фрески церкви спаса на нередице

Записки реставратора: опыт восстановления церкви Спаса Преображения на Нередице. Часть 1

Великий Новгород занимает особое место в истории искусств. Один из древнейших русских городов, стоящий у истоков государственности, явивший собой духовный оплот православной Руси. Его месторасположение на стыке пути «Из Варяг в Греки» определило материальное благосостояние его жителей, а многочисленные контакты заложили основы богатейшей культуры. Неудивительно, что Новгород богат на памятники религиозного зодчества, древнейшие из которых датируются XI веком. Одним из уникальных объектов является крупнейший средневековый ансамбль церкви Спаса Преображения на Нередице. Храм, возведенный в 1198 году, является последним памятником княжеского строительства в Новгороде. Впоследствии заказчиками культовых построек выступали уже не князья, а бояре или купцы.

Храм был возведен по указу князя Ярослава Владимировича в память о двух своих скончавшихся сыновьях – Изяславе и Ростиславе. Церковь по своему архитектурному облику ничем не отличалась от других построек конца XII века. Это небольшой одноглавый храм кубического типа. Его внутреннее пространство имеет более простую и менее расчлененную структуру, чем многие церкви той эпохи. Значительно скромнее выглядят полати – хоры, где по углам размещены два предела. Парадная лестница в пристроенной башне сменяется щелевидным входом в западной стене. С предельной простотой оформлены фасады церкви.

фрески церкви спаса на нередице

Летом 1199 г. церковь Спаса Преображения была расписана. Роспись храма представляла собой наиболее драгоценный памятник Новгородской монументальной живописи XII века. Иконографическая программа, лежащая в основе росписи церкви Спаса на Нередице, наряду с другими живописными ансамблями того времени составлялась духовным лицом, отвечая при этом личным требованиям заказчика. В основе иконографической программы лежат два сюжета: тема евхаристической жертвы и тема Воскресения. Страшный суд – одна из важнейших композиций храма – занимает практически всё пространство западной стены.

Все столбы, стены, своды, арки, купол храма были покрыты фресками. В церкви было изображено Вознесение Господне, ниже, в барабане – пророки, в подпружных арках – медальоны с изображением сорока мучеников. На стенах и столбах расположены отдельные фигуры и композиции. Вся западная стена храма была занята композицией «Страшный суд». Само изображение праведников и грешников и их местоположения в композиции определено главной фигурой Христа-Судии во славе. Лики святых, идущих на суд, расположены справа от фигуры Христа. Их шесть. Это шествие возглавляет изображение Апостола Петра, который подводит группу избранных к вратам рая. Слева от Христа – изображение Ангелов Господних, сгоняющих грешников в огненную реку.

Нижнюю часть стен покрывала орнаментальная роспись, иллюстрации к тексту Евангелия, многочисленные изображения воинов, мучеников, Отцов Церкви. В росписи храма можно встретить ряд сюжетов, возникших по инициативе заказчиков. Например, в поясе Святых изображены Борис и Глеб, а также «ктиторская» композиция с изображением князя Ярослава Владимировича.

фрески церкви спаса на нередице

Дореволюционные копии росписей храма

фрески церкви спаса на нередице

Дореволюционные копии росписей храма

фрески церкви спаса на нередице

Дореволюционные копии росписей храма

фрески церкви спаса на нередице

Дореволюционные копии росписей храма

Н. В. Пивоварова в своей работе «Фрески церкви Спаса на Нередице» пишет: «Тему райского блаженства и адских мучений развивают картины в южном и северном простенках нефа: “Пламенное оружие” (охраняемый огненным херувимом вход в Царствие Небесное) и “Лоно Авраамово”; символ адских мучений и “Богатый в адском пламени”. Таким образом, в общую систему росписи оказываются вовлеченными изображения в южной (ктиторской) и северной арксольных нишах: надгробный ктиторский портрет и полуфигура святой равноапостольной Фёклы».

Первые реставрационные работы на памятнике, производившиеся под руководством П. П. Покрышкина, относятся к 1903 году. Эти работы важны тем, что в процессе реставрации была осуществлена тщательная фотофиксация, а также выполнены акварельные копии художника Л. М. Браиловского, с показанием места размещения живописи на стенах. Собранные во время дореволюционной реставрации материалы оказали значительное влияние на реставрационные работы в наше время.

фрески церкви спаса на нередице

В то время как необходимость реставрации в 1903 году была обусловлена 700-летним возрастом росписей в храме (сама церковь при этом стояла в неприкосновенности), то перед искусствоведами XXI века была поставлена гораздо более сложная задача. В годы Великой Отечественной войны церковь Спаса Преображения на Нередице оказалась на линии фронта и сильно пострадала во время боев. В результате от храма остались лишь руины, а от первоначального живописного убранства сохранилась только пятая часть росписей. В их числе оказались фрагменты композиций «Святая Иулиания» и «Святая Варвара», расположенные в склоне арочного проёма юго-западной части храма.

фрески церкви спаса на нередице

Вид храма после Великой Отечественной войны

В результате огромной работы, проведённой архитекторами и художниками-реставраторами, Нередица обрела новую жизнь: церковь была восстановлена. В ходе противоаварийных мероприятий удалось сохранить часть росписей. В 1992 г. решением юбилейного заседания Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО церковь Спаса-Преображения на Нередице, была включена в перечень памятников истории и культуры города Великий Новгород и его окрестностей как объект, имеющий выдающуюся универсальную ценность.

Как проходила реставрация росписей в церкви Спаса на Нередице, и что должен уметь настоящий реставратор? Обо всем этом – во второй части материала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески

Приложение. Мозаики и фрески в памятниках архитектуры


Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода

¦ Церковь Спаса была варварски разрушена фашистской артиллерией в первые дни немецкого вторжения в Новгород. При этом почти все фрески погибли. Уцелели лишь отдельные фрагменты. В центральной апсиде, сохранились нижние части шести фигур из верхнего ряда на южной стороне, части трех фигур из нижнего ряда на северной стороне и все фигуры на южной, над проходом в диаконник — изображение св. Игнатия в медальоне, справа от прохода в диаконник — нижняя часть фигуры архидиакона Авивы и фигура св. Евдокии, в аркосолии на южной стороне центральной апсиды — голова пророка Илии, в аркосолии на северной стороне апсиды — полуфигура Петра Александрийского, в жертвеннике — изображение Иакова Алфеева, в диаконнике — сильно попорченные изображения святых жен (относительно хорошо сохранилось изображение Февронии на северной стене), в проходе из алтаря в диаконник — изображения св. Екатерины и Николая. На южной стене от сцены Крещения остались лишь незначительные фрагменты (группа раздевающихся, часть пейзажа с деревьями в правом нижнем углу, рука одного из ангелов слева, часть фигуры крайнего ангела справа), также и от композиции Страшный суд на западной и северной стенах (ангел, свивающий небо, блудница, змей Сатаны, несколько фигур праведников и фрагменты изображений адских мучений грешников). В аркосолии северной стены уцелело изображение св. Феклы. От интереснейшей ктиторской фрески дошли только нижняя часть фигуры Христа, незначительный фрагмент фигуры князя и последнее слово надписи («аминь»). Все фрагменты побиты и поцарапаны, верхний красочный слой сильно стерт. В настоящее время церковь Спаса восстановлена с консервацией уцелевших фресковых фрагментов. До своей гибели роспись Нередицы находилась в превосходном состоянии сохранности. Лишь в отдельных местах она была повреждена ямчугой. Почти все публикуемые здесь снимки были сделаны до второй мировой войны.

Распределение евангельских сцен на сводах и стенах Нередицы было настолько свободным, что в нем тщетно было бы искать даже намека на хронологическую последовательность событий. Рождество Христово украшало западную стену (над Страшным судом), ранние евангельские эпизоды (Введение во храм, Сретение, Крещение) были размещены в нижнем регистре, а более поздние (Преображение, Вход в Иерусалим,
¦ Несение креста, Моление о чаше, Распятие, Снятие со креста, Явление женам-мироносицам) — в верхнем. При этом в пределах верхнего регистра не было строгого порядка. Еще меньше его было в изображениях на сводах. Здесь Воскрешение Лазаря соседствовало с Тайной вечерей, Явление Христа Клеопе и Беседа Христа с учениками — с Целованием Иуды и Заушением, Сошествие во ад — со сценами Страстей. Из всего этого можно сделать вывод, что работавшая в Нередице артель живописцев очень торопилась с выполнением заказа. Поэтому она заведомо отказалась от строго продуманного плана, уточнение которого потребовало бы времени, а договорилась лишь о совокупности евангельских сюжетов и о предназначенных для них местах, не проявляя при этом особого интереса к тому, чтобы рассказ развертывался в исторической последовательности и чтобы посетитель церкви мог его «читать» двигаясь в определенном направлении (как в соборе св. Софии в Киеве).

В Нередице, как это было установлено В. К. Мясоедовым и М. И. Артамоновым, работало от восьми до десяти мастеров ( Мясоедов В. К. Фрески Спаса-Нередицы. Л., 1925, с. 16; Артамонов М. И. Мастера Нередицы. — Новгородский исторический сборник, 5. Новгород, 1939, с. 33–47). Одному из этих художников принадлежат южная часть купольной композиции, фигуры пророков Аарона, Илии и Ионы в простенках барабана, св. Чрепие над западной аркой, евангелист Марк, архангел Рафаил в южной люнете, вероятно, южная часть Евхаристии в алтаре, святители по той же стороне, питаемый вороном Илия, Распятие и Снятие со креста на северной стене. Его письмо характеризуется свободной манерой исполнения и широким использованием резких светов, переходящих в глубокие тени. Это письмо правильно сближалось В. К. Мясоедовым с техникой поздних энкаустических икон.

Другой мастер написал большую композицию Страшный суд, сделанную в пять приемов (в той ее части, которая расположена на западной стене), а также Крещение, Рождество Христово, Введение во храм, Сретение и значительное количество единоличных изображений. В его лицах с крупными изогнутыми носами и большими, несколько выпученными глазами есть что-то стереотипное. Он пишет легко, без всякого нажима, жидко накладывает краску и охотно пользуется сочными, глубокими тонами. Его спорое, смелое искусство, по-видимому, наиболее отвечало новгородским вкусам. Третий мастер (автор изображений Петра Александрийского, евангелиста Иоанна, апостолов Павла, Иоанна, Луки, Иакова и Симона, Христа-священника, Иоанна Предтечи из Деисуса, первого ряда святителей на северной стороне апсиды до окна и второго ряда кончая фигурой Иоанна Златоуста) работает в более графической, хотелось бы даже сказать орнаментальной, манере. Он накладывает света тонкими белильными мазками, образующими на скулах, щеках, на лбу узорные плетения. Его фигуры имеют более стройные пропорции и относительно небольшие головы, тщательно вырисованным рукам он уделяет всегда значительное внимание. Среди подвизавшихся в Нередице живописцев этот художник наиболее близок к мастерам, работавшим в церкви св. Георгия в Старой Ладоге и церкви Благовещения в Аркажах. Рядом с тремя основными группами росписей в Нередице можно проследить и ряд других манер, но последние опознаются с меньшей четкостью.
¦

Срезневский И. И. Надпись в Нередицкой церкви близ Новгорода, до 1200 г. — Известия имп. Археологического общества, т. IV. СПб., 1863, стб. 201–205.

Толстой И. и Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства, вып. VI. Памятники Владимира, Новгорода и Пскова. СПб., 1899, с. 129–146.

Ebersolt J. Fresques byzantines de Néréditsi d’après les aquarelles de M. Braylovsky. — Monuments et mémoires l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, t. XIII. Paris, 1906, p. 35–55.

Суслов В. В. Церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода. — В кн.: Памятники древнерусского искусства, издаваемые имп. Академией художеств, I. СПб., 1908, с. 1–10; II. СПб, 1909, с. 1–2; III. СПб., 1910, с. 1–10.

Кондаков Н. П. Заметки о некоторых сюжетах и характере Спасо-Нередицкой росписи. — В кн.: Памятники древнерусского искусства, издаваемые имп. Академией художеств, II. СПб., 1909, с. 3–5.

Успенский А. И. Фрески церкви Спаса-Нередицы. — Записки Московского археологического института, т. VI. М., 1910, с. 1–24, табл. I–XXIII.

Мясоедов В. К. Фрески Спаса-Нередицы. С предисловием Н. П. Сычева. Л., 1925.

Шевяков Б. В. Нередица. Новгород, 1931.

Syčev N. Sur 1’histoire de l’église du Sauveur à Neredicy près Novgorod. — In: L’art byzantin chez les slaves, II. Paris, 1932, p. 77–108.

Amiranashvili Ch. Quelques remarques sur l’origine des procédés dans les fresques de Nérédicy. — In: L’art byzantin chez les slaves, II. Paris, 1932, p. 109–120.

Дмитриев Ю. Н. Изображение отца Александра Невского на нередицкой фреске XIII века. — Новгородский исторический сборник, III–IV. Новгород, 1938, с. 39–57.

Артамонов М. И. Мастера Нередицы. — Новгородский исторический сборник, V. Новгород, 1939, с. 33–47.

Schweinfurth Ph. Die kunstgeschichtliche Stellung der Fresken der Erlöserkirche von Neredica bei Novgorod. — Kunstchronik, 2, 1949, S. 206–207.

Шуляк Л. М. Раскопки руин церкви Спаса-Нередицы близ Новгорода. — В кн.: Практика реставрационных работ, I. М., 1950, с. 123–133.

Дмитриев Ю. Н. Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследование (работы 1945–1948 годов). — В кн.: Практика реставрационных работ, I. М., 1950, с. 154–158.

Schweinfurth Ph. Die Fresken der Erlöserkirche von Neredica bei Novgorod. Ihre Stellung in der Kunstgeschichte und in der Kulturgeschichte Russlands. — Münchener Beiträge zur Slavenkunde. München, 1953, S. 72–40.

Мурьянов М. Ф. К культурным взаимосвязям Руси и Запада в XII веке. — Ricerche slavistiche, XIV, 1966, с. 29–41.

Кишилов Н. Б. Аллегория Земли во фресках церкви Спаса Нередицы. — Советская археология, 1966, № 4, с. 205–209.

Murjanoff M. Zur Geschichte der Verehrung des heiligen Nikolaus. — Archiv für Liturgiewissenschaft, 10 (1968), Nr. l, S. 171–175, 2 табл.

Филатов В. В. К истории техники стенной живописи в России. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968, с. 65, 72, 82.

Мурьянов М. Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры. — Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР, XXIII. Л., 1968, с. 109–126.

Мурьянов М. Ф. «Синии молнии». — В кн.: Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти В. В. Виноградова. Л., 1971, с. 23–28.

Мурьянов М. Ф. Этюды к нередицким фрескам, 1. Весы правосудия, 2. Символы ада, 3. Символы рая. — Византийский временник, 34. М., 1973, с. 204–213.

Мурьянов М. Ф. К символике Нередицкой росписи. — В кн.: Культура средневековой Руси. Сборник статей к 70-летию М. К. Каргера. Л., 1974, с. 168–170.

Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI–XV вв.). — В кн.: Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978, c. 264–268, ил. на с. 266 и 267.

Пуцко В. Апокрифы в фресках Спаса Нередицы. — Slavia Orientalis, 28, 1979. p. 185–193.

Колчин Б. А., Хорошев А. С., Янин В. Л. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981, с. 136–160.

Лифшиц Л. И. Об одной ктиторской композиции Нередицы. — В кн.: Древний Новгород. История, искусство, археология. Новые исследования. М., 1983, с. 188–197.

Пуцко В. Новгородские фрески XII–XIII веков. — In: Wandmalerei des Hochfeudalismus im europäisch-byzantinischen Spannungsfeld (12. und 13. Jahrhundert). Hrsg. von H. Nickel. Halle (Saale), 1983, S. 201–205.

Янин В. Л. К проблеме авторства нередицких фресок — Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1987. М., 1988, с. 178–183.

Пивоварова Н. В. «Запрестольный деисус» в росписи церкви Спаса на Нередице. — В кн.: 125 лет Новгородскому музею. Материалы научной конференции. Новгород, 1991, с. 68–75.

Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. О реконструкции программы росписи погибшего памятника. — В кн.: Санкт-Петербургский фонд культуры. Программа «Храм». Сборник материалов, вып. 10, ч. II. СПб., 1996, с. 85–90.

Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде. — Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь СПб., 1999, с. 210–227.

Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. К 800-летию создания. Копии из собрания Гос. Русского музея. Автор статьи и каталога Н. Пивоварова. СПб., 1999.

Пивоварова Н. В. К истокам идейного замысла росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 г.). — Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 1999, с. 460–476.

Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа росписи. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 1999.

Источник

Восставшая из пепла: церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде

Недалеко от Рюрикова Городища, в 1,5 километрах от Великого Новгорода, на правом берегу бывшего русла Малого Волховца расположена изящная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Глядя на её древний облик, трудно поверить, что она была почти полностью разрушена в годы Великой Отечественной войны и восстановлена из руин трудами археологов и реставраторов.

фрески церкви спаса на нередицеЦерковь Спаса Преображения на Нередице

Храм был построен в 1198 году при князе Ярославе Владимировиче (ум. после 1207) в память о его недавно умершем сыне Изяславе Ярославиче (ум. ок. 4-5 июня 1198). В этом же году, но уже после закладки церкви, скончался и другой сын князя — Ростислав Ярославич. Оба они погребены в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, а Спасо-Нередицкий храм нередко называют памятником двум скончавшимся князьям.

фрески церкви спаса на нередицеЗападный фасад храма фрески церкви спаса на нередицеВход в храм

Это одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный храм кубического типа. Он был освящен в честь Преображения Господня. Слово «Нередица» означает «не в ряду» города: так называли местность, лежащую за пределами Словенского конца Великого Новгорода.

фрески церкви спаса на нередицеЮжный фасад храма

Пол храма был выстлан плитами и местами кирпичом. Свод поддерживают четыре столба, к западным столбам примыкают хоры. В стены и своды были вделаны голосники в виде глиняных кувшинов. Иконостас был пятиярусным, с резными, но не сквозными, а накладными на досках царскими вратами.

фрески церкви спаса на нередицеВосточный и южный фасады храма фрески церкви спаса на нередицеСеверный и западный фасады храма

Через год после освящения, в 1199 году, стены храма были полностью расписаны фресками. Они были одними из самых великолепных на Руси и почти полностью сохранились до начала Великой Отечественной войны. Историческую ценность представляли также старинные граффити. В 1862 году художник Николай Мартынов снял с фресок акварельные копии, которые были показаны в 1867 году на Всемирной выставки в Париже, где получили диплом и бронзовую медаль. Исследование уникальных фресок продолжалось до 1930-х годов включительно.

фрески церкви спаса на нередицеФрески церкви Спаса-Преображения на Нередице, дореволюционное фото фрески церкви спаса на нередицеВетхий днями, фото 1930 года

Рядом с церковью стояла небольшая шатровая трехъярусная колокольня, разрушенная в Великую Отечественную войну. К 1322 году относится упоминание о Спасо-Нередицком монастыре, который, вероятно, возник ранее. Во время нашествия шведов на Новгород в 1611 году монастырь был разграблен, после чего уже не смог оправиться и в 1764 году был упразднен.

фрески церкви спаса на нередицеЦерковь Спаса Преображения на Нередице, 1911 год. Источник фото: novgorodmuseum.ru

В 1903-1904 году под руководством архитектора Петра Петровича Покрышкина была проведена первая реставрация Спасо-Нередицкого храма. Было укреплено основание, перебраны декоративные арки северного и южного фасадов, открыты 24 древних окна, реставрирована крыша, разобрана позднейшая пристройка с западной стороны и др.

фрески церкви спаса на нередицеКаменная кладка

Иногда художники способны видеть будущее. Николай Рерих писал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни». В августе-октябре 1941 году уникальный памятник архитектуры почти полностью погиб: он оказался на линии обороны, проходившей по Малому Волховцу и неоднократно подвергался ожесточенному немецкому артобстрелу.

фрески церкви спаса на нередицеЦерковь Спаса Преображения на Нередице. Послевоенные фото. Источник фото: novgorodmuseum.ru фрески церкви спаса на нередицеЦерковь Спаса Преображения на Нередице. Послевоенные фото. Источник фото: novgorodmuseum.ru

Уже в марте 1944 года Спасо-Нередицкий храм был включен в первоочередной список памятников, подлежащих восстановлению. Спустя два месяца над руинами был установлен защитный навес. Летом и осенью 1944 года были проведены обмеры и фиксация состояния памятника, начаты работы по разбору завалов. К 1948 году руины были полностью расчищены от завалов, уцелевшие фрагменты фресок собрали в 70 корзин.

фрески церкви спаса на нередицеСохранившиеся фрагменты росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Источник фото: novgorodmuseum.ru

В 1956-1958 годах стены храма были полностью восстановлены, но без уникальных фресок. Теперь перед реставраторами стояла новая, архисложная задача: по паззлам уцелевших кусочков фресок восстановить изображения. К несчастью, за эти годы корзины неоднократно перемещались по разным местам: сначала они хранились на улице, потом в помещении Спасо-Нередицкого храма, затем в разных помещениях Новгородского кремля. Из 70 корзин осталось только 36.

В 1970-х годах работы по исследованию и сохранению фрагментов фресок продолжились. К величайшему сожалению, активизировались разрушительные процессы, уничтожившие их часть. Общее количество найденных фрагментов составляет 325313 штук приблизительной площадью 224,3 кв.м, на стенах памятника сохранилось 105,17 кв.м фресок.

фрески церкви спаса на нередицеИнтерьер церкви Спаса Преображения на Нередице. 2011 год. Источник фото: novgorodmuseum.ru

Работы по восстановлению фресок продолжаются. Внутри храма можно увидеть лишь малую часть того великолепия, которая была в прошлом. Хочется верить, что спустя время все уцелевшие фрагменты займут свое место. Так что храм Спаса на Нередице смело можно назвать памятником самоотверженной работе реставраторов.

Информация для путешественников

Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, деревня Спас-Нередицы

Время работы: с 10:00 до 17:00, с октября по апрель — с 11:00 до 14:00. Выходные дни — четверг, пятница.

Литература:

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *