Характеристика станции технического обслуживания автомобилей
Станции обслуживания автомобиля
Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, одним из главных звеньев которой выступают СТОА, обосновывается помимо технических следующими соображениями: — Экономическими. По данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих автомобилей; Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные СТОА — это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению (степени специализации), месторасположению, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности. В зависимости от расположения СТОА подразделяют на городские, в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные, оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТОА. Дорожные СТОА являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями. По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТОА самообслуживания. Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть: Универсальные — для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей; С увеличением парка легковых автомобилей и диверсификацией его структуры получают развитие специализированные СТОА по маркам автомобилей. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Москва, Санкт-Петербург. Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период). Виды станций технического обслуживания автомобилейРемонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТОА, оснащенными специальным оборудованием. По видам работ СТОА подразделяются на диагностические, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов питания и электрооборудования, ремонта автоматических коробок передач, ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа. По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТОА можно подразделить на малые, средние, большие и крупные. Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и располагаются в радиусе, не превышающем 10—15 км от потребителя. Средние станции обслуживания с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена arpeгaтов, а также может производиться продажа автомобилей. В настоящее время около половины автосервисных предприятий имеют мощность от 1 до 3 рабочих постов; более 40 % — от 4 до 10 постов; 7 % — до 30 постов. Крупные станции составляют менее 2 %. По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом. Первая группа — фирменные (дилерские) СТОА, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями — авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий иыбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены. Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала. Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными. К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа. К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей. К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают предприятиям предыдущей группы. Структуру сети СТОА рассмотрим на примере Москвы. Здесь крупные предприятия автосервиса составляют только около 17 %; это достаточно мощные специализированные предприятия (31 % общегородской мощности). Остальные объекты автосервиса арендуют площадки и производственные мощности: транспортных предприятий (около 40 % общего числа объектов и 39 % общегородской мощности), промышленных предприятий (соответственно 19 и 14 %). Сегодня существует большой разрыв между спросом (потребностями автовладельцев по ремонту и обслуживанию автомобилей) и возможностью его полного удовлетворения. Это обусловлено двумя основными причинами. Первая причина— невысокая платежеспособность ряда автовладельцев, что заставляет их обращаться в подпольные автосервисы. «Подпольщики» особенно активны в теплое время года, поскольку большинство из них работает в неотапливаемых гаражах и зимой сворачивает свою деятельность. Нелегальные автосервисы и мойки есть буквально повсюду. Они не имеют лицензий, не платят налогов, поэтому их услуги гораздо дешевле, чем в легальных СТОА. Некоторые автовладельцы вообще обращаются только к ним, поскольку основательный ремонт автомобиля на законно существующей СТОА сравним по цене со стоимостью самого автомобиля. Подпольный автосервис занимает значительную часть рынка обслуживания автомобилей, мешая тем самым развитию легальных СТОА. Стоит отметить, что в последнее время уровень сознательности автовладельцев возрастает: они все чаще обращаются в легальные СТОА, гарантирующие высокое качество работы. Вторая причина — недостаток производственных мощностей существующих СТОА, особенно в населенных пунктах областного и районного значения, где автосервис практически в зачаточном состоянии. Но даже в Москве СТОА катастрофически не хватает. Бурный рост автопарка породил серьезные проблемы — переполнение столичных автотрасс и поддержание надлежащего технического состояния автомобилей. В настоящее время действует 2,6 тыс. предприятий автосервиса, в то время как их должно быть около 10 тыс. Правительство Москвы приняло программу, направленную на развитие и улучшение служб автосервиса в городе. Экс мэр Москвы Ю.М.Лужков предложил в качестве меры поддержки и развития СТОА упрощенный порядок регистрации для открывающихся центров. Лужков поручил специалистам подготовить соответствующие документы, в том числе типовой проект зданий для новых техцентров. «Думаю, это имеет особое значение для малого и среднего бизнеса. Эта задача не для монополистов»,— уточнил он. При этом, в Москве необходимо реализовывать программы подготовки кадров, в первую очередь менеджеров техцентров. При реализации этой программы число СТОА в Москве должно увеличиться в несколько раз, в результате чего с авторынка будут вытеснены сервисные предприятия, которые не отвечают требованиям по безопасности, экологичности и качеству предоставляемых услуг. Таким образом, можно сделать следующие выводы: — рост объемов оказания услуг отстает от темпов автомобилизации страны; По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться с нами ЗДЕСЬ Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ1.1. Классификация сервисных предприятий, виды выполняемых работ и услуг [1, 2, 7, 9, 10] Станции технического обслуживания (СТО) представляют собой мно- гофункциональные автообслуживающие предприятия, предназначенные для выполнения широкого спектра работ и услуг по обслуживанию и ре- монту автомобилей. В перечень услуг, выполняемых на СТО в зависимости от мощности и рас- положения, могут входить следующие работы: · уборочно-моечные (сушильные, полировальные, обтирочные и т.д.); · предпродажная подготовка товарных автомобилей; · предпродажная подготовка и ремонт подержанных автомобилей; · гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей; · послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей; · подготовка автомобилей к техническому осмотру; · общее и углубленное диагностирование технического состояния авто- мобилей, агрегатов, систем и узлов; · противокоррозионная (антикоррозионная) обработка кузовов автомоби- лей; · текущий ремонт автомобилей; · капитальный ремонт двигателей, агрегатов и узлов (на крупных СТО); · продажа автомобилей, запасных частей, материалов, аксессуаров и спе- циализированного инструмента; · спецкомплектация (тюнинг) автомобилей; · временное хранение автомобилей; · техническая помощь на дорогах, эвакуация автомобилей, требующих серьёзного ремонта на базовую СТО; · предоставление рабочих постов, инструмента и консультационных ус- луг при выполнении работ на постах самообслуживания; · сервисное обслуживание водителей и пассажиров (страховка автомоби- лей, обеспечение питанием и прохладительными напитками в клиент- ской зоне и т.д.); · автотехническая экспертиза технического состояния автомобилей по- страдавших в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) — при наличии государственной аккредитации и лицензии на выполне- ние соответствующего вида работ; · оценка остаточной стоимости транспортных средств; · оценка стоимости восстановления транспортных средств пострадавших в результате ДТП; · экспертиза узлов агрегатов и деталей на наличие производственных де- фектов при предъявлении гарантийных претензий; · статистический учет неисправностей и отказов транспортных средств; · оказания консультационных услуг по вопросам технической эксплуата- ции и ремонта автомобилей; · заключение договоров на абонементное техническое обслуживание с юридическими и физическими лицами и выполнение на их основе работ по ТО и ТР парков предприятий или автомобилей индивидуальных вла- дельцев; · все виды обслуживания собственного парка автомобилей и спецтехни- ки; · ремонт подержанных узлов и агрегатов для фонда восстановленных оборотных агрегатов и запасных частей. В зависимости от расположения и назначения СТО подразделяются на го- родские и дорожные. Городские СТОпредназначены для обслуживания парка автомобилей фи- зических и юридических лиц, расположенных в черте города (района города) Дорожные СТОпредназначены для оказания технической помощи авто- мобилям и сервисных услуг водителям и пассажирам, находящимся в пути. Практически все дорожные СТО являются универсальными и обычно имеют от 2-х до 5-ти рабочих постов. На дорожных СТО устраняют наиболее часто воз- никающие в пути неисправности и выполняют операции по техническому об- служиванию и ремонту автомобилей малой и средней трудоёмкости. Как пра- вило, дорожные СТО совмещаются с мотелями, кемпингами, автозаправочны- ми станциями (АЗС). О различии в перечне выполняемых работ различными СТО и крупными спецавтоцентрами можно судить по данным табл. 1.1. Виды работ, выполняемых на СТО различной мощности.
Примечания: 1. Знак «+» –работы выполняются в обязательном порядке; 2. Знак «±» –возможно выполнение или невыполнение работ в зависимости от расположения СТО, её технической оснащенности и проводимой маркетинго- вой политики; 3. Знак «–» –работы не выполняются. СТО грузовых автомобилей и автобусовпоявились в нашей стране отно- сительно недавно, большинство являются специализированными предприятия- ми по обслуживанию автомобилей определённой марки и входят в дилерские и сервисные сети заводов-изготовителей. Такие сервисные предприятия занима- ются в основном гарантийным ТО и Р автомобилей, реализованных в собствен- ных автосалонах. Следует отличать понятия СТО грузовых автомобилей (автобусов) и базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТО). Последние, в отличие от СТО, занимаются обслуживанием подвижного со- става ближайших АТП на долговременной договорной основе и выполняют определённый перечень операций (обычно наиболее трудоёмких), при этом часть работ по ТО и ТР производится силами самих клиентов. По размерам и производственной мощности СТО подразделяются на ма- лые (до 15 рабочих постов), средние (16 – 30 постов), большие (31 – 50 постов), крупные (более 50 постов). Для наглядности классификация существующих СТО представлена в виде схемы (рис. 1.1.).
Работающие по догово- ру с заводом- изготови- телем
|