гипоксия головного мозга у ребенка 5 лет симптомы и лечение

Гипоксия и асфиксия у новорожденных

гипоксия головного мозга у ребенка 5 лет симптомы и лечение

Одной из самых сложных и травмирующих ситуаций в жизни ребенка являются роды, даже при самом физиологическом их течении. Этот процесс требует значимой перестройки, как со стороны организма матери, так и со стороны младенца.

Если в процессе внутриутробной жизни, во время родов или в ранний период после рождения ребенок испытывает кислородное голодание – такое состояние называется гипоксией. Гипоксические повреждения возникают вследствие кислородного голодания тканей.

В зависимости от длительности течения гипоксия может быть хронической – от нескольких суток до нескольких месяцев (характерно для внутриутробной гипоксии плода) и острой – от нескольких минут до нескольких часов, возникающей при быстрых нарушениях поступления кислорода в организм (чаще при интранатальной гипоксии).

Кислородную недостаточность у родившегося ребенка называют асфиксией.

Причиной асфиксии могут быть факторы со стороны ребенка, матери, а также маточно-плацентарные. Материнские причины – это её состояние здоровья, возраст, другие социально-демографические аспекты. Имеет значение степень и динамика наблюдения за беременной женщиной, а также оценка маточно-плацентарного кровотока – фактора, помогающего минимизировать неблагоприятный фон развития острой ситуации.

Нарушения и последствия вызываемые гипоксией (асфиксией)

В зависимости от тяжести и длительности воздействия кислородная недостаточность может оказать как минимальное влияние, так и исказить всё последующее развитие ребенка. Важно, что сразу после воздействия гипоксии на мозг объём поражения может быть одним, а впоследствии может увеличиваться. Поэтому в первые дни жизни ребенка, перенесшего гипоксию или асфиксию, не всегда можно надежно спрогнозировать исход.

Доношенный ребенок биологически и генетически запрограммирован на успех без тяжелой структурной патологии, ему легче справится с острой ситуацией, возникшей в родах. У недоношенного ребенка асфиксия накладывается на структурно незрелые органы и ткани. Поэтому, степень зрелости ребенка определяет патологические изменения, которые проявляются с течением жизни.

У детей с тяжелой асфиксией речь идет о борьбе за выживаемость, а у детей с перенесенной гипоксией речь идет об улучшении качества жизни и социальной адаптации.

Как уменьшить последствия гипоксии для ребенка

Оценка интеллектуального, речевого, моторного, социально-эмоционального развития ребенка, его адаптивное поведение должно оцениваться врачами различных специальностей: неврологами, педиатрами, остеопатами, логопедами, психологами и т.д.

Врач-остеопат и неонатолог оценивают функцию различных систем организма как целостной системы, улучшая кровоснабжение, движение спинномозговой жидкости, иннервацию, подвижность тканей.

Остеопаты создают благоприятные условия для реорганизации поврежденных структур нервной системы, так как существует прямая взаимосвязь двигательной активности, языка и интеллектуальных способностей. Особенно важно систематическое наблюдение у врача-остеопата за ребенком при формировании новых навыков в процессе его роста.

Поэтому, чем раньше начать реабилитацию маленьких пациентов, тем выше шанс уменьшить последствия гипоксии.

Источник

Гипоксия головного мозга у детей

В зависимости от причин возникновения и механизмов развития выделяют следующие типы гипоксии: экзогенную (гипо- и нормобарическую), дыхательную (респираторную), сердечно-сосудистую (циркуляторную), кровяную (гемическую), тканевую (первично-тканевую) и смешанную.

Гипобарическая экзогенная гипоксия возникает при подъеме на высоту, когда снижается общее атмосферное давление и, соответственно, падает парциальное давление кислорода. Нормобарическая экзогенная гипоксия развивается при нормальном общем барометрическом давлении, но сниженном парциальном давлении кислорода во вдыхаемом воздухе, например при нахождении в небольших замкнутых помещениях, работах в шахтах, колодцах, при неисправностях систем кислородообеспечения в кабинах летательных аппаратов, подводных лодках.

Дыхательная (респираторная) гипоксия возникает в результате недостаточности газообмена в легких в связи с альвеолярной гиповентиляцией, нарушениями вентиляционно-перфузионных отношений, при избыточном внутрилегочном шунтировании венозной крови или затруднении диффузии кислорода в легких. Патогенетической основой респираторной гипоксии, как и экзогенной, является артериальная гипоксемия, в большинстве случаев сочетающаяся с гиперкапнией.

Сердечно-сосудистая (циркуляторная) гипоксия развивается при нарушениях кровообращения, приводящих к недостаточному кровоснабжению органов и тканей. Уменьшение количества крови, протекающей через капилляры в единицу времени, может быть обусловлено общей гиповолемией, т.е. уменьшением объема крови в сосудистом русле (при массивной кровопотере, обезвоживании организма и др.), и нарушениями деятельности сердечно-сосудистой системы. Гипоксия данного вида имеет локальный характер при недостаточном притоке крови к отдельному органу или участку ткани или затруднении оттока крови.

Кровяная (гемическая) гипоксия возникает в результате уменьшения кислородной емкости крови при анемии, гидремии и при нарушении способности гемоглобина связывать, транспортировать и отдавать тканям кислород. Для гемической гипоксии характерно сочетание нормального напряжения кислорода в артериальной крови с пониженным его объемным содержанием. Напряжение и содержание кислорода в венозной крови понижены.

Тканевая (первично-тканевая) гипоксия развивается вследствие нарушения способности клеток поглощать кислород или в связи с уменьшением эффективности биологического окисления в результате разобщения окисления и фосфорилирования. При тканевой гипоксии, напряжение и содержание кислорода в артериальной крови может оставаться до известного момента нормальным, в венозной — превышать нормальные величины; артериовенозная разница по кислороду в этих случаях уменьшена.

Смешанная гипоксия возникает при сочетании двух или более основных типов гипоксии. Нередко первично возникшая гипоксия любого типа, достигнув определенной степени, вызывает нарушения функции других органов и систем, участвующих в обеспечении биологического окисления, придавая гипоксии смешанный характер.

В клинической практике по скорости развития и продолжительности течения выделяют молниеносную гипоксию, развивающуюся в течение десятков секунд, острую гипоксию, возникающую за несколько минут или десятков минут, и хроническую гипоксию, продолжающуюся неделями, месяцами и годами.

По распространенности различают местную и общую гипоксию. Местная гипоксия связана с локальными нарушениями кровоснабжения; общая гипоксия любого типа носит распространенный характер, но разные органы и ткани поражаются в неодинаковой степени в связи со значительными различиями их устойчивости к гипоксии.

При острой гипоксии нарушения функций нервной системы обычно начинаются с расстройств наиболее сложных аналитико-синтетических процессов. Нередко отмечается эйфория, теряется способность адекватно оценивать обстановку. При углублении гипоксии возникают грубые нарушения высшей нервной деятельности. Уже на ранних стадиях наблюдается расстройство координации вначале сложных, а затем и простейших движений, переходящее в адинамию. Нарушения кровообращения могут выражаться в тахикардии, ослаблении сократительной способности сердца, аритмиях вплоть до фибрилляции предсердий и желудочков. АД вначале может повышаться, затем прогрессивно падает вплоть до развития коллапса; возникают расстройства микроциркуляции. В системе дыхания после стадии активации наблюдаются диспноэтические явления (различные нарушения ритма и амплитуды дыхательных движений). После нередко наступающей кратковременной остановки развивается терминальное (агональное) дыхание — редкие судорожные вздохи, постепенно ослабевающие вплоть до полного прекращения.

Хроническая гипоксия, возникающая при длительной недостаточности кровообращения, дыхания, при болезнях крови и других состояниях, сопровождающихся стойкими нарушениями окислительных процессов в тканях, проявляется повышенной утомляемостью, одышкой, сердцебиением при небольшой физической нагрузке, общим дискомфортом, постепенно развивающимися дистрофическими изменениями в различных органах и тканях.

Источник

Гипоксически-ишемическое поражение

Гипоксически-ишемическое поражение (ГИП) ЦНС – это комплекс изменений в организме ребенка, возникающий вследствие недостаточного снабжения кислородом органов и тканей. Гипоксия на ранних сроках (6-11 недель) может привести к аномалиям развития структур головного мозга плода, а на поздних стадиях – к задержке внутриутробного развития, поражению ЦНС и снижению адаптационных возможностей малыша после рождения.

Основные причины развития ГИП ЦНС:

— анемия у мамы (снижение количества гемоглобина, при котором снижается доставка кислорода и питательных веществ к тканям организма малыша)

— любые хронические заболевания и пороки: врожденные пороки сердца, легких других органов, заболевания почек, наличие сахарного диабета, которые способствуют нарушению кровообращения

— осложнения беременности и родов (гестоз, угроза преждевременных родов, патология плаценты и пуповины, недонашивание и перенашивание беременности, многоплодная беременность, многоводие и маловодие, различные аномалии родовой деятельности)

— заболевания плода (гемолитическая болезнь новорожденных, внутриутробное инфицирование, кровотечения)

Ощутимые признаки гипоксии плода преимущественно выражаются в изменении его двигательной активности (внезапное усиление, учащение сердцебиения и движений (шевеления) плода при острой или урежение и ослабление их же при хронической гипоксии). При выявлении диагноза внутриутробная гипоксия плода, будущей маме необходимо проведение процедур по выявлению причин с последующим комплексным лечением их источника с возможной госпитализацией в стационар, соблюдением постельного или домашнего режима и режима дня.

Диагностика:

Необходимо проведение ультразвукового исследования плода, применение кардиотокографии (запись сердечной деятельности плода) и доплерометрии (исследование кровотока сосудов матки и пуповины плода) с той частотой, которой назначит лечащий врач. Также применяются аускультация (выслушивание) сердцебиения плода стетоскопом.

Следует отметить, что не каждая беременность протекает на фоне вышеперечисленных заболеваний, осложняя внутриутробную гипоксию плода. Чтобы не допустить возможного появления гипоксии, особое внимание уделяется ее профилактике: длительные прогулки на свежем воздухе, обязательные дозированные физические нагрузки (гимнастика, зарядка, упражнения для беременных и дыхательные упражнения, плавание, йога). Возможно применение гипербарической оксигенации (ГБО) по назначению лечащего врача. Необходимо помнить, что лечение должно быть назначено гинекологом, быть комплексным и учитывать индивидуальный подход к каждой будущей маме.

Ранние симптомы, с которыми следует обратиться к детскому неврологу

— вялое сосание груди, поперхивание при кормлении, вытекание молока через носик малыша
— слабый крик ребенка, гнусавый или осиплый голос
— частые срыгивания и недостаточная прибавка в весе
— снижение двигательной активности ребенка, сонливость, вялость или выраженное беспокойство
— дрожание подбородка, верхних и/или нижних конечностей, частые вздрагивания
— трудности при засыпании, частые пробуждения во сне
— запрокидывание головы
— замедление или быстрое увеличение окружности головы
— низкий (дряблые мышцы) или высокий тонус мышц конечностей и туловища
— уменьшение активности движений руки или ноги с какой-либо стороны, ограничение разведения бедер или наличие позы «лягушки» с выраженным разведением бедер, необычная поза ребенка
— косоглазие, кривошея
— рождение ребенка путем кесарева сечения, в тазовом предлежании, с аномалием родовой деятельности или с применением акушерских щипцов, выдавливанием, с обвитием пуповины вокруг шеи
— недоношенность ребенка
— наличие судорог при родах или в послеродовом периоде

Поздние симптомы проявления родового травматизма

Бывают случаи, когда при рождении у малыша имеются минимальные нарушения, но спустя годы, под влиянием тех или иных нагрузок – физических, умственных, эмоциональных – неврологические нарушения проявляются с различной степенью выраженности. Это, так называемые, поздние проявления родового травматизма. Среди них:

— снижение мышечного тонуса (гибкость), которая так часто является дополнительным плюсом при занятиях спортом. Нередко таких детей с радостью принимают в секции спортивной и художественной гимнастики, в хореографические кружки. Но большинство из них не выносят тех физических нагрузок, которые имеют место быть в данных секциях.
— снижение остроты зрения, наличие асимметрии надплечий, углов лопаток, искривления позвоночника, сутулости – признаков возможной родовой травмы шейного отдела позвоночника
-возникновение головных болей, головокружения

При наличии вышеперечисленных жалоб не откладывайте визит к детскому неврологу! Специалист назначит определенные обследования, курс лечения и обязательно поможет Вам!

Источник

Гипоксия головного мозга у ребенка 5 лет симптомы и лечение

Гипоксия у новорожденных и детей старшего возраста

гипоксия головного мозга у ребенка 5 лет симптомы и лечение

Гипоксия (или кислородное голодание) — довольно частая патология, которая встречается у детей всех возрастов и особенно у новорожденных.

У новорожденных, гипоксия зачастую спровоцирована заболеваниями матери, которые влияют на внутриутробное развитие ребенка и затрудняющих процесс родов. В их число входят проблемы с кровеносной системой, сердечная недостаточность, неправильный образ жизни – курение, алкоголь, прием запрещенных при беременности препаратов, – и многое другое. Если к гипоксии ребенка, возникшей от заболеваний матери, присоединяется еще и патологические роды, то степень гипоксии может увеличиваться во много раз.

В данной статье мы будем рассматривать начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга.

Повреждение шейного отдела позвоночника, перинатальная энцефалопатия, асфиксия и другие диагнозы могут быть выставлены ребенку сразу после родов, которые и будут являться распространенными причинами развития гипоксии головного мозга. Родители чаще всего приходят к детскому неврологу или другому узкому специалисту, когда нервная система ребенка получает повышенную нагрузку – диагноз ставится непосредственно перед школой или в первом классе. Причем, по оценке специалистов, число таких детей сегодня составляет 70-80%. Самыми частыми жалобами родителей является:

Несмотря на то, что очень часто гипоксию головного мозга в результате сосудистых нарушений диагностируется очень часто у школьников, ее первые симптомы можно заметить на первом году жизни ребенка. Такие дети буквально с первых дней отличаются повышенной возбудимостью, у них присутствуют нарушения сна и аппетита, повышенный тонус мышц, угнетение безусловных рефлексов.

Основной и самой частой причиной появления гипоксии у детей является родовая травма. Стремительные роды, стимуляция родовой деятельности, кесарево сечение являются пусковым механизмом для ослабления той или иной функции детского организма, в результате чего появляются симптомы характерные для сосудистых нарушений. Во время движения по родовым путям шейный отдел ребенка испытывает огромные нагрузки, что может вызвать смещение шейных позвонков и привести к нарушению кровоснабжения головного мозга.

Не менее распространено и опасно сдавливание, деформация и повреждение костей черепа. Все это напрямую отражается на оболочках головного мозга и на кровообращении и снабжении его кислородом.

Нервная система вместе с мышечной, костной, системой кровообращения и другими системами является частью единого целого организма и нарушения или изменения функции и структуры в одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому сосудистые нарушения головного мзга – это всегда комплекс нарушений и симптомов, характеризующийся индивидуальностью для каждого ребенка. И если некоторые из этих проявлений есть у вашего ребенка, желательно не откладывать визит к специалистам.

Лечение ребенка с гипоксией всегда должно быть комплексным: главное в процессе лечения сосудистых нарушений – благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша, наблюдение у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. В лечении гипоксии хорошо зарекомендовала себя остеопатия, так как остеопат в ходе коррекции рассматривает организм ребенка в качестве целостной системы.

Ошибочно считать, что остеопат вылечит от всех болезней и навсегда избавит вашего ребенка от всех адаптационных симптомов сосудистых нарушений головного мозга, сделает его хорошим учеником и успешным человеком в жизни. Остеопатия лишь вносит некоторые изменения, воздействуя на сосудистую и нервную систему, систему кровообращения ребенка и другие системы. Так как самая частая причина гипоксии – травматическое повреждение, спровоцировавшее нарушение кровообращение головного мозга, остеопат должен найти основной источник проблемы и восстановить эти процессы при помощи мягких техник. Остеопатическая коррекция оказывается особенно эффективной в тех случаях, когда причина нарушения кроется в смещении позвонков, блоке швов свода и основания черепной коробки или травмах шейного отдела позвоночного столба. Ведь именно от правильного расположения мозговых оболочек, костей черепа и позвонков и возможности свободных микродвижений, зависит кровоснабжение головного мозга.
Во время лечения положительная динамика наблюдается не сразу. Остеопат может работать как с крупными органами, костями и мышцами, так и с очень тонкими материями и не столько излечивает их, сколько направляет организм ребенка к самостоятельной адаптации и исправлению врожденных и приобретенных нарушений.

Желательно, чтобы остеопатическое лечение сочеталось с комплексом других лечебных и профилактических мероприятий, включающих лечебную физкультуру, постоянные занятия и упражнения с ребенком, работой по его воспитанию и т.д. Например, при нарушении кровообращения речевых участков головного мозга, ребенок может неправильно произносить слова или буквы. При остеопатическом лечении, восстановление кровоснабжения данных участков, улучшит состояние поврежденных нейронных связей, а речевой аппарат ребенка будет иметь больше возможностей приспособиться к новым условиям организма. Этот момент будет самым плодотворным, если с ребенком заниматься, прививая ему правильное произношение. В результате регулярных занятий он научится грамотно говорить и мыслить уже без посторонней помощи. Те же самые процессы мы можем наблюдать и при нарушениях в физическом развитии, психологическом состоянии и т.д.

Очевидно, что никакими лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно. В арсенале остеопата большое множество мягких мануальных техник, с помощью которых можно устранить первопричину и тем самым убрать препятствия для хорошего кровообращения и тока ликвора. А организм дальше начнёт работать сам, т.к. запустится процесс самовосстановления.

Остеопатические сеансы для детей с сосудистыми нарушениями головного мозга назначаются обычно раз в неделю и длятся не более 30-60 мин. Длительность терапевтического курса подбирается в каждом случае индивидуально. Как правило, уже после четырех-пяти сеансов удается нормализовать состояние пациента и создать условия, необходимые для правильного развития его организма. Поэтому, если для родителей важно не упустить чтобы легкая гипоксия головного мозга их ребенка перешли в более тяжелые формы, желательно при наличии любых отклонениях, показаться специалисту.

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ТЕЛЕФОНУ

Источник

Задержка развития у ребенка до 3 лет

гипоксия головного мозга у ребенка 5 лет симптомы и лечение

Кто в группе риска?

Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.

Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.

Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.

Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.

Задержки моторного развития

ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.

Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:

А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;

Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.

В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов

Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).

Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.

Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса. Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.

ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.

Задержки психоречевого развития

Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:

Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;

Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;

Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);

Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;

Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.

Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптом расстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)

Самое главное о задержках развития у детей:

Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.

Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:

Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;

Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;

Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;

Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *