храм в софии болгария
Собор Святой Софии (София)
Собор Святой Софии был построен в IV веке при поддержке императора Константина, находится в центре болгарской столицы. Он считается величайшей исторической и культурной ценностью не только болгарской столицы и самой Болгарии, но и всего православного мира. Это одна из самых старых действующих православных церквей на свете. Её духовное значение настолько велико, что храм Софии даже изображён на гербе города.
Содержание
История [ править ]
Первая церковь была построена на этом месте в 311—313 годах. Впоследствии при поддержке императора Константина І был воздвигнут кафедральный собор св. Софии, где в 343 году проводился Сердикийский собор.
В 537 году Император Юстиниан І Великий восстановил сильно пострадавшую после варварских нашествий базилику и вместе с Константинопольским имперским собором, который он также воздвиг, именовал её «Премудрости Божией» (греч. Σοφία). В Средневековье это был главный соборной храм, где заседал местный епископ.
Храм сохранился, и здесь уже 1700 лет проводится православное богослужение, хотя во время турецкого ига на некоторое время он был превращен в мечеть, а в середине XIX века османы использовали его для центра противопожарной службы города.
После сильнейшего землетрясения 1858 года церковь была заброшена. Реставрация храма и восстановление статуса православной церкви произошли в начале 20 века. Во время строительных работ на территории были раскопаны древние захоронения и античные катакомбы.
Восстановленный и обновленный собор Святой Софии изображен на гербовом щите болгарской столицы. Ведь именно в честь этого памятника древнейшей архитектуры и православной веры был назван город.
Современное состояние [ править ]
Конструкция храма достаточно проста. Первоначально, в 6 веке, она представляла собой трёхнефную базилику с тремя куполами. Что необычно для того времени, купола уже были покато-плоскими. В плане постройка выглядела как крест. Оригинальная мозаичная плитка на полу, к сожалению, практически не сохранилась, как и церковное убранство. Старинные захоронения в крипте и приделе также были разграблены. Зато при восстановлении собора, которое проводили в 1990-х гг., на его территории были обнаружены древнеримские катакомбы. Сегодня на территории храма можно увидеть памятник Борису III и могилу неизвестного солдата с Вечным огнём и каменной статуей льва.
Близ церкви расположен небольшой парк, в середине которого стоит памятник доктору. Он посвящён русским военным врачам и медработникам, которые погибли во время Русско-турецкой войны.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: Болгария, г. София, кв-л Центр, ул. Парижская, д. 2
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
СОФИЙСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР
Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г. |
Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Софии, Болгария, храм-памятник, патриарший кафедральный собор Болгарской Православной Церкви.
Описание
Александро-Невский собор занимает центр большой площади, носящей его имя. Собор, в форме крестово-купольной базилики, (площадь 3170 кв. м., объем 86 тыс. м., высота главного купола 45 м., колокольни 50 м., накупольных крестов ок. 5 м., главный барабан 16 м. в поперечнике) вмещает более 5 тысяч человек. Таким образом на 2008 год собор является вторым по величине на Балканах, после храма святого Саввы в Белграде. С северной, восточтой и южной сторон собор опоясывают крытые галереи, в восточной их части размещаются ризница и библиотека. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболгарском стиле.
В украшении собора принимали участие выдающиеся русские и болгарские художники: профессор П. Е. Мясоедов («Господь Саваоф» в главном куполе), профессор М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), профессор И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в северной нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), академик А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), академик Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), академик А. Н. Новоскольцев, профессор А. Митов, профессор Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и другие.
В создании иконостасов и икон для собора приняли участие известные русские и болгарские художники: В. М. Васнецов (иконы Богородицы и Христа Спасителя центрального алтаря), В. Е. Савинский (иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца в главном алтаре), Н. А. Бруни (иконы св. Иоанна Предтечи и св. первомч. архидиак. Стефана центрального алтаря, помещенная в мраморный киот икона св. равноап. кн. Владимира), И. Мрквичка (иконы сев. иконостаса), А. Митов (образы св. Александра Невского на колокольне, иконы юж. иконостаса, также помещенные в мраморные киоты иконы св. царя Бориса и св. равноапостольных Кирилла и Мефодия), С. Иванов (образы мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых Седмочисленцев), А. М. Корин, П. Е. Мясоедов, А. А. Киселёв, Н. Петров, Ц. Тодоров и другие. Основная часть стенописей принадлежит кисти болгарского художника X. Тачева.
Собор св. Александра Невского. Худ. Цанко Лавренов, 1942. |
История
Александро-Невский собор был воздвигнут по волеизъявлению и на средства болгарского народа в знак признательности народу русскому за освобождение от османского ига в Русско-Турецкой войне 1877-1878 года. 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в городе Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болгарский общественный и государственный деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его святому Александру Невскому, небесному покровителю российского императора Александра II, что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем епископом Климентом (Друмевым). 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, который 1 июня 1882 года обратился с «Воззванием» к болгарскому народу, освобожденному от пятивекового турецкого рабства русскими братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тысяч солдат. 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма.
Сильно пострадавший в 1944 году от бомбежек, Александро-Невский собор после Второй мировой войны был капитально отремонтирован. Согласно принятому в 1951 году Уставу Болгарской Православной Церкви храм-памятник святого Александра Невского является патриаршим кафедральным собором. В его крипте размещен филиал Национальной художественной галереи, экспозиция которого устроена на базе предоставленных Церковно-археологическим музеем Болгарской Церкви сохранившихся произведений древней иконописи.
В октябре 2014 года здание собора, имущественный статус которого до этого времени был неопределенным, было передано в собственность Болгарской Церкви. Крипта собора бессрочно и безвозмездно передана Министерству культуры Болгарии для размещения экспозиции Музея раннехристианского искусства [1].
Источники
Литература
Жизнь и борьба Русского храма
Подворью Московской Патриархии в Болгарии – 60 лет
В ноябре 1952 г. по решению Священного Синода Русской Православной Церкви Русский храм Св. Николая в Софии стал подворьем Московской Патриархии. Нынешний юбилей – хороший повод обратиться к проблемам, которыми сегодня живет Русский храм, тем более, что за последние полгода, впервые за почти столетнюю его историю, он стал объектом не всегда благожелательного внимания со стороны некоторых болгарских СМИ. Такого рода публикации вокруг Русского храма со всей очевидностью демонстрируют, прежде всего, игнорирование его церковно-юридического статуса.
Обратимся к истории. Идея строительства домовой посольской церкви при российской дипломатической миссии в Болгарии возникла практически сразу после завершения победоносной Освободительной русско-турецкой войны 1877-1878 гг. К этому времени на болгарской территории уцелело около 400 православных храмов, но, как отмечал в июле 1878 г. первый губернатор Софии П.В. Алабин, большая их часть была «в жалком состоянии» и не имела «подобающего храму Божью подобия». Сохранившиеся гравюры и фотографии с видами Софии того времени рисуют нам типичный захолустный восточный город – за многочисленными минаретами православные храмы и не просматриваются. Красивейший храм Св. Софии, который средневековые путешественники называли чудом света, еще в XVI веке был превращен в мечеть, затем в результате двух мощных землетрясений сильно пострадал и использовался турками как склад боеприпасов. Из 12 православных храмов в центре Софии остались только два.
Как показывают сохранившиеся архивные документы, Русский храм Св. Николая создавался по указу российского императора как посольский, т.е. для окормления прежде всего сотрудников российской дипмиссии и тех русских людей, которые в тот период находились в Болгарии (а их было не мало, так как известное время в стране существовало русское гражданское управление, а болгарские кадры практически отсутствовали). Храм был построен на деньги российской казны и добровольные пожертвования граждан, как русских, так и болгар, по проекту русского академика М.Т. Преображенского русским архитектором А.Н. Смирновым, расписан группой русских художников под руководством профессора В.Т. Перминова.
Церковная утварь, иконы, богослужебные книги были специально заказаны и доставлены из России. Штатное расписание служителей храма утверждалось лично российским императором.
От идеи строительства храма до ее воплощения прошло немало времени. В 1882г. Софийский городской совет выделил под строительство участок земли на месте разрушенной рыночной мечети. Однако только 2/15 сентября 1907г. храм был торжественно заложен, к 1911г. был в основном построен, а 11/24 ноября 1914г. освящен. Его возведение и последующая деятельность всецело определялись характером взаимоотношений между Россией и Болгарией, а они не были ровными даже в первые годы после освобождения страны, с 1886 по 1896 гг. дипломатические отношения между ними были и вовсе разорваны.
Первый этап в истории храма как домовой посольской церкви оказался очень коротким, он совпал со служением в качестве настоятеля архимандрита Николая (Дробязгина).
Сын губернатора Харькова, получив прекрасное образование, сделал блестящую карьеру, стал морским офицером. В юности он не просто интересовался оккультным мистицизмом, но и поддерживал тесные связи с оккультистами и даже был редактором оккультного журнала «Ребус». А потом в его жизни было чудо. Спасенный чудесным образом от неминуемой гибели в морской пучине благодаря горячим молитвам к преподобному Серафиму Саровскому, он внезапно отказался от мирской карьеры, порвал связи с оккультистами, постригся в монахи, стал священником, был сотрудником миссий в Китае, Индии, Тибете, Персии, Иерусалиме, служил в различных посольских храмах и настоятелем нескольких монастырей. Назначение в Софию получил в марте 1914 г., куда прибыл из Баден-Бадена. Именно архимандрит Николай участвовал с российской стороны в чине Великого освящения Русского храма, сослужил митрополиту Доростольскому и Червенскому Василию, замещавшего тяжело заболевшего главу Болгарской Церкви Экзарха Болгарского Иосифа.
Менее чем через год архимандрит Николай был отозван в Россию: в октябре 1915 года Болгария оказалась в состоянии войны со странами Антанты, включая и Россию, дипломатические отношения между двумя странами были разорваны. В ноябре 1915 г. русская дипломатическая миссия покинула Болгарию, храм был закрыт, а архимандрит Николай, затворив наиболее ценные предметы церковной утвари в алтарном шкафу, уехал в Россию, взяв ключ с собой. Известно, что, вернувшись на Родину, какое-то время он был духовником гвардейского флотского экипажа.
С 1917-го архимандрит Николай обосновался в Киево-Печерской лавре, где и нашел свой последний приют – в 1924 г. он был заколот неизвестными кинжалом с оккультной символикой.
Храм Св. Николая открылся вновь только в январе 1920 г. в новой исторической обстановке. Крушение Российской империи, братоубийственная война и страшные гонения богоборческой власти против Церкви вызвали массовый исход русских людей из России. Болгарии суждено было стать одним из центров русской эмиграции на Балканах. С мая 1921 г. настоятелем храма был один из выдающихся архиереев и богословов Русской Православной Церкви архиепископ Серафим (Соболев). Именно он сделал храм Св. Николая центром жизни русской Софии. Из посольского храм стал по существу приходской церковью русских эмигрантов под юрисдикцией Русской Зарубежной Церкви. В этот период сюда потянулись и болгары, прежде всего духовные чада архиепископа Серафима. Для них это была прекрасная возможность знакомства с русской богослужебной традицией, а также с российской интеллигенцией и культурой.
После установления дипломатических отношений между Болгарией и СССР 23 июля 1934 г. Русский посольский храм был передан советским правительством под временное управление Болгарской Церкви. Условием передачи было выдворение из него русской православной общины. Софийский митрополит Стефан предоставил архиепископу Серафиму храм Св. Николая на улице Царя Калояна, приход которого перешел в Свято-Николаевский храм на бульваре Царя-освободителя. Так Русский храм стал обычным болгарским приходским храмом.
Весной 1946г. советское правительство остановило действие протокола о временном пользовании Русским посольским храмом со стороны Болгарии и вернуло его владыке Серафиму, который перешел под юрисдикцию Московской Патриархии. До декабря 1947 г. настоятелем храма был протоиерей Георгий Голубцов, который до революции был преподавателем и воспитателем в Тифлисской Духовной семинарии.
Одним из его учеников был Иосиф Джугашвили, который учился там со 2 сентября 1894 г. до своего исключения 29 мая 1899 г. Близким людям отец Георгий говорил о нем: «Мятежная душа, абсолютный анархист».
В 1920 г. из Новороссийска отец Георгий эмигрировал с Добровольческой армией на греческий остров Лемнос, «остров смерти», как его называли русские эмигранты, затем перебрался в Болгарию, был основателем и членом правления «Общества почитателей памяти императора Николая II и его семьи».
После кончины отца Георгия настоятелем храма стал протоиерей Андрей Ливен, один из самых видных представителей русской эмиграции. Он принадлежал роду князей Ливенов – эта фамилия известна в России с XII века. Его отец был соратником П.А. Столыпина, управляющим крупнейшими банками. Окончив Пажеский корпус, а затем Демидовский лицей, Андрей Александрович стал предводителем Коломенского уезда Московской губернии. Революция застала его в Сочи, где он находился на лечении. С последним пароходом ему удалось покинуть Россию. Попал в Болгарию, был зачинателем евразийского движения. Андрей Александрович был человеком необыкновенно одаренным – талантливейший поэт, переводчик, превосходный музыкант, замечательный рисовальщик и карикатурист, невероятно остроумный и обаятельный. Судьбоносным для него было знакомство с архиепископом Серафимом, который стал духовным отцом для всей его многочисленной семьи. В 1924 г. владыка Серафим рукоположил его в священники, и до конца своих дней протоиерей Ливен был личным секретарем владыки Серафима и секретарем Епархиального совета при управлении русскими православными общинами в Болгарии.
По благословению владыки Серафима отец Андрей переложил на стихи «Четьи-Минеи» св. Димитрия Ростовского, писал духовные стихи, сочинил поэму «Три шага» о трех предтечах антихриста, которыми, по его мнению, были римский император Юлиан, немецкий реформатор Лютер и Ленин.
10 ноября 1952 г. по решению Священного Синода Русской Православной Церкви находящиеся в Болгарии русские православные приходы, монастыри, клир и монашествующие передавались в юрисдикцию Болгарской Православной Церкви, а Свято-Николаевский храм стал Подворьем Московской Патриархии, т.е. по сути церковным посольством Русской Православной Церкви при Болгарской Православной Церкви, а его настоятель – представителем Патриарха Московского и всея Руси. Предназначение Подворья – прежде всего духовное окормление русских соотечественников, оказавшихся в Болгарии. Другая неотъемлемая задача Подворья – развитие и укрепление связей с Болгарской Православной Церковью, взаимное духовное обогащение, взаимопомощь.
На первых порах выполнение этих задач наталкивалось на объективные трудности. Русская эмиграция в Болгарии перестала существовать как единая и влиятельная общность, число эмигрантов неуклонно сокращалось – старшее поколение уходило из жизни, их дети уезжали за границу или ассимилировались и редко пополняли ряды прихожан Русского храма. Многие уезжали в СССР. Многочисленные советские специалисты, которые приезжали на работу в Софию, не шли в церковь – члены КПСС, а именно их направляли за рубеж, должны были исповедовать научный социализм.
Приход стал очень малочисленным, что было характерно и для болгарских храмов, хотя в Болгарии богоборчество власти не было столь масштабным и жестоким, как в СССР.
В Москве на повестку дня встал вопрос о закрытии самого Подворья Московской Патриархии. Решающую роль в его сохранении сыграла позиция Болгарского Синода, который категорически возражал против неизбежного в таком случае закрытия и Подворья Болгарской православной Церкви в Москве.
Качественные изменения в жизни Русского храма произошли лишь в начале 1990-х гг. и были связаны с распадом Советского Союза и социалистического лагеря, глубоким духовным кризисом русского и болгарского народов. Социалистическая система ценностей была разрушена, а новая не была создана. Однако люди получили возможность свободно исповедовать Православие, веру своих предков. В этой обстановке Русский храм стал не только объединительным центром русской диаспоры. Его посещают и эмигранты первой волны, и бывшие советские граждане, приехавшие на постоянное жительство в Болгарию, и сотрудники заграничных учреждений России, Украины, Белоруссии и Молдовы. Т.е. Подворье духовно окормляет граждан всех стран, находящихся на канонической территории Русской Православной Церкви. Жизнь прихода стала всецело определяться личными качествами и духовными устремлениями, как пастыря, так и паствы.
Состав прихода Русского храма постоянно обновляется – с окончанием мандата сотрудники заграничных учреждений возвращаются на Родину, им на смену приезжают новые. Меняются и командированные Московской Патриархией настоятели Подворья. С определенной периодичностью приходится заново выстраивать отношения в приходе.
Однако все, кто связывает свою жизнь с Русским храмом, не должны забывать, что Подворье Московской Патриархии – это посольство Русской Православной Церкви в Болгарии, а его настоятель – посол Русской Православной Церкви.
Как таковой, он свободен в своих решениях проводить кадровые перестановки, устанавливать порядок богослужения в соответствии с требованиями, принятыми в Русской Православной Церкви.
Если в России богослужение ведется на церковнославянском языке, это значит, что и в Русском храме должен использоваться именно церковнославянский язык, который, к слову сказать, значительно ближе к болгарскому языку, чем к русскому. Церковнославянский язык, перенесенный на Русь из Болгарии, стал, по словам академика Д. Лихачева, «своеобразным индикатором духовных ценностей», именно Болгария дала восточным славянам «полюс духовности», давший «языкам восточных славян нравственную силу – способность возвышать мысль, понятия, представления, эмоции». Периодически и в России в околоцерковных кругах муссируется вопрос об отказе от церковнославянского языка и переходе к богослужению на русском языке. Однако подавляющее большинство действительно воцерковленных людей не хотят такого нововведения и доказывают сакральный смысл обращения к Богу на особом языке, не замусоренном житейской суетой.
Как это было всегда, так и сегодня, двери Русского храма открыты для всех, кто хотел бы приобщиться к русской духовной традиции, познакомиться с русским богослужением. Однако абсолютно неприемлемы попытки превратить Подворье в обычную приходскую болгарскую церковь.
Незадолго перед визитом в Болгарию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в некоторых болгарских СМИ под надуманными предлогами начались выступления против нового наместника Подворья игумена Филиппа (Васильцева). Инициатором инсинуаций выступили уже известные русофобы, задача которых – ни дня без ложки дегтя в болгаро-российские отношения.
Откровенное признание З. Бжезинского о том, что после устранения коммунизма у США остался единственный враг – Православие, стало для них руководящим указанием.
Они любыми способами пытаются доказать свою преданность американцам и внести свой вклад в дискредитацию Болгарской Православной Церкви, подрыв ее влияния, ухудшение ее взаимоотношений с сестринскими Церквями и, прежде всего, с Русской Православной Церковью.
А им бы вспомнить, что Русский храм – это Подворье Московской Патриархии, потрудиться узнать, что это такое, а еще обратить бы внимание, что авторы коллективных писем демонстративно выходят из храма, как только священник возносит молитву за Россию, власти и воинство ее.
Сегодня Русский храм – Подворье Московской Патриархии как никогда нуждается в заботе и попечении всех, кому он дорог как воплощение духовного единства русских и болгар, молитвенного единения двух православных Церквей. Предстоит серьезная работа по его реставрации, которая требует немало сил и средств. Есть замечательный опыт предыдущей реставрации 1994 г., когда по инициативе Российского посольства в Болгарии был создан специальный комитет во главе с послом А.А. Авдеевым, который в кратчайший срок собрал необходимые средства, пригласил известных российских и болгарских реставраторов и контролировал качество работ. Как это уже не раз бывало, благодаря пожертвованиям русских и болгар, совместным усилиям мастеров двух стран, Русский храм заблистал в своем первозданном блеске.
Собор Александра Невского в Софии
Адрес: пл. „Свети Александър Невски“, 1000 Център, София, Болгария.
Как добраться:
Время работы: ежедневно с 7:00 до 18:00.
Цены:
Кафедральный собор Александра Невского – современная резиденция Патриарха Православной церкви Болгарии и главная христианская достопримечательность Софии. Храм занимает центральную часть огромной площади, названной именем древнерусского князя и великого полководца. Это самый крупный православный собор на Балканах после сербского (Белград). Попасть в него на службу могут более пяти тысяч прихожан одновременно.
Молитвы о свободе и независимости были услышаны…
В основе строительства храма – патриотическая идея. Болгария обрела желанную свободу от Османской империи. Увековечить это событие было решено с помощью воздвижения в центре Софии Божьей обители: в 1882 году на самом высоком месте города был заложен храм. Строительство заняло период с 1904 по 1912 г.
В 1915 г. храм переименовали. Теперь это был собор Кирилла и Мефодия. В связи с этим заменили памятные доски, расположение икон. Но в 1920 году храму вернули прежнее название. Спустя 4 года собор Александра Невского объявили памятником культуры.
В 1944 храм сильно пострадал от военных действий. С 1951 г., после восстановления, здесь находится резиденция патриархов Болгарской Православной церкви.
Как величие отразило свободу…
Немногие достопримечательности Болгарии могут «похвастать» таким великолепием и величием, как собор Александра Невского. Его площадь – более 70 м2. Высота главного купола – 45 м, колокольни – 50 м, а накупольных крестов – около 5 м.
С трех сторон храм опоясывают крытые галереи. Облицовка цоколя – серый гранит. Дубовые двери, вход в собор, выполнены в древнеболгарском стиле, богато украшены резьбой. Внутри храма восхищают мозаичные панно, изготовленные в Италии и Германии, витражные окна, дорогая отделка мрамором и ониксом, малахитом, алжиром и уральскими самоцветами.
Святейший Патриарх Московского и всея Руси Алексий I подарил собору Иверскую икону Божией Матери в жемчужной ризе, одеяние на Престол главного алтаря с богатой чеканкой из золота и серебра и художественной эмалью, золоченые сосуды, Евангелие и напрестольный крест.
Два крупных колокола храма украшены барельефами – изображениями святых, пять колоколов поменьше имеют выгравированные рельефные орнаменты, семь остальных – священные надписи. Вес самого большого колокола – 11 т 758 кг. Звон колоколов слышат за 30 км.
Продолжая свое путешествие по местным святым местам, обязательно побывайте в Соборе Святой Софии, история которого начинается еще с 6 века.