храм в казани на территории кремля
Благовещенский собор Казани
Метро | станция «Кремлевская» |
Автобус | Ост. «Батурина», № 22, 28а, 89. |
Автобус | Ост. «Центральный Стадион», № 6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75. |
Троллейбус | Ост. «Центральный Стадион», № 2. |
Благовещенский собор — это древнейшая, сохранившаяся до наших дней, каменная постройка в Казани. Он находится на территории городского Кремля и является самым крупным зданием всего комплекса. Благовещенский собор со дня своего основания и до революции был кафедральным.
Комплекс Благовещенского собора также включает также здания Архиерейский дома, Консистории и ряд археологических памятников. В частности, фрагменты каменных построек XV — XVIII веков, остатки средневековых деревянных и каменных мостовых.
История храма
Храм строился в 1561 — 1562 годах, в 1562 был освящён. История сохранила и имена зодчих: Благовещенский собор возвели псковские мастера, во главе с Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. За десять лет до появления каменного собора (в 1552) на месте будущего храма по приказу Ивана Грозного за три дня возвели деревянную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Благовещенский собор представлял собой пяти-главый, трёх-апсидный храм с двумя приделами. В конце ХVI, XVIII и XIX веках собор несколько раз перестраивали и реставрировали после пожаров.
Благовещенский собор внутри: панорамы Google. Maps
Во времена «воинственного атеизма» собор сильно пострадал: в 30-е годы ХХ века снесли колокольню и главы собора. Богатейшее собрание соборной ризницы (драгоценная утварь, рукописные книги, образцы золотного и лицевого шитья) после революции было спасено благодаря искусствоведу Петру Дульскому и профессору Казанского университета Иринарху Стратонову. Уцелевшие от произвола чекистов вещи передали в Губернский музей (сейчас это Музей Республики Татарстан).
После реставрации, проведённой в 70-х — 80-х годах главы восстановили, также реконструировали древнейшую часть храма. В интерьере собора очень интересны сохранившиеся фрагменты фресковой росписи, а также масляная живопись ХIХ века. В 1996 — 2005 году реставрацией занимались московские специалисты. Была обнаружена самая древняя известная на сегодня фреска с изображением Казанской иконы Божьей Матери XVII века. Также очень интересной деталью является старинное татарское надгробие, датируемое XVI веком. Оно вмонтировано в кладку.
Долгое время главной святыней Благовещенского собора были мощи Казанского первосвятителя Гурия. После революции верующим позволили вынести раку с останками святого. Сейчас они в церкви Ярославских чудотворцев. Частичка мощей вновь вернулась в Благовещенский храм. С 2005 года он является действующим, здесь регулярно проходят богослужения.
Экскурсии в музей при Благовещенском соборе Казани
Собор принимает прихожан и туристов ежедневно с 9:00 до 19:30. Вход в собор бесплатный. Службы в Благовещенском соборе проходят по выходным дням и по праздникам.
Музей при соборе работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00 (билетные кассы закрываются в 17:30), в пятницу с 11:00 до 20:00. Экспозиция музея при Благовещенском соборе включает в себя более сотни экспонатов, среди которых документы и предметы искусства, повествующие об истории храма. Самые ценные экспонаты: древние православные книги XVI века; иконы, выполненные в разных техниках и стилях; посох первого Архиепископа Казанского и Свияжского Гурия.
Стоимость посещения зависит от возраста и численности посетителей:
При музее проходят творческие занятия и мастер-классы. В постоянной программе:
Как добраться до Благовещенского собора Казани
Благовещенский собор находится внутри кремлевских стен, в самом центре Казани. От других знаковых достопримечательностей города (Пешеходная улица Баумана, Парк Тысячелетия Казани, Черное озеро) можно дойти пешком. Станция метро «Кремлевская» расположена у главного входа в Кремль.
Карта пешего маршрута по территории казанского Кремля от станции метро «Кремлевская» до Благовещенского собора
В пешей доступности находится несколько остановок общественного транспорта:
На такси
В пределах центра города в Казани можно недорого передвигаться на такси. В столице Татарстана функционируют приложения для вызова автомобиля с частным водителем: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Такси Везёт и Maxim.
Панорамный вид на Благовещенский собор Казани
Видео Благовещенского собора Казани
Благовещенский собор
Информация для посетителей
Во время посещения собора необходимо надеть платок (для женщины), снять головной убор (для мужчин) закрыть оголенные части тела (плечи, колени), перевести телефон в беззвучный режим. Запрещено фотографировать молящихся, чтецов, лиц, ответственных за проведения религиозных мероприятий. При проведении религиозных мероприятий доступ туристов может быть ограничен.
Режим работы
Благовещенский собор работает ежедневно
с 9:00 – 19:00
В 1996-2005 годах под руководством архитекторов Татарского специального научно-реставрационного управления Р.Р. Раимовой и И.Б. Харисовой велись работы по реставрации Благовещенского собора. 19 июля 2005 года собор вновь был освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 года Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Алексий II.
Описание объекта
Благовещенский собор построен в 1561-1562 годах в северо-восточной части Казанского Кремля псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем на месте небольшой деревянной церкви, созданной по указу Ивана Грозного в 1552 году.
Собор на протяжении своей истории многократно перестраивался, горел в пожарах, реставрировался, а в советский период храм был закрыт, часть архитектурных объектов было разрушено, здание собора использовалось для бытовых нужд. Реставрация собора прошла в 1977-1982 и в 1996-2005 годах.
Благовещенский собор представляет собой строение с 5 главами, 5 апсидами (полукруглый выступ здания, примыкающий к основному объёму) и 2 приделами (часть храма, выделенная для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений).
Центральный объём сложен из белого камня, опирается на 6 столпов, имеет 4 боковых барабана (цилиндрическая верхняя часть здания, которая венчается куполом) с луковичными завершением и 1 центральный барабан, выполненный в стиле украинского барокко, 3 апсиды и боковые приделы с апсидами. Внутренние столбы в храме круглые, переход к главному куполу оформлен в виде сводчатой конструкции в форме части конуса (тромп), что визуально позволяет перейти от купола к кубическому объёму помещения.
В основном объёме имеется цокольный этаж, стены и крестовые своды которого выложены из тесанных блоков известняка. Цокольный этаж XVI века использовался как отдельный храм Всех Святых.
Фасад здания украшен узорчатыми поясками, соединенными аркатурами (ложные арки). Стены имеют килевидные завершения (полуовал с внешним заострением) и позакомарные (полукруглое завершение стены) покрытия. Боковые луковичные главы голубого цвета украшены позолоченными звёздами, позолоченная центральная глава имеет барочную грушевидную форму.
С южной и северной сторон к центральному объему собора примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада – обширная двухсветная трапезная. Трапезная построена из кирпича, оштукатурена, имеет позакомарное покрытие, фасады декорированы плоскими пилястрами (вертикальный выступ). Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры (верхняя открытая галерея) с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX века).
В 1996-2005 годах под руководством архитекторов Татарского специального научно-реставрационного управления Р.Р. Раимовой и И.Б. Харисовой велись работы по реставрации Благовещенского собора. 19 июля 2005 года собор вновь был освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 года Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Алексий II.
В настоящее время Благовещенский собор является действующим православным храмом, открытым для посещения. В подклети храма находится Музей истории Благовещенского собора, открытый для посещения.
До настоящего времени не сохранилась колокольня Благовещенского собора, которая была построена в XVII веке по благословению казанского митрополита Матфея. Пятиярусная 50-метровая белокаменная колокольня была видна каждому, кто въезжал на территорию Казанского Кремля. На нижнем ярусе колокольни находился огромный колокол весом 2,5 тонны – самый большой в древней Казани. В XVIII веке на колокольне были часы с боем, а купол изначально имел шлемовидную форму. Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части Благовещенского собора. Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь святой мученицы Ирины, но конце XVIII века из-за ветхости он был закрыт. По инициативе архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 году был восстановлен и освящен во имя казанского чудотворца святого Германа. В советский период колокольня была разрушена. Сейчас на её месте находится сквер.
Благовещенский собор
История создания Благовещенского собора
После взятия Казани мусульманская архитектура кремля была заменена на православную
Место для будущего кафедрального собора Иван Грозный выбирал лично. Главный храм должен был находиться в северной части Казанского Кремля, напротив дворца татарских ханов и намеченных к снесению мусульманских мечетей. Русский царь собственными руками установил крест там, где должен был находиться алтарь собора. Всего три дня ушло на строительство первого деревянного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего в присутствии царя его и освятили.
Спустя 9 лет, взамен деревянного храмового строения, началось сооружение каменного собора, существующего и поныне. На его строительство прибыло в Казань множество псковских каменных дел мастеров. Приехали сюда и известные Иван Ширяев и Постник Яковлев, построившие знаменитый храм Василия Блаженного. Новый каменный православный собор строился по образцу Успенского собора, сооруженного в московском Кремле. Строительство шло быстрыми темпами, и уже в августе 1562 года состоялось его освящение первым Свияжским и Казанским архиепископом Гурием. Впоследствии мощи Св.Гурия, помещенные в серебряную раку, стали главной святыней храма с 1630 по 1918 гг.
Сегодня мощи Св.Гурия вновь находятся в Благовещенском соборе
Архитектурный облик собора
Монументальный белокаменный Благовещенский собор изначально создавался в виде пятиглавого, трёхапсидного, шестистопного храма. Строился он из волжского известняка, добываемого на другом берегу реки Волги. Купола храма сначала были шлемовидной формы, а стены оформлены закомарами (полукруглыми завершениями участков стен). Размеры храма были меньше сегодняшних в два раза.
Изображение Благовещенского собора присутствует на всех старинных гравюрах
Однако, в течение всего времени своего существования собор подвергался многочисленным строительным изменениям. Связано это было и с расширением территории храма, и с многочисленными пожарами в Кремле, бушевавшими в те времена довольно часто, нанося существенные повреждения древнему сооружению. Все многочисленные перестройки и переделки храма, реставрационные послепожарные работы, значительно изменили внешний вид и размеры Благовещенского собора относительно его первоначального образа.
К концу 17 века узкие окна были заменены на более широкие. В середине 18 века маковки его боковых глав из шлемовидных стали луковичными. Центральную же главу оформили в виде «украинского барокко» в грушевидной форме. А в начале 19 века к собору был присоединен Архиерейский дом посредством сооруженной закрытой галереи, а середина того же века ознаменовалась пристройкой мощной трапезной (арх. Петонди), которая значительно расширила площадь сооружения.
Массивная трапезная значительно увеличила площадь старинного храма
Дело в том, что первоначально с западной стороны Благовещенского собора еще с конца 17 века стояла Рождественская церковь.
К середине 18 века она была признана ветхой и подлежала разборке, а на ее месте предполагалось строительство новой церкви Рождества Христова. Но по предложению Николая Первого, посетившего в тот период Казань и, в частности, Благовещенский собор, решили вместо новой церкви пристроить к кафедральному собору большую трапезную, что и было сделано. При строительстве трапезной в расширенном помещении храма возникло также два придела, имеющих отдельные входы. Один из них освятили в память стоявшей здесь ранее Рождественской церкви, а другой – в честь Бориса и Глеба.
Так выглядит собор на рисунке знаменитого Турнерелли в середине 19 века
При создании придела Бориса и Глеба обнаружилась старинная келья, где Св.Гурий любил когда-то молиться в полном уединении. Стену коморки украшал Образ Спасителя, написанный минеральными красками. Позже вход в келью был оборудован снаружи, а затем сооружена часовня, которая стоит до сегодняшнего времени.
Вход в бывшую келью Св.Гурия
Это была последняя существенная переделка храма. Практически в том состоянии Благовещенский собор дошел до нас. А псковское авторство 16 века сохранили только аркатурные пояса, которые и сегодня можно видеть на барабанах глав и апсидах собора, да сохранившийся ярко выраженный орнамент псковских строений 16 века.
Несмотря на изменения, увидеть следы архитектуры 16 столетия вполне возможно
В начале 20 века проводится капитальная реконструкция храма, которой руководил архитектор Ф.Н.Малиновский. Частично отреставрирована была стеновая роспись, керамическая узорчатая плитка, не утраченная до сегодняшних дней, покрыла пол, в собор в духе времени провели отопление и электричество.
Внутреннее убранство храма периодически подновлялось или менялось
Внутри соборные стены вначале были покрыты фресками, но после каждого пожара они подновлялись и переписывались, а во второй половине 18 века были полностью заштукатурены. Со второй половины 19 века на стенах появилась масляная живопись.
Судьба собора после революции
В советский период Благовещенский собор находился в плачевном состоянии
Так обезглавленный и расстрелянный собор встретил установившуюся вскоре советскую власть, которая в ближайшее же время закрыла все кремлевские церкви. Резиденция главы епархии Анатолия была переведена в Иоанно-Предтеченский монастырь. На храм Богородицкого монастыря были возложены обязанности кафедрального собора. Из святынь храма верующим отдали только раку с мощами Св.Гурия и некоторое количество икон. Значительное богатство Благовещенского собора, включая иконы, их оклады, вклады богатых горожан, серебряные и золотые произведения искусства, шитье золотом и прочее-прочее, было уничтожено или разграблено.
Евангелие 1606 года чудом уцелело во всех исторических катаклизмах
Все ценное, что чудом сохранилось, на основании январского постановления 1922 г. «О ликвидации церковного имущества» перешло на баланс Национального музея. Три сохранившиеся иконы стали достоянием Музея Изобразительных искусств. Вскоре соборного настоятеля Питирима сослали на Соловки. А в 1929 году катастрофическая нехватка материалов для строительства привела к решению городских властей разобрать все закрытые церкви. Такая же судьба ждала и бывший кафедральный храм. В 1932 разобрали высокое крыльцо храма и остатки ранее уничтоженной колокольни. Собор по чистой случайности остался невредимым. Без куполов, без крыльца и без колокольни стоял Благовещенский собор в административном центре Кремля почти полвека.
Здание храма без куполов даже не сразу можно разглядеть на фото 30-х годов
Вскоре здание собора занял Госархив, что в общем то и спасло храм от полного уничтожения. Помещения подвалов, являющиеся некрополем для священнослужителей на протяжении долгого времени, превратились в овощехранилище. Келья Св.Гурия сгодилась под сторожку. В таком плачевном состоянии дожил собор до середины 70-х годов, до начала реставрационно-восстановительных работ, которые вернули храму его внешний облик середины 19 века.
А в конце 90-х годов, Госархив переехал в другое помещение. Благовещенский храм был возвращен верующим и одновременно стал частью музейного комплекса «Казанский Кремль». Все эти новшества по пути возрождения храма позволили провести очередные качественные реставрационные работы по восстановлению иконостаса, стен и внутренних помещений.
Реставрация собора была проведена и снаружи и внутри
Новое освящение славного историко-архитектурного памятника и действующего храма состоялось 19 июля 2005. Сегодня при соборе находится Музей его истории, посещение которого платное. А работает он ежедневно с 8 утра до 19 часов вечера.
А вот на месте бывшей храмовой колокольни сегодня расположен сквер, где в 2003 году установлен Памятник «Зодчим Казанского Кремля», разработанный группой скульпторов Казани.
На месте бывшей Колокольни сегодня находится Памятник зодчим Кремля
В этих фигурах увековечены русские и татарские строители, рука об руку трудившиеся над созданием архитектурного кремлевского комплекса с середины 16 века.
История храмовой Колокольни
После постройки храма первоначально около него была сооружена деревянная колокольня – так называемая звонница. В первую половину 17 века вместо нее воздвигли 50-ти метровую пятиярусную колокольню из белого кирпича, очень напоминающую колокольню Ивана Великого в Москве и немного уступающую по высоте Башне Сююмбике.
Колокольня Благовещенского собора была красива и высока
Первый ярус сооружения был оснащен полуторапудовым колоколом – самым большим в Казани. Между четвертым и пятым ярусами были расположены три ряда ступенчатых кокошников, заменяющих собой крышу. Высокая позолоченная глава колокольни своей формой напоминала русский шлем Московского царства, и это было основное отличие казанской колокольни от московской. В 18 веке на колокольне находились часы с боем. Считается, что в ее архитектурном стиле сочетались элементы Башни Сююмбике в качестве татарских мотивов, и русского зодчества в виде кокошников и шлема.
Колокольня находилась около трапезной храма, примыкая к ее крыльцу. Еще в путеводителе по Казани, датируемым 1927 годом, колокольню Благовещенского собора описывают как хорошо сохранившееся архитектурное сооружение 17 века. А вот уже в 1928 году ее уничтожают по идеологическим соображениям. До нас ее облик сохранили только немногочисленные старинные гравюры, литографии и фотографии.
Но и без Колокольни древний собор является старинной жемчужиной Казанского Кремля
Увидеть Благовещенский собор, посетить его, а также заглянуть в Музеи истории храма надо обязательно. А узнать о других достопримечательностях Казанского Кремля можно здесь.
Благовещенский собор Казанского кремля
Благовещенский собор Казанского кремля — выдающийся памятник русской архитектуры XVI века. С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии (в настоящее время кафедральным является Никольский собор на ул. Баумана), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX в. и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий), Андрей (Ухтомский)).
Содержание
История [ править ]
Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшая из сохранившихся каменных построек города Казани.
Построен он был в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей в 1562 году.
На протяжении четырёх с лишним веков своего существования Благовещенский собор подвергался многочисленным ремонтам и трём реконструкциям после разрушительных пожаров 1596, 1672, 1694, 1742, 1757, 1815 годов.
Наиболее полные сведения о ремонтах и перестройках собора даны в трудах А. Яблокова и Н. Разумова.
После пожара 1672 года при Казанском митрополите Иоасафе (1675-1686) были отреставрированы наружные стены, купола и главы покрыты железом. Пострадал собор и в пожаре 1694 года, митрополитом Маркеллом (1694-1699) произведена первая реконструкция Благовещенского собора. С северной стороны на месте деревянной древней церкви Богословия был построен небольшой тёплый храм во имя Рождества Христова с одной главкой, соединявшийся коридором с холодным Благовещенским собором. Узкие окна собора были расширены, храм украшен стенным письмом, устроен новый позолочённый с резьбой иконостас.
В Благовещенском соборе проявилась одна примечательная особенность древнерусской архитектуры – главенствующее значение внешнего облика в сравнении с его интерьером. Развитая объёмно-пространственная композиция крестово-купольного храма, затейливая форма купольных глав придавали собору сложный силуэт, а продуманная система декорировки — ритм узких щелевидных окон, позолота глав, орнаментальная обработка апсид и барабанов декоративными поясками — создавали впечатление художественной цельности и завершённости облика древнего собора.
В тот же строительный период, несколькими годами ранее, с юго-западной стороны паперти собора была возведена пятиярусная колокольня в формах русской узорчатой архитектуры второй половины XVII — начала XVIII веков. О строительстве колокольни в XVII веке свидетельствуют два рисунка Н. Витзена, приведённых в его книге, вышедшей в 1692 году. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой и мощный колокол древнего города, вес его составлял 1500 пудов (около 24570 килограммов). Под звонницей первоначально помещался храм в честь святой мученицы Ирины, который в XVIII веке по ветхости был закрыт и возобновлён только в 1832 году на средства казанского купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского.
Значительная реконструкция собора, вторая по времени, производилась в 1736 году. Шлемовидные главы приобрели новые формы: центральная глава — барочную двухъярусную грушевидную, а боковые — более выпуклые луковичные формы. Центральная глава была покрыта медью и позолочена. С западной стороны к четверику собора была пристроена трапезная с подвалом, двумя главками и крытым крыльцом.
Во время больших пожаров в Казани 1742 и 1749 годов оба соборные храма обгорели. При архиепископе Луке Конашевиче в период 1736-1755 годов они вновь были восстановлены: обновлено стенное письмо и иконы, все главы Благовещенского собора позолочены.
После пожара 1757 года собор был восстановлен старанием митрополита Гавриила (1755-1762). При митрополите Вениамине (1762-1782) главы собора были вновь позолочены, покрыты «чистым листовым железом», внутри собор был оштукатурен, украшен внутри и снаружи архитектурными лепными фигурками, возобновлена стенная роспись, увеличилась паперть.
Несмотря на частые ремонты, к концу XVIII века собор пришёл в ветхость, и при архиепископе Амвросии (Подобедове) (1785-1799) был произведён капитальный ремонт: укреплены стены собора и колокольни, исправлены крыши, обновлены иконы и стенная живопись. Во время этого ремонта бывшая близ колокольни над вратами в архиерейский двор ветхая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы была разобрана, а материалы употреблены на починку собора.
Опустошительный пожар в Казани 3 сентября 1815 года, жертвою которого сделались 1500 домов, 19 церквей, сильно повредил и Благовещенский собор; пламя уничтожило его интерьер: иконостас, утварь, хоры, окна и двери, вместе со штукатуркой погибла и древняя настенная роспись (остатки которой обнаружены и отреставрированы в начале XXI века), даже чугунный пол был поврежден огнём. Тёплый же храм остался неповреждённым. Этот пожар заставил основательно заняться реконструкцией храма. С 1817 по 1821 год полуразрушенная трапезная была реконструирована, появилась крытая галерея, соединившая собор с архиерейским домом.
В связи с ростом населения города в 1830-х годах возникла необходимость на месте Благовещенского собора построить новый, для чего потребовалось бы снести старый собор и колокольню. В 1835 году губернский архитектор Ф. И. Петонди и академик архитектуры М. П. Коринфский сделали несколько вариантов проектов.
Император Николай I, посетивший Казань 20 августа 1836 года, не одобрил эти проекты, а «Высочайше повелел обратить холодный Благовещенский собор в тёплый и расширить его».
В 1841 году по проекту Петонди началась третья крупная реконструкция собора. В 1841 году был разобран Рождественский собор. На месте южного придела во имя Бориса и Глеба была заложена придельная церковь во имя Рождества Христова в память о разобранном Христорождественском соборе, а с северной стороны заложена новая придельная церковь во имя Бориса и Глеба, так же, как и южный придел, на прежнем фундаменте. Освящение вновь отстроенных приделов было совершено в июне 1846 года. С западной стороны в 1842-1843 годах к собору были пристроены новая большая двухсветная трапезная, дошедшая до наших дней, и высокое открытое крыльцо, которое в 1863 году по проекту Бессонова было обращено в крытую со всех сторон паперть.
Пол в соборе в 1842 году был поднят на одну сажень.
В этот период в соборе было устроено печное отопление. В разных его местах были расставлены несколько огромных голландских изразцовых, а частью так называемых унтермаркских круглых печей. Перестройка Благовещенского собора была произведена с большими отступлениями от проекта, о чём свидетельствуют архивные документы.
Следующий крупный ремонт собора производился в 1855 году. Губернский архитектор Бессонов сделал проект обновления иконостаса по древним образцам в православных церквах. Иконописные работы были выполнены Гагаевым, устройство иконостаса, его позолота и окраска стен — мастеровыми купчихи Ильиной и мастером Бичуровым.
В 1869-1870 годах известным иконописцем России из села Палеха Владимирской губернии Н. Л. Сафоновым была выполнена работа по росписи стен и сводов собора. Поновление иконостаса и киотов исполнил мастер Агеев.
В 1875 году московским мастером Бычковым печное отопление было заменено двумя пневматическими печами, которые были сделаны из белого огнеупорного кирпича в нижнем этаже собора, от них нагретый воздух, по выведенным из-под пола трубам, выходил в помещение храма через отдушины, сделанные в лёгких и красивых тумбах, поставленных в нескольких местах у стен храма. Отдушины по необходимости открывались и закрывались. На местах разобранных изразцовых печей на стене, отделяющей главный храм от трапезной, рукой Н. Л. Сафонова были написаны священные изображения. В это же время на четырёх столбах в храме громоздкие иконы заменили росписями, как это было сделано раннее в верхних частях колонн. На западной стене собора в простенках между входными арками написаны две картины, изображающие Иисуса Христа и апостолов. Западная стена трапезной у входных дверей храма на месте печей тоже была расписана. Деревянные алтарные двери заменены бронзовыми и позолочены, с написанными на них иконами святых евангелистов.
Через двадцать лет, в период 1889-1890 годов, Благовещенский собор вновь ремонтировался: была промыта стенная роспись, исправлена и окрашена кровля, позолочены главы.
В 1904 году архитектором Ф. Н. Малиновским были изготовлены проект и смета на ремонтные работы по собору и перестройку колокольни, которые начались летом 1906 года. Произведено обновление наружных стен собора и колокольни, вместо ветхого пристроя к келье святого Гурия сооружена красивая каменная часовня. В 1907 году были окрашены крыши и главы, позолочены кресты и звёзды на главах, устроены калориферное отопление и вентиляция. В 1908 году обновлены приделы собора. После ремонта, при освящении 1 февраля 1909 года, южный придел был переименован во имя святых Бориса и Глеба, северный придел — во имя святого Гурия. Кроме двух приделов, при соборе имелись ещё два придельных храма. Один во имя святого Германа — казанского чудотворца, в колокольне под звонницей, он первоначально назывался в честь святой мученицы Ирины и по ветхости в конце XVIII века был закрыт. В 1832 году на средства купца Чижова был отремонтирован и освящён во имя святого Германа.
Другой придельный храм, во имя Всех Святых, находился в подвальном этаже под алтарём собора в усыпальнице Святителей Казанских, освящён в 1896 году.
Последний ремонт Благовещенского собора дореволюционного периода производился в 1913-1914 годах, когда в ознаменование 300-летия Дома Романовых ожидался приезд в Казань императора Николая Александровича. Известными в России иконописцами — братьями М. Н. и Н. Н. Сафоновыми (сыновья Н. Л. Сафонова) были поновлены стенная живопись, иконы и утварь.
Кафедральный Благовещенский собор часто подвергался пожарам, разрушениям и реконструкциям и в советский период.
В 1930-х годах колокольня Благовещенского собора, крыльцо с западной стороной, часовня святого Гурия, главы собора были снесены, остался лишь центральный барабан. В таком виде собор просуществовал до второй половины XX века.
В 1950-х годах, с созданием в Казани Специальной научно-реставрационной мастерской, начались работы по изучению здания Благовещенского собора. Первые исследования этого древнейшего сооружения как памятника архитектуры города Казани и предложения по его реставрации были сделаны доктором архитектуры, заслуженным архитектором России профессором С. С. Айдаровым.
28 ноября 1978 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры был согласован эскизный проект реставрации Благовещенского собора, предусматривающий фрагментарную реставрацию памятника по оптимальному облику с восстановлением утраченных главок XVIII века. Годом позже Казанской специальной научно-реставрационной мастерской были восстановлены утраченные главки и кресты собора.
К началу XXI века, в связи с 450-летием Казанской епархии, проведены реставрационные работы, восстановлены утраченные элементы внешнего облика здания, в интерьерах отреставрированы настенная живопись, воссозданы иконостас, пристенные киоты, паникадила и другие атрибуты внутреннего церковного убранства. Комплексные научные исследования и проектные и восстановительные работы осуществлены реставраторами Татарского специального научно-реставрационного управления совместно со специалистами государственного унитарного предприятия «Татинвестгражданпроект» и Межобластного научно-реставрационного художественного управления.
Описание [ править ]
Благовещенский собор Казанского Кремля — самый удаленный образец псковской архитектурной школы и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле Кремля и города. Крестовокупольный, с пятью главами, покоящимися на шести столпах и тремя алтарным апсидами собор изначально воссоздавал планировку и облик Успенского собора Московского кремля, подчеркивая новый статус Казанского царства. В подклете собора нашли упокоение многие казанские архипастыри, таким образом Благовещенский собор для Казанского края имел то же значение, что и Ризоположенский собор для Московского кремля.
Несмотря на позднейшие реконструкции, исконный псковский стиль собора прочитывается в полосе типично псковского орнамента, опоясывающей основание центральной главы, и аркатурном поясе, украшающем апсиды.
Святыни [ править ]
На стене был обнаружен написанный, вероятно самим святителем, минеральными красками Нерукотворенный Образ Спасителя, краски которого становятся ярче год от года. Келья сразу стала объектом паломничества казанцев, вскоре для фрески был устроен киот, стены оштукатурили, с запада прорезали дверь. Несколько позднее на средства старосты собора В. Ф. Булыгина к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 420014, г. Казань, Кремль, а/я 25