Характеристика станции технического обслуживания автомобилей

Станции обслуживания автомобиля

Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, одним из главных звеньев которой выступают СТОА, обосновывается помимо технических следующими соображениями:

Экономическими. По данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих автомобилей;
Социальными. Относительная опасность автомобиля как транспортного средства очень велика и, по данным мировой статистики, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вследствие неисправности автомобилей составляет 10-15% общего числа ДТП.

Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные СТОА — это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению (степени специализации), месторасположению, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.

В зависимости от расположения СТОА подразделяют на городские, в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные, оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТОА. Дорожные СТОА являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТОА самообслуживания. Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть:

Универсальные — для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей;
специализированные — для обслуживания одной марки автомобиля.

С увеличением парка легковых автомобилей и диверсификацией его структуры получают развитие специализированные СТОА по маркам автомобилей. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Москва, Санкт-Петербург.

Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период).

Виды станций технического обслуживания автомобилей

Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТОА, оснащенными специальным оборудованием.

По видам работ СТОА подразделяются на диагностические, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов питания и электрооборудования, ремонта автоматических коробок передач, ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа.

По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТОА можно подразделить на малые, средние, большие и крупные.

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и располагаются в радиусе, не превышающем 10—15 км от потребителя.

Средние станции обслуживания с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена arpeгaтов, а также может производиться продажа автомобилей.

В настоящее время около половины автосервисных предприятий имеют мощность от 1 до 3 рабочих постов; более 40 % — от 4 до 10 постов; 7 % — до 30 постов. Крупные станции составляют менее 2 %.

По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом.

Первая группа — фирменные (дилерские) СТОА, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями — авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий иыбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены.

Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала.

Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.

К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.

К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.

К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают предприятиям предыдущей группы.

Структуру сети СТОА рассмотрим на примере Москвы. Здесь крупные предприятия автосервиса составляют только около 17 %; это достаточно мощные специализированные предприятия (31 % общегородской мощности). Остальные объекты автосервиса арендуют площадки и производственные мощности: транспортных предприятий (около 40 % общего числа объектов и 39 % общегородской мощности), промышленных предприятий (соответственно 19 и 14 %).

Сегодня существует большой разрыв между спросом (потребностями автовладельцев по ремонту и обслуживанию автомобилей) и возможностью его полного удовлетворения. Это обусловлено двумя основными причинами.

Первая причина— невысокая платежеспособность ряда автовладельцев, что заставляет их обращаться в подпольные автосервисы. «Подпольщики» особенно активны в теплое время года, поскольку большинство из них работает в неотапливаемых гаражах и зимой сворачивает свою деятельность. Нелегальные автосервисы и мойки есть буквально повсюду. Они не имеют лицензий, не платят налогов, поэтому их услуги гораздо дешевле, чем в легальных СТОА. Некоторые автовладельцы вообще обращаются только к ним, поскольку основательный ремонт автомобиля на законно существующей СТОА сравним по цене со стоимостью самого автомобиля. Подпольный автосервис занимает значительную часть рынка обслуживания автомобилей, мешая тем самым развитию легальных СТОА. Стоит отметить, что в последнее время уровень сознательности автовладельцев возрастает: они все чаще обращаются в легальные СТОА, гарантирующие высокое качество работы.

Вторая причина — недостаток производственных мощностей существующих СТОА, особенно в населенных пунктах областного и районного значения, где автосервис практически в зачаточном состоянии. Но даже в Москве СТОА катастрофически не хватает. Бурный рост автопарка породил серьезные проблемы — переполнение столичных автотрасс и поддержание надлежащего технического состояния автомобилей. В настоящее время действует 2,6 тыс. предприятий автосервиса, в то время как их должно быть около 10 тыс. Правительство Москвы приняло программу, направленную на развитие и улучшение служб автосервиса в городе.

Экс мэр Москвы Ю.М.Лужков предложил в качестве меры поддержки и развития СТОА упрощенный порядок регистрации для открывающихся центров. Лужков поручил специалистам подготовить соответствующие документы, в том числе типовой проект зданий для новых техцентров. «Думаю, это имеет особое значение для малого и среднего бизнеса. Эта задача не для монополистов»,— уточнил он. При этом, в Москве необходимо реализовывать программы подготовки кадров, в первую очередь менеджеров техцентров. При реализации этой программы число СТОА в Москве должно увеличиться в несколько раз, в результате чего с авторынка будут вытеснены сервисные предприятия, которые не отвечают требованиям по безопасности, экологичности и качеству предоставляемых услуг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

— рост объемов оказания услуг отстает от темпов автомобилизации страны;
— потребности в автосервисных услугах обеспечены недостаточно, предприятия автосервиса распределены по городам неравномерно, поэтому весьма актуальна проблема обеспечения в количестве и территориальной доступности автосервисных услуг;
— успешное функционирование СТОА возможно при учете всех новшеств в области автотехобслуживания, накоплении и анализе статистического материала, создании типовых проектов станций, объединенных единым замыслом и возможностью трансформации, наличии высококвалифицированных специалистов в этой области;
— создание совместных предприятий с участием зарубежных партнеров в области автосервиса будет способствовать приобретению опыта, скорейшему избавлению от негативных моментов в деятельности предприятия автосервиса, накоплению финансовых средств для развития данной сферы обслуживания.

По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться с нами ЗДЕСЬ

Источник

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1. Классификация сервисных предприятий, виды выполняемых работ и услуг [1, 2, 7, 9, 10]

Станции технического обслуживания (СТО) представляют собой мно- гофункциональные автообслуживающие предприятия, предназначенные для выполнения широкого спектра работ и услуг по обслуживанию и ре- монту автомобилей.

В перечень услуг, выполняемых на СТО в зависимости от мощности и рас- положения, могут входить следующие работы:

· уборочно-моечные (сушильные, полировальные, обтирочные и т.д.);

· предпродажная подготовка товарных автомобилей;

· предпродажная подготовка и ремонт подержанных автомобилей;

· гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

· послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;

· подготовка автомобилей к техническому осмотру;

· общее и углубленное диагностирование технического состояния авто- мобилей, агрегатов, систем и узлов;

· противокоррозионная (антикоррозионная) обработка кузовов автомоби- лей;

· текущий ремонт автомобилей;

· капитальный ремонт двигателей, агрегатов и узлов (на крупных СТО);

· продажа автомобилей, запасных частей, материалов, аксессуаров и спе- циализированного инструмента;

· спецкомплектация (тюнинг) автомобилей;

· временное хранение автомобилей;

· техническая помощь на дорогах, эвакуация автомобилей, требующих серьёзного ремонта на базовую СТО;

· предоставление рабочих постов, инструмента и консультационных ус- луг при выполнении работ на постах самообслуживания;

· сервисное обслуживание водителей и пассажиров (страховка автомоби- лей, обеспечение питанием и прохладительными напитками в клиент- ской зоне и т.д.);

· автотехническая экспертиза технического состояния автомобилей по- страдавших в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

— при наличии государственной аккредитации и лицензии на выполне- ние соответствующего вида работ;

· оценка остаточной стоимости транспортных средств;

· оценка стоимости восстановления транспортных средств пострадавших в результате ДТП;

· экспертиза узлов агрегатов и деталей на наличие производственных де- фектов при предъявлении гарантийных претензий;

· статистический учет неисправностей и отказов транспортных средств;

· оказания консультационных услуг по вопросам технической эксплуата- ции и ремонта автомобилей;

· заключение договоров на абонементное техническое обслуживание с юридическими и физическими лицами и выполнение на их основе работ по ТО и ТР парков предприятий или автомобилей индивидуальных вла- дельцев;

· все виды обслуживания собственного парка автомобилей и спецтехни- ки;

· ремонт подержанных узлов и агрегатов для фонда восстановленных оборотных агрегатов и запасных частей.

В зависимости от расположения и назначения СТО подразделяются на го- родские и дорожные.

Городские СТОпредназначены для обслуживания парка автомобилей фи-

зических и юридических лиц, расположенных в черте города (района города)

Дорожные СТОпредназначены для оказания технической помощи авто- мобилям и сервисных услуг водителям и пассажирам, находящимся в пути. Практически все дорожные СТО являются универсальными и обычно имеют от 2-х до 5-ти рабочих постов. На дорожных СТО устраняют наиболее часто воз- никающие в пути неисправности и выполняют операции по техническому об- служиванию и ремонту автомобилей малой и средней трудоёмкости. Как пра- вило, дорожные СТО совмещаются с мотелями, кемпингами, автозаправочны- ми станциями (АЗС).

О различии в перечне выполняемых работ различными СТО и крупными спецавтоцентрами можно судить по данным табл. 1.1.

Виды работ, выполняемых на СТО различной мощности.

Наименование работГородские СТОДорожные СТОСпецавто- центры
МалыеСредниеБольшие и круп- ные
Диагностирование Д-1+++++
Диагностирование Д-2+ (±)++
Уборочно-моечные+++++
ТО в полном объёме+++++
Смазочные+++++
Регулировочные+++++
Крепёжные+++++
Шиномонтажные+++++
Вулканизационные+++++
Электрокарбюраторные+++++
Заряд аккумуляторных батарей+++++
Ремонт аккумуляторных батарей+++

ТР агрегатов+(±)+++(±)+
Замена агрегатов+(–)+(–)++(–)+
КР агрегатов++
Медницкие+(±)++++
Сварочные+(±)++++
Жестяницкие+(±)++++
Кузовные+(±)+++
Обойные+(±)+++
Подкраска+(±)+++
Полная окраска+++
Противокоррозийное покрытие+++
Продажа запчастей и материалов+++++
Продажа автомобилей, в т.ч. комиссионная+(±)++
Предпродажная подго- товка автомобилей+(±)++
Техническая помощь по вызову+(±)+++
Заправка автомобилей горюче-смазочными ма- териалами+(±)+++
Слесарно-механические работы(±)++
Изготовление мелких деталей инструмента и оснастки(±)++
Аренда производствен- ных площадей и обору- дования(±)+(±)
Тюнинг (спецкомплек- тация) автомобилей(±)(±)++
Установка, ремонт и об- служивание ГБО(±)(±)(±)(±)
Эвакуация автомобилей на базовую СТО+++
Прокат (аренда) авто- мобилей(±)(±)(±)

Предоставление допол- нительных сервисных услуг (страхование и т.п.)(±)++
Подготовка и повыше- ние квалификации про- изводственного персо- нала(±)+

Примечания:

1. Знак «+» работы выполняются в обязательном порядке;

2. Знак «±» возможно выполнение или невыполнение работ в зависимости от расположения СТО, её технической оснащенности и проводимой маркетинго- вой политики;

3. Знак «» работы не выполняются.

СТО грузовых автомобилей и автобусовпоявились в нашей стране отно- сительно недавно, большинство являются специализированными предприятия- ми по обслуживанию автомобилей определённой марки и входят в дилерские и сервисные сети заводов-изготовителей. Такие сервисные предприятия занима- ются в основном гарантийным ТО и Р автомобилей, реализованных в собствен- ных автосалонах.

Следует отличать понятия СТО грузовых автомобилей (автобусов) и базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТО). Последние, в отличие от СТО, занимаются обслуживанием подвижного со- става ближайших АТП на долговременной договорной основе и выполняют определённый перечень операций (обычно наиболее трудоёмких), при этом часть работ по ТО и ТР производится силами самих клиентов.

По размерам и производственной мощности СТО подразделяются на ма- лые (до 15 рабочих постов), средние (16 – 30 постов), большие (31 – 50 постов), крупные (более 50 постов). Для наглядности классификация существующих СТО представлена в виде схемы (рис. 1.1.).

Специализированные
По маркам автомобилей
По видам работ

Характеристика станции технического обслуживания автомобилей Характеристика станции технического обслуживания автомобилей Характеристика станции технического обслуживания автомобилей Характеристика станции технического обслуживания автомобилейЗаводов-изготовителей

Характеристика станции технического обслуживания автомобилей(спецавтоцентры)

Работающие по догово- ру с заводом- изготови- телем

Характеристика станции технического обслуживания автомобилей

Характеристика станции технического обслуживания автомобилей

Характеристика станции технического обслуживания автомобилей

Для грузовых автомоби- лей и автобусов
Универсальные
Для легковых автомо- билей
Для всех типов автомо- билей

Характеристика станции технического обслуживания автомобилейПри мотелях и кемпин- гах

Обслуживающие меж- дународные и междуго- родние трассы

При определении производственной мощности СТО следует чётко пони- мать отличия между понятиями «рабочий пост», «вспомогательный пост» и

Рабочие посты –это автомобиле-места, оснащённые соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздей- ствия на автомобиль с целью поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида. Различают посты ТО и ТР, диагности- ки, восстановлении геометрии кузова, окраски автомобиля и т.д.

Вспомогательные посты –это автомобиле-места, оснащённые или не ос- нащённые технологическим оборудованием, на которых выполняются вспомо- гательные операции (посты приёмки-выдачи автомобилей, контроля после про- ведения ТО и ТР, посты сушки на участке уборочно-моечных работ, подготов- ки и сушки на окрасочном участке)

Автомобиле-места ожидания –это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки на рабочие или вспомогательные посты или ремонта снятых с автомобиля агрегатов, узлов и приборов.

Автомобиле-места хранения –это места, предназначенные для хранения готовых к выдаче или продаже автомобилей или автомобилей ожидающих ре- монта и технического обслуживания.

Комплексные СТОвыполняют весь перечень услуг по ремонту и обслу- живанию автомобилей.

Универсальные СТОпредназначены для обслуживания автомобилей раз- личных типов, марок и классов.

Специализированныепо маркам автомобилей СТО (как правило, автори- зированные дилеры) обслуживают одну или несколько определённых марок ав- томобилей.

Специализированныепо видам выполняемых работ СТО могут обслужи- вать одну или несколько определённых марок автомобилей.

По наличию или отсутствию на сервисных предприятиях автосалонов и магазинов для продажи оригинальных запасных частей и аксессуаров различа- ют:

· СТО с полным циклом продаж (автомобилей, запасных частей и аксес- суаров, услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей);

· СТО с неполным циклом продаж (продажа запасных частей и услуг ав- тосервиса);

· СТО, оказывающие только услуги по ремонту и обслуживанию автомо- билей;

По принадлежности автосервисные предприятия относятся к следующим категориям:

· свободное (независимое) предприятие;

· авторизированный (фирменный) сервис различных автопроизводителей; Фирменные СТО (авторизированные сервисные предприятия)созда- ются заводами-изготовителями автомобилей для реализации и технического обслуживания своих автомобилей в данном городе или районе. Обязательным условием является наличие дилерского, дистрибьюторского или партнёрского договора между предприятием и заводом-автопроизводителем (генеральным представителем или уполномоченным лицом на определённой территории ры-

К свободным (независимым) сервисным предприятиямотносятся СТО различной мощности, которые не имеют договоров ни с одни автопроизводите- лем, проводят независимую рыночную и маркетинговую политику, обслужи- вают одну или несколько марок автомобилей, при ремонте используют и про- дают по своему усмотрению оригинальные запчасти и т.д.

Под сетевым автосервисом понимается сети СТО, объёдинённые корпора- тивными структурами, продающими запасные части, материалы или оборудо- вание, объединённые под логотипом одного бренда, имеющие единые стандар-

Специализированные автоцентры (САЦ, или автотехцентры АТЦ или ав- тоцентры АЦ) представляют собой многофункциональные автообслуживающие предприятия (как правило, большие и крупные), являющиеся региональными или зональными центрами, и имеющие в своём составе подчинённые или неза- висимые, но технологически или организационно связанные с центром перифе- рийные СТО или другие подразделения.

Дополнительно к обычным видам работ, выполняемым на СТО, специали- зированные автоцентры производят:

· капитальный ремонт полнокомплектных автомобилей на базе готовых комплектов узлов и агрегатов (если такой ремонт предусмотрен пред- приятием-изготовителем);

· капитальный ремонт двигателей, агрегатов и узлов трансмиссии;

· подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов как для собственных нужд, так и для всей сервисной сети специализи- рованных СТО;

· оптовую продажу запасных частей и полнокомплектных агрегатов для малых и средних СТО;

· хранение больших объемов запасных частей и полнокомплектных агре- гатов;

· выполнение сложных видов кузовного ремонта;

· обеспечение автомобильных заводов достоверной информацией о каче- стве производимой продукции и статистическими данными о наиболее часто встречающихся отказах и неисправностях;

· проведение подконтрольных испытаний, апробацию и отладку техноло- гий, оборудования и оснастки.

Пункты технического осмотра (ПТО)автомобилей представляют собой узкоспециализированные предприятия, предназначенные для контроля и диаг- ностики систем и узлов автомобиля, отвечающих за безопасность движения, а также для выявления находящихся в угоне транспортных средств и общего снижения преступлений в сфере транспорта.

При прохождении автовладельцами государственного технического осмот- ра автомобилей на ПТО выполняют следующие виды операций:

· внешний осмотр автомобиля, проверка комплектности инструмента и принадлежностей;

· проверка технического состояния тормозных систем автотранспортных средств;

· проверка токсичности отработавших газов;

· проверка технического состояния систем освещения и световой сигна- лизации;

· проверка люфта рулевого колеса;

· проверка степени светопропускания стёкол транспортного средства; При выявлении в ПТО несоответствия параметров автомобиля требовани-

ям государственных стандартов и других нормативных документов обнаружен- ные недостатки устраняются на СТО. (В курсовой работы пункт технического осмотра совмещается с городской станцией технического обслуживания, при этом программа станции увеличивается соответственно среднему количеству автомобилей с отклонениями от требований государственных стандартов).

Характеристика станции технического обслуживания автомобилей

Характеристика станции технического обслуживания автомобилей

Характеристика станции технического обслуживания автомобилей

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Характеристика станции технического обслуживания автомобилей

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *