гоголь обучение в нежинской гимназии
Гоголь в Нежине. Первые пробы пера
Первый в мире памятник Николаю Васильевичу Гоголю был открыт в Нежине 4 сентября 1881 года. Открытию памятника предшествовало широкое народное движение по сбору средств на его строительство. Иначе и быть не могло: нежинцы всегда чтили память о Гоголе, гордились тем, что он семь лет жил, учился и творил в нашем городе. Автором великолепного памятника стал известный скульптор, академик Петербургской академии искусств Пармен Петрович Забила, который сам был родом из г. Монастырище Нежинского уезда Черниговской губернии. Литье монумента было выполнено в Северной столице. Интересно, на срезе левого плеча Гоголя, Пармен запечатлел и свой автопортрет. Немаловажный факт: центральная улица Нежина носила имя не Ленина, не Маркса, её
испокон веков нежинцы называют Гоголевской! Название ее не изменили ни большевистский переворот, ни зловещие годы сталинизма. Не знаю, есть ли подобный пример где нибудь еще на развалинах бывшего Союза?
Гоголь, как и другие гимназисты, проявлял особый интерес к истории. Некоторые его ранние наброски отображали страницы далекого прошлого. Стихотворение «Битва на Калке»-это отрывок из его поэмы: «Россия под игом татар.» Поэму Николай аккуратно переписал, украсил рисунками и переслал маме в Васильевку. К одному из выпусков альманаха «Метеор литературы» Гоголь подготовил повесть «Братья Твердиславичи.» Она была написана в романтическом стиле и посвящена древним славянам. Однако кружок гимназистов, где она была прочитана, разнес ее в пух и прах. Гоголь без сожаления решил ее уничтожить.
Товарищ по учебе Г.С.Шапошников в своих воспоминаниях подчеркивал:» Его веселые и смешные повести, его шутки, всегда остроумные и острые, без которых он не мог жить, настолько были комические, что и теперь не могу воспоминать о них без смеха и удовлетворения.» В стенах Гимназии из ранних его сатирических произведений были созданы акростихи(загадки на сообразительность)про гимназиста Ф.Бороздина, эпиграммы»Насмешнику некстати», «Гицель-морда поросьяча» и другие.
Особой популярностью среди гимназистов и интеллигенции города пользовалась сатирическая повесть: «Нечто о Нежине или Дуракам закон не писан», в которой рассказывалось про жизнь города, в том числе и про греческую колонию. В одном из ее разделов Гоголь повествует об участии греков в освещении церкви на Троицком кладбище. Собравшиеся на ответственное мероприятие греки, были представлены различными социальными группами:бедные и богатые, интеллигенты и рабочий люд. Каждая из них стремилась быть как можно ближе быть к центру событий нисколько не заботясь о своих соплеменниках и не учитывая их интересы.
Вызванный «на ковер» молодой Гоголь не смог ослушаться Орлая и вынужден был уничтожить сатиру. Второй экземпляр повести, находившийся у одного из друзей Гоголя, затерялся. По этой причине интересная и остросюжетная ранняя повесть Гоголя так и не смогла найти своего широкого читателя, не попала она и в число избранных его произведений.
Обучаясь в Нежине, Гоголь не забывает время от времени обращаться к романтическому жанру. В марте 1829 года в журнале «Сын Отечества»№ 12 он напечатал без подписи стихотворение» Италия.» В мае того же года он подал в цензуру свою повесть «Ганц Кюхельгартен» и получил разрешение на ее публикацию. Произведение появилось отдельной книгой под псевдонимом В.Алов. На титульной странице была поставлена дата-1827 год, последний год учебы Гоголя в гимназии. Николай возлагал большие надежды на своего «Ганца». но и тут его постигла неудача. В книжных лавках Петербурга, где она продавалась, творение молодого писателя пылилось на полках.
Подводя итоги нежинского периода жизни Николая Гоголя, можно сделать вывод: несмотря на явные неудачи в раннем творчестве, писательская судьба изредка преподносила ему и минуты настоящего счастья, пусть на короткое время, но он мог почувствовать себя зрелым писателем! Юный Гоголь смело шагал по тернистой аматорской дороге, нащупывал и пытался реализовывать свои самые потаенные замыслы, пробовал себя в различных литературных жанрах. Начинающий писатель Гоголь, закладывал основы своего мастерства, развивал природный талант живописца слова. Нежинский период сыграл исключительно важную роль в становлении Николая Васильевича Гоголя как всемирно известного писателя.
Гоголь Николай Васильевич краткая биография и творческий путь
Судьба и творчество, пожалуй, самого мистического отечественного литератора Николая Васильевича Гоголя до настоящего момента окружена массой слухов и тайн.
Литературный талант великого писателя был признан еще при его жизни, а восторженные отзывы о своих работах Николай Васильевич мог услышать от своих современников.
Гоголь, биография которого до сих пор вызывает множество споров у исследователей, является самой неординарной личностью русской литературы 19 века.
Краткая биография Н. В. Гоголя
Гоголь Николай Васильевич (годы жизни с 1809 по 1852) писатель, по национальности – русский, автор театральных постановок, критик. Мать и отец – помещики. Родился на территории города Полтавы, близ поселения Сорочинцы.
В юности обучался в Полтавском училище, а после успешного окончания последнего, учился в Нежинской гимназии. Дальнейшая судьба Гоголя протекала в Санкт-Петербурге, где с 1828 года он пребывал на государственной службе.
Первым произведением, которое вышло из-под пера писателя и подарило ему известность, был сборник рассказов «Басаврюк». Чуть позже, при доработке, эта книга получила имя «Вечер накануне Ивана Купалы».
Самыми знаменитыми творениями Николая Васильевича стали «Майская ночь», «Страшная месть», «Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством». Во всех них писателем воспроизводится повседневная бытность населения глубинки из Украины.
Известен Гоголь Н. В. и своим авторством драматургических постановок – всем хорошо известна пьеса «Ревизор», которая, однако, была холодно встречена публикой в 1835-ом году.
После своего фиаско на драматургическом поприще Николай Васильевич отправляется искать вдохновения в страны Европы – Швейцарию, Францию, Италию. Именно во время этого турне Гоголь завершает работу над своим шедевром – «Мертвыми душами».
Детство и юность
Датой рождения Н. В. Гоголя принято считать 20 марта 1809 года (по новому стилю дата рождения – это 01 апреля 1809 года). Его малая родина это небольшое поселение с названием Великие Сорочинцы, которое располагается в Миргородском уезде на Полтавской земле.
Семья Гоголя была достаточно зажиточной, а отец и мать (имя Мария Ивановна) были помещиками. По данным архивов, в их владении находилось не менее 400 крепостных крестьян и около 1000 гектар земельных угодий.
Детские годы Гоголя проходили вместе с его родителями в имении, расположенном в Васильевке (или, по другим данным, в то время название было – Яновщина). Совместно с родителями, юный Николай часто посещал окрестные села – Диканьку, Обуховку, Кибинцы. Из развлечений, предоставленных Гоголю, присутствовала большая библиотека и даже небольшой театр.
Это интересно: настоящая фамилия известного русского писателя на самом деле состояла из двух частей – Гоголь-Яновский. Сам Николай Васильевич часто шутил, что оставил от нее только меньшую часть.
Уже с 5 лет Гоголь проявлял значительные способности к литературе, пробуя себя в написании стихов. Известный публицист Г. П. Данилевский, ставший свидетелем творчества, высоко оценил его литературный талант.
Воспитание и образование
Когда Гоголю исполнилось десять лет, то отец передал Николая для обучения к частному учителю в городе Полтава. Уже к 1818 году это обучение возымело эффект и Николай Васильевич смог зачислиться на обучение в Полтавское уездное училище.
Тут Гоголь учился в период с 1818 по 1819 годы.
После этого Гоголь снова начинает брать уроки у частного учителя, что позволяет ему хорошо подготовиться и продолжить обучение в гимназии высших наук, расположеной в городе Нежин. Период обучения в этом заведении был с мая 1821 по июнь 1828 года.
Увлечение литераторством, драматургией, а также живописью не самым лучшим образом сказывалось на успеваемости Николая Васильевича. Тем не менее его способность быстро запоминать большое количество информации позволяла быстро осваивать материал накануне экзаменов и переходить из класса в класс.
Обучение в гимназии проводилось в соответствии с указом императора Александра I, который был яростным противником европейских вольностей. Большое внимание уделялось духовному образованию, а в распорядок дня были введены молитвы. Преподавание многих предметов велось методом заучивания, что тоже не самым лучшим способом сказывалось на усвоении знаний.
Самое главное, что для компенсации этих недостатков, Гоголь вместе с товарищами по гимназии занимались выпуском собственного журнала, где Николаю Васильевичу удавалось с размахом применять свой талант – гиперболические обороты, соединение высокого слога и обычного говора.
Активное самообразование позволило сформироваться личности и вызвать профессиональный рост великого русского писателя.
Начало творческого пути
Путь Гоголя, как самостоятельного литератора, начинается в 1829 году, когда он, молодой писатель, переполненный романтических надежд, переезжает в Санкт-Петербург, в ожидании представить свету свое творчество.
Первое произведение и первый опыт издания проявляется в романтической поэме «Ганц Кюхельгартен», которую Гоголь написал с помощью псевдонима «В. Алов».
Однако, аудитория не принимает первое произведение литератора. Напротив, критики, прочитав краткое содержание, выказывают в его адрес язвительные насмешки.
После такой неудачи Николай Васильевич закрывается в себе, ища ответы в мистических настроениях. Он собирает информацию о традициях и преданиях коренных народов Украины, превращая их в свои рассказы.
Личная жизнь
У Николая Васильевича никогда за всю жизнь не было ни собственной квартиры, ни имения, ни семьи. Имущества после смерти писателя тоже оказалось немного – единственной ценной вещью являлись золотые часы, которые ему подарил Жуковский.
Александра Осиповна Смирнова — фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. Ей приписываются откровенные, подчас язвительные, воспоминания о жизни русского общества первой половины XIX века.
Через жизнь и творчество Гоголя проходили всего две женщины, с которыми его соединяли какие-либо чувства. Это Александра Смирнова-Россет. С ней Гоголя соединяли трогательные чувства, вылившиеся в длительную переписку. Однако, социальный статус не позволил этим чувствам вылиться в отношения.
Другой пассией Николая Васильевича была Мария Синельникова, которая была кузиной Николая Васильевича. Она встретила в Гоголе настоящее мужское понимание, однако нарастающая религиозность писателя не позволила развиваться их отношениям.
Увлечения Николая Васильевича
Среди увлечений Гоголя можно выделить целый список:
Еще один интересный факт — Гоголь увлекался рукоделием (шитье, кройка) и домашними работами (изготовление мебели).
В последней половине января 1852 года, Гоголь, пребывая в крайне расстроенном расположении духа, предоставляет на прочтение второй том «Мертвых душ» протоиерею Матфею, который высказывается негативно, требуя даже сжечь некоторые главы.
К началу Великого поста писатель начинает ограничивать себя в еде, а к 5 февраля уже и совсем отказывается от пищи. Самое важное, что в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, Гоголь совместно со своим слугой уничтожают второй том «Мертвых душ».
К 18 февраля состояние литератора усугубляется настолько (из-за отказа от еды), что он не может встать с кровати. Сам он утверждает, что начал приготовления к смерти.
Похоронен Николай Васильевич был на погосте Данилова монастыря, который расположен в Москве.
В 1931 году могилу перезахоронили на Новодевичьем кладбище.
По воспоминаниям свидетеля тех событий Владимира Лидина, останки в гробу были расположены неестественно (на боку), а на крышке гроба присутствовали глубокие царапины.
Известные произведения Гоголя
Из наиболее популярных творений Николая Васильевича, выделяют следующие книги и произведения:
Гоголь по праву занимает одно из первых мест в списке талантливейших русских писателей 19 века. Его произведения до сих пор будоражат умы своим мистицизмом, а биография имеет много вопросов.
Гоголь обучение в нежинской гимназии
Незабываемый след в жизни и творчестве великого Гоголя оставила Гимназия высших наук в Нежине. Это учебное заведение было основано братьями Александром и Ильей Андреевичами Безбородками — видными государственными деятелями Российской империи. Чтобы построить «Белую лебедь» (так позже называли свою Alma mater гимназисты), высокопоставленные меценаты потратили более одного миллиона рублей (1 275 681 руб. 27 коп.). Проект здания гимназии разработал известный итальянский архитектор Луис Руск, по заказу министра внутренних дел Российской империи графа Виктора Павловича Кочубея.
«МАМИНЬКА, МНЕ СРОЧНО НУЖНО…»
Первых гимназистов учебное заведение закрытого типа (для привилегированных сословий — дворян, духовенства и выходцев из офицерских семей) приняло 17 сентября 1820 года. Попечителем гимназии по праву стал внук ее основателя Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко. Директоров же назначал сам император.
Учащиеся Нежинской гимназии обитали в отдельном пансионе. В одной из его комнат с 1 мая 1821 по 27 июня 1828 года жил будущий великий русский и украинский писатель Николай Гоголь.
Каждую неделю Николай отправлял в родную Васильевку письма, многие из которых носили стандартный характер: «Маминька, мне срочно нужно…», и далее следовал список на два-три листа с детальным перечислением всего того, что просил автор у своих родителей, еле сводивших концы с концами. Правда, со временем, он все чаще просил присылать информацию о народных песнях, легендах, поговорках, обычаях и поверьях, ставших для него источником новых литературных образов.
Дебюты на литературной ниве
Гоголь, как и другие гимназисты, проявлял особый интерес к истории. Некоторые его ранние поэтические наброски отображали страницы далекого прошлого. Стихотворение «Битва при Калке» — это отрывок из его поэмы «Россия под игом татар». Свое творение Николай аккуратно переписал в отдельную тетрадь, украсил рисунками и переслал маме в Васильевку. Однако когда он после окончания гимназии уезжал в Петербург, то забрал и поэму. Дальнейшая ее судьба остается до сих пор неизвестной.
К одному из выпусков альманаха «Метеор литературы» Гоголь подготовил романтическую повесть «Братья Твердиславичи» из древнеславянской истории. Друзья, впрочем, ее не восприняли из-за «высокого штиля» и абстрактности. «Первое сочинение в прозе, — вспоминал один из товарищей Гоголя по гимназии, — было написано в стенах гимназии и прочитано прилюдно на вечере у Редькина. Называлось оно «Братья Твердиславичи, славянская повесть». Наш кружок разнес его беспощадно и решил срочно уничтожить. Гоголь не упорствовал и не отрицал. Он совсем спокойно разорвал свою рукопись на маленькие кусочки и бросил в камин, в котором горел огонь. «В стихотворениях упражняйся, — дружески посоветовал ему Базили (учитель словесности), — а прозой не пиши: очень уж бессмысленно получается у тебя. Беллетрист из тебя не вытанцуется, это уже видно теперь». Вот, оказывается, когда проявилась тяга Гоголя к сожжению собственных сочинений!
Действительно, творения Гоголя многими не воспринимались серьезно. И это неслучайно. Николай в то время отходил от принципов романтизма, его увлекали темы, связанные с жизнью простого народа. Быт Нежина и его жителей, с которыми он был хорошо знаком, давал ему возможность красочно, в сатирических оттенках изображать обитателей города. Уже в это время проявился дар Гоголя-сатирика. Товарищ по учебе Шапошников в своих воспоминаниях подчеркивал: «Его веселые и смешные повести, его шутки, всегда остроумные и острые, без которых он не мог жить, настолько были комические, что и теперь не могу вспоминать о них без смеха и удовольствия».
Об этом своеобразном таланте Гоголя говорили и многие другие гимназисты, которым повезло с ним общаться. В стенах гимназии из ранних его сатирических произведений были созданы акростихи про гимназиста Бороздина, эпиграммы «Насмешнику некстати», «Гицель — морда поросячья…» и другие. Особой популярностью пользовалась сатирическая повесть «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан».
Гоголь очень хорошо знал быт, обычаи и порядки в тамошней греческой колонии. Представителей этой национальности насчитывалось в Нежине более 1,5 тыс. человек; они имели свой магистрат, суд, школы. С некоторыми греками Николай поддерживал дружеские отношения, особенно с Константином Базили.
Молодой сатирик отмечал социальное неравенство среди греческих колонистов, слышал о постоянных ссорах богатых купцов во время выборов в магистрат. Все это и нашло отображение в повести, которая, к сожалению, не сохранилась. Однако ее содержание можно узнать из воспоминаний сокурсников Г.И. Высоцкого и М.Я. Прокоповича. Так, в одной из глав Гоголь описывал освящение церкви на греческом кладбище. Те греки, которые были беднее, пришли на место торжества раньше, чем богатые купцы. Последние не соглашались с тем, что оказались сзади, и стали протискиваться вперед. Начались пререкания, ссоры, дошло и до драки. Торжественная церемония оказалась скомканной.
Описанные Гоголем сцены и образы выглядели настолько колоритными и выразительными, что вызывали смех у читателей. Юный писатель сумел точно передать характеры нежинских греков, и прочитавшие повесть жители города сразу же указывали на реальных прототипов. Это очень обижало купцов-греков, которые, как свидетельствует легенда, пришли с подарками к директору гимназии И.С. Орлаю и просили, чтобы тот выдал им автора столь унизительного для них сочинения. Подношения директор не взял, но обещал во всем разобраться. Вызванный «на ковер» Гоголь не мог ослушаться Орлая и вынужден был уничтожить сатиру.
Копия этого произведения хранилась у бывшего гимназиста Григория Высоцкого, который уже жил в Петербурге. Гоголь выписал ее под предлогом того, что потерял оригинал, и не возвратил обратно. Так погибло первое значительное сатирическое произведение писателя.
Николай Гоголь проявил себя и в издательском деле — вместе с Базили он выпускал альманах «Северная звезда» (возможно, по примеру «Полярной звезды» Рылеева и Бестужева), принимал участие в выпуске журналов «Метеор литературы» и «Литературный промежуток, составленный в один день Николаем Прокоповичем».
«Я всегда чувствовал небольшое пристрастие к живописи», — говорил позже Гоголь. Любовь к рисованию ему и другим гимназистам привил известный украинский художник выпускник столичной Академии художеств Капитон Павлов. Именно он дал первые уроки живописи и графики будущим художникам-академикам Аполлону Мокрицкому и Андрею Гороновичу, усовершенствовал рисование Якова де Бальмена. Школу Павлова прошел также Гоголь и братья Гребинки.
В письме к отцу от 22 января 1824 года Николай писал про свои увлечения живописью: «Если бы Вы увидели, как я теперь рисую (я говорю о себе без всякого самолюбия)». А в другом письме хвастался: «Хотел бы Вам прислать несколько картинок, нарисованных на картонах и сухими колерами, но некоторые из них еще не окончены, а другие боюсь не потерять дорогой, потому что рисование их очень нежное». К сожалению, рисунков Гоголя сохранилось очень мало. Это ситуативное черчение, архитектурные эскизы собора и церковной башни, две акварели переднего и заднего фасада дома родителей в Васильевке, «Сельский пейзаж».
В гимназии Гоголь часто готовил декорации к спектаклям. И здесь не обошлось без советов Павлова. Художник часто приглашал Николая к себе домой или в «малинник», где учил его рисовать с натуры.
Интерес Гоголя к живописи не угас и после окончания гимназии. В Петербурге он посещал классы живописи Академии художеств, бывал на выставках картин, создавал образы художников в своих повестях «Невский проспект» и «Портрет».
Театр, который чуть не стал делом всей жизни
Значительное место в жизни гимназистов занимал любительский (самодеятельный) театр. А театралом Гоголь был великим! С первыми представлениями пьесы В.А. Озерова «Эдип в Афинах» гимназисты выступили перед нежинцами в конце 1823 — начале 1824 годов. В музее истории Нежинского государственного университета (выпускником которого является и автор статьи) хранится книга «Сочинения В.А. Озерова», по которой Николай Гоголь и другие гимназисты готовили роли в трагедиях «Эдип в Афинах», а потом «Фингал».
Письма Гоголя к родным, а также к товарищу по гимназии Григорию Высоцкому свидетельствуют о масштабной работе гимназистов, связанной с постановкой спектаклей. Успех представлений способствовал поискам новых пьес для репертуара. В письме к родителям от 22 января 1824 года Николай Васильевич просил прислать ему в Нежин комедию «Бедность и благородство души» и «Ненависть к людям и раскаяние» немецкого драматурга Августа Коцебу, пьесы которого были переведены на русский язык и пользовались широкой популярностью у зрителей. Гоголь также просил родных прислать ему пьесу Михаила Загоскина «Богатонов, или Провинциал в столице» и «еще ежели каких можно прислать других, за что я Вам очень буду благодарен и возвращу в целости».
Действительно, рвение Гоголя-младшего к театру не было случайным. Как известно, отец Николая, Василий Панасович, и мать, Мария Ивановна, участвовали в постановках домашнего театра вельможи Дмитрия Трощинского в Кибинцах. На этих представлениях неоднократно бывал и юный Гоголь, а в некоторых и сам исполнял роли.
В одном из писем к отцу в конце 1824 года Николай обращался с просьбой: «Сделайте милость, объявите мне, поеду ли я домой на Рождество; то, по Вашему обещанию, прошу мне прислать роль. Будьте уверены, что я ее хорошо сыграю, чем я Вам буду много благодарен». Василий Панасович Гоголь сам писал пьесы, такие как «Простак, или Хитрости женщины, перехитренной солдатом», «Собака — овца» и другие, которые с успехом ставились на сценах барских домашних театров. Одну из них Гоголь-младший поставил в Нежинской гимназии — об этом свидетельствует исследователь театра на Черниговщине Кость Копержинский. Он считает, что гимназисты, кроме русских и зарубежных, ставили и украинские пьесы Василия Гоголя «Собака — овца», «Простак…», а также И. Котляревского «Наталка Полтавка», «Москаль-Чародей».
Известно, что официальное разрешение на создание в гимназии театра было получено 28 декабря 1826 года. Можно считать, что этот документ положил начало существованию постоянного театра в Нежине.
В памяти гимназистов надолго остался 1827 год, когда было поставлено несколько спектаклей, в которых Николай Гоголь был и режиссером, и артистом, и декоратором, и бутафором. В письмах к родным он часто просил что-нибудь для театра: «Ежели можно прислать и сделать несколько костюмов, сколько можно, даже хоть и один, но лучше бы побольше, также хоть немного денег… Каждый из нас уже пожертвовал, что мог, а я еще только. Как же я сыграю свою роль, о том я Вас извещу».
В письме от 26 февраля 1827 года Гоголь писал матери, что на Масленицу четыре дня подряд ставили пьесы «и к чести нашей, признали единогласно, что из провинциальных театров ни один не годится против нашего. Правда, играли все прекрасно. Две французские пьесы соч. Мольера и Флориана, одну немецкую соч. Коцебу. Русские: «Недоросль», соч. Фонвизина, «Неудачный примиритель» Я. Княжнина, «Лукавин» Писарева и «Береговое право» соч. Коцебу. Декорации были отличные, освещение великолепное, посетителей много, и все приезжие, и все с отличным вкусом… Музыка тоже состояла из наших: восемнадцать увертюр Россини, Вебера и других были разыграны превосходно. Короче сказать, я не помню для себя никогда такого праздника, какой я провел теперь».
Николай Гоголь отдавал театру, в отличие от точных наук, много времени, сил и собственного таланта. Он был душой гимназической труппы, предпочитая пьесы русских авторов. Однако администрация гимназии предъявляла условие: обязательно играть одну французскую или немецкую пьесу на соответствующем языке. Один из товарищей Гоголя, будущий драматург Нестор Кукольник воспоминал, что Николай должен был принимать участие в одной из иностранных пьес. Гоголь выбрал немецкую. Кукольник предложил ему роль в двадцать стихов, которые начинались словами: O mein Vater!, потом следовало изложение какого-то события. Рассказ оканчивался словами: nach Prag!. Гоголь упорно штудировал роль, декламировал текст на трех репетициях подряд, во время представления бодро вышел на сцену, сказал O mein Vater!, запнулся… покраснел… но тут же собрался с силами, повысил голос и с особенным пафосом молвив nach Prag! — махнул рукой и ушел… А зрители, большая часть которых не знала ни пьесы, ни немецкого языка, остались выполнением его монолога очень довольны.
Зато в русских пьесах Гоголь был несравненным актером, особенно блеснув в комедии Фонвизина «Недоросль» (в роли госпожи Простаковой). Участник этого спектакля Базили позже воспоминал: «С самым большим успехом шла у нас комедия Фонвизина «Недоросль». Видел я эту пьесу и в Москве, и в Петербурге, но всегда считал, что ни одной актрисе не удалась роль Простаковой так хорошо, как ее сыграл шестнадцатилетний Гоголь».
Близкий товарищ будущего писателя Т. Пащенко вспоминал: «На небольшой сцене второго лицейского музея лицеисты любили иногда играть на праздники комические и драматические пьесы. Гоголь и Прокопович, душевные между собой приятели, особенно заботились об этом и устраивали представления. Играли пьесы как готовые, так и писали сами лицеисты». Гоголь и Прокопович были главными актерами и исполнителями пьес. Если первый из них любил преимущественно комические пьесы и брал роли дедов, то второй — трагические. Однажды Гоголь-младший загорелся сыграть роль дядьки-старика, жуткого скряги. Для того чтобы добиться успеха, он практиковался в этой роли больше месяца, и главной задачей для него было, чтобы нос сходился с подбородком. Целыми часами сидел он перед зеркалом и нагибал нос к подбородку, пока наконец-то не добился желаемого результата. Сатирическую роль дядьки-старика Гоголь сыграл прекрасно, морил смехом зрителей и доставил им огромнейшее удовольствие. Все товарищи и сокурсники Николая Гоголя думали, что он поступит на сцену, потому как имел огромный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимику, грим, переменный голос и полное перерождение роли, которую играл. Все лицеисты, видевшие игру Гоголя-комика, думали, что он затмил бы и знаменитых комиков-артистов. Его товарищ А. Данилевский отмечал: «Если бы он поступил на сцену, он был бы Щепкиным».
Мастерство Гоголя-артиста проявлялось в том, что он мог сделать самую маленькую роль в спектакле заметной. На сцене гимназического театра он сыграл немало персонажей: Репейкина в «Хлопотунье», Досажаева в «Лукавине». Обе роли были характерно комического плана. Хвалили Николая и за роль Креона в трагедии В. Озерова «Эдип в Афинах».
Театр в гимназии забирал много времени, но Гоголь так и не стал артистом, его куда больше тянуло к прозе.
28 июня 1828 года в числе первых выпускников Николай Гоголь распрощался с Нежином и гимназией. Семь лет пребывания в небольшом северском городке насытили воображение будущего писателя сотнями образов и житейскими ситуациями, которые стали основой многих его произведений.
Однако в праздном Нежине наряду с бурной жизнью гимназиста чуткую душу молодого Гоголя часто одолевала тоска. Такой переменчивый характер, сформированный в стенах гимназии, наложил сильный отпечаток на все его дальнейшее творчество. Благодарные выпускники уважают и помнят свою Alma mater, но Гоголь не очень любил вспоминать о годах учебы и больше в Нежин не возвращался. Видно, были на то свои причины, но нам они неизвестны.