храм в столбцах минская обл
Столбцы, церковь святой Анны
На съезде с трассы М1 (брестское направление), находится небольшой городок – Столбцы. В нем сохранился памятник архитектуры 19 века – Анненская Церковь. Радует тот факт, что храм сохранился почти в первозданном виде. Как понимаете для Беларуси – это большая редкость.
Однонефный храм с фасадами, который закладывался как костел, а ныне – церковь святой Анны.
Впервые храм упоминается в начале 17 века, а в конце 18 века был возведён деревянный вариант.
1825 год был отправной точкой строительства каменного храма. Усилиями графа Чарторыйского, выступающий главным инвесторам, церковь Святой Анны обрела свой новый облик.
Интересный факт: главный архитектор так вдохновился видами Санкт-Петербурга, что постарался передать атмосферу в Столбцы. Насколько у него это вышло, судить вам, но ступенчатая лестница присутствует.
Место легко отыскать на пересечении улиц Гайдука и Советской. В столбцовском районе, деревне Новый Свержень, что всего в нескольких километрах, расположены Петропавловский костел, Успенская церковь, руины Синагоги – эти места также будут интересны для посещения.
Больше интересных достопримечательностей Беларуси смотрите на нашей карте.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Храм Архангела Михаила. Налибоки, Столбцы, Белар
Церковь святого Архангела Михаила, что находится в центре агрогородка Налибоки, расположена в одном из живописнейших мест Белоруссии — в самом сердце Налибокской пущи в 40 км на север от города Столбцы.
Показать полностью. Эти края окружены прекрасными лесами, озёрами и реками и круглый год привлекают немало гостей. Здесь живут приветливые и трудолюбивые люди.
Храм был заложен в 2003 году и освящён — в 2006. Он имеет два придела: верхний — в честь Архангела Михаила, и нижний — в честь Собора преподобных отцов Псково-Печерских. Также у храма есть звонница с отлично подобранными колоколами. При храме построен церковный дом для воскресной школы и крестильни.
Для всех верующих и путешественников это интереснейшая возможность найти отдых для души и взора, а также пополнить запас новых впечатлений и духовных переживаний.
Храм Архангела Михаила. Налибоки, Столбцы, Белар запись закреплена
Храм Архангела Михаила. Налибоки, Столбцы, Белар запись закреплена
Мы живем в тревожное время. Особенно вызывает озабоченность рост терроризма по всему миру и глубокие гражданские конфликты, возникающие время от времени, которые разрушают стабильность государства и общества. Все это не может не вызывать озабоченности. Нас не может не волновать та ситуация, которая складывается в отношениях между богатыми и бедными. Вся эта драматическая история весьма стремительно развивалась в течение XX века, и казалось, что человечество найдет пути решения этой проблемы. Но опыт показывает обратное.
Конечно, у Церкви есть свой ответ, почему все это происходит. Этот ответ, к сожалению, не все сегодня разделяют, но он фундаментальный: все происходит потому, что зло проистекает из человеческого сердца. Невозможно игнорировать кризис, который происходит в сфере нравственной жизни современного человечества. Поэтому участие Церкви в международных делах должно быть направлено на то, чтобы пробуждать у людей сознание, что без внутреннего нравственного обновления человеческого сообщества и каждой человеческой личности невозможно достичь реального прогресса, в том числе и в ликвидации конфликтов на нашей планете.
(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Храм Архангела Михаила. Налибоки, Столбцы, Белар запись закреплена
Нет ни человеческой судьбы, ни места на земле, которые бы не прошли через испытания скорбью. А если так, то нет более мудрого ответа на эти испытания, как замечательные слова апостола Павла: скорбь рождает терпение, терпение рождает опытность, опытность рождает надежду.
(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Храм Архангела Михаила. Налибоки, Столбцы, Белар запись закреплена
Евфросинию Довыденко дочку настоятеля нашего храма, сердечно поздравляем с Днём Ангела и с Днём Рождения!
Всей душой желаем тебе мира, любви, духовные и телесные силы, успехов в дальнейшей твоей учёбе и всего тебе самого наилучшего!
Многая и благая лета!
(С любовью о Господе администрация группы).
Храм Архангела Михаила. Налибоки, Столбцы, Белар запись закреплена
В среду 30 мая 2018 года, настоятель храма Архангела Михаила аг. Налибоки Столбцовского района, иерей Сергий Довыденко участвовал на школьной линейке.
Во время этого праздничного мероприятия иерей Сергий Довыденко рассказал проповедь и преподал всем пастырское благословение.
Далее выпускники и учащиеся Налибокской школы посетили храм Архангела Михаила.
Храм Архангела Михаила. Налибоки, Столбцы, Белар запись закреплена
Казначея нашего храма Архангела Михаила аг. Налибоки Столбцовского района, Чемко Елену поздравляем с Днём Ангела!
Многая вам и благая лета!
(С любовью о Господе администрация группы).
Храм Архангела Михаила. Налибоки, Столбцы, Белар запись закреплена
Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех Святых. Владимирской иконы Божией Матери 3 июня 2018 года..
В этот день в нашем храме Архангела Михаила аг. Налибоки Столбцовского района, была совершена Воскресная Божественная Литургия.
Которую совершил настоятель храма и клирик Свято-Аннинского кафедрального собора г. Столбцы, иерей Сергий Довыденко.
Перед причастием пономарь Вадим Цвирко прочитал проповедь о Недели 1-й по Пятидесятнице и Всех Святых.
По окончания Литургии настоятель храма поздравил двух прихожанок с Днём Ангела и было провозглашено всем Многая Лета. Далее настоятель храма рассказал проповедь и по целовании Креста всем прихожанам подарил книги.
Богослужебные песнопения хор исполнил под управлением матушки Наталии Довыденко.
Столбцы. Церковь Марии Магдалины.
Фотографий пока нет
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Приходская Марии-Магдалининская церковь в Столбцах построена в 1625 году как доминиканский костел. В 1830 году монастырь упразднен за участие в политических событиях того времени, а костел обращен в приходской; в 1868 году упразднен и сам костел, а здание его передано в православное ведомство для образования в Столбцах нового православного прихода, который был образован в том же году под наименованием Марии-Магдалининского.
Местечко Столпцы (Столбцы) находится в Минском уезде, расположено при судоходной реке Неман, от губернского города отстоит в 77 верстах. О самом местечке никаких преданий и памятников о глубокой древности не сохранилось. В окрестностях оного в 1 версте на юго-востоке, на берегу реки Неман приметны только довольно значительные возвышения, похожие на разрушившиеся укрепления, которые в народе известны под названием «Замчища». Местное предание гласит, что здесь когда-то стоял замок, воздвигнутый для защиты от враждебных народов. Исследований о сей местности не было.
В самом местечке, значительно населенном евреями, существует несколько еврейских молитвенных домов и синагога, молитвенных же зданий, принадлежащих другим вероисповеданиям в настоящее время нет. До 1830 г. здесь существовал католический Доминиканский монастырь, основание которого относят к 1625 г. В 1830 г. монастырь сей упразднен за участие в политических событиях того времени, а костел оного обращен был в приходский; затем в 1868 г. упразднен и сам костел и здания оного переданы в православное ведомство для образования в Столпцах нового православного прихода, который и образован в том году под наименованием Марии-Магдалининского.
Из визитной покостельной записи известно, что православная церковь в Столбцах существовала несравненно раньше 1625 г., т. е. времени построения Доминиканского монастыря, a следовательно, и первого римско-католического костела. Так, в указанном документе того времени сказано, что костел должен быть поставлен против церкви русской.
«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г.
Первая католическая миссия в Столбцах, бывших до того времени православным местечком, появилась в нач. 17 в. Это были монахи доминиканцы. Их пригласил с разрешения виленского бискупа Астафия Воловича трокский воевода Александр Служка с женой Софией (из рода Зеновичей). Они передали миссии в качестве фундуша (меценатского взноса) фольварки Кучкуны и Отцеду (сейчас есть такие ж\д станции, если ехать по направлению к Столбцам) с мельницами и сенокосами а также 6 тыс. злотых. Первые два монаха-доминиканца появились в ноябре 1624 года и жили они при деревянном костёле св. Марии Магдалины в соседней со Столбцами деревне Ковалёвщина. Монахам явно требовалась помощь на новом месте, т.к. в архивах сохранился документ 1624 г. с просьбой прислать ещё монахов, направленной в не столь далёкий Несвиж.
С 1639 г. столбцовская доминиканская миссия входила в т.н. Русскую провинцию св. Яцека с центром во Львове. В 1640 г. монахи наконец построили себе деревянный жилой корпус и начали строительство большого каменного костёла. В 1645 г. строительство храма было завершено, однако из-за войны 1654-67 гг. был освящён в честь святого Казимира значительно позже – в 1673 г. Так в городе появился красивый и величественный барочно-ренессасный храм с богатым внутренним убранством, сделанным из гипса и цветного гранита. Пол почти во всём храме был сделан из каменных плит, между которыми были вмурованы 13 мраморных надмогильных плит тех, кто был похоронен в склепе под главным нефом костёла (это были жертвователи на костёл из числа окрестной шляхты). Внутри и снаружи костёла в стены было вставлено несколько плит 18 века, которые свидетельствуют, что само здание и погост вокруг были местом упокоения многих знаменитых шляхетских семей. Под часовней св. Доминика был склеп с гробом доминиканского монаха Фабиана Малишевского, который умер в 1644 г. и почитался как святой. Рядом находилась усыпальница владельцев Столбцов и меценатов костёла Служек, над ним – алтарь-сакристия с изображениями святых, над входом в которую висел большой поясной портрет Александра Служки.
В 18 в. доминиканцы построили себе каменный жилой корпус. В нём находились кельи приара (главы миссии) и монахов, трапезная, кладовка, комната для гостей, архив, небольшая библиотека. Как и при всех крупных костёлах в Речи Посполитой, при кляштаре (это и есть жилой корпус) костёла св. Казимира существовала парафиальная школа и госпиталь. Имелся также сад и огород. Интересно, что кляштару принадлежали в Столбцах две юридики (частновладельческих квартала) – на улице Глухой и улице Перевозной (над Нёманом), которые приносили неплохой доход.
Уже в начале 19 в. миссия доминиканцев в Столбцах пришла в упадок. На весь немаленький костёл и кляштар насчитывалось всего 4 монаха, а глава миссии (приар) одновременно являлся и плебаном (настоятелем) костёла. Тем не менее, даже в таком небольшом количестве монахи умудрились активно поддержать восстание за восстановление Речи Посполитой 1831-32 гг. за что их земельные владения были конфискованы в казну Российской империи, а костёл из-за этого перешёл в более скромный разряд парафиального. Однако, это событие никак не повлияло на католический причт и во время восстания 1863 года они снова поддержали противников властей. За это в 1865 году костёл был и вовсе упразднён (проживавших при костёле монахов перевели в Несвиж и в Мозырь), а здание храма передано православному духовенству.
Костёлу в то время уже требовался капитальный ремонт, да и вообще православных не могли устроить некоторые духовно-символические особенности католической архитектуры. Поэтому в 1867-83 гг. происходила перестройка храма по проекту православного минского губернского архитектора Волковича. В результате на месте костёла св. Казимира должна была оказаться церковь св. Марии Магдалины. Для внутреннего убранства минский мастер И. Санчуковский создал четырёхъярусный иконостас белого цвета с позолотой на резьбе и рамах. 14 икон для него написал московский мастер Зотов. Икона Спаса в серебряной ризе (высотой 32 см) была прислана в дар императором Александром II. Серебряный набор литургической посуды был подарен в 1870 г. епископом минским Александром. И православные, и католики особенно почитали иконы Марии Магдалины и Божией Матери, которые остались ещё от костёла. Таким образом, новая церковь стала не менее значимым духовным центром Столбцов, чем был ранее костёл, а перестройка храма оказалась одной из самых удачных подобных операций в Беларуси. Мне, правда, приходилось встречать мнения отдельных нытиков, которым как всегда не нравились «типичные купола-луковки», и которые скорбели по поводу того, что барочные облик и убранство храма не остались таковым навечно (это известный такой «исторический обскурантизм»). Но, думаю, каждый может убедиться, что в новом храме только прибавилось архитектурной красоты и величия и он был настоящим украшением этого местечка.
После оккупации Западной Беларуси и Столбцов, в частности, в 1921 г. поляками, церковь вновь была передана католикам. За короткий срок были снесены все православные постройки (башни, купола, бабинец и др.) и составлен проект реконструкции, согласно которому зданию должен был быть возвращён костёльный облик.
Во время войны 1941-45 гг. храм был лишь незначительно повреждён. Но мирное время оказалось куда страшнее. Безбожной и самонадеянной власти не нужны были «культовые сооружения». В 1958 г. советские «борцы за народное счастье» уничтожили храм, бывший символом столетней истории Столбцов. Погибли все иконы, статуи, останки похороненных в многочисленных усыпальницах шляхтичей. На его месте всё советское время «красовалась» многозначительная пустота. И только в 1990-е гг. католики Столбцов смогли построить себе из дешёвого кирпича хоть какое-то богослужебное здание. Но, к сожалению, до костёла, который возвышался здесь когда-то, ему, очевидно, далеко.
По материалам: https://arch-heritage.livejournal.com/163187.html
Приходская Марии-Магдалинская церковь, расположенная в самом местечке Столпцы, построена в 1625 г. Со времени построения до 1830 г. она была римско-католическим монастырским костелом Доминиканского ордена, в период указанного времени имевшего в Столпцах свое существование; за упразднением же в 1830 г. столпецкого Доминиканского монастыря, костел оного обращен был в приходской, а затем в 1868 г., по упразднении и самого костела, здание с принадлежащими угодьями и строениями передано в православное ведомство для образования настоящего Марии-Магдалинского прихода.
Церковь зданием каменная, устроена в обыкновенном костельном виде: продолговатым прямоугольником с боковыми придельными уступами и двумя фронтонными башнями. Крыша на главной части церкви устроена из черепицы, боковые приделы покрыты гонтом, а фронтонные башни листовым белым железом; впрочем, во всех местах крыша до того ветха, что от сего теряется благовидность и самого здания, которое в стенах совершенно крепко. Окна расположены в два ряда, входных дверей три.
Внутренне пространство заключает площадь вместительности около 40 кв. саж.; сводный потолок утверждается на шести столбах; пол в самой церкви устроен из мраморных плит, а в алтаре деревянный. К отоплению приспособлена.
Под церковью есть три погреба, из коих в подалтарном находится усыпальница строителя сего церковного здания Александра Служко и его семейства; под среднею частью церкви погребены разные благотворители бывшего Доминиканского монастыря и костела и в третьем, устроенном под приделом с правой стороны, погребены останки чтимого римско-католического доминиканского ксендза Фабиана Малиновского. Верою окрестных римско-католиков приписывалась сим останкам врачующая сила от местной болезни колтуна. За обращением костела в православную церковь, вход в сей погреб наглухо закрыт и самые останки мнимо-святого глубоко зарыты в землю в том же склепе.
Солея в церкви возвышена на аршин, на ней устроены и клиросы. Предалтарный новый иконостас устроен с колоннами в нижнем ярусе и пилястрами в верхних частях, покрашен в белый цвет, а карнизы, рамы и резьба позолочены; состоит из четырнадцати икон, расположенных в четыре яруса.
Между другими иконами, находящимися в церкви, замечательны: икона св. равноапостольной Марии Магдалины и икона Божией Матери, не имеющая особенного наименования: обе иконы величиною около полутора аршина каждая остались в церкви после упразднения костела и пользуются от окрестных римско-католиков и православных особенным чествованием; икона Спасителя величиною в 7 вершков, покрытая серебряною ризою, принесена в церковь в дар от его императорского величества при преобразовании оной из римско-католического костела.
Помещение для ризницы устроено в алтарной части храма. Все необходимые утварные вещи имеются, но все они малоценны, как устроенные из аплике. К ценным следует отнести один серебряный новой чеканки прибор литургийных сосудов, переданный в сию церковь в 1870 г. по распоряжению б. высокопреосвященного Александра из поступающих ежегодно из Святейшего Синода для снабжения беднейших церквей утварных вещей. Облачениями церковь также снабжена в достаточном количестве, так как имеется совершенно годных к употреблению восемь приборов облачений с четырьмя подризниками.
Евангелий богослужебных имеется три: два обложенных бархатом с металлическими изображениями и одно в сплошном металлическом окладе. Прочих богослужебных книг есть полный круг. В архиве церковном, образовавшемся с 1870 г., имеются приходские документы только с сего времени.
В колокольне, устроенной на подобие ворот при ограде церковного погоста, имеются три колокола: в 15, 10 и 5 пудов. Внутри и снаружи в стенах церковных вделано несколько мраморных надгробных плит, относящихся к прошедшему XVIII ст. и свидетельствующих о том, что церковное здание и находящийся кругом оного церковный бывший костельный погост был местом погребения многих именитых польских шляхетских фамилий.
В настоящее время погост обнесен совершенно ветхою бревенчатою оградою. Приписных и кладбищенских церквей в приходе нет, а кладбищ, отдельных от общего приходского, существует еще три.
Всех прихожан числится 578 душ муж. и 585 душ жен. пола, все они крестьяне. При церкви положен одноклирный причт, состоящий из помощника настоятеля и псаломщика.
«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г.
В поисках утраченного. Столбцы на старинных открытках и фотографиях
По Неману под парусами
Если спросить у жителя Столбцовщины о значении Немана в его жизни, то первое, что отметит, — красоту Немана. Опевал реку в своих произведениях и народный поэт БССР Якуб Колас, уроженец села Акинчицы, расположенного недалеко от Столбцов.
Река, к слову, нашла отражение и в гербе города. Ее символизирует голубой цвет. Парусник в центре указывает на историю флота, который доставлял грузы по судоходной реке в порты соседних государств. Неман с давних времен был крупной транспортной артерией Восточной Европы. Это и определило развитие города Столбцы и других местечек в его околицах. Отображен на гербе и столб. От этого слова, по версии историков, происходит и название города. К слову, местечко несколько раз меняло название. В конце XVI века упоминалось как Сверженское. Но рядом находилось поселение Свержно. Поэтому владельцы Сверженского изменили его название на «Столпцы» — чтобы избежать путаницы. В начале минувшего столетия населенный пункт вошел в состав Польши и получил название «Стольпце/Штольпце».
В давние времена столпами обозначали незаметную дорогу. По преданию, столпами был огорожен бывший монастырь, насельники которого умерли во время эпидемии холеры. Существует и такое мнение: название города произошло от слова «столпы». Так ранее называли небольшие башни для монахов-затворников, или «столпников», которые могли жить при монастыре.
Краеведы не отбрасывают и версию, что столпы могли быть установлены для разделения владений двух родов. В книге «Новогрудские провинции» краеведа Владислава Адамовича говорится: «Падобна, што сваю назву Стоўбцы атрымалi ад трох мураваных слупоў, пабудаваных у XVI стагоддзi на мяжы маёмасцi князёў Радзiвiлаў i Чартарыйскiх».
Историк и краевед Людмила Назаренко живет в Столбцах много лет. Она рассказывает, что первые упоминания о местечке относятся к XVI веку. В то время оно представляло собой частновладельческое поселение. В начале XVIII века принадлежало воеводе минскому Слушке, который основал монастырь доминиканцев с костелом.
Многие здания, построенные в центре города, были сильно разрушены во время войн. Сохранилась церковь Святой Анны, возведенная в 1825 году. Безбашенная форма храма в наши дни хорошо видна почти из любой точки центральной части города. Недалеко от церкви расположена брама-колокольня.
На развитие местечка значительно повлияла железная дорога. В 1926 году в Столбцах появилось здание вокзала, которое было оснащено новейшим оборудованием. В наше время у железнодорожного переезда сохранилось несколько старых построек.
Грузы сюда доставлялись из Минской, Виленской, Могилевской и Черниговской губерний. Здесь же существовала и верфь, на которой строились торговые суда. Их еще называли «витины». Они были около сорока метров длиной и от 4 до 11 метров шириной. Грузоподъемность составляла без малого 200 тонн. Эти плоскодонные парусные транспортные суда XIX века стали своеобразным символом Столбцов. В 2020-м по инициативе местных властей в городе установили настоящий корабль с белыми парусами. Он стал ярким историческим объектом в туристическом маршруте и украсил место отдыха столбчан.
Город расположен на изгибе правого берега Немана. Людмила Назаренко рассказывает, что без специальных мер эта «пакручастасць» реки для местечка была небезопасной, и скорость воды нужно было укрощать: «Уже в 1929 году для этой цели управление водных путей, филиал которого находился в Столбцах и по-местному назывался пароходством, закупило большое количество камня для регуляции реки, постройки так называемых «таймаванняў». И сегодня благодаря этому Неман не размывает берег и не затапливает город при наводнении».
Неман в давние времена был центром и культурной жизни местных жителей. В газетах 20—30-х годов прошлого века печатались заметки о праздниках, которые проходили в Столбцах именно на берегу реки. «Были здесь и песни, и танцы, и соревнования, и театральные представления с богинями на ладьях, и инсценировки, — про Вокзал. Начало XX века.должает рассказ Людмила Назаренко. — Предлагали свой товар частные торговцы. Играл оркестр. Не обходилось и без пускания венков по Неману и праздничного салюта. Утонуть никто не боялся, потому как все люди, проживающие в этой местности, умели хорошо плавать. Молодежь знала наизусть все водовороты и ямы на Немане. Есть и такая статья «Сезон купальный в Столбцах». В ней предлагалось обустроить пляж и даже сделать две купальни: для мужчин и женщин отдельно. За моральными нормами в этом месте наблюдали полицейские».
И зимой река манила к себе. Катались на коньках, даже соревнования конькобежцев устраивали. Весной местные жители любовались ледоходом. В такие дни можно было увидеть саперов и пожарных в лодках с длинными крючками, которыми они разводили большие куски льда, чтобы те, поднявшись, не разломали мост.
Сколько еще интересных историй хранит в себе древний город? Чтобы узнать их больше, достаточно однажды тут побывать.
Фото из личного архива Владимира лиходедова.