храм ермолая на козьем болоте
Храм ермолая на козьем болоте
В Москве в Ермолаевском переулке, в городском сквере можно встретить поклонный Крест. Установлен он на месте ранее бывшей здесь Церкви сщмч. Ермолая.
Церковь эта появилась еще в 1610 году, основанная святителем Ермогеном, и устроенная близ стены Земляного города на «Козьем Болоте». До принятия пострига святитель носил имя Ермолай, и построил в новоустроенной Московской Патриаршей слободе храм во имя своего небесного покровителя — иерея Ермолая Никомидийского.
Священномученик Ермолай иерей Никомидийский жил при императоре Диоклетиане и во время самых жестоких римских гонений на христианство, продолжал проповедовать о Христе и обращать в истинную веру язычников.Именно сщмч. Ермолай крестил будущего великого христианского святого, целителя Пантелеимона. Власти не могли терпеть проповеди святого, — около 305 года сщмч. Ермолай был подвергнут пыткам и казнен.
В 1682 году повелением патриарха Иоакима была выстроена каменная Ермолаевская церковь — тогда Патриаршая слобода на Козихе переживала свой расцвет. Со времен Святителя Ермогена его домовая церковь так и оставалась патриаршим храмом, а потом стала обыкновенным приходским в этом густо населенном районе.
В 1932 году Ермолаевской церкви не стало. На ее месте устроили небольшой сквер между жилыми домами на Большой Садовой.
1 марта 2015 года в день Торжества Православия, Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, митрополит Истринский Арсений совершил торжественное освящение поклонного креста, установленного на этом святом месте, рядом с закладным камнем, перенесенным из Александровского сада Московского Кремля с места установки памятника Святителю Ермогену.
Московская церковь святителя Спиридона на Козьем Болоте
Сама улица появилась не ранее середины XVI века незадолго до основания здесь слободской церкви – тогда эта топкая пустынная болотистая местность считалась «загородьем». Есть свидетельства иностранцев, посещавших средневековую Москву, что здесь водились дикие козы – отсюда произошло старинное название местности «Козье Болото». Когда часть этих коз приручили и занялись их разведением, здесь образовалась Патриаршая слобода, откуда для Патриаршего двора поставляли дорогую шерсть и молоко, а в местных прудах разводили простую рыбку для каждодневного стола.
Церковь св. Спиридония появилась на Козихе в XVII веке. Это была вторая слободская церковь после Ермолаевской, которую устроил фактический основатель Патриаршей слободы, святитель Гермоген по своим именинам – до принятия монашества он носил имя Ермолай (см. 8 августа). Освящение новой церкви во имя св. Спиридона было связано с тем, что слобода нуждалась в патрональном храме, а св. Спиридон в молодости сам был пастухом и почитался покровителем пастухов и сельского хозяйства.
Был св. Спиридон и христианским мудрецом, и служителем Церкви, и исцелителем, и защитником простых людей. Однажды несчастная мать принесла ему своего мертвого младенца, вопия о помощи. По молитве святого младенец ожил, но пала бездыханной мать, не выдержав радости. Святой вновь начал читать молитву, и к женщине тоже вернулась жизнь. В другой раз его друг невинно попал под суд по навету и был приговорен к смерти. Святитель поспешил к нему на помощь, но путь ему преградил разлившийся ручей. Тогда святой приказал воде остановиться волею Христовой, так как он спешит спасти невинного человека. Вода чудесным образом остановилась, святитель благополучно переправился на сушу, и когда пришел в суд, там уже знали о случившемся чуде. Судья с почетом отпустил друга святого Спиридона.
Однажды в Великий Пост в дом к нему постучался усталый путник. Святитель, увидев, что человек крайне истомлен, велел дочери накрыть на стол. В доме ничего не оказалось, кроме зимних запасов солонины, и странник отказался отведать мясо, сославшись на то, что он христианин и должен соблюдать закон. Тогда св. Спиридон сел за стол и сам начал вкушать солонину, убеждая гостя подражать ему – ибо он видел, что этот человек изможден и нуждается в хорошем подкреплении сил. А когда воры задумали украсть у св. Спиридона овец и ночью забрались к нему в овчарню, то неожиданно оказались связанны веревкой. Утром обнаруживший их святитель развязал непрошеных гостей по молитве и долго уговаривал оставить неправедные дела, подарив им в напутствие по овце со словами: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Чудеса сопровождали жизнь св. Спиридона, свидетельствуя о нем. Когда святитель однажды служил с дьяконами в пустой церкви, зазвучал невидимый великий хор, «сладкоголосее всякого пения человеческого», и этот хор слышали люди на улице, думая, что церковь полна молящихся… По молитвам святого на его родной Кипр в засуху шли дожди, а в сырую погоду, опасную для урожая, наступали солнечные дни. По молитве его сокрушались языческие идолы. Однажды в Александрии был созван церковный собор: священнослужители молились о том, чтобы исчез с их земли мрак языческий, и по их молитве местные идолы сокрушались один за другим, кроме главного. И было Александрийскому патриарху видение, что этот идол должен быть повержен св. Спиридоном, святителем Тримифунтским. Узнав о том, св. Спиридон немедленно сел на корабль и как только ступил на землю Александрии, идол повергся в прах.
В молитве Св. Спиридон отдал душу Богу. Он скончался около 348 года. Святые мощи его упокоены на острове Корфу в храме, освященном во имя святителя, а десная рука хранится в Риме.
Сохранилось еще одно предание. Однажды поклониться святым мощам Спиридона Тримифунтского приехал Н.В.Гоголь. Он стоял в толпе ожидавших подойти к гробнице и услышал, как один англичанин рассуждал, может ли человеческое тело так хорошо и долго сохраняться, и, наконец, пришел к выводу, что оно просто прекрасно забальзамировано. И будто бы колыхнулось тело святого Спиридона, оборотившись в сторону нечестивого. Потрясенный Гоголь, ставший свидетелем чуда, рассказывал о нем потом в Оптиной пустыне.
На Руси день праздника святого сопровождали многочисленные народные приметы. Он выпадает на время зимнего солнцестояния, когда наступают самые короткие дни и самые долгие ночи, но природа уже поворачивается к солнцу, и с этого времени дни начинают удлиняться: «После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек». По этому дню в старину гадали и о встрече нового года: «Если на Спиридона светло, новогодье предстоит морозным и ясным; если хмуро и деревья покроет иней – на праздник будет тепло и пасмурно».
Сюжеты и образы скульптур и барельефов, используемых при оформлении архитектурных сооружений, полностью соответствовали поставленной цели. В основном, это был утопический образ нового человека «будущего», жителя социалистического города, идеал для «развития» реальности, который прошел насквозь через всю эпоху социалистического строительства. Фасад дома, выходящий на Спиридоновку, украшают ранние, нелепые, еще не развитые аллегорические барельефы «Техника», «Искусство», «Наука» с изображением трех стилизованных фигур. Под надписью «Техника» помещен юноша с моделью дирижабля в руках. «Искусство» символизирует тоже юноша античного телосложения, сидящий на каменной глыбе перед мольбертом. «Наука» – девушка, неестественно изогнувшаяся над столом с книгами: при очень внимательном рассмотрении выясняется, что она наблюдает за чем-то в микроскоп.
Ради этого уродства был снесен старинный московский храм. И теперь Спиридоньевскую церковь помнят лишь ее исторические соседи. А как хотелось бы, чтобы она была восстановлена, дабы исчез мрак языческий с Российской земли.
Московская церковь святителя Спиридона на Козьем Болоте
Сама улица появилась не ранее середины XVI века незадолго до основания здесь слободской церкви – тогда эта топкая пустынная болотистая местность считалась «загородьем». Есть свидетельства иностранцев, посещавших средневековую Москву, что здесь водились дикие козы – отсюда произошло старинное название местности «Козье Болото». Когда часть этих коз приручили и занялись их разведением, здесь образовалась Патриаршая слобода, откуда для Патриаршего двора поставляли дорогую шерсть и молоко, а в местных прудах разводили простую рыбку для каждодневного стола.
Церковь св. Спиридония появилась на Козихе в XVII веке. Это была вторая слободская церковь после Ермолаевской, которую устроил фактический основатель Патриаршей слободы, святитель Гермоген по своим именинам – до принятия монашества он носил имя Ермолай (см. 8 августа). Освящение новой церкви во имя св. Спиридона было связано с тем, что слобода нуждалась в патрональном храме, а св. Спиридон в молодости сам был пастухом и почитался покровителем пастухов и сельского хозяйства.
Был св. Спиридон и христианским мудрецом, и служителем Церкви, и исцелителем, и защитником простых людей. Однажды несчастная мать принесла ему своего мертвого младенца, вопия о помощи. По молитве святого младенец ожил, но пала бездыханной мать, не выдержав радости. Святой вновь начал читать молитву, и к женщине тоже вернулась жизнь. В другой раз его друг невинно попал под суд по навету и был приговорен к смерти. Святитель поспешил к нему на помощь, но путь ему преградил разлившийся ручей. Тогда святой приказал воде остановиться волею Христовой, так как он спешит спасти невинного человека. Вода чудесным образом остановилась, святитель благополучно переправился на сушу, и когда пришел в суд, там уже знали о случившемся чуде. Судья с почетом отпустил друга святого Спиридона.
Однажды в Великий Пост в дом к нему постучался усталый путник. Святитель, увидев, что человек крайне истомлен, велел дочери накрыть на стол. В доме ничего не оказалось, кроме зимних запасов солонины, и странник отказался отведать мясо, сославшись на то, что он христианин и должен соблюдать закон. Тогда св. Спиридон сел за стол и сам начал вкушать солонину, убеждая гостя подражать ему – ибо он видел, что этот человек изможден и нуждается в хорошем подкреплении сил. А когда воры задумали украсть у св. Спиридона овец и ночью забрались к нему в овчарню, то неожиданно оказались связанны веревкой. Утром обнаруживший их святитель развязал непрошеных гостей по молитве и долго уговаривал оставить неправедные дела, подарив им в напутствие по овце со словами: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Чудеса сопровождали жизнь св. Спиридона, свидетельствуя о нем. Когда святитель однажды служил с дьяконами в пустой церкви, зазвучал невидимый великий хор, «сладкоголосее всякого пения человеческого», и этот хор слышали люди на улице, думая, что церковь полна молящихся… По молитвам святого на его родной Кипр в засуху шли дожди, а в сырую погоду, опасную для урожая, наступали солнечные дни. По молитве его сокрушались языческие идолы. Однажды в Александрии был созван церковный собор: священнослужители молились о том, чтобы исчез с их земли мрак языческий, и по их молитве местные идолы сокрушались один за другим, кроме главного. И было Александрийскому патриарху видение, что этот идол должен быть повержен св. Спиридоном, святителем Тримифунтским. Узнав о том, св. Спиридон немедленно сел на корабль и как только ступил на землю Александрии, идол повергся в прах.
В молитве Св. Спиридон отдал душу Богу. Он скончался около 348 года. Святые мощи его упокоены на острове Корфу в храме, освященном во имя святителя, а десная рука хранится в Риме.
Сохранилось еще одно предание. Однажды поклониться святым мощам Спиридона Тримифунтского приехал Н.В.Гоголь. Он стоял в толпе ожидавших подойти к гробнице и услышал, как один англичанин рассуждал, может ли человеческое тело так хорошо и долго сохраняться, и, наконец, пришел к выводу, что оно просто прекрасно забальзамировано. И будто бы колыхнулось тело святого Спиридона, оборотившись в сторону нечестивого. Потрясенный Гоголь, ставший свидетелем чуда, рассказывал о нем потом в Оптиной пустыне.
На Руси день праздника святого сопровождали многочисленные народные приметы. Он выпадает на время зимнего солнцестояния, когда наступают самые короткие дни и самые долгие ночи, но природа уже поворачивается к солнцу, и с этого времени дни начинают удлиняться: «После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек». По этому дню в старину гадали и о встрече нового года: «Если на Спиридона светло, новогодье предстоит морозным и ясным; если хмуро и деревья покроет иней – на праздник будет тепло и пасмурно».
Сюжеты и образы скульптур и барельефов, используемых при оформлении архитектурных сооружений, полностью соответствовали поставленной цели. В основном, это был утопический образ нового человека «будущего», жителя социалистического города, идеал для «развития» реальности, который прошел насквозь через всю эпоху социалистического строительства. Фасад дома, выходящий на Спиридоновку, украшают ранние, нелепые, еще не развитые аллегорические барельефы «Техника», «Искусство», «Наука» с изображением трех стилизованных фигур. Под надписью «Техника» помещен юноша с моделью дирижабля в руках. «Искусство» символизирует тоже юноша античного телосложения, сидящий на каменной глыбе перед мольбертом. «Наука» – девушка, неестественно изогнувшаяся над столом с книгами: при очень внимательном рассмотрении выясняется, что она наблюдает за чем-то в микроскоп.
Ради этого уродства был снесен старинный московский храм. И теперь Спиридоньевскую церковь помнят лишь ее исторические соседи. А как хотелось бы, чтобы она была восстановлена, дабы исчез мрак языческий с Российской земли.
Легенды Патриарших прудов.
В рассказах о том, как однажды на Патриарших прудах появились два гражданина, начинается один из самых знаменитых романов XX века. Далее автор передает читателю беседу этих персонажей. При этом отмечает странность майского вечера, в который произошли события, определившие завязку художественного произведения. Необычайность заключалась в том, что Патриаршие пруды были безлюдны. Несмотря на небывалый майский зной и солнце, от которого так приятно укрыться в тени густых лип.
Многое изменилось с булгаковских времен. Патриаршие пруды уж не те. Вокруг появились сооружения, которых во времена автора «Мастера и Маргариты» и в помине не было. По узким дорожкам прохаживается люд, изъясняющийся чаще на английском или французском, нежели на русском. Иностранцем здесь едва ли кого-нибудь удивишь. Но в одном Патриаршие пруды остались прежними: пустынно здесь никогда не бывает. Тем более, в часы жаркого заката.
Современные Патриарший пруд и сквер располагаются на площади 2,2 гектара. С юга к нему примыкает Большой Патриарший переулок, с севера — Ермолаевский переулок и с востока – улица Малая Бронная. Пруд является декоративным, и купаться в нем запрещено.
Патриаршие пруды находятся в самом сердце столицы. Для того чтобы попасть в эти легендарные места, следует выйти на станции метро «Маяковская», обойти Театр Сатира справа и пройти метров тридцать по улице Большая Садовая. Даже для тех, кто не был в этих краях никогда, найти Патриаршие пруды не составит труда. Ориентиром служит Малая Бронная, которая проходит параллельно. Указатели на эту улицу не заметить сложно.
Знаменитая «Нехорошая квартира», в которой Булгаков некогда черпал вдохновение для своего романа, находится недалеко от Патриарших прудов. А потому, поклонники творчества русского писателя могут посетить за один день и пруд, рядом с которым вымышленные персонажи вели роковые теологические споры, и прибежище таинственной свиты.
Немного из истории.
Некогда эти места носили неромантичное название «Козьи болота». В Средневековье о части города, в которой сегодня, пожалуй, проживает самая зажиточная часть населения, ходила недобрая слава. Якобы здесь языческие жрецы вытворяли бог весть что, а именно – отлавливали несчастных и приносили их в жертву. Совершали они эти действия путем отрезания головы. Возможно, именно поэтому несчастный председатель МАССОЛИТа погиб столь страшной смертью. К слову сказать, судьба Берлиоза едва ли кого настигнет в этих таинственных краях. Трамвайных путей здесь уже давно нет. Вокруг Патриарших Прудов плотным рядом стоит иномарки. И здесь не только трамваю проехать было бы невозможно, но и, что говорится, яблоку негде упасть. Впрочем, как и в других местах столицы нашей родины.
В начале 17 века здесь была обустроена резиденция патриарха Гермогена. И на месте осушенного болота появилась Патриаршая слобода. В эту слободу были включены также Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте.
В 1683-1684 годах по приказу патриарха в Патриаршей слободе осушили несколько болот, а на их месте вырыли три пруда для разведения рыбы для патриаршего стола. Подобные рыбные садки были устроены в нескольких районах Москвы. В пресненских прудах разводили особо ценные сорта рыбы, в пруду на Козьем болоте – простые, для каждодневного употребления. От этих трех прудов возникло название Трехпрудного переулка, существующего и поныне. После отмены патриаршества в период правления Петра I (1700 г.), Патриаршая слобода стала приходить в упадок. За прудами никто не ухаживал, и они снова превратились в болота. Лишь в начале 19 века два из них зарыли, а один сделали декоративным, разбив рядом сквер.
Патриаршие пруды в Москве были очень известны. Здесь зимой был один из самых популярных в Москве катков, куда привозил кататься на коньках своих дочек Лев Толстой. Это на Патриарших прудах в романе «Анна Каренина» Левин искал Кити: «В 4 часа, чувствуя свое бьющееся сердце, Левин слез с извозчика у Зоологического сада и пошел дорожкой к горам и катку, наверное зная, что найдет ее там, потому что видел карету Щербацких у подъезда». На Патриарших прудах начинается действие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
В 1924 году Патриарший пруд и близлежащие переулки переименовали. Пруд стал Пионерским, как и переулки, но в народе продолжали жить старые названия. В 1945 году на Патриарших прудах в Ермолаевском переулке по проекту архитекторов из мастерской Ивана Жолтовского построили резиденцию для высшего военного эшелона СССР, сейчас известную как Дом со львами.
Одной из достопримечательностей Патриарших прудов является памятник баснописцу Крылову. Его создали скульпторы А. Древин и Д. Митлянский вместе с архитектором А. Чалтыкяном в 1976 году. Крылов изображен в компании 12 своих знаменитых персонажей. А в 1986 году на берегу пруда возвели изысканный павильон.
В 1999 году возникла идея установить на Патриарших прудах памятник Михаилу Булгакову. Среди нескольких десятков проектов победило предложение Александра Рукавишникова. По замыслу художника на Чистых прудах должна была появиться композиция состоящая из фигуры сидящего на берегу писателя, идущего по воде Иешуа и большого 12-ти метрового фонтана. По периметру пруда должны были разместить скульптуры, изображающие остальных героев романа: кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата, Мастера и Маргариты. Но местные жители и деятели культуры не одобрили проект и власти Москвы отказались от возведения памятника.
В 2003 году была осуществлена реконструкция Патриаршего пруда и прилегающей территории. Берега пруда укрепили, дно пруда расчистили и запустили туда рыб, высадили молодые деревья, вымостили тротуары и заменили скамейки. Рядом с памятником И.А. Крылову построили детскую площадку. Зимой пруд используется в качестве катка.
Долгое время на месте современных Патриарших Прудов была пустошь. Уважающий христианин проходил стороной нехорошие места. Рядом протекал ручей, носивший весьма красноречивое название – Черторый. Поговаривают до сих пор, что на прудах некомфортно себя чувствуют порою не только люди, но и кошки, и собаки, и прочая живность. В частности, утки, которых можно наблюдать в любое время дня, к ночи якобы улетают в зоопарк.
К концу семнадцатого века вид Козьих болот был несколько видоизменен. За преобразование взялся патриарх Иоаким. Этот достопочтенный муж приказал осушить болота, и заменить их вполне благопристойными прудами. Что и было сделано. Отсюда и название – Патриаршие пруды.
Гипноз на Патриарших..
Коровьев и Кот Бегемот – персонажи, несомненно, вымышленные. Но, создавая этих обаятельных героев, Булгаков основывался на реально существующих людей. Дело в том, что в середине двадцатых годов на Патриарших Прудах участились случаи мошенничества. Подобные преступления производились, как правило, путем гипноза. Нередко мошенники, используя свой дар, не ограничивались простым хулиганством, а совершали деяния довольно серьезные, как с точки зрения закона, так и с точки зрения морали.
Например, было зафиксировано несколько случаев изнасилования гражданок. Женщины находились в состоянии беспамятства, а потому не только не оказывали преступникам сопротивления, но и добровольно вступали с ними в половую связь. Стало быть, Иванушка, так опрометчиво вступивший в спор с самим Воландом, а в результате, утративший самоконтроль, искупавшийся в Москве-реке и учинивший драку в «Грибоедове», отделался весьма легко.
На территории Патриарших прудов расположена детская площадка. А рядом – скульптуры, изображающие героев произведений Ивана Крылова. С персонажами русского баснописца с удовольствием фотографируются туристы. Гости столицы в тени лип нечасто прохлаждаются. Скорее – пробегают с фотоаппаратом, в поисках красивого ракурса.
Патриаршие Пруды увековечены в знаменитом романе Булгакова. А стало быть, памятник писателю вполне гармонично вписался бы в эти живописные места. Но относительно этого вопроса в конце века разразился скандал. Известный скульптор задумал разместить на Патриарших прудах свою композицию. Состояла она из гигантского примуса, фигур героев романа «Мастер и Маргарита» и самого автора этого произведения, восседающего по замыслу художника на сломанной скамье, и наблюдающего с грустью на свои творения. Однако замысел был не одобрен общественностью. Собрался даже небольшой импровизированный митинг. Наибольшее возмущение у местного населения вызвала скульптура Иешуа, которая должна была передвигаться по воды. Проект отвергли. И сегодня части композиции разбросаны по центру Москвы. Некоторые из них – скульптуры Бегемота и Коровьева – можно увидеть рядом с домом, в котором находится музей Булгакова.
Патриаршие пруды — это такое место, куда хочется снова и снова приходить, совершенно необъяснимо. Это такой загадочный уголок Москвы, где энергетика старины и истинно московского духа просто пронизывает всё окружающее… Наверное, многие чувствуют то же..) Многие исследователи считают это место сильнейшей энергетической аномалией.
Вокруг Патриарших очень интересно гулять — там такие потрясающие памятники архитектуры… Недаром рядом находятся здания Союза архитекторов. Кафешки… такие разные… Французская кондитерская… Чисто итальянское кафе…Тишина. Да! В центре Москвы тоже бывает тишина.
Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:
Сорока Москвы
Церкви сороков
Москва
Сообщений: 6369
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3035
В частности очень интересует Благовещенская церковь при саперном батальоне и Петропавловская при 1-м кадетском корпусе.
Москва
Сообщений: 6369
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3035
Эту нашла. Ивановский сорок.
Благовещенская при саперном батальоне по прежнему в поиске.
Москва
Сообщений: 6369
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3035
Москва
Сообщений: 6369
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3035
Алексия Митрополита на Глинищах.
Благовещения Божией Матери на Тверской.
Василия Кесарийского на Тверской-Ямской.
Великомученика Георгия в Грузинах.
Великомученика Георгия на Красной Горке.
Вознесения Господня на Царицынской улице. «Большое Вознесение».
Вознесения Господня на Никитской. «Малое Вознесение»
Воскресения Словущего на Малой Бронной.
Воскресения Словущего на Успенском Вражке.
Георгия Великомученика на Всполье.
Георгия Великомученика в бывшем Георгиевском монастыре
Григория Богослова в Богословском переулке
Димитрия Солунского у Тверских ворот.
Знамения Пресвятой Богородицы за Петровскими воротами
Ермолая Священномученика на Козьем болоте.
Иоанна Богослова в Бронной.
Иоанна Предтечи на Пресне.
Казанской Божией Матери в Старом Сущеве.
Космы и Дамиана в Шубине.
Николая Чудотворца в Новом Ваганькове.
Николая Чудотворца в Новой Слободе.
Николая Чудотворца в Гнездниках.
Николая Чудотворца «Стрелецкого». У Боровицких ворот, на Знаменке.
Николая Чудотворца в Хлынове.
Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине.
Преподобной Параскевы (Пятницы) в Охотном Ряду.
Преподобного Пимена в Новых Воротниках (Пимена Нового).
Преподобного Пимена в Старых Воротниках. (Пимена Старого).
Рождества Богородицы в Путниках.
Рождества Богородицы в Столешниках.
Рождества Христова в Палашах..
Спаса Преображения на Песках.
Сергия Преподобного на Б. Дмитровке
Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте.
Тихвинской Божией Матери в Новой Слободе.
Успения Пресвятой Богородицы на Вражке
Успения Божией Матери в Путниках.
Феодора Студита.
Москва
Сообщений: 6369
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3035
Алексия Митрополита в Рогожской.
Апостола Иакова в Казенной.
Архидиакона Стефана, на Швивой горке.
Введения Пресвятой Богородицы во храм в Барашах.
Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Воскресения Словущего в Барашах, на Покровке.
Воскресения Словущего в Гончарах.
Воскресения Словущего в Таганке.
Всемилостивого Спаса в Чигасах.
Всех Святых на Кулишках.
Грузинской Божией Матери на Воронцовом поле.
Живоначальной Троицы в Серебрениках.
Живоначальной Троицы в Сыромятниках.
Живоначальной Троицы на Хохловке.
Илии Пророка на Воронцовом поле.
Иоанна Предтечи в Казенной.
Князя Владимира в Старых Садах.
Космы и Дамиана в Старых Кузнецах.
Космы и Дамиана в Таганской слободе.
Космы и Дамиана на Маросейке.
Мартина Исповедника. Сергия Преподобного в Рогожской,
Никиты Мученика в Старой Басманной.
Никиты Мученика за Яузой, на Швивой Горке.
Николая Чудотворца «Кобыльского».
Николая Чудотворца в Воробине (на Гостиной Горке).
Николая Чудотворца в Котельниках.
Николая Чудотворца в Кошелях.
Николая Чудотворца в Студенцах.
Николая Чудотворца на Болвановке.
Николая Чудотворца на Ямах.
Петра и Павла в Лефортове.
Петра и Павла у Яузских ворот.
Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.
Преображения Господня в Преображенском.
Рождества Богородицы в Старом Симонове.
Рождества Богородицы на Кулишках («на Стрелке»).
Симеона Столпника за Яузой.
СОРОКА Мучеников на Новоспасской площади.
Спаса Преображения на Глинищах.
Трех Святителей на Кулишках.
Успения Божией Матери в Гончарной («в Спасской слободе»).
Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах.
Москва
Сообщений: 6369
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3035
Антипы Священномученика у бывшего Колымажного двора.
Афанасия и Кирилла, на Сивцевом Вражке.
Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках. Богоявления, в Дорогомилове.
Божией Матери «Неопалимая Купина».
Бориса и Глеба у Арбатских ворот.
Бориса и Глеба на Поварской.
Введения во храм Пресвятой Богородицы в бывшем Новинском монастыре.
Власия Священномученика в Старой Конюшенной.
Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке.
Воздвижения Креста Господня на Пометном Вражке (на Девичьем Поле).
Воскресения Словущего на Остоженке.
Девяти Мучеников Кизических.
Живоначальной Троицы на Арбате,
Живоначальной Троицы в Зубове.
Знамения Божией Матери на Знаменке.
Знамения Пресвятой Богородицы в Зубове, близ Девичьего поля.
Илии Пророка «Обыденного».
Иоанна Предтечи в Кречетниках..
Иоанна Предтечи в Старой Конюшенной.
Николая Чудотворца «Явленного», на Арбате.
Николая Чудотворца на Курьей ножке.
Николая Чудотворца на Песках.
Николая Чудотворца в Плотниках.
Николая Чудотворца «Стрелецкого».
Николая Чудотворца в Хамовниках.
Николая Чудотворца на Щепах
Покрова Пресвятой Богородицы в Левшине.
Похвалы Богородицы в Башмакове.
Ржевской Божией Матери у Пречистенских ворот.
Ржевской Божией Матери на Поварской.
Рождества Христова в Кудрине.
Саввы Освященного.
Седьмого Вселенского Собора.
Симеона Столпника на Поварской.
Смоленской Божией Матери у Смоленских ворот.
Сошествия Св. Духа у Пречистенских ворот. (Покрова Пресвятой Богородицы на Грязях).
Спаса Нерукотворенного Образа на Убогих Домах. (Пятницы на Божедомке).
Спаса Преображения на Песках,
Тихвинской Божией Матери на Бережках.
Тихона Амафунтского у Арбатских ворот.
Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах.
Успения Божией Матери на Остоженке.
Москва
Сообщений: 6369
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3035
Не историк! Просто diletto к истории имею.
Сообщений: 27489
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 15418
Не историк! Просто diletto к истории имею.
Сообщений: 27489
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 15418
Приложение 2. Список храмов, входящих в Замоскворецкий, Пречистенский, Никитский, Сретенский и Ивановский сороки
МОСКВЫ в 1741, 1760/1762 и 1783/1784 гг.