что такое царские часы в богослужении перед рождеством

Время Церкви: Часы

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм ( Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

Источник

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Но есть в богослужебной практике Церкви и великие, или царские часы. Их содержание приурочено к наиважнейшим православным праздникам. Они служатся три раза в год: в Страстную Пятницу, Рождественский и Крещенский сочельники.

Великими они названы потому, что служатся очень торжественно. Священник в фелони при открытых Царских вратах. В каждый час совершается каждение. В первый и последний – каждение всего храма, с горящей свечой, как на полиелее. В каждый час читаются паремии (от греческого – притча) – специальные ветхозаветные чтения, после них Апостол и Евангелие. Чтения из Священного Писания приурочены к празднуемому событию. Кроме того, псалмы, прокимны, тропари, кондаки – почти все молитвословия великих часов – посвящаются празднику (Рождеству Христову, Крещению Господню либо Страстям Христовым).

Царскими же эти часы названы потому, что на них, как на особо торжественных службах, присутствовали византийские императоры, что подчеркивало не только литургическую духовную важность этих служб, но и общественное их значение.

В эортологическом смысле (от греческого «эортос» – праздник; богословская наука о праздниках) Рождественский и Крещенский сочельники похожи друг на друга, как братья-близнецы. Их службы по форме также похожи. Это связано с тем, что в древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день единым праздником, который назывался Святое Богоявление. В отдельную дату празднование Рождества Христова выделилось в IV веке.

В современной церковной традиции великие (царские) часы служатся сразу один за другим в следующем порядке – 1, 3, 6, 9. Обычно при начале каждого часа соответствующее число раз ударяется в колокол.

Они словно бы вводят христианина чтениями из Священного Писания и своими молитвословиями в празднование Рождества Христова, дают сердцу и душе верный настрой.

Ведь мы часто являемся будто бы героями стихотворения И. Бродского:

В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свёртков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.

Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои́ и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.

Из-за всех этих хаотично нервных покупок, ломящихся столов, приезда родственников мы часто не видим тропы в Вифлеем. Забываем о главном смысле Рождества – Рождестве Спасителя мра Христа. И что мы изначально идем к Нему, а не к родственникам за бутербродами. Это все потом. Сначала – ОН.

И великие часы – это первый шаг к Нему. Переступая порог храма, мы будто бы входим в пещеру, где нас ждет Бог. И нам нужно соединиться с Ним по мере возможностей. Следует почтить Его в первую очередь. Важно наполниться не общественными традициями Рождества (это потом), но Духом Рождества, с Которого все начинается. А Он стяживается на богослужениях этих прекрасных, радостных величественных дней, в которые воспоминаются события спасения Богом человека.

Как писал в том же стихотворении поэт:

Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.

В светлый праздник Рождества Христова хочется, дорогие братья и сестры, всем нам в хаосе мирском разглядеть эту нежную сияющую звезду, ведущую нас к Богомладенцу.

Источник

Тюльганское благочиние

церковь-тюльган.рф

Свежие записи

Царские часы в канун Рождества Христова

Царские часы перед Рождеством — это великопостные богослужения, состоящие из чтения текстов и пения тропарей и стихир. Во-первых, читаются псалмы. Во-вторых, апостольские и пророческие послания. В-третьих, Евангелия. Они дополняют и расширяют смысл часов, которые читаются во время вечерних и утренних богослужений. Но сначала уясним себе, что же такое часы?

Смысл богослужения часов

Часы — это богослужения посвящённые определённому часу дня. В это время происходило важное событие в земной жизни Иисуса Христа. Службы короткие. Всего Православная церковь выделяет четыре часа: первый, третий, шестой и девятый.

Название часов заимствовано из еврейской традиции. Ветхозаветные иудеи делили день на четыре стражи. Оттуда взяты название часов. В наше время первому часу соответствует 7.00 часов. Третьему — 9.00 часов. Шестому — 12.00 часов. Девятому часу — 15.00 часов. Кроме того, сейчас для удобства богослужения, часы привязали к более длинным суточным службам.

Царские часы перед Рождеством

Но в богослужебной практике имеются великие или царские часы перед Рождеством и не только. Они служатся во время наиважнейших православных праздников. Всего таких торжеств три: Страстная Пятница, Рождественский и Крещенский сочельники.

Великими их назвали потому, что службы не только очень торжественные, но и великопостные. Царские врата постоянно открыты, священник облачен в епитрахиль и фелонь. Перед началом каждого часа совершается каждение. Причем перед началом первого и девятого часа иерей кадит весь храм в сопровождения диакона с горящей свечой, как на полиелее. В каждом часе читаются паремии (греч. притча). После них читаются Апостол и Евангелие. Истории из Нового Завет освещаются празднуемому событию. Кроме того, читаются и поются псалмы, прокимены, тропари, кондаки. Почти все слова молитв великих часов посвящаются празднику:

Царские часы так называются потому, что на них обязательно присутствовали византийские императоры. Этим самым подчёркивалась не только литургическая важность этих служб, но и значение их для общества.

Первый час

На 1-м часе читаются пророчества о Боге и вечном царстве Спасителя. Паремия этого часа содержит пророчество Михея о Вифлееме. Предсказание выбрано не случайно, поскольку это место рождения вечного Царя правды и мира. Апостол рассказывает о несравненном превосходстве и величии над Ангелами Сына Божия. А вот Евангелие уже повествует о зачатии и рождении Иисуса Христа. Он был зачат от Духа Святого и рождён Марией Девой.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Евангелие от Матфея, 2 зач., 1:18—25

Третий час

На 3-м часе псалмы содержат пророчество царя Давида. Во-первых, о грядущем спасении всех народов. Во-вторых, о служении Богу истинному. И в-третьих, о будущей славе Сиона. Паремия словами пророка Иеремии вещает о том, что Спаситель мира есть «Бог наш». Евангелие благовествует о походе Иосифа и Марии из Назарета в Вифлеем. Они пошли по случаю народной переписи. Но именно здесь родился Иисус Христос — спаситель мира.

что такое царские часы в богослужении перед рождеством Возвещение пастухам о рождении Иисуса Христа

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, Которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Шестой час

На 6-м часе читаются пророчества о принесении даров и поклонении народов Спасителю, как Богу. Например, в паремии произносится пророчество Исаии о Пречистой Деве, Матери Еммануила. А вот в Апостоле прославляется божественная вечная слава Спасителя, как сына Божия. И наконец, Евангелие благовествует о поклонении волхвов Божественному младенцу, Царю Иудейскому.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Евангелие от Матфея, 3 зач., 2:1—12

Девятый час

На 9-м часе читается пророчество царя Давида. Во-первых, о Божестве. Во-вторых, о вечном священстве. И наконец в-третьих, о царстве Иисуса Христа. Паремия же возвещает о пророчестве Исаии. Он тоже также говорил о Божестве, вечном царстве и земном служении Спасителя. Евангелие благовествует о бегстве в Египет и возвращение из него в Назарет Иосифа, Девы Марии и Иисуса Христа.

Когда же волхвы отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Евангелие от Матфея, 4 зач., 2:13—23

Когда Царские часы перед Рождеством будут отслужены, совершается Литургия свт. Василия Великого. Она начинается Великой Вечерней.

Источник

Великие, они же — Царские — часы

про­то­и­рей Илия Шапиро

1. Вели­кое досто­я­ние трёх вели­чай­ших празд­ни­ков бого­слу­жеб­ного года — службы Вели­ких (иначе — Цар­ских) часов. Совер­ша­ются они, как известно, в Вели­кую Пят­ницу Стра­стей Гос­под­них, под Рож­де­ство Хри­стово и в канун Свя­того Бого­яв­ле­ния. Скорб­ные дни эти, дни Боже­ствен­ного уни­чи­же­ния — кено­сиса, сопро­вож­да­е­мые стро­жай­шим постом, обра­щены не столько к пока­ян­ному пере­жи­ва­нию свя­щен­но­вос­по­ми­на­е­мых собы­тий, сколько к дей­стви­тель­ному при­об­ще­нию верных Гос­поду — в бого­слу­жебно — и потому реально — осу­ществ­ля­ю­щейся встрече неба и земли, веч­но­сти и вре­мени. Такого рода при­об­ще­ние в прин­ципе зало­жено как в самой идее празд­ника духов­ного (“Седь­мой день — Гос­поду Богу твоему”), так и в смысле евха­ри­сти­че­ском, ибо что, как не уча­стие в Таин­стве таинств — при­ча­ще­нии, — являет нам празд­ник в воз­мож­ной пол­ноте? Мы же гово­рим ещё и об особой атмо­сфере вели­ких дней, когда явственно блек­нет, почти исче­зает вре­мен­ное, усту­пая место веч­ному, одна­жды совер­шив­ше­муся. Такие бого­слу­же­ния ожи­да­ются целый год, мы ста­ра­емся при­уго­то­виться к ним, чтобы слухом посиль­ного сми­ре­ния вновь услы­шать неко­гда слы­шан­ное, а если даст Гос­подь, то и неуслы­шан­ное раньше. Как же бывает горько наблю­дать, что именно эти пре­ис­пол­нен­ные вели­ких смыс­лов службы или скудны на моля­щихся, или — того хуже — и вовсе опус­ка­ются.

Если три бого­слу­же­ния Цар­ских часов рас­смот­реть вместе, то заме­тим прежде всего опре­де­лён­ную иерар­хию празд­ни­ков, сле­ду­ю­щих за днями совер­ше­ния этих служб. Она налицо: Пасха — Рож­де­ство — Кре­ще­ние. Скорбь земли пред­ва­ря­ю­щих дней рас­тво­ря­ется радо­стью неба дней празд­нич­ных. Чем полнее радость празд­ника, тем глубже скорбь того вели­кого дня, когда мы совер­шаем Цар­ские часы. В центре боли земной в Вели­кую Пят­ницу — Сам Гос­подь. Нака­нуне же Рож­де­ства бого­слу­же­ние сви­де­тель­ствует нам о Деве Рож­да­ю­щей, Кото­рой “места ни еди­наго бе оби­та­лищу”…

Нака­нуне же явле­ния Иоанну Бога на реке Иордан откры­ва­ется Пред­тече и Кре­сти­телю вели­кая бездна чело­ве­че­ского греха, при­зы­ва­ю­щая, по псал­мо­певцу, бездну Тро­ич­ного чело­ве­ко­лю­бия… Так состав­ля­ется мыс­лен­ный малый деисус Цар­ских часов: в центре — Гос­подь Иисус, а пред­сто­я­щие — Матерь Божия и Кре­сти­тель Иоанн…

О Часах Вели­кой Пят­ницы Пост­ная Триодь сви­де­тель­ствует как о тво­ре­нии свя­ти­теля Кирилла Алек­сан­дрий­ского. Чему и не удив­ля­емся, ибо такую высоту вос­при­я­тия свя­щен­ных тек­стов Писа­ния мог явить лишь истинно вели­кий столп Церкви и, что харак­терно, пред­ста­ви­тель именно Алек­сан­дрий­ской школы бого­сло­вия, видя­щий за бук­валь­ным тáин­ствен­ное, за обыч­ным и зна­ко­мым сокро­вен­ное и воз­вы­шен­ное. И по образу этой, цен­траль­ной из трёх рас­смат­ри­ва­е­мых служб, осталь­ные две деи­сусно скло­ня­ются к ней и в свою меру рас­кры­вают нам дивную тайну пре­кло­не­ния небес — Боже­ствен­ного снис­хож­де­ния.

2. Струк­тура бого­слу­жеб­ных часов обще­из­вестна. Часы же Вели­кие, внося в данное чино­по­сле­до­ва­ние несколько важных допол­не­ний, по сути прин­ци­пи­ально меняют глав­ную инто­на­цию обыч­ных чтений пер­вого, тре­тьего, шестого и девя­того часов. Упо­мя­ну­тые допол­не­ния таковы: 1. Сти­хиры; 2. После стихир — про­ки­мен; 3. Паре­мия; 4. Чтение из Апо­стола; 5. Чтение Еван­ге­лия. Весь этот блок поётся и чита­ется после Бого­ро­дична. Есть и иные замет­ные изме­не­ния, при­да­ю­щие дан­ному бого­слу­же­нию особый вкус. Это, во-первых, спе­ци­аль­ный подбор псал­мов (лишь неко­то­рые — по одному на каждом часе — оста­ются на своих местах). Затем обра­щает на себя вни­ма­ние звон и каж­де­ние, сооб­ща­ю­щие службе тор­же­ствен­ный харак­тер. Заме­тим также, что в Вели­кую Пят­ницу тро­пари на Часах меня­ются, а в Сочель­ники так не бывает (что до конда­ков, — они неиз­менны во всех трёх слу­чаях). Впро­чем, это детали, и речь о них будет позже. Но глав­ное здесь, как нам кажется, — это сугу­бый акцент на тексты Свя­щен­ного Писа­ния (не исклю­чая и псал­мов, кото­рые при обыч­ном чтении часов скорее дают настрой на молитву, а при пении Вели­ких — с изу­ми­тель­ной силой, даже не образно, а реально — в бого­слу­жеб­ном “днесь” — рас­кры­вают вос­по­ми­на­е­мое как про­ис­хо­дя­щее). Поэтому во всех трёх рас­смат­ри­ва­е­мых чино­по­сле­до­ва­ниях уди­ви­тельно точно соот­но­сится бого­слу­жеб­ное время, опре­де­ля­е­мое поряд­ко­вым номе­ром часа и, соот­вет­ственно, состав­ля­ю­щими его тек­стами, — с одной сто­роны, и тем, что поис­тине “сейчас” про­ис­хо­дит, — с другой (осо­бенно это каса­ется глав­ных, вели­ко­пят­нич­ных часов). Теперь обра­тимся к тому, как отме­чен­ные выше прин­ципы постро­е­ния Цар­ских часов отра­жа­ются в кон­крет­ных текстах этих служб.

Насту­пает третий час, час суда чело­ве­ков над Богом, воз­вра­ща­ю­щийся, как ска­зано, судом миру сему. О том — избран­ные псалмы: Суди, Гос­поди, оби­дя­щыя Мя, побори борю­щыя Мя… да посты­дятся и посра­мятся ищущии душу Мою: да воз­вра­тятся вспять и посты­дятся мыс­ля­щии Ми злая… воставше на Мя сви­де­теле непра­вед­нии… иску­сиша Мя, под­раж­ниша Мя под­раж­не­нием, поскре­же­таша на Мя зубы своими… да посты­дятся и посра­мятся вкупе раду­ю­щи­ися злом Моим… да воз­ве­ли­чится Гос­подь, хотя­щии мира Рабу Его ( Пс.34:1–27 ). И далее: Яко уста греш­нича, и уста льсти­ваго на Мя отвер­зо­шася, гла­го­лаша на Мя языком льсти­вым, и сло­весы нена­вист­ными обы­доша мя… вместо еже любити Мя, обо­лгаху Мя, Аз же моляхся. И поло­жиша на Мя злая за благая, и нена­висть за воз­люб­ле­ние Мое ( Пс.108:3–5 ). Этот же 108‑й псалом изре­кает при­го­вор-про­кля­тие прежде других Иуде, но и всему собо­рищу, име­ю­щему вскоре, по рас­тер­за­нии завесы, лишиться бла­го­дати Боже­ствен­ной: “диавол да станет одес­ную его… внегда суди­тися ему, да изыдет осуж­ден, и молитва его да будет в грех… да будут дние его мали, и епи­скоп­ство его да при­и­мет ин”. В послед­них словах, сбыв­шихся скорым само­убий­ством пре­да­теля и позже — жре­бием Матфия-апо­стола, — есть, дума­ется, и иной смысл, обра­щён­ный к вет­хо­за­вет­ной Церкви, “епи­скоп­ство” кото­рой при­ни­мает Цер­ковь ново­за­вет­ная, Хри­стова. И далее слышим псалом 50‑й, без­дон­ное вме­сти­лище духов­ных смыс­лов…

Гос­подь дает Мне язык науче­ния, еже разу­мети, егда подо­бает рещи слово: положи Мя утро утро, при­ложи Ми ухо, еже слы­шати, и нака­за­ние Гос­подне отвер­зает уши Мои, Аз же не про­тив­люся, ни про­ти­во­гла­голю. Плещы Мои вдах на раны, и ланите Мои на зау­ше­ния, лица же Моего не отвра­тих от студа запле­ва­ний… И кто судяйся со Мною? Да при­бли­жится ко Мне… се, вси вы огнь ражди­за­ете и укреп­ля­ете пла­мень… в печали успнете ( Ис.50:4–6,8,11 ).

Апо­столь­ское посла­ние так же, как и на первом часе, выхо­дит за рамки бого­слу­жеб­ного вре­мени и словно единой мыслью обра­ща­ется к смыслу при­не­сён­ной Гос­по­дом жертвы, и вновь гото­вит нас, да “услы­шим Свя­таго Еван­ге­лия”: Хри­стос сущым нам немощ­ным, по вре­мени за нече­сти­вых умре… Аще бо врази бывше при­ми­ри­хомся Богу смер­тию Сына Его, множае паче при­ми­рив­шеся спа­семся в животе Его ( Рим.5:6–10 ). И в конце чтения из Апо­стола — вновь уте­ши­тель­ная весть — слово о спа­се­нии. Еван­гель­ский фраг­мент тре­тьего часа — от Марка — много короче Мат­фе­ева. Ибо первый час — самое начало, раннее утро, а к тре­тьему и время несколько сокра­ти­лось, и число опи­сы­ва­е­мых собы­тий меньше. Но и здесь вслу­ша­емся в подроб­но­сти, и в это поимён­ное в конце пере­чис­ле­ние жён-миро­но­сиц, как бы име­ю­щее про­длиться в веч­но­сти, в Книге Жизни, всеми истин­ными от века уче­ни­ками Хри­сто­выми…

Коло­кол бьёт шесть раз — се помра­чив­ший солнце Пол­день Стра­стей. И вновь первое наше вни­ма­ние — псал­мам. Они короче, нежели на преж­них часах, но просто и ясно сви­де­тель­ствуют — совер­ша­ется на Гол­гофе наше спа­се­ние. От всего чело­ве­че­ства —Хри­стова молитва Отцу: Боже, во имя Твое спаси Мя… креп­цыи взыс­каша душу Мою… Исти­ною Твоею потреби их… яко от всякия печали изба­вил Мя еси, и на враги Моя воззре око Мое ( Пс.53:3,5,7,9 ). И далее — Рас­пя­тие — въяве пред взором псал­мо­певца: от чело­век непра­вед­ных изми Мя, иже помыс­лиша запяти стопы Моя, — и сол­неч­ное затме­ние тоже: Гос­поди, Гос­поди, сило спа­се­ния Моего, осенил еси над главою Моею в день брани, — и не за горами победа: Познах, яко сотво­рит Гос­подь суд нищым и месть убогим ( Пс.139:4,8,13 ). Обыч­ный же шестому часу 90‑й псалом несёт миру от Отца Небес­ного побед­ную над адом весть: Не убо­и­шися от… беса полу­ден­наго. Падет от страны Твоея тысяща, и тма одес­ную Тебе… на аспида и васи­лиска насту­пиши, и попе­реши льва и змиа… с Ним есмь в скорби… явлю Ему спа­се­ние Мое (ст. 5–7, 13–16). Сле­ду­ю­щий затем тро­парь часа — бла­го­дар­ный ответ Церкви Её Боже­ствен­ному Осно­ва­телю: “Спа­се­ние соде­лал еси посреде земли, Христе Боже, на Кресте пре­чи­стеи руце Твои про­стерл еси, соби­рая вся языки, зову­щия: Гос­поди, слава Тебе”. Сти­хиры же и стихи к ним здесь — пре­ис­пол­нен­ная слёз пока­я­ния за всё песнь любви Побе­ди­телю смерти: “Сия гла­го­лет Гос­подь иудеем: людие Мои, что сотво­рих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваши про­све­тих, про­ка­жен­ныя очи­стих, мужа суща на одре воз­ста­вих. Людие Мои, что сотво­рих вам? Или что Мне воз­да­сте? За манну желчь, за воду оцет: за еже любити Мя, ко Кресту Мя при­гвоз­ди­сте. Ктому не терплю прочее, при­зову Моя языки, и тии Мя про­сла­вят со Отцом и Духом, и Аз им дарую живот вечный”, и далее: “Даша в снедь Мою желчь и в жажду Мою напо­иша Мя оцта… Зако­но­по­лож­ницы Изра­и­левы, иудее и фари­сее, лик апо­столь­ский вопиет к вам: се Храм, Егоже вы разо­ри­сте: се Агнец, Егоже вы рас­пя­сте, гробу пре­да­сте: но вла­стию Своею вос­кресе. Не льсти­теся, иудее: Той бо есть, Иже в мори спасый и в пустыни питавый. Той есть Живот, и Свет, и Мир мирови”. Впе­реди — одно из важ­ней­ших чтений Цар­ских часов — про­ро­че­ство вет­хо­за­вет­ного еван­ге­ли­ста Исаии об Отроке Гос­под­нем, стра­да­ю­щем за грехи мира. Гото­вясь это вос­при­нять, Цер­ковь в свя­щен­ном тре­пете вос­кли­цает про­ки­мен: “Гос­поди Гос­подь наш, яко чудно имя Твое по всей земли”, и стих: “Яко взятся вели­ко­ле­пие Твое пре­выше небес”. Есть такие тексты, от кото­рых всё на свете можно забыть, кото­рые нельзя сокра­тить, к кото­рым нечего при­ба­вить, их надо слу­шать и слы­шать. Послу­шаем и мы, да услы­шим:

Насту­пает время апо­столь­ского чтения. Оно вновь даёт нам ура­зу­меть смысл вели­кого про­ис­хо­дя­щего — Гол­гоф­ской Жерт­вой мы обре­таем род­ство с Богом и — ника­кого нет страха верным, разве: да не оскор­бим Любовь Его: Понеже убо дети при­об­щи­шася плоти и крови, и Той при­ис­кренне при­об­щися техже, да смер­тию упразд­нит иму­щаго дер­жаву смерти, сиречь диа­вола… во еже очи­стити грехи люд­ския. В немже бо пострада, Сам иску­шен быв, может и иску­ша­е­мым помощи ( Евр 2:14,17–18 ). И далее — совсем коротко — Еван­ге­лие Луки о пока­я­нии бла­го­ра­зум­ного, и эхом отда­ётся в раз­бой­ни­чьей твоей душе: “Помяни и нас, Спасе, во Цар­ствии Твоем”…

Час девя­тый… Гос­подь уми­рает на Кресте, сходит телом во гроб, душой — во ад. Полное каж­де­ние храма… Слу­шаем псалмы. Они — о совер­ша­ю­щейся в пре­ис­под­них глу­би­нах страш­ной и таин­ствен­ной Божией победе: Спаси Мя, Боже, яко вни­доша воды до души Моея… при­и­дох во глу­бины мор­ския… яко Тебе ради пре­тер­пех поно­ше­ние… не отврати Лица Твоего от Отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши Мя. Вонми души Моей, и избави ю… спа­се­ние Твое, Боже, да при­и­мет Мя… Бог спасет Сиона… и любя­щии имя Твое все­лятся в нем ( Пс.68 ). И затем: Гос­поди, помощи ми пот­щися… да воз­ра­ду­ются и воз­ве­се­лятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже… Изба­ви­тель мой еси Ты, Гос­поди, не закосни ( Пс.69:2,5–6 ). И нако­нец — псалом 85‑й — пер­во­свя­щен­ни­че­ская молитва-сви­де­тель­ство:

…милость Твоя велия на Мне, и изба­вил еси душу Мою от ада пре­ис­под­ней­шаго. Боже, зако­но­пре­ступ­ницы восташа на Мя, и сонм дер­жав­ных взыс­каша душу Мою, и не пред­ло­жиша Тебе пред собою. И Ты, Гос­поди Боже мой, щедрый и мило­сти­вый, дол­го­тер­пе­ли­вый и мно­го­мило­сти­вый и истин­ный, призри на Мя и поми­луй Мя, даждь дер­жаву Твою Отроку Твоему и спаси Сына Рабы Твоея. Сотвори со Мною зна­ме­ние во благо, и да видят нена­ви­дя­щии Мя, и посты­дятся: яко Ты, Гос­поди, помогл Ми и утешил Мя еси (ст. 13–17).

Здесь, как видим, упо­мя­нута Матерь-Раба Божия — и ради Сына и Бога Её — нам спа­се­ние. А тем вре­ме­нем от шестаго же часа тма бысть по всей земли до часа девя­таго ( Мф.27:45 ). И тро­парь и сти­хиры теперь — об этом, и ещё — о нашем упо­ва­нии: “Видя раз­бой­ник Началь­ника Жизни на Кресте висяща, гла­го­лаше: аще не бы Бог был вопло­щся, Иже с нами рас­п­ныйся, не бы солнце лучи (своя) пота­ило, ниже бы земля тре­пе­щущи тряс­лася. Но вся терпяй, помяни мя, Гос­поди, во Цар­ствии Твоем”, — и далее: “Ужас бе видети небесе и земли Творца на Кресте висяща, солнце померк­шее, день же паки в нощь пре­ло­ж­шийся, и землю из гробов воз­сы­ла­ющу телеса мерт­вых: с нимиже покла­ня­емся Тебе, спаси нас”. И затем “посреде церкви” вос­пе­ваем вели­кий плач и надежду Вели­кого Дня: “Днесь висит на древе, Иже на водах землю пове­си­вый: венцем от терния обла­га­ется, Иже анге­лов Царь: в ложную баг­ря­ницу обла­чится, оде­ваяй небо облаки: зау­ше­ние прият, Иже во Иор­дане сво­бо­ди­вый Адама: гвоздьми при­гвоз­дися Жених Цер­ков­ный: копием про­бо­деся Сын Девыя. Покла­ня­емся Cтрас­тем Твоим, Христе. Покла­ня­емся Страс­тем Твоим, Христе. Покла­ня­емся Cтрас­тем Твоим, Христе. Покажи нам и слав­ное Твое Вос­кре­се­ние”. Обра­тим вни­ма­ние в этом совер­шен­ном тексте на пере­кличку с празд­ни­ками Рож­де­ства и Бого­яв­ле­ния (Сын Девыя, во Иор­дане сво­бо­ди­вый Адама). Таким обра­зом, Кре­стом испол­ня­ется кено­ти­че­ский путь Сына Божия от воче­ло­ве­че­ния и кре­ще­ния до Гол­гофы и глубин пре­ис­под­ней — только чтобы тебя найти, Адам. Кажется, теперь всё должно умолк­нуть. Да, умолк­нуть, чтобы услы­шать Его плач, чтобы внять Его надежде. Это — в про­ро­че­стве Иере­ми­и­ном:

Гос­поди, скажи Ми, и ура­зу­мею: тогда видех начи­на­ния их. Аз же, яко агня незло­биво ведомо на зако­ле­ние, не разу­мех, яко на Мя помыс­лиша помысл лука­вый, гла­го­люще: при­и­дите и вложим древо во хлеб Его и истре­бим Его от земли живу­щих, и имя Его да не помя­нется ктому, —

и далее, столь же прон­зи­тельно:

что, яко путь нече­сти­вых спе­ется, уго­бзи­шася вси тво­ря­щии без­за­ко­ния. Наса­дил еси их, и уко­ре­ни­шася, чада сотво­риша и сотво­риша плод: близ еси Ты уст их, далече же от утроб их… Доколе пла­кати имать земля, и трава вся селная изсхнет от злобы живу­щих на ней. Пас­ты­рие мнози рас­тлиша вино­град Мой, осквер­ниша часть Мою, даша часть жела­е­мую Мою в пустыню непро­ход­ную… и будет… обра­щуся и поми­лую их, и вселю их кого­ждо в досто­я­ние свое и кого­ждо в землю свою ( Иер.11:18–12:15 ).

Как не ото­зваться на услы­шан­ное, как от такого Бога отсту­пить делом, словом, помыш­ле­нием. И Апо­стол пре­ду­пре­ждает стро­жайше:

Да при­сту­паем со истин­ным серд­цем… да держим испо­ве­да­ние упо­ва­ния неуклон­ное: верен бо есть Обе­ща­вый… волею бо согре­ша­ю­щым нам по при­я­тии разума истины, ктому о гресех не обре­та­ется жертва. Страшно же некое чаяние суда и огня рев­ность, поясти хотя­щаго сопро­тив­ныя… горшия спо­до­бится муки, иже Сына Божия попра­вый, и Кровь завет­ную скверну воз­мнив, еюже освя­тися, и Духа бла­го­дати уко­ри­вый. Вемы бо Рек­шаго: Мне отмще­ние, Аз воздам, гла­го­лет Гос­подь… страшно есть еже впасти в руце Бога Живаго ( Евр.10:22–31 ).

И вновь — Страст­ное Еван­ге­лие, теперь по Иоанну, и, подобно Мат­фе­еву, — от утрен­них часов. После этого чтения — о пред­сто­я­нии Кресту Бого­ро­дицы и воз­люб­лен­ного уче­ника, после про­зву­чав­шего из пре­чи­стых уст: “Совер­ши­шася”, — уносим в алтарь Книгу Боже­ствен­ной и совер­шен­ной чело­ве­че­ской Жизни и бла­го­дар­ными устами и серд­цем поём, как и на преж­них часах, такой крат­кий и так много вме­ща­ю­щий кондак Стра­стей: “Нас ради Рас­пя­таго, при­и­дите, вси вос­поим. Того бо виде Мариа на древе и гла­го­лаше: аще и рас­пя­тие тер­пиши, Ты еси Сын и Бог Мой”. Испол­няем же Часы чте­нием изоб­ра­зи­тель­ных, тре­петно бла­го­словя ( Пс.102 ) и хваля ( Пс.134 ) Гос­пода, при­нося на каждую слы­ши­мую от Него и на наших глазах испол­нен­ную Им запо­ведь бла­жен­ства раз­бой­ни­чий бла­го­ра­зум­ный глас: “Помяни нас, Гос­поди, во Цар­ствии Твоем”. И, уязв­лен­ные серд­цем, целуем язвы пре­чи­стых Ног и — оста­ёмся в страш­ной и спа­си­тель­ной тишине Пасхи Рас­пя­тия…

4. В Наве­че­рие Рож­де­ства, как пра­вило, утром, совер­ша­ются Цар­ские часы, в кото­рых ясно про­сле­жи­ва­ется посте­пен­ное вхож­де­ние Церкви в Празд­ник. Это слы­шится и в избран­ных трёх­псал­миях каж­дого часа, и в пева­е­мых здесь же сти­хи­рах, и в вет­хо­за­вет­ных про­ро­че­ствах о Рож­де­стве, и в апо­столь­ских чте­ниях — пол­ноту же смысла своего обре­тают тор­же­ствен­ные эти часы в Еван­гель­ских повест­во­ва­ниях о свя­щен­ном собы­тии Празд­ника. И при поверх­ност­ном взгляде на поря­док тек­стов видим, что неиз­мен­ные для Цар­ских часов псалмы, как и в Вели­кую Пят­ницу, те же: 5‑й на первом часе, 50‑й — на тре­тьем, 90‑й на шестом и 85‑й на девя­том. Только звучат они в духе иного дня, иного свя­щен­ного вос­по­ми­на­ния-реаль­но­сти. Откры­ва­ется это в едином и чудном тро­паре всех часов и Наве­че­рия: “Напи­со­ва­шеся иногда со стар­цем Иоси­фом, / яко от семене Дави­дова, в Виф­ле­еме Мариам, / чре­во­но­сящи без­се­мен­ное Рож­де­ние. / Наста же время Рож­де­ства, / и место ни еди­ноже бе оби­та­лищу, / но, якоже крас­ная палата, вертеп Царице пока­заш­еся. / Хри­стос раж­да­ется прежде падший вос­кре­сити образ”.

Итак, час первый — при­уго­тов­ле­ние и собы­тия, пред­ва­ря­ю­щие Рож­де­ство, и вновь тексты Писа­ния (правда, не всегда и не так явно) звучат от Лица Христа — теперь Мла­денца, вхо­дя­щего в наш падший мир (налицо парал­лель с началь­ным вели­ко­пят­нич­ным часом). Эти темы слышим в псал­мах (иногда они — сви­де­тель­ство Церкви о про­ис­хо­дя­щем): Гос­поди, настави Мя прав­дою Твоею, враг Моих ради исправи пред Тобою путь Мой ( Пс.5:9 ), и ещё: пред­ста Царица одес­ную Тебе, в ризах позла­щен­ных одеяна пре­ис­пещ­рена ( Пс.44:10 ), и далее: упразд­ни­теся и разу­мейте, яко Аз есмь Бог: воз­не­суся во языцех, воз­не­суся на земли. Гос­подь Сил с нами, Заступ­ник наш Бог Иако­вль ( Пс.45:11–12 ), и в сти­хи­рах, обра­щён­ных к ожи­ва­ю­щим пред­ме­там Рож­де­ства: “Виф­ле­еме, уго­то­вися, бла­го­укра­си­теся, ясли, вер­тепе, приими: Истина прииде. Сень мимо­тече, и Бог чело­ве­ком от Девы явися, вооб­ра­зи­вся якоже мы и обожив плоть. Тем Адам обнов­ля­ется, со Евою зовуще: на земли бла­го­во­ле­ние явися спасти род наш”, — и к живым его сви­де­те­лям: “Сия гла­го­лет Иосиф к Деве: Марие, что дело сие, еже в Тебе зрю? Недо­умею, и удив­ля­юся, и умом ужа­са­юся; отай убо от мене буди вскоре. Марие, что дело сие, еже в Тебе вижу? За честь — сра­моту, за весе­лие — скорбь, вместо еже хва­ли­тися, уко­ризну ми при­несла еси. Ктому не терплю уже поно­ше­ний чело­ве­че­ских, ибо от иерей из Церкве Гос­подни яко непо­роч­ную Тя приях, и что види­мое”. Про­ро­че­ство же Михе­ино сви­де­тель­ствует о Виф­ле­еме, бого­уго­то­ван­ном к Боже­ствен­ному входу в мир: Тако гла­го­лет Гос­подь: и ты, Виф­ле­еме, доме Евфра­фов, еда мал еси, еже быти в тыся­щах Иуди­ных? Из тебе бо Мне изыдет Ста­рей­шина, еже быти в князя во Изра­или, исходи же Его из начала от дний века ( Мих.5:2 ). Эхом на Ветхий Завет откли­ка­ется апо­стол Павел (здесь чита­ется фраг­мент из Посла­ния к Евреям), обоб­щая древ­ние тексты и осмыс­ляя их во Христе: Мно­го­частне и мно­го­об­разне древле Бог, гла­го­ла­вый отцем во про­ро­цех, в после­док дний сих гла­гола нам в Сыне, Егоже положи наслед­ника всем, Имже и веки сотвори. Иже Сый сияние славы и образ Ипо­стаси Его, нося же вся­че­ская гла­го­лом силы Своея ( Евр.1:1–3 ). Затем Еван­ге­лие от Матфея повест­вует об ангель­ском явле­нии сму­щён­ному Обруч­нику Девы Иосифу и соб­ственно о Рож­де­нии Гос­пода Иисуса ( Мф.1:18–25 ), а мы конда­ком Пред­праздн­ства откли­ка­емся радо­стью: “Дева днесь Пре­веч­ное Слово в вер­тепе грядет родити неиз­ре­ченно: ликуй, все­лен­ная, услы­шавши, про­слави со Ангелы и пас­тырьми хотя­щаго яви­тися Отроча Младо, Пре­веч­наго Бога”.

Насту­пает час третий. Славим псал­мами Родив­ше­гося нас ради, ура­зу­ме­ваем в меру сил вели­чие снис­хож­де­ния Его, пред Сми­рив­шимся сми­ря­емся: Боже, ущедри ны и бла­го­слови ны, про­свети лице Твое на ны и поми­луй ны: познати на земли путь Твой, во всех языцех спа­се­ние Твое ( Пс.66:2–3 ), Мати Сион речет: Чело­век и Чело­век родися в нем ( Пс.86:5 ), Поми­луй мя, Боже, по вели­цей мило­сти Твоей и по мно­же­ству щедрот Твоих, очисти без­за­ко­ние мое ( Пс.50:3 ). Те же темы — в сти­хи­рах: “Сей Бог наш, не вме­нится ин к Нему, роди­выйся от Девы, и с чело­веки поживе; во яслех убогих Сын Еди­но­род­ный лежащ видится чело­век и пеле­нами пови­ва­ется, иже славы Гос­подь. И волх­вом звезда воз­ве­щает в Его покло­не­ние. И мы поим: Троице Святая, спаси души наша”. Пророк же Варух, пред­видя Рож­де­ство и земную жизнь Спа­си­теля, делится сча­стьем бого­по­зна­ния с Цер­ко­вью Божией — Новым Изра­и­лем: Сей Бог наш… на земли явися и с чело­веки поживе… Бла­же­ни есмы, Изра­илю, яко угод­ная Богу нам разумна суть ( Вар.3:36–4:4 ). И апо­стол Павел пишет Гала­там о том же сча­стье, но боль­шем, — и дарует его Рож­да­ю­щийся Хри­стос: Закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправ­димся. При­шед­шей же вере, уже не под песту­ном есмы. Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе ( Гал.3:24–28 ). Чита­е­мое затем Еван­ге­лие от Луки — сви­де­тель­ство о свя­щен­ном собы­тии и об ангель­ском на него ответе: Слава в вышних, и о первом ответе чело­ве­че­ском — пас­ты­рей Виф­ле­ем­ских ( Лк.2:1–20 ).

Девя­тый час уже как бы обра­щён в буду­щее, и лице­зрим иску­пи­тель­ный подвиг Рож­да­ю­ще­гося ныне Гос­пода: Рече Гос­подь Гос­по­деви моему: седи одес­ную Мене, дон­деже положу враги Твоя под­но­жие ног Твоих ( Пс.109:1 ), избав­ле­ние посла людем Своим ( Пс.110:9 ), изба­вил еси душу мою от ада пре­ис­под­ней­шаго ( Пс.85:13 ). В послед­нем же, 85‑м псалме ещё слы­шится и тема нынеш­него Иро­дова кро­во­жад­ного вос­ста­ния на Гос­пода и Христа Его: Сохрани душу Мою… зако­но­пре­ступ­ницы восташа на Мя, и сонм дер­жав­ных взыс­каша душу Мою ( Пс.85:2,14 ). Вообще, в раз­ви­тии Рож­де­ствен­ского повест­во­ва­ния — от неве­да­ю­щих Боже­ствен­ных тайн чело­ве­ков, поно­ша­ю­щих бес­се­мен­ное бремя Пре­чи­стой Девы, от закры­тых перед Ней, Рож­да­ю­щей, чело­ве­че­ских жилищ, — до завист­ли­вого Иро­дова любо­пыт­ства и безум­ной его люто­сти, — уже видится образ Гол­гофы, и её время бли­зится с каждым часом. Потому и отзву­ком Страст­ной Пят­ницы (“Ужас бе видети”) на тот же печаль­ный 7‑й глас слышим ныне сти­хиру: “Удив­ля­шеся Ирод, / зря волх­вов бла­го­че­стие, / и, гневом побеж­да­емь, / лета испы­таше раз­сто­я­ния; / матери без­чад­ству­емы бываху, / и без­вре­мен­ный воз­раст мла­ден­цев горце пожи­на­шеся, / сосцы ссы­ха­хуся, / и источ­ницы млеч­нии удер­жа­ва­х­уся, / велие бяше лютое. / Темже бла­го­честно, вернии, сошед­шеся, / покло­нимся Хри­стову Рож­де­ству”. И отве­чаем как будто бы той же памят­ной вели­ко­пят­нич­ной песнью, тишай­шим плачем, на вели­кое и неис­по­ве­ди­мое Боже­ствен­ное снис­хож­де­ние, на все­по­беж­да­ю­щую Боже­ствен­ную любовь: “Днесь раж­да­ется от Девы / рукою всю содер­жай тварь, / пеле­нами, якоже земен, пови­ва­ется, / Иже суще­ством непри­кос­но­ве­нен Бог. / В яслех воз­ле­жит / утвер­ди­вый Небеса словом в нача­лех, / от сосцев млеком пита­ется, / Иже в пустыни манну одо­жди­вый людем, / волхвы при­зы­вает Жених цер­ков­ный, / дары сих при­ем­лет Сын Девы. / Покла­ня­емся Рож­де­ству Твоему, Христе; / покла­ня­емся Рож­де­ству Твоему, Христе; / покла­ня­емся Рож­де­ству Твоему, Христе: / покажи нам и Боже­ствен­ная Твоя Бого­яв­ле­ния”. К пред­празд­нич­ной радо­сти воз­вра­щает нас паре­мия из Исаии-про­рока: Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам ( Ис.9:6 ). Апо­столь­ское же чтение откры­вает вели­кий смысл тайны Божия вопло­ще­ния как пре­ис­крен­него еди­не­ния, род­ства Творца и воз­люб­лен­ного тво­ре­ния, явлен­ного во Христе, при­шед­шего спо­стра­дать нам и совос­кре­сить с Собою: Понеже убо дети при­об­щи­шася плоти и крови, и Той при­ис­кренне при­об­щися техже, да смер­тию упразд­нит… дер­жаву смерти… должен бе по всему подо­би­тися братии, да мило­стив будет и верен пер­во­свя­щен­ник в тех, яже к Богу, во еже очи­стити грехи люд­ския. В немже бо пострада, Сам иску­шен быв, может и иску­ша­е­мым помощи ( Евр.2:14–18 ). Далее слу­шаем Еван­ге­лие об Иродом сотво­рён­ном ужасе, о плаче Рахи­ли­ном, но и о первых за Христа муче­ни­ках — мла­ден­цах Виф­ле­ем­ских ( Мф.2:13–23 ). И, завер­шая Часы, поём кондак Наве­че­рия: “Дева днесь Пре­веч­ное Слово / в вер­тепе грядет родити неиз­ре­ченно: / ликуй, все­лен­ная, услы­шавши, / про­слави со Ангелы и пас­тырьми / хотя­щаго яви­тися Отроча Младо, Пре­веч­наго Бога”. Мла­денцу сему ещё не пришёл час (ср. Ин.2:4 ), и подо­бает Ему расти (ср. Ин.3:30 ) — до явле­ния на Иор­дане, до Гол­гофы и Вос­кре­се­ния…

5. Третьи по счёту и зна­че­нию Вели­кие часы пред­ва­ряют празд­ник Бого­яв­ле­ния.

Струк­тура их и после­до­ва­тель­ность рас­кры­ва­е­мых смыс­лов насту­па­ю­щего свя­того собы­тия во многом сходны с чином, рас­смот­рен­ным нами выше. Есть, конечно, здесь и свои отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти. Оста­но­вимся попо­дроб­нее как на сход­ствах, так и на раз­ли­чиях. Прежде всего узнаём пре­дрож­де­ствен­ское сов­па­де­ние тро­па­рей всех часов, значит, и единый их лейт­мо­тив: “Воз­вра­ща­шеся иногда Иордан река мило­тию Елис­се­е­вою, воз­нес­шуся Илии, и раз­де­ля­хуся воды сюду и сюду, и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воис­тинну Кре­ще­ния, имже мы теку­щее жития пре­хо­дим шествие: Хри­стос явися во Иор­дане освя­тити воды”. Такую деи­сус­ную сим­мет­рию Цар­ских часов двух Сочель­ни­ков мы будем в даль­ней­шем наблю­дать не раз.

Псалмы пер­вого часа, как всегда, — при­уго­тов­ле­ние: Гос­пода — к схож­де­нию в Иордан и выходу на про­по­ведь, и наше — к исправ­ле­нию стезей Хри­сто­вых через пока­я­ние, да услы­шим спа­си­тель­ное слово Его. Ещё и на других часах, позже, встре­тится тема воды, стихии жизни, стихии очи­сти­тель­ной, бод­ря­щей, но и страш­ной, опас­ной смер­тельно для погру­жа­ю­щихся в неё дер­зо­стию или нера­зу­мием. Нам же теперь, по образу при­шед­ших на кре­ще­ние к Иоанну, — время слу­шать обли­че­ния, каяться и, быть может, услы­шать в пса­лом­ском чтении голос при­бли­жа­ю­ще­гося к Иор­дану Иисуса Христа: Бог, не хотяй без­за­ко­ния Ты еси, не при­се­лится к Тебе лукав­нуяй: ниже пре­бу­дут без­за­кон­ницы пред очима Твоима… погу­биши вся, гла­го­лю­щыя лжу, мужа кровей и льстива гну­ша­ется Гос­подь ( Пс.5:5–7 ), и — от Пер­вого Лица: Заутра пред­стану Ти, и узриши Мя ( Пс.5:4 ), и далее — о Кре­ще­нии: на воде покойне вос­пита Мя ( Пс.22:2 ), и о гря­ду­щих трёх годах про­по­веди: Аще бо и пойду посреде сени смерт­ныя, не убоюся зла… милость Твоя поже­нет Мя вся дни живота Моего ( Пс.22:4–6 ). О том же — и о боль­шем — о зримой впе­реди Пасхе — послед­ний псалом часа: Зако­но­по­ложи Ми, Гос­поди, в пути Твоем, и настави Мя на стезю правую враг Моих ради… верую видети благая Гос­подня на земли живых ( Пс.26:11–13 ). Далее за тро­па­рём — сти­хиры водо­освя­ще­ния (тво­ре­ние свя­ти­теля Софро­ния Иеру­са­лим­ского): “Днесь вод освя­ща­ется есте­ство…” и прочие, хорошо зна­ко­мые. А за ними — про­ро­че­ство Исаии (как и на всех паре­миях этих часов) и вновь — тема воды и — ука­за­ние на Гря­ду­щего в ней кре­ститься: И воз­ра­ду­ются пустын­ная Иор­да­нова… и людие Мои узрят славу Гос­подню и высоту Божию… се Бог наш суд воз­дает, Той при­и­дет и спасет нас… про­ра­зися в пустыни вода и дебрь в земли жаж­ду­щей… тамо будет путь чист, и путь свят наре­чется… хвала, и радо­ва­ние, и весе­лие… отбеже болезнь, печаль и воз­ды­ха­ние (см. Ис.35:1–10 ). Затем — про­по­ведь апо­столь­ская из книги Деяний, ука­зы­ва­ю­щая на слова Кре­сти­теля Иоанна о гря­ду­щем Мессии, об испол­нив­шихся в Иисусе древ­них про­ро­че­ствах и о вер­шине Его пути — стра­да­ниях, смерти и вос­кре­се­нии ( Деян.13:25–32 ). Вот Бого­яв­ле­ние зримо при­бли­жает Страст­ную и Пасху, что отра­жа­ется и в чине Цар­ских часов. Далее — еван­гель­ское чтение от Матфея об Иоан­но­вом кре­ще­нии, об обли­че­ниях его, таким обра­зом, — о под­го­товке пока­ян­ной в сре­те­ние Христа, выхо­дя­щего на про­по­ведь Цар­ства Небес­ного ( Мф.3:1–12 ).

В чине тре­тьего часа — похо­жие мотивы, но один бого­слу­жеб­ный час уже позади, явле­ние Бога на Иор­дане при­бли­зи­лось, и слышим в псал­мах тему и надежду Празд­ника:Глас Гос­по­день на водах, Бог славы воз­греме, Гос­подь на водах многих… Гос­подь кре­пость людем Своим даст, Гос­подь бла­го­сло­вит люди Своя миром ( Пс.28:3,11 ), и молитву при­но­сим Гос­поду Явля­ю­ще­муся:

Имже обра­зом желает елень на источ­ники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Воз­жада душа моя к Богу креп­кому, живому, когда прииду и явлюся лицу Божию… помя­нух Тя от земли Иор­дан­ски… Бездна (мило­сти) бездну (грехов) при­зы­вает (к пока­я­нию) во гласе хлябий Твоих… Вскую при­скорбна еси, душе моя, и вскую сму­ща­еши мя? Уповай на Бога, яко испо­вемся Ему, спа­се­ние лица моего и Бог мой ( Пс.41:1–2,7–8,12 ).

И, нако­нец, встреча чело­века и Бога на водах Иор­дан­ских, от нас Кре­сти­теля и Святой Троицы, — и бес­смерт­ный псалом Давида — в Иоан­но­вых и наших устах: Поми­луй мя, Боже… очисти без­за­ко­ние мое, омый мя… от греха моего очисти мя ( Пс.50:3–4 ), и далее — до конца дней. “Не убойся кре­стити Мя”, — отве­тит Гос­подь Иоанну сло­вами кондака пред­празд­не­ства: “спасти бо при­и­дох Адама пер­во­здан­ного”, — значит, и нас. А пока в ожи­да­нии свя­щен­ного собы­тия вос­пе­ваем сти­хиры При­бли­жа­ю­ще­муся: “Гря­дый с плотию ко Иор­дану, Гос­поди, кре­сти­тися хотя во образе Чело­века, Живо­то­да­вче, да пре­льстив­шихся нас, яко бла­го­у­тро­бен, всякия козни и сети змиевы изба­вив, про­све­тиши, от Отца сви­де­тель­ству­емь, Боже­ствен­ный же Дух голу­би­ным видом Тебе пред­ста, но всели в души наша Того, Чело­ве­ко­любче”. И слу­шаем Его же при­зывы через вели­кого Исаию — это не сокра­тить, к этому не при­ба­вить:

Тако гла­го­лет Гос­подь: измый­теся и чисти будите, оты­мите лукав­ства от душ ваших пред очима Моима, пре­ста­ните от лукавств ваших. Научи­теся добро тво­рити, взы­щите суда, изба­вите оби­ди­маго, судите сиру и оправ­дите вдо­вицу. И при­и­дите, и истя­жимся, гла­го­лет Гос­подь. И аще будут греси ваши, яко баг­ря­ное, яко снег, убелю; аще же будут, яко черв­ле­ное, яко волну, убелю. И аще хощете и послу­ша­ете Мене, благая земли снесте. Аще же не хощете, ниже послу­ша­ете Мене, меч вы пояст, уста бо Гос­подня гла­го­лаша сия ( Ис.1:16–20 ).

И снова — книга Деяний, и сви­де­тель­ствует Павел о слу­же­нии Кре­сти­теля как Пред­течи Христа, и кре­стятся слы­шав­шие Иоанна и слу­ша­ю­щие Апо­стола: се новый явля­ется Божий народ. Еван­ге­лие часа — от Марка — об Иоан­нове кре­ще­нии и про­ро­че­стве о Гря­ду­щем за ним. Испол­нив поло­жен­ные молитвы часа тре­тьего, — начи­наем шестой.

Первый в рож­дён­ных жёнами, жела­ю­щий пре­кло­ниться, но не име­ю­щий досто­ин­ства и ремень обуви раз­вя­зать Хри­сто­вой, Иоанн взы­вает себе и нам: “При­и­дите, покло­нимся… Самому Христу, Цареви и Богу нашему”, — сми­римся перед Сми­ря­ю­щимся нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния. И вслу­ша­емся в слова боже­ствен­ного псал­мо­певца. Воз­ве­щает Давид о Гос­поде своём, явив­шемся на Иор­дан­ских водах и име­ю­щем совер­шить избав­ле­ние наше:

Бог же, Царь наш, прежде века содела спа­се­ние посреде земли. Ты утвер­дил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змиев в воде, Ты сокру­шил еси главу змиеву… Ты рас­торгл еси источ­ники и потоки, Ты изсу­шил еси реки… душ убогих Твоих не забуди до конца… Да не воз­вра­тится сми­рен­ный посрам­лен, нищ и убог вос­хва­лита Имя Твое ( Пс.73:12–21 ). Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убо­я­шася, смя­то­шася бездны… Глас грома Твоего в колеси, осве­тиша молния Твоя все­лен­ную, подви­жеся и тре­петна бысть земля. В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твои не позна­ются. Наста­вил еси яко овцы люди Твоя ( Пс.76:17–21 ).

После кре­ще­ния Гос­подь выйдет на про­по­ведь, но прежде — иску­ше­ние от отца лжи, врага искон­ного, кле­вет­ника и отступ­ника. 90‑й псалом — под­го­товка к битве: Не убо­и­шися… беса полу­ден­наго. Падет от страны Твоея тысяща и тма одес­ную Тебе, к Тебе же не при­бли­жится… Анге­лом Своим запо­весть о Тебе сохра­нити Тя во всех путех Твоих. Вор и извра­ти­тель свя­того слова, диавол про­ци­ти­рует там, на горе соблазна: На руках возмут Тя, да не когда пре­ткнеши о камень ногу Твою. Но отве­том будет Боже­ствен­ное со вла­стию: “Не иску­шай!”. И испол­нится тем пса­лом­ское про­зре­ние:На аспида и васи­лиска насту­пиши и попе­реши льва и змия ( Пс.90:5–13 ; ср. Мф.4:5–7 ). Далее — сти­хиры, и они — об этой таин­ствен­ной брани неба и пре­ис­под­ней: “Тако гла­го­лет Гос­подь ко Иоанну: про­роче, гряди кре­стити Мене, тебе создав­шаго, и про­све­ща­ю­щаго бла­го­да­тию, и очи­ща­ю­щаго всех. При­кос­нися Боже­ствен­ному Моему верху и не усум­нися. Прочее остави ныне, ибо испол­нити при­и­дох правду всякую. Ты же не усум­нися отнюд, ибо тая­ща­гося в водах бори­теля, князя тьмы, тщуся погу­бити, избав­ляя мир от его сетей ныне, подая яко Чело­ве­ко­лю­бец Живот вечный”. И вновь — паре­мия Исаии, и вни­маем ему, раз­де­ля­ю­щему с нами радость о Христе: почер­пите воду со весе­лием от источ­ник спа­се­ния… Вос­пойте… Имя Гос­подне, яко высо­кая сотвори. Воз­ве­стите сия по всей земли ( Ис.12:3–5 ). Еван­ге­лие часа вскоре пове­дает о Хри­сто­вом кре­ще­нии, посему теперь, когда в бого­слу­жеб­ном вре­мени собы­тие совер­ши­лось, голос Апо­стола обра­ща­ется не назад, к Иоанну, а вперед — к нам, и о нашем уже кре­ще­нии воз­ве­щает. И эту апо­столь­скую песнь обнов­ле­ния, песнь Вели­кой Суб­боты и нашего кре­ще­ния, и завета на всю жизнь — также невоз­можно сокра­тить:

И слу­шаем Еван­ге­лие от Марка — о Бого­яв­ле­нии на Иор­дане, об иску­ше­нии Иисуса в пустыне, и уже о первой про­по­веди Его: Покай­теся и веруйте во Еван­ге­лие ( Мк.1:9–15 ). И, воспев славу Гос­поду, а позже — кондак Пред­празд­не­ства, начи­наем вскоре девя­тый час…

В бого­слу­жеб­ном вре­мени настала пора, по подо­бию Гос­пода, исхо­дя­щего от Иор­дан­ской воды на про­по­ведь Еван­ге­лия Цар­ствия, и нам под­го­то­виться к выходу в мир для сви­де­тель­ства о Христе, родив­шемся от Девы, кре­стив­шемся от Иоанна, о Рас­пя­том и Вос­крес­шем. Псалмы дают подо­ба­ю­щую пищу сло­вес­ную: Гос­подь воца­рися… утверди все­лен­ную, яже не подви­жится… дивны высоты мор­ския, дивен в высо­ких Гос­подь… дому Твоему подо­бает свя­тыня, Гос­поди, в дол­готу дний ( Пс.92:1–6 ), — потому нет нам страха, обле­чён­ным во Все­мо­гу­щего, и:

Море виде и побеже, Иордан воз­вра­тися вспять… Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иор­дане, яко воз­вра­тился еси вспять. От лица Гос­подня подви­жеся земля, от лица Бога Иаковля, обра­щ­шаго камень во езера водная и несе­ко­мый во источ­ники водныя. Не нам, Гос­поди, не нам, но Имени Твоему даждь славу… Бог же наш на Небеси и на земли, вся елика вос­хоте, сотвори… землю же даде сыно­вом чело­ве­че­ским. Не мерт­вии вос­хва­лят Тя, Гос­поди… но мы живии бла­го­сло­вим Гос­пода отныне и до века ( Пс.113:3–26 ).

Хри­стос укре­пил Апо­сто­лов, всех от века святых, истин­ных героев Духа, на Еван­гель­ское сви­де­тель­ство — словом, больше же жизнью и смер­тью. И нас в меру малых сил наших укреп­ляет на то же сви­де­тель­ство, да испол­нятся въяве Им же вдох­нов­лён­ные слова, кото­рые слышим сейчас от псал­мо­певца: Вси языцы, елики сотво­рил еси, при­и­дут и покло­нятся пред Тобою, Гос­поди, и про­сла­вят Имя Твое, яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един ( Пс.85:9–10 ).

Обод­рит нас Гос­подь и потря­са­ю­щим душу словом Исаии-про­рока, и пред­ва­ря­ю­щим его про­ким­ном: “Гос­подь про­све­ще­ние мое и Спа­си­тель мой, кого убоюся?”, и апо­столь­ское уве­ща­ние Титу-уче­нику, словно Божия роса, осве­жит душу. А пока пением стихир воз­вра­тимся мыс­ленно к Иор­дану, поди­вимся с гор­ними силами явлен­ному там Боже­ствен­ному сми­ре­нию: “Ужас бе видети Небесе и земли Творца, на реце обна­ж­ша­гося и Кре­ще­ние от раба за наше спа­се­ние при­ем­лю­щаго, яко раба. И лицы Анге­льстии див­ля­хуся стра­хом и радо­стию, с нимиже покла­ня­емся Тебе: спаси нас, Гос­поди”. И не обой­дём там вни­ма­нием ума­лив­ше­гося ради Христа и тем почтён­ного от Него Иоанна, вели­чай­шего из рож­дён­ных жёнами, и дове­римся мно­го­мощ­ной его молитве: “Руку твою, при­кос­нув­шу­юся пре­чи­стому верху Вла­дычню, с неюже и пер­стом Того нам пока­зал еси, воз­дежи о нас к Нему, Кре­сти­телю, яко дерз­но­ве­ние имея много, ибо болий пророк всех, от Него сви­де­тель­ство­ван еси. Очи же твои паки, Все­свя­таго Духа видев­шия, яко в виде голу­бине сошедша, воз­двигни к Нему, Кре­сти­телю, и мило­стива нам соде­лай, и прииди, стани с нами, запе­ча­таяй пение и пред­на­чи­наяй тор­же­ство”. Тогда и в наших душах наста­нет Празд­ник, и услы­шим, и не забу­дем слов про­ро­че­ских о совер­шен­ной памяти Бога-Любви:

Тако гла­го­лет Гос­подь: во время при­ятно послу­шах Тебе и в день спа­се­ния помо­гох Ти… и дах Тя в завет вечный языков, / еже устро­ити землю и насле­дити насле­дия пустыни. Гла­го­люща сущым во узах: изы­дите! / и сущым во тьме: открый­теся. Да весе­лятся Небеса, и раду­ется земля, да отрыг­нут горы весе­лие и холми правду, яко поми­лова Бог люди Своя и сми­рен­ныя людий Своих утеши. Рече же Сион: остави мя Гос­подь, и Бог забы мя. Еда забу­дет жена отроча свое? Или не поми­лует изча­дия чрева своего? Аще ли же и сих забу­дет жена, но Аз не забуду тебе, — гла­го­лет Гос­подь (см. Ис.49:8–15 ).

И апо­стол Павел обра­щает к Титу окры­ля­ю­щее слово, кото­рое услы­шим и в сам Празд­ник:

Чадо Тите, явися бла­го­дать Божия спа­си­тель­ная всем чело­ве­ком, нака­зу­ющи нас, да отверг­шеся нече­стия и мир­ских похо­тей, цело­муд­ренно и пра­ведно и бла­го­честно пожи­вем в нынеш­нем веце, ждуще бла­жен­наго упо­ва­ния и явле­ния славы Вели­каго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа… чело­ве­ко­лю­бие явися Спаса нашего Бога, не от дел пра­вед­ных, ихже сотво­ри­хом мы, но по Своей Его мило­сти… да оправ­див­шеся бла­го­да­тию Его, наслед­ницы будем по упо­ва­нию жизни вечныя ( Тит.2:11–14; 3:4–7 ).

Под­водя итог всему рас­смот­рен­ному и слы­шан­ному, свя­щен­но­ди­вясь пре­крас­ней­шему тво­ре­нию отцов-пес­но­пис­цев, — малому деи­сусу Вели­ких часов, — не нахо­дим бла­го­дар­ных Богу слов, лучших, чем в тро­паре вос­крес­ном: “Слава снис­хож­де­нию Твоему, Едине Чело­ве­ко­любче”.

При­ме­ча­ние:

1. Про­то­и­е­рей Илия Шапиро. Страст­ная // Альфа и Омега. 2008. № 3(53).

Опуб­ли­ко­вано в аль­ма­нахе “Альфа и Омега”, № 60, 2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *