храм воскресения словущего ваганьково расписание богослужений
СВЯЩЕННОЕ ВАГАНЬКОВО
— о православной вере;
— о приходской жизни;
— об анонсах богослужений;
— о знаменитых людях, похороненных на Ваганьковском кладбище;
— о панихидах и поминовениях.
Собираем факты о Ваганьково. Приглашаем на встречи дискуссионного клуба. Организуем экскурсии
СВЯЩЕННОЕ ВАГАНЬКОВО запись закреплена
В канун престольного праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме в церкви Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище было совершено Всенощное бдение.
Праздничное богослужение возглавил епископ Зеленоградский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Показать полностью. Преосвященному владыке сослужили настоятель храма игумен Петр (Еремеев), клирики прихода и братия Высоко-Петровского монастыря. За богослужением пел приходской ваганьковский хор под управлением регента Алексея Любимова.
Главная христианская святыня, главный христианский храм – это храм Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был обновлён, то есть возрождён святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе – месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. Это священное место долгое время попиралось язычниками, на нём стоял храм Венеры. Поэтому освящение нового храма стало возрождением поруганной святыни, и с того времени верующие христиане вспоминают это великое событие, символизирующее обновление духовной жизни.
В этот день в храмах, освящённых в честь праздника, служба совершается как на Пасху. Восклицается «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!». Торжественно вокруг храма идёт крестный ход, который ведут священники в красных облачениях, с пасхальными трисвечниками в руках.
СВЯЩЕННОЕ ВАГАНЬКОВО запись закреплена
Церковь & Вузы
23 сентября – день рождения философа Алексея Федоровича Лосева
Алексей Федорович родился в семье учителя физики и математики. Его мать была дочерью священника. Он окончил историко-филологический факультет Московского университета. В возрасте 26 лет стал профессором, преподавал классическую филологию в учебных заведениях Москвы и Нижнего Новгорода.
Показать полностью.
Будучи советским философом и филологом он вел христианский образ жизни. В разгар советского режима и усиливающихся гонений на Церковь профессор Лосев тайно принял монашеский постриг с именем Андроник. В 20-е годы он занимался философией, выпустил 8 книг. Был сторонником «имяславия», религиозного движения ХХ века, утверждавшего, что Бог незримо присутствует в Божественных именах.
Переломной в судьбе Лосева стала книга «Диалектика мифа», изданная в 1930 году. В ней он отверг марксизм и официальную философию. При подготовке к изданию автора арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы. Наказание он отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Все издание «Диалектики» было конфисковано и уничтожено.
Вернувшись из ссылки профессор продолжил преподавательскую деятельность. У него появились ученики и последователи. Он снова начал писать философские сочинения и стал одним из крупнейших исследователей античности и эпохи Возрождения. Лосев переводил труды Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. В его библиографии более 800 произведений.
Все это не мешало профессору оставаться христианином и вести духовную жизнь. Он практиковал умное делание с помощью Иисусовой молитвы. Не расставался с монашескими чётками на лекциях, конференциях и встречах.
СВЯЩЕННОЕ ВАГАНЬКОВО запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
В преддверии храмового праздника мы рады сообщить вам, что наконец-то завершены работы по реставрации и золочению центрального паникадила, сбор средств на которые проходил без малого четыре года.
В ближайшее воскресенье, 19 сентября, после Божественной Литургии будет совершен благодарственный молебен с поминовением всех, кто принял участие в этом благом деле!
Храни вас всех Господь!
СВЯЩЕННОЕ ВАГАНЬКОВО запись закреплена
Храня завет родных поверий —
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
Как муравьи кишели люди
Показать полностью.
Из щелей выдолбленных глыб,
И, схилясь, двигались их груди,
Что чешуя скорузлых рыб.
В моей душе так было гулко
В пеленках камня и кремней.
На каждой ленте переулка
Стонал коровий рев теней.
Дризжали дроги, словно стекла,
В лицо кнутом грозила даль,
А небо хмурилось и блекло,
Как бабья сношенная шаль.
С улыбкой змейного грешенья
Девичий смех меня манул,
Но я хранил завет крещенья —
Плевать с молитвой в сатану.
Как об ножи стальной дорогой
Рвались на камнях сапоги,
И я услышал зык от Бога:
«Забудь, что видел, и беги!»
СВЯЩЕННОЕ ВАГАНЬКОВО запись закреплена
СВЯЩЕННОЕ ВАГАНЬКОВО запись закреплена
Поздравляем с первым днём осени!
СВЯЩЕННОЕ ВАГАНЬКОВО запись закреплена
— Всё ли спокойно в народе?
— Нет. Император убит.
Кто-то о новой свободе
На площадях говорит.
— Все ли готовы подняться?
Показать полностью.
— Нет. Каменеют и ждут.
Кто-то велел дожидаться.
Бродят и песни поют.
— Кто же поставлен у власти?
— Власти не хочет народ.
Дремлют гражданские страсти —
Слышно, что кто-то идет.
— Кто ж он, народный смиритель?
— Темен, и зол, и свиреп:
Инок у входа в обитель
Видел его — и ослеп.
Он к неизведанным безднам
Гонит людей, как стада…
Посохом гонит железным…
— Боже! Бежим от Суда!
СВЯЩЕННОЕ ВАГАНЬКОВО запись закреплена
«Установление семьи — это глубоко религиозное явление. Ведь семья — это проекция горнего мира. В Священном Писании мы видим полное раскрытие этого понятия. Семья устраивается по подобию Церкви, глава которой есть Христос, а все остальные — ее члены, и поэтому семья гармонично воспринимается как малая Церковь.
Показать полностью. Целью брака является подготовка брачующихся и их детей к вхождению в Божие Царство через научение разделять радости, терпеть скорби, преодолевать житейские проблемы, через совершенствование любви.
В советский период, когда насаждался атеизм, было разрушено религиозное восприятие семейных ценностей и осталось понимание семьи лишь как ячейки земного общества. В атеистической концепции мира семья ведь не воспринимается как институт, способствующий совершенствованию личности человека, обожению человека. Именно поэтому семья рассматривалась как инструмент организации масс и воспроизводства.
В такой концепции связь мужчины и женщины лишается сакрального значения и низвергается в земные страсти. К сожалению, в современном восприятии многих людей мы видим именно такое понимание брака — как совместной организации быта, рождения и воспитания детей. И сегодня это еще не самый плохой вариант.
Для человека верующего в семье все имеет духовный смысл. Семейная жизнь как лестница, на которой первая брачная ночь, рождение ребенка, преодоление препятствий и умножение радости есть ступени в духовном развитии, венец которого — вхождение после земной жизни в Небесное Царство. Такое христианское понимание брака создает в высшей мере крепкую мотивацию для супругов и детей преодолевать любые угрозы семье. Теперь, когда утеряно это понимание, серьезное испытание может легко разбить брачную связь за считанные годы, месяцы, а порой даже и дни», — настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище игумен Петр Еремеев @peter_eremeev
Воскресения Словущего (главный престол)
Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище был заложен в 1819 году поблизости от деревянного храма святителя Иоанна Милостивого, построенного в 1773 году. Со временем деревянный храм был утрачен, на его месте сейчас находится ротонда.
Ротонда на месте, где ранее находился первый кладбищенский ваганьковский храм святителя Иоанна Милостивого
Над проектом нового храма работал Афанасий Григорьевич Григорьев – ведущий архитектор московского ампира, известный участием в воссоздании многих зданий Москвы после пожара 1812 года. Строительство святыни осуществлялось на средства купцов Болотновых и продолжалось в течение 12 лет. Одновременно с церковью А.Г. Григорьев построил два одноэтажных флигеля при входе на кладбище.
Престолы в честь святителя Николая и мученицы Акилины были освящены уже 18 и 24 октября 1820 года соответственно. Еще не было завершено возведение центрального купола, а в двух приделах уже совершались Божественные литургии.
26 сентября 1831 года митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) освятил главный престол нового храма в честь праздника Обновления (освящения) храма Воскресения Христова (Воскресения Словущего).
Храмовая икона «Обновление Храма Воскресения Христова в Иерусалиме»
Праздник Воскресения Словущего отмечается 26 сентября. Он установлен в честь завершения строительства и освящения в 335 году Храма Воскресения Христова. Он был сооружён над Живоносным Гробом Христа Спасителя равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой. Согласно Писанию, в тот день множество паломников и епископов со всей тогдашней обширнейшей Римской империи стеклись в Иерусалим для того, чтобы принять участие в освящении. И хотя была осень, но на Гробе Господнем совершалось богослужение, как в самый день Воскресения Христова. Потому и пошел этот день именоваться Воскресением Словущим, то есть тот, который «словёт», или «слывёт» (от глагола «слыть» — быть известным) в народе, как и сам праздник Светлого Христова Воскресения.
В 1922 году в рамках программы изъятия церковных ценностей из храма Воскресения Словущего вынесли около 18 пудов церковной утвари из золота и серебра. К счастью, сам храм избежал закрытия и разрушения, однако в течение многих лет, начиная с 1923 года (в некоторых источниках с 1925 года), был в руках обновленцев.
В 1945 году храм был передан Московской Патриархии.
Возобновление богослужений в главном храме. 10 июня 2020 года.
Дорогие друзья, сегодня впервые после закрытия Ваганьковского кладбища на карантин была совершена Божественная Литургия в храме Воскресения Словущего!
⠀
Промыслом Божиим, возобновление богослужений в главном храме Ваганьковского кладбища совпало с днём памяти новомучеников и исповедников Ваганьковских! Как и ранее Господь сподобил возобновить Богослужения в православных храмах с участием прихожан прямо накануне дня рождения Церкви Христовой – Пятидесятницы!
⠀
Будем молиться Отцу Нашему Небесному, чтобы Он укреплял в нас надежду и веру в Его Промысл. Будем учиться доверять Богу на всех наших путях, стремиться поддерживать друг друга в испытаниях и скорбях. А без тщательного исполнения Заповедей Божиих, которое и открывает нам наши немощи, нам будет трудно преодолевать испытания и скорби в течение нашей жизни. Нам дан Великий Дар от Господа Бога – причастие Тела и Крови воплощенного Слова Его – Иисуса Христа, которое да поможет нам, утешит и укрепит нас жить по совести!
⠀
Богослужения на нашем приходе будут совершаться в обычном режиме согласно расписанию, которое вы можете посмотреть ТУТ.
Следующее Богослужение – Всенощное Бдение в субботу 13 июня в 16:00.
На приходе создана обновляемая база данных по погребенным выдающимся личностям. В скором времени будут возобновлены экскурсии по святыням кладбища, церковному и светскому некрополю.
А еще, н еподалеку от главного входа во флигеле с храмом Апостола Андрея Первозванного вы можете подкрепить свои силы в приходской трапезной.
О смерти
О православном понимании этого непростого и важного вопроса рассказывает профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.
А.И. Осипов / al-eparhiya.ru
Как христианство отвечает на них? Оно говорит о двусоставности человека. Важнейшей его частью, тонко материальной, как об этом пишут наши святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (признавший это в конце жизни), является душа, имеющая три уровня. Высший уровень, присущий только человеку — дух (или ум), носитель самосознания, личности. Он бессмертен. Другие два уровня — чувствующий и растительно-питающий — общие с животным и растительным миром и часто вместе с телом именуемые плотью, или душевным телом, как писал апостол Павел: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор 15:42—44). Это душевное тело, или плоть, умирает и разлагается вместе с телом биологическим.
Смерть есть разрыв между духом и плотью, или проще — между душой и телом. И только вера в бессмертие дает полноценный ответ на вопрос: зачем я живу? Достоевский особенно подчеркивал значение для человека веры в бессмертие: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле».
Что происходит с душой человека в первые сорок дней после смерти?
По смерти плоти душа человека переходит в мир вечности. Но категория вечности неопределима в понятиях времени, она относится к тем простым вещам, о которых еще древнегреческий философ Платон писал, что «простые вещи не поддаются определению». Поэтому на данный вопрос церковная традиция вынуждена отвечать на языке применительно к нашему сознанию, погруженному в поток времени.
В церковном предании есть интересный ответ ангела преподобному Макарию Александрийскому о происходящем с душой в эти дни:
«… В продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет.. как птица, ища гнезда себе… В третий же день… вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих.
После повелевается от Него показать душе… красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней… По рассмотрении… она опять возносится ангелами на поклонение Богу.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим различным местам мук душа носится тридцать дней… В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».
В эти дни душа как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.
Мытарства — что это такое, и почему они так называются?
Слово «мытня» означает место, где взималась пошлина, брались налоги, штрафы. На церковном языке словом «мытарство» выражается производимое с девятого по сороковой день по кончине человека своего рода следствие по делу его земной жизни.
Мытарств обычно называют двадцать. Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов.
В житии преподобного Василия Нового блаженная Феодора рассказывает о них в следующем порядке: 1) празднословие и сквернословие, 2) ложь, 3) осуждение и клевета, 4) объедение и пьянство, 5) леность, 6) воровство, 7) сребролюбие и скупость, 8) лихоимство (взяточничество, лесть), 9) неправда и тщеславие, 10) зависть, 11) гордость, 12) гнев, 13) злопамятство, 14) разбойничество (избиения, ударения, драки), 15) колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания), 16) блуд, 17) прелюбодеяние, 18) содомство, 19) идолослужение и ересь, 20) немилосердие, жестокосердие.
Все эти мытарства описываются в житии в ярких образах и выражениях, которые нередко принимаются за саму действительность, порождая искаженные представления не только о мытарствах, но и о рае и аде, о духовной жизни и спасении, о Самом Боге.
Потому схиигумен Иоанн Валаамский писал:
«Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания».
А иеромонах Серафим (Роуз) объясняет:
«Всем, кроме детей, ясно, что понятие «мытарства» нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти… Но сами рассказы — это не «аллегории» и не «басни», а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке… В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни «восточной астрологии», ни «чистилища».
О причине столь неадекватного описания того мира святитель Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».
В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает:
«…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными».
Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров):
«…Мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать… душа сама бросается в ад».
Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю — Лк 23:43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена». Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24).
Зачем нужно молиться за умерших?
Апостол Павел написал удивительные слова: вы — тело Христово, а порознь — члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12:27, 26). Все верующие, оказывается, составляют один живой организм, а не мешок гороха, в котором горошины толкаются между собой, да еще больно ударяют друг друга. Христиане — клетки (живые, полуживые, полумертвые) в Теле Христовом. И все человечество — одно тело. Но как на всем организме и на любой его клеточке отзывается каждое изменение состояния отдельного органа или клетки, так и в человеческом обществе. Это универсальный закон нашего бытия, который открывает завесу и над тайной молитв за умерших.
Молитва по своему действию есть дверь для вхождения в душу благодати Христовой. Поэтому молитва, совершаемая с вниманием и благоговением (а не бессмысленным ее вычитыванием), очищая самого молящегося, оказывает исцеляющее действие и на усопшего. Но одна внешняя форма поминовения, даже богослужебная, без молитвы самого молящегося, без его жизни по заповедям, является не более, как самообманом, и оставляет усопшего без помощи.
Святитель Феофан откровенно писал об этом:
«Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня… Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?!»
Молитва особенно действенна, когда она сопрягается с подвигом. Господь ученикам, не сумевшим изгнать беса, ответил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф 17:21). Этим Он указал на духовный закон, по которому освобождение человека от рабства страстям и демонам требует не только молитвы, но и поста, то есть подвига и тела, и души.
Святой Исаак Сирин писал об этом:
«Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души».
То есть действенность молитвы за усопшего прямо обусловлена степенью жертвенности и борьбы со своими грехами самого молящегося, степенью чистоты его клеточки. Такая молитва способна спасти любимого человека. Ради этого, чтобы изменить посмертное состояние человека, она и совершается Церковью с самого начала своего существования!
Что такое — Божий суд, можно ли на нем оправдаться?
Вы спрашиваете о Последнем суде, который часто называется Страшным?
Это последний акт в истории человечества, открывающий начало его вечной жизни. Он последует за всеобщим воскресением, в котором произойдет восстановление всей духовно-телесной природы человека, в том числе и полноты воли, а, следовательно, и возможности окончательного самоопределения человека — быть ему с Богом или навсегда уйти от Него. По этой причине Последний суд именуется Страшным.
Но Христос на этом суде не окажется греческой Фемидой — богиней правосудия с завязанными глазами. Напротив, перед каждым человеком во всей силе и очевидности откроется нравственное величие Его крестного подвига, Его неизменная любовь. Поэтому, имея печальный опыт земной жизни и ее «счастья» без Бога, опыт «экзаменов» на мытарствах, трудно предположить, чтобы всё это не тронуло, точнее, не потрясло сердец воскресших людей и не определило положительного выбора падшего человечества. В этом, по крайней мере, были убеждены многие Отцы Церкви: Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Амфилохий Иконийский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин и другие. Они писали о том же, что слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Эта мысль повторяется во множестве богослужебных тестов Православной Церкви.
Но, возможно, найдутся и такие, ожесточение которых станет сущностью их духа, и тьма ада — атмосферой их жизни. Бог не нарушит и их свободы. Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, находится «в глубине сердца человеческого». Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не смог выйти.
Образ Страшного суда Божия. Поморское письмо. XIX век.
Дерево, темпера
Что такое рай, в котором будут спасшиеся?
А что ответили бы вы на вопрос: что такое семимерное пространство?
Пикассо, например, попытался нарисовать скрипку в четырехмерном пространстве и получилась абракадабра. Так и все попытки изображения рая (и ада) всегда будут такой же скрипкой Пикассо. О рае лишь одно подлинно известно: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Но это самая общая характеристика рая в передаче нашего трехмерного языка. А по существу все его описания являются лишь самыми слабыми изображениями вещей небесных.
Можно лишь добавить, что скучно там не будет. Как влюбленные могут бесконечно общаться друг с другом, так в неизмеримо большей степени спасенные в раю будут пребывать в вечной радости, наслаждении, счастье. Ибо Бог есть Любовь!
«Радость праведных о Господе. Преддверие рая». В.М. Васнецов
Что такое ад, в который попадают погибшие?
Слава Богу, я его пока не знаю и знать не хочу, ибо на библейском языке знание означает единение с познаваемым. Но слышал, что в аду очень плохо, и что он тоже находится «в глубине сердца человеческого», если в нем нет рая.
С адом связан серьезный вопрос: конечны или бесконечны адские мучения? Сложность его заключается не только в том, что тот мир закрыт от нас непроницаемой завесой, но и в невозможности выразить нашим языком понятие вечности. Знаем, конечно, что вечность это не бесконечная продолжительность времени. Но как это понять?
Проблема усложняется еще тем, что Священное Писание, святые Отцы, литургические тексты говорят как о вечности, так и конечности мучений нераскаянных грешников. При этом Церковь на своих соборах никогда не осудила ни одного из Отцов ни той, ни другой точки зрения. Тем самым она оставила этот вопрос открытым, указав на его тайну.
Поэтому прав был Бердяев, когда сказал, что проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации».
Конечно, трудно не обратить внимание на мысль святого Исаака Сирина:
«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там — такой человек думает невыразимо богохульно о Боге… Такой … клевещет на Него». Но он же и предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».
Но одно бесспорно. Поскольку Бог есть любовь и премудрость, то очевидно, что для каждого человека вечность будет соответствовать его духовному состоянию, его свободному самоопределению, то есть будет для него наилучшей.
Икона «Воскресение Христово – Сошествие во ад». XV в., Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Может ли измениться посмертная участь человека?
Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то Церковь не призывала бы с самого начала своего существования молиться за усопших.
Что такое — всеобщее воскресение?
Это воскресение всего человечества к вечной жизни. В последовании утрени Страстной Пятницы слышим: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим». Учение об этом является главнейшим в христианской религии, ибо только оно оправдывает смысл жизни человека и всей его деятельности.
Апостол Павел даже так пишет:
«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:13—14, 19). Он сообщает и о том, как оно произойдет: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор 15:52)».
А вот что пишет в своих знаменитых «Словах подвижнических» о силе воскресения святой Исаак Сирин:
«Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?… Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость — воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости — привести нас в бытие, когда мы не существовали».