храм покрова пресвятой богородицы курская область
Храм покрова пресвятой богородицы курская область
Ц ерковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Р.Б. Андрей (Троян Андрей Леонидович), г. Кривой Рог, бывший келейник батюшки:
«Недалеко от с. Красная Долина находилось с. Покровское, то место, где батюшка родился и вырос. И отец Серафим часто туда ездил проведать дальних родственников, знакомых, послужить панихиды на могилках близких. Потом он стал задумываться, чтобы туда переехать служить. Окончательный выбор с. Покровского, как места будущего своего служения и постройки обители, был не совсем обычным. В августе мы с батюшкой приехали в Покровское на кладбище, он послужил панихиду, помянул всех знакомых, там погребенных, и мы собрались возвращаться обратно в Красную Долину. Чуть-чуть отъехали от кладбища и съехали в поле (где сейчас обитель), чтобы немного перекусить. Светило солнышко, на небе было всего несколько тучек, а с поля открывался чарующий взор пейзаж все располагало для небольшого отдыха и трапезы. Только мы расположились и начали вкушать, как неожиданно набежал легкий дождик. Отец Серафим сразу подметил: «Дождик – хороший знак!» И в этот момент раздался сильнейший раскат грома, и совсем неподалеку от нас в землю ударила молния. От неожиданности, яркой вспышки и оглушительного раската почти все подсели и закрыли руками головы! Один батюшка не испугался, он стоял и смеялся над нашим маловерием: «Вы бы себя со стороны видели! Как вас пригнуло!» И когда через несколько минут понемногу мы пришли в себя, батюшка твердо сказал: «Это точно Божий знак! Нам тут быть!» После этого отец Серафим, несмотря на приближающуюся осень и зиму, принял окончательное решение переезжать в Покровское. Поначалу в Покровском отец Серафим несколько служб провел в поле под открытым небом: ставили стол, и батюшка на нем служил обедницу. Затем привезли и установили бетонную будку синего цвета, в которой старец служил, используя ее как алтарь. А спустя время выкупили за 6 тысяч рублей деревянный домик, в котором обустроили домовую церковь: сделали из ДВП иконостас и одну комнату использовали как алтарь. Одно воскресенье он служил в Красной Долине, а другое в Покровском.
Потом привезли и установили вагончик, завезли стройматериалы, накрыли навесом, и батюшка благословил, чтобы по два послушника попеременно находились там всю зиму и стерегли материалы. Весной началась постройка обители. Старшая по хозяйственным вопросам мать Марина договорилась за строительные вагончики, которые вскоре завезли, установили и обложили снаружи кирпичом. Получились добротные келии для послушников. Батюшка еще какое-то время продолжал жить в Кшени, а в Покровское приезжал только на службу. Однажды старушка из какого-то села пожертвовала старцу для обители домик – деревянный сруб. Батюшка благословил его разобрать, погрузить на КАМАЗ и перевезти в Покровское, где его заново собрали, значительно расширив, достроили клирос и алтарь, а снаружи обложили кирпичом. Получился тот молитвенный дом в честь Покрова Божьей Матери, в котором батюшка и прослужил до конца своих дней.
До революции в Покровском был старинный храм в честь Покрова Божьей Матери, и в нем находилась чудотворная икона Царицы Небесной «Споручница грешных», написанная на Святой Горе Афон. После того, как храм закрыли, икону перенесли в церковь в Щиграх. И вот когда люди очередной раз просили батюшку перейти служить к ним в Покровское, он сказал: «Пока икону «Споручницу грешных» не вернете, не перейду!» Тогда собралась инициативная группа верующих, которая пошла на прием к правящему архиерею. Несколько старожил из Покровского помнили и подтвердили, что это та самая икона, находившаяся в Покровском храме до его закрытия. Было созвано собрание, старожилы дали свои показания и старинную святыню удалось вернуть на место ее прежнего пребывания. После этого батюшка переехал в Покровское».
Церковь, построенная батюшкой, или вернее сказать молитвенный дом, расположен в живописном месте, на левом высоком берегу реки Тим. Не все поначалу в строительстве шло гладко, и в один момент батюшка даже немного приуныл. И вот однажды, поднимаясь от источника прп. Серафима, он увидел, как навстречу идет величественная Жена в древнем восточном облачении и с букетом полевых цветов в руках. Подойдя к нему, Она сказала: «Не расстраивайся! Я буду во всем тебе помогать!» – после чего видение исчезло. Так старец сподобился еще одного посещения Царицы Небесной и утешения от Нее. После этого работа закипела. За короткий период с Божьей помощью, трудами батюшки и усердием благотворителей удалось устроить настоящую обитель: выстроили трапезную, жилые и хозяйственные постройки, установили звонницу, обустроили большой хозяйственный двор.
Работам по обустройству храма и обители сопутствовали знаковые события – открытие 2-х целебных источников у подножия высокого берега реки Тим, у места бывшей мельницы помещиков Марковых. Первый источник прп. Серафима Саровского освящен отцом Серафимом 1-го августа 1999 года в день празднования обретения мощей прп. Серафима Саровского. Стараниями насельников обители источник хорошо обустроили, а рядом с ним соорудили крытую купель. Второй источник («глазной») появился несколько выше источника прп. Серафима, и был освящен батюшкой весной 2000 года в честь «Казанской» иконы Божией Матери. Множество чудес благодатной помощи и исцелений явил Милосердный Господь на этих святых источниках по молитвам батюшки.
В июле 2003 года на возвышении между святыми источниками был установлен памятник прп. Серафиму Саровскому работы скульптора Вячеслава Клыкова. 12 июля 2003 г. при многочисленном стечении верующих памятник был освящен митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием.
Адрес: 306443, Курская область, Черемисиновский район, с. Покровское
Настоятель: протоиерей Михаил Звягин
Телефон: (47159) 3-32-33
Сайт: http://obitelpokrova.ru/
В Черемисиновском районе в бывшем селе Покровское, ныне это деревня Удеревка, расположены почитаемые родники. Недалеко от святого колодца стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Один родник освящен в честь Покрова Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 1-го августа 1991 года, ныне почившим, настоятелем храма отцом Михаилом, в день празднования обретения мощей преподобного Серафима Саровского.
Силами прихода святой источник хорошо обустроен, построена купель в купальне и освящена в честь иконы Богородицы Живоносный источник. Даже в холодное время люди не только набирают воду в святом источнике, но и окунаются с головой, не боясь простудиться, но дабы исцелиться и получить помощи по вере своей.
Святой источник расположен у подножия высокого левого берега р. Тим на месте бывшей водяной мельницы помещиков Марковых.
Второй источник в честь иконы Казанской Божией Матери – глазной, открывшийся несколько выше Покровского ключа. Освящён настоятелем храма архимандритом Михаилом весной 2000 года.
В июле 2003 года у святых источников на пригорке был установлен памятник святому Серафиму Саровскому работы скульптора Вячеслава Клыкова. Имя святого Серафима Саровского, совершившему подвиг служения Богу во имя людей, широко славится по всей Руси. Курянам, особенно радостно, что родной край был родиной этого замечательного человека, за свои жизненные подвиги названного чудотворцем. 12 июля 2003 года при многочисленном стечении верующих памятник был освящён митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием.
Место настолько славится исцелениями и чудесной помощью, что его чтят и посещают не только жители Черемисиновского района и Курской области, но и жители из дальних уголков нашей страны.
Возведение храма Покрова Пресвятой Богородицы начато в 2013 году по Благословлению Митрополита Курского и Рыльского Германа, на месте служения старца Серафима, который при жизни помог многим страждущим, находящимся в разных жизненных ситуациях. К нему из разных областей приезжали больные, нуждающиеся в помощи люди, и, не смотря на свой преклонный возраст и телесную немощь, батюшка никому не отказывал в помощи. К его могиле и сейчас приходят паломники и обращаются к нему за помощью как к живому.
Строительства Храма является мечтой многих прихожан, на средства которых и проводятся работы.
Газета «Курская правда»
№ 424 (240265), 22 марта 2007 года, четверг
— Энгельгардт, «Письма из деревни», год издания 1902-й. Замечательная вещь!
Для меня это была новинка, которая в те годы издавалась крайне редко, может быть потому, что ее автор, хоть и революционер, но шел по разряду помещиков. А для Василия Константиновича это была фамильная реликвия, подаренная его родителям сельским священником Иваном Логвиновым.
— Старики наши до сих пор помнят мудрого батюшку, который к тому же заведовал церковно-приходской школой, учил ребятишек. Где-то он, кажется в Щигровском районе, до сих пор служит.
Репортаж о весеннем севе, разумеется, давно забылся. А рассказ колхозного агронома о священнике, подарившем середняцкой крестьянской семье редкую книгу, неожиданно всплыл в памяти, когда я ознакомился с очередным творением кандидата архитектуры Елены Васильевны Холодовой «Покровское на Тиму». В этой книге я встретил фамилию того самого священника, о котором мне рассказывал когда-то Ярыгин. Елена Васильевна опять написала интересную и необычную книгу. Это история села, история храма, давшего селу старинное название. Здесь опубликованы также письма протоиерея И. Е. Логвинова к архиепископам Курской епархии.
В книге указано, что Иван Ермолаевич Логвинов действительно жил в начале минувшего века в Козыревке и был настоятелем здешнего Архангельского храма с 1904 по 1909 год, создавал здесь церковно-приходскую школу и кроме того был еще и законоучителем земской начальной школы в соседнем селе Саморядове. В одном ошибался Ярыгин: не в Щигровском, а в Черемисиновском районе, в селе Покровском (ныне Сельский Рогачик) долгие годы служил священник Логвинов.
Был август 1941 года, второй месяц шла Великая Отечественная война, храм в селе Покровском к тому времени был закрыт, и семья священника осталась без денег и хлеба. При тогдашней карточной системе ей не полагалось никаких пайков и хлебных карточек. Конечно, селяне не позволяли голодать духовному пастырю, несли в дом священника кто буханку хлеба, кто кринку молока или ведро картошки. Но это было не каждый день. Иван Ермолаевич понимал, что нужен свой узаконенный хлеб, и потому писал дочери: «Милая и дорогая Саня! Ты знаешь, что нам, как безработным, хлеба не дают. Но если бы ты поскорее прислала справку о маминых припадках (болезнь сердца), то, может быть, и разрешили бы ей получать хлеб. А как жить без хлеба?»
В августе сорок первого бои гремели еще на правом берегу Днепра, но вскоре пал Киев, и фронт стремительно приближался к Курску. Вряд ли местные власти в Черемисинове смогли в той суматохе решить проблемы сельского священника. Но как уже сказано, его семью по давним неписаным правилам кормили всем миром, всем приходом. И в дальнейшем ни в одном из писем настоятель Покровского храма не вел разговора о хлебе насущном для себя и своей семьи. Только о служебных, церковных заботах идет речь в его письмах, да еще о плохом состоянии дорог и кладбищ.
Казалось бы, после 4 сентября 1943 года, когда Сталин по собственной инициативе принял группу митрополитов, в том числе патриаршего местоблюстителя Сергия, отношение к религии изменилось к лучшему. Но не везде и не надолго. В Черемисиновском районе, судя по письмам священника Логвинова, отношение к церкви осталось таким же, как в довоенные годы воинствующего атеизма. Храм в Покровском сильно пострадал в годы войны от попадания и разрыва снарядов. В уцелевшей части помещения богослужение можно бы вести: к такому выводу пришел даже приглашенный в село техник-строитель из райцентра. Но последовал категорический запрет председателя райисполкома: не только отправлять службу, но и вести в этом помещении ремонтные работы. Настоятель храма просил архиепископа Курского и Белгородского Питирима дать ему другой приход.
Неизвестен ответ владыки Питирима. Наверное, просьба священника Логвинова не была удовлетворена, и он остался в Покровском. Вместо храма здесь общими силами оборудовали в одной из опустевших крестьянских хат молитвенный дом. Тесновато было прихожанам, особенно по большим праздникам, но они и этому были рады. Довольны были деятельностью священника и в Курско-Белгородской епархии. Он вскоре получил свидетельство о награде за труды праведные. Протоиерей Иоанн Логвинов награждался так называемой Палицей. Награда для сельского священника высокая, но вместо радости она принесла отцу Иоанну одни огорчения. Оказывается, за нее нужно было предварительно заплатить 800 рублей.
Не всякий священнослужитель осмелился бы вернуть награду. Логвинов сделал это, что свидетельствует о сильном и бескомпромиссном характере человека. Впрочем, и архиепископ Питирим, как говорится, не остался в долгу. Он отреагировал на дерзкий поступок своего подчиненного с неменьшей долей дерзости и властолюбия. Вот его резолюция: «Чтобы протоиерей о. Иоанн Логвинов не смущался Патриаршей наградой, я вычеркиваю его из списка награжденных и лишаю его права на получение наград в будущем».
И на эту грозную резолюцию отец Иоанн ответил спокойно и с достоинством: «Я совершенно доволен тем, что имею, и большего не желаю». Этим и была поставлена точка в споре.
Однако и в дальнейшем священник Логвинов не давал покоя вышестоящему руководству. Трудно было священнослужителю найти общий язык с местной властью, с председателями колхозов и сельсоветов, особенно в делах хозяйственных. Нужен ремонт молитвенного дома, прихожане собрали деньги. Но где купить стройматериалы, если местные торговые склады были закрыты для священнослужителей? Строительный лес, цемент, кирпич, известь и другие материалы удавалось с трудом достать обходным путем, но его же нужно на чем-нибудь привезти. Нелегко было это сделать. Транспорта колхоз не давал. И не потому, что не было возможности. Колхоз имени 8 Марта был одним из богатейших в районе, но поддержка церквей и молитвенных домов в те годы не одобрялась районным начальством. Вот и предлагал Иван Ермолаевич новому архиепископу Иннокентию ходатайствовать перед государственной властью о том, чтобы местное руководство чаще шло навстречу православной церкви в ремонтных и прочих делах. Наивная эта просьба свидетельствовала о беспокойной натуре священника Логвинова, о его упорстве в делах.
В этом же письме содержалась и другая просьба: обратить внимание на благоустройство сельских кладбищ. Во многих населенных пунктах, в том числе и в Покровском, они были в плачевном состоянии. Сам священник не в силах повлиять на местную власть. Вот если бы проследовало указание сверху.
К сказанному можно добавить, что на долю священника Логвинова выпало множество трудных испытаний. До войны он был дважды арестован и отбывал длительные сроки в местах заключения. Но опять возвращался не куда-нибудь, а именно в Покровское, в свой приход. Всего он прослужил здесь более сорока лет. В 1969 году по состоянию здоровья отец Иоанн был выведен за штат. Ему к тому времени исполнилось 92 года. Земной свой путь Иван Ермолаевич закончил в городе Пскове, где более двух лет прожил в семье дочери Александры, в окружении внуков и правнуков.
Контакты
Контактная информация
При Покровской церкви была мужская церковно-приходская школа, в 1907 году должность законоучителя в ней занимал священник Николай Алексеевич Вертоградский.
После Октябрьской революции Покровская церковь продолжает действовать. А в 1936г. церковь закрыли Культовая комиссия президиума облисполкома постановляет: церковь в с. Беседино закрыть и передать здание под районный клуб и звуковое кино». В государственном архиве Курской области имеется «Дело о закрытии Покровской церкои с. Беседино Бесединского района». С Покровского храма были сняты купол и колокольня. До начала Великой Отечественной войны здесь размещались районный Дом культуры, районная библиотека и база райпотребсоюэа.
Начало войны и последовавшая вскоре оккупация области немецко-фашистскими войсками (Бесединский район был оккупирован 8 ноября 1941 г.) вызвала рост религиозности среди населения и самопроизвольное открытие церквей. Обращаясь к Богу, люди стремились хоть немного облегчить свои страдания, потерю близких и родных, обрести силы и веру в победу ′над врагом.
Позже в с. Беседино построили новый Дом культуры, а здание церкви взорвали. Сейчас на этом месте кладбище.
В 1989 году приход Покровской церкви села Беседино по многочисленным просьбам верующих был воссоздан по благословению схимитрополита Ювеналия, управлявшего Курской епархией. 27 июля 1992г. православной общине верующих вернули здание, которое до революции 1917 года принадлежало Церкви, являлось крестильней и сторожкой, а в советские времена использовалось под школу и школьную столовую.
В этом здании приход устроил молитвенный дом. Здесь до 2009г. совершались богослужения.
В 2003 году в приходе началось строительство нового деревянного храма. По благословению Владыки Ювеналия частный предприниматель Геннадий Васильевич Пятков по обету, данному им Богу, стал строителем нового храма.
07 ноября 2008г. на новый храм были подняты колокола. Чин освящения новых звонов по благословению Владыки Германа совершили: благочинный Курского благочиннического церковного округа (Курского района) – настоятель Воскресенско-Ильинского храма города Курска иерей Евгений Бычков и настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Беседино иерей Андрей Машкин. новый храм украсил село своим благолепием.
Православные христиане с благоговением ожидали приближающийся день великого освящения новой церкви, которое совершил Высокопреосвященнейший Герман Архиепископ Курский и Рыльский.
В неделю всех святых в земле Российской просиявших, в праздник собора Афонских святых, 21 июня 2009 г. состоялось великое освящение и первая архиерейская Божественная Литургия. Храм стал Домом Божиим. Владыка Герман зажёг первую свечу в новоосвященной церкви и, да просвещает и согревает она светом Христовым сердца всех молящихся в ней до скончания века!
Здание же молитвенного дома в настоящее время не используется как храм. Все церковная утварь, иконы и другие предметы из молитвенного дома перенесены в новую церковь. Приходской Совет принял решение в дальнейшем использовать здание бывшего молитвенного дома под церковно-приходской дом.
Добраться до Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Беседино можно из г. Курска с Северной Автостанции на рейсовом автобусе.
Расписание движения пригородных автобусов из г. Курска до с. Беседино:
Курск — Алябьево — Кувшиново (по будням) : 5-40, 8-00, 12-50, 15-00, 18-30.
Курск — Алябьево — Кувшиново (по воскресным и праздничным дням) : 8-00, 12-50, 15-00.
Курск — Петровское: 6-25, 9-50, 14-05, 16-50.
Курск — Дёмино (по будням) : 7-25, 12-20, 17-30.
Курск — Дёмино (по воскресным и праздничным дням) : 7-15, 12-20, 15-35.
Курск — Петровское (маршрутка — «желтая газель») : 06-05, 08-50, 12-00, 15-45.
Расписание движения пригородных автобусов из с. Беседино до г. Курска:
Алябьево — Курск (по будням): 6-45, 9-15, 14-05, 16-15, 19-30.
Алябьево-Курск (по воскресным и праздничным дням): 9-15, 14-05, 16-15.
Петровское — Курск 8-00, 11-30, 15-50, 18-30
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Рыльск)
Мiръ Россия Курская область Рыльск Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Рыльск)
Храм Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы (Покро́вский храм) был построен в 1822 году в классическом стиле на средства купцов Севастиана и Фёдора Андрониковых из рода Шелеховых. Памятник архитектуры федерального значения.
Содержание
История [ править ]
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы построена в Рыльске в 1822 году на средства купцов Севастьяна и Федора Шелеховых. Церковь расположена в центральной части города, на углу улиц Выходцевской и Преображенской (К.Либкнехта и Ленина). Священник Покровской церкви протоиерей Константин Бокадоров в «Историческом очерке г. Рыльска к 100-летию Рыльского полка» в 1907 году писал: «Покровская церковь построена рыльскими купцами Севастианом и Феодором, детьми Шелиховыми».
Покровская церковь величаво возвышается над всеми строениями Рыльска. В плане церковь покоится на крестовидном фундаменте. Стрех, сторон украшают и придают грандиозность зданию колонны. С восточной, алтарной стороны колоннада примыкает к стене. Красиво выглядят фронтоны, портики, украшенные резным карнизом. Кровля купола была украшена золотыми небесными звездами. Украшают храм, в отличие от других церквей, сверкающие позолотой барабан и луковка с крестом. С западной стороны храма возвышается красавица колокольня, к стенам которой примыкают полуколонны.
Для более полного представления о деятельности и благосостоянии Покровской церкви один интересный исторический документ. В отчетной ведомости Покровской церкви Рыльского уезда Курской епархии за 1915 год, в которой говорится: « Покровская церковь имеет каменное здание, на таком же фундаменте с колокольней, крыша железная, перекрыта в 1864г.
В 1884г. оштукатурена и покрашена, с 1895г. отапливается. В 1905г. была обновлена.
В 1970-е годы в храме были выполнены существенные ремонтно-строительные работы: заменены купольные перекрытия крыш, произведена отделка фасада, в церковном дворе построены небольшая трапезная, канцелярия, крестильный домик и свечная лавка. Внутри храма была произведена роспись стен и купола, а также устроен новый иконостас, который, однако, в художественном отношении значительно уступает первозданному резному деревянному позолоченному иконостасу.
25 октября 1990 года согласно Закону РСФСР «О свободе вероисповеданий» произведена регистрация религиозного объединения Православный приход Покровского храма Курской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат). В сентябре 1991 года Покровский храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который во главе делегации российских священнослужителей пребывал в Курской епархии и совершил экскурсию в санаторий «Марьино» (бывшая усадьба князей Барятинских), расположенный в Рыльском районе. Совершив молитву в Покровском храме, Алексий II выступил перед сотнями рылян. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года зарегистрирована религиозная организация Покровский приход в г. Рыльске.
В 1990-е и 2000-е годы были обновлены луковки и кресты, произведён ремонт крыши, полы в храме вымощены керамической плиткой, на прилегающей к храму территории уложен асфальт, установлена ажурная металлическая ограда. Также было капитально отремонтировано старинное двухэтажное здание, расположенное у колокольни храма, в котором до революции размещалась двухклассная церковно-приходская школа, а в последнее время до 1992 года — общежитие педагогического училища. Теперь в отремонтированном здании проводятся занятия воскресной школы и учащихся кадетского казачьего корпуса.
В настоящее время храм является действующим.
Описание [ править ]
Храм кирпичный, одноглавый, крестово-купольный, построен в стиле классицизма, имеет форму восьмиугольника со слегка выпуклыми между портиками четырьмя сторонами, благодаря чему создаётся впечатление о круглой форме основного объёма. Портики четырёхколонные, украшены резными карнизами, колоннада с алтарной (восточной) стороны прислонена к стене. Окна на фасадах храма располагаются в два света; окна нижнего света более высокие, имеют прямоугольную форму и оснащены коваными решётками. До нашего времени сохранились глухие кованые металлические двери. Фасады оштукатурены и окрашены в белый и салатовый цвета.
Мощный купол, опирающийся на высокий барабан и четыре столба изнутри, венчает центральный объём здания и поддерживает цилиндрической формы фонарь, являющийся основанием завершающей главки.
Колокольня примыкает к храму с западной стороны, имеет высоту 50 метров и является почти точной копией колокольни Успенского собора Рыльска. Колокольня стоит на четырёх массивных пилонах, образующих три входа в храм по двум пересекающимся под прямым углом в виде креста коридорам. Её стройность обусловлена чётким пропорциональным ритмом убывающих кверху ярусов. Углы колокольни обрамлены пучками из пяти полуколонн с неприметными базами и капителями. С южной стороны к колокольне пристроена паперть.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 307370, Россия, Курская область, г. Рыльск, ул. Ленина, 54
Паломнику [ править ]
Богослужения в храме совершаются в среду, пятницу, субботу и воскресение, a также в праздничные дни.
B будние дни Божественная Литургия предваряется последованием утрени.
Накануне праздничных и воскресных дней служится Всенощное бдение или полелей.
Воскресным вечером совершается последование вечерни с акафистом.
Начало утреннего Богослужения в 7-30, а вечернего в 17-00.
В Первую и Страстную седмицы Великого поста Богослужения совершается ежедневно утром и вечером.