финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практика

Финансово-экономическое обоснование
сметы СНТ

финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практика

Как появилось ФЭО

Жизнь председателя садоводческого товарищества была немного проще, пока в России не утратил силу Федеральный закон № 66-ФЗ. Согласно этому документу, правлению было достаточно предоставить на общем собрании смету расходов на определенный период (чаще всего на год). Никаких дополнительных подтверждающих документов не требовалось.

Но закон № 217-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2019 года, внес свои коррективы в процесс утверждения сметы. Согласно п. 8 ст. 14 этого закона, председатель и правление должны составлять два документа для согласования расходов в СНТ: приходно-расходную смету и ее финансово-экономическое обоснование (ФЭО).

По мнению законодателей, ФЭО помогает избежать злоупотребления финансами со стороны органов управления товарищества. Также документ создается для того, чтобы садоводы могли оценить обоснованность размера членских взносов, которые им придется платить.

Ведение бухгалтерии СНТ

Утверждение сметы в СНТ по закону

Составить смету и ее финансово-экономическое обоснование — задача председателя и правления. А вот утверждать оба документа предстоит членам садоводческого товарищества на общем собрании. Для этого каждый собственник земельного участка должен предварительно ознакомиться с текстом сметы и ФЭО. Задача председателя — минимум за неделю до даты собрания предоставить предоставить садоводам возможность ознакомиться с документами. Рассылать их заказными письмами не потребуется. Для ознакомления можно использовать несколько способов:

Приходно-расходная смета в СНТ утверждается на любой срок, но чаще всего — на один год.

Отличия сметы от финансово-экономического обоснования

Источник

Финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практика

финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практика

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практика

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практикаОбзор документа

Письмо Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 февраля 2020 г. № вн3.12-24/103 “Разъяснения Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям в части порядка оплаты членами садоводческих и огороднических товариществ членских и целевых взносов”

Законом N 217-ФЗ предусмотрена обязанность внесения взносов исключительно на расчетный счет товарищества. Возможности установления уставом товарищества иного способа сбора взносов Законом N 217-ФЗ не предусмотрено.

Введение указанной нормы вызвано большим количеством жалоб на нецелевое и неконтролируемое расходование денежных средств товарищества, в связи с частым нарушением установленного порядка ведения кассовых операций, и направлено на повышение прозрачности финансовой деятельности товарищества.

При этом сбор денежных средств, хранение их на территории товарищества (здание правления, дом председателя) и учет на бумажных носителях неустановленного образца (тетрадки, блокноты и т.д.) не являлось надлежащим ведением кассовых операций, за нарушение которого статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Вместе с этим использование расчетных счетов позволит установить полный контроль граждан за движением денежных средств, однозначно устанавливать факт уплаты взносов и их размер.

В отношении соотношения указанных положений Закона N 217-ФЗ и статьи 861 Гражданского кодекса следует отметить, что согласно пункта 4 статьи 49 Гражданского кодекса особенности гражданско-правового положения отдельных организационно-правовых форм юридических лиц, их отдельных видов и типов могут устанавливаться федеральными законами.

Таким образом, установление специальных особенностей в отношении товариществ соответствует общим положениям гражданского законодательства. В числе прочего к таким особенностям относятся и вопросы уплаты взносов членами указанных товариществ.

В соответствии со статьей 14 Закона N 217-ФЗ в рамках ведения финансово-хозяйственной деятельности товарищества предусмотрено внесение членами такого товарищества членских и целевых взносов. Целевые взносы по своей природе являются разовыми платежами, покрывающими нерегулярные расходы товарищества (строительство дороги, покупка трактора, газификация).

Размер и срок внесения такого взноса определяется решением общего собрания членов товарищества.

Напротив, членские взносы тратятся на регулярные расходы товарищества (поддержание дороги в удовлетворительном состоянии, зарплаты дворникам, сторожам, оплата освещения улиц и т.д.). Такие расходы в целом прогнозируемые и могут быть просчитаны в приходно-расходной смете товарищества и обоснованы в финансово-экономическом обосновании.

В связи с этим порядок уплаты таких взносов не должен меняться год от года и должен быть установлен уставом товарищества.

Таким образом, в целях недопущения злоупотреблений со стороны органов товарищества Законом N 217-ФЗ четко разграничены регулярные платежи и нерегулярные. По регулярным платежам (членским взносам) можно определить размер и периодичность внесения один раз и сразу на целый год или несколько лет.

В связи с таким регулированием направления расходования членских взносов закреплены закрытым перечнем, установленным Законом N 217-ФЗ. Необходимость внесения нерегулярных платежей (целых взносов), в том числе их размер и срок внесения, должны каждый раз устанавливаться общим собранием членов товарищества.

При этом полагаем целесообразным в приходно-расходную смету также закладывать необходимые суммы на ремонт имущества общего пользования, в том числе в случае экстренных аварийных ситуаций (прорыв трубы, обрыв линии электропередач). Это позволит в случае наступления такого события экстренно не проводить внеочередное собрание членов товарищества, а осуществить немедленный ремонт за счет членских взносов.

В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества. Уставом товарищества может быть установлена формула, по которой рассчитывается размер взноса. Такая формула может учитывать только два параметра: площадь участка и (или) суммарная площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке.

Обращаем внимание, что установление различного размера взносов для разных членов товарищества, в том числе использование сразу двух критериев (площадь участка и площадь объектов) или каждого в отдельности, или установление одинакового размера взносов для всех членов товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

Например, взносы могут рассчитываться следующим образом:

Данная возможность установлена Законом N 217-ФЗ исходя из разных случаев организации тех или иных товариществ. Так, например, в некоторых товариществах есть несколько землепользователей, у которых земельные участки существенно большей площади, чем у остальных членов (например, 24 сотки и по 6 соток у остальных граждан). На этих участках расположены несколько объектов недвижимости. Такие землепользователи будут потреблять больше ресурсов (а, следовательно оказывать большую нагрузку на инженерные сети), чаще использовать дороги, производить больше ТБО и т.д. С другой стороны площади земельных участков могут отличаться незначительно (например, 6 и 9 соток). В таком случае разница в объеме используемого имущества общего пользования будет незначительной.

С учетом положений Гражданского кодекса о том, что товарищество является добровольным объединением граждан, представляется нецелесообразным ограничение граждан в возможности установления различных подходов к формированию размера взноса.

В случае несвоевременной уплаты взносов частью 9 статьи 14 Закона N 217-ФЗ определено, что уставом товарищества может быть установлен порядок взимания и размер пеней.

Обзор документа

Госдума разъяснила порядок оплаты членами садоводческих и огороднических товариществ членских и целевых взносов. Указано, что целевые взносы являются разовыми платежами, покрывающими нерегулярные расходы товариществ (строительство дорог, покупка тракторов, газификация и т. п.). Их размеры и сроки внесения определяются решением общего собрания членов товарищества.

Членские взносы тратятся на регулярные расходы товариществ (поддержание дороги в удовлетворительном состоянии, зарплаты дворникам, сторожам, оплата освещения улиц и т. д.). Порядок их уплаты не должен меняться год от года и должен быть установлен уставом товарищества.

Размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества.

Источник

Портал СНТ Виноградово

Воскресенского района МО

финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практика

ГОТОВИМСЯ К ОБЩЕМУ СОБРАНИЮ. РАЗБИРАЕМСЯ В ПОНЯТИЯХ «СМЕТА» и ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ГОТОВИМСЯ К ОБЩЕМУ СОБРАНИЮ. РАЗБИРАЕМСЯ В ПОНЯТИЯХ «СМЕТА» и ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Смета и финансово-экономическое обоснование размера членских взносов в СНТ, их отличия и значение

Пунктом 8 ст. 14 ФЗ-217 установлено правило, что: «Размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества».

Таким образом это два разных документа, которые выносятся на голосование на ОС и им утверждаются, причём финансово-экономическое обоснование (ФЭО) размера членских взносов, как отдельный документ, первично и будет служить основой для составления второго документа — сметы.

Не стоит рассчитывать, что В 217-ФЗ вы найдёте ответы на ВСЕ вопросы осуществления СНТ хозяйственной деятельности, так как его положения регулируют лишь правоотношения, складывающиеся между гражданами, являющимися правообладателями садовых земельных участков, используемых ими для выращивания сельскохозяйственной продукции для собственных нужд. Также закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для этих целей (ст. 1 Закона).

Так как смета и финансово-экономическое обоснование особенностью для вида хозяйственной деятельности «садоводство» не является, ответ на всех интересующий вопрос как составляются эти документы, будем искать в других общеприменимых правовых актах и методиках.

Для начала определимся с сутью этих понятий. Смета — расчёт (план) предстоящих расходов на осуществление какой-либо деятельности.Финансово-экономическое обоснование — форма обоснования расчёта, обеспечивающая оптимизацию затрат.

Таким образом, смета представляет собой документ, где перечислены все планируемые затраты, ФЭО обосновывает эти затраты, отвечая на вопрос почему каждая конкретная статья расходов сметы составляет именно эту, а не какую-то другую величину.

Значение сметы и финансово-экономического обоснования заключается в том, что как установлено законом, только совокупность этих документов определяет размер взносов в СНТ, следовательно, установление размера взносов при отсутствии финансово-экономического обоснования, на основании лишь сметы, будет ничтожным, как нарушающее требования закона и при этом посягающее на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы других лиц.

Учитывая, что ничтожность — это одно из ключевых понятий гражданского права, означает, что ничтожный документ изначально не имеет юридической силы, не требует опровержения в суде и не порождает никаких правовых последствий, сбор членских взносов с садоводов, при отсутствии утверждённого общим собранием ФЭО, будет незаконным.

Финансово-экономическое обоснование размера членских взносов в СНТ и смета. Взаимосвязь и принцип составления

Нормативное правовое регулирование обошло стороной понятие финансово-экономического обоснования, поэтому единого по форме и содержанию документа под наименованием ФЭО не существует, каждый, кто обязан его составлять, делает это в силу своих интеллектуальных возможностей, знаний законодательства и практики применения, что соответствует понятию обычая, то есть не предусмотренное законодательством, но сложившееся достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило (статья 5 ГК РФ).

Сначала уясним смысл данного документа, включённого в перечень обязательных для СНТ Законом № 217-ФЗ.

Полное наименование документа: «Финансово-экономическое обоснование размера членских взносов». И тут встаёт вопрос, где поставить запятую ударение: на обосновании или на взносах. Некоторые комментаторы к предыдущей моей статье считают, что ФЭО должен содержать лишь простой пример деления итоговой суммы сметы на количество общей площади садовых участков или количества самих участков, так как закон не установил однозначного принципа установления размера взносов. То есть ФЭО, по их мнению, выражается в следующем простом примере: «100 000 руб. (итог сметы)/ 100 (общая площадь садовых участков) = 1 000 (взнос за единицу площади)». Так вот лаконично, по мнению некоторых садоводов, должно выглядеть ФЭО размера членских взносов. А вот ФЭО самой сметы должно иметь финансовое обоснование статей расходов, но ФЭО сметы законом в качестве обязательного документа не установлено, поэтому такое обоснование составлять не требуется, при этом они «забывают», что членские взносы не абстрактные цифры, а складываются из сметных статей и являются составной частью сметы.

Такой подход не основан не только на прямой взаимосвязи финансово-экономического и сметного расчета, но и на правовых источниках (в том числе судебных и общеприменяемых). Так, разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 год»» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) определено, что: «размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование …».

Таким образом, из финансово-экономического обоснования размера членских взносов можно получить информацию, что содержащиеся в документе цифры не установлены произвольно, а имеют документальное подтверждение расходов, из которых формируется их размер.

Такое документальное подтверждение расходов, из которых устанавливается размер членских взносов, готовит правление, выполняя возложенную пунктом 7 ст. 18 Закона № 217-ФЗ обязанность по подготовке и составлению ФЭО.

ВЫВОД: ФЭО содержит документальное подтверждение расходов и составляется правлением СНТ.

Форма ФЭО, прежде всего, должна быть ориентирована на информативность документа, чтобы из его содержания можно было дать оценку достоверности содержащихся в нём цифровых показателей. Например, для обоснования суммы сбора за строительство забора, правление должно получить ценовые предложения от, как можно большего количества потенциальных контрагентов, провести оценку этих предложений и выбрать оптимальное по цене и качеству. Сам документ может как содержать сведения о всех изученных предложениях с перечнем организаций, их телефонами и адресами, предлагаемой ценой, так и только вывод с отсылкой на приложения к ФЭО, которое, в этом конкретном случае, может быть оформлено решением правления по итогам рассмотрения ценовых предложений. Но лучше это сделать так:

финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практика

Можно дополнить документ столбцом справа, где рассчитать стоимость позиции, например, за одну сотку площади садового участка. Можно и в конце документа сделать такой итоговый расчёт.

Источник

Добрый день! Подскажите насколько реально оспаривание сметы в СНТ из-за отсутствия финансово-экономического обоснования

финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практика

Насколько реально оспаривание сметы в СНТ из-за отсутствия финансово-экономического обоснования.

Ответы на вопрос:

финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практика

Екатерина! Реально оспаривать фактами и ссылками на нормативные акты. Образование тут вообще не причём.

финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практика

Екатерина, до вступления в силу ФЗ-217 на эту тему было только разъяснение Верховного суда РФ относительно того, что взносы не могут назначаться произвольно, а должны иметь финансовое обоснование, со вступлением в силу закона эта норма там прямо прописана.

Таким образом, можно оспаривать.

финансово экономическое обоснование сметы снт судебная практика

Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Пока не вижу судебной практики. Да новый закон установил, что нельзя принимать смету без финансово-экономического обоснования членского и целевого взноса. Как я понимаю его цены согласно заключенных договоров, подтверждающих затраты на содержание и приобретение общего имущества в начальном периоде на основании договоров, как с сотрудниками по трудовым договорам, договоров с организациями обеспечивающими н хозяйственную деятельность (электроснабжение, вывоз мусора, охранные мероприятия, ремонтные работы, благоустройство и ТД)

оплату обязательных налогов.

Да бесспорно, что обозначенная сумма финансово-экономического обоснования в начале периода может незначительно отличаться от итоговых показателей в конце периода.

Постановленное новым законом поступление вносов только на расчетный счет и осуществление всех платежей только через расчетный счет товарищества позволяет четко отследить и проверить целевое использование собранных денежных средств.

Только новый закон не установил, как должен отвечать, за его неисполнение руководитель (председатель), который по-прежнему собирает взносы наличными деньгами или придумывает всякие схемы принятия взносов через интернет.

Все прекрасно знают, что большая часть председателей зная, что его никогда не привлекут к ответственности, творят все что пожелают.

Все также знают, что ревизионная комиссии в большинстве товариществах просто форма, решения и кворум собрания создается на бумаге, которая как говорят в народе все стерпит и которой верит суд.

Сейчас когда садоводов называют собственниками недвижимости пора перевести их в муниципалитеты и прекратить беспредел царящий в СНТ, ставший настоящей формой рабства.

Источник

Взносы в СНТ, отсутствие сметы

На сегодняшнее число ( 3.06.20) правление нашего садово-огородного товарищества (СНТ) не предоставила членам СНТ ни смету на 2020 год, ни финансово-экономическое обоснование этой сметы (ФЭО)

Прикрываются эпидимиологической ситуацией в стране, собраний по утверждению сметы нет (что в принципе по закону правильно и претензий тут нет)

Ссылка Вашего правления на Федеральный закон от 25.05.2020 N 156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в данном случае абсолютно необоснованна.

Не применяется данный Федеральный закон к СНТ.

Можете так им и пояснить.

Этот Федеральный закон применяется исключительно к общим собраниям собственников помещений в многоквартирном доме.

У Вас же СНТ. К нему применяется совсем другой Федеральный закон — а именно Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Причем по Федеральному закону № 217-ФЗ допускается проведение очного собрания членов СНТ, а если оно не состоялось, то проводится очно-заочное голосование, в том числе и по вопросам об утверждении приходно-расходной сметы и финансово-экономического обоснования размера членских взносов и платы лиц, не являющихся членами СНТ, но владеющих земельными участками в границах его территории.

Поэтому Ваши председатель и правление должны немного поработать, разработать проекты приходно-расходной сметы, ФЭО созвать общее собрание. Если оно не будет иметь кворума, то провести очно-заочное голосование и наконец-то утвердить общим собранием необходимые документы.

Если потребуется помощь, то могу посодействовать им консультациями или соответствующими необходимыми документами.

В частности, в подтверждение ранее приведенных доводов, как установлено в статье 17 Федерального закона № 217-ФЗ:

21. В случаях, определенных правлением товарищества, решение общего собрания членов товарищества может быть принято в форме очно-заочного или заочного голосования.
22. По вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 — 6, 10, 17, 21 — 23 части 1 настоящей статьи, проведение заочного голосования не допускается.
23. В случае, если при проведении общего собрания членов товарищества по вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 — 6, 10, 17, 21 — 23 части 1 настоящей статьи, такое общее собрание членов товарищества не имело указанного в части 19 настоящей статьи кворума, в дальнейшем решение такого общего собрания членов товарищества по тем же вопросам повестки такого общего собрания членов товарищества может быть принято путем проведения очно-заочного голосования.

Могут быть взносы (внесение денежных средств) без предварительной сметы? Слова правления (дословно) «Нам нужно работать, благоустройство проводить, с поставщиками рассчитыватся… Несите деньги, взносы. А потом, до конца года — мы вам смету предоставим! Увидете на что собирали» Мне нужно аргументировано им пояснить, что без сметы не бывает денег, я то это понимаю и не хочу данным людям просто так отдавать кровные и так же мне нужно пояснить своим соседям, что в данном случае правы мы, а не они

Полностью согласно с коллегой. В данном случае, поскольку речь идет о СНТ, подлежит применению Федеральный закон № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ, который устанавливает, что:

1. Взносы членов товарищества могут быть следующих видов:

1) членские взносы;
2) целевые взносы.
2. Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества.
3. Членские взносы вносятся членами товарищества в порядке, установленном уставом товарищества, на расчетный счет товарищества.
4. Периодичность (не может быть чаще одного раза в месяц) и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества.
5. Членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:
1) с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество;
2) с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями;
3) с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;
4) с благоустройством земельных участков общего назначения;
5) с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности;
6) с проведением аудиторских проверок товарищества;
7) с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;
8) с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний;
9) с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
6. Целевые взносы вносятся членами товарищества на расчетный счет товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения, в порядке, установленном уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы, исключительно связанные:
1) с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;
2) с подготовкой документации по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;
3) с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;
4) с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;
5) с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.
7. В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка и (или) суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке, или размера доли в праве общей долевой собственности на такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
8. Размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества.
9. Уставом товарищества может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов.
10. В случае неуплаты взносов и пеней товарищество вправе взыскать их в судебном порядке.

Стаья 17 ФЗ № 217 относит к исключительной компетенции общего собрания

Пункты (21 и 22) определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

То есть взносы, как прямо прописано в ФЗ 3 217, это не хаотично установленная величина сбора, размер взноса рассчитывается согласно нуждам снт на целый год согласно смете, и утверждается общим собранием СНТ, которое проведено в установленном порядке, и которое уполномочено решать такой вопрос (то есть присутствует кворум).

Правление либо председатель не вправе самовольно устанавливать и требовать внесения каких-либо взносов без утверждения необходимости таких взносов и их размера в судебном порядке.

Если председатель ибо правление самовольно выдвигают такие требования-эти действия незаконны, и могут Вами обжалованы в установленном законом порядке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *