определённым её сегментом.
Эмпирическая исследовательская деятельность совершается ради определённых целей и приносит конкретные результаты. Главной её задачей и главным результатом является установление фактов, которые служат основанием для теоретических исследований. В повседневной жизни словом «факт» обозначается всё, что действительно имело или имеет место, что произошло или происходит в действительности. Понятие научного факта имеет близкое значение – это событие, установленное и признанное научным сообществом, для которого оно фигурирует как предмет бесспорного консенсуса.
Теоретический уровень познания предполагает выявление закономерностей, фундаментальных особенностей, обнаружение видимых проявлений скрытых внутренних связей предмета или объекта. Это уже проникновение в сущность предмета. Теоретический уровень основывается на фактах и данных, которые были собраны на эмпирическом уровне. Затем происходит теоретическое осмысление и абстрактные логические операции с полученными данными.
Формы научного познания
Форма выражает в себе то знание, которое можно исследовать. Форма выражает способы, через которые добывается знание.
Формами эмпирического познания являются:
Формами теоретического (научного) познания являются:
К основным формам познания относят:
Этапы чувственного и рационального познания
Этапы чувственного познания:
Этапы рационального познания:
Существуют также иррациональные формы познания (интуиция и т.д.).
Методы научных исследований
Метод – это научный способ исследования обозначенных этапов поведения учёных в данной научной области (осознанные способы действия возможны для повторения во всех случаях данного вида); это систематически применяемый способ познания (или работы) в какой-либо области. Иначе говоря, методы – это то, с помощью чего можно получить знания.
Смысл и назначение метода – упорядочить и организовать определённую деятельность. Метод должен соответствовать предмету и цели определённой деятельности, а также условиям, в которых она совершается.
Наука опирается на специфические научные методы, которые с той или иной степенью надёжности гарантируют адекватное описание окружающего мира.
Методы научного познания:
Также к научным методам относятся:
Институционализация науки
Институционализация науки проявляется в следующем:
Неуклонно возрастает внимание общества к науке, усиливается её духовная и материальная поддержка.
В обществе, в среде учёных и философов существует 2 типа реакции на всё ускоряющееся распространение науки:
С одной стороны, появились влиятельные направления (позитивизм, структурализм), представители которых ориентируются на науку, рассматривают её как единственную форму познавательной деятельности, которая может принести истинные знания, видят в ней наиболее действенное средство для решения всех общественных проблем.
С другой стороны, возникают и такие течения, для которых характерно критическое и более того – враждебное отношение к научному познанию (экзистенциализм, постпозитивизм и др.).
Функции научного познания
В научных теоретических системах отражаются объективные связи, отношения, законы и сущностные стороны явлений природы и общества. Они служат человеку и обществу, объясняя различные явления и события сегодняшнего дня, предсказывая ход развития в будущем.
Объяснение и прогнозирование являются одними из главных функций научного знания, опираясь на которые человек рационально управляет природными и общественными явлениями и процессами.
Научные знания и научная деятельность являются социально значимыми и имеют общественный характер. Деятельность на поприщах науки, разделение труда ученых, обмен научной информацией и т. п. имеют не только большое социальное, но и практическую пользу.
Наука имеет в своём методическом арсенале действенные средства эмпирической проверки:
От научных теорий требуется способность делать предсказания относительно будущего опыта. В том случае, если такие предсказания сбываются, статус и авторитет соответствующих теорий существенно повышается.
Познавательный потенциал науки проявляется в её способности открывать и описывать существенные и необходимые закономерности – связи между реальными явлениями и процессами.
Познание законов вещественного мира, с одной стороны, делает возможным рациональное объяснение событий, которые в нём происходят. А с другой, – позволяет манипулировать ими, создавать условия, при которых они разворачиваются определённым образом (удобным и полезным для людей).
Структура научного знания. Основные формы и методы научного познания — Понятие науки, специфика научного знания
Еще до появления науки люди в ходе своей повседневной практической деятельности получали необходимые знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Знание — это практически проверенный результат познания действительности, правильное выражение в сознании человека. Основная функция знания — обобщение разрозненных идей о законах природы, общества и мышления.
Знание может быть относительным и абсолютным.
Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Его основой является отражение объективной реальности в сознании человека в процессе его практической (производственной, социальной и научной) деятельности. Следовательно, познавательная деятельность человека обусловлена практикой и направлена на практическое освоение действительности. Этот процесс бесконечен, поскольку диалектика познания выражается в противоречии между бесконечной сложностью объективной реальности и ограниченностью наших знаний.
Основной целью познания является достижение истинного знания, реализуемого в виде теоретических определений и выводов, законов и доктрин, которые подтверждаются практикой и существуют объективно, независимо от нас.
Научное познание имеет ряд особенностей:
Дело в том, что, несмотря на теоретическую нагрузку, эмпирический уровень более стабилен, долговечен, чем теоретический. Это происходит потому, что эмпирический уровень знания заложен в таких теоретических представлениях, которые являются непроблематичными. Эмпиризм проверяет более высокий уровень теоретических построений, чем тот, который содержится в нем самом. Иначе получился бы логический круг, в котором эмпирика не могла бы ничего проверить в теории. Поскольку эмпиризм проверяет теории на другом уровне, эксперимент служит критерием истинности теории.
Анализируя структуру научного знания, важно выяснить, какие теории являются частью современной науки. Ответ можно дать, исходя из идеи, что научная теория дает нам определенный срез реальности, но ни одна система абстракции не может охватить все богатство реальности. Различные системы абстракции рассекают реальность на разных уровнях. Это справедливо и для теорий, которые генетически связаны с современными концепциями, но возникли в прошлом. Их системы абстракции в чем-то соотносятся друг с другом, но не пересекаются.
В истории науки существует тенденция свести все научное знание к единой теории, свести его к небольшому числу исходных базовых принципов. Современная методология науки осознает нереализуемость такой редукции. Это связано с тем, что любая научная теория принципиально ограничена в своем интенсивном и экстенсивном развитии. Научная теория — это система определенных абстракций, с помощью которых раскрывается соподчиненность существенных и несущественных свойств действительности в определенном отношении. Наука обязательно должна содержать различные системы абстракций, которые не только несводимы друг к другу, но и расчленяют реальность на различные уровни. Это относится как ко всему естествознанию, так и к отдельным наукам — физике, химии, биологии и т.д. — которые не сводимы к одной теории. Одна теория не может охватить все разнообразие способов познания и стилей мышления, которые существуют в современной науке.
Понятие науки, специфика научного знания
Наука — это вид познавательной человеческой деятельности, направленной на получение и развитие объективных, рациональных и систематически организованных знаний об окружающем нас мире. В ходе этой деятельности осуществляется сбор фактов, их анализ, систематизация и дальнейший синтез на основе имеющихся данных новых знаний, что позволяет делать научно обоснованные прогнозы на будущее.
Понятие науки занимает одно из важнейших мест в философии. Наука — это основная форма познания мира. Для философского мировоззрения необходимо иметь определенную концепцию науки, что она собой представляет, как формируется, как развивается, что ей доступно, на что можно надеяться на основе ее достижений.
Понятие науки в философии состоит из ее определения, ее целей, идеологической основы (парадигмы), набора идей и представлений о том, что такое наука и т.д. Сюда же относятся проблемы научной этики — системы правил взаимоотношений людей в сфере научных исследований.
Любая идеология — это оформление эмпирических данных, касающихся взаимодействия людей друг с другом или с природой. Почти всегда открытие истины связано с заблуждениями. Проверка идеологических постулатов эмпирическими методами — довольно сложная задача.
Понятие науки определяется в философии как сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является производство знаний о реальности на объективной основе. Наука — это форма общественного сознания. Она включает в себя как деятельность по приобретению новых знаний, так и совокупность всех знаний, лежащих в основе образа мира. Под наукой также понимаются отдельные отрасли научного знания.
Система наук делится в философии на общественные, естественные, гуманитарные и технические науки. Она возникла в древности, но оформилась как система только в 16 веке. В процессе своего развития он стал важным социальным институтом, необходимым обществу и оказывающим большое влияние на его деятельность.
Научное знание функционирует как специфическая форма обращения с реальностью наряду с повседневными, художественными, религиозными и другими формами обращения с реальностью. Особенности научного знания во многом определяются целями, которые ставит перед собой наука. Эти цели в первую очередь связаны с производством новых, истинных знаний.
Особенностью научного знания является стремление выявить устойчивые, повторяющиеся связи, сформулировать законы, по которым развивается мир, представленный как объект. Такой подход позволяет нам сказать, что наука имеет дело с объективным знанием, которое не включает в себя личностный компонент. Особенность заключается также в том, что наука занимается не только объектами существующей практики, но выходит за их пределы и вводит идею «возможных миров». Соответственно, ориентация науки на изучение объектов, которые не даются существующей практикой, предполагает разработку специальных средств и методов исследования.
Средствами исследования являются, с одной стороны, материальные средства наблюдения и экспериментальное оборудование, которые расширяют естественные органы человека, а с другой стороны, язык науки, для которого характерны определенность терминов и понятий, стремление к ясности и однозначности и так далее.
Поскольку наука организована дисциплинарно, каждая наука создает внутри себя определенный категориальный аппарат, который меняется в процессе эволюции благодаря как внутри-, так и междисциплинарным механизмам развития знания
Структура научного знания
В любой отрасли науки — физике, биологии, химии и т.д. — существует множество типов или форм научного знания — эмпирические факты, гипотезы, модели, законы, теории и так далее. Все они отличаются друг от друга степенью обобщения, например, эмпирические факты представляют собой некую эмпирическую реальность через различные средства информации — тексты, формулы, фотографии, видеозаписи, да и просто явления, наблюдаемые в повседневной жизни, а закон — это формулировка общих утверждений о свойствах и отношениях изучаемого предмета (на основе фактов).
Давайте рассмотрим каждый из них немного подробнее. Основная задача научного исследования — найти, выявить законы конкретной, предметной деятельности, выразить их в соответствующих понятиях, теориях, идеях, принципах. В самом общем виде закон можно определить как связь между явлениями, процессами, характеризующуюся объективностью, конкретностью, всеобщностью, необходимостью, повторяемостью и стабильностью. Однако стабильность и неизменность законов всегда соотносится с определенными условиями, при их изменении эта неизменность устраняется и создается новая, что приводит к изменению закона, его углублению, расширению или сужению сферы действия.
Законы сначала открываются в виде предположений и гипотез.
Гипотеза — это форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе набора фактов, истинное значение которых неопределенно и должно быть доказано. В современной научной методологии термин «гипотеза» используется в двух значениях: — как проблематичная и ненадежная форма знания; — как метод научного познания. В первом значении гипотеза должна отвечать таким требованиям, как: — соответствие установленным в науке законам; — соответствие фактическому материалу; — свобода от противоречий в смысле формальной логики (если она противоречит самой объективной реальности, то гипотеза должна содержать противоречия); — отсутствие субъективных, произвольных предположений (что не отменяет активности самого субъекта); — возможность ее подтверждения или опровержения либо в прямом наблюдении, либо косвенно — путем выведения следствий из гипотезы. Существуют различные типы гипотез: общие, частные и рабочие. Общие гипотезы служат основой для построения фундамента научного знания; они содержат предположение о закономерностях различного рода связей между явлениями.
Частные гипотезы также содержат предположения, но о свойствах отдельных фактов, событий, конкретных явлений. Рабочая гипотеза — это своего рода отправная точка — предположение, сделанное на первом этапе исследования, которое является своеобразным ориентиром для исследовательского поиска. Следует также помнить о существовании так называемых adhoc (гипотез для данного случая) — это предположения, необходимые для решения ряда задач, которые впоследствии могут оказаться ложным вариантом. Одной из наиболее сложных и развитых форм научного знания является теория, которая представляет собой целостное представление закономерных и существенных связей определенной сферы действительности. В науке существуют определенные критерии, которым должна соответствовать теория. Упомянем лишь некоторые из них:
Теория не должна противоречить данным фактов и опыта и должна быть проверяема на существующем экспериментальном материале. Она не должна противоречить принципам формальной логики и в то же время должна характеризоваться логической простотой и «естественностью». Теория является «хорошей», если она охватывает широкий круг тем и связывает их в последовательную систему абстракций. Философ науки Карл Поппер уподобил теорию сетям, которые призваны захватить то, что мы называем реальным миром, чтобы понять, объяснить и контролировать его. Соответственно, истинная теория должна соответствовать всем (а не только некоторым) реальным фактам и отвечать требованиям практики. Поппер называл теорию инструментом, который проверяется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам такого применения Кохановский В.П. и др.
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Формы научного знания
Метод — совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического управления реальностью. Он используется для получения и установления объективно истинного знания.
Изучение методов — это методология. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, определить пригодность их применения в различных областях, ответить на вопрос, какие условия, средства и действия необходимы и достаточны для реализации определенных научных целей.
Методология науки разрабатывает многоуровневую концепцию методологического знания, которая разделяет все методы научного познания по степени общности и сфере действия. В этом подходе можно выделить 5 основных групп методов:
Научные методы можно разделить на следующие группы:
Эмпирическое познание: понятие, роль и задачи
Как уже говорилось, эмпирический уровень характеризуется специфическим объектом познания. Это связи, отношения, свойства, которые выявляются в ходе практической деятельности и включаются в процесс познания. Когнитивные операции всегда осуществляются в чувственно-объектной форме. На этом уровне познания решаются следующие когнитивные задачи:
Эмпирический уровень познания характеризуется использованием следующих методов изучения объектов.
Наблюдение — это система фиксации и регистрации свойств и отношений изучаемого объекта. Познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности сенсорного восприятия особенностей объекта наблюдения, условий наблюдения и совершенства измерений. При благоприятных условиях этот метод дает достаточно обширную и разностороннюю информацию для формирования и фиксации научных фактов. Функциями этого метода являются: Фиксация и регистрация информации и предварительная классификация фактов.
Эксперимент — это система познавательных операций, осуществляемых по отношению к объектам, находящимся в таких (специально созданных) условиях, которые должны способствовать распознаванию, сравнению, измерению объективных свойств, отношений, соотношений. Есть три основных направления для экспериментов: Лабораторный эксперимент (для естественных и технических наук), производственный эксперимент и социальный эксперимент (для экономических и политических наук).
Экспериментирование является важным (а в некоторых случаях даже решающим) элементом практики; поэтому оно служит основой для формирования гипотез и теорий и одновременно критерием истинности теоретических выводов. В этом контексте теория всегда функционирует как определяющая сторона эксперимента. В экономических исследованиях эксперимент может выступать в двух формах: 1. Прямой эксперимент в виде апробации группы приемов, методов и т.д. (например, экономические реформы);
Эффективность эксперимента в решающей степени определяется глубиной и степенью обоснования условий эксперимента и его целей.
Измерение как метод — это система фиксации и регистрации количественных свойств измеряемого объекта, для экономических и социальных систем методы измерения связаны с показателями: статистическими, отчетными, плановыми; единицами измерения.
Применение метода измерения требует всестороннего рассмотрения единства количественной и качественной сторон объекта исследования. Метод измерения выражается в математическом воспроизведении количественных и качественных характеристик объекта в эксперименте.
Описание — это специфический метод получения эмпирического знания. Его суть заключается в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке конкретной науки в виде таблиц, диаграмм, графиков и других обозначений. Систематизируя факты, обобщая определенные аспекты явлений, объект изучения отражается как единое целое.
Таким образом, классификация данных наблюдения, эксперимента, измерения, которая происходит в описании, делает факты основой для дальнейших логических операций.
Как метод получения новых знаний, описание может осуществляться с помощью собственного языка (явления описываются без строгого указания их количественных характеристик), статистических методов (таблицы, ряды, индексы и т.д.), графических методов (графики, диаграммы) и так далее.
Теоретическое познание. Основные характеристики
Теоретический уровень — это высший уровень научного познания. Идеализация и мысленный эксперимент особенно важны на этом уровне. Мысленный эксперимент аналогичен реальному эксперименту. В ходе мысленного эксперимента объект исследования трансформируется и выступает как идеализированный объект посредством абстракции. Идеализация всегда является одновременно продуктом и результатом деятельности, итогом ментального конструирования и отправной точкой теоретического мышления.
Теоретический уровень познания можно представить следующим образом:
1. мысленный эксперимент и идеализация, основанные на механизме переноса результатов практических действий, зафиксированных в объекте;
2. развитие познания в логических формах: Концепции, суждения, выводы, законы, научные идеи, гипотезы, теории;
3. Логическая проверка обоснованности теоретических построений;
4. Применение теоретических знаний и практики, в социальной деятельности. Представленный тип позволяет определить основные черты теоретического познания:
Различают следующие виды форм научного знания: * общее логическое. Они включают понятия, суждения, выводы; * локальные логические. Они включают научные идеи, гипотезы, теории, законы.
Приведем характеристики перечисленных форм научного знания.
Понятие — это мысль, отражающая свойства и необходимые характеристики предмета или явления. Концепции могут быть: общими, конкретными, абстрактными, относительными, абсолютными и т.д. Общие понятия относятся к множеству объектов или событий, конкретные понятия относятся к конкретным объектам или событиям, абстрактные понятия относятся к конкретным атрибутам, относительные понятия всегда парные, а абсолютные понятия не парные.
Суждение — это мысль, которая утверждает или отвергает что-то, связывая термины. Суждения могут быть утвердительными или отрицательными, общими или частными, условными или разделительными и т.д.
Умозаключение — это процесс рассуждения, который объединяет последовательность двух или более предложений в новое предложение. По сути, умозаключение — это рассуждение, которое позволяет нам перейти от размышлений к действиям. Существует два типа умозаключений:
При прямом умозаключении одно суждение выводится из другого; при опосредованном умозаключении переход от одного суждения к другому происходит с помощью третьей стороны. Структура процесса познания может быть описана следующим образом:
Познание — движение человеческой мысли от незнания к знанию;
Познание делится на сенсорное и рациональное.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института