формы обучения естествознанию урок

Формы организации обучения естествознанию. Сущность и классификация.

Учебно-воспитательный процесс — это целостная система, позволяющая в комплексе реализовать основные цели на­чального естественно-научного образования. Любая система состоит из взаимосвязанных частей, в методике к ним отно­сятся формы обучения.

В «Философской энциклопедии» понятие «форма» опре­деляется как внутренняя организация содержания, которая обнимает систему устойчивых связей предмета.

Применительно к обучению, форма — это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции

В то же время, по мнению И.Я. Лернера й М.Н. Скаткина, сами организационные формы влияют на конкретный ход обучения, обусловливая, к примеру, возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, они влияют на общий ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности. От применяемых в школе организационных форм во многом зависят принципы, методы и средства обучения.

Четкого определения понятий «форма организации обу­чения», «организационная форма обучения», «формы орга­низации учебной работы» как педагогических категорий пока не существует так же как и их общепринятой научной клас­сификации. Одни авторы рассматривают, например, экскур­сию как разновидность урока, а другие — как самостоятель­ную организационную форму обучения. Чтобы обоснованно сгруппировать организационные формы обучения, построить их классификацию, необходимо прежде всего понять, что же следует считать формой обучения, выделить существенные признаки этого понятия.

Форму обучения можно определить как способ организа­ции учебно-познавательной деятельности учащихся, соот­ветствующий условиям ее проведения и содержанию.

Формы организации учебной работы в «Основах дидакти­ки» под редакцией Б.П. Бсипова довольно полно определя­ются составом обучающихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и спо­собами руководства ими со стороны учителя.

Если принять за основу вышеназванные признаки, то можно выделить следующие формы организации изучения естествознания в начальной школе:

Главной формой организации обучения является урок. Вместе с тем изучение естествознания нельзя ограничить только уроком. Оставаясь основной формой организации обучения, урок должен взаимодействовать с экскурсиями, внеурочными работами.на которых осуществляется практи­ческая деятельность детей по изучению природных объектов и процессов в естественных условиях. Закрепление и совер­шенствование полученных знаний, отработка практических умений проходит во время выполнения домашних заданий, которые обязательно связаны со всеми формами учебной работы. Расширить кругозор младших школьников, углу­бить предметные знания, развить исследовательские умения и навыки призваны внеклассные занятия.

Взаимосвязь форм организации учебной работы по естест­вознанию покажем на примере изучения сезонных изменений в природе.

В начале сезона проводится вводная экскурсия, на которой учащиеся выясняют, как изменилось положение солнца, измеряют температуру воздуха, воды, почвы, наблюдают за изменениями в жизни растений и животных. Затем прово­дятся уроки по изучению сезонных изменений в неживой и живой природе, на которых используются сведения, полу­ченные учащимися на экскурсии. Вне уроков учениками ведутся наблюдения за погодой и фенологическими явления­ми в жизни растений и животных, дома заполняются «Днев­ники наблюдений». Результаты этой внеурочной и домашней работы тоже используются на уроках во время формирования представлений о сезонных изменениях в природе данной местности. В школьном натуралистическом кружке учащие­ся ставят эксперименты и ведут более сложные фенологиче­ские наблюдения, которые расширяют и углубляют знания программного материала.

Таким образом все организационные формы обучения ес­тествознанию тесно связаны между собой.

Урок – основная форма организации обучения. Требования к современному уроку естествознания.

Урок — основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одина­кового возраста и уровня подготовки в течение определен­ного времени.

Главные требования к современному уроку:

1. Общая дидактическая целенаправленность урока.
Часто учитель недооценивает специальное продумывание

познавательной задачи урока. В то же время постановка учебной задачи, диктующей формулировку дидактических, развивающих и воспитывающих целей помогает выбрать рациональную структуру и методы проведения урока. Иногда познавательная задача формулируется совместно с учащи­мися, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, соз­данную учителем на уроке. Этот методический прием влияет на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию.

2. Достаточная материальная оснащенность.

Вреден как недостаток так и избыток наглядных пособий на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно и целесообразно использовать на уроке средства обучения.

3. Концентрация внимания на главном, существенном, на
усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных
идеях учебного материала.

Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного материала дополнительными сведениями, конкретными фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содер­жания учебника. При этом за деталями теряется суть урока. Необходимо во время объяснения выделять главные мысли голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выпи­сать на доску тему и то, что дети должны знать и уметь по окончании урока.

4. Систематичность, последовательность, преемственность
и логическая завершенность учебных операций.

Учитель должен четко следовать замыслу урока, но в то же время быть готовым быстро перестроить его ход при из­менении ситуации. Стремление любой ценой выполнить намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении. У хорошего учителя всегда есть запасные методические ва­рианты ведения урока.

5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и ин-
дивидуальной форм учебной работы на уроке.

Учитель должен стремиться к организации учебного тру­да как коллективной деятельности детей. На различных этапах урока следует давать задания не только всему классу, но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам. Такие задания могут быть общими или дифференцирован­ными в зависимости от учебных возможностей учащихся и содержания учебного материала. Коллективная деятельность развивает коммуникативные качества личности, усиливает взаимозависимость детей в классе.

6. Оптимальный психологический режим на уроке.
Для этого учитель должен поддерживать познавательный

интерес детей, использовать приемы активизации учебной деятельности. В современной школе в основе построения уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся, при котором происходит общение на основе сочетания высо­кой требовательности с уважением к личности. Нельзя недо­оценивать гигиенические и эстетические условия в классной комнате.

7. Экономия и рациональное использование времени на
уроке.

Учитель должен правильно определить тип урока и вы­брать его рациональную структуру. Грамотный расход вре­мени на различных этапах урока позволяет проводить его в оптимальном для конкретного класса темпе.

8. Восстановление делового равновесия при его нару-
шении.

В классном коллективе с самого первого урока должны формироваться дисциплинарные традиции, помогающие учителю наладить деловую обстановку на уроке.

9. Непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление
и совершенствование знаний учащихся.

Любой вид учебной работы на уроке должен завершаться первичным закреплением, помогающим учителю контроли­ровать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во время закрепления учитель может давать задания для само­проверки и взаимопроверки детей.

10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемо-
го на уроке материала.

Учитель должен помнить, что любой урок является частью темы, раздела и поэтому должен быть их логической едини­цей. Важно знать, какую систему научных понятий дает программа и встраивать новые понятия в эту систему» фор­мировать ассоциативные связи с понятиями, полученными на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание.ычя

Чтобы сложилась система, состоящая из взаимосвязанных уроков, необходимо использовать преемственные и перспек­тивные связи, знать место каждого урока в теме, его связь с другими. Без такой системы курс естествознания не может быть логичным и целенаправленным.

Источник

Тема 2.3. Формы организации обучения естествознанию в начальной школе

Основные понятия и термины по теме:урок, внеурочная работа, внеклассная работа.

Цель: рассмотреть различные формы организации обучения. Характеризовать урок, как основную форму обучения естествознанию, рассмотреть методику подготовки к нему.

План изучения темы:

1. Понятие о формах организации учебного процесса.

2. Урок. Типы уроков. Требования к уроку.

3. Внеурочная работа и внеклассная работа. Требования и методика организации.

4. Системный самоанализ и анализ урока.

Краткое изложение теоретических вопросов

1. Формы обучения естествознанию

Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется в определенных формах. К трактовке понятия «форма обучения» нет единого подхода. По определению Ю.К. Бабанского, «формы организации обучения» представляют собой внешне выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме»[2].

В теории и практике обучения естествознанию сложились три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, внеурочная деятельность и внеклассная работа. Каждая из этих групп имеет свою специфику в содержании, организации деятельности учителя и учащихся, но они имеют и общие черты:

1. Решение определенных познавательных, воспитательных и развивающих задач.

2. Отбор определенного содержания учебного материала, при этом необходимо учитывать требования к учебной нагрузке учащихся, правила безопасности и гигиены труда.

3. Применение разнообразных методов и приемов, выбор и сочетание которых зависят от целей содержания занятий.

4. Достаточное и необходимое материальное обеспечение занятий. Рациональное использование отведенного на занятие времени.

5. Наиболее полное использование потенциальных способностей каждого ученика, учет их индивидуальных особенностей.

Несмотря на общие черты, каждая из организационных форм имеет свои особенности, поэтому в группах форм выделяют их виды.

УрокВнеурочные занятияВнеклассная работа
Вводный Смешанный Предметный Экскурсия ОбобщающийВыполнение домашних заданий Наблюдения в природе Проектная деятельностьКружки, экскурсии Туристические походы Викторины, олимпиады, утренники, праздники и др.

Внутри каждого вида организационных форм выделяют более мелкие организационные формы: практические и лабораторные работы, игры, самостоятельная или фронтальная, групповая или индивидуальная организация деятельности детей.

2. Урок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию

Урок как форма обучения существует 300 лет. Он прочно вошел в систему работы общеобразовательной школы и признан основной формой организации учебной деятельности учащихся, педагогической единицей процесса обучения.

Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и представляет собой нечто законченное и вместе с тем является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.

Задачи и требования к уроку:

˗ обучающие, познавательные: приобретение новых знаний, умений навыков, отбор учителем ведущих и второстепенных понятий;

˗ воспитательные: формирование законов развития природы, научного мировоззрения, воспитание патриотизма, трудовое воспитание, экологическое воспитание, эстетическое воспитание;

˗ развивающие: развитие личностных качеств – мышления, памяти, внимания, наблюдательности и т.д.;

˗ самообразовательная: обучение учащихся приемам и методам самостоятельной работы с учебником, тетрадью, таблицами, рисунками, глобусом, картами;

˗ стимулирующая: вызывать у учащихся потребность в знаниях, интерес к изучению природы, активизировать познавательную деятельность учащихся.

2. Смешанный, или комбинированный, урок.

5. Обобщающие уроки.

Модификации основных типов уроков

Творческий подход учителей к урокам позволил разработать большое число модификаций основных типов уроков. В педагогической литературе эти уроки называют нестандартными. Их классификация:

˗ по способам деятельности детей: поисковые, исследовательские, тренинговые, коммуникативные (диалоги, обмен мнениями, дискуссии, диспуты, КВН, «Поле чудес» и т.п.);

˗ по формам организации учебной деятельности: урок-игра, урок-путешествие, урок-конференция, урок-театрализация, урок-конкурс.

Структура урока в разных системах обучения:

1. Традиционная система

Ø Организация начала урока;

Ø Повторение и закрепление материала, изученного на предыдущем, а иногда и на нескольких предыдущих уроках;

Ø Создание опоры для усвоения новой информации путем оживления имеющегося у учащихся опыта;

Ø Изучение нового материала;

Ø Закрепление нового материала;

Ø Обобщение и вывод по изученному на уроке;

Ø Задание на внеурочную деятельность.

2. Система развивающего обучения:

Ø Мотивация. Создание проблемной ситуации. Формулирование цели исследования;

Ø Исследование в малых группах. Полезно предложить каждой группе план ответа;

Ø Обмен информацией. Показать выполненную работу на рабочем листе;

Ø Организация информации (под руководством учителя);

Ø Связывание информации, обобщение (учитель вместе с детьми формулирует и записывает обобщение);

Ø Подведение итогов;

Ø Домашнее задание.

3. Внеурочная работа. Домашняя работа как одна из форм внеурочной работы

Эта работа обусловлена необходимостью решения учебных задач, заложенных в Государственном стандарте и авторских программах. Она, как и урок, является обязательной. Однако, в отличие от урока, она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется спецификой учебного предмета и индивидуальными особенностями ребенка. Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выполнение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Внеурочная работа развивает умственные способности учащихся. Велико ее влияние на развитие ответственности, организованности, дисциплинированности, силы воли, саморефлексии и т.п.

Объем и содержание домашнего задания определяется учителем по каждому конкретному уроку. Это может быть закрепление материала в ходе работы с текстом и рисунками учебника, выполнение заданий в учебных пособиях, выполнение опытов и практических работ, наблюдения в окружающем мире.

Учащиеся должны хорошо усвоить содержание и цель выполнения задания. В задании должна быть четко определена деятельность детей, что вытекает из особенностей задач учебного естествознания. Важной составляющей внеурочной деятельности учащихся является изучение природы и хозяйственной деятельности родного края.

Виды домашних заданий:

˗ по формированию общих природоведческих понятий;

˗ связанные с формированием умений и навыков (измерение, опыты и т.д.)

˗ связанные с работой в Дневниках наблюдений;

˗ работа с дополнительной литературой;

4. Внеклассная работа

В отличие от внеурочной работы, не является обязательной. Основная задача внеклассной работы – расширение кругозора школьников, развитие личностных качеств с учетом индивидуальных интересов, развитие индивидуальных творческих способностей детей.

Внеклассная работа не регламентирована временными и возрастными рамками. Продолжительность занятий определяется в каждом отдельном случае.

Виды внеклассных занятий: массовые, групповые, индивидуальные.

Массовые: в них могут принимать участие все учащиеся школы. Формы: праздники, утренники, КВН, туристические походы, экскурсии в краеведческий музей, зоопарк, ботанический сад, на ферму, на предприятия и т.д.

Групповые: кружки «ЮННАТЫ», «Юные защитники природы» и т.д.

Цель такой работы – углубление и расширение знаний о природе, выработка навыков исследовательской работы, участие в общественно-полезном труде.

Индивидуальные: выполняется детьми самостоятельно, учитывает индивидуальные особенности детей. Это самостоятельные посещения музеев, выставок, чтение книг естественнонаучного содержания, индивидуальные исследования и наблюдения. Хорошим стимулом для такой работы является поручение подготовить сообщение и сделать его на уроке.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что такое организационная форма обучения?

2. Назовите основные формы организации учебного процесса в начальной школе по предмету «Окружающий мир».

3. Назовите основные типы уроков по ОЗМ.

4. Назовите виды внеурочной и внеклассной работы по естествознанию в начальной школе.

Задания:

1. Изучить структуру и методику проведения урока комбинированного типа, предметного урока, урока-экскурсии.

2. Изучить организацию и методику проведения кружковой, краеведческой, экологической работы в начальной школе.

3. Разработать фрагменты уроков, включающих проверку и контроль знаний учащихся.

4. Примеры использования различных средств наглядности с целью формирования у учащихся природоведческих представлений, понятий, изучения причинно-следственных связей.

5. Разработать фрагменты уроков, включающих демонстрацию опытов на всех этапах урока с различными дидактическими целями.

6. Покажите на конкретных примерах, как вы организуете внеурочную работу по естествознанию.

7. Покажите на конкретных примерах, как можно организовать повторение на уроках естествознания.

8. Методика подготовки и проведения ролевой игры.

Составьте план осенней экскурсии (может быть выбрана любая сезонная экскурсия), используя следующие указа­ния:

˗ определите тему, образовательно-развивающие и воспитатель­ные задачи;

˗ выделите признаки данного сезона, которые дети должны на­блюдать в неживой и живой природе (на этом этапе целесообразно использовать материалы полевых практик по базовым дисциплинам);

˗ определите методы ведения экскурсии;

˗ спланируйте вводную беседу с учащимися на месте экскурсии;

˗ разработайте задания для самостоятельных наблюдений и практической работы;

˗ продумайте форму отчетности по проведенным наблюдениям;

˗ разработайте заключительную беседу на экскурсии;

˗ продумайте возможность и необходимость сбора природного материала.

Форма контроля самостоятельной работы:

1. Представление докладов со слайдовой презентацией.

2. Обсуждение докладов (ответы на вопросы по теме).

3. Представление фрагментов составленных уроков с методическими пояснениями.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). – URL: http://минобрнауки.рф/documents/922 (пп. 12.3, 19.3)

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования http://минобрнауки.рф/documents/922. – URL: http://минобрнауки.рф/documents/922 (С.56-61, 160-166).

3. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир в 3-4 классах: Книга для учителя – М.: Просвещение, 2001.

6. Зуев Д.Д. Школьный учебник – М.: Просвещение, 1976.

Умения, сформированные у студента после изучения темы:

1. Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности.

2. Анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам.

3. Осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков.

Источник

Сообщение » Игровые формы обучения естестознанию»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Игровые формы обучения естествознанию.

Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания. Игры в полной мере соответствуют современным задачам методики обучения. На включение их в педагогический процесс настаивают психологи и педагоги, которые стремятся его оптимизировать.

Игра – это модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.

Подбирая игру к уроку, важно учесть уровень сложности и в то же время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательны, не мешать друг другу, быть достаточно активными. При организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Ученики в игре неизбежно становятся главными фигурами учебно-воспитательного процесса, что делает обучение личностно ориентированным.

В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика конкретным образом изменяются. Учитель в игре перестает быть для ученика только источником знаний и становится режиссером игры и консультантом по организации познавательной деятельности. Ученики же в игре – активные участники учебного процесса: они сами определяют цель игры, ищут способы ее достижения, вырабатывают возможные пути решения задач. В имитационно – ролевых играх может быть разыграно множество ситуаций.

Это может быть представление в лицах (инсценировка) идей какой – либо истории, описанной в литературе или текущей прессе и имеющей отношение к охране природе, или разработка ситуации, связанной с какой – либо экологической катастрофой.

Для развития личности очень полезно имитационное поведение и попытка понять действия другого человека (например, директора заповедника и т.д.) через принятие в игре его установок (привычных способов действий и мышления) и помещение себя в обстоятельства его деятельности. Расширяет кругозор школьников.

В играх может быть осуществлено непосредственное изучение социальных ситуаций, таких как уничтожение цветов на клумбе, поломка деревьев, негуманное отношение к животным и т.д. Игры позволяют смоделировать различные ситуации, например, «А что будет, если…», проанализировать их, заставляют задуматься о будущем. Во время игры можно смоделировать ситуации, например, через 5, 10, 15 лет.

Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира.

Начиная подготовку к игре, следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов); как подводить итоги.

Важнейшими этапами игры служат её планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организатору игры необходимо:

Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры.

Наметить роли учеников.

Предусмотреть необходимый «реквизит», справочный материал.

Продумать, каким будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет изменить в целях активизации класса.

Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.

Решить, как использовать результаты игры.

Немаловажным фактором является определение времени игры: когда, на каком уроке или во внеурочное время она может быть проведена. Игры могут иметь разную продолжительность и проходить на разных этапах урока.

Для создания игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важных моментах:

Во-первых, исключить порицание и критику во время игры. Учителю следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями, но не может быть «правильных» или «неправильных», «лучших» и «плохих» путей. Обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной. Во-вторых, учитель должен играть как бы двойную роль, с одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Учитель определяет выбор разыгрываемых ситуаций и их сложности, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Для младших школьников наиболее приемлемы игры с решением различных ребусов, кроссвордов, шарад, путешествий по карте. Такие игры менее трудоемки, их можно использовать систематически. Разнообразя процесс обучения в начальной школе, игры побуждают детей к активной деятельности.

Для младших школьников наиболее подходят ролевые игры или игры с определенными правилами, выполнение которых позволяет достигнуть определенных результатов, решить поставленную задачу. Сценарий игры должен содержать описание структуры и назначение объекта, положения, обстановки. В процессе игры создается обучающая ситуация, поощряется поиск ответа на поставленные вопросы.

Особенно эффективны игры по экологии и охране природы, которые не только представляют учащимся возможность получить определенные знания, но и воспитывают в них экологическую грамотность, активизируют их интерес к проблемам окружающей среды, формируют нравственные качества личности.

Предлагаю методику проведения нескольких экологических игр для учащихся начальной школы.

Игра «Многообразие и значение растений».

Знакомство с разнообразием растительного мира начинается с 1 класса. Вначале учащиеся знакомятся с травянистыми и древесными формами, голосемянными и цветковыми растениями, позже – с органами цветкового растения, узнают об особенностях хвойных растений, папоротников, водорослей. Здесь можно использовать игру-тест.

Детям раздают карточки с изображениями растений из различных групп со всеми органами, включая цветки и плоды. По правилам игры необходимо вычеркнуть органы, отсутствующие на самом деле у данного растения. В процессе игры дети оценивают выполнение задания товарищем. Каждый участник получает баллы за правильную проверку задания.

Игра «Кто где живет».

Игру проводят на уроке при изучении вопросов о местообитании растений и животных, представлений об экологических факторах.

Для игры необходимо подготовить три кубика.

Первый кубик позволяет выбрать среду, где живут растения и животные. На его шести гранях обозначены различные местообитания: лес, тундра, степь, пустыня, лесостепь, почва.

Третий кубик демонстрирует обеспеченность влагой или её качество: пресная вода, соленая вода, мало осадков, много осадков, достаточное количество воды, воды очень мало.

Смысл игры заключается в том, чтобы по тем или иным выбросам кубиков составить среды или природной зоны и определить, какие организмы могут в ней обитать. В игре могут участвовать от четырех человек, до всего класса одновременно.

В том случае, если условия оказываются не соответствующими ни одной из реальных ситуаций (например, лес, +50 о С, соленая вода), участники обоснованно бросают один из кубиков еще раз. Игру можно проводить, разбив класс на две команды и выбрав жюри из трёх человек, которое будет оценивать результат. Каждая из команд может дополнять ответы другой команды.

При изучении жизни животных в различных сообществах ученики знакомятся с растительноядными, насекомоядными, хищными животными. Кроме того, им даются элементарные представления о цепях питания и объяснятся, как одни организмы зависят от других. Учащиеся должны четко знать, что любая цепь начинается с растений, и сделать вывод о роли растений на Земле. В этом случае можно использовать игру «Кто что ест».

В игре участвует весь класс. На доске рисуется схема цепи питания, состоящая из растений, растительноядных животных и хищников. Весь класс разбивается на три группы: растительноядные, насекомоядные и хищники. Из разложенных на столе карточек каждая группа должна выбрать свою пищу, причем пищи должно быть столько, чтобы данное животное могло бы выжить. Поэтому оптимальное количество карточек для каждой группы оговаривается. Участники игры от каждой команды по очереди подходят и выбирают карточки. За каждую правильно выбранную карточку команде дается одно очко, а за каждую ошибку очко снимается. Выигрывает та команда, которая наберет максимальное число очков.

Из учащихся класса выбирается «экспертная комиссия», которая подсчитывает баллы и приходит на помощь команде в случае затруднения.

Далее учащимся предлагается составить из набранных карточек цепи питания. Для этого из имеющихся групп формируются новые группы по три-четыре человека, причем в каждую из них обязательно входят ребята из всех трех групп. Они с помощью имеющихся у них корточек составляют цепи питания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *