горизонтальное обучение в цифровой среде

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

горизонтальное обучение в цифровой среде горизонтальное обучение в цифровой среде горизонтальное обучение в цифровой среде горизонтальное обучение в цифровой среде

горизонтальное обучение в цифровой среде

горизонтальное обучение в цифровой среде

Идея распределенного образования на основе сотрудничества вытекает из того, что если люди совместно решают проблему, то коллективный опыт скорее приводит к желаемым результатам.

Первым из ученых, кто увидел огромную ценность горизонтального обучения, была Л. Аберкромби из больницы Лондонского университета. Во время исследования, проведенного в 1950-х гг., Аберкромби обратила внимание на любопытный факт: если студенты-медики сопровождали врача во время обхода группой и совместно обсуждали состояние больного, то они ставили более точный диагноз, чем в тех случаях, когда участвовали в обходе поодиночке. Взаимодействие в группе позволяло студентам обсуждать гипотезы, выдвигаемые каждым, высказывать мнения, отталкиваться от взаимных наблюдений и в итоге приходить к общему мнению относительно состояния больного.

Мы так привыкли к традиционной среде обучения, что редко отступаем назад и критически смотрим на характер учебного процесса. Мы просто считаем метод нашего обучения фундаментальным методом передачи знаний и принимаем его как нечто само собой разумеющееся. Однако в действительности мы учимся структурировать свою реальность и организовывать наши взаимоотношения с окружающим миром. Кеннет Браффи, профессор английского языка и литературы из Бруклинского колледжа Университета Нью-Йорка, проанализировал ключевые операционные допущения современного процесса обучения и описал их роль в формировании нынешнего образа мыслей.

Браффи начинает с учителя, чья задача заключается в передаче знаний учащимся. Он выполняет ее, устанавливая авторитарные взаимоотношения с каждым учеником. Иначе говоря, учитель вызывает учеников к доске и требует от них рассказать что-то заученное или дать ответ на поставленный вопрос. Предполагается, что каждый ученик должен в точности исполнить задание учителя устно или письменно. Взаимоотношения всегда вертикальные, сверху вниз, и один на один. Взаимодействие учащихся друг с другом — взаимные вопросы или помощь — не приветствуется. Такое поведение подрывает безраздельность влияния учителя и создает альтернативную модель взаимоотношений — горизонтальную и интерактивную. Совместное суждение считается подсказкой. Знания каждого ученика оцениваются индивидуально.

Учащимся внушается мысль о том, что знание — это объективный феномен, который существует в форме битов информации и фактов, и что задача учителя заключается во внедрении этих битов объективного знания в голову каждого из них. Учащиеся быстро понимают по реакции учителя, что на каждый вопрос есть правильный и неправильный ответ. Их нередко осуждают и даже наказывают за изложение собственных субъективных представлений по вопросу перед классом, а высказывание сомнений в отношении взглядов учителя сурово карается. Браффи подводит итог образовательного процесса следующим образом: «Обязанностью ученика в соответствии с фундаментальными правилами обучения является “впитывание” того, что тем или иным образом излагает преподаватель. А преподаватель обязан передать знания учащимся и оценить, как они их усвоили» [16].

Горизонтальное обучение начинается с совершенно иного допущения относительно характера учебного процесса. Знание рассматривается не как объективный, самодостаточный феномен, а как объяснения, которые мы даем общему опыту, разделяемому друг с другом. Найти истину — значит понять, как все взаимосвязано, и мы открываем эти взаимосвязи в результате тесного взаимодействия с другими. Чем более разнообразны наш опыт и взаимные связи, тем ближе мы подходим к пониманию самой реальности и того, насколько каждый из нас вписывается в широкую картину бытия.

Знание, как считают Браффи и другие реформаторы образования, — это социальный конструкт, консенсус членов образовательного сообщества [17]. Если знание является чем-то таким, что существует между людьми и вытекает из их общего опыта, то характер нынешнего образовательного процесса неблагоприятен для глубокого познания. Учеба в школе нередко мало чем отличается от процесса дрессировки, производства автоматов, когда учащихся программируют реагировать определенным образом на те или иные ситуации, — во многом это походит на стандартные процессы в теории научной организации труда, под влиянием которой формировалась рабочая сила первой и второй промышленных революций.

горизонтальное обучение в цифровой среде

Децентрализованное обучение смещает центр внимания с отдельной личности на взаимосвязанную группу. Обучение перестает быть изолированным взаимодействием между наставником и учеником и трансформируется в коллективное взаимодействие [18].

Учащихся разбивают на небольшие рабочие группы, которым дают конкретные задания. После того как учитель сформулирует задание, он отстраняется от процесса, позволяя учащимся сформировать собственное сообщество знания. Учащимся предлагают прийти к общему мнению путем обмена идеями, постановки вопросов друг перед другом, критики аналитических выводов и учета мнения каждого [19].

Нередко группу дополнительно разбивают и каждому ее участнику предлагают стать экспертом по одному из подразделов группового задания. Эксперты должны делиться своими знаниями с группой и брать на себя руководство дискуссией, когда она касается сферы их специализации. Таким образом учащиеся обучают друг друга и приобретают опыт лидерства без захватывания власти. В итоге они привыкают к социальной фасилитации и разрешению споров [20].

Группы затем собирают на занятие в полном составе, чтобы они могли поделиться своими находками. Роль учителя заключается в поддержании разговора. Хотя он должен делиться знаниями по учебной дисциплине, которую представляет, включая оценку различных мнений по этой дисциплине, а также ее стыковки и расхождения с другими областями знаний, все это имеет форму вклада в общий разговор. Браффи предупреждает, что «преподаватели обязаны не допустить возврата иерархической организации традиционной классной комнаты, при которой учащиеся воспринимают все сказанное учителем за единственно правильный ответ» [21].

При горизонтальном обучении учащиеся превращаются из пассивных получателей знания в активных участников процесса своего собственного образования. Цель заключается в научении думать, а не исполнять. Процесс обучения, который строится на сотрудничестве, укрепляет мысль о том, что получение знаний является не индивидуальным, а общим делом.

Горизонтальное обучение преобразует организацию взаимодействия в классной комнате из иерархической, централизованной и вертикальной во взаимную, демократическую и сетевую. Учащиеся понимают, что каждый из них отвечает за получение знаний другими. Ответственность предполагает понимание других, открытость для разных взглядов и точек зрения, способность прислушиваться к критике, стремление прийти на помощь другим и готовность отвечать за образовательное сообщество в целом. Все эти качества принципиально важны для развития способности сопереживать.

Горизонтальное обучение усиливает чувство сопереживания, поскольку дает учащимся возможность встать на чужое место и понять, что чувствует и думает другой. Критерием, позволяющим определить, когда сообщество учащихся становится действительно сплоченным и цельным, является состояние, при котором каждый член группы начинает близко принимать борьбу своих товарищей за процветание и воспринимать группу как продолжение своего «Я».

Излишне говорить, что новый подход к обучению благоприятен для междисциплинарного преподавания и мультикультурных исследований. Научное сообщество уже переходит от изолированных дисциплин с четко очерченными академическими границами к сетям на основе сотрудничества, участники которых представляют различные области и делятся знаниями распределенным образом. Более традиционный упрощенческий подход к изучению феномена начинает уступать дорогу системной постановке общих вопросов о характере реальности и смысле существования, что требует междисциплинарного видения.

Междисциплинарные научные ассоциации, журналы и образовательные программы, появившиеся в последние годы, отражают растущий интерес к взаимосвязи знаний. Новое поколение ученых начинает связывать между собой традиционные академические дисциплины и создавать более интегрированный подход к исследованиям. Сотни междисциплинарных областей вроде поведенческой экономики, экопсихологии, социальной истории, экофилософии, биомедицинской этики, социального предпринимательства и холистического здоровья вклиниваются в науку и предвещают изменение парадигмы образовательного процесса.

Одновременно глобализация образования сводит вместе представителей различных культур, каждая из которых имеет свою собственную антропологическую точку отсчета, и открывает множество свежих, новых подходов к изучению феноменов, возникших под влиянием различных историй развития культуры и национальных идей.

Изучение той или иной области с точки зрения множества научных дисциплин и культурных представлений делает учащихся менее предубежденными. Первые оценки образовательной реформы, нацеленной на распределенное обучение и сотрудничество, дают обнадеживающие результаты. Школы сообщают о заметном снижении агрессии, насилия и других проявлений асоциального поведения, уменьшении числа дисциплинарных взысканий, более широком сотрудничестве между учащимися, более социально ориентированном поведении, повышении внимания на занятиях, усилении тяги к учебе и развитии умственных способностей.

Источник

Какое образование лучше — «горизонтальное» или «вертикальное»?

горизонтальное обучение в цифровой среде

Я достаточно общительный человек и меня совершенно не смущает или не пугает общение с незнакомыми людьми. Более того, чаще всего я стараюсь быстрее перепрыгнуть со small talk и поговорить с человеком хоть о чём-то более интересном.

В едь от кого угодно можно почерпнуть интересные мысли или, как минимум, узнать причины, почему у данного человека этих самых интересных мыслей совершенно нет.

Т ак вот, я часто заговариваю с людьми в спортивном зале, на пробежке, в каком-нибудь SPA-центре, на пляже и так далее. И с течением лет у меня выработался некий навык, который позволяет примерно понять то, что происходит у человека в голове, если узнать о нём совсем немного.

П одобное сворачивание мыслительного потока в узкую трубочку и полнейшая предсказуемость мыслей является следствием победившей в капиталистических странах парадигмы «вертикального» образования (глубокого и кропотливого освоения определённой специальности, вообще без заглядывания в другие разделы наук). Неким антиподом этой парадигмы являлась советская «горизонтальная» школа (тоже далеко не идеальная), где учеников заставляли, хотя бы из-под палки, познавать основы сразу нескольких фундаментальных наук и уже только после этого ударяться в «вертикальную» специализацию.

горизонтальное обучение в цифровой среде

П оследние 10 лет всё чаще политики по всему миру говорят о пользе «вертикального» образования. Ведь за более короткий срок государство получает человека, готового к трудовой деятельности и владеющего минимальным уровнем квалификации, чтобы сходу начать работать.

Е сть даже такой термин — «идеальный потребитель». Человек, который ходит на работу, любит покупать себе новые игрушки и всё время находится в состоянии завышенного потребления (через кредит).

Ч то самое интересное, множество людей с высшим образованием на полном серьёзе говорит о том, что строго «вертикальное» образование — это благо: «Зачем мне терять время на какую-то «вшивую» литературу, географию, биологию, историю, обществознание и пр., если я могу потратить своё время с большей пользой и ВЫУЧИТЬ КОДИНГ!».

К огда я всё это слышу, меня, ей богу, пот прошибает и становится страшно за будущее человечества.

Ч тобы вы лучше поняли последствия такой вот «реформы» образования, приведу пример.

Н едавно, через общих знакомых, я познакомился с молодым прогером с Украины, который уже несколько лет живёт в Долине. Я даже не буду вам описывать размер ЧСВ этого человека, который «ДОБИЛСЯ», а «его-то однокурсники так и горбатятся в Киеве на галерах!».

П ерейду лучше сразу к жизненным установкам такого «среднестатистического потребителя», который добился:

Н апример, вы постоянно видите в фильмах и в соцсетях накаченных людей. По сравнению с ними, вы начинаете ощущать себя ничтожеством. Как вы закрываете эту психологическую проблему? Конечно же, вы не начинаете просто отжиматься каждый день по 100 раз.

ХА-ХА. ЭТО СЛИШКОМ ПРОСТО.

В ы идёте в фитнес-зал и покупаете дорогой абонемент, вы покупаете самую модную фитнес-одежду, вы покупаете трекеры всего, чего угодно (вплоть до количества «шептунов», которых вы выпускаете за день).

К ак итог: за всей этой мишурой, вместо того, чтобы делать, хотя бы, 100 отжиманий каждый день, вы тратите по 12 часов в неделю, чтобы раз в 3 дня сделать 50 отжиманий, но в красивой форме и в красивом зале.

П роще говоря, когда у вас нет кругозора («горизонтального» образования), а вместо него — «подзорная труба», то в эту трубу, как в калейдоскоп, вам показывают картиночки, которые складываются по непонятным для вас законам. Кстати, по этому принципу работает и «умная» лента соцсетей.

Г лавный недостаток узкого кругозора — это повальное отсутствие системного мышления. Люди не могут установить банальных причинно-следственных связей. Не понимают, что если где-то «прибыло», значит где-то «убыло». И так далее.

Н аверняка, многие из вас скажут: «Да как так может быть, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОПАЛ В ДОЛИНУ ИЗ СНГ, БЫЛ ТУПЫМ, КАК ПРОБКА?!».

О чень даже может. Далеко за примером ходить не надо. У Юрки Дудя был недавно выпуск про русских ребят (ниже), которые что-то делают в Калифорнии. И был там в качестве «человека, уже добившегося» некий Васьянов, который, безусловно, преуспел в своём ремесле видеооператора. Но он на полном серьёзе говорит, что надо покупать недвижимость, потому что «земли больше не будет». Чёрт подери, чувак, мальтузианскую ловушку преодолели ещё в 19 веке. Что ты вообще такое несёшь?

Н о откуда эта мысль появилась в голове у господина Васьянова (безусловно, успешного ремесленника)? Вы не поверите, но её ему внушил его риелтор. В этом отрывке великолепно всё: чувак на полном серьёзе пересказывает высказывание риелтора, единственная цель которого — втюхать ему побольше неликвидной недвиги.

В 2000-е в Москве риелторы тоже рассказывали, что недвижка всегда растёт в цене )))

Т ак что, ребята, прошу вас, практически умоляю: выбросите из головы идиотский миф о том, что «вертикальное» образование — это эффективно, модно и молодёжно. Иначе, ваши мысли и жизнь будет контролировать кто-то другой.

Т о, что я рекомендую абсолютно всем для начала расширения кругозора — это, безусловно, экономика. Поскольку она определяет всю нашу жизнь: политику, социальное взаимодействие и так далее.

З наете ли вы, зачем вообще нужен Центральный банк? Почему он не подчиняется правительству? Почему в Японии отрицательная ключевая ставка (процент по кредиту) и что такое вообще «ключевая ставка»?

Д умаете, что это какая-то занудная ерунда?

Т олько вот эта самая «ерунда» на 100% определяет то, где вы сегодня работаете, что едите, как одеваетесь и как развлекаетесь.

«Как я применю это в жизни прямо сейчас?»

О бычно, когда я рассказываю людям о минусах «вертикального» образования и плюсах «горизонтального», то все кивают головой и говорят: «Да-да, всё так и есть. Мне надо развиваться и в «горизонтальном» направлении тоже».

Н о когда дело доходит до того, чтобы, всё-таки, начать это самое развитие, то практически все говорят одно и то же: «Как я применю это в жизни прямо сейчас? Как мне это пригодится в будущем?».

О твечу сразу на этот вопрос: НИКАК.

Ф ундаментально, «горизонтальное» и «вертикальное» образования отличаются именно своими стимулами. «Вертикальный» вариант отлично проникает в умы людей и кажется эффективным (по причине быстрой обратной связи). «Месяц назад я начал учиться жонглировать, а уже сегодня, благодаря этому, начал зарабатывать на 2 доллара в час больше!».

Л овушка быстрой обратной связи — это то, что погубило гораздо большее число судеб, чем табак, алкоголь, наркотики и фастфуд вместе взятые.

Э волюционно наш мозг устроен таким образом, что мы ждём как можно более быстрой отдачи от нашей деятельности. Этот защитный механизм необходим, чтобы не позволять нам заниматься чем-то бессмысленным, что не способствует нашему выживанию.

И менно на этом физиологическом механизме паразитируют различные онлайн-казино и бинарные опционы. Вам сначала дают выиграть и вы не забираете деньги после первых нескольких удачных попыток: вам кажется, что вы открыли священный грааль, и теперь вам больше никогда не нужно будет работать, а ваша жизнь станет одним сплошным удовольствием. Но, спустя некоторое время, в пылу азарта вы проигрываете всё, что вложили (а может и больше).

С другой стороны, попытка заставить себя через силу изучать что-то, не получая положительной обратной связи, моментально превратится в настоящую пытку. Через силу кругозор не расширишь, а вот невроз и депрессию получишь гарантированно. Ведь ваш собственный мозг будет карать вас за непослушание, задавая логичный вопрос: «Какого хрена ты тратишь на это время, олух?».

Е динственным спасением от этого является переключение на другой эволюционный механизм, который в нас тоже заложен. Это тяга к познанию. Все вы прекрасно знаете, что маленькие дети задают десятки вопросов «Почему?» в день. Их тяга к познанию является инструментом приспособления к окружающим их реалиям. Но с возрастом, в первую очередь под гнётом социального давления, становится зазорно постоянно задавать вопрос «Почему?», а человек всё чаще начинает сталкиваться с фразами «Тебе больше делать нечего?», «Ну, и как это поможет тебе заработать?» и т. д. И у многих этот навык пропадает полностью, сменяясь «вертикальной» линией их «профессионального развития».

Е динственный путь к более качественному (то есть «горизонтальному») образованию заключается в возрождении внутри себя старых забытых механизмов детской любознательности. Если вы каждый день будете задавать себе вопросы «Почему это работает так?», «Почему это выглядит именно таким образом?», «Почему эти люди живут лучше, чем другие?», «А что такое вообще «жить лучше»?» и т. п., то в этом случае вам не нужно будет перебарывать себя и учиться чему-то через силу. Ваше обучение будет происходить органично и, как бы, само по себе. А мозг будет вас поощрять за это, поскольку вы не просто так пыхтели и пытались выучить непонятно что. Вы пытались понять, как работает мир — человеческий мозг очень любит поощрять своего владельца за это.

Т аким образом, всё тот же «Ютуб», каналы в «Телеграме» и, иногда даже, прости господи, «Инстаграм» могут превратиться из пожирателей вашего времени и внимания во вполне себе образовательные инструменты. Главное — лишь сместить ваш фокус с «инфожевачки» в сторону контента из разряда «Почему это так работает?».

Д обавьте сюда ещё Coursеra или прочее онлайн-образование на ваш выбор, и вы условно-бесплатно начнёте расширять свой кругозор, формировать системное мышление и самостоятельно управлять своей жизнью.

Источник

«Чего-то полномасштабного пока нет»: что говорят эксперты о реальной цифровизации школ

Желания учителей на самом деле не всегда совпадают с их потребностями, а новые решения — не такие уж и новые.

горизонтальное обучение в цифровой среде

горизонтальное обучение в цифровой среде

Из этой статьи вы узнаете:

Пока педагогическое сообщество пытается привыкнуть к необходимости использовать всё новые инструменты и освоиться в цифровом пространстве, логика разработчиков часто остаётся за кадром. Однако знать о ней нужно — как минимум для того, чтобы трезво оценивать происходящие процессы и действительно включаться в них.

В рамках сессии «Инструменты современного педагога» на форуме «Время образования» представители IT-компаний и сферы образования рассказали, какие технические решения создают для педагогов и что самим учителям стоит знать в эпоху глобального перехода на «цифру».

горизонтальное обучение в цифровой среде

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

За новыми технологиями — старые решения

Эксперты сходятся во мнении, что цифровые инструменты должны отвечать реальным запросам учителей. Однако методологи, педагоги и технические разработчики пока не пришли к согласию, какие инструменты действительно необходимы для образовательного процесса, отметила заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы Наталья Киселёва. Потребности педагогов часто заключаются в оцифровке классических «бумажных» материалов. Технические специалисты, в свою очередь, решают совсем другие задачи и сетуют, что образовательное сообщество не видит разницы между цифровизацией и оцифровкой.

«Эта дискуссия между техническими разработчиками и учителями-методологами на самом деле выливается в проблемы, которые возникают в школе», — подчеркнула эксперт.

Однако если не учитывать пожелания педагогов, они просто не будут пользоваться ненужными им разработками. Опыт пандемии показал, что «насаждения сверху» либо не работают, либо работают лишь формально.

горизонтальное обучение в цифровой среде

«Когда мы говорим о том, что можно какую-то технологию взять и внедрить, то она либо решает реальные проблемы учителей или учеников, либо будет мертворождённой. Мы таких мертворождённых технологий за последние десять лет видели в стране и в мире немало», — пояснил управляющий партнёр Skyeng Александр Ларьяновский.

При этом те цифровые решения, которые официально считаются в образовательной сфере новыми, в реальности таковыми не являются, отметил спикер. Поэтому пока что разработчики сконцентрированы вовсе не на создании принципиально новых инструментов. Они, скорее, помогают системе образования решать две другие ключевые задачи:

горизонтальное обучение в цифровой среде

В чём заключаются реальные боли педагогов

Эксперты согласились с тем, что в разработке новых цифровых решений концентрироваться надо не просто на мнении педагогов, а на их болевых точках — как при разработке любого другого продукта. В сфере образования можно выделить три таких боли:

В попытке решить эти проблемы разработчики предлагают разные решения. Наиболее известное из них — совместный проект Skyeng и ГК «Просвещение», интерактивная рабочая тетрадь, которую запустили весной 2020 года. Сейчас её используют порядка пяти миллионов школьников, рассказал Александр Ларьяновский. Такой успех объясняется несколькими факторами: верифицированным контентом, автоматизацией рутинной работы и максимально упрощённой для пользователя системой.

горизонтальное обучение в цифровой среде

«Мы решили три вот этих боли и поэтому стали успешными. Нет дихотомии между технарями и педагогами. Есть те, кто слушает своего клиента, и есть те, кто не слушает», — заключил эксперт.

Первый заместитель директора департамента АО «Издательство „Просвещение“» Татьяна Серебрякова отметила, что разработчики следят и за нововведениями, которые потенциально могут оказаться проблемными для учителей. Она привела в пример два новых цифровых сервиса компании:

Примечательно, что все упомянутые сервисы направлены именно на педагогов, а не на детей. И это не случайность.

горизонтальное обучение в цифровой среде

«Очень страшно при этом забыть про педагога, потому что без педагога новое поколение не вырастить. Ядром школы является учитель, поэтому то, что мы делаем, — мы делаем в помощь учителю, чтобы развязать ему руки и подарить немного времени для своих детей, для своего призвания», — подчеркнула Серебрякова.

Так ли хороша скорость разработки и внедрения

Двоякая ситуация сложилась со скоростью происходящих изменений и появлением всё новых продуктов. С одной стороны, пандемия подстегнула разработчиков быстрее ориентироваться в сложной ситуации и поспешить на помощь образовательной сфере: ту же интерактивную тетрадь, рассказал Александр Ларьяновский, создали буквально за шесть дней.

Примерно за полтора месяца во время пандемии был придуман другой проект — платформа «Сферум», рассказал генеральный директор СП «Цифровое образование» Рубен Акопов. Сейчас её основной задачей является упрощение коммуникации между всеми участниками образовательного процесса — учениками, педагогами и родителями. В будущем «Сферум» планируют интегрировать и с другими сервисами: электронными дневниками, контентными системами и даже порталом «Госуслуги».

Однако оперативность разработок привела к своеобразному искажению: учителя хотят от создателей цифровых инструментов всё большей скорости.

Кстати, на недавнем заседании президиума Госсовета по вопросам образования Борис Добродеев, генеральный директор Mail.ru Group, рассказывая о запуске «Сферума», который с 1 сентября экспериментально запущен в восьми тысячах школ 15 регионов России, попросил президента расширить внедрение на прочие регионы.

В пример того, как новые технологии порождают новые запросы, Наталья Киселёва привела опыт Московской электронной школы: там совместно с Microsoft Teams упростили систему, чтобы переходить на урок можно было прямо из расписания. После такой интеграции у педагогов появились новые просьбы: создать разделение на отдельные онлайн-комнаты, добавить функции по включению и отключению чатов, сохранять материалы в системе и давать обратную связь сразу в электронный дневник.

горизонтальное обучение в цифровой среде

«Со стороны учителей получается непонимание, что это не по щелчку пальцев происходит. Инструменты тоже постепенно развиваются, процесс технической разработки занимает достаточно продолжительный период, как и апробация», — пояснила Киселёва.

горизонтальное обучение в цифровой среде

Как адаптироваться к новым цифровым решениям

Независимо от скорости изменений, педагогическому сообществу требуется время, чтобы в целом привыкнуть к новой системе появления тех или иных разработок. Татьяна Серебрякова отметила, что раньше любые нововведения сначала проверялись в рамках исследований, затем обсуждались в школах и только после этого получали какое-либо применение на практике, то теперь их путь к пользователям выглядит иначе.

горизонтальное обучение в цифровой среде

«Появляется новая технология, начинает применяться в какой-то инновационной школе, возникает площадка применения или реализации в виде образовательной практики, только потом проводится педагогическое исследование и уже после этого самые удачные примеры превращаются в некие подходы уже в документе. Это пример вёрстки образовательной политики, мы с этим имеем дело сейчас. Всё стало с ног на голову, и учителя ещё не успели к этому адаптироваться, с моей точки зрения. Они все ждут каких-то нормативных актов, которые объяснят, как жить дальше и что делать завтра», — объяснила она.

При этом пандемия обнажила ещё одну проблему: хотя новые технологии разрабатываются иначе, у педагогов часто нет нужных методик для проведения уроков в разных форматах. Казалось бы, здесь на помощь им также должны прийти возможности «цифры», ведь это не только инструмент для обучения школьников или студентов, но и инструмент для самообразования самих учителей. Однако палитра профессионального обучающего контента для учителей довольно широка, сориентироваться в ней непросто. Навык выбора становится необходимым для специалистов в сфере образования.

Решить эти проблемы, уверены эксперты, можно только благодаря взаимодействию и коммуникации внутри самого педагогического сообщества. Начальник управления исследования и разработки Академии Минпросвещения Ольга Суханова привела в пример опыт своего ведомства.

горизонтальное обучение в цифровой среде

«Мне кажется, что очень серьёзно меняется поле дополнительного профессионального образования: оно расширяется от институтов ДПО в сторону методистов, учителей, которые работают в школе и показывают серьёзные результаты. И сегодня Академия работает в том числе с тьюторами — теми учителями, которые демонстрируют высокие результаты, готовы делиться своим опытом», — рассказала она.

Опыт продвинутых педагогов, кстати, используют не только сами учителя, но и разработчики цифровых решений. Например, у «Сферума» есть учителя-амбассадоры. Они выступают связующим звеном между педагогическим сообществом и теми, кто создаёт цифровые продукты.

горизонтальное обучение в цифровой среде

«Нам действительно нужны люди в регионах, с которыми мы сверяемся. Они, в свою очередь, сверятся со своими коллегами и расскажут, как они используют нашу систему, поскольку вариантов для этого много. Тем более мы делаем такую систему массового обслуживания, которая должна помогать учителям», — рассказал Рубен Акопов.

Он отметил, что разработчики не только получают обратную связь по существующему продукту, но и обращаются к педагогам-экспертам, когда планируют внедрить какие-либо новые функции. Именно это позволяет сделать новые цифровые инструменты полезными для учителей и не попасть в ситуацию, когда созданное решение им не нужно.

горизонтальное обучение в цифровой среде

Когда наступит будущее

Однако, несмотря на все новинки, внедрение горизонтального обучения и резкий технологический скачок в результате пандемии, ждать, что школы быстро перейдут из «меловой» эпохи в цифровую, не стоит.

Рубен Акопов считает, что о полноценной цифровизации можно будет говорить только через несколько десятилетий. Причём переход к новой реальности будет вызван не столько развитием технологий или освоением учителями специальных навыков, сколько обычной сменой поколений. Спикер подчеркнул, что дети, родившиеся в последние пять-шесть лет, уже не похожи на тех, кто учится в школе сейчас, а тем более её оканчивает. В пример он привёл своего сына, который, увидев точки на ковре, пытался нажать на них. О схожей ситуации рассказала и Наталья Киселёва: её ребёнок пытался пальцами «раздвинуть», то есть зумировать обычные фотографии, чтобы приблизить картинку.

горизонтальное обучение в цифровой среде

«Скорее лет через 20–30 можно будет говорить о том, куда мы пришли. Мы делаем разные инструменты, но чего-то полномасштабного — пока нет», — подчеркнул Рубен Акопов.

Однако невозможно дать полноценный прогноз даже на ближайшее будущее, уверен Александр Ларьяновский. Он отметил, что разработчики цифровых решений для педагогов будут допускать ещё тысячи ошибок, чтобы найти действительно работающие механизмы. Но понимание, как эффективно совмещать офлайн- и онлайн-образование, по его мнению, появится только через два-три года.

Татьяна Серебрякова отметила, что сейчас ключевая задача — обеспечить бесшовное переключение между «аналоговыми» и цифровыми инструментами. «Если учитель знает, как использовать цифровые инструменты не избыточно, а органично вплетая в канву урока, понимает, в какой момент он подключает тот или иной инструмент, — к этому мы придём достаточно быстро. Мой прогноз — наверное, от двух до пяти лет», — объяснила эксперт.

Она отметила, что цифровой контент при этом должен предполагать вариативность и прежде всего — в проверке прикладных заданий. Ольга Суханова при этом подчеркнула, что только время покажет, какие инструменты будут действительно востребованы в современных школах.

По мнению экспертов, пережить «переходный период» педагогам помогут несколько рекомендаций:

горизонтальное обучение в цифровой среде

При этом, заключила спикер, развитие невозможно без объединения. Органы власти, компании-разработчики и организации, которые занимаются образованием педагогов, должны вместе помочь учителям сделать правильный выбор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *